2-4 классы рабочая программа по родному языку
календарно-тематическое планирование на тему
Предварительный просмотр:
.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Восяховская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»
Рассмотрено на
Рабочая программа учебного предмета
«Родной (ханты) язык»
(региональный компонент)
2 – 4 класс
Разработано учителем:
Конева Раиса Александровна
с. Восяхово, 2017 г.
Аннотация
Рабочая программа по предмету «Родной (ханты) язык» составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г); с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.03.2010 г. за №48 – ЗАО «О родных языках коренных малочисленных народов Севера на территории Ямало-Ненецкого автономного округа».
Программа «Родной (ханты) язык» для начальной школы обеспечивает внедрение основной образовательной программы начального общего образования с учетом регионального и этнокультурных особенностей и реализуется через урочную и внеурочную деятельность. «Родной язык» своими корнями сидит в человеческом организме, вся природа человека пронизана им». Структура программы включает следующие разделы: пояснительную записку; требования к планируемым результатам освоения предмета родного языка; содержание курса с указанием форм организации учебных занятий основных видов учебной деятельности; календарно-тематическое планирование с указанием числа часов, отводимых на их изучение каждой темы; перечень учебно-методического обеспечения обучения и школьному Положению о рабочей программе педагога (утверждено приказом директора школы). По учебникам: Ханты ясан (шурышкарский диалект) 2-3 класс А.М. Сенгепов Санкт-Петербург Филиал издательство Просвещение 2007; Ханты ясан (шурышкарский диалект) 4 класс С.П. Молданова Санкт-Петербург Филиал издательство Просвещение 2002; Рут ясан (шурышкарский диалект) 4 класс Е.А. Нёмысова Санкт-Петербург Филиал издательство Просвещение 2002;
Рабочая программа по родному (ханты) языку реализуется в рамках учебного плана школы, предназначена для организации в урочной и внеурочной деятельности. Она учитывает языковую ситуацию в данной местности и ориентирована на ханты детей слабо и не владеющих ханты языком, с учётом возрастных особенностей младших школьников. Курс «Ханты язык» преподается в начальном звене 2-4 классах: всего- 51 час, 1 час в неделю, в год по 17 часов в каждом классе. Весь курс делится на 2 этапа: 1 этап – 2-3 класс, 2 этап - 4 класс.
Изучение ханты языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование умений общаться на ханты языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;
- элементарных коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности (говорение, аудировании, письмо, чтение);
- осознание эстетической ценности родного языка; развитие общеязыковых, познавательных, интеллектуальных способностей, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению ханты языком.
- овладение произносительной, лексической и грамматической сторонами речи, графикой и орфографией;
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
Изучение ханты языка в начальной школе направлено на достижение следующих задач:
- развивать личность ребенка, внимания, памяти и мотивации к дальнейшему изучению ханты языка;
- формировать некоторые универсальные лингвистические понятия (звук, слово, предложение, части речи, интонация и т.п.), наблюдаемых в русском и ханты языках, а также речевых умений и навыков, необходимых для повседневного общения;
- приобщать обучающихся к обычаям, традициям народа, а также детскому песенному, стихотворному и сказочному фольклору;
- развивать эмоциональную сферу детей в процессе обучающих игр, детских национальных игр с использованием ханты языка и познания родной культуры;
- приобщать детей к социальному опыту своего народа за счет проигрывания на ханты языке различных ситуаций для семейного, бытового, учебного общения;
- воспитывать личность ребенка, любящие свою родину, свой народ, родной язык и культуру.
Программа направлена на комплексную реализацию личностно-ориентированного, системно - деятельностного, коммуникативного и этнокультуроведческого подходов к обучению ханты языку.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам, возрастным, этническим особенностям младших школьников. Содержание курса позволяет формировать не только систему знаний о языке, человеке и обществе, но и регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий
Предметная сторона содержания обучения отражает типичные для учащихся начальной школы сферы общения и тематику:
а) социально-бытовая сфера общения (семья, занятия членов семьи и их профессии, помощь старшим, семейные традиции, самочувствие, животные в жизни человека);
б) учебно-трудовая сфера (обязанности по дому, помощь родителям, школа, учебные предметы, каникулы);
в) социально-культурная сфера (традиционные праздники, обычаи, отдых);
г) игровая (любимые игры, состязания, национальные игры).
