Разработка урока литературы в 5 классе по теме «Композиционные и сюжетные особенности русских народных бытовых сказок в контакте с ФГОС»
план-конспект урока (5 класс) по теме
Формирование УУД На примере анализа бытовых сказок в 5 классе на уроке литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 39.45 КБ |
Презентация к уроку | 732.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы в 5 классе
по теме « Композиционные и сюжетные особенности русских народных бытовых сказок» в контакте ФГОС .
Учитель – Галкина Лариса Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУСОШ № 24 Г. ГУКОВО Ростовской области.
Тип урока: урок изучения художественных произведений.
Тема урока: « Композиционные, сюжетные особенности русских народных бытовых сказок» ( « Сбрехал». « Добрый поп». « Святая вода»)
Вид урока: урок углубленной работы над текстом.
Тип урока – комбинированный.
Форма урока: Беседа по вопросам,Ролевое чтение, наблюдение над текстом, анализ сюжетов, речи героев, композиции.
Оборудование урока: кассета с записью русских
народных песен; иллюстрированный материал, воссоздающий элементы
бытовой жизни русского народа (различные бытовые предметы: вышитые
полотенца, крынка, деревянные ложки; фотографии народных костюмов;
репродукции лубочных картинок), иллюстрации к сказкам; карточки с
заданиями.
Материалы к уроку: Учебник, распечатки текстов, записи на доске, тетради.
ИКТ - презентация.
Цель урока методическая ( для учителя):
Создать условия для развития ценностно – смысловой компетентности, в которых ученик сможет:
Обучающая- ( познавательное ууд)
- знать условия создания бытовой сказки;
-знать героев бытовой сказки;
Развивающая-
- понимать особенности сюжетов бытовой сказки; ( познавательное УУД)
- понимать условия создания вымысла в бытовой сказке;
- отличить бытовую сказку от волшебной и о животных;
- знать особенности композиции бытовой сказки;
- выразительно, по ролям читать бытовую сказку;
- овладеть композиционной схемой бытовой сказки;
Воспитательная_
- понимать мудрость бытовой сказки. ( личностное УУД, коммуникативное УУД)
Задачи урока:
1. Вызвать интерес к бытовым сказкам, устному народному творчеству.
2. Познакомить ребят с разновидностями сюжетов, особенностями вымысла,
композиции бытовых сказок, их художественным своеобразием.
3. Научить детей видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость.
4. Развивать навыки анализа художественного текста, образное мышление.
5. Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения.
6. Воспитывать любовь к народному творчеству, патриотические чувства
учащихся.
Цель урока дидактическая ( для ученика) :
Учащиеся должны знать :
- героев бытовых сказок; ууд познавательное
- условия создания бытовых сказок; ууд познавательное
- способы создания вымысла в бытовой сказке; ууд познавательное
- особенности содержания бытовой сказки; ууд познавательное
-Особенности сюжетов бытовой сказки; ууд познавательное
-особенности композиции бытовой сказки ууд познавательное
- особенности мудрости бытовой сказки ууд личностное, коммуникативное
Учащиеся должны уметь:
-анализировать сюжеты бытовых сказок; УУД познавательное
- Определять скрытый подтекст бытовой сказки; УУД познавательное
- определять идею бытовой сказки, её мудрость; УУД познавательное
- Сопоставлять особенности бытовой и волшебной сказки, сказки о животных; УУД познавательное
- выразительно по ролям читать сказку; УУД коммуникативное, личностное
- анализировать сюжеты бытовых сказок. УУД познавательное
План урока:
1. Организационный момент (1 мин.)
2. Активизирующее начало урока, формулирование задач урока (2 мин.)
3. Актуализация знаний учащихся (2 мин.)
4. Объяснение нового материала (25 мин.)
А) Чтение и анализ сказки «Сбрехал» (6 мин.)
2
Б) Ролевое чтение и выявление композиционных и художественных особенностей
сказки «Добрый поп» (15 мин.)
В) Обобщение изученного материала: запись в тетрадь основных
особенностей бытовых сказок (4 мин.)
5. Закрепление изученного материала: чтение и самостоятельный анализ
сказки «Святая вода» (8 мин.)
