Этнопедагогика тувинского народа
статья на тему

Монгуш Лариса Климовна

Этнопедагогика тувинского народа

в обучении и воспитании детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnoredagogika_v_rabote_s_detmi.docx66.18 КБ

Предварительный просмотр:

Этнопедагогика тувинского народа

в обучении и воспитании детей

/Автор: учитель русского языка, литературы и тувинского языка литературы

МБОУ СОШ с. Успенка Тандинского района Республики Тыва Монгуш Лариса Климовна/

5.3. Урок по тувинскому  языку  6 класс__________________________ 

         Будущее нации зависит от образования и воспитания подрастающего поколения. Воспитать человека-гражданина, несущего ответственность за судьбу своей страны и родной природы - насущная задача   школы сегодняшнего дня. Современная педагогическая наука предлагает варианты обучения и воспитания. Разнообразие приемов и технологий встречается в изданиях наших дней. В поиске идей и приемов одним из шагов решения могут служить положения народной педагогики. Неоспоримым является то, что воспитание и обучение существует столько же веков, сколько и народ.  Уже в глубокой древности были известны взгляды на воспитание и обучение подрастающих поколений, осознанные задачи образовательного процесса, а также пути и средства воздействия на юное поколение, т. е. народ сложил свою систему знаний, которую современная наука объединяет термином этнопедагогика. Народная педагогика - это по преимуществу дописьменная педагогика, устное творчество народа. Она имеет своей целью сохранение и распространение совокупности целей и задач, путей и средств воспитания и обучения, педагогических навыков и приемов, применяемых трудящимися в целях привития качеств, желательных народу.

         Термин этнопедагогика впервые был введен профессором Г. Н. Волковым. По его определению, этнопедагогика – наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике семьи, рода, племени, народности, нации.  Исходя из этого, следует сказать, что народная педагогика располагает большими возможностями для усиления различных направлений воспитания гармонически развитой личности. Тувинский народ сохранил уникальные памятники фольклора, содержание которых позволяет утверждать, что педагогическая мысль нашего народа по-своему уникальна и требует изучения и творческого подхода, а положения этнопедагогики являются актуальными в любую эпоху.

Закон Российской  Федерации «Об образовании» объявил приоритетным направлением государственной школьной политики защиту систему образования национальных культурных традиций в условиях многонационального государства.                            

Ориентацию  образовательных учреждений на национальную культуру является важнейшим условием сохранения, развития и усвоения этнической культуры, формирования национального самопознания. Современная педагогическая культура установила, что только учет и реализация этнорегиональной специфики в учебно-воспитательной работе способны превратить современную школу в национально образовательное учреждение.

1.2. Цели и задачи работы.

  • Цель – раскрыть возможности этнопедагогики  тувинского народа в обучении и воспитании детей, в подготовке позитивной, гуманной личности.

Задачи:

  • 1)изложить основы тувинской педагогической мысли;
  • 2) рассмотреть варианты использования этнопедагогического материала на уроках;

3)         сделать выводы о роли этнопедагогики в воспитании и обучении детей в наши дни, определить задачи на перспективу.

1.3. История изучения вопроса.

Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его опыта. Педагоги-классики считали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, даже может служить ее основой. Я. А. Коменский изучал опыт домашнего воспитания в семьях, опираясь на него, разработал идею создания «материнской школы». По его идее необходимо было все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание. Показательным является даже то, что отец педагогической науки начал свою просветительскую деятельность как собиратель произведений устного народного творчества, исследовал традиции и обычаи чешского народа. Пословицы он рассматривал как шедевры по форме и содержанию. Также в них представлена вся красота родного языка. Учитель педагогической мысли изложил свое видение требований к учителю, которые для его времени были актуальными.  Каждый настоящий учитель обязан в совершенстве знать свой родной язык, все его богатство, устное творчество народа, должен признавать необходимость обучения всех на родном языке.

Патриотическая преданность родному народу побудила Я. А. Коменского к внимательному изучению народных традиций воспитания и их творческому использованию в создании научной теории педагогики. Песталоцци также считал, что средства воспитания народная школа должна черпать в самой жизни народа. Отчий дом он называет «школой нравов». И школы, создаваемые для обучения детей из народных масс, должны удовлетворять потребности людей.К. Д. Ушинский народную педагогику рассматривал как один из факторов возникновения педагогической науки. Он восторгался народными сказками и писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. Не обошли вниманием педагогический опыт народа и писатели-классики, как Л. Н. Толстой, Н. А. Добролюбов. Последним были записаны со слов крестьян Нижегородской губернии пословицы, загадки, обряды. Особенно привлекательным для Добролюбова показался морально-педагогический кодекс трудящихся:

