Клуб любителей русской словесности
рабочая программа (6 класс) по теме
Содержание программы “Клуба любителей русская словесности” содействует приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы, обеспечивает единство развития, воспитания и обучения. Программа позволяет показать обучающимся, как неисчерпаем мир литературного языка. Содержание и методы содействуют приобретению и закреплению прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_lyubiteley_russkoy_slovesnosti.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 640 Приморского района Санкт-Петербурга
Рассмотрено Председатель МО Бушуева Т.Н. Протокол № 1 от 08.06.2017 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР Столярчук А.Р. Педсовет № 6 от 16.06.2017 г. | Утверждаю Директор школы Бернацкая В.А. Приказ № 70 от 16.06.2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Клуб любителей русской словесности»
ДЛЯ 6 КЛАССА
4 часа в неделю (всего 136 часов)
Автор-составитель:
Учитель: Держиева О.А.
Квалификационная
категория: первая
2017 / 2018 уч. г
Санкт-Петербург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса составлена с учетом следующей нормативной базы:
- Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
- Примерная программа основного общего образования по русскому языку в образовательных учреждениях с русским языком обучения (Приказ Минобразования России от 09.03.2004 №1312).
- Инструктивное письмо от 21.05.2015 г. «Об организации внеурочной деятельности» № 03-20-2057/15-00
Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Внеурочная деятельность (“Клуб любителей русской словесности”) является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования школы.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с шестиклассниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку и литературе, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Содержание программы “Клуба любителей русская словесности” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Программа позволяет показать обучающимся как неисчерпаем мир литературного языка. Содержание и методы содействуют приобретению и закреплению прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы.
Цель и задачи программы.
Цель: развитие и закрепление познавательных интересов обучающихся и коммуникативных способностей.
Задачи:
Обучающие:
совершенствование умения организации личной и коллективной деятельности в работе с
книгой
способствование приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка и
теории литературы
пробуждение у обучающихся потребности к самостоятельной работе в познании родного
языка
совершенствование общеязыкового развития учащихся
расширение знания и представления о литературном языке
Воспитывающие:
воспитание у обучающихся культуры обращения с книгой, культуры общения
формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов
воспитание любви к родному языку и литературе
Развивающие:
развитие интереса к русскому языку и литературе как к учебным предметам
повышение уровня читательского восприятия шестиклассников
развитие творческих способностей
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе
развитие умения пользоваться справочной литературой
развитие коммуникативных способностей обучающихся
Содержание программы внеурочной деятельности «Клуб любителей русской словесности» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.
Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность
научность
сознательность и активность
наглядность
доступность
связь теории с практикой.
Внеурочный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные интересы учащихся.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работ: очные и заочные экскурсии, лингвистические игры, конкурсы; дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, фразеологизмы, крылатые выражения, упражнения по технике речи, по сцендвижению, азы актерского мастерства, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир литературного творчества, учит их любить и чувствовать родной язык.
Общая характеристика программы
Во внеурочной деятельности, занимаясь в «Клубе любителей русской словесности», учащиеся знакомятся с понятиями литературный язык и разговорный язык, осваивают такое важнейшее понятие, как стилистическая окраска слов и выражений, учатся видеть стилистические возможности лексики и грамматики в художественном произведении, а также применять это свойство языка в собственных высказываниях; изучают разновидности употребления языка, его функциональные стили, формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, учатся не только понимать значение этих явлений в произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства стилистической окраски; осваивают понятие о семантике средств языка во всех
его сферах: фонетике, лексике, словообразовании, морфологии, синтаксисе;
учатся оценивать качества текста; получают представление уже о системе
средств художественной изобразительности языка, о специфике поэтического слова в его историческом развитии и таким образом приобретают
умение воспринимать произведения, созданные в разные эпохи.
Учащиеся получают представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях — эпических, лирических и драматических.
Осваивают такие важнейшие для словесности понятия, как автор,
рассказчик, разновидности авторского повествования, учатся различать автора,
рассказчика и героя в эпическом произведении.
Предлагаемая программа представляет основы русской словесности.
Сначала рассматриваются ресурсы языка, которые позволяют ему служить материалом словесности. Каждый раздел программы по словесности включает в себя не только теоретические сведения, но и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся при изучении раздела, и некоторые виды работы над языком произведений. Практическая направленность изучения словесности служит обучению творческому самочувствию учащихся (упражнения по технике речи, актерскому мастерству и риторике, аутотренинги).
