Рабочая программа "Культура народов Поволжья"
рабочая программа по теме
С детства ребёнка надо научить относиться с уважением не только к своему народу, но и к другим народам, к их истории, особенностям их национальной культуры, традициям. Национальная культура – это исторический образ народа, уважаемый, ценимый. Любая подлинно национальная культура в том или ином виде содержит определенный набор нравственных ценностей, которые принято называть общечеловеческими: милосердие, доброту, терпимость, сострадание, любовь к ближнему и т.д. Это то, что является фундаментом интеграции национальных культур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kultura_narodov_povolzhya.doc | 613 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Кружка «Культура народов Поволжья»
Пояснительная записка
В условиях многонациональности идея воспитания детей в духе патриотизма, взаимоуважения к культурным традициям других народов является актуальной и востребованной.
В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев. Это особенно важно для нашего региона, где с древнейших времен бок о бок живут русские, татары, чуваши, мордва и другие народы в дружеском общении, постоянно взаимодействуя друг с другом.
Мы живём в многонациональном государстве, где утверждается равенство всех народов законом: их религиозная свобода, взаимное уважение к культурным особенностям каждой национальности. Этому способствуют такие факторы, как единая природная среда, экологические ценности, историческое прошлое, общее экономические интересы в прошлом и настоящем, а также гуманистические ценности культуры, что служит делу межнационального сближения в смешанной национальной среде, межнациональном контакте, способствует преодолению языковых барьеров и ситуации диалога разных культур.
С детства ребёнка надо научить относиться с уважением не только к своему народу, но и к другим народам, к их истории, особенностям их национальной культуры, традициям. Национальная культура – это исторический образ народа, уважаемый, ценимый. Любая подлинно национальная культура в том или ином виде содержит определенный набор нравственных ценностей, которые принято называть общечеловеческими: милосердие, доброту, терпимость, сострадание, любовь к ближнему и т.д. Это то, что является фундаментом интеграции национальных культур.
Целью данной программы является воспитание в детях духовно-нравственных ценностей через приобщение их к культурному региональному наследию.
На занятиях решаются следующие образовательно-воспитательные задачи:
- знакомство с историей, традициями и обычаями, праздниками, одеждой и кухней народов Поволжья, осознание собственной национальной принадлежности;
- воспитание в духе уважения к другим народам, взаимопонимания и миролюбия, закладке основ нравственности;
- привитие чувств гражданственности.
На занятиях внимание учащихся концентрируется на объективном изучении исторических событий, традиций, культуры народов Поволжья в многообразии форм их существования, деятельности людей, особо выделяется социально-философский, ментальный пласты культурного наследия татарского, чувашского и мордовского народов. Выполнение вышеперечисленных задач программы «Культура народов Поволжья» позволяет существенно расширить, актуализировать возможности в реализации следующих целей:
1. Социальная:
Социально-устойчивая, толерантная, патриотическая личность, осознающая в своем духовном багаже морально-нравственные критерии для адекватного восприятия любой информации – гарант социальной стабильности современного общества. «Культура народов Поволжья» - программа, способствующая систематическому и эффективному формированию у учащихся социально-нравственных качеств гражданина.
2. Историческая:
Исторический путь становления и развития народов Поволжья. В современных условиях развития общества осуществление преемственности на достаточно высоком уровне возможно лишь в системе образования и прежде всего в содержании и курса «Культура народов Поволжья».
3. Педагогическая:
Реализация данных целей способствует повышению уровня образовательного процесса как в школе, так и в обществе в целом.
4. Научно-методическая:
Уникальность, многопрофильность и насыщенность содержательного компонента программы «Культура народов Поволжья», изучение и обобщение опыта многолетней самоотверженной работы учителей, разработка и воплощение полного учебно-методического комплекса позволяет актуализировать ряд научно-методических инноваций в педагогике, истории, этнографии, культуралогии.
5. Культуралогическая:
Культурное наследие народов Поволжья многообразно (а по некоторым своим компонентам уникально). Российская культура есть неотъемлемая часть мировой культуры. Сохранность культуры народов Поволжья и её многообразие есть один из гарантов развития и сохранности как российской, так и мировой культуры.
На занятиях внимание учащихся концентрируется на объективном изучении исторических событий, традиций, культуры народов Поволжья в многообразии форм их существования, деятельности людей, особо выделяются социально-философский, ментальный пласты культурного наследия татарского, чувашского и мордовского народов.
Формы проведения занятий самые разные, это:
- практическая работа учащихся (рисование орнамента, чтение стихов, сказок, исполнение песен, танцев и т.д.);
- исследовательская, поисковая работа (подготовка сообщений, мини-рефератов, презентаций, пословиц, поговорок, элементов праздника, иллюстраций и т.д.);
- краеведческая работа (посещение музеев, пополнение экспонатов в краеведческой копилке);
- заочное путешествие по городам-столицам соседних регионов;
- беседа о гербе, флаге, гимне республик.
Изучение культуры своего народа и народов, окружающих каждого из нас, способствует пониманию друг друга, воспитывает взаимное уважение с помощью вечных, непреходящих ценностей культуры всех народов.
