Методическое портфолио учителя русского языка и литературы Бокша Марины Вячеславовны
методическая разработка (5 класс) на тему
1.Общие сведения
2.Рабочие программы
3.Педагогические цели и задачи
4.Методы работы
5.Совершенствование профессиональной деятельности
6.Самообразование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическое портфолио Бокша М.В. | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная автономная общеобразовательная организация
«Средняя общеобразовательная школа №3 города Рузы»
Методическое портфолио
учителя русского языка и литературы
Бокша Марины Вячеславовны
2017 г
СОДЕРЖАНИЕ
1.Общие сведения
2.Рабочие программы
3.Педагогические цели и задачи
4.Методы работы
5.Совершенствование профессиональной деятельности
6.Самообразование
Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог…
А.С. Макаренко
Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профессионального мастерства педагогов - формирование исследовательской культуры.
Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в “новом” типе учителя - творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приёмами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.
Бокша Марина Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МАОО «СОШ №3» г.Рузы, 1990 года рождения.
В 2012 году окончила Государственный университет по землеустройству, по специальности «Управление и экономика на предприятии» и получила квалификацию экономиста - менеджера.
С 2017 году проходит обучение в Московском педагогическом государственном университете (бывший МГПИ имени В.И. Ленина) по специальности - педагогическое образование с двумя профилями подготовки (русский язык и литература).
С 2017 года работаю в МАОО «СОШ№3» г. Рузы.
Обучение русскому языку веду по программе Л.М.Рыбченковой ( Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). Программа характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Обучение литературе веду по программе В.Я.Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений: литература/ под ред. В.Я.Коровиной, М.: «Просвещение», 2008). Данная программа способствует развитию у обучающихся способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни; воспитания высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции обучающихся.
Все рабочие программы, составленные мною, соответствуют требованиям, предъявляемым к их содержанию и оформлению.
Мое педагогическое кредо: «Учить учиться и учиться учить». Такие похожие слова… Только СЯ делает эти глаголы разными по значению. Что же первично? Исходя из здравого смысла, нужно сначала учиться, а потом только учить других. Так диктует практика. Но лично для меня процесс учения развивается по-иному. Этот замысловатый постфикс «ся» есть не что иное, как трансформированное возвратное местоимение «себя» – «учиться» – это значит «учить себя». Вот такой интересный лингвистический поворот! Уча других, я стараюсь всегда быть внутри процесса учения. Вместе с учениками, родителями я учусь САМА: учусь ответственности, проницательности, справедливости, доброте.
Основная цель моей педагогической деятельности - создание условий для формирования высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного, способного на сознательный жизненный выбор гражданина страны, умеющего самостоятельно учиться, создание условий для активизации познавательно-творческих способностей и развития универсальных учебных действий учащихся.
Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; метода проектов и информационно-коммуникационных технологий обучения. Таким образом, активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах.
Мною определены педагогические задачи, позволяющие достичь поставленной цели:
- совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности;
- использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;
- применение современных технических средств обучения;
- вовлекать каждого обучающегося в активный познавательный процесс;
- раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого обучающегося, дать возможность проявить себя;
- привить навыки: самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов;
- формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную, внеклассную деятельность.
Как учитель-филолог считаю, что главная задача моей педагогической деятельности – не только дать определенную сумму знаний, но и показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни.
Постоянно совершенствуя учебный процесс, в своей работе ищу новые приемы обучения и использую их в сочетании с традиционными. Стараюсь, чтобы каждый урок был результативным, а достичь этого можно только при условии привития обучающимся стремления к активной творческой деятельности. Каждый свой урок стремлюсь проводить на высоком методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности обучающихся, постоянно ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь детей. Рост мотивации к изучению русского языка и литературы отслеживаю с помощью анкетирования школьников. Вопросы анкеты позволяют также скорректировать методику преподавания предмета (по возможности учесть пожелания ребят о формах и методах работы на уроке, которые им нравятся). С удовлетворением констатирую тот факт, что все больше становится ребят, увлеченных русским языком и литературой
Эффективно использую метод проектов и информационно-коммуникационные технологии обучения. Считаю, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Я применяю данную технологию для изучения нового материала, закрепления, исследования и других этапов урока. Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения Моя педагогическая деятельность направлена на развитие у детей умений и знаний, необходимых им в новом 21 веке.
