Открытый урок Добро и зло
план-конспект урока (8 класс) на тему

Каменкова Любовь Михайловна

Воспитатель: Ребята, вы изучаете различные предметы: математику, биологию, чтение, русский язык. Как вы думаете какая наука главная?

Дети: Ответ.

Воспитатель: А великий писатель Л.Н. Толстой считает «Из всех наук, которые человек должен знать главная наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра».

Тема нашего занятия «Добро и зло».

Сегодня мы с вами будем размышлять, оценивать поступки героев различных произведений и будем задумываться над своими поступками. Будет учиться различать «добро» и «зло».

Воспитатель: Начнём наше занятие с древней китайской притчи о добре и зле.

Притча.

Юноша пришёл к мудрецу с просьбой взять его в ученики.

- Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.

- Конечно нет! – ответил юноша.

- А воровать?

- Нет!

- А убивать?

- Нет!

- Так иди и познай всё это – воскликнул мудрец – а познав не делай!

Воспитатель: О чём эта притча?

Дети: О добре и зле.

Воспитатель: Чему она учит?

Дети: Не совершать зла.

Воспитатель: Что необычного вы заметили в совете, который дал мудрец юноше.

Дети: Познай, но не делай!

Воспитатель: Учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать, но он хотел, чтобы юноша понял, что зло присутствует в жизни.

Ребята давайте дадим определение понятию: что такое добро?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте посмотрим в Толковом словаре Ожегова, что такое добро?

Добро – всё положительное, хорошее.

Хорошее, доброе дело.

Всё ласковое, доброе.

Воспитатель: А что такое зло?

Дети: Ответ.

Воспитатель: Толковый словарь Ожегова. Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру. Беда, несчастье, неприятность.

Воспитатель: Ребята закончите предложения: Добрый человек…., Злой человек…..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobro_i_zlo.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Добро и зло».

Цель: Способствовать формированию нравственных ценностей у учащихся; представлений о добре и зле; побуждение к нравственному самосовершенствованию, активным поступкам во имя добра.

Задачи:

Образовательные

  1. Знакомство с произведениями художественной литературы.
  2. Создание условий для понимания значения понятий добра и зла.

Воспитательные

  1. Воспитание чувства неприятия зла.
  2. Воспитывать стремление совершать добрые дела.

Коррекционно- развивающие

  1. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
  2. Развитие речи, внимания памяти.
  3. Обогащение словарного запаса.

Воспитатель: Ребята, вы изучаете различные предметы: математику, биологию, чтение, русский язык. Как вы думаете какая наука главная?

Дети: Ответ.

Воспитатель: А великий писатель Л.Н. Толстой считает «Из всех наук, которые человек должен знать главная наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра».

Тема нашего занятия «Добро и зло».

Сегодня мы с вами будем размышлять, оценивать поступки героев различных произведений и будем задумываться над своими поступками. Будет учиться различать «добро» и «зло».

Воспитатель: Начнём наше занятие с древней китайской притчи о добре и зле.

Притча.

Юноша пришёл к мудрецу с просьбой взять его в ученики.

- Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.

- Конечно нет! – ответил юноша.

- А воровать?

- Нет!

- А убивать?

- Нет!

- Так иди и познай всё это – воскликнул мудрец – а познав не делай!

Воспитатель: О чём эта притча?

Дети: О добре и зле.

Воспитатель: Чему она учит?

Дети: Не совершать зла.

Воспитатель: Что необычного вы заметили в совете, который дал мудрец юноше.

Дети: Познай, но не делай!

Воспитатель: Учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать, но он хотел, чтобы юноша понял, что зло присутствует в жизни.

Ребята давайте дадим определение понятию: что такое добро?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте посмотрим в Толковом словаре Ожегова, что такое добро?

Добро – всё положительное, хорошее.

Хорошее, доброе дело.

Всё ласковое, доброе.

Воспитатель: А что такое зло?

Дети: Ответ.

