Этнопедагогика тувинского народа
статья на тему
Этнопедагогика тувинского народа
в обучении и воспитании детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etnoredagogika_v_rabote_s_detmi.docx | 66.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Этнопедагогика тувинского народа
в обучении и воспитании детей
/Автор: учитель русского языка, литературы и тувинского языка литературы
МБОУ СОШ с. Успенка Тандинского района Республики Тыва Монгуш Лариса Климовна/
- 1. Вступительная часть.
- 1.1. Актуальность темы.
- 1.2. Цели и задачи работы.
- 1.3. История изучения вопроса.
- 2. Основная часть.
- 2.1. Основы этнопедагогики тувинского народа.
- 2.1.1. Трудовое воспитание.
- 2.1.2. Семейное воспитание.
- 2.1.3. Патриотическое воспитание.
- 2.1.4. Нравственное воспитание.
- 2.1.5. Экологическое воспитание.
- 2.1.6. Эстетическое воспитание.
- 2.1.7. Умственное воспитание.
- 2.1.8. Физическое воспитание.
- 2.2. Использование материалов народной педагогики (с анализом работ).
- 2.2.1. Сказки.
- 2.2.2. Пословицы. _
- 2.2.3. Загадки.
- 3. Заключение. ________
- 4. Список литературы. __
- 5. Приложение. Конспекты уроков. _______
- 5.1. Урок по тувинскому языку 5класс______________________________
- 5.2. Урок по тувинской литературе 5класс __
5.3. Урок по тувинскому языку 6 класс__________________________
- Этнопедагогика — наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов. Термин введён и популяризирован Г. Н. Волковым.
- Этнопедагогика – система целей, задач, методов и приёмов воспитания
Термин этнопедагогика впервые был введен профессором Г. Н. Волковым. По его определению, этнопедагогика – наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике семьи, рода, племени, народности, нации. Исходя из этого, следует сказать, что народная педагогика располагает большими возможностями для усиления различных направлений воспитания гармонически развитой личности. Тувинский народ сохранил уникальные памятники фольклора, содержание которых позволяет утверждать, что педагогическая мысль нашего народа по-своему уникальна и требует изучения и творческого подхода, а положения этнопедагогики являются актуальными в любую эпоху.
Закон Российской Федерации «Об образовании» объявил приоритетным направлением государственной школьной политики защиту систему образования национальных культурных традиций в условиях многонационального государства.
Ориентацию образовательных учреждений на национальную культуру является важнейшим условием сохранения, развития и усвоения этнической культуры, формирования национального самопознания. Современная педагогическая культура установила, что только учет и реализация этнорегиональной специфики в учебно-воспитательной работе способны превратить современную школу в национально образовательное учреждение.
1.2. Цели и задачи работы.
- Цель – раскрыть возможности этнопедагогики тувинского народа в обучении и воспитании детей, в подготовке позитивной, гуманной личности.
Задачи:
- 1)изложить основы тувинской педагогической мысли;
- 2) рассмотреть варианты использования этнопедагогического материала на уроках;
3) сделать выводы о роли этнопедагогики в воспитании и обучении детей в наши дни, определить задачи на перспективу.
1.3. История изучения вопроса.
Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его опыта. Педагоги-классики считали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, даже может служить ее основой. Я. А. Коменский изучал опыт домашнего воспитания в семьях, опираясь на него, разработал идею создания «материнской школы». По его идее необходимо было все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание. Показательным является даже то, что отец педагогической науки начал свою просветительскую деятельность как собиратель произведений устного народного творчества, исследовал традиции и обычаи чешского народа. Пословицы он рассматривал как шедевры по форме и содержанию. Также в них представлена вся красота родного языка. Учитель педагогической мысли изложил свое видение требований к учителю, которые для его времени были актуальными. Каждый настоящий учитель обязан в совершенстве знать свой родной язык, все его богатство, устное творчество народа, должен признавать необходимость обучения всех на родном языке.
