Открытый урок: "Добро и зло в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
"Добро и зло в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" (урок литературы, 5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobro_i_zlo_v_povesti_n.v._gogolya_.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Добро и зло в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" (урок литературы, 5 класс)
Автор: Самусенко Сергей Петрович, учитель русского языка и литературы МБОУ «Замишевская СОШ»
Тема: Добро и зло в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством".
Цель урока:
1. Воспитание нравственно-эстетических представлений(доброты, нравственной чистоты, умения ценить прекрасное).
2. Развитие монологической речи учащихся,умственной деятельности,аналитических способностей.
3.Выявление художественной идеи повести,фольклорных мотивов; совершенствование навыков характеристики литературного героя.
Форма: урок.
Тип: объяснение нового материала.
Дидактический материал: Учебник литературы. 5 класс под ред.Г.С.Меркина, ."Толковый словарь"под редакцией С.Ожегова, компьютер, экран, медиапроектор, компьютерные программы: MP3 Player, MicrosoftWorld.
ХОД УРОКА
I. Орг.момент.
Слово учителя.
Ребята, на прошлых уроках вы отправлялись в путешествие по удивительному миру сказочной повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Сегодня мы продолжим это путешествие, и я надеюсь, что оно будет для вас увлекательным и полезным.
II. Мотивация учащихся к деятельности.
Демонстрируется фрагмент мультфильма (момент колядок) (23.20)
- Мы только что просмотрели фрагмент мультфильма, снятого по очень известному произведению. Вы узнали его?
Автор этого произведения - Николай Васильевич Гоголь. Он вводит нас, читателей, в радостную и таинственную атмосферу праздника. В описаниях мы видим любовь к родной природе и народу, к которому он принадлежит и среди которого он вырос.
На фоне такого прекрасного пейзажа разворачиваются картины народной жизни.
- Ночь перед Рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника – Рождения Иисуса Христа, но вместе с тем в эту ночь злые силы – черт, ведьма – ведут себя наиболее активно, смело, стараются выместить зло на добрых людях.
Обратитесь к слайду, на котором вашему вниманию представлены русские пословицы.
СЛАЙД №1 (Пословицы на слайде: «Добро не лихо: бродит по миру тихо»
«Час в добре пробудешь - всё горе забудешь»
«Добрым путем Бог правит»
«За недобрым пойдешь – на беду набредешь»
«Тому тяжело, кто помнит зло»
« Чем сердиться, так лучше помириться».
- Внимательно прочтите эти пословицы и попробуйте предположить, о чём мы будем сегодня говорить на уроке.
Учитель: А давайте заглянем в толковый словарь и посмотрим, как определяются там понятия «добра» и «зла».
СЛАЙД №2 (выводятся на слайд толкования слов из словаря С.Ожегова:
Добро – это нечто положительное, хорошее, полезное. Зло – это нечто дурное, вредное.)
- Сегодня на уроке мы постараемся найти доброе в героях повести. И какая тема урока?
III. Целеполагание.
СЛАЙД №3Так давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока («Добро и зло в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» -записать её в тетрадь)
А теперь давайте подумаем вместе, над чем мы сегодня будем работать, каковы цели нашей работы?
СЛАЙД №3 (в ходе обсуждения ребята должны выйти на следующие цели:
- проследить, как проявляют себя добро и зло на страницах повести;
- кто из героев является олицетворением добра, а кто - зло;
- что побеждает в финале – добро или зло?)
IV. Актуализация темы.
Учитель: Вспомните героев повести (учитель направляет ребят к главным образам, которые проявляют себя в поступках ).
Попробуйте распределить их в зависимости от того, олицетворением добра или зла они , на ваш взгляд, являются. (учащиеся работают в тетради, затем озвучивают свои предположения). (на доске наклеивается добро и зло)
См. приложение №1
(Учащиеся могут затрудниться в том, олицетворением добра или зла является Оксана; учитель предлагает подробнее познакомиться с героями, чтобы разрешить сомнения).
