Использование проектной технологии в преподавании бурятского и литературы в этнокультурной среде
статья на тему
Интеграция всех звеньев этнокультурной среды позволяет осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и, в конечном счете, повысить качество знаний по предмету, создать условия для успешной социализации личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_tehnologiya_v_etnokulturnoy_srede.docx | 31.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование проектной технологии в преподавании бурятского и литературы в этнокультурной среде
В Проекте концепции структуры и содержания общего среднего образования подчёркнуто, что главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой личности. Исходя из этого одна из задач школы – разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности.
В содержании образования предполагается также:
- Личностная ориентация, предполагающая развитие личностных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учётом интересов, способностей и склонностей;
- Усиление деятельностного компонента;
- Креативность, предусматривающая содержание, формируемое самими учащимися в виде их творческой образовательной продукции.
Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, в частности преподаванию бурятского языка и литературы, несомненно, отвечает проектная форма обучения, которая активно используется в нашем МБОУ «Толтойская средняя общеобразовательная школа».
Актуальность технологии проектного обучения в образовательной и воспитательной деятельности нашей школы определяется ее многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности, знающей родной язык, уважающей обычаи и традиции своего народа.
В своей работе, как учителей родного языка и литературы, мы используем проектно- исследовательскую деятельность уже в течение ряда лет и можем сказать, что достигнуты хорошие результаты. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. Форма презентации идёт через отчёт исследовательской экспедиции, путешествия. Например, учащиеся участвовали в проекте «Хуурай-һубаг- минии нангин үлгы». Работа над этим проектом была направлена на формирование коммуникативных, познавательных УУД. Исследовательский проект часто используется часто на уроках бурятского языка и литературы, а также для участия в конкурсах. Так в прошлом году был реализован общешкольный проект «Хоймор нютагайм арадай аман зохёол». Каждая группа получила задание собрать фольклорный материал: 1 группа – «Арадай дуунууд», 2 группа – «Үреэлнүүд», 3 группа- “Оньһон ба хошоо үгэнүүд”, 4 группа -“Таабаринууд”, 5 группа – “Шог зугаа”, оригинально оформить проект и защитить его. При поиске информации учащиеся использовали различные информационные источники, такие как энциклопедии, толковые словари, интернет ресурсы. Особенно ребятам понравилось общение со старожилами, которые от всей души напевали народные песни, говорили благопожелания, пословицы и поговорки, загадывали загадки. Дети научились самостоятельно извлекать необходимую информацию, учились записывать на видеокамеру, составлять альбомы и компьютерные презентации. В данном случае формировались познавательные, информационные, коммуникативные УУД. Считаем, что познавательные компетенции также развиваются при реализации урочных проектов как при изучении целого раздела грамматики, как и при изучении отдельных тем. Так, например, в 5 классе можно запланировать и реализовать исследовательские проекты «Фонетикын нюусанууд», «Шэдитэ Лексикэ» и другие, в ходе которого ежеурочно ребята будут заполнять журнал логических опорных схем (продукт проекта) на основе самостоятельного изучения теоретического аппарата учебника, подбора примеров. Очень интересна работа по сбору и изучению легенд и преданий родного края при изучении темы «Домогууд» по бурятской литературе, активизирует творческую деятельность обучающихся работа над проектом «Таабаринууд», где ребята сами сочиняют загадки и на защите проекта загадывают их одноклассникам. Большую роль в нравственном воспитании, в приобщении истории и культуре бурятского народа обучащихся имеет проект «Хойморойм дасангууд». Мы с учащимися 7-8 классов выезжали в дацаны «Дэчин Равжалин», «Бодхидхарма», находящиеся на территории курорта «Аршан», где настоятели и ламы подробно рассказали об истории буддизма на территории Койморского куста, развитии и становлении дацанов. Много интересного ребята узнали о буддийских символах и обрядах. Также хочется сказать о большом проекте «Баян-Мандал-нютагаархинайм һүгэдэн мүргэдэг газар». При проведении данной исследовательской работы обучающиеся изучили большой материал об истории обоо, находящегося в местности Баян-Мандал. Работая с информаторами, ребята получили богатейший исследовательский материал об обряде закладки бүмбэ в основание субургана, значении хии моринов, гороо. Содержательную информацию о финансировании реконструкции обоо предоставил глава администрации МО СП «Толтой» Зомонов Ш.Б. Проекты данного направления позволяют расширить кругозор учащихся, обогатить их словарный запас, имеют большой потенциал патриотического и нравственного воспитания.