Патриотическая преданность родному народу побудила Я. А. Коменского к внимательному изучению народных традиций воспитания и их творческому использованию в создании научной теории педагогики. Песталоцци также считал, что средства воспитания народная школа должна черпать в самой жизни народа. Отчий дом он называет «школой нравов». И школы, создаваемые для обучения детей из народных масс, должны удовлетворять потребности людей.К. Д. Ушинский народную педагогику рассматривал как один из факторов возникновения педагогической науки. Он восторгался народными сказками и писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. Не обошли вниманием педагогический опыт народа и писатели-классики, как Л. Н. Толстой, Н. А. Добролюбов. Последним были записаны со слов крестьян Нижегородской губернии пословицы, загадки, обряды. Особенно привлекательным для Добролюбова показался морально-педагогический кодекс трудящихся:
«Не спеши языком, да не ленись делом», «Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына - сын», «Под лежачий камень вода не течет», «Хвалился, хвалился, да и свалился» и т. д. Первый чувашский педагог и просветитель С. М. Михайлов свою деятельность начал с собирания, исследования и распространения памятников народной педагогики. Чувашские сказки и разговоры, народные обычаи, детские игры, традиции молодежной и детской среды, обучение детей пению, воспитание трудолюбия – все это нашло отражение в творчестве Михайлова. Крупным специалистом по этнопедагогике является чувашский ученый Г. Н. Волков, исследовавший педагогическое наследие родного народа и издавшие
Тувинская научная мысль также началась во многом с собирания и изучения фольклорного. Поэтическую красоту и ценность произведений устного народного творчества признавали М. Кенин-Лопсан, К.Б.Салчак, многие поэты и писатели за основу своих литературных произведений взяли фольклорный материал.
Изучение педагогического наследия тувинского народа, систематизация знаний является заслугой К.Б.Салчака, М.Кенин-Лопсана, Ч.Чапа. Ими изданы учебные пособия «Этнопедагогика тувинского народа», «Тыва улустун чанчылы», «Тыва чанчыл», «Шагаа-сузугдедим» т.д.. В пособии изложены научно-педагогические основы народного воспитательного опыта, его этнопедагогические ценности, пути совершенствования на этой базе национального воспитания. Это издание стало базовым для изложения исследуемого материала. Тувинская научная мысль также началась во многом с собирания и изучения фольклорного материала. Поэтическую красоту и ценность произведений устного народного творчества признавали русские ученыеВ.В.Радлов,Г.Н.Потанин, Н.Ф.Катанов, многие поэты и писатели за основу своих литературных произведений взяли фольклорный материал.
Изучение педагогического наследия тувинского народа, систематизация знаний является заслугой К.Б.Салчака и Л.И.Салчак, Ч.Чапа, Г.Д.Сундуй, М.Кенин-Лопсана «Тувинские обычаи» в 2-х томах. Ими изданы учебные пособия и программы к ним. Благодаря им в нашей школе велутся уроки народной педагогики«Эр чол», «Кыстын будужу»на часы национального регионального компонента. В пособии изложены научно-педагогические основы народного воспитательного опыта, его этнопедагогические ценности, пути совершенствования на этой базе национального воспитания. Это издание стало базовым для изложения исследуемого материала.
Куш-ажыл-амыдыралдын дозу.(Труд-основа жизни)
Эки кылган ажыл элеп читпес алдар.
Также труд влияет на интеллектуальную и духовную сферу человека.
Люди хорошо знали силу коллективного труда, правильно его оценивали.
Демниг сааскан теве тудуп чиир.
Воспитание детей – дело семьи, общества. Главенствующая роль семьи признана и древними поколениями.
Значение пословиц усиливается путем использования противопоставлений и сравнений.
Иелигде тодуг,
Адалыгда чоргаар.
В воспитательном отношении ценен традиционный весенний праздник «Часкы тарылга» – праздник поля, сохи.
Воспитание детей – дело семьи, общества. Главенствующая роль семьи признана и древними поколениями.
Значение пословиц усиливается путем использования противопоставлений и сравнений.
Невесту оценивали, в первую очередь, по внешнему виду, хотя красота была не на первом месте.
Кыс уругнун аксы чыдывас болза томааныы эки.
Оол уруг отка- пашка душпес болза орланы эки.
Иенин аа судун эмген уруг томаанныг.
Нельзя ничего носить за пазухой, иначе у ребенка будут бородавки.
Нельзя пить воду из ведра, иначе ребенок будет часто болеть насморком.
Нельзя грубо обращаться с животными (пинать собаку, кошку), иначе ребенок будет волосатым.
Нельзя завязать веревку или шить, иначе пуповина обернется вокруг шеи.