Записывают в тетрадь
Учитель: Итак, ребята, вы соотнесли героев с понятиями добра и зла. Давайте теперь разберемся, почему именно такой выбор вы сделали. Для этого мы внимательно поработают с текстом повести, проследят за поступками героев и отберем материал для их характеристики.
V. Изучение нового материала.
СЛАЙД №4:- Чтобы разобраться в сегодняшней теме нам предстоит поработать в группах. Обратите внимание у каждого на месте есть изображение: месяц, звезда, снежинка – в центре стола символ, рассядьтесь.
Каждая из групп бросает кубик и выпадает задание. (дается листок)
Характеристика персонажей.
Действия персонажей.
Литературоведы
В конце урока подведем итоги.
Мы постарались определить положительные качества героев. Обратите внимание на конверт. (В конверте перечислены положительные и отрицательные кчества. Их нужно распределить в четырестолбика: качества, присущие Вакуле, Оксане, Чёрту, Солохе).(выходим к доске наклеиваем)(группы записывают себе)
Вакула Оксана Чёрт Солоха
Трудолюбие Избалованность Мстительность Жадность
Доброта Гордость Хитрость Способность на обман
Верность Раскаяние Лукавость Корысть
Пишу на доске.
Вакула: 1.работает, малюет, 2.добивается Оксаны, 3.борится со злом.
1.стр. 163»В досужее от дел аремя….»2. стр. 205 «Ваше царское величие».3. стр. 192 «Постой голубчик…..» и стр. 210 «еще быстрее….»
Оксана: 1. Хитрит, 2.Веселиться, 3. Плачет
1. стр. 169 «Разве черные брови,,,,» 170 кто же тебе запрещает, гляди. 2. Стр. 185, « Так это она!....». 3. Стр. 209 «Одна только оксана стояла….»
Черт: 1. Крадет. 2.Пакастит. 3. Пытается обмануть.
1.стр.162 между тем черт. 2. Стр.175 черт между тем, когда еще влетел в трубу…. 3.стр. 190 «Это я твой друг….
Солоха: 1. Крадет. 2 Обманывает.
- Стр. 162 а ведьма между тем…. 2. Стр. 173, мать кузнеца….
Физкультминутка
- главными героями повести являются Оксана и Вакула (да)
-Солоха вышла замуж замуж за Чуба и прибрала к рукам всё его добро (нет);
- месяц, украденный Чертом с неба, был запрятан им в сумку (да);
- Вакула добирался до Петербурга (за черевичками) на лошадях (нет);
- Оксана поначалу смеется над Вакулой, над его чувствами (да);
- Черту удается перехитрить Кузнеца Вакулу (нет)
СЛАЙД .- Эволюция - процесс постепенного развития, совершенствования, изменения героев в лучшую сторону. Духовную эволюцию героев можно проследить, анализируя народные пословицы:
• Красивая, как елка, колючая, как иголка.
• Не гляди на чуб, гляди на душу.
• Не все то золото, что блестит.
(Записать на доске)
Эти пословицы через детали внешности характеризуют главных героев.
Оксана - самовлюбленная и эгоистичная кокетка, обладающая удивительной внешней красотой. Но она никого не любит, кроме себя, постоянно унижает Вакулу, смеется над его чувствами, ранит своими насмешками чувствительное сердце юноши
Вакула - простой казак, деревенский кузнец, но он обладает богатым внутренним миром, его душа тянется ко всему прекрасному: живописи, музыке, религии. Он поражает читателя верностью, преданностью, самоотверженным служением своему идеалу.
Третья пословица - своеобразный итог, к которому приходит Оксана в результате жизненных испытаний(угрызения совести, чувства вины).Она начинает понимать, что подлинная ценность - это не золото, не богатство (она даже не взглянула на царские черевички), а "золото" души Вакулы - преданность, доброта, благородство, самопожертвованная любовь. Итак, Вакула изгоняет черта не только из хутора, но и из души самовлюбленной красавицы.