«Не спеши языком, да не ленись делом», «Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына - сын», «Под лежачий камень вода не течет», «Хвалился, хвалился, да и свалился» и т. д. Первый чувашский педагог и просветитель С. М. Михайлов свою деятельность начал с собирания, исследования и распространения памятников народной педагогики. Чувашские сказки и разговоры, народные обычаи, детские игры, традиции молодежной и детской среды, обучение детей пению, воспитание трудолюбия – все это нашло отражение в  творчестве Михайлова. Крупным специалистом по этнопедагогике является чувашский ученый Г. Н. Волков, исследовавший педагогическое наследие  родного народа и издавшие

Тувинская  научная мысль также началась во многом с собирания и изучения фольклорного. Поэтическую красоту и ценность произведений устного народного творчества признавали М. Кенин-Лопсан, К.Б.Салчак, многие поэты и писатели за основу своих литературных произведений взяли фольклорный материал.

Изучение педагогического наследия тувинского народа, систематизация знаний является заслугой К.Б.Салчака, М.Кенин-Лопсана, Ч.Чапа. Ими изданы учебные пособия «Этнопедагогика тувинского народа», «Тыва улустун чанчылы», «Тыва чанчыл», «Шагаа-сузугдедим» т.д.. В пособии изложены научно-педагогические основы народного воспитательного опыта, его этнопедагогические ценности, пути совершенствования на этой базе национального воспитания. Это издание стало базовым для изложения исследуемого материала. Тувинская научная мысль также началась во многом с собирания и изучения фольклорного материала. Поэтическую красоту и ценность произведений устного народного творчества признавали  русские ученыеВ.В.Радлов,Г.Н.Потанин, Н.Ф.Катанов, многие поэты и писатели за основу своих литературных произведений взяли фольклорный материал.

Изучение педагогического наследия тувинского народа, систематизация знаний является заслугой К.Б.Салчака и Л.И.Салчак, Ч.Чапа, Г.Д.Сундуй,  М.Кенин-Лопсана «Тувинские обычаи» в 2-х томах. Ими изданы учебные пособия  и программы к ним. Благодаря им в нашей школе велутся уроки народной педагогики«Эр чол», «Кыстын будужу»на часы национального регионального компонента. В пособии изложены научно-педагогические основы народного воспитательного опыта, его этнопедагогические ценности, пути совершенствования на этой базе национального воспитания. Это издание стало базовым для изложения исследуемого материала.

        Этнокультурная самобытность каждого народа становится объектом исследования многих отраслей науки о человеке, обществе и природе. В том числе и этнопедагогика, выделившись, как самостоятельная отрасль педагогики, прочно вошла в интеграционные процессы в науке и выполняет созидательную функцию в стремлении народов сохранить свою самобытность, возрождении традиционных систем воспитания, диалоговому сотрудничеству. В этом отношении коллективная монография, посвященная этнопедагогике тувинского народа - одного из древнейших тюркоязычных этносов, населяющих Саяно-Алтайское нагорье и Центральную Азию, обогащает работу учителя о Туве и о ее многовековой педагогической культуре.  

Исследование этнопедагогических традиций тувинцев  актуализируется обращением к этническим ценностям воспитания как составной части общечеловеческой культуры, приобретающей глобальное значение в формировании личности как представителя родной, общероссийской и мировой культур.

Авторы убеждены в несомненной актуальности исследования этнопедагогики тувинского этноса в связи с современной социокультурной ситуацией в целом и с особенностями и противоречиями развития нового российского гражданского общества, многонационального и поликультурного.

Теоретическое осмысление этнопедагогики как науки  и систематизация опыта народной педагогики тувинского народа, представляющей собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта народа,  выработанных и накопленных в процессе общественного развития (главы II и III). 

Тувинский народ за свою более чем трехтысячелетнюю историю накопил колоссальное культурно-педагогическое наследие. Это: и фольклорная педагогика, в которой есть педагогические миниатюры - загадки, пословицы и поговорки, и колыбельная педагогика, и героические сказания, в которых представлен совокупный  идеал совершенного человека; и этикет, и рунические памятники, несущие уникальную педагогическую информацию; и этномузыка, как кладезь мироощущения и мировосприятия; и древнейшая народная обрядность с ее молениями и ритуалами, и народное прикладное искусство, праздники, национальные виды спорта, игры - все то, что исторически сохранилось в памяти народа и стало этнопедагогическим сокровищем.

