Этнопедагогика и вода
проект (7 класс) на тему

Ғәбитова (Ғүмәрова) Гөлсинә Мөхтәр ҡыҙы

Вода в древней культуре .

Существование всего живого неразрывно связано с водой. Это отлично понимали на всех этапах развития человеческой цивилизации. Древние люди обожествляли воду, зная, что она обладает огромной силой – как разрушительной, так и созидательной. Эти представления оставили заметный след в фольклоре, в обычаях, традициях, легендах, приметах, пословицах и поговорках русского народа. В данном выступлении я  решила рассказать об этом, чтобы по-новому взглянуть на воду как явление, с которым мы ежедневно сталкиваемся в быту, и, возможно, научиться относиться к воде серьёзнее и бережнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evraziya.docx41.52 КБ

Предварительный просмотр:

Много поколений воспитывались на ярчайших образцах фольклора, устного народного творчества. И недаром педагогика называется народной. Она подчиняется канонам, устоявшимся столетиями. Эти каноны воздействуют на физическое  состояние и  духовное развитие ребенка, представляет собой выработанную систему. Из поколения в  поколение, из века в век это духовное наследие занимает центральное  место в духовно- нравственном воспитании детей.

Фольклорное  бытовое творчество сопровождает человека с рождения и до последних дней жизни.

А что же такое фольклор?

Этимология термина «фольклор» такова. Основой является английское слово «folklor», что в переводе на наш язык «народное познание; « народный  ум», «народное учение», «народная мудрость». В науку этот термин ввел впервые археолог  Уильям Джон Томс в 1846  году.  

Этот термин подвергался разного рода изменениям  и  в плане содержания и в  плане значения в зависимости от того, кем исследовался и изучался, когда и где?  Однако главная суть фольклора- в синтезе устного и  музыкального творчества. В современной башкирской фольклористике исследованы следующие жанры и виды из устной литературы:

  1. Эпический жанр: к этому жанру относятся эпические кубаиры, иртяки, дастаны, притчи, легенды, воспоминания, приметы.
  2. Лирические жанры: причитания, монажаты, лакапы, такмаки, частушки, такмазы, тулғау (песни, призвание при рождении ребёнка).
  3. Афористический жанр: к ним относятся пословицы, поговорки, и другие маленькие  жанры.
  4. Обрядовые жанры: (обычаи, обряды, ритуальные ,  сезонные, семейные праздники начиная  от рождения до смерти человека).

Детский  фольклор: (детские песни, считалки, частушки, потешки, игры, соревнования и т.д.

Вода в древней культуре .

Существование всего живого неразрывно связано с водой. Это отлично понимали на всех этапах развития человеческой цивилизации. Древние люди обожествляли воду, зная, что она обладает огромной силой – как разрушительной, так и созидательной. Эти представления оставили заметный след в фольклоре, в обычаях, традициях, легендах, приметах, пословицах и поговорках русского народа. В данном выступлении я  решила рассказать об этом, чтобы по-новому взглянуть на воду как явление, с которым мы ежедневно сталкиваемся в быту, и, возможно, научиться относиться к воде серьёзнее и бережнее.

Ряд обрядов основаны на двух главных функциях воды в жизни человека –функции очищения и функции хранения и передачи информации. Как мне кажется, именно эти, замеченные человеком издревле свойства воды и являются причиной появления в народных сказках живой и мёртвой воды, а также источником множества различных суеверий и преданий, связанных с водой. Большую роль сыграла и третья важнейшая функция – без воды невозможно развитие сельского хозяйства, так как животных необходимо поить, а растения – поливать. Отсюда происходит большая часть обрядов, связанных с призыванием дождя или с рекой-кормилицей.

В современном мире одной из глобальных проблем является проблема воды. Пресной воды остаётся всё меньше и меньше, высыхают родники, реки. Человечество всё больше и больше начинает задумываться над этой глобальной проблемой. Целые континенты, например, Африка нуждается в обыкновенной питьевой воде. Даже известные учёные всё больше и больше обращаются за рассекречиванием Воды в страницах священной книги Коран, а так же народной мудрости идущей из глубины веков.