Жизнь и состояние здоровья ребенка зависели заботы от взрослых, особенно матери. Как известно сразу же после рождения ребенка окружали злые духи. Поэтому народом была создана целая система оберегов ребенка.Новорожденного никогда не оставляли одного, т. к. злой дух мог поменять на свое дитя.Класть около ребенка, под изголовьем ожерелье из зубов волка, из когти медведя.Оберегали от сглаза, пририсовали на носу черточку черной сажей. Народ верил в чудодейственную силу материнского молока.Современная медицина доказала, что в материнском молоке есть все необходимые для полноценного развития витамины и микроэлементы, а также иммуностимуляторы.
Неблагополучное материальное положение и вечная занятость родителей в хозяйственных делах не могли не сказаться отрицательно на воспитательном процессе. После года жизни (или еще раньше) мать передавала дитя под опеку старших детей или старших, воспитание ребенка становится делом общества. Каждый член общества, семьи понимал, что дальнейшая жизнь в детях. Старшие дети помогали воспитывать младших, прививая им хорошее воспитание, потому что они знали роль старших детей в семье.
В духе народа – заботиться о сиротах. Народная мудрость призывает помогать сиротам, по возможности забирать в свой дом, растить наравне со своими детьми.
В устном народном творчестве раскрывается роль родителей как воспитателей. Фольклор подчеркивает значение родителей, закладывает уважительное отношение к ним.
Народный опыт рекомендует начать воспитывать детей с раннего возраста, и считает, главное семейное воспитание с 1года до 7-ми лет. Сама жизнь тувинцев заставляла воспитывать детей с раннего возраста. 5-6-летнего возраста ребенок был полностью предоставлен собственным играм и забавам. В этом возрасте появляется разница между полами, девочек начинают привлекать к труду. В тувинском семье детей привлекали к труду довольно рано: ухаживать за более младшими , присматривать за мелкой скотиной, затем выполнять более сложные хозяйственные заботы. Это связано не только с требованиями народной педагогики, но и хозяйственными потребностями. Порой на детей ложились непосильные трудности. Конечно, не все может служит примером для подражания. Но рациональное зерно в педагогической мысли древнего человека есть.
Кижи болуру чажындан,
Аът болуру кулунундан.
Необходимо извлекать уроки из богатого опыта педагогических знаний и умений предыдущих поколений, использовать их для дальнейшего развития педагогической теории и практики, в том числе для положительного семейного воспитания.
2.1.3. Патриотическое воспитание.
Любовь к родной земле, своему народу – одно из важнейших качеств личности. Эти качества закладываются в человеке не с рождения, а воспитываются с раннего возраста, передаются в виде опыта из поколения в поколение, а также непосредственно от старших к младшим через устное народное творчество. Народная мудрость является бесценным источником в патриотическом воспитании детей. В пословицах, сказках, песнях воспеваются патриотические чувства, отражается любовь к родине, преданность своему народу, смелость и героизм в борьбе с врагами. Тувинский народ всегда прославлял людей, любящих свой народ, проявляющих героизм, мужество, выносливость, уважительное отношение к другим народам. В устном народном творчестве высоко ценится в человеке преклонение перед родиной.
Чечен менде.. Кижи-чурттуг..
Пословицы особо подчеркивают привязанность к родному уголку, к месту обитания.
Чону- чоорган
Хойу- хойлен.
Особенно важно привить детям это трепетное отношение к родине.
Куш уялыг
кижи чурттуг
Народная мудрость утверждает, что любовь к родине проявляется особенно сильно вдали от родины.
Ырак чорааш ынау чоруур,
Чоок чорааш чемелеп чоруур.
Примеры горячей преданности к родине, самоотверженной защиты родной земли можно найти в сказках, преданиях. Интересными в этом отношении являются тувинские сказки «Алдын кушкаш», «Танаа-Хере», «Аргалыкты биле Кужулукту».
В устном народном творчестве патриотизм никогда не был связан с национализмом. Тувинцы жили в дружбе с другими народами. Это – добрая национальная черта, уходящая корнями в глубокую древность.
2.1.4. Нравственное воспитание. Народный опыт патриотического и интернационального воспитания, содержащийся в устном народном творчестве, традициях может оказать неоценимую помощь в воспитании детей в полиэтничном обществе.
Нравственные черты народа складываются веками, опыт сохраняется и передается следующим поколениям. Наш тувинский народ изначально отличался высокой нравственностью, честностью, благородством, мужеством. Знание нравственного опыта предков может выступать как бесценный опыт в воспитании детей. Народом всегда прославлялись лучшие качества человека: преданность родине, любовь к своему народу, героизм, скромность, доброта, вежливость, правдивость, честность, дружелюбие, гуманность.
