Рабочая программа "Диалог культур"
элективный курс (11 класс) на тему
Настоящая рабочая программа элективного курса «Диалог культур» по бурятской литературе для 11 класса разработана на основе авторской программы «Тоонто нютаг» Санжадаевой Г. С. и Забадаева С. Т.. Программа реализует концепцию литературного образования с опорой на принцип «диалога культур».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dialog_kultur_11_klassword.docx | 83.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МО «Курумканский район»
МУ «Курумканское районное Управление образования»
МБОУ «Гаргинская средняя общеобразовательная школа им. Н.Г. Дамдинова»
671635, с. Арзгун, ул. Комсомольская, 1 E-mail: gargaschool@yandex.ru
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»
на заседании МО гуманитарного с заместителем Директор школы направления директора по УР _________ Е.Д. Бадмаева
______/ Е.Д. Раднаева ______/ Е.Д. Раднаева «31» августа 2017 г.
« 31» августа 2017 г. «31» августа 2017 г.
Рабочая программа
Предмет: Элективный курс «Диалог культур» по бурятской литературе
Класс: 11
Учитель: Шарланова Н.Ц.
Срок действия рабочей программы: 2017-2018 учебный год
Арзгун, 2017 г
Пояснительная программа
Рабочая учебная программа по элективному курсу «Диалог культур» по предмету «Бурятская литература» составлена на нормативно-правовой основе:
-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;
-Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»;
-Закона Республики Бурятия от 10 июня 1992 г. №221-XII«О языках народов Республики Бурятия» (с изменениями и дополнениями);
-Федерального государственного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 6 февраля 2015 г., рег. номер 35915);
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»;
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937);
-Федеральных перечней учебников на 2017/2018 учебный год (утверждены приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г №253 (ред. от 08.06.2015) с изменениями на 26 января 2016 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»);
- СанПиНа 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., рег.номер 19983)
-Примерной основной образовательной программы основного общего образования протокол №1/15 от 08 апреля 2015 г;
-Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гаргинская средняя общеобразовательная школа им. Н.Г. Дамдинова»;
-Устава МБОУ «Гаргинская средняя общеобразовательная школа им. Н.Г. Дамдинова», утвержденного постановлением администрации МО «Курумканский район» от 28 декабря 2015 г.
- Положения о рабочей программе МБОУ «Гаргинская средняя общеобразовательная школа им. Н.Г. Дамдинова»;
-Приказа по школе от 30.08.2017 г. «Об утверждении учебного плана школы на 2017-2018 учебный год».
Общая характеристика. Настоящая рабочая программа элективного курса «Диалог культур» по бурятской литературе для 11 класса разработана на основе авторской программы «Тоонто нютаг» Санжадаевой Г. С. и Забадаева С. Т.. Программа реализует концепцию литературного образования с опорой на принцип «диалога культур».
Программа предназначена для учащихся муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гаргинская средняя общеобразовательная школа им. Н.Г. Дамдинова» Курумканского района Республики Бурятия на 2017-2018 учебный год. Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Обоснование актуальности элективного курса «Диалог культур» по бурятской литературе.
В Законе «Об образовании РФ» одним из важнейших принципов является принцип защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях многонационального государства. Перед системой образования ставятся задачи возрождения культурного потенциала каждого этноса и сохранения его посредством системы образования, ориентации содержания образования на сохранение и развитие этнических традиций в процессе учебно-воспитательной деятельности учреждений образования.
В современное время всё большее распространение получают идеи поликультурного образования. К проблемам поликультурного образования обращаются А. Тойнби, Э. Мейлер, Н. Данилевский, Ю Яковец. В начале XX века Л. Гурлитт, Ф. Гансберг, Г. Шаррельман в понятие поликультурного образования включали знания этнической и мировой культуры, способствующие развитию общечеловеческого сознания и утверждению идей о едином мире.
По мнению исследователей поликультуризм в образовании - это культурный плюрализм, признание равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, составляющих данное общество, недопустимость дискриминации людей по национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста. Основополагающими принципами поликультурного образования являются: принцип диалога и взаимодействия культур; контрастный принцип овладения содержанием поликультурного образования; принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей. Образование, с одной стороны, должно способствовать осознанию человеком своих корней и определению места, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам. Изучение культуры сопредельных народов должно способствовать формированию чувств равенства, достоинства, нравственной культуры межнациональных отношений, обеспечивать культурный диалог представителей различных национальностей.
Современное образование в условиях возрождения этнической культуры должно обеспечивать преемственность поколений, возрождение, сохранение и развитие родного языка и этнокультурной традиции в нравственном воспитании подрастающего поколения. Стратегия возрождения этнокультуры включает: признание роли родного языка; образование учителей на родных языках; развитие культуры, включая как содержательную составляющую, так и обеспечение материальными ресурсами; признание ценностей культуры в образовании. Возрождение и сохранение этнической культуры в современных условиях становится возможным только в случае определения, сохранения и развития центральной темы культуры этноса, через её использование в повседневной педагогической практике, посредством системы образования.
