Открытый урок Добро и зло
план-конспект урока (8 класс) на тему
Воспитатель: Ребята, вы изучаете различные предметы: математику, биологию, чтение, русский язык. Как вы думаете какая наука главная?
Дети: Ответ.
Воспитатель: А великий писатель Л.Н. Толстой считает «Из всех наук, которые человек должен знать главная наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра».
Тема нашего занятия «Добро и зло».
Сегодня мы с вами будем размышлять, оценивать поступки героев различных произведений и будем задумываться над своими поступками. Будет учиться различать «добро» и «зло».
Воспитатель: Начнём наше занятие с древней китайской притчи о добре и зле.
Притча.
Юноша пришёл к мудрецу с просьбой взять его в ученики.
- Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
- Конечно нет! – ответил юноша.
- А воровать?
- Нет!
- А убивать?
- Нет!
- Так иди и познай всё это – воскликнул мудрец – а познав не делай!
Воспитатель: О чём эта притча?
Дети: О добре и зле.
Воспитатель: Чему она учит?
Дети: Не совершать зла.
Воспитатель: Что необычного вы заметили в совете, который дал мудрец юноше.
Дети: Познай, но не делай!
Воспитатель: Учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать, но он хотел, чтобы юноша понял, что зло присутствует в жизни.
Ребята давайте дадим определение понятию: что такое добро?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте посмотрим в Толковом словаре Ожегова, что такое добро?
Добро – всё положительное, хорошее.
Хорошее, доброе дело.
Всё ласковое, доброе.
Воспитатель: А что такое зло?
Дети: Ответ.
Воспитатель: Толковый словарь Ожегова. Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру. Беда, несчастье, неприятность.
Воспитатель: Ребята закончите предложения: Добрый человек…., Злой человек…..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobro_i_zlo.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Добро и зло».
Цель: Способствовать формированию нравственных ценностей у учащихся; представлений о добре и зле; побуждение к нравственному самосовершенствованию, активным поступкам во имя добра.
Задачи:
Образовательные
- Знакомство с произведениями художественной литературы.
- Создание условий для понимания значения понятий добра и зла.
Воспитательные
- Воспитание чувства неприятия зла.
- Воспитывать стремление совершать добрые дела.
Коррекционно- развивающие
- Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
- Развитие речи, внимания памяти.
- Обогащение словарного запаса.
Воспитатель: Ребята, вы изучаете различные предметы: математику, биологию, чтение, русский язык. Как вы думаете какая наука главная?
Дети: Ответ.
Воспитатель: А великий писатель Л.Н. Толстой считает «Из всех наук, которые человек должен знать главная наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра».
Тема нашего занятия «Добро и зло».
Сегодня мы с вами будем размышлять, оценивать поступки героев различных произведений и будем задумываться над своими поступками. Будет учиться различать «добро» и «зло».
Воспитатель: Начнём наше занятие с древней китайской притчи о добре и зле.
Притча.
Юноша пришёл к мудрецу с просьбой взять его в ученики.
- Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
- Конечно нет! – ответил юноша.
- А воровать?
- Нет!
- А убивать?
- Нет!
- Так иди и познай всё это – воскликнул мудрец – а познав не делай!
Воспитатель: О чём эта притча?
Дети: О добре и зле.
Воспитатель: Чему она учит?
Дети: Не совершать зла.
Воспитатель: Что необычного вы заметили в совете, который дал мудрец юноше.
Дети: Познай, но не делай!
Воспитатель: Учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать, но он хотел, чтобы юноша понял, что зло присутствует в жизни.
Ребята давайте дадим определение понятию: что такое добро?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте посмотрим в Толковом словаре Ожегова, что такое добро?
Добро – всё положительное, хорошее.
Хорошее, доброе дело.
Всё ласковое, доброе.
Воспитатель: А что такое зло?
Дети: Ответ.
Воспитатель: Толковый словарь Ожегова. Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру. Беда, несчастье, неприятность.
Воспитатель: Ребята закончите предложения: Добрый человек…., Злой человек…..
Воспитатель: Зачем же его знать?
Дети: Для того чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должны делать? (Л.Н.Толстой).
Воспитатель: А теперь давайте вспомним «героев зла». Начнём с такого людского порока, как лень.
Сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
О ком эта сказка?
Дети: Она о двух девочках – Рукодельнице и Ленивице.
Воспитатель: Чем занята Рукодельница? (слайд).
Дети: Ответ. Рукодельница умная девочка рано вставала, и за дело принималась. Печку топила, хлебы месила, избу мела, за водой ходила.
Воспитатель: Чем была занята Ленивица? (слайд).
Дети: Ленивица в постельке нежится, а встанет, попрыгает да и сядет к окошку мух считать – да и то надоело. Сидит, плачет, да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.
Воспитатель: Вспомните, какой обед она сварила Морозу Ивановичу?
Дети: Кушать она любила, а готовить не умела. Мороз Иванович попробовал, поморщился, есть не стал, да и сама Ленивица попробовала и выплюнула.
Воспитатель: Зачем пришла Ленивица к Морозу Ивановичу?
Дети: Ленивица хотела, чтобы Мороз Иванович её за работу наградил.
