Рабочая программа " Культура народов Поволжья"
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему
Программа и тематическое планирование по кружку "Культура народов Поволжья".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
факультативного курса по географии
«Культура народов Поволжья»
(Ульяновской области)
Разработала: Учитель географии
МОУ СОШ №63
Терентьева И.А.
Ульяновск 2011
Пояснительная записка
Программа курса краеведения « Культура народов Поволжья» для 6-7 классов, рассчитана на 35 часов, и из расчётa 1 часа в неделю.
Предлагаемый курс отличается от традиционного курса литературы. Специфика его - двойственная природа, соединение литературы как искусства слова с этнографией. Поэтому сохраняет среди своих целей воспитание художественного вкуса и воспитание читателей, с другой стороны, предполагает углубление представлений о Ульяновском Поволжье и людей его населяющих. Необходимость введения курса "Культура народов Поволжья" продиктована следующими факторами. В нашей области живут представители разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, немцы, украинцы. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. Данный курс включает фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья, а также этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, некоторых интересных обычаях.
Целью курса "Культура народов Поволжья" является формирование у учащихся явления о богатой народной культуре данного региона, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Ульяновскую область. Этот курс призван сформировать одну из ключевых компетенций - толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего края, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности Главная цель курса
- пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим.
Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:
Просветительская (приобщение к истории культуры и устному народному творчеству народов Ульяновского Поволжья).
Агитационная (увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска).
Эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира идей и образов сказаний и легенд народов Поволжья).
Лингво-коммумикативная (обогатить устную и письменную речь школьников).
Обучающая (Овладение начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов).
Виды деятельности.
1. Учебная:
- классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, проведение литературно- краеведческих викторин, олимпиад, элементы фольклорного и литературно-краеведческого театра, заочные путешествия по Ульяновской земле с использованием литературной карты).
- внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказаний, отыскивание справок в словарях и справочной литературе, энциклопедиях; вырезание нужных материалов из периодических изданий, их классификация и т.д.).
- развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное) формирование богатой, интонационно и лексически насыщенной речи, в которой отражается история и бытие народа, отдельного человека.
- создание итогового проекта "Мы разные, но мы вместе» - (Инсценирование сказок, представление национальных костюмов (элементов национальных костюмов), национальных блюд, конкурсы, викторины на знание сказок, пословиц, поговорок, отгадывание загадок и т. д.)
Формы работы:
1. Устное рассказывание о своих впечатлениях, изложение текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм и т.д.
2.Эвристическая (участие в читательских конференциях, экскурсиях в музеи областного и районного города).
3. Творческая (выпуск специальных стенных газет, бюллетеней, альманахов, инсценирование сказок и легенд, проведение литературно-краеведческих вечеров, подготовка заметок и статей в стенные газеты, в местные и областные газеты, подготовка докладов, работа над проектами).
Задачи:
- Расширение и углубление знаний учащихся о родном крае.
- Изучение, сохранение и развитие народных традиций.
- Воспитание творческой, инициативной личности, способной видеть проблемы и принимать решения, прививать любовь к родному краю и его жителям.
Методы исследования:
- Исторический
- Социологический
- Статистический
- Наблюдение
- Сравнение
- Проектирование
- Поисковый
- Исследовательский
Требования к уровню подготовки учащихся.
Знать
: - народности Поволжья;
- обычаи, традиции, быт народов Поволжья;
- фольклор народов Поволжья, его отличительные черты.
Уметь:
- характеризовать народности Поволжья;
- объяснять традиции и обычаи;
- сравнивать особенности народностей в быту, фольклоре, традициях, костюмах и т.д.
- составлять презентации и проекты, писать рефераты на заданную тему.
