Использование проектных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему
Что такое ученический проект. Этапы работы над проектом. Способы формирования навыков исследовательской работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya.docx | 57.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Волгоградская государственная академия последипломного образования
Кафедра филологических дисциплин и методика их преподавания
Курсовая работа
«Использование в процессе обучения русскому языку и литературе проектной технологии
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Николаевска» Волгоградской области
Хворостова Ольга Владимировна
Волгоград.
Содержание:
Актуальость………………………………………………………………………...-3
Новизна……………………………………………………………………………..-5
I. Введение………………………………………………………………………...-5
II. Теоретическая часть исследования:…………………………………………..-6
2.1 Определение понятий проект, проектная деятельность, проектная технология………………………………………………………………………….-6
2.2. Цели проектной технологии………………………………………………….-7
2.3. Составные элементы проектной деятельности……………………………...-7
2.4. Типология проектов (по Е.С.Полат)…………………………………………-8
2.5. Основные требования к проектной технологии…………………………...-11
2.6 Структура учебного проекта………………………………………………...-11
2.7 Модели работы над проектом……………………………………………….-12
2.8 Формы продуктов проектной деятельности………………………………..-14
2.9 Паспорт проектной работы…………………………………………………..-15
2.10 Оформление проектной папки……………………………………………..-16
2.11 Виды презентаций проектов………………………………………………..-17
2.12 Система оценки проектных работ. ………………………………………...-18
2.13 Структура деятельности учителя и ученика………………………………-18
2.14 Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности……………………………………………………………………...-19
III. Практическая часть исследования………………………………………-20
3.1.Тематика проектов с учётом их типологии (на примере 6 класса)………..-20
3.2. Система подготовки к конкретному проекту и его презентации, защита на уроке……………………………………………………………………………….-22
IV.Заключение……………………………………………………………………-26
Актуальность.
Учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность.
Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования формируют осмысленное исполнение жизненно-важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются ключевые компетенции учащегося: трудовые, коммуникативные, социальные.
К таковым, например, относятся: (Перечень приводится в формулировке П.С. Лернера):
- выявление потребности в усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей (и услуг);
- понимание постановки задачи, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требований к представлению выполненной работы или ее частей;
- планирование конечного результата и представление его в вербальной форме, то есть, без ограничения фантазии, школьники должны дать себе и другим развернутый ответ по схеме — я хотел бы...;
- планирование действий, то есть распоряжение бюджетом времени, сил, средств. Составление последовательности действий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы;
- выполнение обобщенного алгоритма проектирования;
- внесение коррективов в ранее принятые решения;
- конструктивное обсуждение результатов и проблем каждого этапа проектирования; формулирование конструктивных вопросов и запросов о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и т.п.);
- выражение замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов;
- поиск и нахождение необходимой информации самостоятельно;
- составление схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представление их в вербальной форме;
- оценивание результата по достижению планируемого, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;
- оценивание проектов, выполненных другими;
- понимание критериев оценивания проектов и защиты, процедуры публичной защиты проектов;
- конструирование представлений о профессиональной проектной деятельности, об индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии;
- расшифровывание замысла, идей, решений проектировщика по «посланию» («знаку», «смыслу»), которым является готовое изделие, появившееся на рынке.
Таким образом, динамичное развитие в процессе практической допрофессиональной подготовки личностных качеств и ключевых компетенций становится ядром содержания образования. А ядром педагогической технологии, позволяющей реализовать новое содержание, на сегодняшний день является метод проектов.
Новизна.
Состоит в научно-педагогическом обосновании целесообразности использования проектной технологии в урочной и внеурочной деятельности, в разработке методологии её использования.
I.Введение.
Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.
В 1905 году русский педагог С.Т.Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получило широкое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся.
В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.
В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».
В Новое время это слово время это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью.
В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означая в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов.
Объектом курсовой работы является метод проекта, как один из методов обучения русскому языку и литературе. Предметом является выявление роли поэтапной работы над проектом как фактор успешной организации проектной деятельности в целом.
Цель исследования состоит в том, чтобы разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности.
Основными задачами в ходе написания данной курсовой работы являлись:
- Выявить особенности организации и требования к использованию проектной технологии;
- Раскрыть понятие «проектная технология»;
- Рассмотреть этапы работы над проектом.