Воспитатель: Мороз Иванович дал ей сосульку.
Воспитатель: Чему учит нас эта сказка?
Дети: Будешь лениться - ничему не научишься. Будешь грязным, голодным, нищим.
Воспитатель: Ребята, лень очень прилипчива, остерегайтесь подружиться с ней. Как спастись от лени?
Дети: Нужно обязательно трудиться.
Воспитатель: Французский философ Вольтер утверждал « Труд избавляет нас от трёх великих зол: скуки, пороков, нужды».
Воспитатель: Так ли это вспомним китайскую сказку «Упорный Юн Су».
Воспитатель: Какие трудности пришлось преодолеть Юн Су?
Дети: Ответы.
- Он был бедным, у него не было бумаги, чернил.
- Он учился писать на песке.
- Читал при свете луны, и при свете живых светлячков.
Воспитатель: Чего он хотел больше всего на свете?
Дети: он хотел учиться.
Воспитатель: Кем стал Юн Су?
Дети: Юн Су стал учёным.
Воспитатель: Какое основное качество помогло ему стать учёным?
Дети: Трудолюбие. Он работал с утра до вечера.
Воспитатель: От каких зол спасло его трудолюбие?
Дети: От скуки, от плохого поведения, от нищеты.
Воспитатель: Другим злом для человека является зависть. Что такое зависть?
Дети: Словарь Ожегова: Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.
Воспитатель: Кому обычно завидуют?
Дети: Завидуют человеку, который имеет что – то такое, чего нет у тебя.
Воспитатель: Поделитесь, кому и чем вы завидовали?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Давайте вспомним сказку А.С. Пушкина «О царе Салтане».
Воспитатель: Кто и кому завидует в этой сказке?
Дети: Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Баборихой, которые из зависти к государевой жене они клевещут царю на неё, извести её хотят. Они добились своего царицу вместе с сыном посадили в бочку и пустили в океан.
Воспитатель: До чего может довести зависть?
Дети: До преступления.
Воспитатель: Завидуют многие люди но боятся признаться. Ведь признаться, что завидуешь, значит согласиться с тем, что другой человек лучше, удачливее. Зависть рождает болезни.
Воспитатель: Какое противоположное чувство зависти.
Дети: Нужно радоваться чужим успехам.
Воспитатель: Каждый человек может радоваться успехам другого?
Дети: Нет. На это способны лишь добрые люди.
Воспитатель: Отрицательным качеством всегда в народе считалась жадность (скупость). К чему человек проявляет жадность?
Дети: К вещам, еде, деньгам.
Воспитатель: В какой сказке старуха была наказана , за жадность?
Дети: Сказка «О рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
Она ругает старика. Не умел ты взять выкупа с рыбки. И требует сначала корыто, потом избу, потом дворец. Богатство не уменьшает жадности. В наказание старуха осталась у «разбитого корыта».
Русский народ не обошёл вниманием такие качества как зависть и жадность
И создал много пословиц и поговорок.
- Кто чужое желает – тот своё потеряет.
- Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.
- Где счастье, там и зависть.
- Всех сластей не переешь, всего добра не переносишь.
- Дай душе волю, захочется поболе.
Объяснить смысл пословиц.
Воспитатель: Какие ещё качества не украшают человека?
Дети: Хитрость.
Воспитатель: Давайте вспомним, кто и в каких сказках является хитрой обманщицей?
Дети: Главная героиня, конечно Лиса. Она притворялась мёртвой, рыбу у мужика таскала. У Михаила Потаповича, приютившего её, мёд съела, да ещё на него же и свалила.
Но ведь ложь, хитрость наказывается, а честность торжествует.
Воспитатель: Всегда от лица народа осуждаются обидчики, грубияны. От них исходит зло.
Посмотрим ролик «Морозко».
Воспитатель: Как была наказана старухина дочь?
Дети: Морозко превратил её в ледышку.
Воспитатель: Ему будет хорошо до поры до времени, пока с ним самим не поступят грубо. Когда его обидят, он сам вспомнит, как поступал с другими.
Воспитатель: Ребята, давайте задумаемся над вопросом почему люди грубят?
Диалог
Ученик : Почему все вокруг обзываются грубыми словами?
Воспитатель: Потому что людям так проще выразить свои эмоции. Сначала человек ругается, когда ему плохо, а потом привыкает всегда использовать грубые слова.
Ученик : В языке так много слов! Почему нужно употреблять самые грубые.
Воспитатель: Чтобы сказать по - другому, надо сделать над собой усилие, прежде подумать, а на это не все способны.
Ученик : Но я не хочу общаться с грубыми людьми.
Воспитатель: Смотри не на слова, а на человека. Иногда грубые слова вроде дурной привычки, но это не значит, что человек плохой.
Ученик: Может он и хороший, но разговаривать с ним не возможно.
Воспитатель: Если ты будешь разговаривать с ним по - другому, его дурная привычка исчезнет.
Ученик: Разве это возможно, не отвечать грубостью на грубость?
Воспитатель: Конечно можно.
Посмотрим сценку «Как добро приходило в гости к Злу».
Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара положила в чашку соль. Добро попробовало солёный чай, но не слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Возьмите деньги, купите конфет к чаю». Зло всё перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.
Так Добро отплатило Злу добром за зло. Добро всегда сильнее Зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту.
Воспитатель: Все вы любите сказки. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас я буду называть сказочного героя, а вы будете говорить добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой говорите: «Дадим отпор».
(Иван царевич, красная шапочка, Карабас Барабас, Дюймовочка, Баба Яга, Золушка).
Воспитатель: Ребята, я обращаюсь к вам с просьбой, помогите Бабе Яге какие плохие черты ей надо заменить на хорошие, чтобы стать доброй бабушкой.
Я называю плохие черты, а вы хорошие.
Грубость- вежливость.
Жадность – щедрость.
Жестокость – сочувствие.
Зависть – доброжелательность.
Обман – правдивость.
Ненависть – любовь.
Унижение – уважение.
Злость – доброта.
На стенде голова Бабы Яги (злой), на ней выкладываем хорошие качества из лепестков. Переворачиваем на обратной стороне изображение доброй Бабы Яги.
Воспитатель: Ребята, вы помогли Бабе Яге стать доброй, молодцы! Сейчас давайте поразмышляем как нам самим стать лучше?
Диалог «Как стать лучше».
Ученик : Я стараюсь быть добрым и приветливым. Но на самом деле я не такой и мне тяжело делать над собой усилие.
Воспитатель: В жизни мало людей добрых от рождения, но многие стараются быть лучше.
Ученик : Разве это не обман?
Воспитатель: Когда человек хочет быть добрее с другими, это не обман. Это стремление души к лучшему.
Ученик : Разве я на самом деле стану лучше, если буду так себя вести?
Воспитатель: Конечно, это как упражнение. Если гимнаст каждый день упражняется в гибкости, он становится гибким.
Ученик: Но постоянно быть лучше, чем ты есть на самом деле, тяжелее, чем упражняться в гибкости.
Воспитатель: Согласен, это тяжело. Но это самое важное дело в жизни каждого.
Ученик: Кто может помочь мне в этом важном деле?
Воспитатель: Ответ на твой вопрос есть в притче, которую я сейчас расскажу.
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
- Почему бывают плохие люди? – спросил его внук.
- Плохих людей не бывает, - ответил вождь.
- В Каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности.
А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение. Зависть, ложь, измену.
Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй тёмный. Понимаешь?
Понятно, - сказал малыш тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает»? Старик улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Воспитатель: Какую жизненную истину открыл дед своему внуку?
Дети:
- Плохих людей не бывает, есть плохие поступки.
- Помочь должен себе сам. Если я буду трудиться, буду добрым, вежливым, то избавлюсь от лжи, грубости, стану лучше.
- Нужно приучить себя к хорошим поступкам.
Воспитатель: Правильно. Послушаем стихотворение «Быть добрым надо по привычке».
Сумей преодолеть преграды
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка разит беда,
Ты должен быть кому – то нужен
Всегда - как хлеб или вода.
Быть добрым надо по – привычке,
Не по расчёту. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти её из клетки ввысь.
И в заключении, пускай сегодня в нашем классе распустится цветок доброты, а лепестки его – это наши добрые пожелания всем нам, нашим гостям.
Литература.
- Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова издательство Москва «АЗЪ».
- «Жил человек» Сборник христианских притч и сказаний. Составитель О. Клюкина, издательство «Никея» г. Москва.
- «Вершины мудрости». Составители: А. Лопатина, М. Скребцова. Издательство «Амрита – Русь» г. Москва
- Классные часы 7 класс. Составитель А.В. Давыдова. Издательство «ВАКО» г. Москва.
- Классные часы по теме «Нравственность»: 5 класс.- М.: «5 за знания», 2006. – 196с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок "Добро пожаловать в Австралию"
Работа посвящена англоговорящей стране, её традициям и особенностям. Целью работы является знакомство с Австралией, с особенностями австралийского варианта английского языка, её культуре, географическ...
Открытый урок по ОПК «Глаголь. Добро. Урок в славянской школе.», посвящённого Дню славянской письменности и культуры
Цели урока: приобщить подрастающее поколение к православной культуре России, в интерактивной игровой форме «урока и весёлой переменки» преподнести знания о значении письменности для народов России, о ...
Открытый урок "Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"
На уроке используется презентация, тест на знание текста....
открытый урок по теме: "урок - мастерская "Добро и Зло" по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" + презентация и музыкальное сопровождение
Системно - деятельностный подход к обучению учащихся на уроке русской литературы в 5 классе в рамках реализации ФГОС ООУрок-мастерская «Добро и зло»(по произведению В.А.Жуковского «Спящая царевна»)...
Открытый урок: "Добро и зло в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
quot;Добро и зло в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" (урок литературы, 5 класс)...
Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.
Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....
Самоанализ открытого урока "Добрый праздник среди зимы"
Самоанализ урока в 1 Б классе.Предмет: музыка класс 1 УМК Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. ШмагинаТема: «Добрый праздник среди зимы».Учитель: Тиханова А.А.Тип урока: межпредметный интег...