Душа Оксаны освобождается от высокомерия, непомерной гордости и становится нежной и кроткой. И на фоне просветленной души внешняя красота еще более расцветает. "Кузнец подошел ближе, взял ее за руку; красавица и очи потупила. Еще никогда не была она так чудно хороша. Восхищенный кузнец тихо поцеловал ее, и лицо ее пуще загорелось, и она стала еще лучше".
Так Гоголь через орнамент национального быта подводит читателя к своему нравственному идеалу - гармонии внешней красоты и внутреннего совершенства
“Концептуальная таблица” (ЕСЛИ ВРЕМЯ)
Вакула | Оксана | Солоха | Черт | |
Сторона добра или зла | Добро | Добро | Зло | Зло |
Черты характера | Положительные | Отриц./полож. | Отрицательные. | Отрицательные. |
Действия | Работает, добивается Оксаны, вступает в борьбу | Хитрит, веселится, Плачит. | Крадет, пакастит, пытается обмануть. | Крадет, обманывает. |
Результат | Победа | Победа | Поражение | Поражение |
VI.Подведение итогов.
СЛАЙД №5 «Синквейн» (небольшое стихотворение необычной формы)
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Записать синквейн
- Но давайте попробуем ответить на вопрос: удается ли темным, разгулявшимся силам в канун Рождества сломить веру кузнеца, заставить его согрешить, продать душу дьяволу за любовь Оксаны? (Этого не случится. Вера кузнеца настолько сильна, что ему удалось вовремя остановиться и не совершить греха. Душа героя оказывается сильнее козней злых сил).
- Как вы думаете, все попытки нечистой силы разрушить мир красоты и любви завершились полным крахом или торжеством?
- Что оказывается в финале сильнее? (В итоге мы видим торжество добра).
Демонстрируется фрагмент мультфильма (Конец) (43-45)
Вывод: Таким образом, ребята, мы убедились в том, что на фоне морозной рождественской ночи под сводом высокого звездного неба торжествуют добро, красота и любовь. Черт же вместо того, чтобы заполучить душу Вакулы, сам становится его слугой и с позором изгоняется с хутора и из души своенравной Оксаны. Солоха тоже осталась ни с чем, так как Чуб прозрел и увидел ее коварную сущность. Одним словом, ДОБРО победило ЗЛО.
VII. Рефлексия.
Слайд №6. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. (Подписывают, одну себе, одну учителю.)
Слайд №7. Домашнее задание. Написать синквейн на темы «Вакула», «Оксана», «Черт». (раздать схемы).
И закончить наш урок мне бы хотелось словами:
Слайд №8. Добро - это свет, который не дает нашим душам заблудиться во мраке ночи;
Добро – это сила, которая помогает нам вынести любые испытания.
Так пусть ваши души будут наполнены добром,
И пусть оно будет верным и надежным спутником в вашей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, да...
открытый урок "Добро пожаловать в Австралию"
Работа посвящена англоговорящей стране, её традициям и особенностям. Целью работы является знакомство с Австралией, с особенностями австралийского варианта английского языка, её культуре, географическ...
Открытый урок "Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"
На уроке используется презентация, тест на знание текста....
Открытый урок по литературе в 6 классе На тему Народный быт и традиции украинского народа на примере повести Н.В.Гоголя Ночь перед Рождеством.
Представляю опыт моей работы, надеюсь , что эти материалы вы найдете интересными, занимательными и полезными....
Открытый урок Добро и зло
Воспитатель: Ребята, вы изучаете различные предметы: математику, биологию, чтение, русский язык. Как вы думаете какая наука главная?Дети: Ответ.Воспитатель: А великий писатель Л.Н. Толстой считает «Из...
Самоанализ открытого урока "Добрый праздник среди зимы"
Самоанализ урока в 1 Б классе.Предмет: музыка класс 1 УМК Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. ШмагинаТема: «Добрый праздник среди зимы».Учитель: Тиханова А.А.Тип урока: межпредметный интег...
Система образов в повести Н.Гоголя "Ночь перед Рождеством" 5 класс
Методическая разработка к уроку литературы 5 класс...