Глава 2. Теоретическая часть исследования.
2.1 Определение понятий проект, проектная деятельность, проектная технология.
Что такое проект?
Совокупность определённых действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, создание редкого рода теоретического продукта.
Проектная деятельность (ПД) Проектная технология (ПТ)
- это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путём самообразования.
- это способ организации познавательной деятельности учащихся для проектирования, создания и изготовления реального объекта.
- не каждая деятельность может дать нужный результат - в традиционной системе обучения невсегда технология
- ориентирована на применение знаний, на самообразование
2.2. Цели проектной технологии.
Цели ПТ:
- Способствовать повышению личной уверенности у каждого ученика, его самореализации, рефлексии
- Развивать осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности
2.3. Составные элементы проектной деятельности.
Составные элементы ПД
Функция Элемент
- Самоопределенческая Способность самостоятельно и обоснованно выбирать в целях деятельности, способах, средствах, путях решения
- Коммуникативная Способность к общению, диалогу, конструктивной критике и поиску решения
- Имитационного моделирования (игровая) Способность решать жизненно важные проблемы
- Проблемно-поисковая Способность решать проблемы и проблемные ситуации
- Деятельностная Способность быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять черты конечного результата, проектировать (групповой, индивидуальный, коллективный проект)
- Рефлексивная Способность к анализу и самоанализу после совершённой деятельности
2.4. Типология проектов (по Е.С.Полат)
Типология проектов (по Е.С.Полат)
1. По ведущему методу или виду деятельности
- Поисковый: необходимо найти ответ на вопрос в литературе и спросить у взрослых.
- Исследовательский: напоминает подлинно научное исследование. Включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.
- Творческий: предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (например, альманах, театрализация, спортивная игра, видеофильм и др.).
- Игровой (ролевой): проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.
- Практико-ориентированный: нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
- Информационный: направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.
2. По предметно-содержательной деятельности
- Моно-проект: проводятся в рамках одного предмета или одной области знания. Руководитель – учитель-предметник. Можно проводить в рамках классно-урочной деятельности.
- Межпредметный проект: выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания
3. По количеству участников проекта
1. личностный (индивидуальный)
- План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной чёткостью.
- Формируется чувство ответственности.
- Приобретается опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта.
- Формируются важнейшие общеучебные умения и навыки.
2. парный
- Формируются навыки сотрудничества.
- Проект может быть выполнен более глубоко и разносторонне.
- Каждый этап проекта имеет своего лидера.
- Каждый учащийся наиболее активно включён в определённый этап работы, в зависимости от своих сильных сторон.
- Соревновательный элемент.
- Повышает мотивацию участников.
3. групповой
- Формируются навыки сотрудничества.
- Проект может быть выполнен более глубоко и разносторонне.
- Каждый этап проекта имеет своего лидера.
- Каждый учащийся наиболее активно включён в определённый этап работы, в зависимости от своих сильных сторон.
- Соревновательный элемент.
- Повышает мотивацию участников.
4. коллективный (массовый)
- Развивается познавательный опыт и практические навыки, способности к поисковой деятельности.
- Формируются умения прогнозировать будущие изменения.
- Совершенствуется стиль партнерских отношений.
- Поддерживается инициатива, сообразительность, пытливость, самостоятельность путем включения в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
4. По продолжительности
- краткосрочный (на 3-6 уроков) Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации ведётся во внеклассной деятельности и дома.
- среднесрочный Возможно сочетание классных форм работы с внеклассными.
- долгосрочный (1 год) Выполняются как в группах, так и индивидуально. Весь проект выполняется во внеурочное время.
2.5. Основные требования к проектной технологии.
Основные требования к ПТ
1. Наличие значимой проблемы, задачи, исследовательского поиска её решений ( актуальность ).
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов.
3. Самостоятельная деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта.
5. Использование исследовательских методов:
- определение проблемы и задач исследования;
- выдвижение гипотез и их решение;
- обсуждение методов исследования;
- обсуждение способов оформления конечных результатов;
- сбор, систематизация и анализ;
- итог;
- вывод.
6. Последовательность работы над проектом ( подготовка – планирование – исследование - вывод – представление/защита ).