Большую роль в воспитании уважительного отношения к истории своего рода сыграл долгосрочный проект «Минии уг гарбал». В течение учебного года учащиеся и родители собирали материал о своей родословной, фотографии, письма, воспоминания. Конкурс «Минии уг гарбал» оценивался в номинациях:
1) «Минии уг гарбал» (подразумевает составление семейного древа; самое глубокое исследование родословной; самое красивое оформление родословной);
2) «Υбгэ эсэгэнэрэймнай мартагдашагүй баатаршалга» (участие моих близких в Великой Отечественной войне 1941-1945: в каких родах войск, где начал боевые действия, когда и где окончил войну, боевые награды, фронтовые письма (выдержки), наиболее яркие воспоминания, география подвига (боевой путь), исторические справки и т. д. Участие моих близких в Гражданской войне (в войне с Финляндией 1939-40 г. г.; в Афганской и Чеченской войнах; в иных военных конфликтах);
3) «Уг гарбалаймни омогорхол» (деятели науки и культуры, предприниматели, меценаты, политики, общественные деятели, военные, просветители, ламы и др.)»;
4) «Би – мэргэжэлтэдэй hадаhанби» (педагогические, врачебные, инженерно-технические, военные, рабочие, другие);
5) «Энэ hонирхомоор» (семейные реликвии- часы, портсигар, трубка, вышивка, оружие, монеты, альбомы, письма, фотографии, предметы собственного изготовления и т. д.); Защита исследовательских работ прошла в виде научно-исследовательской конференции «Минии уг гарбал».
Информационный проект можно использовать на классных часах, уроках литературы. Как форму презентации используем буклеты, стенгазеты, мультимедийные продукты. Например: оформление холла на предметной неделе по бурятскому языку и литературе, декаде, посвященной Сагаалгану, на празднике бурятского языка, при проведении проектной недели. Эта работа направлена не только на поиск, анализ, представление информации, но и на формирование эстетического вкуса. При таком виде деятельности формируются как познавательные навыки, так и отношения учебного сотрудничества (коммуникативные УУД). Дети самостоятельно составляют план своей работы, находят необходимую информацию в различных источниках, проводят исследования в различных направлениях и защищают свой проект. Формируется учебная самостоятельность. К важным положительным факторам проектной деятельности относятся повышение мотивации и развитие творческих способностей. Это происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора.
В деле приобщения учащихся к истокам, к родному языку и литературе, обычаям и традициям бурятского народа, при организации проектной деятельности мы вовлекаем все составляющие этнокультурной среды, в которой находятся учащиеся.
Так в начале прошлого учебного года в рамках месячника бурятского языка и литературы на базе нашей школы прошел районный праздник в форме игры КВН на бурятском языке «Хонгео лимбын абяаншуу түрэл буряад хэлэмнай» с приглашением преподавателей Восточного факультета БГУ С.Г. Ошорова, В.Д.Патаевой. В рамках месячника осуществлены следующие проекты «Эдир зохеолшон», «Уран баримал», «Эрхим диктант», «Yргэжэ ябая үндэhэн хэлэеэ» (стендовый материал), «Шагай наадан». В школе проведены мастер-классы «Бообо барилга», обряд «Хүнжэлэй бэреэдэhэн», «Мориной зэр зэмсэг», «Буряад дэгэйлэй тобшо оелго». Традиционно реализуем общешкольный проект «Хоер одод».
В нашей школе функционирует детский фольклорный ансамбль «Хэнгэргэ» (руководитель И.В.Ягдуева), на занятиях которого учащиеся приобщаются к истории и культуре родного народа, знакомятся с сокровищницей бурятского фольклора, обычаями и традициями своих предков.
Большую роль в формировании национального самосознания играет работа драматического кружка «Хоймор» (руководитель Б.В.Ахаржанова). Кружковцы не только знакомятся с историей бурятского драматического искусства, но и сами ставят спектакли, украшая школьные праздники и праздничные концерты на сцене сельского дома культуры, участвуют в районных и республиканских конкурсах, где занимают призовые места. Ученик 9 класса Шаглахаев Л. - призер межрайонного конкурса «Юный Будамшу», лауреат международного конкурса в г.Улан-Удэ.
Патриотическое воспитание на основе истории села осуществляется в рамках работы патриотического клуба «Бүргэд» (руководитель Жимбеев Б.Б.). Ребята активно включаются в поисковую работу по истории села, оказанию тимуровской помощи ветеранам тыла, ветеранам труда, детям войны, где через живое общение со старожилами также обогащаются духовно и нравственно.