В процессе воспитания школьников школы будут достигнуты определенные личностные результаты освоения учебного предмета «Родной язык»
Личностными результатами обучения родного языка в основной школе являются:
- проявление эмоционально-положительного отношения и интереса к родному языку, краю, своему народу, стране.
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм.
-толерантное отношение и уважение к другим народам
Предметными результатами обучения родного языка в основной школе являются:
-осуществлять диалогическое общение на элементарном уровне, в том числе и с носителями языка, в пределах сфер, тематики и ситуации общения.
-порождать элементарное высказывание о себе и об окружающем мире;
-отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- составлять устный рассказ по картинке;
- владеть техникой чтения и письма на родном языке.
- овладеть начальными представлениями о нормах хантыйского языка (фонетических, лексических)
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями. Обучающиеся школы должны владеть следующими знаниями, умениями и навыками в различных видах речевой деятельности;
Основные содержательные линии
- коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо;
- языковые средства и навыки пользования ими;
- социокультурная осведомлённость;
- общеучебные умения.
Регулятивными результатами обучения родного языка в основной школе являются:
- понимать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
- оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев;
- использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ.
- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку
Познавательные результатами обучения родного языка в основной школе являются:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
- выделять существенную информацию;
-анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка;
- сравнивать языковые явления русского и хантыйского языков;
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Коммуникативные результатами обучения родного языка в основной школе являются:
- участвовать в элементарном диалоге;
- кратко рассказывать о себе, о своей семье, о друге;
- оформлять свои мысли в устной речи на хантыйском языке с учетом жизненных речевых ситуаций.
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов деятельности
Содержание курса ханты языка в начальной школе осуществляется в соответствии с интересами младших школьников, с учётом их реальных коммуникативных потребностей в практической, интеллектуальной, чувственно-эмоциональной, этико-эстетической и других сферах. Важно, чтобы у младших школьников отобранный материал на каждом этапе обучения пробуждал познавательную активность. Содержание обучения на данном этапе должно стать надёжной базой для изучения ханты языка в последующих классах основной школы.
Курс направлен на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
Начальное общее образование закладывает основы этой готовности и способности. Данный процесс образования включает в себя четыре взаимосвязанных и взаимообусловленных аспекта: познание, развитие, воспитание, умения. Ведущими на начальной ступени являются развивающие и воспитательные аспекты, которые опираются на познавательный и учебный аспект. Культура как система ценностей, является содержанием образования, овладевая которой, ученик становится человеком духовным.
Овладение фактами ханты культуры происходит в процессе их постоянного диалога с родной (русской) культурой, благодаря чему повышается статус ученика как субъекта родной культуры, воспитывается чувство патриотизма, формируется гражданин России.
Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают в обыденной жизни, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании: освоения основных норм родного литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях: умения пользоваться лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики родного языка, освоение норм речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом. Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение родному языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях; в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
Предметное содержание речи
Предметное содержание речи реализуется в воспитательном, развивающем, познавательном (социокультурном) и учебном аспектах иноязычной культуры.
Введение. Краткие сведения о родном (ханты) языке. История изучения хантыйского языка. Приспособление к фонетическим нормам ханты языка.
Повторение изученного. Гласные и согласные звуки. Ударение в хантыйском языке. Хантыйский алфавит. Диалектизмы, знание особенностей отдельных диалектов.
Сведения о языке. Язык как развивающееся явление. Ханты язык в твоей жизни. Язык и Север.
Фонетика. Основные фонетические закономерности ханты языка: отсутствие сочетания согласных в начале слова, выпадение согласного и чередование гласных в корне слова. Совершенствование навыков произношения звуков, характерных для ханты языка: дальнейшее совершенствование навыков орфоэпического чтения.
Лексика. Общие сведения о словарном составе ханты языка, его диалектах и говорах. Знакомство со словарем. Новые слова (неологизмы) в родном языке, способы из образования. Устаревшие слова (архаизмы). Пополнение словарного состава на основе хантыйских слов при помощи словообразовательных суффиксов. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Многозначные слова. Исторические и современные заимствования в языке. Изучение лексико-семантических групп, поисковая работа по выявлению фразеологизмов в ханты языке.