Воспитатель: Толковый словарь Ожегова. Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру. Беда, несчастье, неприятность.

Воспитатель: Ребята закончите предложения: Добрый человек…., Злой человек…..

Воспитатель: Зачем же его знать?

Дети: Для того чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должны делать? (Л.Н.Толстой).

Воспитатель: А теперь давайте вспомним «героев зла». Начнём с такого людского порока, как лень.

Сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

О ком эта сказка?

Дети: Она о двух девочках – Рукодельнице и Ленивице.

Воспитатель: Чем занята Рукодельница? (слайд).

Дети: Ответ. Рукодельница умная девочка рано вставала, и за дело принималась. Печку топила, хлебы месила, избу мела, за водой ходила.

Воспитатель: Чем была занята Ленивица? (слайд).

Дети: Ленивица в постельке нежится, а встанет, попрыгает да и сядет к окошку мух считать – да и то надоело. Сидит, плачет, да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.

Воспитатель: Вспомните, какой обед она сварила Морозу Ивановичу?

Дети: Кушать она любила, а готовить не умела. Мороз Иванович попробовал, поморщился, есть не стал, да и сама Ленивица попробовала и выплюнула.

Воспитатель: Зачем пришла Ленивица к Морозу Ивановичу?

Дети: Ленивица хотела, чтобы Мороз Иванович её за работу наградил.

Воспитатель: Мороз Иванович дал ей сосульку.

Воспитатель: Чему учит нас эта сказка?

Дети: Будешь лениться - ничему не научишься. Будешь грязным, голодным, нищим.

Воспитатель: Ребята, лень очень прилипчива, остерегайтесь подружиться с ней. Как спастись от лени?

Дети: Нужно обязательно трудиться.

Воспитатель: Французский философ Вольтер утверждал « Труд избавляет нас от трёх великих зол: скуки, пороков, нужды».

Воспитатель: Так ли это вспомним китайскую сказку «Упорный Юн Су».

Воспитатель: Какие трудности пришлось преодолеть Юн Су?

Дети: Ответы.

- Он был бедным, у него не было бумаги, чернил.

- Он учился писать на песке.

- Читал при свете луны, и при свете живых светлячков.

Воспитатель: Чего он хотел больше всего на свете?

Дети: он хотел учиться.

Воспитатель: Кем стал Юн Су?

Дети: Юн Су стал учёным.

Воспитатель: Какое основное качество помогло ему стать учёным?

Дети: Трудолюбие. Он работал с утра до вечера.

Воспитатель: От каких зол спасло его трудолюбие?

Дети: От скуки, от плохого поведения, от нищеты.

Воспитатель: Другим злом для человека является зависть. Что такое зависть?

Дети: Словарь Ожегова: Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.

Воспитатель: Кому обычно завидуют?

Дети: Завидуют человеку, который имеет что – то такое, чего нет у тебя.

Воспитатель: Поделитесь, кому и чем вы завидовали?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Давайте вспомним сказку А.С. Пушкина «О царе Салтане».

Воспитатель: Кто и кому завидует в этой сказке?

Дети: Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Баборихой, которые из зависти к государевой жене они клевещут царю на неё, извести её хотят. Они добились своего царицу вместе с сыном посадили в бочку и пустили в океан.

Воспитатель: До чего может довести зависть?

Дети: До преступления.

Воспитатель: Завидуют многие люди но боятся признаться. Ведь признаться, что завидуешь, значит согласиться с тем, что другой человек лучше, удачливее. Зависть рождает болезни.

Воспитатель: Какое противоположное чувство зависти.

Дети: Нужно радоваться чужим успехам.

Воспитатель: Каждый человек может радоваться успехам другого?

Дети: Нет. На это способны лишь добрые люди.

Воспитатель: Отрицательным качеством всегда в народе считалась жадность (скупость). К чему человек проявляет жадность?

Дети: К вещам, еде, деньгам.

Воспитатель: В какой сказке старуха была наказана , за жадность?