В древности говорили: «Настанет конец света – от человека уйдёт вода». Современная картина  обезвоживания  не об этом ли говорит?

 Источник жизни – в воде! Это высший дар человечества, данный свыше. Давайте только представим: на земле закончилась пресная вода. Что будет с человечеством? Сколько протянет человек без воды? И не только человек, весь животный и растительный мир считают воду источником жизни в первую очередь, затем только думают о питании.

Нехватка воды в глобальную проблему превращается с высыхания маленьких родников и рек. Это явление, к сожалению, есть и в нашем Учалинском районе. Например, наша великая река Яик, воспетая в древнейшем народном эпосе «Урал батыр», доходит самостоятельно аж  до Каспийского моря ( ее длина  2428 км). Берет начало на нашей Учалинской земле. Надо сказать, природой данный нам памятник подвергается разного рода экологическим нападениям. Так, некогда полноводная река Яик в результате химического вмешательства на очистной станции Кургаш, что стоит на реке, стала очень мелкой, грязной и экологически опасной. Не это ли конец света.

Мы не против новых технологий, развития общества, новых открытий. Но мы также должны осознавать и научиться видеть оборотную сторону медали. Всё новое  сделанное для человечества оборачивается против него же, именно поэтому сейчас больше и больше обращаются к народной педагогике: когда засуха, когда нет дождей, когда много дождей. Силы воды как сила духа, как нечто магическое и надёжное основание сохранилась в ярчайших образцах различных жанров башкирской народной педагогике. Возьмём  к примеру праздник «#ар1а бут3а8ы». Здесь мы видим, как башкиры в старину относились к природе, как к нечто иное управляет погодой.

Ямғыр,яу,яу,яу!

Һимеҙ тәкә һуйырмын,

Итен үҙем ашармын,

Майын һинә бирермен,

Һөйәген эткә ташлармын.

Ямғыр,яу,яу,яу!

Ямғыр,яу,яу,яу!

Майлы бутҡа бирермен,

Көмөш ҡашыҡ ҡуйырмын.

Действительно, ясно видно через эти слова, что люди обращаются прямо к самому дождю.Праздник “Ҡарға бутҡаһы” проводится не для того,чтобы только желать дождя,играть “Аухаляй”,исполнять ритуальные танцы,но и для того,чтоб обратиться к душам предков.По поверьям древние души предков просыпались с природой, а птицы  носят их души.

 

Многие помнят, в 2000 году летом были долгие проливные дожди, которые продолжались больше месяца. Дождь лил как из под ведра. Дома расположённые рядом с рекой Яик, были затоплены, даже Ильтебановское водохранилище было под опасностью, т.е. все деревни, находящиеся рядом с рекой были под угрозой. Тогда деревенские жители вышли совершать обряд «Ҡар1а  бутка8ы». Действительно, через несколько часов дождь перестал лить.

Ещё один пример, в старину вешали голову коня на ворота, вызывая дождь.

Һыу теләү - Чтобы регулярно шли дожди, на середину болота ставили череп.
Һыу һибеше7, Магический способ вызывания дождя.

Һыуға ташлау. Магический способ вызывания дождя;  бросание в воду.

Следующий фольклорный обряд, где ясно выражается роль воды в жизни человека - это свадебный обряд.

Һыу башлатыу. Обряд показа воды невесте.

Морондок инэй самая первая направляется с коромыслами, вёдрами на речку «8ыу башына», за ней следом идут невеста, с подругами,  гости.

Пришедшим детям, морондок инэй раздаёт  девочкам- нагрудники , невеста дарит девочкам колечки, бантики, а мальчикам янсык- кисет. Невесте

 в рот кладут  монету. На берегу она  кидает  монетку в реку, морондок инэй в это время приговаривает: «Киленде тотма, т94к9не тот!» (Не невесту держи, а монетку.) Или невеста сама говорит : «Мине тотма т94к9не тот, сир-сырхауымды йот». Перед тем, как набрать воду, она умывает лицо, руки, загадывает желание.