Морфология. Понятие о частях речи. Самостоятельные и служебные части речи. Общее понятие о самостоятельных и служебных частях речи. Грамматическое определение каждой изученной части речи. Признаки определения самостоятельной части речи: значение, способ изменения, роль в предложении.
Синтаксис и пунктуация. Современный ханты язык. Особенности формирования и развития ханты языка. Словосочетание. Виды словосочетаний по значению: определительные, объектные, обстоятельственные. Виды словосочетаний по главному компоненту: глагольные, наречные.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Структура предложения в ханты языке. Простое предложение. Односоставные и двусоставные простые предложения. Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений. Предложения с чужой речью. Умение ставить знаки препинания в распространенных предложениях.
Развитие связной речи. Стили речи. Подробное, сжатое и выборочное изложение повествовательных текстов, описание внешности человека, процессов традиционных промыслов (охоты, рыболовства), описание природы. Составление небольших рассказов о членах своей семьи. Сочинения по картине. Сочинение-рассуждение. Сочинение по картине от первого лица. Составление диалога на темы из окружающей жизни (Курт. Поселок. Вош. Город. Вой па хул велапса. Промысел). Составление картин-описаний. Составление рассказов о способах приспособления и выживания человека в суровых условиях. Сведения о разновидностях речи.
Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
2 класс
№ п/п | тема урока | количество часов |
1 | Знакомство. Приветствие. Прощание. | 1 |
2 | Классная комната. Школьные принадлежности. Учебные предметы. Распорядок дня. | 1 |
3 | Время года -осень. Экскурсия в осенний лес | 1 |
4 | Ханты алфавит | 1 |
5 | Предложение | 1 |
6 | Повествовательные , вопросительные и восклицательные предложения | 1 |
7 | С заглавной буквы (ФИО, названия рек, озер, городов сел …) | 1 |
8 | Контрольное списывание «Осенний лес» | 1 |
9 | Я и моя семья семья. | 1 |
10 | Предметы один, два, три | 1 |
11 | Звуки и буквы | 1 |
12 | Гласные и согласные буквы | 1 |
13 | Беседа, сказки про птиц и рыб | 1 |
14 | Вопросы муй верс? Муй верл? Муй верты питл? | 1 |
15 | Однокоренные слова. Домашние и дикие животные | 1 |
16 | Вопросы Хота? Холта? Холща? | 1 |
17 | Повторение. Итоговая работа | 1 |
Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
3 класс
№ п/п | тема урока | количество часов |
1 | Вводный урок. Как провели летние каникулы | 1 |
2 | Повторение . Предложение, главный член предложения | 1 |
3 | Экскурсия «Как прекрасен этот осенний лес», ягоды | 1 |
4 | Восклицательные, вопросительные , повествовательные предложения | 1 |
5 | Птицы | 1 |
6 | Однокоренные слова | 1 |
7 | Повторение гласных, согласных звуков. Самостоятельная работа | 1 |
8 | Имя существительное | 1 |
9 | Единственное, двойственное, множественное число существительного | 1 |
10 | Корень | 1 |
11 | Сказки | 1 |
12 | Суффиксы | 1 |
13 | Прилагательное | 1 |
14 | Глагол | 1 |
15 | Состав слова | 1 |
16 | Повторение изученного | 1 |
17 | Контрольная работа | 1 |
Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
4 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Вводный урок. Как провели каникулы | 1 |
2 | Повторение. Имя существительное. Склонение существительных | 1 |
3 | Ханты падежи | 2 |
4 | Единственное, двойственное, множественное число существительных | 2 |
5 | Существительное с предлогами. Осенний лес - рассказ | 1 |
6 | Сказка «Мальчик Идэ», чтение, инсценировка | 1 |
7 | Имя прилагательное Муй хорпи? | 1 |
8 | Повторение. Самостоятельная работа | 1 |
9 | Прилагательное в предложении | 1 |
10 | Местоимение | 2 |
11 | Глагол число, лицо | 1 |
12 | Повелительная форма глагола | 1 |
13 | Отрицательная форма глагола | 1 |
14 | Игры, загадки | 1 |
15 | Наречие Хоты? Холща? Хота? Хун? | 1 |
16 | Предложение, работа с карточками | 1 |
17 | Повторение изученного | 1 |
18 | Контрольный диктант. | 1 |
Перечень учебно-методического обеспечения обучения
- «Литература народов Севера» Е.С. Роговер, Изд-во «Дрофа», СПб, 2008г.