6. Домашнее задание (1 мин.)
7. Подведение итогов урока (1 мин.)
Рефлексия.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Активизирующее начало урока, формулирование задач урока.
Вступительное слово учителя, сопровождающееся негромким
звучанием народных мелодий:
«Ребята, посмотрите, пожалуйста, на
художественное оформление доски. Какие предметы вы видите?
(Ученики перечисляют приметы народного быта.)
Чем связаны между собой эти предметы?
(Все они представляют собой элементы народного быта.)
Эти предметы погружают нас в атмосферу быта далекого прошлого России, когда зарождались и распространялись русские народные бытовые сказки.
С какой целью народ, отрываясь от тяжелых будней создавал эти сказки?
Как отразилась народная мудрость в этих сказках? Какие человеческие пороки, недостатки, или, наоборот, достоинства отражены в этих сказках? На эти и другие вопросы мы ответим после более близкого знакомства с народной бытовой сказкой».
Чтение эпиграфа: «Живите, государи мои, люди русские, в ладу со
своею старою сказкою», - призывает нас Н.С.Лесков.
Почему люди должны жить в ладу со сказкою?
(Сказка помогает ответить на важнейшие вопросы, учит человека быть добрым, верить в свои силы)
Запись эпиграфа.
Формулирование задач урока: «Наша задача на сегодняшнем уроке –
вникнуть в композиционные и сюжетные особенности бытовой сказки, научиться видеть ее скрытый смысл».
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ..
Повторение изученного на уроках литературы в форме фронтального
опроса.
1) Ч то такое сказка?
( Произведение фольклора с вымышленными событиями, героями)
Слайд №1.
2) В чем особенности вымысла в волшебных сказках?
(В них совершаются чудеса, действуют волшебные помощники и
сверхъестественные персонажи.)
Слайд № 2
2) Где чаще всего происходит действие
волшебной сказки?
(В сказочном тридевятом царстве.)
3)В чем, по-вашему,
особенность вымысла в сказках о животных?
Слайд № 3
(В них действуют говорящие и
думающие, как люди, животные.)
Слово учителя, постановка проблемного вопроса: « Третий вид сказки – бытовая. Слайд № 4.
Как вы думаете, почему она так называется?
( Отражает повседневные или бытовые события)
Кто является героями бытовой сказки?
( Обыкновенные, реальные люди)
Вы правы, в бытовой сказке нет ни сверхъестественного, ни говорящих животных, в них действуют обычные персонажи в реальной обстановке русской деревни. Почему же мы называем их сказками, на чем основан их вымысел? Какие персонажи в них действуют? На эти и другие вопросы мы ответим в ходе урока».
4. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
А) Чтение учителем сказки «Сбрехал».
(Краткое содержание сказки:
Барин просит цыганенка «сбрехать», Цыганенок говорит, что отец его лучше
брешет и просит двух коней, чтобы привезти отца. Барин отдает коней, а
цыганенок не возвращается. Барин отправляется домой пешком, неся на себе
телегу, а кучер несет хомут, т.к. барин поверил, что хомут тяжелее телеги.)
Выявление Сюжетных особенностей сказки в форме беседы по вопросам:
1) К какому типу мы отнесем данную сказку и почему?
( Персонажи в реальной обстановке русской деревни. Значит, это бытовая сказка.)
2)Кто главные герои сказки?
Где происходит её действие?
( Барин и Цыганёнок)
( на улице)
3) Какие необычные поступки совершает барин?
(Он отдает цыганенку лошадей, тащит на себе телегу.)
4) Можем ли мы представить, что барин в действительности мог совершить такие поступки?
(Ответы могут быть и «да» и «нет». «Да»-если предположить, что барин непроходимо глуп, «нет» - если он разбирается в
элементарных вопросах.)
5) На чем же основан вымысел в данной сказке?
( Учитель должен подвести ребят к выводу, что вымысел в сказке создается изображением нереальных поступков, преувеличением глупости.)
Запись вывода в тетради: «Вымысел в бытовой сказке заключается в том,
что персонажи попадают в невероятные ситуации и совершают необычные,
смешные поступки, их отрицательные качества сильно преувеличиваются».
