Объединенный урок русского языка и литературы по теме «Цена Великой Победы». Калинин в творчестве Бориса Полевого.
план-конспект урока (6, 7, 8 класс) на тему

Пояснительная записка

к технологической карте объединенного урока русского языка и литературы по теме  «Цена Великой Победы». Калинин в творчестве Бориса Полевого.

 

Цель: создать методическую разработку урока «Цена Великой Победы». Калинин в творчестве Бориса Полевого.

Цели урока.

  • расширить знания учеников о том, как жители защищали город Калинин в годы Великой Отечественной войны;
  • воспитывать чувство патриотизма на примере военной журналистики;
  • побуждать детей уважительно относиться к подвигу народа 1941-1945 гг., осознавать собственную причастность к прошлому, настоящему и будущему страны.

Задачи урока.

  • воспитывать гордость за свой город, безымянных героев;
  • формировать активную гражданскую позицию;
  • актуализировать знания и представления по теме, пробудить к ней интерес;
  • расширять знания о публицистическом стиле и его особенностях;
  • развивать личностные, коммуникативные УУД.

Планируемые результаты:

  • познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста, смысловое чтение;
  • личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
  • регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, текст статьи Бориса Полевого «Как был занят город Калинин» (у каждого ученика), фотографии военных лет (презентация).

 

Выбранный лингвистический материал и формы работы на уроке позволяют ученикам не только прочувствовать и осознать важность событий 1941 года, когда «был взят город Калинин», но и разобраться, с помощью каких языковых средств формирует автор статьи представления читателей о происходящем. Таким образом, на уроке достигаются и предметные, и метапредметные, личностные результаты.

Основные свойства интегрированного урока – синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс.

Согласно требованиям ФГОС второго поколения, учащиеся самостоятельно определяют круг целей и задач, исходящих из темы урока.

Для их решения используются УУД, что позволяет осуществить сотрудничество учителя и учащихся на уроке. Действия учителя (комментарии, дополняющие, расширяющие ответ учащихся, вопросы, позволяющие направить ответы в нужное русло) позволяют сохранить целостность материала и логичность его изучения.

Элементы исследования авторского текста помогают учащимся  продемонстрировать владение предметными (познавательными), коммуникативными и регулятивными УУД (анализ, обобщение, личностная оценка, исследование, умение вести диалог, аргументировано отстаивать свою точку зрения).

При выборе домашнего задания учитываются особенности интеллектуального развития, возможностей учащихся. Домашнее задание становится обобщением знаний, полученных на уроке.

 Урок  мотивирует учащихся на дальнейшее  изучение  темы Великой Отечественной войны в публицистических и художественных текстах, истории города, творчества Бориса Полевого.

Урок может  быть  проведен в 6, 7, 8 классах общеобразовательных учреждений в рамках изучения предметов «русский язык», «литература», объединенных уроков русского языка и литературы, русского языка и истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Автор урока: Трудакова Олеся Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №52.

Объединенный урок русского языка и литературы.

Класс: 6

Тема урока: «Цена Великой Победы». Калинин в творчестве Бориса Полевого.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания. Комбинированный.

Цели урока.

  • расширить знания учеников о том, как жители защищали город Калинин в годы Великой Отечественной войны;
  • воспитывать чувство патриотизма на примере военной журналистики;
  • побуждать детей уважительно относиться к подвигу народа 1941-1945 гг., осознавать собственную причастность к прошлому, настоящему и будущему страны.  

Задачи урока.

  • воспитывать гордость за свой город, безымянных героев;
  • формировать активную гражданскую позицию;
  • актуализировать знания и представления по теме, пробудить к ней интерес;
  • расширять знания о публицистическом стиле и его особенностях;
  • развивать личностные, коммуникативные УУД.

Средства обучения: компьютер, проектор, текст статьи Бориса Полевого «Как был занят город Калинин»

 (у каждого ученика), фотографии военных лет (презентация).

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Приветствие учащихся

Организационная.

 Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте удачи.

Проверяют свою готовность к уроку.

Умение мобилизовать свои личностные качества и ученические способности в ситуации «начала деятельности»

Мотивационная беседа.

 В каком городе мы живем?

Что мы знаем о его истории?

 

Отвечают на вопросы.

Л: смыслообразование,

П: общеучебные универсальные действия,

К: уметь формулировать собственное мнение и позицию,

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Актуализация знаний, постановка целей и задач урока. Пробное учебное действие.

Какое место в истории Твери занимает Великая Отечественная война?

Какое звание было присвоено городу в 2010 году?

Ученики выступают с сообщениями «Тверь (Калинин) – город воинской славы»; «Памятники ВОВ в г.Твери».

Задают вопросы отвечающим.

Отвечают на вопросы учителя.

П: уметь объяснять значение услышанного, выбирать информацию в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

Р: выполнять УД в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

К: строить монологические высказывания, овладеть навыками диалогической речи.

Обратите внимание на записанные на доске слова «Цена Великой Победы».

Как вы думаете, каковы цели нашего урока?

Помогает учащимся формулировать цели урока.

Формулируют цели и задачи урока.