Дети: Сказка «О рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Она ругает старика. Не умел ты взять выкупа с рыбки. И требует сначала корыто, потом избу, потом дворец. Богатство не уменьшает жадности. В наказание старуха осталась у «разбитого корыта».

Русский народ не обошёл вниманием такие качества как зависть и жадность

И создал много пословиц и поговорок.

  1. Кто чужое желает – тот своё потеряет.
  2. Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.
  3. Где счастье, там и зависть.
  4. Всех сластей не переешь, всего добра не переносишь.
  5. Дай душе волю, захочется поболе.

Объяснить смысл пословиц.

Воспитатель: Какие ещё качества не украшают человека?

Дети: Хитрость.

Воспитатель: Давайте вспомним, кто и в каких сказках является хитрой обманщицей?

Дети: Главная героиня, конечно Лиса. Она притворялась мёртвой, рыбу у мужика таскала. У Михаила Потаповича, приютившего её, мёд съела, да ещё на него же и свалила.

Но ведь ложь, хитрость наказывается, а честность торжествует.

Воспитатель: Всегда от лица народа осуждаются обидчики, грубияны. От них исходит зло.

Посмотрим ролик «Морозко».

Воспитатель: Как была наказана старухина дочь?

Дети: Морозко превратил её в ледышку.

Воспитатель: Ему будет хорошо до поры до времени, пока с ним самим не поступят грубо. Когда его обидят, он сам вспомнит, как поступал с другими.

Воспитатель: Ребята, давайте задумаемся над вопросом почему люди грубят?

Диалог

Ученик : Почему все вокруг обзываются грубыми словами?

 Воспитатель: Потому что людям так проще выразить свои эмоции. Сначала человек ругается, когда ему плохо, а потом привыкает всегда использовать грубые слова.

Ученик : В языке так много слов! Почему нужно употреблять самые грубые.

Воспитатель: Чтобы сказать по - другому, надо сделать над собой усилие, прежде подумать, а на это не все способны.

Ученик : Но я не хочу общаться с грубыми людьми.

Воспитатель: Смотри не на слова, а на человека. Иногда грубые слова вроде дурной привычки, но это не значит, что человек плохой.

Ученик: Может он и хороший, но разговаривать с ним не возможно.

Воспитатель: Если ты будешь разговаривать с ним по  - другому, его дурная привычка исчезнет.

Ученик: Разве это возможно, не отвечать грубостью на грубость?

Воспитатель: Конечно можно.

Посмотрим сценку «Как добро приходило в гости к Злу».

Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара положила в чашку соль. Добро попробовало солёный чай, но не слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Возьмите деньги, купите конфет к чаю». Зло всё перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.

Так Добро отплатило Злу добром за зло. Добро всегда сильнее Зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту.

Воспитатель: Все вы любите сказки. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас я буду называть сказочного героя, а вы будете говорить добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой говорите: «Дадим отпор».

(Иван царевич, красная шапочка, Карабас Барабас, Дюймовочка, Баба Яга, Золушка).

Воспитатель: Ребята, я обращаюсь к вам с просьбой, помогите Бабе Яге какие плохие черты ей надо заменить на хорошие, чтобы стать доброй бабушкой.

Я называю плохие черты, а вы хорошие.

Грубость- вежливость.

Жадность – щедрость.

Жестокость – сочувствие.

Зависть – доброжелательность.

Обман – правдивость.

Ненависть – любовь.

Унижение – уважение.

Злость – доброта.

На стенде голова Бабы Яги (злой), на ней выкладываем хорошие качества из лепестков. Переворачиваем на обратной стороне изображение доброй Бабы Яги.

Воспитатель: Ребята, вы помогли Бабе Яге стать доброй, молодцы! Сейчас давайте поразмышляем как нам самим стать лучше?

 Диалог «Как стать лучше».

Ученик : Я стараюсь быть добрым и приветливым. Но на самом деле я не такой и мне тяжело делать над собой усилие.

Воспитатель: В жизни мало людей добрых от рождения, но  многие стараются быть лучше.