Вместе с тем резко осуждались зависть, эгоизм, трусость, болтливость, лень, хвастовство.
Среди нравственных ценностей тувинского народа главным является уважительное отношение к старшим. Приветствовалось их почитание, стремление советоваться с ними. Молодые проявляли заботу о них, перенимали их житейский опыт, мудрость. Ослушаться, показать пренебрежение, спорить со старшими считалось в высшей степени недостойным и непозволительным.
Улугну хундулээр,
Бичени карактаар.
В знак уважения, вежливости в обычае у нашего народа при обращении к взрослым прибавить к имени, смотря по возрасту и степени родства, слова: кырган-авай,кырган-ачай, угбай,акый,даай, даай-авай,нууй,честей, чаавай и т. д. назвать просто по имени – проявить неуважение, показать свою невоспитанность. Особенно важно при обращении свое уважение к старшим и пожилым дети должны были проявлять и в повседневной жизни, например, оказывать какую-нибудь помощь им. Когда к роднику или к колодцу подходили молодая и пожилая, молодая в знак уважения должна была наполнить сначала ее ведро, только потом свое.
Дети также должны были слушаться старших братьев и сестер. Именно иерархическое подчинение младших старшим позволяло сохранить порядок в семье и предотвратить раздоры.
Важным моментом в воспитательном процессе тувинцев следует признать формирование у детей уважительного отношения к соседям, односельчанам.
Поступки, приносящие моральный или материальный вред соседям, считались безнравственными. Односельчане осуждали и открыто высмеивали людей, не имеющих жить в мире другими. Регулирующим и регламентирующим отношения в обществе являются понятия чурум – стыд и язык – грех. Быть носителем этих понятий считалось постыдными и являлось уже наказанием. Положительное воздействие на детей оказывала национальная традиция гостеприимства.
Аалга кирген кижи аяк эрии ызырар,
Арга кирген кижи саат дайнаар.
Что такое Шагаа? Шагаа - это традиционный праздник проводов старого года и встречи нового года, В Монголии – Сагаа, что означает белый праздник. У наших предков наступление Нового года праздновалась с началом весны. А день наступления Нового года устанавливали ламы. Эту дату вычисляет только чурагачы или лама-астролог. Этот праздник не имеет строго фиксированной временной точки. К встрече нового года готовятся заблаговременно. За несколько дней до наступления Шагаа территория села или аала тщательно убирается. Жилища внутри и снаружи очищают от снега, грязи и пыли. Постель, одежду, обувь выносят и чистят на снегу, все старое выбрасывают или сжигают.
Встречают новый год с восходом солнца, в первый новогодний день. Взрослые не ложатся спать. Существует поверье, что в новогоднюю ночь Будда объезжает на своей колеснице землю, и если ему попадаются спящие люди, он их принимает за мертвых и не благословляет. Первый день Шагаа проходит во взаимных визитах, посещении родственников и обмене подарками и играют игры «Кажык», « Баг кагар», « Хендирбе сый согар», «Буга шыдыраа», «Тевек», «Аът шалбадаар», «Хуреш» и.д. Накануне Шагаа седоволосые старцы, пожилые люди, расплескивали святую воду из целебного источника и травой можжевельника окуривали (очищали) юрту, произнося негромким голосом благопожелания:
О, солнце, взошедщее в новолуние!
Можжевельником окуриваю,
Молоком и святой водой обрызгиваю!
Проводили мы старый год.
Встречаем Новый год.
С Новым годом! С праздником Шагаа!
Наступивший год Овца!
Дари нам свою благодать!
Основные обычаи, мероприятия:
В первый день нового года хозяин должен разжечь огонь в очаге. Хозяйка варит чай с молоком.
- хозяин разводит жертвенный огонь;
- вытаскивали заготовленные угощения. Детей угощали оремелиг тараа, чөкпеком.
- был традиционный обмен приветствиями «Чолукшуур» и т.д.
Самое главное тувинцы заранее готовилинациональную праздничную одежду, особенно готовили обувь, для ношения в дни Шагаа. Говорили: «Кто имеет хорошую обувь, тот не поддается сырости». «Седло украшает стан коня, одежда украшает стан человека». Сурова природа тувинской земли, и люди имели одежду на каждый сезон. Девочка и мальчик тринадцати лет знают, как шьется одежда, как нужно одевать.