В основу изучения этнопедагогики тувинцев, имеющей обобщающий теоретико-эмпирический  характер и направленность на решение актуальных проблем этнопедагогики, авторы положили историко-этнографические материалы путешественников, собирателей фольклора, ученых, посетивших Туву в конце XIX начале XX века Е. К. Яковлева, Г. Е. Грумм-Гржимайло, Ф. Я. Кона, Д. Каррутерса, Вс. Родевича, А. В. Адрианова. Также труды ученых, исследовавших традиционную культуру тувинцев в 50-70 гг. ХХ века и современного времени: Л. П. Потапова, С. И. Вайнштейна, В. П. Дьяконовой, М. Б. Кенин-Лопсана, Г. Н. Курбатского, И. У. Самбуу, А. К. Кужугет, М. В. Монгуш и др.

В процессе трудовой деятельности людей вместе с возникновением человечества возникает и воспитание. Старшие поколения должны были передавать накапливаемый опыт младшим поколениям, т. е. воспитывать подрастающее поколение для участия в труде. Чем многообразное и богаче становился трудовой опыт людей, тем сложнее становилась и передача этого опыта новым поколениям. Под влиянием острой необходимости накапливать и передавать из поколения в поколение опыт воспитания детей развивалась и педагогическая мысль народа. Дети с раннего детства подвергались трудовому воспитанию, вместе с тем необходимо было довести до них нормы поведения, приемлемые для всего общества. Так складывается система нравственного, экологического, эстетического воспитания. Также можно выделить основы семейного, патриотического, умственного,  физического воспитания.

2.1.1. Трудовое воспитание.

С древнейших времен трудовое воспитание детей было важнейшей обязанностью родителей и общества. Формирование трудолюбивой молодежи было основной целью воспитания. Народ оценивал труд как источник жизни, благополучия, счастья.

Куш-ажыл-амыдыралдын дозу.(Труд-основа жизни)

В устном народном творчестве, в его обычаях, обрядах, традициях заложено много интересных педагогических идей. В памятниках народной педагогики говорится об уважении к родителям, о верности и справедливости, заботливом отношении к старшим. В кратких изречениях народной мудрости, созданных уже много лет назад, имеются уже определенные, отшлифованные способы, приемы обучения и воспитания.

Народ глубоко верил, что только труд облагораживает человека, делает здоровым его физическое и духовное состояние.

Эки кылган ажыл элеп читпес алдар.

Также труд влияет на интеллектуальную и духовную сферу человека.

Ажыл кижини каастаар.

Чалгаа кижи бажым дээр,

  Чазый кижи суксадым дээр.

Эр адым олурунун орнунга

  Эр бодум олзумзе дээре.

Любя труд, народ одобрял активную и честную трудовую деятельность. Устное народное творчество передает опыт поколений, рекомендует, как надо трудиться.

Чайын шанаан белетке

Кыжын терген белетке.

Инектиг кижи тодуг

Хойлуг кижи каас

Аъттыг кижи-омак.

В народных сказках также воспевается трудолюбие, бичуется леность. Интересным для изучения в школе может стать сказка «Балыкчы Багай-оол», «Тос шилги аъттыг Оскус-оол» т.д.

Люди хорошо знали силу коллективного труда, правильно его оценивали.

Демниг сааскан теве тудуп чиир.

Демнигде куштуг,

Эштигде хоглуг.

Привить любовь к труду, научить приемам работы – в первую очередь дело семьи. Кроме воздействия семьи были общественные методы воздействия на молодежь. Речь идет о коллективном организованном труде – дуза. Это коллективная неоплачиваемая помощь в повседневной жизни. В ней принимало участие все трудоспособное население, в том числе и дети. Коллективная помощь друг другу оказывалась при строительстве дома, во время сенокоса, вывоза навоза, помола, срубки и перевоза леса, при переезде из другого места в другое, при дойке коров, при выделывания войлока и шкур. Женщины помогали друг другу во время уборки урожая, подготовки приданого невесте. Провести свадьбу, похоронить односельчанина, организовать общественные моления – опять совместная забота сельской общины.

Труд рассматривается как средство формирования личности, ее свойств, как школу жизни, только в труде человек может научиться всему, обрести жизненно необходимые качества.

Доброе имя человека всегда связано с трудом. В народе не одобряют плохое отношение к труду. Начальный труд дает возможность получить навыки профессиональной деятельности.

Кижи өлур

Алдар Ɵлбес.

Профессиональное воспитание у тувинцев включает более раннее приобщение детей к народным промыслам, ремеслам, таким, как животноводчество, вязание, ткачество, вышивание, шитье национальной одежды, токарные работы,  резьба по дереву, художественная ковка, чеканка по металлу.

