Проектное обучение как метод формирования положительной мотивации при изучении иностранного языка.
статья по английскому языку по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектное обучение как метод формирования положительной мотивации при изучении иностранного языка.
Преподаватель иностранного языка Брянского профессионально-педагогического колледжа Гунько И.А.
В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями, мультимедийными средствами обучения.
В новом федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) было утверждено введение обязательного ЕГЭ по английскому языку с 2020 года, однако эффективность обучения иностранному языку, особенно в массовой школе, оставляет желать лучшего. Практический опыт убеждает нас в том, что самое главное в обучении иностранному языку - это мотивация учащихся. Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения и навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Мотивационные компоненты определяют для учащихся значимость того, что им познаётся и усваивается. Его отношение к учебной деятельности, её содержанию, способам выполнения и результатам деятельности.
Одним из нетрадиционных видов урока, формирующего положительную мотивацию у учеников при изучении иностранного языка, является урок-проект. Основа проектной методики - идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на значимый результат. Достижение конечных результатов становится важным показателем продуктивности учебной деятельности. При этом обязательна реализация принципа связи обучения с жизнью, с практикой. Конкретные дела всегда значимы. Школьники любят показывать результат своей деятельности, реальные продукты своего труда окружающим. Это способ их самовыражения.
В разработке и реализации конкретных проектов решаются практические учебные и воспитательные задачи, приобретаются практические знания и опыт. Целесообразно направлять деятельность учеников, учитывая их интересы, потребности, способности и индивидуальные особенности. Знания будут восприниматься детьми действительно нужными только в случае наличия проблемы или задачи, для решения которых им нужны полученные знания и умения. [5, с.7-10]
Использование проектной методики способствует развитию организаторских качеств участников проекта, объединению их интересов, выявлению детей, склонных к лидерству и организаторской деятельности. Растут самооценка и уверенность в себе. Дети учатся находить компромиссы при решении поставленных вопросов и уважать взгляды других.
В процессе работы над проектами участники учатся самостоятельному мышлению, самоорганизации, инициативе, развивают чувство интуиции. Увеличивается активность участников: они начинают больше читать, особенно справочную и специальную литературу, чаще общаются друг с другом, ведут обсуждения и дискуссии. Процесс защиты проектов, публичные выступления развивают мышление, культуру речи и общения, умение аргументировать защищать свои идеи, самообладание. Таким образом, происходит развитие личности.
Проектная методика играет важную роль в образовательном процессе. Разрабатываются вопросы интеграции учебных дисциплин, обеспечивается связь с изученными темами. В процессе проектной работы полнее реализовывается системный подход в обучении, согласовываются учебно-воспитательные задачи, соединяются теория и практика. [2, с.9-15]
Хочется отметить, что использование метода проектов возможно в разноуровневых классах и группах. Она одинаково полезна и эффективна как для слабоуспевающих учащихся, так и для высокомотивированных и одаренных учащихся. Слабоуспевающие дети могут показать свои интересы, свое трудолюбие и свою полезность для группы, например, выполнив учебный проект, который будет использован в учебном процессе. Высокомотивированные дети в результате данной работы приобретают дополнительные знания, могут выполнить проект на высоком уровне и предложить одноклассникам дополнительный интересный материал или общественно значимое мероприятие, тем самым вовлечь всех учеников в активную деятельность и общение.
Работу над проектами целесообразно применять на всех ступенях обучения в школе: начальной, средней и старшей. Первоначально это могут быть мини-проекты, затем они будут усложняться и расширяться. Формы предъявления проектов могут быть разными от открыток, стенгазет, альбомов, мультимедийных презентаций до объемных докладов, рефератов, разработок мероприятий и прикладных общезначимых проектов. [4, с.25]
При проведении проектной работы перед учителем может возникнуть ряд проблем.
