Формирование положительной мотивации при обучении бурятскому языку
статья на тему

Ванзатова Гэрэлма Ринчинимбуевна

Главное при обучении школьников бурятскому языку – формирование положительной мотивации, педагогическое мастерство учителя, знание своих учеников, их психологических, возрастных, личностных, индивидуальных особенностей и умение подобрать соответствующие средства обучения, а также правильно, методически грамотно организовать работу с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_polozhitelnoy_motivatsii_vanzatova_g.r.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ванзатова Гэрэлма Ринчинимбуевна

учитель бурятского языка

МАОУ СОШ № 32, г. Улан-Удэ

Формирование положительной мотивации

при обучении бурятскому языку.

Главное при обучении школьников бурятскому языку – формирование положительной мотивации, педагогическое мастерство учителя, знание своих учеников, их психологических, возрастных, личностных, индивидуальных особенностей и умение подобрать соответствующие средства обучения, а также правильно, методически грамотно организовать работу с ними.

Важную роль при овладении любым языком играет мотивация. Понятие "мотивация" пришло в методику и дидактику из психологии. Психологи (Р.С. Немов, И.А. Зимняя) определяют мотивацию как совокупность причин, психологически объясняющих поведение человека. Мотивация играет важнейшую роль в жизни человека. Она затрагивает все сферы его деятельности: бытовую, поведенческую, когнитивную, учебную, а также определяет продуктивность учебной деятельности и является ее органической составляющей.

Современные психологи, педагоги, методисты (Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Божович Л.И., Маркова А.К., Абрамова Р.С.) едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребности индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей.

В настоящее время особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу, отмечая, что до момента изучения языка и в самом начале у учащихся высокая мотивация. Эта проблема является важной и в обучении бурятскому языку. Дети хотят изъясняться на бурятском языке со сверстниками, декламировать стихотворения, петь песни. Почти у всех есть желание владеть бурятским языком, уметь общаться. Но когда начинается процесс овладения, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления "строительного материала", стадию примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижения целей, о которых мечталось. В результате снижается мотивация, пропадает встречная активность, направленная на овладение  языком, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию. В результате - незнание языка.

Расценивая мотивацию как важнейший фактор успешного овладения языком, обеспечивающий его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация - сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.

Необходимо знание видов мотивации, чтобы можно было воздействовать на учащихся. Психологи (Немов Р.С., Зимняя И.А., Талызина Н.Ф.) установили многообразие мотивационной сферы человека, ее сложную структуру. Во-первых, на нее могут оказывать влияние социальные мотивы - это внешняя мотивация. Во-вторых, на мотивационно-побудительную сферу человека может воздействовать и характер деятельности как таковой. Это так называемая внутренняя мотивация.  Как внешняя, так и внутренняя мотивации могут носить положительный и отрицательный характер; в этих случаях принято говорить о положительной и отрицательной мотивации. Существуют, наконец, и такие разновидности мотивации, как дальняя (дистантная) и близкая (актуальная). Внутренняя мотивация имеет следующие разновидности относительно к изучению языка: коммуникативная, лингвопознавательная и инструментальная. На протяжении всего процесса обучения у ребенка должна быть положительная мотивация, направленная на достижение успеха. В этом случае определяющей является внутренняя мотивация, на которую воздействуют внешние факторы (родители, учителя). При обучении языку учителю необходимо знать психологические, возрастные, личностные, индивидуальные особенности своих учеников и в соответствии с этим строить обучение.

Существует несколько факторов, влияющих на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности:

- содержание учебного материала;

- организация учебной деятельности;

- стиль педагогической деятельности учителя;

- коллективные, групповые формы учебной деятельности;

-оценка учебной деятельности школьника в безличной форме.

Учитывая эти факторы на каждом уроке, можно повысить мотивацию школьников при обучении бурятскому языку. В целях достижения положительного результата необходимо:

- ставить учеников в ситуацию самостоятельного выбора цели; способствовать тому, чтобы ученики видели связь между затраченными усилиями и результатами труда;

- связывать учебную информацию с жизненным опытом школьников;

- развивать у детей познавательные мотивы;

- применять активные, творческие методы обучения;

Эффективными способами повышения мотивации школьников на сегодняшний день являются аудиовизуальные средства и использование видеоматериалов, которые оказывают  эмоциональное воздействие на учащихся, дают возможность за единицу времени получать значительно больше информации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Власова И.А., Лобашев В.Д., Тропим В. Ф. Стимулирование интереса учащихся к учебной деятельности. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2006,-№3

2. Гликман И. Как стимулировать желание учиться?//Народное образование. -2003,-№2

3. Гордеева Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности или мотивация обучения: пять условий успеха. // Психология в вузе-2005,-№4

4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.-М.:Просвещение, 1991

5. Кашинцева В.Г. Развитие межкультурной компетенции на уроках английского языка и во внеклассной работе// Методист.-2006,-№5

6. Осипов И. Формирование учебной мотивации школьников\\ Школа и производство.-2004,-№2/-c4-6

7. Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников. Психология в вузе. - 2008.-№ 5.-С. 121-130.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация темы по самообразованию в практике работы:«Использование игровых технологий как основы для формирования коммуникативной компетенции и положительной мотивации в обучении английскому языку».

В основе творческой деятельности учащихся лежит постоянное стремление к познанию, к более полным и глубоким знаниям. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения ин...

Проектное обучение как метод формирования положительной мотивации при изучении иностранного языка.

Мотивация играет важную роль при изучении иностранного языка. Метод проектов помогает вовлечь в процесс обучения как и слабоуспевающих учащихся, так и одаренных, высокомотивированных учеников....

Опыт работы по проблеме:« Формирование положительной мотивации в обучении учащихся иностранному языку»  

Стратегия модернизации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития образования.  Качественное  владение иностранным языком необходимо каждому человеку для вхожд...

Использование современных игровых технологий как основы для формирования коммуникативной компетенции и положительной мотивации в обучении английскому языку

Использование современных игровых технологий как основы для формирования коммуникативной компетенции и положительной мотивации в обучении английскому языку...

Описание инновационного проекта "Инновационный подход как основа формирования положительной мотивации при обучении русскому языку"

Разработка системы обучения русскому языку, направленная на формирование положительной мотивации учения за счет реализации инновационного подхода и опоры на резервы эмоциональной сферы школьников....

Региональный компонент как средство формирования положительной мотивации в обучении иностранному языку

Статья посвящена роли регионального компонента в преподавании иностранного языка в средней школе, месту, целям и подходам в реализации региональной части содержания учебного курса а также её значению ...

Доклад на тему «Формирование положительной мотивации в обучении мордовскому языку в русскоязычных школах».

laquo;Формирование положительной мотивации в обучении мордовскому языку в русскоязычных школах»...