В развитии интереса к родному языку, культуре родного народа не последнюю роль играет совместная работа с ТОС «Толто» (руководитель Зомонов Ш.Б.), «Амар Гол» (руководитель Сагалуев Н.Л.), мини-зоопарк «Солнечный» и ипподром (руководитель З.А.Бузаев), действующих на территории нашего поселения. Учащиеся школы помогают ухаживать за верблюдами, овцами, лошадьми монгольской породы, яками, северными оленями в течение учебного года. Реализация проектов «Морин эрдэни», «Адуу дэлhэлгэн», «Хони хайшалалган», «Табан хушуу мал», «Сагаан эдеэн», «Мастерская при конном дворе» (Изготовление из конской гривы и хвоста веревок для применения в хозяйстве, пут, поводьев, ошейников для телят, вожжей), «Сэргэ» расширяет кругозор детей в данном направлении, активизирует интерес к народным промыслам. В период летних каникул ребята помогают организовывать туристические экскурсии к природным памятникам малой родины: Вулкан Черского, Койморы, а также на минеральные источники Хүнтиин аршаан, Обоогой аршаан, Субаргын аршаан. Работая над данными проектами, мы обращаемся к художественной и научной литературе. Так учащиеся изучают монографию «Материальная и духовная культура бурят» В.Д.Бабуевой, анализируют образ коня в эпосе «Гэсэр», сравнивают обычаи, связанных со скотоводством, тункинских и агинских бурят на основе повести С-Б. Бадмаева «Будамшуугай орон нютагаар Сережын аяншалhан тухай», пробуют перо на тему ««Табан хушуу мал», учащиеся при проведении экскурсий читают гостям стихи поэтов Бурятии о красотах Тункинской долины.
Школа тесно сотрудничает с сельской библиотекой. (заведующий М.Н.Байдаева). Совместно реализованы такие проекты как «Саяанай самаряан» (по творчеству писателей литературного объединения им. Мунко Саридака), «А.Л.Ангархаев-нютагаймнай омогорхол», «Аялгаар hайхан дуунуудни» (по творчеству Ц.Хоборкова) и др.
Фельдшер ФАП также принимает активное участие в работе школы. С участием Лопсоновой Д.Р. реализованы проекты «Түнхэнэймнай эмтэ домто ургамалнууд», «Нютагаймнай аршаанууд».
В деле приобщения учащихся к родному языку неоценима работа школьного музея, где собран богатейший материал по истории села, школы, родословным, ветеранам войны, тыловикам, матерям-героиням, выпускникам школы, материал о Герое Советского Союза Ж.Е.Тулаеве. Двери музея всегда открыты для гостей, где экскурсоводы на родном языке расскажут о всех экспозициях.
В сотрудничестве с сельским домом культуры поселения Толтой нами ежегодно реализуются проекты «Сагаалган –манай hайндэр саг үедэ мандаха болтогой!», «Дангина-Гэсэр», «Эрын гурбан наадан», «Сурхарбаан». Ребята увлеченно участвуют в проектах «Хүхюу буряад», «Эдир Будамшуу», «Буряад арадай нааданууд» и др.
В рамках осуществления преемственности школы и детского сада мы осуществляем тесное сотрудничество с МБДОУ «Толтойский детский сад». Дошкольники- частые гости в школе, как и учащиеся школы в саду. Совместные проекты «Аман үгын абдарhаа», «Шүлэгэй hайхан мүрнүүд», «Буряад хубсаhан», «Буряад арадай нааданууд» и др.
Таким образом, интеграция всех звеньев этнокультурной среды позволяет осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и, в конечном счете, повысить качество знаний по предмету, создать условия для успешной социализации личности. «Образование есть то, что остается после того, как забывается все, чему нас учили»,- писал А.Эйнштейн. В современных условиях задача учителя - показать ученику путь к познанию, научить его учиться. Поэтому приоритетным направлением образования является задача формирования не только предметных теоретических знаний, но и формирование универсальных учебных действий как один из путей повышения качества образования. Не нужно пугаться изменений в привычных образовательных и педагогических подходах, их подсказывает нам с вами жизнь и здравый смысл, если, конечно, мы не безразличны к судьбе наших учеников, к судьбе родного языка.
Б.В.Ахаржанова, Б.Б.Жимбеев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий в преподавании литературы. Фрагмент урока при изучении раздела «Модернистские течения. Символизм и акмеизм»(УМК под редакцией И.Н.Сухих «Литература 11 класс» ) - «Н.С.Гумилев: заблудившийся конквистадор».
Образовательная технология - мастерская построения знаний на основе поисковой деятельности учащихся при анализе поэтического текста.В центре исследования - стихотворение Н.С.Гумилёва"Заблудившийся тра...
«Использование проектной технологии в преподавании английского языка в формировании общих компетенций»
Проектная технология является несомненным ключом к развитию и самостоятельной деятельности студентов. Работа студентов в проекте призвана сформировать общие компетенции в понимании сущности и зн...
Использование проектных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы
Что такое ученический проект. Этапы работы над проектом. Способы формирования навыков исследовательской работы....
Использование проектной технологии в процессе преподавания русского языка и литературы.
Объектом курсовой работы является метод проектов как один из методов обучения русскому языку и литературе. Данная работа содержит как теоретическую, так и практическую части....
Использование игровой технологии на уроках бурятского языка и литературы.
Каждый педагог в той или иной мере использует игры и игровые технологии в своей деятельности. в статье даны примеры игровой деятельности на...
«Использование проектных технологий на уроках бурятского языка»
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...
Доклад на Всероссийскую НПК "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ"
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ...