Практикум «Сложноподчинённые предложения и «Энциклопедия русской жизни» (русский язык + литература)
план-конспект занятия (10 класс) на тему
Комплексная дидактическая цель занятия Знать: - о делении предложения на главное и придаточное, о постановке смыслового вопроса от главного предложения к придаточному; - условия выделения запятыми на письме придаточного предложения. Уметь: - определять средства связи придаточного с главным предложением; - находить место постановки запятой между главным и придаточным предложением, учитывая знания о подчинительных союзах и союзных словах; - правильно ставить знаки препинания между частями СПП; - самостоятельно готовить высказывания по определённой теме; Закрепить: - орфографические и пунктуационные навыки на основе попутно-го повторения. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_spp.docx | 77.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Сложноподчинённые предложения и «Энциклопедия русской жизни»
Тип занятия: интегрированное комплексное занятие (межпредметная связь русского языка и литературы). Систематизация знаний.
Цель: показать межпредметное единство русского языка и литературы на примере поэзии начала XIXв.
Задачи: 1.Закрепить умения и навыки различать виды сложных предложений, находить главную и придаточную часть в сложноподчинённом предложении, правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения, составлять схемы СПП, использовать СПП в собственных высказываниях; научить применять имеющиеся знания в конкретной ситуации.
2. Совершенствовать навыки анализа и обобщения учебного материала, умения выступать и защищать свою точку зрения, умения работы с источниками знаний; развивать коммуникативные навыки работы в парах и творческие способности.
3. Совершенствовать познавательный интерес к окружающей жизни.
Оборудование: компьютер, презентации, высказывания о поэте, о поэзии, текст по русскому языку на партах, записи на доске.
Занятие применения знаний на практике построено на сочетании парной, фронтальной, индивидуальной работы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
І. Вступительное слово учителя. (До 3-х минут)
Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Рады вас приветствовать на предметном занятии «Сложноподчинённые предложения и «Энциклопедия русской жизни». Сегодня у нас практикум по закреплению знаний о СПП, повторению орфографии и пунктуации, что поможет подготовке к ОГЭ, на материале (тексте) романа А.С.Пушкина, а это встреча с героями «Энциклопедии русской жизни».
II. Блок «Русский язык». Закрепление темы «Сложноподчинённые предложения».
Итак, начнём с теоретической разминки. УЭ-1. Теоретическая разминка. (До 3-х минут)
- Что такое сложное предложение?
«СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это такое предложение, которое имеет в своём составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно». Пример. Я думаю, что мы справимся с поставленной задачей.
- Какие виды сложных предложений вы знаете?
«Сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные сложные».) Пример. Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты.
- Какое предложение называется сложноподчинённым?
«СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫМ называется такое сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов. Сложноподчинённое предложение имеет две части, одна из которых является главной, а другая подчинённой – придаточной». Пример. Очень важно то, что мы пишем.
- Перечислите основные группы сложноподчинённых предложений.
«Выделяются три наиболее широкие по значению группы сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными, определительными, обстоятельственными». Пример. Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена.
УЭ-2. Сообщение на лингвистическую тему. (До 3-х минут)
- Опираясь на знания, полученные на уроках, и опорную схему, составьте лингвистическое высказывание на тему «СПП с несколькими придаточными».
Закрепление.
1. Укажите вид предложения:
Артамонова вдруг обняла скука, как будто пред ним широко открыли дверь в комнату, где всё знакомо и так надоело, что комната кажется пустой.(Горький М.)
1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением
2. Укажите вид предложения:
Только теперь увидел Фрол, что совсем рассвело, что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана, что камни на берегу стали сизоватыми от утренней росы. (Иванов А.)
1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным подчинением
3. Укажите вид предложения:
Хотя фронт придвинулся к самому каналу, шестая батарея оставалась маленьким островком, до которого в полной мере не докатилась тяжёлая волна войны. (Яковлев Ю.)
1) Сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
4. Укажите вид предложения:
Снег скрипел так, что было слышно, как кто-то ходит на другом конце села. (Иванов А.)
1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением
5. Укажите вид предложения:
Его жизнь укладывалась в анкету с той легкостью, с какой она заполняется у тех, кто не знает темных пятен в своем прошлом, кто, не мудрствуя, старательно идет по однажды избранной дороге.(Бахвалов А.)
1) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением
6. Укажите вид предложения:
Дмитрий Алексеевич понял, что здесь печатают светокопии чертежей и что посторонним тут делать нечего. (Дудинцев В.)
1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением
4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением
7. Укажите вид предложения:
Я помнил, что требуется сменить часового в саду, и, как только Семенов освободился, поставил его на пост. (Богомолов В.)
1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением
8. Укажите вид предложения:
Рассказав, как Каштанова перепутали с командиром полка и что из этого получилось, Федоров хохочет и высовывается из ванной, чтобы посмотреть, как смеётся племянница.(Давыдова Н.)
1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением
9. Укажите вид предложения:
Рассказать об этом человеке хотелось так, чтобы придерживаться фактов и чтобы было интересно. (Гранин Д.)
1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением
10. Укажите вид предложения:
Если попадется поляна в окружении позолотевших берёз, можно полежать на мягкой траве, где по-летнему пригревает солнце.(Солоухин В.)
1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
УЭ-3 Работа с текстом. (До 8 минут)
- Обратите внимание на 3учебный элемент и его цель. ЧДЦ: проверить степень усвоения учебного материала о сложноподчинённом предложении, закрепление орфографии и пунктуации. Самостоятельно работайте на отпечатанных листах.
А) Задание: расставить пропущенные запятые, вставить буквы, раскрыть скобки.
Индивидуальное задание у доски.
Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали сёла; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущённый сад,
Приют задумчивых Дриад.
Деревня где скучал Евгений
Была прелес..ный уголок;
Там друг (не)ви(н,нн)ых наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уедине(н,нн)ый
Горой от ветров огражде(н,н)ный
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним п..стрели и цвели
Луга и нивы золотые
М..лькали сёла; здесь и там
Стада бродили по лугам
И сени расширял густые
Огромный запущё(н,нн)ый сад,
Приют задумчивых Дриад.
Дриады – в древнегреч. мифологии лесные нимфы.
Поскольку на выходе это задание д.б. оценено в результате взаимопроверки, то предлагаю вам принять участи в этом учебном элементе.
А) Задание: расставить пропущенные запятые, вставить буквы, раскрыть скобки.
1) Мы лучше думаем о достоинстве человеческой натуры и имеем убеждение что человек рожде(н,нн) не на зло а на добро не на пр..ступление а на разумно-законное насл..ждение благами бытия <…>. 2) Зло скрывается не в человеке но в обществе так как общества понимаемые в смысле формы человеческого р..звития еще далеко не достигли своего идеала то (не) удивительно что в них только и вид..шь много пр..ступлений. 3) Этим же объясняется и то почему считавшееся пр..ступным в древнем мире сч..тается зако(н, нн)ым в новом, <…> почему у каждого народа и каждого века свои понятия о нравстве(н,нн)ости зако(н,нн)ом и пр..ступном.
1) Мы лучше думаем о достоинстве человеческой натуры и имеем убеждение, что человек рожден не на зло, а на добро, не на преступление, а на разумно-законное наслаждение благами бытия <…>. 2) Зло скрывается не в человеке, но в обществе, так как общества, понимаемые в смысле формы человеческого развития, еще далеко не достигли своего идеала, то не удивительно, что в них только и видишь много преступлений. 3) Этим же объясняется и то, почему считавшееся преступным в древнем мире считается законным в новом, почему у каждого народа и каждого века свои понятия о нравственности, законном и преступном.
В.Г. Белинский
«Сочинения Александра Пушкина» (статья 9 «Евгений Онегин». (Окончание)
Б) Взаимопроверка выполненной работы. Озвучить оценки.
Следующий блок заданий предполагает работу в паре.
В) Работа над орфографией и пунктуацией.
В каком варианте ответа правильно указан(-а, -ы) все цифр(-а, -ы), на месте котор(-ой,-ых) в предложении должны стоять запят(-ая,-ые) при вводном слове? Может быть (1)стоит начать с себя(2) с размышления над тем (3) чего нам самим не хватает?
1) 1,2 2)1 3) 1,2,3 4) 1,3
Из предложений1-2 выпишите краткое причастие. (Рожден)
Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ЛУЧШЕ ДУМАЕМ. (Примыкание)
Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным распространенным определением. Напишите номер этого предложения. (2)
Среди предложений 1-3 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное определительное. Напишите номер этого предложения.(1)
Данный блок заданий имеет формулировки, идентичные части 2 в ОГЭ.
Оцените себя. Озвучить оценки.
Можно ли считать данные предложения текстом?
Да, потому что они объединены одной темой.
К какому стилю можно отнести этот текст?
Публицистический.
О чем говориться в тексте?
В тексте говорится, что зло скрывается не в человеке, а в обществе.
Определите тему текста.
«Зло - носитель преступлений».
Где мы встречаемся с такими рассуждениями?
У Белинского есть статья, посвященная роману в стихах «Евгений Онегин», который он называет «Энциклопедией русской жизни».
III. Блок «Литература». «Энциклопедия русской жизни».
УЭ-4. В своем романе Пушкин раскрывает жизнь, интересы и нравы русского дворянства. Прежде всего, наше внимание привлекают мыслящие дворянские интеллигенты. Кто это?
В романе они представлены образами Онегина, Ленского, Татьяны Лариной.
Что отличает этих героев?
Онегин не хочет жить так, как живет окружающая его «посредственность», и он, и Ленский, и Татьяна не хотят жить, как заурядные, довольные собой люди. Ленский и Онегин «не знают, чего им хочется, но знают, чего им не хочется». Их не удовлетворяют разговоры о «псарне и вине». Им интересны философские вопросы о жизни и смерти, о природе явлений. С Татьяной их роднит одиночество и чуждость дворянской среде. Подтвердить текстом.
Глава 2, ст. 16
Меж ими всё рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Все подвергалось их суду.
Почему эти герои одиноки?
Потому что они стоят на голову выше той среды, в которой живут. По своему образованию, интеллекту, глубине чувств они значительно превосходят других.
Что читал Онегин?
Руссо, экономиста А. Смита, историю «от Ромула до наших дней», Байрона. Среди его знакомых Каверин, сам Пушкин.
Глава 1, ст.5
Онегин был, по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Ученый малый, но педант: (Педант-человек с принципами, расходящимися со взглядами светского общества)
Он знал довольно по-латыне,
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
(Ромул – легендарный основатель Рима)
Хранил он в памяти своей.
Зато читал Адама Смита,
И был глубокий эконом,
То есть, умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Что мы можем сказать о Ленском?
Ленский - воспитанник Геттингенского университета – «рассадника вольнодумства». Роднит их благородство душ. Ленский смотрит на взаимоотношения людей как на братство, верит в родство душ. Подтвердите текстом.
Глава 2, ст. 6
В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал
И столь же строгому разбору
В соседстве повод подавал.
По имени Владимир Ленской,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
Татьяна уверена, что на добро люди должны отвечать добром. Понятие « чести-одно из основных в ее «моральном кодексе».
Глава 3, ст. 31 (Письмо)
Стыдом и страхом замираю...
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю...
Роднит этих героев и их критическое отношение к миру, к обществу, их передовые взгляды.
Роднит их и многое другое: они умеют видеть прекрасное в жизни, глубоко чувствуют природу, ее прелесть. Их объединяет и трагическая судьба: Ленский убит на дуэли, Татьяна томится в свете, Онегин остается на распутье. Эти люди не могут быть счастливы.
Образами Онегина и Ленского поднимается главная проблема романа - трагедия русского интеллигента, который оторван от народа, который не знает, куда ему идти. Поэтому «силы этой богатой натуры (Онегина) остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца» (Белинский). Какую картину России представляет Пушкин в своем романе?
Пушкин дает нам ненавязчивую, но достаточно полную, яркую характеристику петербургской знати, московских дворян, деревенских помещиков.
Глава 7, ст 48
Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Всё в них так бледно равнодушно;
Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки,
Хоть невзначай, хоть наобум;
Не улыбнется томный ум,
Не дрогнет сердце, хоть для шутки.
И даже глупости смешной
В тебе не встретишь, свет пустой.
Это самодовольные пошляки, обыватели, люди, стоящие на невысоком моральном уровне. Они ведут пустую, праздную жизнь (поэтому Онегин и бежит из Петербурга). Чтобы иметь представление о поместных дворянах, достаточно обратить внимание на их «говорящие» фамилии: Скотинин, Буянов, Петушков и т. д. их разговоры – «о псарне и вине», однако их «классовая сущность» прекрасно проявляется в реакции на новшества Онегина в деревне: «Да он опаснейший чудак!»
Глава 5, ст. 26.
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком (35)
(Как вам, конечно, он знаком),
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.