Учебный план
№ | Название темы | Всего часов | лекции | практи кум | экскур сии | семи нары |
1. | Введение. Этнография Ульяновской области | 35 | ||||
2. | История заселения края | 1 | 1 | |||
3. | Практикум « Моя родословная» | 2 | 2 | |||
4. | Историческая география Поволжья. Природа и национальный характер | 2 | 2 | |||
4. | Состав населения. Социологическое исследование « Кто мы?» | 1 | 1 | |||
5. | Русские. Хозяйство. Общественный и семейный быт. | 1 | 1 | |||
6. | Русские. Традиционная кухня и народный костюм | 3 | 1 | 1 | 1 | |
7. | Русские. Народный календарь. Праздники. Обряды и обычаи. | 3 | 1 | 1 | 1 | |
8. | Татары. Хозяйство. Общественный и семейный быт. | 3 | 1 | 1 | 1 | |
9. | Татары. Культура. | 1 | 1 | |||
10. | Чуваши. Общественный и семейный быт. | 3 | 1 | 1 | 1 | |
11. | Чуваши. Традиции и обычаи. | 2 | 1 | 1 | ||
12. | Мордва. Общественный и семейный быт. | 3 | 1 | 1 | 1 | |
13. | Мордва. Народный костюм. Праздники. Обычаи, обряды. | 2 | 1 | 1 | ||
14. | Марийцы. Общественный и семейный быт, традиции | 2 | 1 | 1 | ||
15. | Эстонцы. Немцы. Традиции и обычаи. | 1 | 1 | |||
16. | Культуры национальных меньшинств. | 2 | 1 | 1 | ||
17. | Создание итогового проекта "Мы разные, но мы вместе - Россия" | 2 | 2 | |||
18. | Защита проектов | 1 |
Содержание программы.
Введение (1 час)
Структура курса. Его содержание. Формы и виды самостоятельных и творческих работ.
Тема 1 Этнография Ульяновской области (35часов).
История заселения края: древнемордовские племена, финно-угорские, булгарские, славянские племена расселение по территории Ульяновской области. Основные этнографические группы: мордва. Чуваши. Татары. Русские. Марийцы. Краткая антропологическая характеристика.
Традиционные занятия населения: земледелие, скотоводство. Охота. Рыболовство, пчеловодство. Кустарные промыслы: деревообработка, ткачество, гончарное дело, кузнечное дело. Изготовление одежды, головных уборов. Кустарные промыслы. Как элемент традиционной культуры народов.
Общественный и семейный быт. Разделение труда в семье. Трудовое воспитание в семьях разных этнических групп.
Поселение и жилище. Типы населенных пунктов. Особенности застройки. Планировка усадьбы. Жилища. Интерьер избы.
Традиционная кухня народов Поволжья, особенности народных костюмов.
Народные праздники русских: Рождество, Святки, Масленица, Пасха, Торица, Красная горка. Татарские праздники: Навруз, Сабантуй, Ураза-Байрам, Курбан-Байрам. Чувашские праздники: сурхури, акатуй, синсе. Мордовские-кереть-озкс, сабан-озкс. Свадебный. Родильный поминальный обряды. Устное народное творчество.
Практикум: « Моя родословная»
Итоговое занятие (1 час)
Результаты поисково – исследовательской работы учащихся. Найти и описать сохранившиеся предметы домашней утвари, одежды, жанры фольклора, обычаи, традиции, праздники.
Оборудование и приборы:
Компьютер и интерактивная доска.
Приложения
Итоговый проект «Мы разные, но мы вместе»
Интернет ресурсы
http://nskazki.nm.ru/mar/glav.html Кратко о народе
http://www.troyka3.ru/openbook/chuistova/ch4.htm Древние Мордвы (летописи)
http://www.kazakh.ru/photo/clothes/ Казахи
№ | Кол-во час. | Тема | Цель | Содержание | Методы обучения | Формы обучения | Знать | Уметь | Формы контроля |
1 | Введение. | Познакомить уч-ся населением и национальным составом своего населенного пункта. Организация учащихся на поиск материалов по данной теме | Численность. Национальный состав. Деление на группы для поисковой деятельности. | Лекция Беседа | Частично- поисковая деятельность учащихся | Численность. Национальный состав | Работать со статистическим материалом, картами. | Сообщения | |
35 | Этнография Ульяновской области. | Сформировать представления у учащихся об этнических особенностях народов своего национального пункта. | История, традиции, культура. Обычаи, религия и быт населения. | Лекция. Исследовательская работа. | Групповая работа семинар. Экскурсия. Итоговая конференция. | Историю. Традиции, культуру, религию, быт населения. | Составлять рефераты, работать с дополнитель- ной литературой. со статистическим материалом. Строить диаграммы. | Выступления. доклады | |
2 | История заселения края | Познакомит учащихся с историей заселения своего родного края | Основные этнографические группы. Краткая антропологическая характеристика | Лекции | Работа с картами, иллюстр. таблицами | . Основные этапы заселения края и основные этнографические группы | Определять по карте районы проживания различных народов | Входная диагностика ( работа с контурной картой) | |
