Бурятский язык и Литература Бурятии
план-конспект урока (5 класс)

Бадмажапова Арюна Намсараевна

конспекты уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по бурятскому языку.

Класс: 5 «А»

Тема урока: Минии бүлэ.

Тип урока: Обобщение пройденного материала (по УМК «Алтаргана», авторы Содномов С. Ц., Содномова Б. Д.)

Цели и задачи урока:

  1. Образовательная:

Закрепить знания по теме «Минии бүлэ». Активизировать употребление лексики в речи. Развивать языковую догадку и логическое мышление. Понимать лексическое значение слов и уметь их использовать в высказываниях.

  1. Развивающая:

Работать самостоятельно и в группах. Формировать способность предоставлять личную информацию и запрашивать её в устной и письменной речи. Понимать услышанную информацию.

  1. Воспитательная:

Воспитывать интерес к бурятскому языку, уважение к старшему поколению.

Ожидаемые учебные результаты:

Личностно: «Гэр бүлэ» гэһэн темэ тодорхойлон харуулха.

Метапредметно:

- бүлэгөөр хүдэлжэ шадаха.

- гол зорилго табижа шадаха.

- сэдэбэй проблемэ дээрэ хүдэлмэрилжэ шадаха.

Предметнэ:

«Гэр бүлэ» гэһэн сэдэб тухай гол зорилго табиха, түсэблэхэ, эмхидхэжэ шадаха шадабари түрүүлхэ.

«Гэр бүлэ» гэһэн темээр хэлэнэй нөөсэ баяжуулха.

Форма урока: Урок-обобщение

Оборудование: Медиапроектор, шаблоны.

Межпредметные связи: Буряад литература, музыка, технология.

Тип урока: Урок повторения пройденного материала.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Вводно-мотивационный этап. Фонетическая зарядка.
  3. Постановка целей. Актуализация знаний.
  4. Формирование лексических навыков. Тренировочное задание.
  5. Физминутка.
  6. Ребусы. Словарная работа.
  7. Изготовление мини-словаря.
  8. Рефлексия.
  9. Гэрэй даабари.
  10. Сэгнэлгэ.
  1. Организационный этап. Приветствие. Создание благоприятной атмосферы приветственными словами:

- Сайн байна, һурагшад. Танилсая даа: Минии нэрэ А. Н.  Айлшадаа мэндэшэлэе! Аалиханаар һууя.  Сонхоор харагты, газаа ямар саг бэ? Зүб! Орой намар болонхой. Саһан ороно. Хүйтэн.

  Харагты даа. (Слайд 1)  Нара таанадые хараад, энеэбхилжэ байна.  Энэ хэшээлдэ һайнаар , оролдосотойгоор ажаллаһан хүбүүд басагадта Хүхюутэй Наран смайлигуудые бэлэглэхэ.

  1. Вводно-мотивационный этап. Фонетическая зарядка: (Слайд 2)

- Хүдэлмэриингөө урда тээ  хоолойгоо бэлдэе:

А – аа – ай: Аба – абаа – манай

Э – ээ – эй: Эжы – эгээл – мээхэй

О – оо – ой: Одхон – одоол – ойро

У – уу – уй: Уг – ууган – уйлаа

Ү – үү – үй: Хүбүүн – үхибүүн – үйлсэ

  1. Постановка целей. Актуализация знаний. (Слайд 3)
  2. Текст.

Манай гэр бүлэдэ дүрбэн хүн бии: аба, эжы, эгэшэ болон би. Минии эжы Эржэна Базаровна гэжэ нэрэтэй. Эжымни дүшэн хоёртой. Минии аба Баяр Цоктоевич гэжэ нэрэтэй. Абамни табитай. Минии эгэшэ – Сэсэг. Сэсэг хори нэгэтэй.

 Формирование лексических навыков. Тренировочное задание.

- Танай гэр бүлэдэ хэды хүн бэ?

- Танай эжы хэн гэжэ нэрэтэйб?

- Танай аба хэн гэжэ нэрэтэйб?

- Танай аба хэды наһатайб?

                             - Танай эжы хэды наһатайб?

- һурагшад! Мүнөөдэрэймнай хэшээлэй зорилго ямар болоноб? Юун тухай хөөрэлдэхэбибди? Хэн хэлэжэ үгэхэб?

- Зүб даа. Бидэ гэр бүлэ тухай урда хэшээлнүүдтэ үзэһэн темээр ажалаа үнгэргэхэбди.

  1. Физминутка. (Слайд 4) Звучит музыка.

- һурагшад, бэеэ амаруулая!

Хүгжэм шагная. Ямар дуунай хүгжэм бэ? Һаная.

Бодоё үхибүүд аалиханаар (Дети встают)

 Хододоо Наран байг лэ,

Хододоо Замби байг лэ,

Хододоо Эжы байг лэ,

Хододоо Би байһуу!

