«Кому принадлежит молодежь – тому принадлежит будущее».
статья по теме

«Было в ней немало хорошего,

Этим можем мы все гордиться!»

 

 

Трудно поспорить с этим высказыванием. Именно так думали о будущем страны  руководители молодой советской России в двадцатые годы, когда и создавали пионерскую организацию. Создана она была по решению Всероссийской конференции ВЛКСМ 19 мая 1922 г. и официально действовала до  1991 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_luhovickie_vesti_gudinova.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Кому принадлежит молодежь  –  тому принадлежит будущее».

«Было в ней немало хорошего,

Этим можем мы все гордиться!»

Трудно поспорить с этим высказыванием. Именно так думали о будущем страны  руководители молодой советской России в двадцатые годы, когда и создавали пионерскую организацию. Создана она была по решению Всероссийской конференции ВЛКСМ 19 мая 1922 г. и официально действовала до  1991 г.

Пионерская организация позиционировалась как добровольная, однако таковой она была лишь в первые годы советской власти, когда в пионеры принимали только детей рабочих и сельской бедноты. Они в пионерию действительно стремились. В целом в стране шла  борьба с советскими организациями, в том числе и с пионерской, многие родители старались уберечь своих детей от идеологической обработки в интересах новой власти. Именно поэтому важно было оторвать детей от семьи, вырастить из них полноценных «новых людей». В деревнях отряды почти не создавались, а те, что организовывались заезжими партийцами и комсомольцами, разваливались. Однако постепенно добровольность становилась лишь декларируемым принципом: организация превращалась в стройную систему, полностью подчинённую партийным интересам.

В нашем Луховицком районе история Пионерии начинается с  Нижнее -Масловской  школы, в которой первая пионерская организация была создана в 1923 году учителями Надеждой Николаевной Орловой  и Марией Петровной Шевцовой. Первый прием в пионеры был назначен на 6 ноября 1923 года.  Сбор проходил у здания сельского Совета, а 7 ноября из  школы к месту сбора вышла колонна учащихся, впереди которой гордо шагали в красных галстуках 11 первых пионеров.

Первый пионерский отряд в Ловецкой школе был организован в июне 1924 года. Организатором отряда была комсомольская ячейка с. Ловцы, которая поручила новое  дело Виктору Максимову, который приехал в Ловцы на летние каникулы к своему отцу учителю начальной школы.

Из воспоминаний Виктора Максимова: «В 1924 году я приехал в Ловцы на каникулы. В это время я помогал в организации пионерских отрядов. Я написал два объявления. Одно повесил на дверь магазина, второе на дверь школы.  На первом сборе ребята узнали, кто такие пионеры, читали рассказы из журнала, познакомились с законами и обычаями юных пионеров. Я им рассказал о первом пионерском параде на Красной площади 23 мая 1924 года, на котором я присутствовал. На первом сборе решили выпускать стенгазету».

Пионерская организация, способствуя формированию гражданского сознания детей, конечно, придавала своим делам и начинаниям политический характер, воспитывала пионеров на революционных идеалах, на верности традициям старших поколений. Но эта политическая направленность деятельности пионерской организации была связана со всеми сторонами её работы по воспитанию юного гражданина. В то же время, организуя разнообразную деятельность пионеров, развивая их индивидуальные интересы, наклонности, пионерские дружины помогали школе, учителям воспитывать у учащихся ответственное отношение к учению, к сознательному выбору будущей профессии, и в целом воспитывали детей патриотами, учили их быть гражданами своей страны, гордиться ею и заботиться о ней. Многие сегодня вспоминают свое пионерское детство с теплотой и гордостью за свою принадлежность к пионерской организации. Именно в ней они видят причину формирования у них чувства гордости за принадлежность к нашей стране, за сформированное у них чувство патриотизма. Совместный труд на пользу своей стране был для них не дополнительной нагрузкой, а возможностью осознания своей значимости для Родины уже в детстве.