2 | Моя родословная практикум | Узнать родословную каждого ученика. | Откуда родом родители, бабушки и дедушки; их занятия, сословие. Что означают имена и фамилии. | Исследование ( практикум) | Практикум | Свою родословную | Составлять генеалогическое древо семьи | Результаты выполнения практикума | |
1 | Состав населения. Социологическое исследование «Кто мы» | Раскрыть состав семьи учащихся на основе генеалогического древа | Количество детей в семьях родителей, бабушек, половой состав. Проживание их образование | исследование | Практикум | Состав своих семей, их профессий | Проводить исследования, обрабатывать информацию, строить графики, делать выводы. | Исследлвание | |
1 | Русские Хозяйство. Общественный и семейный быт. | Познакомить с хозяйственной деятельностью. Общественным и семейным бытом русского населения. | История заселения русскими края. Основные виды хозяйственной деятельности, особенности быта русских | лекция | Работа с картами | Историю заселения русскими края. Особенности быта и хозяйства русских. | Показать на карте районы заселения русских, уметь отличать особенности хозяйства и быта русских от других народов. | Работа с картами. | |
3 | Русские. Традиционная кухня. Народный костюм. | Познакомить учащихся с традиционной кухней. Узнать об особенностях народного костюма | Традиционная кухня, элементы народного костюма | Рассказ-лекция | экскурсия | Традиционную кухню, национальный костюм | Приготовить национальное блюдо и отличать русский костюм от других народов | Творческие работы | |
3 | Русские . народный календарь. Праздники. Обряды и обычаи. | Познакомить учащихся с народным календарем, праздниками, обрядами и обычаями. | русский праздник « Масленица» | Праздник - игра | практикум | Формы проведения русского праздника | приготовить национальное блюдо, использовать русские обряды на праздниках | Творческие работы | |
3 | Татары. Хозяйство. Оществен ный и семейный быт. | Познакомить с хозяйственной деятельностью. Общественным и семейным бытом татарского населения | История заселения татарами края. Основные виды хозяйственной деятельности, особенности быта татар | лекция | Работа с картами | Историю заселения татарами края. Особенности быта и хозяйства русских. | Показать на карте районы заселения татар, уметь отличать особенности хозяйства и быта татар от других народов. | Работа с картами. | |
1 | Татары. Культура | Познакомить учащихся с традиционной кухней. Узнать об особенностях народного костюма Познакомить, с праздниками, обрядами и обычаями. | Традиционная кухня, элементы народного костюма, татарский праздник Курбан-байрам | Рассказ-лекция | экскурсия | Традиционную кухню, национальный костюм, праздники | Приготовить национальное блюдо и отличать татарский костюм от других народов | Творческие работы | |
3 | Чуваши. Хозяйство. Оществен ный и семейный быт. | Познакомить с хозяйственной деятельностью. Общественным и семейным бытом чувашского населения | История заселения чувашами края. Основные виды хозяйственной деятельности, особенности быта чуваш | лекция | Работа с картами | Историю заселения чувашами края. Особенности быта и хозяйства русских. | Показать на карте районы заселения чуваш, уметь отличать особенности хозяйства и быта чуваш от других народов. | Работа с картами. | |
3 | Чуваши. Традиции и обычаи | Познакомить учащихся с традиционной кухней. Узнать об особенностях народного костюма Познакомить, с праздниками, обрядами и обычаями. | Традиционная кухня, элементы народного костюма, чувашский праздник Акатуй | Рассказ-лекция | экскурсия | Традиционную кухню, национальный костюм, праздники | Приготовить национальное блюдо и отличать чувашский костюм от других народов | Творческие работы | |
3 | Мордва. Хозяйство. Оществен ный и семейный быт. | Познакомить с хозяйственной деятельностью. Общественным и семейным бытом мордовского населения | История заселения мордва края. Основные виды хозяйственной деятельности, особенности быта чуваш | лекция | Работа с картами | Историю заселения мордва края. Особенности быта и хозяйства русских. | Показать на карте районы заселения мордва, уметь отличать особенности хозяйства и быта мордвы от других народов. | Работа с картами. | |
