Региональный компонент как средство формирования положительной мотивации в обучении иностранному языку
статья по английскому языку на тему

Кулябина Валентина Николаевна

Статья посвящена роли регионального компонента в преподавании иностранного языка в средней школе, месту, целям и подходам в реализации региональной части содержания учебного курса а также её значению для формирования положительной мотивации учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon regionalnyy_komponent_v_prepodavanii_inostrannogo_yazyka.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный компонент как средство формирования положительной мотивации в обучении иностранному языку

При обучении иностранному языку в настоящее время в нём меньше, чем в других гуманитарных предметах, учитывается  региональный компонент содержания образования. Однако специфика иностранного языка, обновление целей и содержание языкового образования на современном этапе предполагают включение данного компонента в обучение. Необходимость обучения иностранному языку с учетом регионального компонента продиктовано тем, что понимание иной культуры возможно только на основе знания своего региона. Отсутствие знаний как своей, так и другой культуры является источником недопонимания в процессе межкультурной коммуникации.

Учащиеся испытывают затруднения при передаче информации о фактах и явлениях, связанных с родной региональной культурой средствами иностранного языка, и, следовательно,  в процессе реальной коммуникации не способны раскрывать и транслировать ее своеобразия в контексте мировой культуры. В условиях культурного многообразия общего контекста обучения в различных регионах России встает задача сформировать у учащихся коммуникативные умения, обеспечивающие использование иностранного языка для взаимного культурного обогащения в ситуациях иноязычного общения.

В последнее время в образовательную практику вводится национально-региональный компонент в структуре государственного образовательного стандарта.  Данный компонент поможет, с одной стороны, решить проблему создания положительной мотивации у детей, когда игровая мотивация снижается. Основными мотивами могли бы стать: стремление к расширению и углублению сферы познавательной деятельности, интерес к культуре родного народа и народа – носителя языка. С другой стороны культурный компонент будет способствовать более осознанному овладению иностранным языком как средством общения. А также формировать представления об актуальных проблемах социально-политической жизни, анализировать нравственно-эстетические традиции, накапливать информацию о памятниках истории и произведениях искусства, формировать активное и заинтересованное отношение к духовной жизни людей разных стран, что ведет за собой возникновение уважения к национальным традициям своего народа.

Реальное протекание образовательного процесса в масштабе «регион», «край» отражено в современных исследованиях, где ставится акцент на недостаточности внимания педагогов к включению в образовательный процесс окружающей школьников жизни, пренебрежение педагогами краеведческом принципом преподавания.

Овладев определённым объёмом знаний о культуре и истории родной страны и страны изучаемого языка на раннем этапе обучения иностранному языку и тем самым повысив свою коммуникативную и лингвострановедческую компетенцию, ученики средних классов и старшеклассники готовы к ознакомлению с культурой и историей двух стран на региональном уровне.

Регионоведение представляет собой самостоятельную научную дисциплину, которая предполагает изучение истории и этнографии, экономики и политики, науки и культуры, языка и литературы, традиций и ценностей конкретного региона. На начальном этапе региональные знания должны служить средством повышения общеобразовательного уровня и совершенствования владения иностранным языком. Источником этих знаний могут являться предметы  гуманитарного и естественного циклов, а также самостоятельная работа с  географическими, историческими, литературоведческими, культуроведческими и другими сведениями о своём крае.

Реализация регионального содержания в изучении иностранного языка зависит от выбора педагогом подходов обучения и учебных средств. Учитель может использовать современные  эффективные методы обучения: проблемное обучение, метод проектов, ролевые игры, информационные, поисковые, исследовательские технологии. Главное, чтобы каждая предложенная модель содействовала закреплению положительной мотивации изучения иностранного языка путем интегрирования в учебный процесс личностно значимых региональных знаний и способствовала совершенствованию знаний иностранного языка в целом.

        Эффективной является методика организации исследовательской деятельности учащихся, направленная на изучение особенностей региона, которая предполагает постановку проблемы, изучение материалов, их анализ и обобщение. Одной из таких форм может стать лекционно-реферативная, например разработка и проведение экскурсии, микроэкскурсии (с записью на видеокамеру) по своей местности или региональному центру для иностранных гостей, учащихся.

Другой формой реализации регионального компонента может быть предметно-ситуативная. Её основу составляют речевые ситуации, которые объединены чаще всего единой сюжетной линией и базируются на предметах речи регионального содержания. Распространённым сюжетом при работе с региональным материалом является посещение зарубежными гражданами конкретной местности.  Темами бесед могут являться рассказы об истории, экономике и достопримечательностях города, сравнение местных и иностранных традиций и многое другое. При составлении ситуаций важно помнить о психологической природе речевой деятельности, которая стимулируется различными потребностями человека, например: удовлетворить свою любознательность, выразить мнение, отношение, дать оценку происходящему, разрешить разногласие, сделать выбор, принять решение, узнать информацию.

       На старшем этапе у учащихся формируется способность и потребность участвовать в непосредственном диалоге культур, совершенствоваться в английском языке и использовать его для углубления своих знаний. Ученики должны овладеть умениями логично и связно высказываться о культурных событиях края и города, критически размышлять по интересующей их проблеме, публично выступать с подготовленным устным сообщением по заданной или самостоятельно выбранной теме. Метод проектов, будучи по сути своей комплексным методом, решает практически все перечисленные выше задачи.

При изучении устных тем на уроках английского языка можно проводить интегрированные уроки (английский - краеведение, английский - литература) с использованием метода проектов. Формы реализации могут быть разными: экскурсия по городу, доклад, создание географической модели, карты, дневника.   Конечным результатом проекта могут быть: карты, альбомы с фотографиями достопримечательностей  города с их кратким описанием.

        Таким образом, использование регионального компонента помогает органично  встроить изучение иностранного языка в общий образовательно-воспитательный  процесс, частично восполнить отсутствие иноязычной среды и сформировать положительную мотивацию учащихся.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектное обучение как метод формирования положительной мотивации при изучении иностранного языка.

Мотивация играет важную роль при изучении иностранного языка. Метод проектов помогает вовлечь в процесс обучения как и слабоуспевающих учащихся, так и одаренных, высокомотивированных учеников....

Описание инновационного проекта "Инновационный подход как основа формирования положительной мотивации при обучении русскому языку"

Разработка системы обучения русскому языку, направленная на формирование положительной мотивации учения за счет реализации инновационного подхода и опоры на резервы эмоциональной сферы школьников....

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ.

В течение последнего десятилетия благодаря расширению профессиональных контактов, более свободному обмену информацией, распространению научной и учебно-методической литературы, издаваемой за рубежом, ...

Формирование положительной мотивации при обучении бурятскому языку

Главное при обучении школьников бурятскому языку – формирование положительной мотивации, педагогическое мастерство учителя, знание своих учеников, их психологических, возрастных, личностных, инд...

КРОССЕНС как приём формирования положительной мотивации к изучению иностранных языков в контексте ФГОС ООО

В статье описывается применение необычного методического приёма КРОССЕНС на уроках английского языка. Кроссенс относят к интерактивным методам обучения, соответствующим личностно-ориентированному подх...

"Кроссенс" как один из приёмов формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка

рассматривается современный методический приём «Кроссенс» как  один из приёмов формирования положительной  мотивации к изучению иностранного языка. Даются  определение...

"Кроссенс" как один из приёмов формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка

рассматривается современный методический приём «Кроссенс» как  один из приёмов формирования положительной  мотивации к изучению иностранного языка. Даются  определение...