Рабочая программа по башкирскому языку, 4 класс
календарно-тематическое планирование на тему

Мухарямова Минзиля Мусалямовна

 

Рабочая программа составлена на основании:

 Авторской программы по башкирскому языку для I – XI классов русскоязычных школ под редакцией М.Г.Усмановой, З.М.Габитовой – Ижевск: «КнигоГрад».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4kl_rp-16.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа

закрытое административно-территориальное образование

город Межгорье Республики Башкортостан

Рассмотрено                            Согласовано                                Утверждаю

на заседании ШМО                Зам.директора по УВР                Директор МБОУ

руководитель                        МБОУ СОШ №1                        СОШ №1 ЗАТО Межгорье

__________________        ЗАТО Межгорье                             Республики Башкортостан

Протокол №_______                Республики Башкортостан                ______________С.А.Лебедев

от «    » августа 2017г        _______________________                Приказ №________________

                                «     » августа 2017г.                           «    » августа 2017г.

Рабочая программа

          учителя первой квалификационной категории

Гизатуллиной Фариды Хабрахмановны

по башкирскому языку

для 4-го класса

на 2017-2018 учебный год

                                                         2017г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании:

 Авторской программы по башкирскому языку для I – XI классов русскоязычных школ под редакцией М.Г.Усмановой, З.М.Габитовой – Ижевск: «КнигоГрад».

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

                           

  • Учебник . Х.А.Тулумбаев, М.Х.Давлетшина. Башкирский язык. 4 класс.

 Уфа: Китап.

  • Рабочая тетрадь к учебнику. М.С.Давлетшина, Н.Н.Кинзябаева, Г.М.Садыкова. Уфа: Китап.
  •   Башкирский язык в таблицах, схемсах, правилах. АубакироваЗ.Ф. Уфа.
  •  Методические рекомендации при обучениии башкирскому языку в русскоязычных школах. ГабитоваЗ.М., Тулумбаев Х.А. –Уфа:Китап.
  •  Тесты по башкирскому языку. ГабитоваЗ.М., Тулумбаев,Х.А. –Уфа: Китап.
  •  Сборник диктантов и изложений по башкирскому языку. Усманова М.Г., Габитова З.М. –Уфа:Книга.

          

           В программе  на изучение предмета в 4-м  классе отводится 102 часа.

 В соответствии с  базисным учебным  планом  для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан на 2017-2018 учебный план и  учебным планом МБОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан на изучение башкирского (государственного) языка в 4-м классе отводится 1 час в неделю. Общее количество учебных часов за год – 35 ч. В связи с этим при составлении рабочей программы были внесены корректировки.

           

Цели и задачи курса

Изучение башкирского языка направлено на достижение следующих целей:

  • развитие  речевой компетенции - развитие сформированных на базе начальной школы коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письме);
  • развитие  языковой компетенции - овладение новыми языковыми средствами, обеспечивающие возможность общаться на темы, предусмотренные стандартом и примерной программой для данного этапа;
  • развитие  социокультурной компетенции – знание национально- культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета; знание употребительной фоновой лексики, некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы); знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы; представление об особенностях образа жизни, быта, культуры  башкирского языка (всемирно известных  достопримечательностях,   выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); понимание роли владения родными языками в современном мире; владеть техникой письма; распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц и грамматических явлений;
  • развитие компенсаторной компетенции - развитие умения в процессе общения выходить из затруднительного положения, вызванного нехваткой языковых средств за счет перифраза, использования синонимов, жестов и т. д.;
  • развитие учебно-познавательной компетенции - умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; владение приемами работы с текстом: умение пользоваться  определенной стратегией чтения/ аудирования в зависимости от коммуникативной  задачи (читать/ слушать текст с разной глубиной понимания); умение действовать по образцу/ аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы; готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу; умение пользоваться справочным материалом (грамматическим  и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами); владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения родных  языков;
  • представление о языке как средстве выражения чувств, эмоции, основе культуры мышления; достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями родного языка,  установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранного языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации.

Задачи:

-   развитие речи, мышления,  воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения; развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта, умением работы в паре, в группах;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике башкирского языка; 

- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема; 

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к башкирскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь; 

- обучение навыкам самостоятельного чтения и понимания художественной литературы, детского фольклора, материалов из газет и журналов, публикуемых на башкирском языке; также  разговору на башкирском языке и применять его дома, в общественных местах, в процессе деятельности; 

- ознакомление детей в процессе обучения с историей, культурным наследием, искусством, литературой, обычаями и традициями, выдающимися личностями башкирского народа, привитие уважения и любви к языку, родной земле. 