П: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Р: уметь планировать алгоритм ответа.

К: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения.

Работа с новым материалом.

  1. Слово учителя.

В годы войны публицистика стала основной формой творчества крупнейших мастеров художественного слова. Непосредственные впечатления сочетались в их творчестве с глубиной переживаемых человеком событий. Алексей Толстой, Николай Тихонов, Илья Эренбург, Михаил Шолохов, Константин Симонов, Борис Горбатов, Леонид Соболев, Всеволод Вишневский, Леонид Леонов, Мариэтта Шагинян, Алексей Сурков, Владимир Величко, Борис Полевой и другие писатели-публицисты создали произведения, несущие огромный заряд патриотизма, веры в победу.

  1. У каждого из вас на парте лежит статья Бориса Полевого «Как был занят город Калинин».

Выразительно читают статью (по цепочке).

П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного и прочитанного текста.

К: читать вслух и понимать прочитанное

Р: формирование ситуации саморегуляции эмоциональных состояний

Осуществляет мотивацию к деятельности.

Организует деление на группы.

Контролирует взаимопроверку.

Групповая работа.

1) Составляют тезисный план статьи.

2) Составляют вопросный план статьи.

Осуществляют взаимопроверку под руководством учителя.

П: уметь производить анализ, искать и выделять необходимую информацию в тексте; уметь анализировать текст публицистического стиля.

К: уметь формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь выполнять УД, планировать алгоритм ответа; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки .

Организует беседу по вопросам.

Какие чувства вызывает у статья?

 К чему призывает автор текста?

 Чему мы вместе с ним радуемся, о чем скорбим?

Фронтальная работа. Высказывают собственное мнение, отвечая на вопросы. При необходимости дополняют и корректируют ответы друг друга.

П: уметь искать и выделять необходимую информацию тексте.

К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; уметь определять общую цель и пути её достижения;

устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Р: уметь выполнять УД, планировать алгоритм ответа, применять метод информационного поиска, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

Закрепление изученного материала.

- Какими средствами достигается этот эффект? (картинка).

Мы знаем, что коммуникативными целями текста публицистического стиля являются информационная и воздействующая.

Рассмотрим, как используются компоненты публицистического стиля в статье Б.Полевого.

Работают в парах.

Осуществляют поиск компонентов публицистического стиля

  • в лексике (употреблении слов) – эмоционально-экспрессивные и разговорные слова, фразеологизмы, пословицы, поговорки, устойчивые выражения, диалектные, жаргонные слова;
  • в морфологии (использование частей речи) – обилие прилагательных, местоимений и наречий, глаголы в настоящем времени;
  • синтаксисе (построение определенных типов предложений) – короткие и неполные предложения чередуются с тяжелыми сложноподчиненными, обилие восклицательных и вопросительный предложений.

Завершающий контроль (проверка 

усвоенного на уроке).

Словесное рисование. Работа с деталями.

 Какие картины рисует ваше воображение при словах «Бои за Калинин. Цена Великой Победы»?

Фронтальная работа.

Учащиеся рассказывают, какие картины они воображают.

П: использовать символические средства для решения учебных задач; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием;

уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.

К: уметь строить монологические высказывания, формулировать свою точку зрения,  адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний; уметь выполнять УД, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Презентация №1 (см. приложение)

Выразительное чтение отрывка статьи в газете «Правда» 17.12.1941 года.

«Темнеет. Раскаты артиллерии доносятся все глуше. Линия боя отодвигается на запад. А в городе уже начинает завязываться жизнь: связисты тянут провода, саперы расчищают улицы.

Красное знамя полощется на ветру. После двухмесячного страшного кошмара жизнь в Калинине начинается снова».

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1. Учитель предлагает заполнить карточки.

На уроке я узнал/научился/почувствовал….

Самооценка за каждый вид работы.

2. Предлагает выбрать домашнее задание.

  • Мини-сочинение по теме «Цена Великой Победы»
  • Разработка экскурсии «Места воинской славы города Твери».
  • Создание карты «Памятники Великой Отечественной войны в городе Твери».

3. Анализирует результаты самооценки учеников.

Заполняют карточки, выставляют себе оценки за урок, подводят итоги урока, выбирают домашнее задание.

Л- формирование адекватной позитивной самооценки, формирования границ собственного знания и «незнания»,

П- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь задавать вопросы;

Р- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; производить самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок русского языка и литературы в 10 классе "Обобщение и систематизация знаний по фонетике, морфемике, лексике,морфологии, стилистике и орфографии на основе анализа текста Бориса Полевого "Миша уходит к партизанам".

В данном материале даны сведения писателе Борисе Полевом,о видах разбора текста, ведется работа по формированию орфографических навыков, представлены групповая, парная и фронтальная работа с классом, ...

Викторина по русскому языку и литературе, истории России «70 лет Победы в Великой Отечественной войне».

Викторина по Русскому языка, Литературе и Истории России  "70 лет Победы в Великой Отечественной войне"Внеклассное мероприятие разработано мною к 70-тилетию Победы в Великой Отечественн...

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.

         Одной из главных целей современного образования  считаю  создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...