Подлинная поэзия способна удивлять,пробуждать читателя
статья (10 класс) на тему
Лингвистический анализ стихотворенния Анатолия Аврутина "Стирали на Грушевке бабы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podlinnaya_poeziya_sposobna_udivlyat.docx | 18.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подлинная поэзия способна удивлять, пробуждать читателя.
(Анализ лирического произведения.)
Я открыла для себя Анатолия Аврутина- известного белорусского поэта- совсем недавно.В списках олимпиадных работ для школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» прочитала стихотворение «Стирали на Грушевке бабы»
После «Грушевки» захотелось ещё и ещё стихов ранее неизвестного мне поэта. Многие запомнились своей оригинальностью, пристальным вниманием автора к окружающему миру, зоркостью, наблюдательностью зрелого, оригинального, признанного мастера слова.
Я поняла, что «поэта, вполне нобелевского по своему формату», как отозвался об Анатолии Аврутине один из критиков, «интересует сущность вещей, сущность мира, сущность человеческих чувств». А «Грушевкой» он поставил себе столь высокую планку, что должен был всю творческую жизнь помнить: выше можно, ниже нельзя.
Грушевка - микрорайон в Минске, где Анатолий Аврутин в 1948 году родился, дала исток творчеству поэта. Посвятив своей малой родине много стихов, он успешно воплотил в них грушевские типы и жизненные ситуации. Их отличительные черты – искренность, непосредственность чувств.
Считаю, что главная тема «Грушевки» - изображение трудностей послевоенной поры, сочувственное отношение автора к искалеченным войной судьбам грушевских баб.
Была поражёна способностью поэта обеспечить каждую строчку, каждое слово стихотворения мыслью и чувством. При этом никакой позы, ничего лишнего, случайного. Зримая, детально прописанная реальность послевоенной деревни: собравшиеся осенним днём с корытами для стирки бабы у моста; износившаяся за войну «одёжка»; «грубая, дощатая колонка» (не до столярных тонкостей); загрубевшие от трудной, неженской работы руки, не чувствующие холода «осенней, озяблой воды»; «обноски ребячьи»; «мелкое что – то» бабье; скрученная в «тугую спираль» мужская рубаха в руках той, что в стороне от всех.
Написанное безыскусно, без витиеватых метафор и изощрённых поэтических ходов, стихотворение отличается эмоциональной сдержанностью, серьёзностью.
Грусть, даже скорбь, обречённость – вот основной лирический мотив стихотворения.
Весть о победе в страшной войне принесла на Грушевку лишь временную радость. Не сбылись ожидания, не услышаны молитвы. Мужья сложили головы в жестоких боях за Родину, оставив им, «слабым», право жить, растить детей, нести непосильную работу и обильно орошать подушки бабьими, выстраданными слезами.
Потому и привычная работа – незатейливая стирка – стала постылой. Проклиная её, а вместе с ней и войну, лишившую баб женских радостей, мужней любви, надёжной опоры в жизни, «дружно тоскуя глазами», «сквозь влажную даль» (Я полагаю, сквозь слёзы) глядели они на ту, что « рубаху мужскую в тугую крутила спираль»
Я явственно вижу её, счастливую, энергичную, отдалившую себя от прежних подруг и соседок: своё счастье надо беречь. Вот она неприкрашенная правда жизни.
Всё стихотворение – детское воспоминание поэта, но - сколько в нём мудрого, человеческого! И я не стану оспаривать мнение критика Глеба Горбовского, что последние четыре строчки написал гений.
Сюжетные стихи поэта требуют острого мышления и глубокого понимания. Можно с научной дотошностью анализировать лексику, метафоры, ритм и рифмы «Грушевки (кстати, самые простые, обкатанные), но трудно словесно объяснить, какие чувства возникают, когда читаешь стихотворение.
Анатолий Аврутин не изобрёл каких–то своих стихотворных размеров, благополучно пользуясь старыми, и через столетия оказавшимися впору любым человеческим переживаниям. «Грушевка» написана трёхсложным амфибрахием, как бы удлиняющим строку и придающим звучанию стиха неторопливость, размеренность, замедленность, что соответствует идейному замыслу автора.