К кому же обращается  невеста ? это-

Һыу анаһы-  хозяйка воды, 8ыу атаһы – водяной, 8ыу батшаһы-  царь воды, 8ыу инәһе-  мать воды, 8ыу ҡыҙы- хозяйка воды с серебрянными зубами,8ыу 3ы22ары-русалки, 8ыу үгеҙе-хозяин воды., 8ыу хужаһы-хозяин воды.  Чтобы набирать воду после заката, у духа, хозяина воды надо спросить  разрешения. Һыу эйәһе. Дух воды. Появляется в облике черноволосой женщины. Һыу эйәһе ҡысҡырһа, кеше ала, тиҙәр (БМ). – Говорят, если дух воды кричит, заберет человека.

Итак, разговаривая с водой, обращаясь к нему как живому  в старину люди учили бережно и уважительно относиться  к источникам. Даже в какой-то мере использовались методы пуганья.

Һыу алыу. Ритуальное набирание воды. После заката нельзя ходить за водой. Говорят, в это время мать воды может схватить. Если необходимо, то надо набирать воду со словами «гость приехал, гость приехал, дай воды».

Һыу исемдәре. Имена духа воды. Һәр ваҡыт һыуҙың дүрт исемен әйтеп алырға: Вәсәҡҡәһем, Раббаһым, Шарабаһым, Тәһүрә (ЙФ). – Когда набираешь воду, каждый раз надо произносить четыре имени воды: Васаккахим, Раббахым, Шарабахым, Тахура.

Һыу пәрҙәһе Мифическая занавеска воды. Ҡояш байығас һыу пәрҙәһен яба икән, шуға кисен һыу алырға ярамай . – Говорят, после заката вода закрывается занавесью, поэтому вечером нельзя брать воду.

ВОДА - одна из стихий мироздания, источник жизни, средство очищения, но и вход, граница иного мира. ^ Ерҙән оло булмаҫһың, һыуҙан таҙа булмаҫһың (погов.). – Не сможешь быть величественнее земли, чище воды. Ут та бәлә, һыу ҙа бәлә, ут менән һыу булмаһа, тағы ла бәлә (погов.). – И огонь – беда, и вода – беда, однако, если нет огня и воды – опять беда.

В старину  некоторые  болезни были связаны с водой, неаккуратное обращение с ней, вызывало ухудшение здоровья человека или же наоборот  с помощью ее можно было победить разные недуги.

Һыу ағымы. Место, куда изгоняются духи болезней. Ҡола яланға күс, һыуҙың ағымына күс (из загов.). – Перейди в голую степь, перейди в течение воды (реки).

Чтобы избавиться от болезней использовали  и другие способы лечения . Считали для того ,чтобы избавиться от болезней ,надо перейти реку,так как  болезнь не может  пройти через воду .Больной весь день не принимал пищу . С вечера готовили кашу ,и в горшке относили на берег реки ,открывали крышку горлышка.Верили ,что болезнь привязывается к каше.А больной быстро переходил через реку и с другой стороны возращался домой  . Об этом рассказали башкиры племени барын  табын  исследователю С.И. Руденко.                                          Когда купались, чтобы водяной не схватил , говорили:-меня не держи,воду держи и клали в воду нитки,выдернутые из ткани собственной одежды.

Һыу тотоу. Болезни, связанные с употреблением, купанием в незнакомой воде. По представлениям башкир, дух незнакомой воды просит подаяние. Поэтому перед купанием, употреблением воды в незнакомых источниках необходимо положить в речку, родник что-нибудь (монетку, нитки и т.д.). Таныш булмаған йылғала кеше һыу инһә, эсһә, тәненә төрлө нәмә сыға. Уны һыу тотоуы тиҙәр. Йылға һыуын эсеп кешенең эсе ауыртһа, Һыу тотҡан, тиҙәр. Һыу тотмаһын тип, һыуға сәс, һүренте һалалар (БИТК). – Когда у человека от речной воды болит живот, говорят «вода схватила». Чтобы «вода не схватила», перед тем как испить воду, в реку надо положить волос, нитку с одежды.