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы.

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут.

Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работы.
  • Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  • Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения,  исследовательскогометодов обучения.

При работе с детьми ОВЗ применяются следующие методы работы:

• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
• методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаем объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал, презентации).

Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения  учебного предмета, курса

 Личностными результатами изучения предмета «Башкирский язык» являются следующие умения:

- осознавать роль языка в жизни и речи людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника. 

Метапредметными результатами изучения курса является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для решения;

сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;

начальные умения излагать своё мнение и аргументировать;

начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Башкирский язык»;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Башкирский язык».

Коммуникативные универсальные учебные действия:

активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

умение определять общую цель и пути её достижения;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Башкортостана, о языке как основе национального самосознания;

понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан;

позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

первоначальные представления о нормах башкирского языка и правилах речевого этикета;

умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;

сознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, владение умением проверять написанное;

владение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

первоначальные научные представления о системе и структуре башкирского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи, обращения к собеседнику.

Содержание учебного предмета, курса

                           

К0н д2 м2кт2пк2 барам -3 сәғәт

Бөтә  балалар өсөн ҙур  байрам- 1 сентябрь, уҡыу, йәйге  каникул, белем көнө, класс, ундағы уҡыусылар, уларҙың эштәре  тураһында  һөйләшеүҙәр, әҫәрҙәр  уҡыу.

         Уҡыу, белем алыу, мәктәп тормошо, кластағы эштәр, мәктәп бинаһы, ундағы          кабинеттар, дәрестәр тураһында  һөйләшеүҙәр, текстар уҡыу. Башҡорт теленең лексикаһы. Һүҙ, уның лексик һәм грамматик мәғәнәһе (практик үҙләштереү).

Мин 4аиләмде яратам - 5 сәғәт

Ғаилә ағзалары, уларҙың эш-шөғөлдәре. Ололарҙың һәм балаларҙың хеҙмәте. Һөнәрҙәр төрлө, уларҙың һәр береһе лә кәрәкле. Һөнәр һайлау. Башҡорт телендә исем. Исемдең күплек, берлек формалары. Яңғыҙлыҡ һәм уртаҡлыҡ исемдәр. Синоним, антоним исемдәр.

!6ем й2ш2г2н ер тура3ында 30йл2йем– 3 сәғәт

Башҡортостандың бай тәбиғәте, үҫемлектәре һәм хайуандар донъяһы. Тәбиғәттәге предметтарҙың исемдәре, уларға ҡыҫҡаса характеристика биреү. Йылғаларын, күлдәрен белеү. Тауҙар һәм урмандар. Тәбиғәтте һаҡлау тураһында һөйләшеүҙәр, текстар уҡыу. Башҡорт телендә тиң киҫәктәр.Һөйләмдә уларҙың ҡулланылышын практик үҙләштереү.

Ауылда, 7алала й2ш2йем – 5 сәғәт

        Ауыл тормошо, ауыл кешкләренең көнкүреше, эш- шөғөлдәре. Игенсе, малсы мкңеханизатор хеҙмәте. Ауылда аттың файҙаһы тураһында һөйләшеү, текстар уҡыу.  Алмаш, һорау һәм зат алмаштары, телмәрҙәге роле. Практик үҙләштереү

Йыл ми6гелд2ре 32м 3ауа торошо тура3ында– 5 сәғәт

Йыл миҙгелдәре, һәр йыл миҙгеленә хас үҙенсәлектәр менән танышыу. Йыл миҙгелдәрен, һәр миҙгелгә ҡараған ай исемдәрен дөрөҫ әйтә һәм телмәрҙә ҡуллана белеү. Һорау алмаштары.Күрһәтеү алмаштары. Күрһәтеү алмаштарының килеш менән үҙгәреше. Билдәһеҙлек алмаштары. Билдәләү алмаштары.