90-ые годы. Преобразования в стране влекли за собой  преобразования и в пионерской организации. Она больше не могла подчиняться воле политической власти  и стала работать исключительно на благо государству.

В Артеке с 25 сентября по 1 октября проходит Х слет Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина. 1 октября 1990 года Х слет принимает решение о преобразовании единой пионерской организации в Союз пионерских организаций - Федерацию детских организаций (СПО-ФДО). Именно с этой даты начинается история современного детского движения в нашей стране. Теперь организация, дети и подростки, входящие в эту организацию, могли выбирать направления деятельности по своим интересам, увлечениям. Организация перестала быть зависимой от государства, от власти, но при этом многие направления работы пионерской организации были сохранены.

Стартовали программы СПО ФДО: «Свой голос», «От культуры и спорта — к здоровому образу жизни», «Древо жизни», «Мир красотой спасется», «Каникулы», «Алые паруса» «Школа демократической культуры» (движение юных парламентариев), «Золотая игла», «Детский орден милосердия», «Игра — дело серьезное», «Дети — детям», «Лидер», «Зеленый мир». Вариативно-программный подход — это предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения, объединений, организаций, групп детей, в которых создаются необходимые условия для социализации личности. Он предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватными ему формами и методами работы. Данные программы реализуют возрастной подход и учитывают диапазон интересов и потребностей детей. Вариативно-программный подход к деятельности не только отвечает интересам детей и подростков, но и учитывает изменения окружающей жизни: экономические, социальные, политические, нравственные.                              

Участники детских общественных организаций имеют возможность выбирать объединения по интересам, переходить из одного объединения в другое, реализовывать любую программу, планировать сроки и темпы выполнения программ.    

С 2003 года Луховицкая районная детская общественная организация «МЫ» входит  в состав СПО-ФДО.

Итак, мы видим, что новая современная детская организация в выборе направлений своей деятельности опирается именно на опыт Пионерии. Программа "Дети и экология" является продолжением пионерских акций "Украсим Родину садами", "Живое серебро", движения юных натуралистов.  Программа «От культуры и спорта — к здоровому образу жизни" по сути является продолжением одного из направлений Марша пионерских дружин - "Пионеры - сильные, смелые, ловкие". Программа «Мир красотой спасется» выросла из пионерского маршрута "Пионеры - друзья прекрасного". Это еще раз подчеркивает, что пионерские традиции живы и продолжают формировать гражданскую идентичность современных подростков, а в том, что пионерская именно этим и занималась, мне кажется, уже нельзя сомневаться.

Всем, кто сегодня заявляет, что ПИОНЕНИЯ – ЭТО только политика и пропаганда коммунистических идеалов, мы предлагаем вместе пролистать  дневник пионерских дел одной из лучших пионерских дружин нашего района. Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1. С 1936 года в школе были созданы пионерские отряды и октябрятские группы. В 1960 году Пионерской дружине присвоено имя А.П. Гайдара (согласитесь достойное имя в истории нашей страны). Кстати, традиция присваивать пионерским дружинам имена героев, заслуживает особой истории и внимания.

Первая страница. Яркие рисунки и ровный детский подчерк.

«Праздник Урожая» в этот день  пионеры приносили на школьную выставку продукцию, выращенную ими за лето. Лучших юннатов заносили в Книгу Почета школы»  (Эта форма осталась и сегодня. Сегодня - это Осенние  Ярмарки, которые  проходят в наших школах.)