Каждого зашедшего в дом усаживали за стол, угощали тем, чем богаты, особенно . Гостей угощают молочным чаем. По поверьям тувинцев, молоко обладает чудодейственной силой, и если человек пришел с недобрыми намерениями, то он очищает от плохих намерений. Перед силой молока ничто не может устоять. Отправляя своих детей в гости, родители наказывали им, как вести себя. Эти заповеди не устарели до сих пор, и современным детям следует привить их.
1) Следи за своей одеждой, будь чистым, аккуратным.
2) Войдя в дом, сними шапку, поздоровайся со старшими по старшинству.
3) Сядь на указанное место так, чтобы никому не мешать.
4) Никогда не прерывай разговор взрослых, веди себя скромно.
5) Уходя, не забудь поблагодарить за прием, и пригласи хозяев в гости
Таким образом, ребенок с раннего детства приучался к уважительному отношению к людям, к пониманию необходимости считаться с обычаями и традициями отдельной семьи, также с нормами и правилами поведения людей в целом.
Среди положительных качеств личности, наряду с уважительным отношением к старшим, следует назвать общительность и дружелюбие. В народе высоко ценятся коллективизм, стремление к общественному, совместному труду.
Эки кижээ эш хой, /У хорошего человека друзей много
Эки аътка ээ хой. У хорошего коня хозяев много/
Демнигде-дурген, /Быстрота в единстве
Эштигде-хоглуг. Веселость в друзьях/
Демниг сааскан / /Единые сороки
теве тудуп чиир. Верблюда съедят/
Тувинский народ уважает в человеке такие черты, как умение общаться, устанавливать дружеские и добрососедские отношения.
Шын ачылыг. /Правда -помощь
Шынар кедилиг. Качество –навечно/
Дружба и любовь – ценности, характерные и для тувинского народа. Дружба и любовь проявлялась в национальной игре «Ойтулааш»/. Пели тувинские частушки «Кожамык»/Частушки/.
Народная мудрость поддерживает все ценное в отношениях мужчины и женщины, выступает за прекрасную, чистую любовь.
Ынакшыл чокта
чуртталга чок. /без любви нет жизни/
Пословицы учат молодежь серьезному и бережному отношению к высоким чувствам.
Счастье тувинский народ связывает с собственным трудом и своим детям, хотя и допускает разные представления о счастье.
Ажы-тол-аас-кежиим./Дети моё счастье/
Но счастье рассматривается в народе не как жизнь в свое удовольствие, это – хрупкое состояние, зависящее от самого человека, от его судьбы. Для того, чтобы быть счастливым, народная мудрость советует терпеть, ждать, не замыкаться, бороться, не завидовать чужому счастью. Счастливая жизнь человека связана с его трудом, стремлением к лучшему.
Душевность и доброта – те качества, которые ценятся у всех народов, в том числе и тувинского. Представители нации заботятся о своей душе и душе других. Они бережно относятся к чистоте своей души, связывают с ней все добрые поступки и помыслы.
К душе человека принято относиться как ко второму «я».
Чону- чоорган
Хойу-хойлен
Издревле народ считал, что со смертью человека душа не умирает, она продолжает жить. Поэтому в поминальные дни принято обращаться к душе родственников. Доброта всегда находит отклик в душе другого, вызывает ответную положительную реакцию, оказывает преобразующее воздействие. Доброжелательность всегда обернется добром, считал и наши предки.
Саванын улуу херек Кидистин экизи салыжында,
Сагыштын бичези херек. Кижинин экизи сагыжында.
2.1.5. Экологическое воспитание.
Экология – наука, изучающая закономерности взаимоотношений внутри фауны и флоры, их представителей между собой и окружающей средой. Законы развития природы требуют от человека как от ее части жить в согласии и гармонии с ней. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность, обеспечивающую приобретение природоохранных знаний, формирование правильного отношения к окружающей природе, активное их участие в природоохранной работе.
В системе воспитания детей экологическое воспитание занимает одно из основ. В древние времена тувинцы поклонялись силам природы, ощущали себя частицей природы. Само слово природа – бойдус – на тувинском языке означает лик судьбы. Природа для предков тувинцев представлялась единым живым организмом, нельзя было вмешиваться в дела природы, нарушать существующие связи. Общение с вершителем судьбы – Богом - осуществляли на природе, на высоких горах. Это были избранные места для жертвоприношений и молитв – Дагылга. Священное место, выбранное для моления, предварительно очищалось от всякого сора. Около него не допускалась никакая непристойность.
