Сочинение о роли культуры в жизни человека, семьи, общества, государства. «Самобытная культуры народов ханты и манси»
творческая работа учащихся (8 класс) на тему
Конкурсная работа для участия в издании книги «Ступени осознания культурного кода»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hantyyskiy_yazyk._tsokur.docx | 40.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение о роли культуры в жизни человека, семьи, общества, государства.
Конкурсная работа
ученика 8-А класса МАОУ «Средняя школа №8»
Цокур Ярослава Юрьевича
для участия в издании книги «Ступени осознания культурного кода»
«Самобытная культуры народов ханты и манси»
Город Когалым -2014
Традиции и обычаи коренных народов Сибири
Хантыйский язык. Появление и история.
Ханты — народ, поселившийся в Сибири в незапамятные времена. Ханты говорили на своем языке.Изначально, как и у всех, он не был сформировавшимся языком. Хотя история умалчивает о появлении этого языка, как такового, мы можем предположить, что это было давно. Ведь Ханты укоренились в Сибири очень давно. Их только учитывать как жильцов нашего округа стали в 1925 году. И в то время это был уже народ со своим языком.
Вообще хантыйский язык известен своим количеством диалектов. Хотя бесспорно выделяют два диалекта: западные (собственно хантыйские), подразделяемые на северные(диалекты обдорской группы (обдорский) и диалекты приобской группы: шурышкарский, березовский, казымский, среднеобский). Диалекты эти пусть и отличаются друг от друга, но ханты могут понимать друг друга, если встретятся (ханты народ пусть и кочующий, но есть отдельные племена/роды, никак несвязанные друг с другом). Их диалог можно сравнить с разговором городского и сельского жителей.
Что же касается морфологии, то основным способом словообразования является суффиксация, префиксов в хантыйском языке нет. В хантыйском языке отсутствует категория грамматического рода. Русским предлогам обычно соответствуют послелоги, например: Ма Ас хөси мӓнсөм (Я к Оби пошёл), где Ас — ‘Обь’, а послелог хөси — ‘к’. Для обозначения принадлежности предмета к какому-либо лицу употребляются лично-притяжательные суффиксы. Выделяют 3 числа: единственное, множественное и двойственное, например: пөх мӓныс(мальчик ушёл), пөхңын мӓнсаңын (мальчики (двое) ушли), пөхыт мӓнсыт (мальчики ушли). Порядок слов хантыйского языка: подлежащее-дополнение-сказуемое.
Фонология
В хантыйском языке выделяют 8 гласных и 18 согласных звуков (казымский диалект). Следует различать гласные первого и непервых слогов. Так гласные первого слога — более чёткие и ясные, они могут быть долгими: а, э, о, ә; и краткими: ӓ, и, ө, у. Долгота гласного часто играет смыслоразличительную роль, например: Ас — (Обь), ӓс — (самка); шаш — (колено), шӓш — (спина).
Ударение в хантыйском почти всегда падает на первый слог, в многосложных словах могут появляться второстепенные ударения, падающие на один из нечётных слогов (чаще на третий).
Ну и конечно же, как и в любом другом языке, в хантыйском языке нельзя обойтись без письменности. Первый алфавит был составлен в 1932 году:
К 2000 году были сделаны некоторые поправки:
А а | Ӓ ӓ | Ӑ ӑ | Б б | В в | Г г | Д д | Е е |
Ё ё | Ә ә | Ӛ ӛ | Ж ж | З з | И и | Й й | К к |
Қ қ (Ӄ ӄ) | Л л | Ӆ ӆ (Ԓ ԓ) | М м | Н н | Ң ң (Ӈ ӈ) | Н’ н’ | О о |
Ө ө | Ӫ ӫ | П п | Р р | С с | Т т | У у | |
Ӱ ӱ | Ў ў | Ф ф | Х х | Ҳ ҳ (Ӽ ӽ) | Ц ц | Ч ч | Ҷ ҷ |
Ш ш | Щ щ | Ъ ъ | Ы ы | Ь ь | Э э | Є є | Є̈ є̈ |
Ю ю | Ю̆ ю̆ | Я я | Я̆ я̆ |
В настоящее же время хантыйский язык используется даже в СМИ. Например: В Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого АО на хантыйском языке выходит газета «Лух авт».
Регулярное радиовещание на хантыйском языке на радио «Югория» началось в 1964 году. Хантыйские передачи длительностью 20 мин выходят по понедельникам, средам и пятницам утром, в обед и вечером. На канале «Югра» тоже есть аналогичная передача. На ТРК «Югория» творческое объединение «Очаг» выпускает телепередачи на хантыйском. На «Югре» — передача об малочисленных народах севера округа ведется на русском языке.
И даже культуру хантыйский язык не обошел стороной! Этно-рок-группа «H-Ural» с 2009 г. исполняет песни на шурышкарском и среднеобском диалектах хантыйского языка. Лариса Миляхова - этнопевица народа ханты, исполняет традиционные песни на шурышкарском диалекте, уроженка Шурышкарского района, Ямало-Ненецкого АО.
На этом у меня все, спасибо за внимание!
Йәм уӆмәксәӆ!!!*
(До свидания!!!*)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль книга в жизни человека и общества.
Первый урок литературы в 5 классе по программе Коровиной....
Литература как учебный предмет. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее компоненты: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, коррек
Презентация к первому уроку по литературе в 5 классе....
Исследовательская работа "Семантика чисел и их смысловая роль в русских народных сказках и в сказках народов ханты и манси".
В ходе работы оригинально решаются вопросы в области словесности, связанные с анализом художественного текста: через интепретацию семантики чисел в русских народных сказках и в сказках народов х...
Урок-практикум «Роль права в жизни человека и общества»
Правовое государствоВерховенство законаВзаимная ответственность личности и государстваСудебная защита прав гражданРазделение властей:1.Законодательная2.Исполнительная3.Судебная...
Урок. Роль права в жизни человека и общества.
Право играет одну из важных ролей и в жизни человека, и в целом для общества. Право играет и важную воспитательную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра и гуманности...
Культурно-идеологическое, философское течение, основанное на убеждении в решающей роли разума в жизни человека и общества
Материал урока...
План-конспект урока на тему "Роль языка в жизни человека и общества. Разделы науки о языке"
План-конспект урока в 5 классе на тему "Роль языка в жизни человека и общества. Разделы науки о языке"...