2.1.2. Семейное воспитание.

Воспитание детей – дело семьи, общества. Главенствующая роль семьи признана и древними поколениями.  

Эр кижи мозулуг.

Значение пословиц усиливается путем использования противопоставлений и сравнений.

Основу семьи составляет женщина. В тувинских пословицах подчеркивается жизненное предназначение женщины.

         Иелигде тодуг,

         Адалыгда чоргаар.

В воспитательном отношении ценен традиционный весенний праздник «Часкы тарылга» – праздник поля, сохи.

Праздник связан с началом земледельческих работ. Перед посевными работами (или после) проводились общественные моления. Само название праздника уже подчеркивает значение поля, работы, т. к. вся жизнь, весь текущий, начинающийся год связан с урожаем, каким он будет. В детях закладывалось это благоговейное отношение к полю, к труду. Ламам и шаманам доверялась одна из обрядовых частей этого мероприятия: обряд изгнания злых духов, приносящие болезни, неурожаи. Подростки, видя трепетное отношение к земле, впитывали любовь к ниве, осознавали всю важность происходящего, в дальнейшем сами начинали принимать активное участие в земледельческих работах. В наши дни есть тенденция возврата к добрым традициям старины. Для педагогической практики важна не обрядовая часть праздника, а дух трепетного отношения к труду, к земле, которые  необходимо привить подрастающим поколениям.

Дээр – адам

Чер-ием.

Другой календарный праздник -   Наадым -  также важен для трудового воспитания. Колоритной частью этого праздника является почитание ветеранов труда, подведение итогов года по труду. В воспитательном плане интересным моментом можно считать скачки, устраиваемые мужчинами. Переодетые в национальные костюмы жители празднуют Наадым каждый год.

Таким образом, можно сказать, что наши предки владели педагогическими приемами трудового воспитания, фольклор, традиционные праздники – наглядный пример этому. В наши дни необходимо перенять опыт поколений и использовать в том или ином виде.

2.1.2. Семейное воспитание.

Воспитание детей – дело семьи, общества. Главенствующая роль семьи признана и древними поколениями.

Адалыг оол томаанныг,

  Иелиг кыс шевер.

Ие созун ижип болбас,

Ада созун ажырып болбас.

Значение пословиц усиливается путем использования противопоставлений и сравнений.

 Кыстыг кижи кыя соглээр,

Оолдуг кижи оя соглээр. 

                                                                                                    

Основу семьи составляет женщина, а главой семьи является муж. В тувинских пословицах подчеркивается жизненное предназначение женщины.

Ие кижи-толум дээр,

Ада кижи-аалым дээр.

Народная мудрость выделяет и особенности характера женщины, дает практические советы, как выбирать себе будущую жену или мужа. В основном смотрят на родословие, соблюдают гороскоп.

Невесту оценивали, в первую очередь, по внешнему виду, хотя красота была не на первом месте.

Кыс уругнун аксы чыдывас болза томааныы эки.

Оол уруг отка- пашка душпес болза  орланы эки.

Таким образом, тувинский народ по-своему понимал и  определял признаки хорошей семьи как источник счастья. Все эти наблюдения и мысли народа необходимо прививать подрастающему поколению.

Фольклор возвеличивает материнство и мать, создает культ матери. Народная мудрость подчеркивает незаменимую роль матери в воспитании детей.

Ие кижинин караа

Хун дег чылыг, сырык.

Иенин аа судун эмген уруг томаанныг.

Для тувинцев характерно бережное, заботливое отношение к матерям, особенно к будущим матерям – беременным женщинам. Забота о ребенке начинается с момента зачатия. По поверьям тувинцев, в момент первого шевеления плода в утробе матери необходимо заботиться о ней, чтобы он перенял положительные качества. Наряду с нравственным здоровьем народ заботился о физическом состоянии развивающегося ребенка. В период беременности женщине необходимо было следовать запретам.

        

Нельзя ничего носить за пазухой, иначе у ребенка будут бородавки.

Нельзя пить воду из ведра, иначе ребенок будет часто болеть насморком.

Нельзя грубо обращаться с животными (пинать собаку, кошку), иначе ребенок будет волосатым.

        Нельзя завязать веревку или шить, иначе пуповина обернется вокруг шеи.