«2 октября – Всероссийская торжественная линейка пионеров, на которой отряды рапортовали о своих достижениях на благо Родины: о количестве собранного металлолома и  макулатуры, о посаженных деревьях. В честь открытия очередного партийного съезда пионерская дружина подводила итоги своей работы. На общешкольный пионерский сбор приглашались лучшие работницы швейной фабрики, рабочие Автодора. В торжественной обстановке их принимали в почетные пионеры школы» . (Весь мир использует вторичное сырье. Если раньше этим занимались пионеры, то теперь….сами знаете кто…. Ну, а съезды – это политика того времени. Хотя для пионеров того времени, по большому счету,  не так уж важно было, какой это съезд, и что там решалось, главнее было, в субботу дружно всем классом ходить по квартирам и собирать старые газеты и журналы. А самое главное опередить 5 «А». Азарт невероятный. Игра.

Читаем далее. «Традиционные «спортивные соревнования на приз газеты «Пионерская правда», в которых принимали участие пионеры школы, занимают призовые места». О спорт, это всегда круто! Значок ГТО! Сегодня это тоже важно!

«22 декабря – ежегодный фестиваль «Дружба народов», посвященный созданию СССР. Каждый отряд представлял союзную республику, рассказывал о ее культуре, экономике, традициях, исполнялись песни и танцы, демонстрировались национальные костюмы. Лучшие отряды награждены  почетными грамотами»  Нас так учили и воспитывали, мы знали и уважали другие народности. Сейчас об этом тоже вспомнили, только время другое и причина другая. Нетерпимость и агрессия в обществе. ТОЛЕРАНТНОСТЬ - новое слово.

«8 февраля День юного героя – антифашиста. В этот день вся пионерская дружина собиралась на торжественную линейку. Минутой молчания почтили память пионеров-героев, отдавших свои жизни за Родину. Старшие пионеры выступали с беседами перед октябрятами и младшими пионерами, рассказывая о жизни и подвиге юных героях ВОВ -  В. Котика, З. Портновой, М. Казея, Л. Голикова, В.Дубинина и других  героев-антифашистов.»  Это наша святая история. И если говорить о пионерах, то забывать о подвигах юных защитников Родины в годы ВОВ  просто нельзя. Ребенок и война – это несовместимые вещи. Но война не оставляла им выбора. Это то, что может и должно нас сейчас объединять.

«Традиционными были «Праздники мам», когда пионерская дружина проводила утренники для  работниц Молзавода, Автодора и Швейной фабрики». Трогательно. И кто скажет, что это политика?????

С нетерпением тимуровцы ждали «Дня птиц». «В конце марта на торжественной линейке председатели совета отрядов рапортовали о количестве изготовленных новых скворечников и отремонтированных, а также о количестве кормушек для птиц. После линейки пионеры шли развешивать птичьи домики в городские парки» Современные экологи просто вышли их этого отряда юных борцов за сохранение окружающего мира.

«12 апреля День космонавтики – один из самых больших праздников Пионерии школы. На общешкольном митинге пионеры читали стихи о космосе, выступали с сообщениями о космонавтах, приглашали почетных гостей с ЛМЗ, подводили итоги конкурсов, рисунков и плакатов»  Разве это плохо? Все то же самое проводилось  в наших школах совсем недавно. Только, ушла в прошлое  гордость каждого, за то, что в космос-то первым полетел он, наш Юрий Гагарин. Сейчас для наших детей –это обыденно. Правильно! Жизнь идет вперед.

«22 апреля одно из главных событий страны и пионерской организации. В этот день школа была в праздничном убранстве. Оформлялась выставка о жизни и деятельности В.И. Ленин. Под звуки горна и барабана вносилось знамя дружины, звучала песня «Взвейтесь кострами». Пионеры готовили монтаж о В.И.Ленине, возлагали цветы к монументу вождя. Звучало торжественное обещание пионеров, вступающих в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Ленина. Комсомольцы повязывали пионерам красные галстуки.» Ну, здесь не поспоришь … Но Это была наша история….

«9 мая с момента открытия в школе  (9 мая 1970 г.) мемориальной доски в честь воспитанников школы, погибших в боях за Родину, проводился митинг, на который приглашались родные погибших выпускников. Юные пионеры 3-4 классов возлагали цветы. Чеканя шаг, проходили допризывники – учащиеся 9-10 классов, за ними стройными рядами пионеры дружины, отдавая салют тем, кто погиб за Родину.»  Комментировать это событие? Нет!