Һыу сәсәге. Ветряная оспа (ветрянка). Һыу сәсәге сыҡһа, ярма менән тоҙ алып имләгәндәр. – При ветряной оспе заговаривали с помощью крупы и соли.

Һыуға ағыҙыу. Ритуальное выбрасывание одежды больного ребенка в реку с целью избавления от болезни. ^ Күҙ тейһә, баланың кейемен өҫтөнән йыртып алып ауылдан түбән һыуға ағыҙалар (С. Сәғитова). – При сглазе с ребенка срывают одежду и выбрасывают в реку ниже деревни.
«Һыу зәхмәте тейм98ен,»- ти29р ололар.– За родниковой водой нельзя ходить ранним утром, может «коснуться» захмэт воды.
Һыу сарпыуы. Болезни от воздействия духа воды.
Һыуға ҡарау. Магический способ лечения ряда болезней. ^ Ағын һыуға ҡарап ултырһаң, сирең китә, тиҙәр – Говорят, если долго смотреть на течение, болезнь уходит.
Һыу өшкөрөү. Магический способ избавления от болезней с помощью нашептанной воды. ^Тел-теш баҫһа, һыу өшкөрөп ҡойонғандар. – От пересудов, сплетен, наговоров обливались нашептанной водой.
Һыу ташыу. Ходить по воду. В мифологии есть запреты, связанные с тасканием воды. ^Төндә һыу ташыу сир килтерә. – Нельзя таскать воду ночью, это приводит к болезни.

Һыу урлау. Магический способ лечения от сглаза; досл. похищение воды Ҡаты күҙле кешенең һыуын урлап күҙ тейгән баланы имләгәндәр (БИТК). – Похитив воду у сглазившего человека, этой водой заговаривали ребенка от сглаза.

Һыуҙан ҡағылыу. Заболеть от воды. Мине һыуға ырғыттылар, ауырыным. Имсе әбей һыуҙан ҡағылған, тип таш менән имләне. – Меня в шутку в воду бросили, заболела. Знахарка, сказав, что «болезнь пристала от воды», заговаривала с помощью камня

Уже в древности совершенно справедливо полагали, что разные водные источники содержат воду, обладающую различными характерами, то есть что природные свойства воды зависят от источника, от того где она расположена, как течет, какие деревья растут возле нее! В древности о реках говорили так: «Эта река «разговаривает», а  другой  «злится», третий «обижается» и.т.д. Особенно ярко отражаются эстетические взгляды людей в сюжетах «Агидель и Яик», «Агидель и Каридель», «Спор двух Инзеров».

Даже существовали  правила, которых надо было соблюдать, например, нельзя было переходить через источник с лошадью и телегой, для этого строили маленькие мостики. А если кто-нибудь нарушит порядок ,  то его сразу же ругали.

Обряд «Хождение за талой водой».

 За этой водой, особо сильной и полезной, ходили женщины, собравшись вместе. Брали воду с почтением, осторожно, с благопожеланиями. После этого в колодец или в ямку разливали молоко, клали кусочек хлеба, монетки – так «благодарили» воду. Такой водой обрызгивали двор, дом, скотину, топили баню и омывались все до единого. Все старались очиститься этой водой, так как она считалась сильной и целебной.

Из своей практики хочу добавить ,что летом когда мы с бабушкой ходили за ягодами, встретив   родник на своем пути, бабушка сперва почистила его от разного мусора, сухих веток и усевшись рядом прочитала молитву. Пресная вода всегда была особым природным достоянием для народа, и источники чистой, пригодной для питья воды считались настоящим подарком небес, поэтому неудивительно, что жители  всяко очищали и облагораживали их.