Формирование этнокультурной толерантности личности средствами литературы способствует решению важнейшей социальной задачи, направленной на обеспечение созидательного межкультурного диалога и мирного сосуществования представителей разных этнокультурных сообществ. Литература является в этом процессе действенным воспитательным средством, в «генетическом коде» которого отражается весь спектр эмоций, чувств и переживаний народа, его ментальность, ценности, лучшие духовные качества. Постигая художественные произведения разных этнических традиций сквозь призму собственного пережитого духовного опыта человек в состоянии понять другой мир, принять другого таким, какой он есть, сопереживать ему.
Изучение литературы в школе направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературныхсведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования бурятского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Основополагающими являются задачи:
-познакомить учащихся с произведениями устного народного творчества, с лучшими текстами бурятской национальной литературы, в которых отражена философия миролюбия, уважения к традициям, добрососедства, терпимости, трудолюбия;
-развивать художественный вкус учащихся, учить их понимать прекрасное в искусстве;
-помочь усвоить идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей средствами учебного предмета.
Читая произведения, включенные в программу, учащиеся углубляют знания по истории, теории литературы, совершенствуют навыки сопоставления, сравнения, анализа, оценки художественных произведений. Это поможет учащимся глубокому усвоению, восприятию и осознанию различных фольклорных жанров, приобщению их к нравственным ценностям, формированию личности, являющейся носителем идей сотрудничества и диалога. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Характеристика элективного курса
Элективный курс по бурятской литературе опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- Выразительное чтение;
- Различные виды пересказа;
- Заучивание наизусть стихотворных текстов;
-Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
-Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
-Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
-Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
-Сопоставление произведений бурятской и русской литературы, выявление сходства нравственных идеалов, национального своеобразия их художественного воплощения.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд бурятской литературы. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Связь предмета бурятской литературы со смежными дисциплинами. Бурятская литература тесно связана с другими учебными предметами. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. Бурятская литература формирует коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках бурятской литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзммышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Педагогические технологии и методы обучения. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение, групповые технологии, компьютерные технологии обучения, проектные технологии.
Методы обучения: словесные, наглядные, стимулирования, контроль и самоконтроль (обратная связь), репродуктивные (лекции, доклады, сообщения).
Учет возрастных особенностей учащихся 11 класса. На этом этапе развиваются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/ понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизненного и творческого пути классиков бурятской литературы;
- изученные теоретико-литературные понятия;
Уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять план и тезисы прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять, формулировать тему, идею проблематику изученного произведения;
- характеризовать героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать своё отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения;
- владеть различными видами пересказа;
-участвовать в диалоге по почитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного устного и письменного текста на русском языке с учетом норм русского литературного языка
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение ресурсы интернета.
Содержание элективного курса. Программа построена на родожанровом принципах, реализуется «диалог культур», предусматривается межпредметная связь и краеведение.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Программа элективного курса развивает:
- Речевую компетенцию учащихся;
-Читательскую компетенцию учащихся;
-Коммуникативную компетенцию учащихся;
- Культуроведческую компетенцию учащихся.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладаетбольшой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
В системе образования как никогда актуальна проблема формирования, развития личности, готовой к восприятию других культур, их этнических особенностей. Поэтому одним из принципов в образовании и воспитании становится принцип региональности, заключающийся в опоре на культурные достижения, национальные традиции, нравственно-ценностные взгляды родного народа, а также понимание и уважение духовного наследия других этносов, живущих рядом.
Важными критериями отбора произведений являются их соответствия возрастным интересам учащихся и доступность по проблематике.
Тематический, историко-литературный принципы содействуют систематизации знаний школьников, позволяют усвоить, что художественные произведения литературы Бурятии посредством образов отражают миросозерцание людей различных исторических эпох и имеют общечеловеческое значение для нашего времени. Гуманистический пафос произведений должен раскрываться путём усиленного внимания к этико-нравственным проблемам, эстетическим ценностям, лежащим в их основе.