6) Какие человеческие качества высмеивает сказка?
( Глупость барина)
Б) Чтение по ролям сказки «Добрый поп»
( Краткое содержание сказки. Жадный поп, чтобы не кормить
работника, предлагает ему за один присест позавтракать, пообедать и
поужинать. Работник, плотно закусив, отправляется спать, т.к. после ужина принято спать ложиться)
Анализ содержания сказки в форме беседы по вопросам:
1 ) Кто главные герои сказки?
( Поп и работник)
2) Где разворачиваются события сказки?
( В доме у попа)
3) Почему сказка интересна при ролевом чтении?
( Это помогает различить голоса героев)
4 )Помогают ли эти голоса представить героев? Как вы их видите?
5) Какая интонация в голосе попа и почему?
( поп говорит слащавым голосом, чтобы задобрить работника, скрыть свою хитрость)
6) Как поп обращается к работнику?
( Называет его словом « СВЕТ»)
7) А как работник обращается к попу?
( Называет его « Бартюшка»)
8 ) Какой смысл вкладывается в обращения « СВЕТ» и « БАТЮШКА» ?
( ПОП презрительно обращается к работнику, А работник к нему – уважительно. ОНИ ИЗ РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЛОЁВ)
9 ) Какая нереальная ситуация лежит в
основе сказки?
(Герои за один присест завтракают, обедают и ужинают.)
10) Какой человеческий недостаток высмеивается в сказке?
(Жадность.)
11) Действительно ли поп в сказке добрый или в названии звучит
насмешка?
(В названии звучит насмешка над жадным попом.)
12) Чего хотел добиться поп, предлагая работнику за один присест
позавтракать, пообедать и поужинать?
(Он хотел , чтобы работник мало ел и много работал.)
13) Каким образом в сказке работник наказывает жадного попа?
( Плотно поев, он отказывается работать, т.к. после ужина спать ложиться надо.)
14) Прочитайте концовку сказки и скажите, что утверждает ее народная
Мудрость
.. («С тех пор перестал поп угощать работника за раз завтраком, обедом и ужином». В сказке торжествует справедливость: поп наказан за
жадность, и это послужило ему уроком.)
Анализ композиционных особенностей сказки « Добрый поп»
1) Найдите и зачитайте зачин сказки.
(«Жил - был поп…»)
2) Найдите и зачитайте кульминацию сказки, неожиданный поворот
Сюжета.
(«Работник схватил свой армяк и собирается вон: «Куда ты, свет? « -
спрашивает поп. «Как куда? Сами вы, батюшка, знаете, что после ужина надо
спать ложиться»,)
3) В каких словах заключается мудрость сказки, ее поучительный смысл?
(В последнем предложении сказки.)
Построение композиционной схемы сказки учителем на доске, учениками
в тетрадях
«Зачин (введение в бытовую ситуацию) – развитие событий
(нереальные ситуации и невероятные поступки персонажей)
Кульминация (неожиданный поворот сюжета)
развязка – концовка (мудрость сказки, торжество справедливости)».
В) РЕФЛЕКСИЯ.: «Что вы узнали о сюжетных и композиционных особенностях бытовой сказки?».
( ЕЁ герои – обычные люди. Действия повседневные ( БЫТОВЫЕ). Вымысел достигается путём попадания героев в неожиданные ситуации. Речь характеризует персонажа. Композиция от зачина – к развязке. Заключается народная мудрость)
Слайд № 5
.
5. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
Записываются в тетрадях основные особенности бытовой
сказки:
ЕЁ герои – обычные люди.
Действия повседневные ( БЫТОВЫЕ).
Вымысел достигается путём попадания героев в неожиданные ситуации. Речь характеризует персонажа.
Композиция от зачина – к развязке.
Заключается народная мудрость.
6 . Закрепление изученного материала.
1. Задание: Подчеркни те сказочные приметы, которые есть у бытовых сказок.
Зачин, концовка, волшебные герои, народная мудрость, , волшебные события, добро побеждает зло, обычные люди, волшебные предметы, повседневная жизнь, необычные ситуации.