27
С семьей Панфила Харликова
Приехал и мосье Трике,
Остряк, недавно из Тамбова,
В очках и в рыжем парике.
Приведем еще одну цитату из Белинского: «Разгадать тайну народной психеи для поэта - значит уметь равно быть верным действительности при изображении и низших, и средних, и высших сословий». О каком сословии мы еще не говорили?
В своей «энциклопедии» Пушкин показывает нам и жизнь крестьян и трудового народа.
Судьба няни; Глава 3, ст. 18
"Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?"
— И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь. -
«Да как же ты венчалась, няня?»
— Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели,
Да с пеньем в церковь повели.
И вот ввели в семью чужую...
утренний Петербург, по которому едет в карете Онегин, возвращающийся с бала;
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик, (Биржа-место стоянки извозчиков)
С кувшином охтенка спешит,
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке, не раз
Уж отворял свой васисдас.
девушки, собирающие ягоды, при этом поющие, чтобы не съесть барской ягоды, -вот они, картины жизни простого народа, в которые вглядывается читатель.
Наконец, огромно значение образа автора в романе: это передовой человек своего времени, нашедший свое предназначение в творческом труде. А язык, которым написан роман, говорит о том высоком уровне культуры, которого достигло русское общество (в лице лучших его представителей, коим и является А. С. Пушкин) к концу первой четверти XIX века. Роман был назван литературным критиком Белинским «энциклопедией русской жизни», энциклопедией 20-х годов XIX века.
Какое время изображено в романе?
Роман «Евгений Онегин» охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, времени правления царя Александра I, формирования тайных обществ, желавших преобразовать Россию, когда в воздухе витали идеи о свободе и равенстве, когда лучших представителей дворянства одолевала хандра, в их душах жила мечта о справедливом обществе.
Хандра постигла и Онегина. Подтверждение этому мы найдем в 1 главе романа.
Подготовленный ученик читает из 1-й главы, строфы XXXVII-XXXVIII
Почему это происходило? Как это связано с духовной жизнью народа?
-Британский антрополог Джефри Горер, проведя исследования периодов всплесков русской культуры, связал этот процесс с некоторыми чертами русского национального характера. По его мнению: «Многим русским свойственны сильные душевные порывы и всплески социальной активности между долгими периодами депрессии и «самокопания»».
VII. Итог занятия.
Для написания романа Пушкин изобрел особую строфу, которую так и называют – «онегинской строфой». Что мы знаем об О.с.?
Онегинская строфа – это строфа из 14 стихов с рифмовкой.
1. четверостишия с перекрестной рифмовкой (а, б, а, б),
2. четверостишия с парной рифмовкой (в, в, г, г),
3. четверостишия с опоясанной рифмой (д, е, е, д) и
4. заключительных двух строк с парной рифмовкой (ж, ж).
Ритмически и интонационно она часто распадается на 3 четверостишия и заключительное двустишие. Композиционно данная строфа тяготеет к определённому внутреннему построению: 1-е четверостишие даёт тему строфы, 2-е — развитие, 3-е — кульминацию, двустишие — афористическую концовку.
Давайте рассмотрим О.С. с точки зрения СКС. Начертите линейные схемы.
Выходной контроль.
1)Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум.
2)Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели,
Затем, что не всегда же мог
Beef-steaks и стразбургский пирог
Шампанской обливать бутылкой
И сыпать острые слова,
Когда болела голова.
3)И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.
Рефлексия:
1.Прочитайте цель занятия.
2.Достигли ли вы цели занятия?
3.Довольны ли вы своей работой на занятии?
4.Появилось ли желание узнать больше о русской культуре начала XIX века?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум "Сложноподчинённые предложения"
Урок, позволяющий закрепить знания о придаточных предложениях, их значениях, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному, используется компьютерная поддержка. Учащиеся...
Урок-практикум "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными"
Данный урок используется для закрепления изученного материала. В качестве приложения применяется презентация...
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией
Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...
Тема урока: « Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными».Урок русского языка в 9 классе.
"Отсутствие запятой в сложноподчинённом предложении с однородным подчинением" как элемент подготовки к ОГЭ....
Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённое предложение. Урок-практикум»
Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённое предложение. Урок-практикум»...
Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"
Данная презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 9 классе по теме "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточ...
Презентация к уроку "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум"
Данная презентация предназначена для работы на уроке в 9 классе по теме "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум". Работа со...