Поэт великолепно владеет словом. Вот уж поистине «… сама речь выбирает своего выразителя». Разговорность, «понятность», доступность языка отличают « Грушевку»( «подолы чуток подоткнув», «озяблая» вода, «одёжка», «обноски ребячьи»).
Аврутин «жалует» метафору, но такую, которая при всей своей лёгкости оснащена мыслью ( « смывали с одёжки войну», « дружно глазами тоскуя», «тугая спираль» выстиранной мужской рубахи).
Метафоричные эпитеты: «озяблая вода», «влажная даль», «грубая колонка», «тонкая ниточка воды»- помогают создать бытовую зарисовку послевоенной Грушевки.
Лексические повторы (1и 3 строфы) осуществляют связь фрагментов стихотворения.
А ещё я заметила одну удивительную особенность в творческой манере Анатолия Аврутина: автор умеет большое передать через малое, вычленить деталь, подробность и оживить всё глубоко нравственным чувством. Скрученная в « тугую спираль» мужская рубаха и есть, на мой взгляд, та самая деталь. Она говорит о ловкости, уверенности, красивой силе в движениях той, что дождалась с войны мужа. А у других она вызвала боль воспоминаний по утраченному бабьему счастью.
Гуманист по природе своей и воспитанию, поэт воспевает в человеке доброту, порядочность, способность выстоять в непростых жизненных обстоятельствах и помочь другому. Не зависть увидел автор в глазах баб, потерявших мужей, а всеобщую тоску извечного женского ожидания:(« И дружно глазами тоскуя…»). Проклиная свою бабью долю, они с достоинством несут свою боль.
Инверсия – одна из самых распространённых стилевых фигур – помогает автору выделить значимость отдельных слов, усиливает воздействие речи («Стирали на Грушевке бабы…») Да, они собрались у колонки не для сплетен. Это очевидно. Глаголом в начале предложения автор подчёркивает это. И далее « водою осенней, озяблой», «струилась вода», «рубаху мужскую».
А многоточия в конце второй и третьей строф, по моему убеждению, попытка автора заставить читателя заглянуть в душу его безымянных героинь, в их «тайное тайных».
Перечитывая стихи из разных сборников поэта, я сделала для себя неожиданный вывод: поэзия Анатолия Аврутина поистине народная. Вбирая в себя целые пласты культуры, истории, человеческого опыта, она действительно « врачует людские души».
Подлинная поэзия способна удивлять, пробуждать читателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе по теме: "Автор-образ-читатель. Как создает героя автор, как создает героя читатель".
ТИП УРОКА: творческая мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1) знать, при помощи каких средств создают образы авторы (писатели, поэты, художники, музыканты); 2) закрепить и систематизировать знания по теории лит...
Теоретическая работа " Способы развития умений подлинно коммуникативного чтения"
Это методическая помощь для учителей иностранного языка по теме "Коммуникативное чтение". Поможет понять принципы обучения чтению, требования к текстам и приёмы обучения разным видам чтения....
«Развитие творческих способностей учащихся – один из путей воспитания квалифицированного читателя»
Замечательные программа и учебник по редакцией А.Г.Кутузова "В мире литературы" дают учителю возможность работать на высоком профессиональном уровне, творчески и с удовольствием. (из опыта р...
Особенности восприятия читателем поэзии Е.А. Крученых
Научно-исследовательская работа по литературе...
Английская поэзия , как способ развития творческих способностей старшеклассников.
Работа с поэтическими произведениями очень важна , ибо она способствует духовному обогащению учащихся, развитию их этических взглядов и эстетического вкуса. Изучени...
Английская поэзия как способ развития творческих способностей старшеклассников
Работа с поэтическими произведениями очень важна , ибо она способствует духовному обогащению учащихся, развитию их этических взглядов и эстетического вкуса. Изучени...
Работа с английской поэзией как эффективное средство развития творческих способностей учащихся. Доклад
Всем известно, что поэзия обогащает духовный мир ребенка, учит его видеть красоту человека и природы, развивает чуткость к поэтическому слову, радует и изумляет музыкальностью и яркостью языка. Работа...