2 | Мордва. Традиции и обычаи | Познакомить учащихся с традиционной кухней. Узнать об особенностях народного костюма Познакомить, с праздниками, обрядами и бычаями. | Традиционная кухня, элементы народного костюма, мордовский праздник | Рассказ-лекция | экскурсия | Традиционную кухню, национальный костюм, праздники | Приготовить национальное блюдо и отличать мордовский костюм от других народов | Творческие работы | |
2 | Марийцы. Немцы Хозяйство. Оществен ный и семейный быт, традиции | Познакомить с хозяйственной деятельностью. Общественным и семейным бытом | История заселения края. Основные виды хозяйственной деятельности, особенности быта | лекция | Работа с картами | Историю заселения края. Особенности быта и хозяйства | Показать на карте районы заселения марийцев, немцев, уметь отличать особенности хозяйства и быта от других народов. | Работа с картами. | |
2 | Культура национальных меньшинств. | Познакомить с культурой национальных меньшинств | История заселения края. Основные виды хозяйственной деятельности, особенности быта | лекция | Работа с картами | Историю заселения края. Особенности быта и хозяйства | Показать на карте районы заселения, уметь отличать особенности хозяйства и быта от других народов. | Работа с картами. | |
Итоговое занятие | Обобщить полученное знание по курсу. | Культура, традиции, обычаи и национальный состав народов нашего края. | Лекция, беседа, рассказ | Семинар. конференция | Историю, традиции, быт. Обычаи народов | Пользоваться и составлять карты | Защита проектов с элементами игры. | ||
Создание итогового проекта "Мы разные, но мы вместе - Россия" | Проектная деятельность |
Литература для учащихся
- Анашкина Г.П. Материалы по этнографии Ульяновской области –Ульяновск, 1993
- Географические атласы для средней школы.
- Географическое краеведение: Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под общей редакцией А.А.Баранова, Н.В.Лобиной – Ульяновск УИПК ПРО, Корпорация технологий продвижения, 2007.
- Ульяновская – Симбирская энциклопедия, том 1 А-М, ред.Егоров В.Н. _ Ульяновск. Симбирская книга.2000
- Шабалина Л.П. Этнические особенности народов Ульяновского Поволжья – Ульяновск ИПК ПРО, 1993.
Литература для учителя.
- Анашкина Г.П. Материалы по этнографии Ульяновской области –Ульяновск, 1993.
- Волкова П.И. Родная земля – край Симбирский. Рабочая тетрадь по географии Ульяновской области. –Ульяновск, ИПК ПРО, 1998.
- Географическое краеведение: Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под общей редакцией А.А.Баранова, Н.В.Лобиной – Ульяновск УИПК ПРО, Корпорация технологий продвижения, 2007.
- Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: Учебные программы элективных курсов по социально – гуманитарным предметам для системы повышения квалификации. Сост. Е.Е. Вяземский – М: АПК и ПРО, 2003.
- Ульяновская – Симбирская энциклопедия, том 1 А-М, ред.Егоров В.Н. _ Ульяновск. Симбирская книга.2000
- Шабалина Л.П. Этнические особенности народов Ульяновского Поволжья – Ульяновск ИПК ПРО, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка по краеведению "Культура народов Поволжья"
Пояснительная записка по краеведению "Культура народов Поволжья"...
"Пути повышения эффективности деятельности педагога дополнительного образования детей. Национально – региональный компонент в условиях взаимодействия культур народов Поволжья"
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о е...
Дистанционное обучение в рамках реализации образовательной программы "Культура народов Поволжья"
В 2012 году наша школа приступила к реализации образовательной программы "Культура народов Поволжья". Нами охвачены все пять подпрограмм : "Родник - песни народов Поволжья", "Младость" (танцы народов ...
ФЕСТИВАЛЬ «Диалог культур народов Поволжья»
Сколько нас, нерусских у России, И татарских, и иных кровей. Имена носящих не простые, Но простых ...
«Изучение некоторых особенностей национальной культуры народов Поволжья».
Тема нашего проекта «Изучение некоторых особенностей национальной культуры народа Поволжья».Эту тему мы выбрали не случайно, так как в нашей школе учатся дети разных национальностей, но говорят все на...
Рабочая программа "Культура народов Поволжья"
С детства ребёнка надо научить относиться с уважением не только к своему народу, но и к другим народам, к их истории, особенностям их национальной культуры, традициям. Национальная культура – это исто...
Рецензия к программе "Культура народов Поволжья"
На занятиях внимание учащихся концентрируется на объективном изучении исторических событий, традиций, культуры народов Поволжья в многообразии форм их существования, деятельности людей, особо выделяет...