- «Мое вдохновение – река Сыня» В.П.Лонгортова, Изд-во «Красный Север», Салехард, 2011г.
- «У синеводной Оби» З.В.Лонгортова, Изд-во ООО «Омскбланкиздат», Салехард, 2012г.
- «Литература» 6 класс, Г.А.Обатина, Филиал изд-ва «Просвещение», СПб, 2007г.
- «Литературное чтение» 3 класс (2 части) Е.И.Матвеева, Изд-во «Дрофа», СПБ, 2009г.
- «Лонсянг мув ир» Р.П.Ругин, Изд-во Ю.Мандрики, Тюмень, 1999г.
- «Картинный словарь хантыйского языка» Р.Р.Скамейко, Изд-во «Просвещение», СПБ, 2003г.
- «Читаем сами»Учебное пособие по чтению и развитию речи на ненецком и русском языках для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, Филиал изд-ва «Просвещение», СПб,2008г.
- «Ненецкие сказки» учебное пособие для учащихся 2-5 классов, М.Я.Бармич, Изд-во «Дрофа», СПб, 2008г.
- Этнокалендарь РОСИИ 2013, ЯНАО, Издатель: Е.С.Недвига, ЗАО «Фрегат», СПб, 2013г.
- Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь России, 2013. ЯНАО» для учителей. Издатель: Е.С.Недвига, Изд-во «Фрегат», СПб, 2014г.
- М.А. Прасина Картинный словарь хантыйского языка (ваховский диалект)
Пособие для учащихся начальных классов. Санкт – Петербург. Филиал издательства «Просвещение», 2002
- Е.А.Нёмысова, Н.А.Лыскова.Хантыйский язык в таблицах. С-Пб.Филиал изд. «Просвещение»., 2006г.
14. Д.И.Озелова-Чугаевская. Нёрапса ёх еман хатл. С-Пб., 2004г.
15. В.Н.Соловар. Ханты ясан 6 класс. С-Пб., 2005г.
16. Е.А.Нёмысова. Рут ясан 4 класс. С-Пб., 2002г.
17. В.Е.Ануфриев Букварь. С-Пб., 1997г.
18. А.М.Сязи. Орнамент и вещь в культуре хантов нижнего приобья.Томск., 2000г.
19. В.П.Красильников. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов. Екатеринбург., 2002г.
20. Л.Г.Возелова, Г.Г.Попова. Книга для учителя хантыйской школы 5-9 классы, М., 2007г.
21. Р.Ругин. Шум ёхан сюнян хатлат. С-Пб., 2003г.
22. В.М.Кулемзин, Н.В.Лукина. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск., 1992г.
23. Слово о Ямале. В помощь учителю литературы и предметов национально-регионального компонента ЯНАО. Салехард., 2005г.
24. Родной язык: опыт и перспективы развивающего обучения. Салехард., 2004г.
25. Урок хантыйского языка в современной школе. Учебно-методические материалы, Салехард., 2007г.
26. Н.В.Лукина. Народы Северо-Западной Сибири. Томск., 1998г.
27. Сборник материалов по итогам 9Окружного фестиваля фольклора народов Севера, Салехр., 2006г.
- Аргиш-3. Сборник сценариев театрализованных программ и праздников народов Севера. Салехард., 2007г.
- З.И.Рандымова. Оленеводческая культура приуральских хантов, Томск., 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному языку и литературе в 11 классе С(К)ОУ VIII вида
Рабочая программа по предмету "Родной язык и литература" в 11 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования по двум модуля...
Рабочая программа по родному языку и родной литературе 5 класс
Рабочая программа для родного русского языка...
Рабочие программы "Русский родной язык" 5-9 класс и "Русский язык" 5-9 класс по УМК В.В.Бабайцевой
В рабочих программах представлены планируемые результаты освоения учебного предмета "Русский язык" и "Русский родной язык", содержание учебного предмета по классам, сетка часов и к...
Рабочие программы по родному языку и родной литературе, методические материалы
Рабочие программы по родному языку и родной литературе, методические материалы...
Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы
Рабочие программы по родному языку (русскому) и родной литературе (русской) 8-9 классы соответствуют требованиям ФГОС ООО....