Проект – это 5 «П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. 6-е «П» - Портфолио.
2.6 Структура учебного проекта.
Структура учебного проекта
ПРОЕКТ
___________ Основная проблема, компоненты которые требуют решения
___________ Практически значимый материальный или культурный продукт
___________ Презентация продукта
2.7 Модели работы над проектом.
Модель №1
- Определение предмета, темы, цели, задачи проекта, выбор руководителя (1-2 месяца)
- Выполнение работы (2-3 месяца)
- Предзащита работы в своём или другом классе с целью выявления уровня понимания и владения материалом, а также выработки умения понимать вопросы и отвечать на них ( 1 месяц)
- Собственно защита на экспертном совете школы (2 месяца)
- Подведение итогов: общешкольная конференция по итогам года.
Модель №2
- Работа над проектом начинается с решения школьного парламента о защите проекта. Затем заведующие кафедр обозначают проблему, создают «мастерские», в которые имеет право включаться любой ученик школы. Группа разработчиков (заведующие кафедрами) выстраивают концепцию, выделяют приоритетные задачи проекта. Дети намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, координируют свою деятельность.
Модель №3
В течение учебного года выполняется 4 масштабных, долгосрочных проекта. Циклограмма работы на четверть.
- Педсовет, посвящённый проектной работе. Выбор направления и тем. Уточнение руководителей проектов. Планирование проектной работы на четверть (1-я неделя четверти).
- Формирование состава проектных групп. Обсуждение принципов работы в творческих группах. Постановка исследовательских задач, планирование работы в группах (2-я неделя четверти).
- Информационный этап работы над проектами. Выбор формы продукта (3-я неделя четверти).
- Выполнения практической части проектов, оформление продукта и портфолио проекта (4-я и последующие недели четверти).
- Презентация проектов. Торжественный заключительный вечер, на котором демонстрируются фрагменты презентаций лучших проектов четверти (последняя неделя четверти).
- Оценка преподавателями деятельности участников проектных групп и составление рейтинга участия учащихся в проекте (по 100-бальной шкале). Педсовет по подведению итогов проектной работы в данной четверти. Общешкольная линейка с вынесением благодарности активным участникам проекта (последняя неделя четверти).
Модель №4
Базируется на «технологии проектной деятельности», разработанной Е.С.Полат.
- Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.
- Стендовая информация о проектной работе.
- Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и прочее).
- Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов.
- Формирование проектных групп.
- Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.
- Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними.
- Поисковый этап.
- Промежуточные отчёты учащихся.
- Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
- Обобщающий этап: оформление результатов.
- Предзащита проектов.
- Доработка проектов с учётом замечаний и предложений.
- Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.
- Подготовка к публичной защите проектов.
- Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятие.
- Заключительный этап: публичная защита проектов.
- Подведение итогов, анализ выполненной работы.
- Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчётов о выполненной работе.
2.8 Формы продуктов проектной деятельности.
Формы продуктов проектной деятельности.
- Web-сайт
- Анализ данных социологического опроса
- Атлас
- Атрибуты несуществующего государства
- Бизнес-план
- Видеофильм
- Видеоклип
- Выставка
- Газета
- Действующая фирма
- Законопроект
- Журнал игра карта
- Коллекция
- Костюм
- Макет
- Модель
- Мультимедийный продукт
- Оформление кабинета
- Пакет рекомендаций
- Письмо в …
- Праздник
- Прогноз
- Публикация
- Путеводитель
- Серия иллюстраций
- Система школьного самоуправления
- Сказка
- Справочник
- Сравнительно-сопоставительный анализ
- Статья
- Учебное пособие
- Экскурсия
2.9 Паспорт проектной работы
Паспорт проектной работы
- Название проекта
- Руководитель проекта
- Консультант(ы) проекта
- Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту
- Учебные дисциплины, близкие к теме проекта
- Возраст учащихся, на который рассчитан проект
- Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс)
- Тип проекта
- Заказчик проекта
- Цель проекта
- Задачи проекта
- Вопросы проекта
- Необходимое оборудование
- Аннотация (актуальность, значимость, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание)
- Предполагаемые продукты проекта
- Этапы работы над проектом
- Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
2.10 Оформление проектной папки
Оформление проектной папки
- Паспорт проекта
- Планы выполнения проекта и отдельных его этапов
- Промежуточные отчёты группы
- Вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета
- Результаты исследований и анализа
- Записи всех идей, гипотез и решений
- Отчёты о совещаниях группы, проведённых дискуссиях, «мозговых штурмах» и т.д.