Здоровью беременной женщины уделяли большое внимание, т. к. понимали, только здоровая женщина способна родить здоровых детей.  Женщина до самых родов должна была много двигаться, работать, как можно меньше спать, чтобы живот не вырос и не был большим. Ребенок появлялся на свет обычно в юртах, при родах помогали  опытные женщины-тудугжу, ребенка сразу пеленали, выходя из юрты показывали отцу и близким и подносили к солнцу.. Много поверий и примет связано с отсохшими пуповинами. Тувинцы вышивали маленькую подушку и отсохшую пуповину положили внутри большой подушки или хранили на чистых недоступных местах, чтобы она принесла счастье в дом и ребенку, чтобы из ребенка вырос хороший человек.

Жизнь и состояние здоровья ребенка зависели заботы от взрослых, особенно матери. Как известно сразу же после рождения ребенка окружали злые духи. Поэтому народом была создана целая система оберегов ребенка.Новорожденного никогда не оставляли одного, т. к. злой дух мог поменять на свое дитя.Класть около ребенка, под изголовьем ожерелье из зубов волка, из когти медведя.Оберегали от сглаза, пририсовали на носу черточку черной сажей. Народ верил в чудодейственную силу материнского молока.Современная медицина доказала, что в материнском молоке есть все необходимые для полноценного развития витамины и микроэлементы, а также иммуностимуляторы.  

Неблагополучное материальное положение и вечная занятость родителей в хозяйственных делах не могли не сказаться отрицательно на воспитательном процессе. После года жизни (или еще раньше) мать передавала дитя под опеку старших детей или старших, воспитание ребенка становится делом общества. Каждый член общества, семьи понимал, что дальнейшая жизнь в детях. Старшие дети помогали воспитывать младших, прививая им хорошее воспитание, потому что они знали роль старших детей в семье.

В духе народа – заботиться о сиротах. Народная мудрость призывает помогать сиротам, по возможности забирать в свой дом, растить наравне со своими детьми.  

В устном народном творчестве раскрывается роль родителей как воспитателей. Фольклор подчеркивает значение родителей, закладывает уважительное отношение к ним.

Народный опыт рекомендует начать воспитывать детей с раннего возраста, и считает, главное семейное воспитание с 1года до 7-ми лет. Сама жизнь тувинцев заставляла воспитывать детей с раннего возраста. 5-6-летнего возраста ребенок был полностью предоставлен собственным играм и забавам. В этом возрасте появляется разница между полами, девочек начинают привлекать к труду. В тувинском семье детей привлекали к труду довольно рано: ухаживать за более младшими , присматривать за мелкой скотиной, затем выполнять более сложные хозяйственные заботы. Это связано не только с требованиями народной педагогики, но и хозяйственными потребностями. Порой на детей ложились непосильные трудности. Конечно,  не все может служит примером для подражания. Но рациональное зерно в педагогической мысли древнего человека есть.

Кижи болуру чажындан,

Аът болуру кулунундан.

Необходимо извлекать уроки из богатого опыта педагогических знаний и умений предыдущих поколений, использовать их для дальнейшего развития педагогической теории и практики, в том числе для положительного семейного воспитания.

2.1.3. Патриотическое воспитание.

Любовь к родной земле, своему народу – одно из важнейших качеств личности. Эти качества закладываются в человеке не с рождения, а воспитываются с раннего возраста, передаются в виде опыта из поколения в поколение, а также непосредственно от старших к младшим через устное народное творчество. Народная мудрость является бесценным источником в патриотическом воспитании детей. В пословицах, сказках, песнях воспеваются патриотические чувства, отражается любовь к родине, преданность своему народу, смелость и героизм в борьбе с врагами. Тувинский народ всегда прославлял людей, любящих свой народ, проявляющих героизм, мужество, выносливость, уважительное отношение к другим народам. В устном народном творчестве высоко ценится в человеке преклонение перед родиной.

Чечен менде..                  Кижи-чурттуг..

Пословицы особо подчеркивают привязанность к родному уголку, к месту обитания.

Чону- чоорган

Хойу- хойлен.

Особенно важно привить детям это трепетное отношение к родине.

Куш уялыг

 кижи чурттуг

Народная мудрость утверждает, что любовь к родине проявляется особенно сильно вдали от родины.

Ырак чорааш ынау чоруур,

Чоок чорааш чемелеп чоруур.

 Примеры горячей преданности к родине, самоотверженной защиты родной земли можно найти в сказках, преданиях. Интересными в этом отношении являются тувинские  сказки  «Алдын кушкаш», «Танаа-Хере», «Аргалыкты биле Кужулукту».

В устном народном творчестве патриотизм никогда не был связан с национализмом. Тувинцы жили в дружбе с другими народами. Это – добрая национальная черта, уходящая корнями в глубокую древность.