  1. Һуугты! Ребусуудые харая!  (Слайд 5)

Абга – эсэгын аха гү, али  дүү эрэшүүл (дядя по отцу)

Абгай – түрэһэн эсэгын эгэшэ ( тётя по отцу)

Нагаса – эхын аха гү, али дүү (дядя по матери)

Нагаса – эхын аха гү, али дүү (дядя по матери)

Бүлэ – семья

  1. Обобщение изученного материала. Изготовление мини-словаря. (Слайд 6)

- Yхибүүд!  Буряад хэлэн дээрэ Словарь гэһэн үгэ Толи гээд  нэрлэнэбди. Ямар толинуудые мэдэхэбта? Нэрлэгты.

Словарь соохи үгэнүүд алфавидай гуримаар бэшээтэй байдаг. Зарим үгэнүүд олон удхатай байдаг. Жэшээнь, Аба – папа, аба – возьми (Глагол).

 

 Терминологические, энциклопедические, лингвистические г. м.
– толковые,
– переводные,
– орфоэпические,
– орфографические,
– синонимов,
– антонимов… гэхэ мэтэ

    - Мүнөө бидэ өөһэдөө багахан толи хэжэ туршахабди.   Иимэ саарһан шаблонуудые үгэхэдэмни, таанад «Минии бүлэ» гэһэн темэдэ хабаатай үгэнүүдые оршуулгатайнь бэшэхэт. Мэдэхэ үгэнүүдээ һанажа бэшэхэ. Жэшээнь, Аба – папа…

     Хэһэн толиингоо гадар өөһэдынгөө дураар гоёохо.

  1. Рефлексия.

Хэшээлэй дүн.

- Мүнөөдэрэй хэшээлһээ ямар шэнэ юумэ абаабта?

- Ямар хүдэлмэри һонирхолтой байгааб?

- Толи гэжэ юуб? Ямар толинуудые мэдэхэбта? Толи һурагшадта хэрэгтэй гү?

- Бэрхэнүүт даа, Хүхюутэй Наран таанадта иимэ бэлэгүүдые барина. Һайн даа!

  1. Гэрэй даабари. Синквейн зохёохо «Минии бүлэ»

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление

  1.  Сэгнэлгэ.

- Баяртай!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аха д үүнэрэй эбтэй һаа , А лта м үнгэншье хэрэггүй . Онь һон үгэ .

Слайд 2

Х үндэтэ һурагшад ! Урин х үүгэд , М эндэ амар ! Уран һайхан Б уряад хэлэн дээрээ Урматай һайнаар х үдэлжэ , Yндэр сэгнэлтэдэ хүртэе !

Слайд 3

Фонетическа зарядка: А – АА - АЙ : АБА – АБАА – МАНАЙ Э – ЭЭ – ЭЙ : ЭЖЫ – ЭГЭЭЛ – МЭЭХЭЙ О – ОО – ОЙ : ОДХОН – ОДООЛ – ОЙРО У – УУ – УЙ : УГ – УУГАН – УЙЛАА Y – YY – Y Й : Х Y Б YY Н – Y ХИБ YY Н - Y ЙЛСЭ

Слайд 4

Өөрыгөө шалгая ! Даабари . Точконуудай орондо таараха үгэнүүдые табижа дүүргэгты . Би Доржо гэжэ ………. Ивалгын дунда һургуулиин 5-дахи класста ……….. Минии ………. табан хүнһөө бүридэнэ : минии эжы , аба , хүгшэн эжы , аха би өөрөө . Эжымни 42 наһатай , һургуулида буряад хэлэнэй багшаар ………... Абамни 46 наһатай , жолоошоноор ………..

Слайд 5

Физминутка

Слайд 6

‘ А <-> Г

Слайд 7

Y бэл - 2143

Слайд 8

‘ 5 ‘ ‘ ‘ ‘ ‘



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Этап

Цель

Содержание

Развитие универсальных учебных действий

Результат (предметный, метапредметный, личностный)

  1. Организационно - мотивационный

Подготовка учащихся к работе на уроке; обеспечение благоприятного микроклимата. Форма:

Средства

Результат: учащиеся готовы к продуктивной деятельности

Приёмы контроля: устный

Принцип: психологическ. комфортности

Приветствие.

- Сайн байна, үхибүүд!

(Слайд 1)

- Танилсая. Минии нэрэ Арюна Намсараевна.

Личностные: принятие своей роли ученика, соблюдение определённых правил поведения. Регулятивные: формируем волевую саморегуляцию, умение настроить себя на работу, контролировать свою готовность к уроку. Коммуникативные: умение вступать в мини-диалог.

Личностный: вовлечение в эмоциональную сферу.

Предметный: начинать, поддерживать диалог.

  1. Постановка учебной задачи

Путём взаимодействия учеников и учителя выйти на проблемный вопрос и формулирование темы и цели урока. Форма: фронтальная

Средства: языковые, наглядные

Результат: формируется проблемный вопрос

Приём контроля: устный

Принцип деятельности: актуализировать знания учеников, необходимые для открытия нового знания

Создание проблемной ситуации.