«19  мая – самый любимый праздник пионерской детворы. В этот день проводились конкурсы на лучшего чтеца, посвященные Дню рождения Пионерии, смотры-конкурсы пионерских песен, смотры пионерских отрядов, коллективные походы на природу»  . Весело! Как говорит,  наше юное поколение «ПРИКОЛЬНО!»

А впереди было пионерское лето. В школе организовывались пионерские отряды. Пионеры создавали агитбригады, тимуровские команды, собирались лекарственные травы, показывались спектакли и концерты,  на очереди - футбол и пионербол. И тогда государство очень серьезно относилось к вопросу летнего отдыха детей.  Спорить поэтому поводу бессмысленно. Были дети, которым не нравилось ходить строем и петь песни у костра, а вечером -  палочкой из углей картошку доставать, которую «стащили» с кухни. Но были и те, кому дороги воспоминания этих пионерских смен, кто с благодарностью вспоминает «Дружбу», «Орленок», «Звездный», «Артек» и «Лесные дали». Это было. Это было наше детство. И его никто не отменит и не зачеркнет.

        Много поездок совершили пионеры по ленинским местам. «В сентябре совет дружины подводил итоги работы летних сводных отрядов, и лучших командиров, вожатых и пионеров награждали почетными и памятными подарками».

И это не полный перечень интересных дел пионерской дружины имени А.П.Гайдара ЛСШ №1.

Спасибо тем школам и школьным музеям, которые сохранили свою, а значит и нашу историю вот в таких документах. Спасибо тем, кто в лихие 90-ые не выкидывал и не сжигал грамоты и фотографии и вырезки из газет.

Можно спорить, не соглашаться, восхищаться и ностальгировать по прошедшей эпохе. Но наша задача заключается в том, чтобы юное поколение знало, уважало и помнило нашу историю, историю нашей страны, в которой Пионерская организация занимала не последнее место.

Гудинова Наталья Анатольевна

Председатель Совета ЛР ДОО «МЫ»

Член Совета СПО-ФДО

Заместитель директора ЦРТДиЮ

Очень активная пионерка Луховицкой средней школы № 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка конкурса знатоков истории и литературы. ИСТОРИЯ НАРОДА ПРИНАДЛЕЖИТ ПОЭТУ

Тема конкурса – история России в литературном творчестве Александра Сергеевича Пушкина и отражение исторических реалий в его литературных произведениях....

Конспект урока-дискуссии:«Кому принадлежит победа при Бородино?»

Форма урока-урок-дискуссияЦели урокаПоказать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812года;Научить сравнивать взгляды историков, делать выводы...

Мероприятие для школьников "Будущее принадлежит молодежи"

Разработка конспекта итогового материала для школьников среднего и старшего звена "Будущее принадлежит молодежи". Материалы конспекта могут использоваться для игр в классе на сплочение детского коллек...

Иследовательская работа. Сочинение "И моя семья должна принадлежать истории..."

Иследовательская работа. Сочинение ученицы 11 класса МКОУ Новокиевской СШ Сягайло Юлии " И моя семья должна пренадлежать истории..."....

Кто не принадлежит своему Отечеству

Формировать у молодёжи высокого патриотического сознания, чувства к своему Отечеству....

статья "Падежи или принадлежи "Кто? кому? кого? Чего?"

Падежи или принадлежи: «Кто? Кому? Кого? Чего?» Что для тебя развитие? Познание чего-то нового? Открытие? Победы? Признание поражений? Мы часто делаем для себя разные открытия, растем...

Огромная роль в воспитании чувств патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы.

Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы. Планируя в 5-10-х классах уроки по изучению произведений о Великой Отечественной войне, ставлю перед с...