2.1.4. Нравственное воспитание. Народный опыт патриотического и интернационального воспитания, содержащийся в устном народном творчестве, традициях может оказать неоценимую помощь в воспитании детей в полиэтничном обществе.

Нравственные черты народа складываются веками, опыт сохраняется и передается следующим поколениям. Наш  тувинский народ изначально отличался высокой нравственностью, честностью, благородством, мужеством. Знание нравственного опыта предков может выступать как бесценный опыт в воспитании детей. Народом всегда прославлялись лучшие  качества человека: преданность родине, любовь  к своему народу, героизм, скромность, доброта, вежливость, правдивость, честность, дружелюбие, гуманность.

 Вместе с тем резко осуждались зависть, эгоизм, трусость, болтливость, лень, хвастовство.

Среди нравственных ценностей тувинского народа главным является уважительное отношение к старшим. Приветствовалось  их почитание, стремление советоваться с ними. Молодые проявляли заботу о них, перенимали их житейский опыт, мудрость. Ослушаться, показать пренебрежение, спорить со старшими считалось в высшей степени недостойным и непозволительным.

Улугну хундулээр,

Бичени карактаар.

В знак уважения, вежливости в обычае у нашего народа при обращении к взрослым прибавить к имени, смотря по возрасту и степени родства, слова: кырган-авай,кырган-ачай, угбай,акый,даай, даай-авай,нууй,честей, чаавай и т. д. назвать просто по имени – проявить неуважение, показать свою невоспитанность. Особенно важно при обращении свое уважение к старшим и пожилым дети должны были проявлять и в повседневной жизни, например, оказывать какую-нибудь помощь им. Когда к роднику или к колодцу подходили молодая и пожилая, молодая в знак уважения должна была наполнить сначала ее ведро, только потом свое.

Дети также должны были слушаться старших братьев и сестер. Именно иерархическое подчинение младших старшим позволяло сохранить порядок в семье и предотвратить раздоры.

Важным моментом в воспитательном процессе тувинцев следует признать формирование у детей уважительного отношения к соседям, односельчанам.

Поступки, приносящие моральный или материальный вред соседям, считались безнравственными. Односельчане осуждали и открыто высмеивали людей, не имеющих жить в мире другими. Регулирующим и регламентирующим отношения в обществе являются понятия чурум – стыд и язык – грех. Быть носителем этих понятий считалось постыдными и являлось уже наказанием. Положительное воздействие на детей оказывала национальная традиция гостеприимства.

 Аалга кирген кижи аяк эрии ызырар,

Арга кирген кижи саат дайнаар.

Что такое Шагаа? Шагаа - это традиционный праздник проводов старого года и встречи нового года, В Монголии – Сагаа, что означает белый праздник. У наших предков наступление Нового года праздновалась с началом весны. А день наступления Нового года устанавливали ламы. Эту дату вычисляет только чурагачы или лама-астролог. Этот праздник не имеет строго фиксированной временной точки. К встрече нового года готовятся заблаговременно. За несколько дней до наступления Шагаа территория села или аала тщательно убирается. Жилища внутри и снаружи очищают от снега, грязи и пыли. Постель, одежду, обувь выносят и чистят на снегу, все старое выбрасывают или сжигают.

Встречают новый год с восходом солнца, в первый новогодний день. Взрослые не ложатся спать. Существует поверье, что в новогоднюю ночь Будда объезжает на своей колеснице землю, и если ему попадаются спящие люди, он их принимает за мертвых и не благословляет. Первый день Шагаа проходит во взаимных визитах, посещении родственников и обмене подарками и играют игры «Кажык», « Баг кагар», « Хендирбе сый согар», «Буга шыдыраа», «Тевек», «Аът шалбадаар», «Хуреш» и.д. Накануне Шагаа седоволосые старцы, пожилые люди, расплескивали святую воду из целебного источника и травой можжевельника окуривали (очищали) юрту, произнося негромким голосом благопожелания:

О, солнце, взошедщее в новолуние!

Можжевельником окуриваю,

Молоком и святой водой обрызгиваю!

Проводили мы старый год.

Встречаем Новый год.

С Новым годом! С праздником Шагаа!

Наступивший год Овца!

Дари нам свою благодать!

Основные обычаи, мероприятия:

В первый день нового года хозяин должен разжечь огонь в очаге. Хозяйка варит чай с молоком.

- хозяин разводит жертвенный огонь;

- вытаскивали заготовленные угощения. Детей угощали оремелиг тараа, чөкпеком.

- был традиционный обмен приветствиями «Чолукшуур» и т.д.