11 класс | |
Раздел | Тема урока |
Введение | Литература как искусство слова |
Особенности литературного процесса в Бурятии | |
Публицистика | Из истории родного края |
Н. Дамдинов «Родник в моём краю» | |
Публицистика Н. Дамдинова | |
«Сердце, принадлежащее времени» С. Ангабаева | |
«Жизнь, отданная людям» | |
Проза | М. Жигжитов. Очерк жизни и творчества |
Роман «Подлеморье» | |
Образы героев: Воуль, Магдауль, Волчонок | |
Особенности стиля и лексики в романе | |
Н. Очиров «Найдёныш» | |
В.Митыпов. «Долина бессмертников» Повесть | |
Образ главного героя. | |
Особенности сюжета фантастическ. повести | |
Проблема трудных подростков в творчестве Раисы Белоглазовой «Черёмуховый цвет» - первая книга Р. Белоглазовой | |
Летописцы | Летописцы земли бурятской |
Лирика | Стихи бурятских поэтов о родном крае. Тоонто – символ «малой» родины |
Певец ая-ганги Дондок Улзытуев Мастер поэтического перевода | |
Ц-Д.Дондогой. Поэма «Песнь о матери». | |
Творчество В. Петонова | |
Ц. Зарбуев «Сосна» «Поющие сосны» Н. Дамдинова и Б. Ямпилова | |
Драматургия | Драматургия Бурятии |
Цырен Шагжин - драматург, актёр и режиссёр | |
«Даже если бы написал только «Будамшуу»… |
Критерии оценивания. Оценка устных ответов учащихся. Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Балл | Степень выполнения учащимся общих требований к ответу |
«5» | 1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. |
«4» | ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
«3» | ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого |
«2» | ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. |
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления сочинений. Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
-богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность.
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений.
Основные критерии оценки за сочинение
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. | Допускаются: I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1.В работе допущены существенные отклонения 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.-5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов | Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок |
Календарно- тематический план (11 класс) | ||||||
Дата | Раздел | Тема урока | Часы | Содержание темы | Домашнее задание | |
План | Факт | |||||
05.09 | Введение | Литература как искусство слова | 1 | образовательная: способствовать формированию представлений о литературе как искусстве слова; познакомить с понятием «слово» как жанр литературы; познакомиться с планом работы на новый учебный год; воспитательная: содействовать воспитанию нравственных качеств личности, высокого понимания любви и дружбы, свободолюбия и гуманизма; развивающая: создать условия для формирования умения анализировать и интерпретировать текст, умения давать ему личностную оценку; для развития логического и образного мышления, связной речи; Тип: урок изучения нового материала. Формы и методы: частично-поисковый, репродуктивный, групповая и индивидуальная деятельность.. | заполнить таблицу «Жанры» | |
12.09 | Особенности литературного процесса в Бурятии | 1 | Раскрыть своеобразие бурятской литературы. Историко-литературный процесс. Периодизация бурятской литературы. Самобытность бурятской литературы. | Таблица «Проза», «Драматургия» | ||
19.09 | Публицистика | Из истории родного края | 1 | Образовательная: практическое овладение навыками публицистического стиля. Воспитательная: привить любовь к родному слову. Развивающая: развитие речи, развитие творческих способностей. Задачи: Вспомнить особенности публицистического стиля. Уметь определять и обосновывать принадлежность текста к публицистическому стилю. Обогатить знания о публицистическом стиле | создать публицистический текст, на любую из тем. | |
26.09 | Н. Дамдинов «Родник в моём краю» | 1 | «Родник в моём краю»- это документальная повесть. Народный поэт Бурятии Николай Дамдинов рассказал в ней о себе и своём творческом пути, о событиях свидетелем и участником которых он был, о встречах с современниками, о деятелях далёкого прошлого, об ответственности перед родной землёй. | прочитать очерк | ||
03.10 | Публицистика Н. Дамдинова | 1 | Многораннное творчество Н.Г. Дамдинова. идейные и художественные искания Н.Г. Дамдинова. Публицистика Н. Дамдинова | Н.Дамдинов- поэт, прозаик, драматург, публицист. По выбору сообщение | ||
10.10 | «Сердце, принадлежащее времени» | 1 | Стихотворение С.Д.Ангабаева на бурятском языке «Хурамхаан нютаг». | выучить песни «Эжымни, хүлеэгээрэй», «Яаралтай харгы» муз. Сергея Манжигеева | ||
17.10 | Жизнь, отданная поэзии | 1 | Художественно-документальное повествование «Сказание о Земле соболиной» (2000 г.) - воспоминание о прошлом и взгляд в будущее, биографии знаменитых людей Баргузинской долины и научные эссе, рассказы охотников и описания живописных мест… «Книгу можно назвать своего рода энциклопедией Баргузинской долины, созданную патриотом родного края, стремящимся рассказать о его красотах, богатствах и достоинствах. | Анализ стихотворения «К Байкалу» | ||
24.10 | Проза | М. Жигжитов. Очерк жизни и творчества | 1 | Урок-портрет «Основные этапы биографии», «Путь писателя», «Семья в жизни писателя». Последние годы жизни писателя. Цель: раскрыть основные этапы жизни и творчества М.Жигжитова в разные периоды жизни. | Биография писателя | |
31.10 | Роман «Подлеморье»:сюжет | 1 | В центре романа М.Жигжитова "Подлеморье" судьба бедняка - охотника Магдауля, в котором пробуждается революционное классовое самосознание: вместо недовольства и стихийного бунтарства вырабатывается вдумчивое, серьезное осмысление действительности и своего места в борьбе с прошлым укладом жизни. Роман о Байкале. Байкал - море и в жигжитовских произве- дениях выступает не столько в качестве фо- на, литературного фасада, сколько в роли дей - ствующего лица, в качестве сильного, могуче- го, необузданного героя. Как таковой, он не- престанно действует, движется, трудится, вол - нуется, переживает . . . | прочитать произведение | ||
14.11 | Образы героев: Воуль, Магдауль, Волчонок | 1 | «Подлеморье» - вершинное произведение в творчестве Михаила Жигжитова, приметное явление в нашей многонациональной литера- туре. Герои, изображенные в первой книге трилогии, живо привлекают к себе внимание. Они подкупают своей реалистической достоверностью, жизненностью. Обладая определенными внутренними психическими свойствами, отличаясь типически - обобщенными чертами, а также ярко выраженной индивидуальностью, они являются воплощением своеобразных черт бытия примет конкретного исторического вре- мени. Таким образом, на героях, созданных в романе «Подлеморье», лежит печать условий жизни и быта, экономических факторов. Меняется и обретает духовную свободу Волчонок – Магдауль, урождённый бурят Бадма Эмедхенов, в полуторагодовалом возрасте выкраденный у матери по просьбе умирающего друга тунгусом Воулем. По доброй воле она не отдала сына. И тогда он унёс мальчика под покровом ночи, как и завещал ему друг. Так поступали его предки: уносили из логова волчонка, чтобы вырастить верного друга – охотничью собаку. Воуль воспитал приёмыша настоящим таёжником: сильным, выносливым, не ведающим страха. С первых страниц Магдауль – неграмотный, суеверный тунгус, а в конце первой книги он уже лучший проводник партизанского отряда красногвардейцев, чутьём охотника распознавший истину и ставший пылким борцом. И гибнет он, заманив врагов в таёжную глушь и вызвав лавину, сметающую всё на своём пути. Вторая книга «Следы Волчонка» о жизни поморов и таёжников до начала Великой Отечественной войны, третья – «По следам Волчонка» – о лихолетье войны и до строительства БАМа. Образы - типы первой книги несут в себе идейно - эстетический заряд, которым наполнены композиционно -структурные узлы, ситуации, мотивы, интриги, перипетии, весь строй сюжетных линий. | Характеристика героев | ||
21.11 | Особенности стиля и лексики в романе | 1 | собенности лексических и фразеологических средств, применяемых... На основании этого анализа характеризуется обрядовая лексика, используемая в романе, | Аннотацию к роману | ||
28.11 | Н. Очиров «Найдёныш» (повесть) | 1 | Норпол Аюшеевич Очиров, «Олзо хүбүүн». Многогранный след в бурятской литературе и культуре оставило творчество Н. Очирова повесть о маленьком мальчике Олзобое, вместе с тем о судьбе, жизни и обычаях бурятского народа. Особую нравственность, художественную прелесть повествования заметили в московских литературных кругах. Повесть была удостоена литературной премии журнала «Дружба народов». Бурятской критикой повесть признана одной из лучших в своем жанре, ее включают в хрестоматии, в учебных заведениях приводят как образец высокохудожественного произведения. | прочитать | ||