В священных рощах нельзя рубить деревья, пасти скот, курить, шуметь, иначе рискует быть наказанным высшим божеством. Считалось, что в священных рощах «Оваа» каждое дерево имеет свое священное действие, поэтому у одного дерева молились только по одному случаю. Трепетное отношение воспитывалось не только к священным рощам, а вообще к лесу
Жизнь каждого была тесно связана с лесом: он являлся кормильцем, снабжал человека всем необходимым. Благодарность к лесам глубоко засела в сознании народа, составляет неотъемлемую часть его мировоззрения. Свою одежду тувинский народ украшал вышивкой, тесьмой, в узоре отчетливо видны очертания листьев, веток, лесных зверей. В поэтическом творчестве молодая девушка сравнивается с деревом – березой: такая же стройная, зеленый платок – ее листва, белый кафтан – ее ствол, черные очи – ее комель.
В сказках рубка некоторых видов деревьев, убийство священных птиц и зверей считались большим грехом. И не случайно сказочные герои относятся к деревьям, птицам и животным как к надежным помощникам в борьбе со своими противниками, в преодолении трудностей.
.
Воспитывая в детях уважительное отношение к лесу, взрослые много рассказывают о хозяевах леса: арга кирген кижи саат дайнаар, аал кирген кижи аяк эрии ызырар. Основные их обязанности следить за порядком в лесу, выводить из чащи заблудившихся людей, предупреждать об опасности. От хозяев леса зависело, найдут ли люди в лесу грибы, ягоды, дрова или вернутся домой с пустыми руками. Чтобы хозяева леса способствовали в делах, их нужно задобрить, угостить, при уходе благодарить и их, и лес. Это в свою очередь воспитывало в каждом непотребительское отношение к лесу, а доброжелательное, почтительное.
Народная мудрость гласит: лес всем богат, но, пользуясь его дарами, оставь часть своим детям, не бери сверх меры. Поэтому среди народа не любили алчных людей. Наши предки хорошо знали сроки сбора природных даров и неукоснительно придерживались их. У жителей марийского края было заведено правило: следить за ягодными угодьями, расчищать их от бурьяна, беречь орешники. Это делалось совместно с детьми и молодежью под руководством старых уважаемых людей. В представлениях древних марийцев лес нельзя вырубать. Если он исчезнет, то не будет живой среды обитания народа.
Таким образом, научить детей к тувинским национальным обычаям является нашей главной задачей и родителей и педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шагаа - национальный праздник тувинского народа
Шагаа - Новый год по восточному календарю. К нему тувинцы тщательно готовились. Проводился праздник по-этапно....
Сопоставительный анализ культурного наследия русского и тувинского народа.
Теоретическое обоснование. Наша школа в течение нескольких лет работает по внедрению в жизнь здоровьесберегающих технологий. Работа над этой проблемой натолкнуло меня на мысль, что здоровье детей мы, ...
Вклад тувинского народа в Великой Отечественной войне в 1941-1945 годы.
Ровно 70 лет назад наши деды и прадеды, тувинские добровольцы шли на фронт, чтобы отстоять Советский Союз от немецких захватчиков. Уходя на войну, они знали, что вместе с народами Советского Союза защ...
Подвижные игры тувинского народа ТЕВЕК. АРГАМЧЫ ТЫРТАРЫ.
Цели:· Изучение, возрождение и развитие среди учвщихся национальных обычаев и традиций, проводимых в дни национального праздника «Шагаа&raq...
Материальная помощь Тувинского народа СССР в годы Великой Отечественной войны
С первых же дней войны ТНР приступила к оказанию материальной помощи СССР. Так, Советскому Союзу был передан золотой запас государства, составлявший около 30 миллионов советских рублей,...
Мастер-класс по теме : "Самобытность русского и тувинского народа"
Аннотация на урок, разработанный и проведенный педагогом дополнительного образования ЦДОиВД при МБОУ СОШ №1 г.Шагонар Тарый Саяны Чамзыевна Урок был проведен в 5 классе...
Классный час Тема: Обряд приветствия на Шагаа – Чолукшуур Цель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям. Задачи: • обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и их традициями;
Тема: Обряд приветствия на Шагаа – ЧолукшуурЦель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям.Задачи:обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и...