Т0рл0 х2лд2р тура3ында 30йл2ш2бе6 – 4 сәғәт

Был теманы үҙләштереү барышында уҡыусы үҙе тураһында, 16е мен2н бул4ан х2лд2р тураһында  һөйләргә өйрәнергә тейеш. Исемдәрҙең килеш менән үҙгәреше. Алмаш. Зат алмаштары. Зат алмаштарының килеш менән үҙгәреше. к-г,ҡ-ғ тартынҡыларының сиратлашыуы.

№атып алыр4а 0йр2н2м – 3 сәғәт

Аҙыҡ-түлек, кейем-һалым атамаларын өйрәнеү, һатып алыу этикеты менән таныштырыу, һөйләшергә, аралашырға өйрәтеү. Синони

Халыҡ ижады – 6 сәғәт

Халыҡ ижады тураһында төшөнсә. Әкиәттәр. Халыҡ ижадын өйрәнеүсе  ғалимдар  тураһында  һөйләшеүҙәр,  текстар  уҡыу.  Башҡорт телендә рәүештәр, телмәрҙәге роле. Практик үҙләштереү.

Ҡабатлау – 1 сәғәт

Б0т23е -35  с242т.

   

График проведения проверочных работ

№ урока

Вид работы

Тема

8

Работа с текстом

Белем к0н0

16

Тест

Баш7ортостан

26

Работа с текстом

З.В2лиди

34

Тест

Билд2ле ш2хест2р

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ п/п

Б1лек тема3ы

Уҡыусыларҙың эшмәкәрлеге

С242т 3аны

1.

К0н д2 м2кт2п к2 барам

- әңгәмә ҡора беле1+

- икенсе кешенең фекерен тыңлап аңлау+

-текстан ниндәйҙер мәғлүмәт таба алыу күнекмәһен булдырыу+

3

2.

Мин 4аил2мде яратам

- икенсе кешенең фекерен тыңлап аңлау+

-текстан ниндәйҙер мәғлүмәт таба алыу күнекмәһен булдырыу+

5

3.

!6ем й2ш2г2н ер тура3ында 30йл2йем

-эшм2к2рлекте планлаштыра 32м к2р2к са7та 16г2рт2 беле1+

-16 контроль 32м 16 ба3алау+

 -телм2р эшм2к2рлегене8 б0т2 т0р62ре мен2н эш ите1+

-ти8д2шт2ре 32м оло кешел2р мен2н аралашыу6ы 7ороу+

3

4.

Ауылда, 7алала й2ш2йем

-үҙ фекереңде кешегә еткерә алыу+

-текстан   кәрәкле мәғлүмәт таба алыу+

-уҡыусылар6ың рухи киммәттәрен билдәләү+

5

5.

Йыл ми6гелд2ре, 3ауа торошо

-үҙ-үҙеңде баһалау+

- әңгәмә ҡора беле1+

- икенсе кешенең фекерен тыңлап аңлау+

5

6.

Т0рл0 х2лд2р тура3ында 30йл2ш2бе6

-үҙ фекереңде кешегә еткерә алыу+

-текстан   кәрәкле мәғлүмәт таба алыу+

-уҡыусылар6ың рухи киммәттәрен билдәләү+

4

7.

№атып алыр4а 0йр2н2м

- әңгәмә ҡора беле1+

- икенсе кешенең фекерен тыңлап аңлау+

3

8.

Халы7 ижады

- әңгәмә ҡора беле1+

- икенсе кешенең фекерен тыңлап аңлау+

6

9.

?абатлау

1

Б0т23е  35 с242т

Календарно-тематическое планирование  4 класс

Лексик тема

Грамматик тема

Дата

)йгә эш

План буйынса

Фактик 1тк2ре1

1 четверть

К0н д2 м2кт2пк2 барам (3 с.)

1/1

1 сентябрь –Белем к0н0 

!телг2нде 7абатлау

6.09

№3, 4-се бит

2//2

Мин ним2 у7ыр4а яратам/

№0йл2м

13.09

№4

3/3

Бе6 м2кт2пт2

№0йл2м

20.09

Кроссворд

Мин 4аил2мде яратам (5с.)

4/1

Мин- т2рби2ле бала

Исем

27.09

№4

5/2

Мине8 ярат7ан ш040л0м

Исем

.4.10

№1, яуаптар

6/3

Мин й2ш2г2н б1лм2

Исем

12.10

№1

7/4

Мине8 кеск2й ду9тарым

Исем

.18.10

№4

8/5

Телм2р 19тере1. Текст мен2н эш. Белем к0н0.