Конечно, очень тяжело и грустно в наше время сталкиваться с беспечностью, равнодушием, безразличием; хотелось бы чтобы многие люди обратили внимание к опыту предков и брали от них пример.

Подводя итог, свое выступление хочу закончить с знаменитыми словами эпоса «Урал батыр»:

К7кк9 л9 осор-я3шылы3,

Һыу1а ла батма6-я3шылы3,

Ут3а ла янма6- я3шылы3,

Телд9н д9 т5шм96-я3шылы3!

Урал – батыр набрал в рот  воды из живого родника, но не сделал и глотка – опрыснул тою водой землю вокруг себя, и вся она ожила…».

А нам молодому поколению остается лишь сохранить, защитить и передать следующему поколению в том виде , в которым  старались сохранить наше предки.

                                                Вывод:
     Башкиры вели себя осторожно по отношению к окружающему миру, чтобы не вызвать гнева и недовольства со стороны природы.

Культ природы, стремление жить в согласии и гармонии, желание не навредить, а снискать ее благосклонность как гарантию надежного бытия привели к возникновению разветвленной ритуальной системы, связанной с культовым отношением к небу, солнцу, водной стихии, земле, животным, растениям. Деревья и камни, земля и вода, как и человек, полагали древние башкиры, испытывают боль, обиду, гнев и могут отомстить за себя и ближних, нанести вред или, напротив, помочь человеку.

Бережное отношение к воде было обусловлено верой в ее магические очистительные силы. Водная стихия всегда представляла для человека грозную, неуправляемую природную силу.

Таким образом, для древних башкир вся природа была одухотворенной, одушевленной. Совершая определенные ритуальные действия, древний человек стремился к преодолению границ между человеческим коллективом и миром; к установлению контакта с миром природы, от которого зависело ее благополучие.

                               Литература:

1.Хисамитдинова Ф.Ғ. Башҡорт мифологияһы: Белешмә-һүҙлек. Өфө: Ғилем, 2002. - 126 б.

2.Башҡорт халыҡ ижады:Йола фольклоры.-Өфө:Башҡортостан “Китап” нәшриәте,1995.-560 бит.

3.www/lib-str/ru

4.http||pedagogicheskaya. academic/ru

5. Лира Якшыбаева «Всем одна планета земля» .-Өфө:Башҡортостан “Китап” нәшриәте, 2013

6.Фануза Надршина «В преданиях и легендах башкир-история народа» -Өфө:Башҡортостан “Китап” нәшриәте, 2011












По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственных качеств на этнопедагогике

Доклад о воспитание детей фольклором...

Одному из основателей чувашской этнопедагогики, Геннадию Волкову, исполнилось 85 лет

Чёваш халёх педагогикине ник.слекенсенчен п.ри - Геннадий Волков: 2012 =улхи юпа уйёх.нч 31-м.ш.нче вёл =уралнёранпа 85 =ул =итр.?  Геннадий Никандрович - паллё в.рентекен: ёсчах: =ырав=ё: ку=ару...

Народная кукла как элемент этнопедагогики в общеобразовательной школе.

Национальное возрождение, воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, этнопедагогики....

Реферат на тему "Роль этнопедагогики в воспитании детей"

Работа представляет анализ литература по этнопедагоггике,  много практического материала. представляет интерес увлекающимся фольклором....

Статья по теме "Этнопедагогика как средство развития социальных компетентностей у подростков."

Статья "Этнопедагогика как средство развития социальных компетентностей"  раскрывает такие понятия как этнопедагогика, социальные компетентности.В данном материале показано какие средства, формы ...

Этнопедагогика тувинского народа

Этнопедагогика тувинского народа в обучении и воспитании детей...

«Формирование духовно- нравственных ценностей на основе этнопедагогики»

laquo;Формирование духовно- нравственных ценностей на основе этнопедагогики»   Социально- политические изменения в российском обществе связаны с переходом от культуры общественных отн...