- Краткое описание всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться проектантам, и способов их определения
- Эскизы, чертежи, наброски продукта
- Материалы к презентации (сценарий)
- Другие рабочие материалы и черновики группы.
В день защиты проектов оформленная папка сдаётся жюри.
2.11 Виды презентаций проектов.
Виды презентаций проектов.
- Воплощение (в роль человека, одушевлённого или неодушевлённого существа)
- Деловая игра
- Демонстрация видеофильма
- Диалог исторических или литературных персонажей
- Защита на Учёном Совете
- Игра с залом
- Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
- Инсценировка
- Научная конференция
- Научный доклад
- Отчёт исследовательской экспедиции
- Пресс-конференция
- Путешествие
- Реклама
- Ролевая игра
- Соревнование
- Спектакль
- Телепередача
- Экскурсия
2.12 Система оценки проектных работ.
Система оценки проектных работ
Критерии оценок
- Самостоятельность работы над проектом
- Актуальность и значимость темы
- Полнота раскрытия темы
- Оригинальность решения проблемы
- Артистизм и выразительность выступлений
- Как раскрыто содержание проекта в презентации
- Использование средств наглядности, технических средств
- Ответы на вопросы
- Качество выполнения продукта
- Убедительность продукта и др.
2.13 Структура деятельности учителя и ученика.
Структура деятельности учителя и ученика.
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания или способы деятельности | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Предлагает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создает условия для активности школьника |
Субъект деятельности | Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. |
2.14 Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.
1. Рефлексивные умения
- Умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний
- Умение отвечать на вопрос: чему нужно учиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения
- Умение самостоятельно генерировать идеи
- Умение самостоятельно найти недостающую информацию
- Умение запросить недостающую информацию у эксперта
- Умение находить несколько вариантов решения проблемы
- Умение выдвигать гипотезы
- Умение устанавливать причинно-следственные связи
3. Навыки оценочной самостоятельности
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве
- Умения коллективного планирования
- Умение взаимодействовать с любым партнёром
- Умения взаимопомощи в группе в решении общих задач
- Навыки делового партнёрского общения
- Умение находить и исправлять ошибки других участников группы
5. Менеджерские умения и навыки • Умение проектировать процесс
- Умение планировать деятельность, время, ресурсы
- Умение принимать решение и прогнозировать их последствия
- Навыки анализа собственной деятельности
6. Коммуникативные умения
- Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми
- Умение вести дискуссию
- Умение отстаивать свою точку зрения
- Умение находить компромисс
- Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
7. Презентационные умения и навыки • Навыки монологической речи
- Умение уверенно держать себя во время выступления
- Артистические умения
- Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
- Умение отвечать на незапланированные вопросы
Глава 3. Практическая часть исследования.
3.1.Тематика проектов с учётом их типологии.
- Словари- наши помощники и друзья.
- «Жизнь слов и фразеологизмов в языке и речи».
- «Собирал человек слова» (В.И.Даль).
- "Живой как жизнь”. Изменения в русском языке.
- Из чего строятся слова?
- Корень и "главное” правило, или "Не лезьте за словом в карман!”. Гнезда родственных слов.
- Когда без словаря не обойтись? Слова с удвоенными согласными.
- Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные сочетания.
- Командует ударение.
- Приставки-труженицы.
- Имя существительное. Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода.
- Имя прилагательное. История имён прилагательных. Разряды прилагательных по значению.
- Лингвистические рекорды. Количественная сторона слов.
- Знаки препинания и другие наименования знаков препинания.
- "Казнить нельзя - помиловать". Путешествие в страну Невыученных уроков.
- В гостях у безударных гласных.
- Орфографические сказки.
- Сундучок с непроверяемыми безударными гласными.
- Невидимки в тумане.
- Согласные -двойняшки.
- Слитно или раздельно.
- Иностранные слова.
- Ошибки, связанные с неправильным употреблением устаревших слов и неологизмов.
- «Представляю существительное».
- «Страна Глаголия».
- «Для чего нужны прилагательные?».
- «Знакомьтесь, местоимение».
- «Заимствования в русском языке. Хорошо это или плохо?».
3.2. Система подготовки к конкретному проекту и его презентации, защита на уроке.
Базируется на «технологии проектной деятельности», разработанной Е.С.Полат.
- Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.
- Стендовая информация о проектной работе.
- Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и прочее).
- Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов.
- Формирование проектных групп.
- Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.
- Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними.
- Поисковый этап.
- Промежуточные отчёты учащихся.
- Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
- Обобщающий этап: оформление результатов.
- Предзащита проектов.
- Доработка проектов с учётом замечаний и предложений.
- Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.
- Подготовка к публичной защите проектов.
- Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятие.
- Заключительный этап: публичная защита проектов. Проведение внеклассного мероприятия по теме: «Обращение в русском речевом этикете».
- Подведение итогов, анализ выполненной работы.
- Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчётов о выполненной работе.
Индивидуальный план работы над проектом «Обращение в русском речевом этикете».
- Предлагаемая литература:
- Введенская Л.А. Культура речи [Текст]/Л.А.Веденская. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003 – 448с. – ( Серия «Учебники, учебные пособия»).
- Гольдин В.Е. Кн. Для внеклассного чтения [Текст]/ В.Е.Гольдин. – М.: Просвещение, 1983. – 109с.
- Колесов В.В. Культура речи – культура поведения [Текст]/Колесов В.В. – Л.: Лениздат, 1988. – 271с.
- Кукушин В.С. Деловой этикет. [Текст]/ М.: Кукушин. – издательский центр «МарТ», 2005, - 280 с.
- Львов М.Г. Риторика. Культура речи [Текст]: учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов и вузов/ М.Г. Львов.– М.: издательский центр «Академия», 2002 – 272с.
- Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения [Текст]/ Н.И. Формановская. – М.: Высш.шк.,1989 – 159 с.
- Энциклопедия этикета [Текст]/ Сост. О.И.Максименко. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2001. – 512с..
- Выписать слова с лексическим значением, которых дети не знакомы.
- В толковых словарях В.И.Даля, С.Ожегова, Д.Ушакова и др. найти толкование этих слов.
- Практическая часть и ее результаты.
- Сделать выводы.
- Сформулировать цели, задачи, актуальность гипотезы результатов.
- Создать план презентации.
- Создать буклеты.
Паспорт проекта
1.Обращение в русском речевом этикете.
2.Руководитель: Хворостова О.В.
3.Консультанты: Володина Наталья, Никольская Надежда.
4.Образовательный проект. Предметы: русский язык.
5.Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: литература, история.
6.Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 12-14 лет.
7.Состав проектной группы: Володина Наталья, Никольская Надежда 9 класс.
8.Тип проекта: практико-ориентированный.
9.Заказчик проекта:
10.Цель проекта: поиск доказательств, необходимых для выявления норм употребления обращений в речевом этикете.
11.Задачи проекта: -изучить соответствующую литературу;
-выявить формы и виды обращений;
-сформулировать рекомендации для обращений к другому лицу;
12.Вопросы проекта: форма обращения, виды обращения.
13.Необходимое оборудование: компьютерные технологии, мультимедийный проектор, микрофон, колонки.
14.Аннотация (Актуальность темы: понятно, что к родителям обращаемся : мама, папа, к одноклассникам- по имени, к учителям- по имени –отчеству. Речь не об этом. Как обратиться в магазине - к продавцу, в общественном транспорте - к кондуктору или контролеру, на улице - к прохожим. В настоящее время это одна из самых актуальных проблем.
Новизна настоящей работы – в концентрации материала, освещающего функции и виды обращений в речевом этикете.
В результате поиска ответа на актуальный вопрос о формах обращения мы пришли к следующим выводам.
1)Различают такие виды обращений: официальное, неофициальное и безличное.
2)Вид обращения определяется ситуацией.
3)Имена и фамилии при обращении нужно произносить четко.
4)Речевые обращения: «Дамы и господа», «Судари и сударыни»- используются только образованными людьми.
5)Обращения господин, госпожа носят официальный характер и употребляются вместе с фамилией. Обращаясь к нескольким людям сразу, обычно говорят «господа». В то же время обращение господа к пассажирам в трамвае может быть воспринято лишь как шутка.
6)Ученые, преподаватели, врачи, юристы отдают предпочтение словам коллеги, друзья.
7)Слова женщина, мужчина нарушают норму речевого этикета, свидетельствуют о недостаточной культуре говорящего. Поэтому обращаться к человеку по признаку пола мужчина, женщина не следует никогда.
8) К представителям молодого поколения допустимо обращение молодой человек и девушка.
9) К незнакомому человеку в общественных местах мы вынуждены обращаться безлично, со словами будьте любезны….,будьте добры и т.д.)
15.Предполагаемые продукты проекта: издание буклета.
16.Этапы работы над проектом:
- изучение литературы;
- работа со словарями;
- выполнение практической части (опрос);
- подведение результатов;
- создание презентации.
IV.Заключение.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта. Собирая и анализируя информацию, учащиеся делают устные и письменные сообщения, советуются друг с другом, спорят, чтобы прийти к одному мнению.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека индустриального общества.
Немаловажное значение имеет и тот факт, что дети работают в малых группах. В группе всегда есть учащиеся с различным уровнем языковой подготовленности. В работе над проектом каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы.
Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия.
Цели и задачи нашей курсовой работы были достигнуты. Было успешно показана система работы над проектом, а так же раскрыто понятие проектной деятельности, выявлены особенности и требования к использованию метода проектов.
В ходе работы над курсовым проектом мы раскрыли понятия проектной деятельности и проектной технологии.
Мы показали систему работы над конкретным проектом, разработали методические рекомендации по организации проектной деятельности.
Решили основные задачи данной курсовой работы:
- Выявили особенности организации и требования к использованию проектной технологии;
- Раскрыли понятие «проектная технология»;
- Рассмотрели этапы работы над проектом.
В итоге мы пришли к выводу, что поэтапная работа над проектом способствует успешной организации проектной деятельности.
Использованная литература.
1.Быкова, Н.Е., Суздальцева, И.А. Методика разработки учебных проектов и их использование на занятиях по русскому языку и литературе // Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин: Материалы первой областной научно-практической конференции / Сост. Г.М.Вялкова, Т.А.Чернова; под ред. Л.Н.Савиной, М.: Планета, 2010. – с.88-91.
2.Дубинина, Т.М. Метод проектов в обучении русскому языку и литературе с целью развития коммуникативной компетентности учащихся // Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин: Материалы первой областной научно-практической конференции / Сост. Г.М.Вялкова, Т.А.Чернова; под ред. Л.Н.Савиной, М.: Планета, 2010. – с.92-95.
3.Лебедев, Л.И., Иванова, Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии. – 2000. - №5.
4.Новикова, Т. Проектная технология на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. - №4.
5.Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2003.
6.Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. – Т.1. М.: НИИ школьных технологий. – 2006. – с.228-238.
7.Сергеев, н.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., 2005.
8.Соколова, Ю.А. Учебный проект и возможность его реализации на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2008. - №6. – с.3-7.
9.Столбунова, С.В. Метод проекта на уроках русского языка // Приложение к газете «Первое сентября. Русский язык». – 2005. - №24.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация процесса преподавания русского языка и литературы на основе использования новых технологий (Уровневый анализ текста).
Обобщение опыта учителя литературы по использованию технологии уровневого анализа текста....
Оптимизация процесса преподавания русского языка и литературы на основе использования новых технологий (Уровневый анализ текста).
Создание условий для развития души ученика, погружение его в художественный мир писателя с целью познания себя и мира, обретения духа с помощью использования новых технологий....
Основные направления целевой программы по использованию ИКТ в процессе преподавания русского языка и литературы
Представлены основные направления по использованию ИКТ...
Использование проектной технологии в процессе преподавания русского языка и литературы.
Объектом курсовой работы является метод проектов как один из методов обучения русскому языку и литературе. Данная работа содержит как теоретическую, так и практическую части....
Новые образовательные технологии в процессе преподавания русского языка и литературы. (из опыта работы)
Материал содержит описание опыта работы по новым образовательным технологиям....
Выступление на заседании кафедры русского языка и литературы "Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся"
В материале представлен опыт использования ЭОР на уроках русского языка и литературы...