05.12 | В.Митыпов. «Долина бессмертников» Повесть | 1 | В.Митыпов-русский советский писатель –фантаст.Художественная концепция человека и истории в романе В.Митыпова "Долина бессмертников"Выявить художественное своеобразие концепции человека и истории на материале романа В.Г. Митыпова «Долина бессмертников». | Обзор произведений автора | ||
12.12 | Образ главного героя в произведении | 1 | Образ главного героя в повести ерои писателя, будучи по профессии художниками или учеными, как поэт Олег Аюшев , главный герой романа «Долина бессмертников», в своей мыслительной и творческой деятельности, решая профессиональные вопросы, выходят на уровень нравственных общечеловеческих ценностей. Такой герой по сути и является центром произведений В. Митыпова, а сюжет становления и формирования такого героя — принципом, лейтмотивом всего творчества. Бытовые подробности и детали, хотя и играют немаловажную роль, но для писателя приоритетными оказываются диалоги-споры, монологи-размышления. Вспомним размышления главного героя романа о природе власти шаньюя. Взгляды героя на жизнь, исторические обстоятельства становятся формой исторической рефлексии самого писателя. | составить тест (5 вопросов) | ||
19.12 | Особенности сюжета фантастической повести | 1 | В «Долине бессмертников» два «романа» – о современности и об истории, на первый взгляд, не соединены ничем кроме образа писателя-творца, на самом же деле целостность повествования скреплена единым стержнем философских размышлений автора. Форма «текст в тексте» – это особая форма присутствия автора в произведении. Истории жизни героев двух «романов» оформлены автором как параллельно протекающие: так, в конце первой главы Олег, чтобы выйти из состояния духовного кризиса, отправляется в путь в Кяхту на раскопки, в конце второй – Тумань пускает свистящую стрелу, обозначая путь своим племенам в суровые и необъятные просторы Великой степи. А в финале прозревший герой пускается в путь к родным местам, и шаньюй Модэ, со своей пламенной речью о том, что такое Земля… Концепция истории в романе В. Митыпова вполне метафорична, поскольку времена сталкиваются в сознании героя и его переоценка ценностей в настоящем происходит не без помощи далекого прошлого, возникающего в его творческом воображении и в процессе большой духовной работы. Ведь истоки обращения в прошлое почти всегда находятся в настоящем. | Составить синквейн | ||
26.12 16.01 | Сокровенное сказание монголов Памятник мировой литературы | 2 | Памятник мировой литературы. «Сокровенное сказание монголов» - памятник общемонгольской литературы Юность Чингиса ( Отрывок). | Прочитать стр. 14-37 Прочитать стр. 53 – 80 | ||
23.01 30.01 | Проблема трудных подростков в творчестве Раисы Белоглазовой | 2 | Проблема трудных подростков, нравственного воспитания человека. «Ритка». Первая книга романа Р. В. Белоглазовой «Черемуховый цвет» вышла в Бурятском книжном издательстве в 1966 г., в 1971 г. вышли первая и вторая книги. В центре повествования - судьба Жени Голубевой, которая, преодолевая тяжкий недуг, становится композитором. | Эссе «Каким должен быть современный человек?» Замысел «Черёмухового цвета» | ||
06.02 13.02 | Летописцы | Летописцы земли бурятской | 1 1 | Сказители, улигершины Тобоев Тугэлдэр, Юмсунов Вандан, Галсан Гомбоев, Сахаров Цэдэбжаб, Хобитуев Шираб-Нимбу, Ломбоцэрэнов Дамби-Жалсан, Маншуд Эмегеев, Пёохон Петров, Папа Тушемилов, Сергей Балдаев. Егор Сороковиков-Магай, Аполлон Тороев, Батор Махатов. Прослушать улигер в сиполнении Аполлона Тороева. | Тест по «Гэсэру» Сообщение о сказителях. | |
20.02 27.02 | Лирика | Стихи бурятских поэтов о родном крае. Тоонто – символ «малой» родины | 2 | Творчество поэтов Бурятии. Стихи бурятских поэтов о родном крае, о людях родной земли. Тоонто – символ «малой» родины в бурятской поэзии. Ц.Жамбалов «Юрта», В.Петонов «Держава ранних жаворонков», М.Самбуев «Таёжный снег», Ц.Галсанов «Черёмуха», Владимир Петонов «Облепиха», Дамба Жалсараев «Резьба по небу», Николай Дамдинов «На этой планете», «Четыре неба», Владимир Липатов «Первый час весны». Новые поэтические формы в поэзии. Теория литературы: литературные тропы, ИВС лирических произведений. | «Певцы родной земли» сочинение тест (разд. мат.) | |