Тематический план кружка «Культура народов Поволжья»
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Край, в котором мы живём. Введение. | 10 |
2 | Исторические этапы формирования татарского, чувашского и мордовского народа. | 6 |
3 | Религиозные представления и верования народов Поволжья. | 12 |
4 | Народная педагогика. | 12 |
5 | Выдающиеся люди народов Поволжья. | 28 |
6 | Музыкальное искусство народов Поволжья: | 14 |
7 | Национальные игры, праздники и обряды народов Поволжья. | 18 |
8 | Национальный костюм. Вышивка, орнамент на различных народных изделиях. | 22 |
9 | Основные национальные блюда народов Поволжья. | 12 |
10 | Заочное путешествие по городам-столицам: Казань, Чебоксары, Саранск. | 6 |
11 | Итоговые занятия: защита проектов | 4 |
Итого: | 144 |
Тема | Дидактические цели (учащиеся должны уметь, знать) | Содержание занятий |
Край, в котором мы живём. Введение. | Географическое положение, культурные особенности Ульяновской области. | Работа с картой, обучение «чтению» карты. |
Исторические этапы формирования татарского, чувашского и мордовского народа. | - происхождение и этапы формирования татарского народа в добулгарский период и после него; - этапы формирования мордовского народа, его древние представления об окружающем мире в дохристианское время; - этапы формирования и становления чувашского народа | Карта, умение её «читать» |
Религиозные представления и верования народов Поволжья. | Верования народов Поволжья. | Беседы, рассказ, чтение |
Народная педагогика. | Народная педагогика. Семейное воспитание в русской крестьянской семье. Обряды и традиции воспитания у татар. Трудовое воспитание в чувашских семьях. | Педагогические традиции в татарских, чувашских и мордовских семьях. |
Выдающиеся люди народов Поволжья. | - краткие сведения о жизни и деятельности наиболее известных представителей татарского, мордовского и чувашского народа; Их значительный вклад в российскую историю и культуру. | выдающиеся люди Ульяновской области, представители чувашского, мордовского и татарского народа. |
Музыкальное искусство народов Поволжья: музыкальный фольклор народов Поволжья; музыкальные инструменты народов Поволжья; танцы народов Поволжья; современная музыка народов Поволжья; | - особенности народной музыки и развитие музыкальной культуры чувашского, татарского, мордовского народа; - известные композиторы – представители народов Поволжья; - названия, внешний вид и звучание музыкальных инструментов народов; - известные танцевальные коллективы татарского, чувашского и мордовского народа. Основные танцевальные движения каждого народа. | Разучивание и прослушивание народных песен, сравнение и определение особенности песен разных народов. Слушание музыки композиторов народов Поволжья. Ознакомление с музыкальными инструментами народов Поволжья и знаменитыми исполнителями. Просмотр фрагментов концертов танцевальных коллективов, изучение простых движений. |
Национальные игры, праздники и обряды народов Поволжья. | - традиционные праздники татарского, мордовского и чувашского народов; - игры и обряды народов Поволжья. | Разучивание игр, ознакомление с обрядами и их проигрывание. |
Национальный костюм. Вышивка, орнамент на различных народных изделиях. | - различия и сходства элементов одежды народов Поволжья; - особенности вышивки и украшений одежды каждого народа; - праздничная и повседневная одежда. | Поисковая работа иллюстраций с элементами одежды татарского, чувашского и мордовского народов, «чтение» орнамента, его рисование. |
Основные национальные блюда народов Поволжья. | Важнейшие виды продуктов питания и отдельные рецепты блюд татарской, чувашской и мордовской кухни. | Сообщения учащихся о выбранном блюде. |
Заочное путешествие по городам-столицам: Казань, Чебоксары, Саранск. | История основания и развития столиц республик, главные достопримечательности городов. | Просмотр журналов, альбомов, фотографий, знакомство с гербом, флагом, гимном. |
Тема | Кол-во часов |
Введение. Край, в котором мы живём. Территория Ульяновской области и Поволжья. | 2 |
Культурные особенности Ульяновской области. | 2 |
Народы Поволжья. Возникновение народностей. | 2 |
Многонациональность жителей Ульяновской области. | 2 |
Численность и состав населения Ульяновской области. | 2 |
Исторические этапы формирования татарского народа. | 2 |
Происхождение и расселение мордовского народа. | 2 |
Происхождение, расселение и становление чувашского народа. | 2 |
Религиозные представления и верования народов. | 2 |
Язычество. Христианство. Ислам. | 2 |
Причина обращения людей к высшим небесным силам. | 2 |
Формирование духовной культуры в приобщении к высшим идеалам нравственности и морали. | 2 |
Язычество в древней Руси. | 2 |
Русь и христианский мир. История христианства в России. | 2 |
Мудрые истоки народной педагогики. | 2 |
Семейное воспитание в татарских семьях. | 2 |
Общие и отличительные черты воспитания детей у разных народов. | 2 |
Семейное воспитание в чувашских семьях. | 2 |
Разнообразие форм положительного воздействия на ребёнка в семье. | 2 |