2. Самостоятельное чтение сказки «Святая вода» и письменный ответ на отдельном листе на вопросы к тексту этой сказки.
(Тексты сказок и вопросы распечатываются учителем и предлагаются каждому ученику или по одномуна парту.)
Вопросы :
1) Какой тип взаимоотношений осмысливается (описывается) в сказке?
(Семейные отношения между мужем и женой.)
2) Почему между персонажами не было согласия? (Они все время
спорили и не уступали друг другу последнего слова.)
3) Какое средство советует бабе соседка для восстановления мира и
согласия в семье? (Набрать в рот чудесные капли; и следить, когда муж
начнет ругаться, чтобы ни одной капли не вылилось.)
4) С помощью капель согласие в семье восстановлено.Действительно ли
капли имеют чудодейственное свойство и являются «святой водой» или их
действие не является волшебным? Ответ обоснуйте. (Действие капель не
волшебное.)
5) Постройте композиционную схему сказки.
6) Какое качество преувеличивается и высмеивается в сказке?
7. Домашнее задание.
Прочитать сказку «Каша из топора»,
подготовить выразительное чтение по ролям. Указать композиционные элементы.
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ответ на вопросы учителя:
1. Что нового узнали на уроке?
2 Что было интересно?
3. Что заставило задуматься?
4. Какие Композиционные и сюжетные особенности бытовой сказки вы запомнили?
5. На чем основан вымысел в бытовой сказке?
6. Как строится бытовая сказка?
7. Особенности мудрости бытовой сказки?
Добрый поп.
Жил-был поп. Нанял себе работника, привел его домой. — Ну, работник, служи хорошенько, я тебя не оставлю. Пожил работник с неделю, настал сенокос. — Ну, свет, — говорит поп, — бог даст, переночуем благополучно, дождемся утра и пойдем завтра косить сено. — Хорошо, батюшка. Дождались они утра, встали рано. Поп и говорит попадье: — Давай-ка нам, матка, завтракать, мы пойдем на поле косить сено. Попадья собрала на стол. Сели они вдвоем и позавтракали порядком. Поп говорит работнику: — Давай, свет, мы и пообедаем за один раз и будем косить до самого полдника без роздыха. — Как вам угодно, батюшка, пожалуй, и пообедаем. — Подавай, матка, на стол обедать, — приказал поп жене. Она подала им обедать. Они по ложке, по другой хлебнули — и сыты. Поп говорит работнику: — Давай, свет, за одним столом и пополуднуем и будем косить до самого ужина. — Как вам угодно, батюшка, полудновать так полудновать! Попадья подала на стол полдник. Они опять хлебнули по ложке, по другой — и сыты. — За равно, свет, — говорит поп работнику, — давай заодно и поужинаем и заночуем на поле — завтра раньше на работу поспеем. — Давай, батюшка. Попадья подала им ужинать. Они хлебнули раз-два и встали из-за стола. Работник схватил свой армяк и собирается вон. — Куда ты, свет? — спрашивает поп. — Как куда? Сами вы, батюшка, знаете, что после ужина надо спать ложиться. Пошел в сарай и проспал до света. С тех пор перестал поп угощать работника за один раз завтраком, обедом, полдником и ужином. |
Святая вода.
Жили-были муж с женой. Когда они были молодые, жили хорошо, дружно, никогда не ссорились. Но вот пришла старость, и стали они чаще и чаще спорить друг с другом. Старик скажет старухе слово, а она ему - два, он ей - два, а она ему - пять, он - пять, а она - десять. И такая ссора между ними начинается, что хоть из избы убегай.
А разбираться начнут - никто не виноват.
- Что это мы с тобой, старуха, а? - скажет старик.
- Да это ты, старый, ты все!
- Я? А не ты ли? Со своим длинным языком?
- Не я, а ты!
- Ты, а не я!
И снова ссора начинается.
Вот стала старуха думать, что делать? Как быть? Как жить со стариком дальше? Пошла она к соседке и рассказала ей про свою беду. Соседка ей говорит:
- Я могу помочь твоему горю. Есть у меня святая водица. Как старик начнет кричать, ты возьми в рот немного этой водицы. Но, смотри, не проглоти ее, а держи во рту, пока он не успокоится... И все будет хорошо.
