«Красота родной природы. Весенний пейзаж » Занятие по изобразительному искусству, 6 класс. Учитель ИЗО Лукианова Эльвира Михайловна
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Лукианова Эльвира Михайловна

За 

В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя».  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт открытого урока

«Красота родной природы. Весенний пейзаж »

 Занятие по изобразительному искусству, 6 класс.

Учитель ИЗО Лукианова Эльвира Михайловна

 

Занятие  «Красота родной природы. Весенний пейзаж» познакомит ребят с произведениями живописи И.И. Левитана, В.Бакшеева, А.К. Саврасова, И.С.Остроухова, С.С .Алдушкина  также с    музыкальным произведением  П.И.Чайковского « Времена года». Занятие предполагает практическую работу, где ребята, используя цветовую палитру слов, связанных с весной, попробуют выполнить  весенний пейзаж нетрадиционной техникой выполнения рисунка «Монотипия».

  Презентация с произведениями художников, стихами о весне и музыкой поможет им в этом.

Цель занятия: расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре искусства.

Задачи :

— образовательные:

  • обобщить знания о жанре живописи- пейзаже, законам композиции,  
  • научить строить пейзажное пространство с учётом знаний элементов перспективы и законов композиции, изображать природу в различных  состояниях;
  •  знакомить детей с музыкальными средствами выразительности, которые используют авторы при изображении природы в музыкальных произведениях;
  • расширить знания о пейзаже, о русских художниках, поэтах.

— развивающие:

  • совершенствовать изобразительные навыки,  выражать настроение холодными и тёплыми цветами, глухими и звонкими тонами;
  • развивать творческое воображение и образное восприятие мира;

— воспитательные:

  • содействовать эстетическому отношению к действительности и искусству;
  • формировать чувство неразрывной связи человека с природой, бережного отношения к ней;
  • воспитывать интерес и любовь к классической музыке, воспитывать чувство гармонии.  

  Оборудование: 

 Для учителя: Компьютер; проектор, экран

 Для детей: лист бумаги А4,акварель, кисти широкие и тонкие, баночки с водой, салфетки .

Зрительный ряд :

 Презентация к уроку  «Красота родной природы. Весенний пейзаж»

Фотографии, методические рисунки, рисунки детей, выполненные нетрадиционной техникой рисования «монотипия»

Музыкальный ряд:

П.И.Чайковский. Апрель. «Песнь жаворонка»,  «Подснежник»,

П.И. Чайковского «Времена года» : «Март.»,  « Весна», «Май»

 весеннее пение птиц;   Яков Дубравин - Песня о земной красоте   в исполнении большого детского хора. Звуки природы - Шум воды, пение птиц.

 

 Оформление  доски:

 Эпиграф:  

 « В очарованье русского пейзажа

 есть подлинная радость, но она

 открыта не для каждого и даже

 не каждому художнику видна»

                                        Н. Заболотский

 

 Методические рисунки, рисунки детей, выполненные нетрадиционной техникой рисования «монотипия»

 Термины:

   Пейзаж   « местность,  страна»,  а с латинского – «село, деревня».

  «Монотипия»   (Monotype)— это графическая техника рисования,  в переводе означает — «один отпечаток».                                           

 Тип урока: информационный, урок формирования знаний, умений и навыков.

Формирование УУД:   личностных,  регулятивных, познавательных.

 Метод: комбинированный

Структура урока:

  1. Организационная часть – 1 мин.
  2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи -2 мин
  3. Изложение нового материала – 14  мин.
  4. Закрепление изученного материала -2 мин
  5. Практическая работа – 25 мин.
  6. Подведение итога урока. Рефлексия - 1 мин.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие.   Организация внимания.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте гости дорогие!

Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видеть я!

2.Актуализация знаний.

Слайд 1. Звучит запись песни «О земной красе» в исполнении большого детского хора

3. Постановка учебной задачи.

Мы прослушали  песню, как вы думаете

  1)О чем же пойдет наш разговор на занятии? (о красоте родной природы)  

 2)о каком времени года поется в этой песне?

Природа красива  в любое время года. У каждого из вас есть любимое время года? (ответы детей)

 Лето – привлекает красотой   цветущих красок окружающего мира.

Осень – всегда привлекает своим романтическим настроением  яркой красотой окружающей природы

Зима– особая тема в творчестве мастеров Ведь снег только кажется белым, а сколько оттенков имеет снег.

Весна - привлекает своей легкостью, свежестью красок, ощущением молодости.

На пороге весна! Значит, на сегодняшнем занятии мы будем беседовать о красоте весенней природы. А помогут нам в этом художники, поэты, композиторы. Природа всегда радовала музыкантов, поэтов и художников.  

Тема занятия: Красота родной природы. Весенний пейзаж. Слайд 2.  