Самое главное тувинцы заранее готовилинациональную  праздничную одежду, особенно готовили обувь, для ношения в дни Шагаа. Говорили: «Кто имеет хорошую обувь, тот не поддается сырости». «Седло украшает стан коня, одежда украшает стан человека». Сурова природа тувинской земли, и люди имели одежду на каждый сезон. Девочка и мальчик тринадцати лет знают, как шьется одежда, как нужно одевать.

Каждого зашедшего в дом усаживали за стол, угощали тем, чем богаты, особенно . Гостей угощают молочным чаем. По поверьям тувинцев, молоко обладает чудодейственной силой, и если человек пришел с недобрыми намерениями, то он очищает от плохих намерений. Перед силой молока ничто не может устоять. Отправляя своих детей в гости, родители наказывали им, как вести себя. Эти заповеди не устарели до сих пор, и современным детям следует привить их.

1)        Следи за своей одеждой, будь чистым, аккуратным.

2)        Войдя в дом, сними шапку, поздоровайся со старшими по старшинству.

3)        Сядь на указанное место так, чтобы никому не мешать.

4)        Никогда не прерывай разговор взрослых, веди себя скромно.

5)        Уходя, не забудь поблагодарить за прием, и пригласи хозяев в гости

Таким образом, ребенок с раннего детства приучался к уважительному отношению к людям, к пониманию необходимости считаться с обычаями и традициями отдельной семьи, также с нормами и правилами поведения людей в целом.

Среди положительных качеств личности, наряду с уважительным отношением к старшим, следует назвать общительность и дружелюбие. В народе высоко ценятся коллективизм, стремление к общественному, совместному труду.

Эки кижээ эш хой,                 /У хорошего человека друзей много

   Эки аътка ээ хой.                      У хорошего коня хозяев много/

Демнигде-дурген,                 /Быстрота в единстве

Эштигде-хоглуг.                          Веселость в друзьях/

Демниг сааскан /                    /Единые сороки

теве тудуп чиир.                           Верблюда съедят/

Тувинский народ уважает в человеке такие черты, как умение общаться, устанавливать дружеские и добрососедские отношения.

 Шын ачылыг.                            /Правда -помощь

Шынар кедилиг.                         Качество –навечно/

Дружба и любовь – ценности, характерные и для тувинского народа. Дружба и любовь проявлялась в национальной игре  «Ойтулааш»/. Пели тувинские частушки «Кожамык»/Частушки/.

Народная мудрость поддерживает все ценное в отношениях мужчины и женщины, выступает за прекрасную, чистую любовь.

Ынакшыл чокта

 чуртталга чок. /без любви нет жизни/

Пословицы учат молодежь серьезному и бережному отношению к высоким чувствам.

Счастье тувинский народ связывает с собственным трудом и своим детям, хотя и допускает разные представления о счастье.

Ажы-тол-аас-кежиим./Дети моё счастье/

Но счастье рассматривается в народе не как жизнь в свое удовольствие, это – хрупкое состояние, зависящее от самого человека, от его судьбы. Для того, чтобы быть счастливым, народная мудрость советует терпеть, ждать, не замыкаться, бороться, не завидовать чужому счастью. Счастливая жизнь человека связана с его трудом, стремлением к лучшему.

Душевность и доброта – те качества, которые ценятся у всех народов, в том числе и  тувинского. Представители нации заботятся о своей душе и душе других. Они бережно относятся к чистоте своей души, связывают с ней все добрые поступки и помыслы.

К душе человека принято относиться как ко второму «я».

Чону- чоорган

Хойу-хойлен

Издревле народ считал, что со смертью человека душа не умирает, она продолжает жить. Поэтому в поминальные дни принято обращаться к душе родственников. Доброта всегда находит отклик в душе другого, вызывает ответную положительную реакцию, оказывает преобразующее воздействие. Доброжелательность всегда обернется добром, считал и наши предки.

Саванын улуу херек                            Кидистин экизи салыжында,

 Сагыштын бичези херек.                    Кижинин экизи сагыжында.

2.1.5. Экологическое воспитание.

Экология – наука, изучающая закономерности взаимоотношений внутри фауны и флоры, их представителей между собой и окружающей средой. Законы развития природы требуют от человека как от ее части жить в согласии и гармонии с ней. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность, обеспечивающую приобретение природоохранных знаний, формирование правильного отношения к окружающей природе, активное их участие в природоохранной работе.