06.03 13.03 | Певец ая-ганги Дондок Улзытуев Мастер поэтического перевода | 2 | Биография и творчество Д. Улзытуева. Певец ая-ганги. Поэт – песенник. Поэт-новатор. Поэт-провидец. Сборник на русском языке «Млечный путь» и второй сборник на родном языке «Ая ганга». «15 песен». Правда, в конце концов "Пятнадцать песен" Стихи-песни: «Дуулыш» (автор слов и музыки). В наше время его бы назвали неблагозвучным словом «хитмейкер». Песни «Гунсэма», «Лирическая песня», «Осенняя песня» - нестареющая классика. Поэт-новатор Дондок Улзытуев первым в бурятской поэзии создал лирические миниатюры, трехстишия, напоминающие японскую стиховую форму хокку. Некоторые его стихи похожи на народные песни, другие написаны в стиле свободного стиха верлибра. Улзытуев- мастер поэтического перевода. Благодаря его переводческому таланту, впервые в бурятской литературе появились японские «хокку» «хайку». Через Улзытуева на бурятском заговорили Исю, Басе, Бусон, Кихаку, Рероку. Дондок перевел на бурятский язык такие шедевры классических произведений Востока, как «Облако-посол» великого индийского поэта Калидасы, сорок девять субхашит из «Эрдэнийн Сан Субхашид», известного писателя Сакья Пандит Гунгажалцана. | Выучить «Захяа», «Наказ» Японские «хокку» «хайку» в переводе Д. Улзытуева | ||
20.03 | Цырен-Дулма Дондогой. Поэма «Песнь о матери». | 1 | Цырен-Дулма Дондогой. Поэма «Песнь о матери». Пронзительные строки о босоногом детстве, которое пришлось на годы войны. | Выучить отрывок | ||
03.04 | Творчество В. Петонова | 1 | Творчество В. Петонова. «Ветер с Байкала». «Ветры Байкала». «Облепиха». | выучить стихотворение «Ветер с Байкала». | ||
10.04 17.04 | Ц. Зарбуев «Сосна» «Поющие сосны» Н. Дамдинова и Б. Ямпилова | 1 1 | Стихи китайских поэтов Лю Чжейн «Одинако склонилась сосна на макушке бугра…» и Ли Бо «Сосна у южной веранды», вьетнамского поэта Нгуен Чайн «Сосна» и Ц. Зарбуева «Нарhан»- тематика, идея. «Поющие сосны» Н. Дамдинова и Б. Ямпилова. | выучить по выбору стихотворения Л. Чжейн, Л.Бо, Н. Чайн. Составить синквейн. | ||
24.04 | Драматургия | Драматургия Бурятии | 1 | Драматургия Бурятии. ГБДТ им. Хоца Намсараева. Постановки театра: «Ветер минувших дней». («Үнгэрhэн сагай hэбшээн»). Мир героев. | Периодицация (заполнить таблицу) | |
08.05 | Цырен Шагжин - драматург, актёр и режиссёр | 1 | Один из выдающихся деятелей бурятской культуры, талантливый актер, режиссер, киноактер, переводчик, прозаик, драматург, исполнитель бурятских народных песен Цырен Галзутович Шагжин. Автор пьес «Хитрый Будамшу» (1956) по мотивам бурятского фольклора; «Первый год» (1956), «Совесть» (1961) ‒ из жизни бурятского колхоза; пьес «Песня весны» (1957), «Пылающие сердца» (рус. пер. 1967), «Клятва» (1969), комедии «Чёрт в сундуке» (1963) и других рассказов. Творческий портрет Ц. Шагжина. Разнообразие драматических произведений по своим идейно-художественным и жанровым особенностям: фольклорная, историческая, современные темы; сатирическая комедия, романтическая драма, лирическая комедия. | Творческий портрет Ц. Шагжина | ||
15.05 | «Даже если бы написал только «Будамшуу»… | 1 | «Даже если бы он написал только «Будамшуу»… | Тест по произведению «Будамшуу» | ||
19.05 | Повторение пройденного | 1 | Организовать повторение тем для предупреждения ошибок. Теория литературы: литературные тропы, ИВС лирических произведений. | Составить тест по пройденным материалам | ||
22.05 | Контрольная работа. Анализ контрольной работы | 1 | Выявить уровень усвоения учащимися материала по элективныму курсу «Диалог культур». Форма работы: тест, сочинение. Содержание контрольной работы позволит проверить общий уровень усвоения учебного материала. | |||
34 часа |
Итоговая контрольная работа
11 класс
- По содержанию героического эпоса «Гэсэр»
- Баруунай 55 тэнгэриин аха заха хэн болоноб?
а) Атай-Улаан б) Хан-Хюрмас в) Бүхэ-Бэлигтэ
2. Зүүнэй 44 тэнгэриие толгойлогшо хэн бэ?
а) Атай-Улаан б) Хан-Хюрмас в) Сэгээн-Сэбдэг
3. Тэнгэришүүлэй хоорондохи дайн юун дээрэhээ болооб?
а) «Сэгээн-Сэбдэг тэнгэри хэнэй мэдэлдэ орохоб?»-гэhэн асуудалаар хэрэлдээн дундань болоо.
б) Хара- Зутан Алма Мэргэниие абахаб гэжэ хэлээ.
в) Бүхэ –Бэлигтэ эсэгэтэеэ хэрэлдээ
4. Тэнгэришүүлэй хоорондохи дайнда хэн илааб?
а) Атай-Улаан б) Хан-Хюрмас в) Хара –Зутан
5) Бүхэ- Бэлигтэ хэнэй хүбүүн бэ?
а) Атай-Улаан б) Хан-Хюрмас в) Сэгээн-Сэбдэг
7. Бүхэ –Бэлигтэ Хан –Хюрмасай ямар хүбүүн болоноб?
А) одхон б) ууган в) тээли
8) Булжамуур шубуун хэнэй басаган байгааб?
А) Манзан-Гүрмэ тѳѳдэйн аша басаган Алма –Мэргэн
Б) Гал-Нурманай hамган Галтай-Гоохон
В) Наран – Дулаан тэнгэриин басаган Наран-Гоохон
9) Нарай нялха хүбүүнэй тэмдэг хүсэлдүүлэгты.
а) Баруун гараа далайгааша 1) дайсадаа гэшхэхын тэмдэг
б) Зүүн хүлѳѳ бохиигоошо 2) баталан замаа хараха
в) Баруун нюдѳѳ нээхэдээ 3) балмад дайсадые дараха тэмдэг
г) Зүүн нюдѳѳ аняаша 4) зүhэ буруутаниие таниха
10) Үлгытэйhѳѳ хэды дайсадые дарааб?