Эпиграфом являются слова русского поэта     Николая Заболоцкого

 « В очарование русского пейзажа
есть подлинная радость, но она
открыта не для каждого и даже
не каждому художнику видна»

 4. Изложение нового материала Слайд 3.  

  Изображение природы  

Пейзаж (пришло в 18 веке от   французского языка. paysage - страна, местность, а с латинского – «село, деревня».) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. Пейзаж -  изображение природы.

 Художники,   поэты, композиторы показывают нам красоту родного края в своих произведениях, а вдохновляет их на творчество природа  - именно природа является источником  творческой деятельности.

Работа  Алексея  Кондратьевича  Саврасова « Грачи прилетели» Слайд 4.

Художник запечатлел уголок сельской природы среднерусской полосы в один из дней ранней весны. Снег еще не везде сошел, но уже появились лужи. Деревья голы, но на них уже хлопочут грачи. Вдали виднеется церквушка

Пейзаж наполнен радостным чувством ожидания светлого, теплого, доброго.  Да, этот уголок не блещет особыми красотами. Но как тонко здесь подмечены признаки прихода весны - времени пробуждения природы: неяркий, даже серый день и вместе с тем  

- Какие звуки могли бы услышать? (Птичьи крики, гомон, шум, взмах крыльев, журчание ручьев.)

- Что, на ваш взгляд, было дорого самому художнику на этой картине? (Грачи. Они обрадовали и взволновали художника своим прилетом, и он сумел показать радость птиц, вернувшихся на родину.)

- Можно ли назвать этот пейзаж красивым? (Пейзаж простой, скромный, незамысловатый, но очень близкий, навевающий легкую грусть.

- Как художник показывает нам приближение весны? (В поле растаял снег, обнажилась темно-бурая, пропитанная влагой земля .Но нет еще яркого солнца, небесная лазурь затянута свинцово-белыми облаками, хотя край неба уже голубеет.)

- Какие краски преобладают на картине? (Желто-голубые, серовато-коричневые, желтовато-бурые, голубые, голубовато-серые.)

А. Саврасов говорит нам: « Цените тихую прелесть, неяркую красоту и очарование русской природы!»

Полотно  Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» Слайд 5.  считается Шедевром пейзажной живописи.  Отличается оно поэтичностью, лиричностью, теплотой, прозрачностью.  Это одно из самых музыкальных творений Левитана.

Левитан любил весну — начало жизни. Из-за границы он пишет своему другу, художнику Васнецову: «Воображаю, какая прелесть у нас на Руси — реки разлились, оживает все… Нет лучше страны, чем Россия…»

Отражение берёзок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение: они растворяются в воде своими корнями, а их розовые ветки сливаются с голубизной неба.  

 -  Какое настроение в этой картине вы увидели?

(Лирическое настроение, настроение радости)

-Какие же основные цвета в пейзаже? (Голубой, желтый, зеленый Золотистые, розовые, голубые, фиолетовые).)  , как много цветовых оттенков — один цвет как бы вливается в другой.

 

- Какой месяц весны на нем изображен? (В апреле на водоемах тает лед, кругом разливается вода На картине изображён момент половодья,). Вода тиха и неподвижна, в ней отражаются обнажённые ветви деревьев и высокое небо с лёгкими облаками.    

- Какое настроение они создают у зрителя? (Радостное, весеннее).  

- Какие чувства вызывает у вас представленная картина?

Картина Василия Николаевича Бакшеева « Голубая весна».  Слайд 6. Смотришь на эту картину, и перед тобой встает голубая весна всей земли, а глаза невольно охватывают безмерное море неба, прелую землю с весенними тенями и кружево тянущихся вверх березок.

Илья Семенович Остроухов «Первая зелень» Слайд 7.

 Лес звенит от радости, в лес пришла весна

Какие звуки можно услышать в этой картине? ( птичьи голоса)

Сергей Сергеевич Алдушкин (1967 г.р.) марийский художник. Слайд 8.  Работает художник, в основном, в технике акварель "по-сырому", считающейся самой сложной техникой изобразительного искусства.

 - Одинаковая или разная весна у этих художников?  (разная) 

В каждом из них перед нами открывается душа художника, его внутренний мир, потому что, постоянно наблюдая и изучая природу, настоящий художник старается уловить в ее жизни мгновение наиболее близкое и дорогое его сердцу, наиболее полно выражающее его чувства.

Художники показали весну такой, какой видят ее сами.

Какие же цвета использовали художники, чтобы показать нам весну.( Палитра красок.) Слайд 9.

5. Закрепление изученного материала.  Слайд10

-Что же общего в произведениях художников, поэтов, музыкантов? Какие чувства возникают у нас, глядя на эти картины, слушая эту  музыку и стихи?