В системе воспитания детей экологическое воспитание занимает одно из основ. В древние времена тувинцы поклонялись силам природы, ощущали себя частицей природы. Само слово природа – бойдус – на тувинском языке означает лик судьбы. Природа для предков тувинцев представлялась единым живым организмом, нельзя было вмешиваться в дела природы, нарушать существующие связи. Общение с вершителем судьбы – Богом  - осуществляли на природе, на высоких горах. Это были избранные места для жертвоприношений и молитв – Дагылга. Священное место, выбранное для моления, предварительно очищалось от всякого сора. Около него не допускалась никакая непристойность.

В священных рощах нельзя рубить деревья, пасти скот, курить, шуметь, иначе рискует быть наказанным высшим божеством. Считалось, что в священных рощах  «Оваа» каждое дерево имеет свое священное действие, поэтому у одного дерева молились только по одному случаю. Трепетное отношение воспитывалось не только к священным рощам, а вообще к лесу

Жизнь каждого была тесно связана с лесом: он являлся кормильцем, снабжал человека всем необходимым. Благодарность к лесам глубоко засела в сознании народа, составляет неотъемлемую часть его мировоззрения. Свою одежду тувинский народ украшал вышивкой, тесьмой, в узоре отчетливо видны очертания листьев, веток, лесных зверей. В поэтическом творчестве молодая девушка сравнивается с деревом – березой: такая же стройная, зеленый платок – ее листва, белый кафтан – ее ствол, черные очи – ее комель.

В сказках рубка некоторых видов деревьев, убийство священных птиц и зверей считались большим грехом. И не случайно сказочные герои относятся к деревьям, птицам и животным как к надежным помощникам в борьбе со своими противниками, в преодолении трудностей.

.

Воспитывая в детях уважительное отношение к лесу, взрослые много рассказывают о хозяевах леса: арга кирген кижи саат дайнаар, аал кирген кижи аяк эрии ызырар. Основные их обязанности следить за порядком в лесу, выводить из чащи заблудившихся людей, предупреждать об опасности. От хозяев леса зависело, найдут ли люди  в лесу грибы, ягоды, дрова или вернутся домой с пустыми руками. Чтобы хозяева леса способствовали в делах, их нужно задобрить, угостить, при уходе благодарить и их, и лес. Это в свою очередь воспитывало в каждом непотребительское отношение к лесу, а доброжелательное, почтительное.

Народная мудрость гласит: лес всем богат, но, пользуясь его дарами, оставь часть своим детям, не бери сверх меры. Поэтому среди народа не любили алчных людей. Наши предки хорошо знали сроки сбора природных даров и неукоснительно придерживались их. У жителей марийского края было заведено правило: следить за ягодными угодьями, расчищать их от бурьяна, беречь орешники. Это делалось совместно с детьми и молодежью под руководством старых уважаемых людей. В представлениях древних марийцев лес нельзя вырубать. Если он исчезнет, то не будет живой среды обитания народа.

Таким образом,  научить детей к тувинским национальным обычаям является нашей главной задачей и родителей и педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шагаа - национальный праздник тувинского народа

       Шагаа - Новый год по восточному календарю. К нему тувинцы тщательно готовились. Проводился праздник по-этапно....

Сопоставительный анализ культурного наследия русского и тувинского народа.

Теоретическое обоснование. Наша школа в течение нескольких лет работает по внедрению в жизнь здоровьесберегающих технологий. Работа над этой проблемой натолкнуло меня на мысль, что здоровье детей мы, ...

Вклад тувинского народа в Великой Отечественной войне в 1941-1945 годы.

Ровно 70 лет назад наши деды и прадеды, тувинские добровольцы шли на фронт, чтобы отстоять Советский Союз от немецких захватчиков. Уходя на войну, они знали, что вместе с народами Советского Союза защ...

Подвижные игры тувинского народа ТЕВЕК. АРГАМЧЫ ТЫРТАРЫ.

Цели:·        Изучение, возрождение и развитие среди учвщихся национальных обычаев и традиций, проводимых в дни национального праздника «Шагаа&raq...

Материальная помощь Тувинского народа СССР в годы Великой Отечественной войны

С первых же дней войны ТНР приступила к оказанию материальной помощи СССР. Так, Советскому Союзу был передан золотой запас государства, составлявший около 30 миллионов советских рублей,...

Мастер-класс по теме : "Самобытность русского и тувинского народа"

Аннотация  на урок, разработанный и проведенный педагогом дополнительного образования ЦДОиВД при МБОУ СОШ №1 г.Шагонар Тарый Саяны Чамзыевна       Урок был проведен в 5 классе...

Классный час Тема: Обряд приветствия на Шагаа – Чолукшуур Цель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям. Задачи: • обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и их традициями;

Тема: Обряд приветствия на Шагаа – ЧолукшуурЦель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям.Задачи:обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и...