Семейное воспитание в мордовских семьях. | 2 |
Выдающиеся представители литературы татарского народа. | 4 |
Представители чувашского народа. | 4 |
Представители мордовского народа. | 4 |
Вклад представителей народов Поволжья в развитии науки и культуры | 2 |
Представители письменности и литературы татарского народа | 2 |
Представители письменности и литературы чувашского народа | 2 |
Представители письменности и литературы мордовского народа | 2 |
Сведения о наиболее известных деятелях литературы и просвещения | 2 |
Творчество и идейно-тематическое своеобразие наиболее известных писателей XX в. | 2 |
Театральное искусство. Театры Ульяновска, Татарстана, Чувашии и Мордовии. | 2 |
Известные артисты – представители народов Поволжья | 2 |
Музыкальная культура татарского народа | 2 |
Музыкальная культура чувашского народа | 2 |
Музыкальная культура мордовского народа | 2 |
Танцы народов Поволжья | 2 |
Современная музыка народов Поволжья | 2 |
Народная музыка татар, чуваш и мордвы, особенности интонаций, общее и различие. | 2 |
Творчество композиторов народов Поволжья. | 2 |
Национальные игры народов Поволжья | 2 |
Религиозные, обрядовые, традиционные праздники народов Поволжья | 2 |
Игровой фольклор народов Поволжья | 2 |
Богатство и разнообразие национальных игр | 2 |
Роль праздников в жизни народа | 2 |
Особенности чувашских народных игр | 2 |
Особенности татарских народных игр | 2 |
Народные праздники. Сабантуй. | 2 |
Особенности мордовских народных игр | 2 |
Национальный костюм народов Поволжья | 2 |
Вышивка и орнамент на различных изделиях у народов Поволжья | 2 |
Различия и сходства элементов национального костюма и орнамента у народов Поволжья | 2 |
Традиционная одежда и обувь народов Поволжья. Типы и виды одежды. | 2 |
Национальный татарский костюм и его особенности | 2 |
Использование вышивки и аппликации для украшения национального костюма | 2 |
Национальный чувашский костюм и его особенности | 2 |
Национальный мордовский костюм и его особенности | 2 |
Головные украшения и уборы, разделение одежды по возрасту и социальному положению у народов Поволжья | 2 |
Рисование орнаментов вышивок и различных видов украшений нас одежде народов Поволжья | 2 |
Сбор материала по видам и типам одежды народов Поволжья | 2 |
Важнейшие виды продуктов питания. | 2 |
Отдельные рецепты блюд татарской, чувашской и мордовской кухни. | 2 |
Праздничный стол народов Поволжья | 2 |
Многовековая история татарской кухни. | 2 |
История чувашской и мордовской кухни. | 2 |
Характерные традиционные блюда народов Поволжья | 2 |
История основания и развития столицы Татарстана. Главные достопримечательности города Казань. | 2 |
История основания и развития столицы Чувашии. Главные достопримечательности города Чебоксары. | 2 |
История основания и развития столицы Мордовии. Главные достопримечательности города Саранск. | 2 |
Подготовка проектов: рефератов и докладов по изученным темам. | 2 |
Защита проектов | 2 |
Итого: | 144 |
При составлении программы были использованы материалы учебных пособий:
- Кузнецова. Л.В., художественная культура родного края (1-3 классы). – Чебоксары, 1996. – 93с.
- Александрова Е.В. Программа по культуре родного края для общеобразовательных школ Чувашской республики. – Чебоксары, 2004. – 75с.
- Хасанова М.Х. Материальная и духовная культура татарского народа 16-19 веков. – Казань, 1995. – 105с.
- Харисов Ф.Ф., Харисова Ч.М. Программа по татарскому языку для учащихся татар, проживающих в регионах Российской Федерации. Казань, 2007. – 96с.
- Народная культура Поволжья./ С.Н. Митин. – Ульяновск: УИПК ПРО, 1999. – 85с.
- Марченко Г.И.. История культуры Мордовии: учебно-методический комплекс. – Саранск: «Полиграф», ИП Е.Н. Ковалева, 2008. – 99с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вклад народов Поволжья в Отечественную войну 1812 г.
Вклад народов Поволжья в Отечественную войну 1812 г. Используется данный материал по истории Татарстана учителем....
Пояснительная записка по краеведению "Культура народов Поволжья"
Пояснительная записка по краеведению "Культура народов Поволжья"...
"Пути повышения эффективности деятельности педагога дополнительного образования детей. Национально – региональный компонент в условиях взаимодействия культур народов Поволжья"
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о е...
Народы Поволжья. Мокша. Эрзя
Представлен материал для приветствия и презентации по теме "Мокша.Эрзя". Аудио для приветствия представлено в разделе "Аудио"....
Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов
Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...
Рабочая программа " Культура народов Поволжья"
Программа и тематическое планирование по кружку "Культура народов Поволжья"....
Рабочая программа по курсу:" Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья."
Программа основного общего образования по предмету «Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья» составлена на основе требований к результатам освоения программы основного обще...