Исем

.25.10

кабатларга

!6ем й2ш2г2н ер тура3ында 30йлйем (3с.)

9/1

Мин й2ш2г2н Ер

Исем

.8.11

№1

10/2

Мин й2ш2г2н йорт

Сифат

15.11

№2

11/3

Бе66е8 урам

Сифат

22.11

49-сы бит

Ауылда / 7алала й2ш2йем ё5с.)

12/1

Мине8 тыу4ан ауылым

Сифат

.29.11

69-сы бит, ребус

13/2

Ауыл 32м 7ала тормошо

Сифат

.6.12

№3

14/3

Баш7ортостанды8 7алалары 32м ауылдары

Сифат

13.12

№2, яуап

15/4

Тыу4ан ерем м04жиз2л2ре

Сифат

20.12

открытка

16/5

Телм2р 19тере1.Тест.

Баш7ортостан

          Сифат  

27.12

Йыл ми6гелд2ре 32м 3ауа торошо (5с.)

17/1

Йыл ми6гелд2ре ни82 16г2р2/

Сифат

17.01

диалог

18/2

Й2нлект2р йыл ми6гелен бел2ме/

Алмаш

24.01

Текст буйынса эш

19/3

Б0ж2кт2р нисек й2ш2й/

Алмаш

.31.01

рисунки

20/4

№ауа торошон беле1 ни82 к2р2к/

Алмаш

7.02

№4

21/5

Кил2с2кт2 т2би42тт2 16г2решт2р буламы/

Алмаш

14.02

2-се күнегеү

Т0рл0 х2лд2р тура3ында 30йл2ш2бе6 (3.)

22/1

Мине8 тормошомда4ы 7ы6ы7лы х2лд2р

Алмаш

21.02

 30йл2рг2

23/2

Мажаралар иленд2

Алмаш

28.02

Текст буйынса эш

24/3

Мине8 кумир6арым

Алмаш

7.03

3-се к1неге1

№атып алыр4а 0йр2н2м (4с.)

25/1

Мине8 бюджет

№ан

14.03

Мини инша

26/2

 Телм2р 19тере1.Текст мен2н эш. З2ки В2лиди

           №ан

21.03

повторить

27/3

Мин модалы кейем яратам

№ан

4.04

№1

28/4

Б1л2к 3айлайым

№ан

11.04

№4

Халы7 ижады мен2н танышыу (6с.)

29/1

?ы6ыл к2л2п1ш

№ан

18.04

алмаштар

30/2

Белемде8 сиге ю7

№ан

25.04

кылымдар

31/3

?ом3о6ло7 б2л23е

№ан

2.05

мәҡәлдәр

32/4

Б0рк0т мен2н с1ллек

№ан

16.05

Открытка эшләргә

33/5

Баша7

№ан

23.05

мәҡәлдәр

34/6

Телм2р 19тере1. Тест.

Билд2ле ш2хест2р

№ан

.30.05

Ҡабатлау (1с.)

35/1

Йом4а7лау д2ресе

Р21еш

30.05

Диалог төҙө

Лист

корректировки  календарно - тематического планирования

№ п/п

Изменение

Причина изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по башкирскому языку для 5 класса

Рабочая программа по 2 линии учебников...

Рабочая программа по башкирскому языку для 1 класса (ФГОС)

Рабочая программа по учебнику Толомбаева Х.А....

Рабочая программа по башкирскому языку для 3 класса

Рабочая программа по учебнику Толомбаева Х.А....

Рабочая программа по башкирскому языку и литературе по учебнику "Башкирский язык и литература", 5 класс

Рабочая программа создана по учебнику "Башкирсикй язык и литература" для 5 класса. Авторы учебника: В. И. Хажин, А. Х. Вильданов, Уфа-2012.По программе дается и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по башкирскому языку и литературе по учебнику "Башкирский язык и литература", 6 класс

Рабочая программа по предмету "Башкирский язык и литература" для 6 класса, авторы: А. Х.Вильданов, В. И. Хажин, Уфа-2012. Прилагается календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по башкирскому языку и литературе по учебнику "Башкирский язык и литература", 7класс

Рабочая программа составлена для 7 класса по учебнику "Башкирский язык и литература" (авторы: Ф. А. Хуснутдинова, Д. С. Тикеев, Б. Б. Гафаров, Г. Г. Кагарманов), Уфа - 2010.Прилагается календарно-тема...