Для реализации поставленных дидактических задач пользуюсь различными формами и методами, такими как: практический (выполнение упражнений учебника), репродуктивный (анализ языковых единиц, построение предложений по моделям, подбор синонимов, однокоренных слов), объяснительно-иллюстративный (сообщение, чтение учебника), эвристический (устное словесное рисование, творческий пересказ), исследовательский (анализ языковых единиц разных уровней), метод устного изложения знаний и активизация познавательной деятельности обучающихся (объяснение, рассказ, лекция), методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, языковой разбор), метод самостоятельной работы обучающихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитико-синтетических упражнений, преобразование языкового материала), метод проверки и оценки знаний обучающихся, навыков обучающихся (диктант, лабораторная работа, контрольная работа, тестовая работа), метод выработки умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование, подбор синонимов, изложения, сочинения, монологическое высказывание), наглядные методы (иллюстрирование, демонстрация), проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации, решение частной лексической, грамматической задачи).
Богатый материал для диагностики и последующей коррекции знаний мне дают индивидуальные задания исследовательского характера.
Совокупность этих методов позволяет мне охватить все стороны учебного материала, заинтересовать ребят, использовать полученные знания в новой ситуации.
Как предметник я владею мониторингом качества образования по русскому языку и литературе, на своих уроках широко применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний обучающихся: тестирование, самостоятельные и контрольные работы. Для более прочного усвоения знаний, навыков использую различные карточки: консультации, опорные конспекты, таблицы, схемы, образцы. Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность обучающихся, поэтому я использую уроки-лекции, путешествия, практикумы, уроки в форме деловой игры. На таких занятиях создаю условия, которые позволяют обучающимся реализовывать свои образовательные потребности. Большое значение придаю самостоятельной работе обучающихся.
Веду занятия внеурочной деятельности в 5 классе «Тайны русского языка».
Постоянно совершенствуюсь в своей профессиональной деятельности.
Участвую в образовательных семинарах и вебинарах.
Тема моей работы по самообразованию: «Использование информационно-компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока». Актуальность этой темы заключается в том, что в стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышение веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Использование информационно-коммуникативных технологий в практической деятельности позволило сделать процесс обучения и воспитания интересным, развивающим любознательность детей, расширяющим кругозор.
Данная работа была представлена мною в виде доклада в 2017 году на МС школы, а также на заседании МО учителей русского языка и литературы.
Активно участвую в работе школьного методического объединения учителей русского языка и литературы. Часто являюсь членом жюри муниципальных олимпиад, конкурсов.
Ежегодно мои ученики принимают участие в школьных, муниципальных и всероссийских олимпиадах и конкурсах, что является подтверждением высокого интереса к предметам русского языка и литературы.
Анализируя результативность своей педагогической деятельности, я пришла к следующим выводам:
- Веду активную деятельность по формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету.
- Владею различными методами, приемами обучения и воспитания обучающихся и применяю их в практической деятельности.
- Использую педагогические технологии проблемно-ориентированного, развивающего обучения.
Считаю, что необходимо продолжить работу дальнейшего повышения качества знаний, создавая ситуации успеха, повышая самооценку, стимулируя обучающихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, без боязни ошибиться и быть раскритикованным. Необходимо также продолжить работу по использованию различных мультимедийных средств обучения и информационно-коммуникативных технологий, стараться поддерживать уровень позитивной мотивации обучающихся к участию в общешкольных и внеклассных мероприятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио учителя русского языка и литературы Юхачёвой Марины Николаевны
Портфолио учителя русского языка и литературы Юхачёвой Марины НиколаевныМесто работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа с.Ленинское" Энгельсс...
Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »
Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....
Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"
Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...
Методическое портфолио учителя русского языка литературы Ооржак Кара-кыс Доржуевны
Портфолио учителя русского языка и литературы...
Методическое портфолио учителя русского языка и литературы
Методическое портфолио учителя русского языка и литературы на конкурс "Учитель года"...
Индивидуальный план самообразования учителя русского языка и литературы Бакировой Марины Викторовны
Индивидуальный план самообразования учителя русского языка и литературыБакировой Марины Викторовны...