Ученик : Разве это не обман?

Воспитатель: Когда человек хочет быть добрее с другими, это не обман. Это стремление души к лучшему.

Ученик : Разве я на самом деле стану лучше, если буду так себя вести?

Воспитатель: Конечно, это как упражнение. Если гимнаст каждый день упражняется в гибкости, он становится гибким.

Ученик: Но постоянно быть лучше, чем ты есть на самом деле, тяжелее, чем упражняться в гибкости.

Воспитатель: Согласен, это тяжело. Но это самое важное дело в жизни каждого.

Ученик: Кто может помочь мне в этом важном деле?

Воспитатель:  Ответ на твой вопрос есть в притче, которую я сейчас расскажу.

Однажды один  старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

- Почему бывают плохие люди? – спросил его внук.

- Плохих людей не бывает, - ответил вождь.

-  В Каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности.

А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение. Зависть, ложь, измену.

Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй тёмный. Понимаешь?

Понятно, - сказал малыш тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает»? Старик улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Воспитатель: Какую жизненную истину открыл дед своему внуку?

Дети:

- Плохих людей не бывает, есть плохие поступки.

- Помочь должен себе сам. Если я буду трудиться, буду добрым, вежливым, то избавлюсь от лжи, грубости, стану лучше.

- Нужно приучить себя к хорошим поступкам.

Воспитатель: Правильно. Послушаем стихотворение  «Быть добрым надо по привычке».

Сумей преодолеть преграды

И боль, и призрачный успех.

Живи, не требуя награды

За свой поступок ради всех.

Ещё печалью мир простужен,

Исподтишка разит беда,

Ты должен быть кому – то нужен

Всегда  - как хлеб или вода.

Быть добрым надо по – привычке,

Не по расчёту. Пригодись

Хотя бы маленькой синичке –

Пусти её из клетки ввысь.

И в заключении, пускай сегодня в нашем классе распустится цветок доброты, а лепестки его – это наши добрые пожелания всем нам, нашим гостям.

Литература.

  1. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова издательство Москва «АЗЪ».
  2. «Жил человек» Сборник христианских притч и сказаний. Составитель О. Клюкина, издательство «Никея» г. Москва.
  3. «Вершины мудрости». Составители: А. Лопатина, М. Скребцова.              Издательство «Амрита – Русь» г. Москва
  4. Классные часы 7 класс. Составитель А.В. Давыдова. Издательство «ВАКО» г. Москва.
  5. Классные часы по теме «Нравственность»: 5 класс.- М.: «5 за знания», 2006. – 196с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок "Добро пожаловать в Австралию"

Работа посвящена англоговорящей стране, её традициям и особенностям. Целью работы является знакомство с Австралией, с особенностями австралийского варианта английского языка, её культуре, географическ...

Открытый урок по ОПК «Глаголь. Добро. Урок в славянской школе.», посвящённого Дню славянской письменности и культуры

Цели урока: приобщить подрастающее поколение к православной культуре России, в интерактивной игровой форме «урока и весёлой переменки» преподнести знания о значении письменности для народов России, о ...

Открытый урок "Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"

На уроке используется презентация, тест на знание текста....

открытый урок по теме: "урок - мастерская "Добро и Зло" по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" + презентация и музыкальное сопровождение

Системно - деятельностный подход к обучению учащихся на уроке русской литературы в 5 классе в рамках реализации ФГОС ООУрок-мастерская «Добро и зло»(по произведению В.А.Жуковского «Спящая царевна»)...

Открытый урок: "Добро и зло в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

quot;Добро и зло в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" (урок литературы, 5 класс)...

Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.

Открытый урок литературы в 5 классе  по  повести  В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....

Самоанализ открытого урока "Добрый праздник среди зимы"

Самоанализ урока в 1 Б классе.Предмет: музыка класс 1 УМК Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. ШмагинаТема: «Добрый праздник среди зимы».Учитель: Тиханова А.А.Тип урока: межпредметный интег...