А) 4 б) 3 в) 5
11) Атай – Улаанай хүбүүд:
а) Сагаан-Гэрэл 1) одхон
б) Шара -Гэрэл 2) ууган
в) Хара-Гэрэл 3) тээли
12) Бүхэ – Бэлигтэ үлгытэйдѳѳ дараhан дайсад хэд бэ?
А) Хара-Зутан
Б) Атай –Улаан
В) батагананууд
Г) хулгананууд
Д) хирээнүүд
Е) могойнууд
Ж) шолмо «мэдэлшэ»
13) Үхибүүндэ хэн гэжэ нэрэ үгѳѳб?
А) Бүхэ-Бэлигтэ б) Гал-Нурман в) Нюhата –Нюургай
14) Саргал –Ноёной үхибүүд хэд бэ?
А) Алтан-Шагай Мүнгэн-Шагай хоёр
Б) Гал-Нурман Галтай-Гоохон хоёр
В) Бүхэ-Бэлигтэ Заса-Мэргэн хоёр
15) Бүхэ-Бэлигтын hамгад хэд бэ?
а) Түмэн-Жаргалан
б) Галтай –Гоохон
в) Урмай – Гоохон
г) Наран –Дулаан
д) Алтан-Шагай
е) Мүнгэн-Шагай
ж) Наран-Гоохон
з) Сагаан-Гэрэл
и) Шара -Гэрэл
к) Хара-Гэрэл
л) Алма-Мэргэн
16) Хүсэлдүүлэгты (хэн хэнэй эсэсгэб?)
а) Түмэн-Жаргалан 1) Уhа-Лосон
б) Урмай – Гоохон 2) Шаазгай-Баян
в) Алма-Мэргэн 3) Тэмээн- Улаан
17) Гэсэрэй морин
а) Бэльгэн хэер б) Архан зээрдэ в) Зоодой
18) Лойр хара Лобсоголдой хайшан гээд Гэсэрые юун болгооб?
а) морин б) туулай в) элжэгэн
19) Хүнэй мяха хэрэгсээhэн Шара голой гурбан хаашуулай амитан юун бэ?
а) шубуун б) Архан-Шүдхэр в) Гал-Нурман
20) «Хүнэй мяхаар хооллодог» амитанhаа Шара голой гурбан хаашуул хайшан сүлѳѳрбэб?
а) задай улан шулуугаар орой дээрэhээнь буулгаа
б) молор эрдэни шулуугаар тэhэ биса нюдараа
в) мүльhэн далайн сѳѳрэм руу түлхижэрхёо
21) Урмай –Гоохон Саргал –Ноёной толгойе хайшан гээб?
а) Манзан-Гүрмэ тѳѳдэйн үбэр дээрэнь шэдээ
б) Гэсэрэй гурбан эгэшэдэ эльгээгээ
в) Сэнгэлэн-Ноёндо үгѳѳ.
22) «Гэсэр» үльгэр …. hалаатайб?
а) 11 б) 10 в) 9
23) «Гэсэр» үльгэр hалаа бүхэндѳѳ …. (үргэлжэлүүлэгты)
а) энеэдэтэй б) дайтай в) уйдхартай
2. Сочинение на темы (по выбору учащихся)
- Образ главного героя. (по произведениям М. Жигжитова «Подлеморье», В. Митыпова «Долина бессмертников», Р. Белоглазовой «Ритка», «Черёмуховый цвет» )
- Мой любимый поэт
Учебно-методическое обеспечение курса
Литература для учителя
История бурятской литературы. В 3-томах. гг.
Программа по факультативу «Литература и искусство Бурятии для 8-9 классов. 1986г
Санжадаева Г. С. Тоонто нютаг: Национально-региональный компонент в программе по русской литературе для средних общеобразовательных учебных заведений. Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2007. – 16 с.
Б.Б. Бадмаев «Лекции по философии и практике буддизма» Санкт- Петербург «Гиперион», 2009.
«Вечная завязь света и доброты…» сборник научных статей о творчестве Н.Нимбуева, составитель Л.Ш. Базарова, Улан-Удэ «Бэлиг», 2009 г.
Литературное образование: концепции, технологии, опыт. (Материалы региональной научно-практической конференции 17-18 января 2001он.) – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2002 он.
Л.Ц. Халхарова. ХХ зуун жэлэй эхин үеын буряад уран зохеол: хрестомати – Улаан-Үдэ: «Бэлиг» хэблэл, 2009 он.
Авто-конно-пеший маршрут «По дамдиновским местам» Курумкан, 2007 он.
Ж. Абзаев «В краю Бархан-горы» Курумкан, 1994 он.
«Боолон-түмэр» Хурамхаан тосхон, 1994 он.
Балданов С.Ж. Общность литератур народов Сибири (Бурятия, Тува, Якутия). – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2001 он.
Б-С.Ц. Цыденов, Б.Д. Цыдыпова. Класhаа гадуур уншаха ном. 9-дэхи класс. Улаан-Үдэ: «Бэлиг» хэблэл, 2008 он.