- Зай, hурагшад. Ребусуудые таая!

(Слайд 2)

Личностные: формирование мотивации

Познавательные: определение познавательной цели, определение логической цепи рассуждений

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения известного с неизвестным.

Регулятивный: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

  1. Актуализация уже имеющихся у учеников знаний по данной теме.

Форма: фронтальная, групповая

Средства: языковые, наглядные

Результат: повторяют уже знакомую лексику (родственные связи по материнской и отцовской линии), выявляют затруднения с её произношением.

Приёмы контроля: устный

  1. Повторение названий родственных связей (Слайд 3)

Аба-абаа-манай

Эжы-эгээл-мээхэй

Одхон-одоол-ойро

Уг-ууган-уйлаа

Хүбүүн-үхибүүн-үйлсэ

  1. Повторение чисел:

Танай гэр бүлэдэ хэды хүн бэ? Ши хэды наhатайбши?

Регулятивные: умение сохранять учебную цель, осуществление контроля своих действий.

Познавательные: умение структурировать свои знания по определённой теме, ориентироваться в системе своих знаний.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, говорить на изучаемом языке.

Личностный: формирование интереса к бурятскому языку.

Предметный: воспринимать на слух речь учителя, одноклассников

  1. Физкультминутка

Снять статистическое напряжение

Выполнение упражнений под музыку «Текст «Хододоо наран байг лэ!» (Слайд 4)

Познавательные: восприятие на слух значений имён существительных (Наран, эжы, би …)

Регулятивные: организация внимания и самоконтроля

Предметный: знание значений глаголов

Личностный: формирование установки на здоровый образ жизни, правильную осанку за столом

  1. Обобщение изученного материала

Принцип деятельности: организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся задания на написание новых слов

Работа над текстом: Манай гэр бүлэдэ дүрбэн хүн бии: аба, эжы, эгэшэ болон би.(Слайд 5)

Познавательные: умение действовать по образцу, высказать своё мнение.

Личностный: развитие самостоятельности

Метапредметный: умение установить аналогию

Предметный: соотносить бурятское слово с его звуковым образом; восстанавливать слово в соответствии с решаемой учебной задачей

  1. Включение нового знания в систему

Принцип деятельности: высказывания по речевому образцу каждой группы при составлении словаря

Манай толи hонин, юундэб гэхэдэ …

Манай толи гоё, юундэб гэхэдэ ….

Манай толи хэрэгтэй, юундэб гэхэдэ …

(Слайд 6)

Коммуникативные: умение слушать собеседника, уметь правильно отреагировать на предлагаемые фразы.

  1. Рефлексия

Обобщение и выводы по учебной теме.

Форма: фронтальная

Средства: языковые

Результат: обобщение. Вывод.

Приёмы контроля: устный

Принцип: целостного представления об окружающей действительности

Учащиеся получают смайлики

Личностные: осознание важности учения, важности данного знания

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя;

 объективная оценка своей работы, работы товарищей.

Метапредметный: умение планировать своё речевое поведение; обобщение информации; осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки.

Предметный: выражать своё отношение к пройденному речевому материалу.

  1. Инструктаж к выполнению домашнего задания

Принцип деятельности: обеспечение понимания учащимися целей, содержания, способов выполнения домашнего задания

Проведение инструктажа.

- Синквейн зохёохо «Минии бүлэ»

(Слайд 7)

Личностные: формирование понимания необходимости выполнения домашней работы.

Регулятивные: самоконтроль.

Метапредметные: освоение способов решения проблем поискового характера; овладение действиями анализа, классификации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках бурятского языка и литературы МБОУ «Толтойская СОШ»

Целью данной Программы является  создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.Для реализации поставленной цели нами выдвинуты следующие задачи:1) изучить...

Система опыта учителя бурятского языка и литературы МБОУ «Толтойской СОШ» Ахаржановой Баярмы Викторовны по развитию творческих способностей обучающихся

Система опыта учителя бурятского языка и литературы МБОУ «Толтойской СОШ» Ахаржановой Баярмы Викторовны по развитию творческих способностей обучающихся  определена как единая си...

Использование игровой технологии на уроках бурятского языка и литературы.

Каждый педагог в той или иной мере использует игры и игровые технологии в своей деятельности.  в статье даны примеры  игровой  деятельности на...

Разработка системы формирующего оценивания на уроках бурятского языка и литературы

Разработка системы формирующего оценивания на уроках бурятского языка и литературы...

Использование национально - регионального компонента на уроках русского языка и литературы Бурятии

Использование национально - регионального компонента на уроках русского языка и литературы Бурятии...

тест по бурятскому языку по теме "Бурятия"

тест по бурятскому языку по теме "Бурятия"...

"Смежные искусства" на уроках русского языка и литературы, бурятского языка и литературы

Технологическая система работы по использованию искусства на уроках, в том числе «смежных искусств», реализующая названные выше идеи строятся на следующих принципах:· принцип р...