  Чувства радости, гордости, что мы живем среди этой природы.

- И вновь обращаясь к словам эпиграфа можно сказать, что не всем, открывается природа, а только тем, кто сам, добр и кто бережно относится к ней и сам открыт природе.

-И так, мы увидели с вами, как показали нам весну музыканты, художники и поэты, какие цвета использовали, какие слова или словосочетания.

Физкультминутка  (ПРОГУЛКА В ЛЕС)    Слайд 11

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.

6. Практическая работа .Слайд 12.

Обратить внимание детей на стенд с фотографиями   родной природы.

(серия фотографий выполненных педагогом)  

Мы не один раз любовались весенней природой в парке, на улицах поселка.  

А теперь мы с вами посмотрим на мир глазами художников. Попробуем и мы создать с вами образ весны,

Задание:        изобразить  весенний пейзаж нетрадиционной техникой рисования    «монотипия» ( что означает отпечаток )

Выполнить рисунок весеннего пейзажа в одном из состояний природы: дождь, ветер, туман, яркое солнце или пасмурный день . Слайды 13-18.

  1. Выберите настроение, состояние в природе. Вспомните, приходилось ли вам наблюдать природу рано утром или вечером, на закате ?
  2. Выберите расположение листа.
  3. Задание надо начинать с изображения неба и земли, создавая красками только общую цветовую гамму (среду) – общее колористическое настроение.  
  4. Помните, что надо выразить состояние природы, передать настроение, а не перечислять предметы и деревья

Учитель демонстрирует детям процесс выполнения работы методом «монотипия»

Во время практической работы для фона включить музыкальное произведение.  Слайд 19.

 Учитель делает целевые обходы:

- контроль организации рабочего места,

- контроль правильности выполнения приемов работы,

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения,

- контроль объема и качества выполнения работы.

  1. Подведение итога урока. Рефлексия.

Выставка работ учащихся. ( анализ работ, оформить 2-3 лучших работы в рамку – паспорту, заранее приготовленной учителем).

Посмотрев на ваши работы, можно сказать: каждый художник неповторим. Результаты вашей работы получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки.

Рассматривая ваши работы, мы видим, что каждая из них по своему индивидуальна по цвету и графике.

Какой же можно сделать вывод по занятию: Слайд 20.  

  1. Композиторы, поэты, художники передают красоту природы, ее состояние в разное время года и суток от состояния его души, чувств, настроения.
  2. Пейзажи, созданные творцами русской культуры живут в нашем сознании как задушевные картины русской природы и в то же время погружают в мир прекрасных чувств, глубоких мыслей, вечных духовных ценностей.

 Еще раз вспомним имена художников, поэтов и композиторов, с которыми познакомились сегодня   и которые помогли нам.

Слайд 21.

  • Что означает пейзаж?(природа)
  •  Известный русский композитор, автор музыкальных произведений «Времена года» (П.И.Чайковский)
  • Самая известная картина И.И.Левитана. Эта одно из музыкальных произведений.
  • Художник-пейзажист, который по-своему передал пробуждение и начало весны в картине «Грачи прилетели» ( А.К.Саврасов)
  •  Марийский художник  – акварелист (С.С. Алдушкин)

Вывод – обобщение: Слайд 22.  

В завершении  мне бы хотелось сказать, что Природа- это книга мудрости.

Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж.

Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открыть ее сокровенный смысл.

Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко. 

Наше занятие хочется закончить прекрасными словами писателя К.Г.Паустовского.

 «В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя».  Слайд 23.

Урок заканчивается уборкой рабочего места. Слайд24.Спасибо всем! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе Тема: «Красота родной природы» - рисование по памяти и представлению пейзажа с ярко выраженной эмоциональной трактовкой

Данная разработка урока по теме "Красота родной природы " поможет  познакомить учащихся с колористическими возможностями изображения пейзажа, сформировать навыки создания цветового единства изобр...

Методическая разработка урока по теме "Красота родной природы в творчестве художников. Рисунок "Летний пейзаж"".

Данный материал предназначен для 4 класса, состоит из пояснительной записки к уроку, сценария урока и приложения. В сценарии урока показывается ход урока, работа учителя и детей, все этапы урока, опис...

Конспект к уроку изобразительного искусства по теме "Красота родной природы"- рисование пейзажа

Конспект урока содержит подробную структуру и ход урока. В урок включена беседа по картинам художников-пейзажистов, а также подробное объяснение выполнения задания....

План – конспект занятия «СОХРАНИМ КРАСОТУ ПРИРОДЫ» Рисование тюльпана Шренка Направление: изобразительное искусство

Красота и очарование цветков издавна вызывали восхищение и зачастую, это оборачивалось настоящим бедствием для их обладателей. Обрывая цветки для букетов, мы лишаем растение возможности размножаться. ...