С.Г. Осорова. «Мүнөө үеын буряад уран зохеол» (ХХ зуун жэлэй hүүл – ХХI зуун жэлэй эхин). Хрестомати. – Улаан-Үдэ: «Бэлиг» хэблэл, 2010 он.
Бадмацыренова Ц.Б. «Буряад арадай хүүгэдэй аман зохеол». – Улаан-Үдэ: «Бэлиг» хэблэл, 2008 он.
Бадмаева Т.В., Гармаева Б.М. Топонимические легенды и предания Баргузинской долины. – Курумкан. 2009 он.
Г.Э. Дамбаев, Д.Ц. Танганова. Из фольклора баргузинских бурят. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2007 он.
Буряад hургуулиин программа: Буряад литература. 5-11 классууд. – Улаан-Үдэ: «Бэлиг», 2009 он.
Г.С. Санжадаева. Тоонто нютаг: Книга для учащихся 9-11 классов русских школ. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2007 он.
Доржиев С.Д. «Эмнин байгаа мүшэмнай», рассказы. – Улан-Удэ 2010 он.
Дампилова Х.Д. Буряад литератураар тестнүүд. 2-дохи хэблэл – Улаан-Үдэ: «Бэлиг» хэблэл, 2003 он.
Алагуева В.П. Буряадууд тухай алтан ном. – Улаан-Үдэ: «Бэлиг» хэблэл, 2008 он.
Санжадаева Г.С. Тоонто нютаг: Национально-региональный компонент в программе по русской литературе для средних общеобразовательных учебных заведений. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2007 он.
Балданмаксарова Е.Е. Примерная программа по бурятской литературе на основе принципа «диалога культур» для общеобразовательных учреждений с двуязычнеой образовательной средой. – Улан-Удэ: «Бэлиг», 2009 он.
Региональный стандарт начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия. – Улан-Удэ: «Бэлиг», 2009 он.
«Мүнгэн дуhалнууд» 9-11 классууд «Электронная книга бурятской литературы».
«Мүнгэн дуhалнууд» 7-8 классуд «Электронная книга бурятской литературы».
«Мүнгэн дуhалнууд» 5-6 классуд «Электронная книга бурятской литературы»
Бурятский героический эпос «Гэсэр» «Электронная книга бурятской литературы», Улан-Удэ.
«Сельская школа опыт и перспективы» Улан-Үдэ, «Издательство Бурятского госуниверситета» 2003 он.
«Трансформация социально-профессионального поведения работников образования» Улан-Үдэ «Издательство Бурятского госуниверситета» 2007 он.
«Буряад хэлэ, литература заалгын зарим асуудалнууд болон ерээдүйн хараа бодолнууд» Улаан-Үдэ «Бэлиг» 2008 он.
Литература для учащихся
Антология бурятской поэзии. – М., 2011.
Бальбуров А, Хилтухин Приказываю жиить.
Галшиев Э-Х. Зерцало мудрости. – Улан-Удэ, .
«Свет памяти»- Улан-Удэ, 2012
.«Свет дружбы» –Улан-Удэ, 2012
С.Г. Осорова. «Мүнөө үеын буряад уран зохеол» (ХХ зуун жэлэй hүүл – ХХI зуун жэлэй эхин). Хрестомати. – Улаан-Үдэ: «Бэлиг» хэблэл, 2010 он.
Доржиев С.Д. «Эмнин байгаа мүшэмнай», рассказы. – Улан-Удэ 2010 он
«Мүнгэн дуhалнууд» 9-11 классууд «Электронная книга бурятской литературы».
«Мүнгэн дуhалнууд» 7-8 классуд «Электронная книга бурятской литературы».
«Мүнгэн дуhалнууд» 5-6 классуд «Электронная книга бурятской литературы»
Бурятский героический эпос «Гэсэр»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...
Рабочая программа "Культура речи"
Основная цель курса «Культура речи» в музыкальном колледже состоит в том, чтобы ознакомить студента с официальным описанием и признанием нормы русского литературного языка. Основные задачи заключа...
Рабочая программа "Культура народов Поволжья"
С детства ребёнка надо научить относиться с уважением не только к своему народу, но и к другим народам, к их истории, особенностям их национальной культуры, традициям. Национальная культура – это исто...
Рабочая программа " Культура народов Поволжья"
Программа и тематическое планирование по кружку "Культура народов Поволжья"....
Рабочая программа «Культура речи» для 7 класса
Рабочая программа по «Культуре речи» для 7 класса составлена в соответствии с в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного об...
Рабочая программа "Культура здоровья"
Программа по внеурочной деятельности для 8 класса...
рАБОЧАЯ ПРОГРАММА "КУЛЬТУРА БУРЯТИИ"
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в средней школе является важнейшей составляющей многих предметов. В процессе изучения предмета «Культура Бурятии» старшие школьники полу...