И дала она старухе воды в бутылочке. Старуха поблагодарила и пошла домой.
Только она вошла в дом, а старик сразу начал кричать:
- Где ты была? Что делала? Давно уже пора самовар ставить, чай пить, а тебя нет!
Хотела старуха ответить ему, но вспомнила про совет, взяла в рот воды из бутылочки и не проглотила ее, а стала во рту держать.
А старик видит, что старуха не отвечает, и сам замолчал.
Обрадовалась старуха: "Видно, эта водица-то и действительно святая!"
Спрятала она бутылочку с волшебной водицей и самовар стала ставить.
- Что это ты там гремишь? - закричал старик. - Самовар поставить не умеешь!
А старуха хотела ему ответить, да вспомнила совет соседки и опять взяла в рот водицу.
Видит старик, что старуха ни словечка ему не отвечает, удивился и... замолчал.
И с тех пор перестали они ссориться и стали жить, как в молодые годы. А все потому, что как только старик начнет кричать, старуха сейчас - за волшебную водицу.
Вот, сила-то в ней какая!
Образовательные задачи УЗ | Возможные методы и приёмы выполнения |
| |
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания | Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др. |
| |
Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы | Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы |
| |
Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта | Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом |
| |
|
|
| |
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала | Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу |
| |
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания | Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий |
| |
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях | Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия |
| |
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей | Построение «дерева» «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем» |
| |
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий | Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям) |
| |
Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия |
|
| |
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Три уровня домашнего задания:
|
| |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися |
| |
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слово « сказка » засвидетельствовано в письменных источниках не ранее 16 века . От слова « каза́ть ». Имело значение: перечень, список, точное описание
Фольклорные сказки делятся на следующие жанры: cказки о животных бытовые сказки волшебные сказки
Сказки о животных Основными действующими героями будут животные, они разговаривают, совершают добрые или плохие поступки, ведут себя как люди. Большая часть этих сказок содержит комичную составляющую, когда один из героев обманывает или шутит над другим героем.
Волшебные сказки волшебные сказки обычно по структуре более сложные, чем сказки о животных. Здесь главными героями в основном являются люди, животные выступают обычно только, как помощники (Серый волк, богатырский конь). Здесь действуют семь персонажей: герой, ложный герой, враг или вредитель, даритель, помощник, отправитель, царевна (или ее родственники).
Бытовые сказки бытовые сказки, герои таких сказок обычные люди: крестьянин, солдат, наемный работник, они борются за справедливость с вышестоящими, иногда с нечистой силой (черт) и побеждает благодаря смекалке, хитрости и храбрости.
В заключение своего исследования я хотела бы сказать о том, что: по традиции от поколений к поколениям передавалось только то, что заключало в себе важное для людей. Сказки выражали мудрость своего народа, его стремления и мечты. Отсюда происходит своеобразие и неповторимость сказок. В сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого. Вечные сказки – сказки народные, в них спрятана волшебная сила. Сказки составляют бесценную сокровищницу культуры человечества. Это искусство создано в веках .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Разработка урока в 5 классе по теме "Образы народной песни в искусстве"
Данный урок расширяет представление детей о связи музыки и изобразительного искусства . Здесь представлены элементы технологии интерактивного обучения: "займи позицию", работа в мини-группах, те...
Разработка урока для 6 класса по теме "Фотосинтез" (ФГОС)
План-конспект урока по биологии для 6-го класса по теме "Фотосинтез" (ФГОС)...
разработка урока в 3 классе по теме "Певцы русской старины"
разработка урока...
Технологическая карта урока литературы 10 класс по теме "Душа народа русского..." Н.А.Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо?"
Урок-исследование по тексту поэмы А.Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...
Разработка урока литературы 5 класс. Тема: «Устное народное творчество.»
Разработка урока литературы 5 класс.Тема: «Устное народное творчество.» Образовательная технология: проектное обучение.Цели: формировать представление о фольклоре как коллективн...
Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».
Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...