1.Организация
Проекты создают дополнительную работу для учителя. Они требуют дополнительных действий, таких, например, как установление контактов, нахождение подходящих источников материалов и т.д. Душина Т.В. дает несколько советов и пожеланий в организации учебного процесса:
- тщательно подготовьтесь к выполнению задания. Убедитесь в том, что каждый ученик понимает, какое конкретно задание ему предстоит выполнить еще до начала работы над проектом.
- не спешите. Подробно объясните, что и как следует делать.
-терпимо относитесь к шуму. Учащимся потребуется иногда встать, чтобы взять ножницы или заглянуть в справочник. Такой вид шума – это естественная составляющая продуктивной работы, но пресекайте любой другой шум, не связанный с выполнением задания.
- внимательно наблюдайте за тем, что делают ребята. Если они не поняли свое задание, не отменяйте его. Остановитесь и выясните, в чем проблемы. Разберитесь в каждой из них.
2. Мониторинг
Необходимо знать, что делает ученик за пределами класса. Но, с другой стороны, проект – это возможность школьнику выразить свои собственные идеи. Желательно, чтобы не было слишком строгого контроля.
3. Личностные проблемы
Учитель может столкнуться с трудностями, связанными с личностью ученика, такими, как отсутствие интереса или мотивации, трудности во взаимоотношениях с другими членами группы. Но, с другой стороны, работа над проектом дает ребятам возможность проявить таланты, например оформительские, которые не менее важны для успеха проекта, чем умение хорошо писать по-английски, и т.д.
4. Трудности в создании успешно действующих групп
Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит творческий характер. Групповая работа особенно эффективна для сбора иллюстративного материала. Необходимо сохранять группы до окончания работы над проектом. Состав групп можно поменять только тогда, когда начинается работа над новым проектом. Успех группы, рассчитанной на длительное действие, зависит от интересов учащихся и взаимоотношений между ними. Предпочтительное количество учеников в группе 3-4. [1, с.38-41]
Проектная деятельность способствует формированию коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку. Использование метода проектов на уроках помогает научить школьников понимать звучащую речь на иностранном языке, сообщать собеседнику о себе, побуждать собеседника к речевому поведению, задавать вопросы и отвечать на них, выражать согласие или несогласие, желание или нежелание.
Кроме того, применение метода проектов повышает интерес учащихся к учению в целом и к изучению иностранного языка в частности: путем развития внутренней мотивации, при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. [3, с.21]
Список литературы
1. Душина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2004. - №5. – С.38 – 41.
2. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения иностранному языку// Иностранные языки в школе. – 1991. - №3. – С.9 – 15.
3. Мартынова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка. // Иностранные языки в школе. – 1999. - №4- С. 19-21.
4. . Пахомова Н.Ю. Метод проектов: функции и структура учебного процесса//Технологическое образование. – 1997. - №1. – С.23-28.
5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. //Иностранные языки в школе. –2002.- №1- С. 7-10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ.
В течение последнего десятилетия благодаря расширению профессиональных контактов, более свободному обмену информацией, распространению научной и учебно-методической литературы, издаваемой за рубежом, ...
Презентация на тему "Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка у обучающихся начальной школы".
Презентация на тему "Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка у обучающихся начальной школы"....
Формирование положительной мотивации к изучению английского языка.
Английский язык получает все большее распространение в мире и, не без основания, претендует на звание «языка международного общения». Результативность учебно-воспитательной деятельности учи...
Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению русского языка в вечерней школе
Современные педтехнологии в вечрней школе....
КРОССЕНС как приём формирования положительной мотивации к изучению иностранных языков в контексте ФГОС ООО
В статье описывается применение необычного методического приёма КРОССЕНС на уроках английского языка. Кроссенс относят к интерактивным методам обучения, соответствующим личностно-ориентированному подх...
"Кроссенс" как один из приёмов формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка
рассматривается современный методический приём «Кроссенс» как один из приёмов формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка. Даются определение...
"Кроссенс" как один из приёмов формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка
рассматривается современный методический приём «Кроссенс» как один из приёмов формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка. Даются определение...