В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения - сказки, рассказа, сценки и др. Замечательный словесник-
методист М. А. Рыбникова так называла этот путь: «от маленького писателя
к большому читателю». Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника.
Программа рассчитана на 1 год (136 часов) и реализуется по плану внеурочной деятельности. Занятия проводятся 4 раза в неделю во второй половине дня. Местом проведения занятий могут быть учебный кабинет русского языка и литературы, библиотека, музей.
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы и представляет собой совокупность трех типов образовательных программ: возрастных, индивидуальных и комплексных, направленных на учёт и реализацию индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
Данная программа реализуется при использовании таких форм внеурочной деятельности как сетевые сообщества, олимпиады, конкурсы, очные и заочные экскурсии, проекты и т.д. Образовательная нагрузка распределяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами, продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 40 минут. Минимальное количество обучающихся в группе при проведении занятий внеурочной деятельности составляет 8-10 человек. Исключением являются модули, организующие индивидуальную работу с учащимися.
Формы проведения занятий
лекции, беседы
посещение театра
экскурсии в виртуальную библиотеку
игры-конкурсы
разыгрывание речевых ситуаций, экспромты
практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных
материалов, пословиц и поговорок, фразеологизмов, крылатых выражений, фольклора,
считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, стихотворений и др.
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)
Виды деятельности
игровая
познавательная
проектная
исследовательская
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сочинение сказок, стихотворений, юмористических рассказов, инсценирование, подбор музыки к литературным произведениям, иллюстрирование материала.
Основные методы и технологии
развивающее обучение
технология обучения в сотрудничестве
информационно-коммуникативная технология
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи
оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности
осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю
чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой культурой
приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре
осознать свое место в мире
оптимистически воспринимать мир
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернет
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме
иметь понятия о культуре речи и культуре общения
освоить технику речи
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
оценивать правильность выполнения действий
адекватно воспринимать критику
проявлять познавательную инициативу
работать по плану и корректировать свою деятельность;
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
адекватно использовать необходимые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение
владеть диалогической формой коммуникации
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
формулировать собственное мнение и позицию
совершенствовать собственную речь
Содержание программы
Программа предполагает знакомство с записками писателей о языке: Б.Тимофеев «Правильно ли мы говорим?», Л.Успенский «Почему не иначе?», «Слово о словах», К.Чуковский «Живой как жизнь», Л.Рябова «Эмоции и культура общения», Е.Язовицкий «Говорите правильно» и др.
Программа делится на разделы:
Богатство русского языка и культура речи: «Лексические нормы литературного языка, грамматические, орфоэпические, стилистические нормы», «Основы умелого использования выразительных и изобразительных средств языка», «О достоинствах русской речи – точность, краткость, эмоциональность, самобытность».
Риторика: «Техника речи», «Грамматико-стилистические этюды».
Культура общения: «Эмоции и творчество», «Самораскрытие в общении», «Уроки релаксации», «15 шагов к уверенности в себе».
Программа направлена на расширение и углубление сведений о практической стилистике, значение которой для эстетики устной и письменной речи трудно переоценить. Объектом практической стилистики служит языковой материал, который обычно изучается в лексике, грамматике и, частично, в фонетике русского языка. Практическая стилистика осуществляет действенный контроль за употреблением речевых средств, в соответствии с их принадлежностью к тому или иному языковому стилю, подсказывает докладчику, пропагандисту, оратору, ритору, автору литературного сочинения, присущие этим видам речи, языковые средства в области синтаксиса, морфологии, лексики и фразеологии.
Содержательный компонент программы приводит к пониманию, что эстетика речи – это ясность и красота мышления человека, средство общения его с другими людьми, что она во многом зависит от духовного богатства, нравственной чистоты человека.
Одним из важнейших направлений программы является работа учащихся со словарями, не как с «сухими» справочными пособиями, а как с ценнейшими и глубоко интересными книгами, составленными из слов, на которых, как говорит С.Я.Маршак, лежит:
…события печать.
Они дались не даром человеку.
Читаю: «Век… От века… вековать…
Век доживать…Бог сыну не дал веку…
Век заедать… Век доживать чужой…»
На словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Изучая эмоции, их виды, выражения и культурную обусловленность мы сможем ответить на следующие вопросы: каковы виды эмоциональных состояний говорящего, его эмоциональный тон, как выражаются эмоции, как связаны эмоции, речь и личность. Если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает эмоциональный голод. Этот голод утоляют, слушая музыку и читая литературу. Таким образом, учащиеся погружаются в работу над собой и своим тайным «я».
Календарно-тематическое планирование
«Клуб любителей русской словесности» для 6 класса
4 часа в неделю (всего 136 часов)
№ п/п | Дата | Название темы |
1 | Русские писатели и ученые о культуре речи | |
2 | Правильно ли мы говорим? | |
3 | О технике речи и литературном произношении | |
4 | Литературное произношение (орфоэпия) | |
5 | Дыхание, голос, дикция | |
6 | Школьная словесность | |
7 | Коверкание русского языка. О некоторых особых словах-ошибках | |
8 | Языковые семьи | |
9 | О жаргоне и модных словечках (сценки из школьной жизни) | |
10 | Вульгаризмы (сценки из школьной жизни) | |
11 | Немного о тавтологии (игровые этюды) | |
12 | Иноплеменные слова (миниатюра «Два иностранца») | |
13 | О словах иностранных нужных и ненужных | |
14 | Слово и мысль | |
15 | Слово и его жизнь | |
16 | Язык и немного истории | |
17 | Язык и немного мифологии | |
18 | Об ораторском искусстве и памятка оратору | |
19 | О законе инерции речи | |
20 | Сказки и были (этюды по актерскому мастерству, инсценирование) | |
21 | Древние языковеды | |
22 | Слова и словари | |
23 | Не совсем обычные словари | |
24 | О роли забвения в жизни языка | |
25 | «Музеи слов» | |
26 | Слова- ископаемые | |
27 | В мире давно отзвучавших слов | |
28 | В погоне за живым словом (миниатюры) | |
29 | Язык, которым говорим мы | |
30 | Оттаявшие слова (о способности языка старым словам придавать новые значения) | |
31 | Новое слово («приращение» слов) | |
32 | Рождение неологизмов (экспромты) | |
33 | Слова в масках (о происхождении слов) | |
34 | Работа с этимологическим словарем (презентации исследовательских работ) | |
35 | Анатомия слова (корни, приставки, суффиксы – аффиксы) | |
36 | О флексии и о прочем (об образовании и изменении слов) | |
37 | «Флективные» языки | |
38 | О скоплении гласных и согласных | |
39 | Самые длинные слова и слова-малютки (упражнения по технике речи) | |
40 | Загадки драматического рода (о падежах) | |
41 | Терзания переводчиков (о роде, об ударении, логическом и фразовом) | |
42 | О чистоте русского языка | |
43 | О словах обидных и мнимообидных | |
44 | «О языковой игре», об остротах живых и окаменевших, о блуждающих и «бессмыслицах» | |
45 | Об «окающих» и «акающих» и насчет правильного произношения (сценки, этюды) | |
46 | О бранных словах и речевом этикете | |
47 | Узаконенная ошибка (об удивительных историях слов) | |
48 | Словотворчество (о т.н. «кальках») | |
49 | Цитирование как творческий прием | |
50 | Афористичность – особое дарование | |
51 | Афоризмы, изречения и «жонглирование» ими | |
52 | О знании и понимании | |
53 | О некоторых «загадках» русского языка | |
54 | Глаголы «двоякой» формы | |
55 | Слова-антиподы | |
56 | Слова, которые ничего не значат (игра «Опытный этимолог») | |
57 | Связь имен нарицательных с различными вещами | |
58 | О разнице между именами нарицательными и собственными | |
59 | Обращение и звательная интонация (этюды в «предлагаемых обстоятельствах») | |
60 | Современные номофилы (о значении имени) | |
61 | Необычные истории с именами и отчествами (фильмотека) | |
62 | Образ, тип, прототип | |
63 | Прозвища звучные и благородные | |
64 | От слова до фамилии и обратно (А.Чехов «Лошадиная фамилия», инсценирование) | |
65 | Что же требуется от имени? | |
66 | О городской моде на западноевропейские имена и от чего она зависит (А.Толстой «Детство Никиты») | |
67 | Удивительные истории о приключениях слов (инсценирование) | |
68 | Словосложения и сомнения (о составе слова) | |
69 | «Из песни слова не выкинешь…» Правильно ли мы поем? (Вопрос не к музыке, а к словам) | |
70 | Понятие о речевом слухе | |
71 | Можно ли прожить без речевого слуха? | |
72 | