Использование проектной технологии в процессе преподавания русского языка и литературы.
учебно-методический материал по литературе на тему
Объектом курсовой работы является метод проектов как один из методов обучения русскому языку и литературе. Данная работа содержит как теоретическую, так и практическую части.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_kursovaya_rabota.doc | 191.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Курсовая работа
Использование проектной технологии
в процессе преподавания русского языка и литературы
Содержание
- Введение
- Теоретическая часть
- Практическая часть
- Заключение
- Библиография
Введение.
Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком, который исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе - полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа - это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребёнок живёт и учится жить в сложном окружающем мире, работать и общаться с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребёнка.
В 1905 году русский педагог С.Т.Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получило широкое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся.
В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.
В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».
В Новое время это слово время это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью.
В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означая в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов.
Объектом курсовой работы является метод проекта, как один из методов обучения русскому языку и литературе.
Предметом является выявление роли поэтапной работы над проектом как фактор успешной организации проектной деятельности в целом.
Цель исследования состоит в том, чтобы разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности в процессе обучения русскому языку и литературе.
Основными задачами в ходе написания данной курсовой работы являлись:
- Раскрыть понятие «проектная технология»;
- Рассмотреть этапы работы над проектом.
- Выявить особенности организации и требования к использованию проектной технологии;
Теоретическая часть исследования.
1. Что такое проект, проектная деятельность, проектная технология.
Проект – это совокупность определённых действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, создание редкого рода теоретического продукта.
Проектная деятельность (ПД), проектная технология (ПТ) - это
педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путём самообразования., это способ организации познавательной деятельности учащихся для проектирования, создания и изготовления реального объекта.
2. Каковы цели проектной технологии.
- Способствовать повышению личной уверенности у каждого ученика, его самореализации, рефлексии
- Развивать осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности
3. Составные элементы ( функции) проектной деятельности.
- Самоопределенческая. Способность самостоятельно и обоснованно выбирать в целях деятельности, способах, средствах, путях решения
- Коммуникативная. Способность к общению, диалогу, конструктивной критике и поиску решения
- Имитационного моделирования (игровая). Способность решать жизненно важные проблемы
- Проблемно-поисковая. Способность решать проблемы и проблемные ситуации
- Деятельностная. Способность быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять черты конечного результата, проектировать (групповой, индивидуальный, коллективный проект)
- Рефлексивная. Способность к анализу и самоанализу после совершённой деятельности
4. Типология проектов (по Е.С.Полат)
- По ведущему методу или виду деятельности
- поисковый Необходимо найти ответ на вопрос в литературе и спросить у взрослых.
- исследовательский Напоминает подлинно научное исследование. Включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.
- творческий Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (например, альманах, театрализация, спортивная игра, видеофильм и др.).
- игровой (ролевой) Проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.
- практико-ориентированный Нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
- информационный Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.
2. По предметно-содержательной деятельности
- Моно-проект
Проводятся в рамках одного предмета или одной области знания. Руководитель – учитель-предметник. Можно проводить в рамках классно-урочной деятельности.
- Межпредметный проект
Выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания
3. По количеству участников проекта
- Личностный (индивидуальный) План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной чёткостью. Формируется чувство ответственности. Приобретается опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта. Формируются важнейшие общеучебные умения и навыки.
- Парный Формируются навыки сотрудничества. Проект может быть выполнен более глубоко и разносторонне. Каждый этап проекта имеет своего лидера. Каждый учащийся наиболее активно включён в определённый этап работы, в зависимости от своих сильных сторон. Соревновательный элемент. Повышает мотивацию участников.
- Групповой Формируются навыки сотрудничества. Проект может быть выполнен более глубоко и разносторонне. Каждый этап проекта имеет своего лидера. Каждый учащийся наиболее активно включён в определённый этап работы, в зависимости от своих сильных сторон. Соревновательный элемент. Повышает мотивацию участников.
- Коллективный (массовый) Развивается познавательный опыт и практические навыки, способности к поисковой деятельности. Формируются умения прогнозировать будущие изменения. Совершенствуется стиль партнерских отношений. Поддерживается инициатива, сообразительность, пытливость, самостоятельность путем включения в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
4. По продолжительности
- краткосрочный (на 3-6 уроков) Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации ведётся во внеклассной деятельности и дома.
- среднесрочный Возможно сочетание классных форм работы с внеклассными.
- долгосрочный (1 год) Выполняются как в группах, так и индивидуально. Весь проект выполняется во внеурочное время.
5. Основные требования к проектной технологии.
1. Наличие значимой проблемы, задачи, исследовательского поиска её решений ( актуальность ).
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов.
3. Самостоятельная деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта.
5. Использование исследовательских методов:
- определение проблемы и задач исследования;
- выдвижение гипотез и их решение;
- обсуждение методов исследования;
- обсуждение способов оформления конечных результатов;
- сбор, систематизация и анализ;
- итог;
- вывод.
- Последовательность работы над проектом
( подготовка – планирование – исследование - вывод – представление/защита ).
Проект – это 5 «П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. 6-е «П» - Портфолио.
7. Структура учебного проекта.
- Основная проблема, компоненты которые требуют решения
- Практически значимый материальный или культурный продукт
- Презентация продукта
8. Модели работы над проектом.
Модель №1
- Определение предмета, темы, цели, задачи проекта, выбор руководителя (1-2 месяца)
- Выполнение работы (2-3 месяца)
- Предзащита работы в своём или другом классе с целью выявления уровня понимания и владения материалом, а также выработки умения понимать вопросы и отвечать на них ( 1 месяц)
- Собственно защита на экспертном совете школы (2 месяца)
- Подведение итогов: общешкольная конференция по итогам года.
Модель №2
Работа над проектом начинается с решения школьного парламента о защите проекта. Затем заведующие кафедр обозначают проблему, создают «мастерские», в которые имеет право включаться любой ученик школы. Группа разработчиков (заведующие кафедрами) выстраивают концепцию, выделяют приоритетные задачи проекта. Дети намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, координируют свою деятельность.
Модель №3
- В течение учебного года выполняется 4 масштабных, долгосрочных проекта. Циклограмма работы на четверть.
- Педсовет, посвящённый проектной работе. Выбор направления и тем. Уточнение руководителей проектов. Планирование проектной работы на четверть (1-я неделя четверти).
- Формирование состава проектных групп. Обсуждение принципов работы в творческих группах. Постановка исследовательских задач, планирование работы в группах (2-я неделя четверти).
- Информационный этап работы над проектами. Выбор формы продукта (3-я неделя четверти).
- Выполнения практической части проектов, оформление продукта и портфолио проекта (4-я и последующие недели четверти).
- Презентация проектов. Торжественный заключительный вечер, на котором демонстрируются фрагменты презентаций лучших проектов четверти (последняя неделя четверти).
- Оценка преподавателями деятельности участников проектных групп и составление рейтинга участия учащихся в проекте (по 100-бальной шкале). Педсовет по подведению итогов проектной работы в данной четверти. Общешкольная линейка с вынесением благодарности активным участникам проекта (последняя неделя четверти).
Модель №4
Базируется на «технологии проектной деятельности», разработанной Е.С.Полат.
- Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.
- Стендовая информация о проектной работе.
- Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и прочее).
- Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов.
- Формирование проектных групп.
- Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.
- Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними.
- Поисковый этап.
- Промежуточные отчёты учащихся.
- Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
- Обобщающий этап: оформление результатов.
- Предзащита проектов.
- Доработка проектов с учётом замечаний и предложений.
- Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.
- Подготовка к публичной защите проектов.
- Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятие.
- Заключительный этап: публичная защита проектов.
- Подведение итогов, анализ выполненной работы.
- Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчётов о выполненной работе.
9. Формы продуктов проектной деятельности.
- Мультимедийный продукт
- Праздник
- Экскурсия
- Видеофильм
- Видеоклип
- Выставка
- Газета
- Оформление кабинета
- Серия иллюстраций
- Статья
- Учебное пособие
10. Паспорт проектной работы
Название проекта | |
Руководитель проекта | |
Консультант(ы) проекта | |
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту | |
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта | |
Возраст учащихся, на который рассчитан проект | |
Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс) | |
Тип проекта | |
Заказчик проекта | |
Цель проекта | |
Задачи проекта | |
Вопросы проекта | |
Необходимое оборудование | |
Аннотация (актуальность, значимость, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание) | |
Предполагаемые продукты проекта | |
Этапы работы над проектом | |
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе |
11.Оформление проектной папки
- Паспорт проекта
- Планы выполнения проекта и отдельных его этапов
- Промежуточные отчёты группы
- Вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета
- Результаты исследований и анализа
- Записи всех идей, гипотез и решений
- Отчёты о совещаниях группы, проведённых дискуссиях, «мозговых штурмах» и т.д.
- Краткое описание всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться проектантам, и способов их определения
- Эскизы, чертежи, наброски продукта
- Материалы к презентации (сценарий)
- Другие рабочие материалы и черновики группы.
- В день защиты проектов оформленная папка сдаётся жюри.
12.Виды презентаций проектов
- Демонстрация видеофильма
- Инсценировка
- Спектакль
- Телепередача
- Экскурсия
- Ролевая игра
- Научная конференция
- Научный доклад
- Отчёт исследовательской экспедиции
- Пресс-конференция
- Путешествие
- Соревнование
13.Система оценки проектных работ.
Критерии оценок
- Самостоятельность работы над проектом
- Актуальность и значимость темы
- Полнота раскрытия темы
- Оригинальность решения проблемы
- Артистизм и выразительность выступлений
- Как раскрыто содержание проекта в презентации
- Использование средств наглядности, технических средств
- Ответы на вопросы
- Качество выполнения продукта
- Убедительность продукта и др.
14.Структура деятельности учителя и ученика.
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания или способы деятельности | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Предлагает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создает условия для активности школьника |
Субъект деятельности | Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. |
15. Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.
1. Рефлексивные умения
- Умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний
- Умение отвечать на вопрос: чему нужно учиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения
- Умение самостоятельно генерировать идеи
- Умение самостоятельно найти недостающую информацию
- Умение запросить недостающую информацию у эксперта
- Умение находить несколько вариантов решения проблемы
- Умение выдвигать гипотезы
- Умение устанавливать причинно-следственные связи
3. Навыки оценочной самостоятельности
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве
- Умения коллективного планирования
- Умение взаимодействовать с любым партнёром
- Умения взаимопомощи в группе в решении общих задач
- Навыки делового партнёрского общения
- Умение находить и исправлять ошибки других участников группы
5. Менеджерские умения и навыки • Умение проектировать процесс
- Умение планировать деятельность, время, ресурсы
- Умение принимать решение и прогнозировать их последствия
- Навыки анализа собственной деятельности
6. Коммуникативные умения
- Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми
- Умение вести дискуссию
- Умение отстаивать свою точку зрения
- Умение находить компромисс
- Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
- Презентационные умения и навыки
- Навыки монологической речи
- Умение уверенно держать себя во время выступления
8. Артистические умения и навыки.
- Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
- Умение отвечать на незапланированные вопросы
Практическая часть исследования.
Тематика проектов с учётом их типологии
(на примере 5класса).
Русский язык | Литература |
Звуки спорят: кто важнее? | Художники – иллюстраторы сказок. |
Словари -наши помощники и друзья. | Сюжеты и герои русских летописей. |
Собирал человек слова» (В.И.Даль). | М. В. Ломоносов – великий россиянин. |
Достойные внимания знаки препинания. | Герои басен И.А. Крылова в иллюстрациях. |
Что в имени тебе моем? | Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира. |
Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке. | События и герои сказок Пушкина в книжной графике. |
Знакомьтесь: местоимение. | Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях. |
Какова роль антонимов в речи? | Словесные портреты и пейзажи в повести «Муму» глазами книжных графиков. |
Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. | Жилин и Костылин: два характера, две судьбы. |
Для чего нужны прилагательные? | Юмористические рассказы А. П. Чехова в иллюстрациях. |
Сочинение – описание животного. | Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях. |
Живой как жизнь (изменения в русском языке) | Мои ровесники в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». |
Осторожно: жаргонизмы. | Герои произведений Д. Лондона в экстремальных ситуациях. |
Без знания грамматики не усвоишь ни истории, ни математики. | Памятники литературным героям. |
Система подготовки к конкретному проекту и его презентации
Проект «Портрет живого слова»
(Роман А. С. Пушкина в иллюстрациях художников)
Проект базируется на «технологии проектной деятельности», разработанной Е.С.Полат.
Этапы работы над проектом.
- На установочном занятии были определены цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.
- Будущим авторам были выданы письменные рекомендации ( требования, сроки, графики консультаций и прочее).
- Затем состоялось групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.
- Следующий этап - поисковый этап.
- Периодически проводились промежуточные отчёты учащихся,
- индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
- На обобщающем этапе обобщались результаты поисковой деятельности
- Предзащита проектов.
- Доработка проектов с учётом замечаний и предложений.
- Подготовка к публичной защите проектов.
- Заключительный этап: публичная защита проектов на ежегодном школьном фестивале проектов.
- Подведение итогов, анализ выполненной работы.
- Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчётов о выполненной работе.
Паспорт проекта
«Портрет живого слова»
Название проекта | Портрет живого слова (роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в произведениях изобразительного искусства) |
Руководитель проекта | Новгородова Е.А. |
Консультанты проекта | Учителя изо, музыки |
Учебный предмет | Литература |
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта | Изо, музыка |
Возраст учащихся, на который рассчитан проект | 9-10 классы |
Состав проектной группы | РусановаН., Силкина Л., Беспалова Е. |
Тип проекта | |
Цель проекта | Создать учебное пособие для изучения романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», позволяющее сочетать работу над литературными образами с произведениями изобразительного искусства |
Задачи проекта |
|
Вопросы проекта |
|
Необходимое оборудование | Компьютер, проектор. |
Аннотация | Интегрирование знаний из различных областей искусства помогает более глубоко воспринимать единую картину мира, формирует оценочные позиции, расширяет эстетический кругозор. Данное пособие знакомит обучающихся как с известными работами русских художниц Е. П. Самокиш – Судковской и Л. Я. Тимошенко, так и с работами молодой современной художницы Д.Кайрамбаевой, а также дает возможность сочетать работу над литературными образами с произведениями изобразительного искусства. |
Предполагаемые продукты проекта | Мультимедийный проект (учебное пособие для уроков литературы по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»), карточки с заданиями и вопросами к урокам по изучению романа. |
Этапы работы над проектом |
|
Заключение.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека индустриального общества.
Немаловажное значение имеет и тот факт, что дети работают в малых группах. В группе всегда есть учащиеся с различным уровнем языковой подготовленности. В работе над проектом каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы.
Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия.
Цели и задачи курсовой работы достигнуты. Было показана система работы над проектом, а также раскрыто понятие проектной деятельности, выявлены особенности и требования к использованию метода проектов.
В ходе работы над курсовым проектом понятия проектной деятельности и проектной технологии были раскрыты. Была показана система работы над конкретным проектом, разработаны методические рекомендации по организации проектной деятельности.
Были решены основные задачи курсовой работы:
- Выявили особенности организации и требования к использованию проектной технологии;
- Раскрыли понятие «проектная технология»;
- Рассмотрели этапы работы над проектом.
В итоге пришли к выводу, что поэтапная работа над проектом способствует успешной организации проектной деятельности.
Библиография.
1.Быкова, Н.Е., Суздальцева, И.А. Методика разработки учебных проектов и их использование на занятиях по русскому языку и литературе // Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин: Материалы первой областной научно-практической конференции / Сост. Г.М.Вялкова, Т.А.Чернова; под ред. Л.Н.Савиной, М.: Планета, 2010. – с.88-91.
2.Дубинина, Т.М. Метод проектов в обучении русскому языку и литературе с целью развития коммуникативной компетентности учащихся // Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин: Материалы первой областной научно-практической конференции / Сост. Г.М.Вялкова, Т.А.Чернова; под ред. Л.Н.Савиной, М.: Планета, 2010. – с.92-95.
3.Лебедев, Л.И., Иванова, Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии. – 2000. - №5.
4.Новикова, Т. Проектная технология на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. - №4.
5.Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2003.
6.Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. – Т.1. М.: НИИ школьных технологий. – 2006. – с.228-238.
7.Сергеев, н.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., 2005.
8.Соколова, Ю.А. Учебный проект и возможность его реализации на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2008. - №6. – с.3-7.
9.Столбунова, С.В. Метод проекта на уроках русского языка // Приложение к газете «Первое сентября. Русский язык». – 2005. - №24.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация процесса преподавания русского языка и литературы на основе использования новых технологий (Уровневый анализ текста).
Обобщение опыта учителя литературы по использованию технологии уровневого анализа текста....
Оптимизация процесса преподавания русского языка и литературы на основе использования новых технологий (Уровневый анализ текста).
Создание условий для развития души ученика, погружение его в художественный мир писателя с целью познания себя и мира, обретения духа с помощью использования новых технологий....
Основные направления целевой программы по использованию ИКТ в процессе преподавания русского языка и литературы
Представлены основные направления по использованию ИКТ...
Использование проектных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы
Что такое ученический проект. Этапы работы над проектом. Способы формирования навыков исследовательской работы....
Новые образовательные технологии в процессе преподавания русского языка и литературы. (из опыта работы)
Материал содержит описание опыта работы по новым образовательным технологиям....
Выступление на заседании кафедры русского языка и литературы "Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся"
В материале представлен опыт использования ЭОР на уроках русского языка и литературы...