Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках бурятского языка и литературы МБОУ «Толтойская СОШ»
учебно-методический материал на тему
Целью данной Программы является создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.
Для реализации поставленной цели нами выдвинуты следующие задачи:
1) изучить научные данные о психологических особенностях детей с творческими способностями и методические приемы работы с ними;
2) совершенствовать формы педагогической работы с детьми с творческими способностями;
3) составить план мероприятий по выявлению творческих способностей учащихся;
4) реализовать систему работы по развитию творческих способностей учащихся.
Данная тема создаёт большое поле для дальнейшей работы, для совершенствования системы; целесообразно включить в систему работы внеурочную работу по предмету.
Сущность опыта: развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей учеников.
Результативность:
Увеличение числа обучающихся, участвующих в исследовательской и проектной деятельности.
Заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество творческих работ по бурятскому языку и литературе, а также по другим предметам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_tvorch_spos_uch-sya.docx | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Управление образования» МО «Тункинский район»
МБОУ «Толтойская СОШ»
Программа
по выявлению и развитию
творческих способностей обучающихся
на уроках бурятского языка и литературы
МБОУ «Толтойская СОШ»
Составила: Б.В.Ахаржанова
учитель бурятского языка и литературы
у.Хурай-Хобок
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение.
2. Система работы по выявлению творческих способностей учащихся.
3. Система работы по развитию творческих способностей учащихся.
4. Заключение.
5. Список литературы.
I.Введение
С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности, способной к самопознанию, самореализации, самопрезентации, креативной, знающей историю, культуру, обычаи и традиции родного народа. Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности школьников.
Задача современного учителя бурятского языка и литературы состоит не только в том, чтобы помочь учащимся получить как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Современное общество предъявляет своим гражданам требование овладения навыками творческого мышления. Творчество перестает быть уделом отдельных учеников. Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся является актуальной.
Целью данной Программы является создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.
Для реализации поставленной цели нами выдвинуты следующие задачи:
1) изучить научные данные о психологических особенностях детей с творческими способностями и методические приемы работы с ними;
2) совершенствовать формы педагогической работы с детьми с творческими способностями;
3) составить план мероприятий по выявлению творческих способностей учащихся;
4) реализовать систему работы по развитию творческих способностей учащихся.
II. Система работы по выявлению творческих способностей обучающихся.
Система по выявлению творческих способностей обучающихся включает в себя следующие мероприятия:
- диагностику уровня развития творческих способностей; педагогическое наблюдение за поведением учащихся во время урочных, внеурочных занятий, за коммуникативной, игровой и другими видами деятельности, психологическое наблюдение;
- организацию системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности;
- промежуточную диагностику творческой активности каждого ученика (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ);
- осуществление взаимодействия с родителями с целью выявления способностей учеников и предупреждения снижения мотивации к обучению и развитию.
Диагностику уровня развития творческих способностей проводят классные руководители, используя различные методики.
Большое место в процессе исследований занимает педагогическое наблюдение - метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных. Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается от бытового наблюдения конкретностью объекта наблюдения, наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов.
Для выявления творчески способных учащихся целесообразно проводить мероприятия состязательного и презентационного характера: конкурс выразительного чтения, конкурс актерского мастерства, кто быстрее придумает продолжение текста по заданному началу, интеллектуальный марафон и т.д..
Промежуточную диагностику творческой активности каждого ученика провожу при помощи следующих методов:
- наблюдения;
-беседы;
- анкетирования;
-тестов;
-анализа творческих работ
Не секрет, что для различных учащихся характерна различная степень творческой активности. Есть несколько уровней (по Е.В.Коротаевой):
Нулевой уровень. Учащимся не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в творческую работу, ожидая привычного давления со стороны учителя. Занимаясь с этой группой ребят, не забываю о том, что они медленно включаются в работу: творческая активность возрастает постепенно. Не предлагаю им заданий, требующих быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. Иногда разрешаю таким учащимся выполнять лишь часть творческого задания. Деятельность учителя в классе с преобладанием учащихся нулевого уровня направлена на создание особой эмоциональной атмосферы уроков, настраивающей на включение школьников в учебный процесс. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости, отсутствие страха, чувство уверенности, ожидание встречи с данным педагогом, ожидание уроков, которые ведет учитель. Так создаются предпосылки для перехода на более высокий уровень развития творческой активности.
Относительно-активный уровень творческой активности. Для учащихся этого уровня характерна заинтересованность только в определенной творческой ситуации, связанной с интересной темой (содержанием) урока или необычными приемами. Таким образом, включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Такие ученики с желанием приступают к выполнению творческого задания, но при затруднении теряют к нему интерес. Эпизодически они могут удивлять меня быстрым правильным ответом, но это не становится системой. В этой ситуации «удержать» внимание учащихся помогут вопросы, которые задают сами дети. Можно ввести правило: в конце урока ученики должны задавать не менее 5 вопросов по теме урока. Это несложное задание помогает школьникам вычленять главное и «включаться» в тему на протяжении всего урока.
Исполнительно-активный уровень. Ребят этой группы характеризует умение соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной учебной цели. Они достаточно хорошо осознают учебную задачу, с желанием включаются в творческую деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно сами. В эту группу входят и те, кто мыслит озарениями. Эти учащиеся начинают скучать, если задание простое, постепенно привыкают ограничивать себя рамками и отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации творческой деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Можно применять все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации. На ребят этого уровня, например, можно возложить роль «наблюдателей», которые следят за темпом урока, или роль «мудрецов», которые подводят итог занятию.
Творческий уровень. Ребята этого уровня умеют и любят работать творчески, без давления со стороны учителя. Удовлетворение получают не от достижения цели, а от самого процесса. Их активность не нуждается в стимулирующих приемах.
Моя задача - помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в творческой деятельности, стремления к самоактуализации через различные виды творчества.
Работа с родителями по выявлению творческих способностей учащихся является обязательной. Индивидуальные беседы с родителями о важности всестороннего развития детей, их участия в конкурсах и олимпиадах являются основой работы классного руководителя и учителя-предметника. Родителям необходимо создавать условия для различных способов поведения в той или иной ситуации; моделирование проблемных ситуаций; активизация самостоятельной и творческой деятельности детей. Работа с родителями проходит по двум взаимосвязанным направлениям (советы, рекомендации психолога):
- просвещение родителей, передача информации по вопросам творческого развития детей;
- организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами.
III. Система работы по развитию творческих способностей учащихся.
1.Планирование работы по развитию творческих способностей с учетом данных диагностики, принципов педагогической деятельности и условий формирования творческих способностей учащихся.
При разработке методики формирования творческих способностей учитель должен учитывать:
а) общий уровень развития ученического коллектива;
б) возрастные особенности формирования креативной сферы;
в) личностные особенности учащихся;
г) специфические черты и особенности учебного предмета.
Условия формирования творческих способностей:
а) положительные мотивы учения;
б) интерес учащихся;
в) творческая активность;
г) положительный микроклимат в коллективе;
д) сильные эмоции;
е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.
Принципы деятельности:
а) креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и учащихся);
б) опора на субъективный опыт учащихся (один из источников обучения);
в) актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков);
г) индивидуализация и дифференциация обучения (индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся);
д) системность обучения;
е) творческое взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
Задачи учителя:
а) пополнение запаса знаний учащихся по бурятскому языку и литературе;
б) развитие общеучебных умений и навыков;
в) развитие креативного мышления;
г) развитие творческой самостоятельности учеников;
д) воспитание творческой личности.
Все уроки по развитию творческих способностей выстраиваются с учетом творческой активности учащихся. Планируемая педагогическая ситуация продумывается с опорой на достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей.
IV. Система работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках бурятского языка и литературы:
- система заданий, способствующих развитию творческих способностей на уроках бурятского языка (переводы текстов, эвристическая задача, корректирование и редактирование текста, этимологические экскурсы, составление опорных сигналов, индивидуальная работа над ошибками, толкование языковых терминов, игра, опора на языковой текст и др.);
- система творческих заданий на уроках литературы (иллюстрирование: графическое, словесное, музыкальное; рассказывание: рассказ от лица одного из героев, рассказ с изменением лица рассказчика, творческое продолжение, дополнение одной из частей произведения, изменение сюжета по типу: «А что было бы, если…», перенесение места действия в необычную обстановку, рассказывание по аналогии, чтение с опорой на жизненный опыт, изменение позиции героев; драматургия: чтение по ролям с опорой на интонацию, чтение по ролям с предварительным устным описанием героев, их поз, постановка «живых картин», инсценировка);
- проведение уроков развития речи (сочинение, изложение подробное, сжатое, с творческим заданием, творческие диктанты);
- вовлечение учащихся во внеурочную деятельность (проектная деятельность, кружковая работа, факультатив, предметная неделя);
- участие в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях;
- участие в фестивалях, марафонах, КВН-ах;
- организация проектно-исследовательской деятельности; подборка тем и разработка дидактических материалов для проведения исследовательской и проектной деятельности
V. Заключение
Данная тема создаёт большое поле для дальнейшей работы, для совершенствования системы; целесообразно включить в систему работы внеурочную работу по предмету.
Сущность опыта: развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей учеников.
Результативность:
Увеличение числа обучающихся, участвующих в исследовательской и проектной деятельности.
Заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество творческих работ по бурятскому языку и литературе, а также по другим предметам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочное время»
Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы "Узнай себя"
Прорграмма по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся...
Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы
Программа по выявлению и развитию способностей учащихся...
Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы « Познать себя»
С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Проис...
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках бурятского языка и литературы
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках бурятского языка и литературы...
Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"
Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"...
Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы «Узнай себя»
Выявляемые способности: Моя задача - помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в т...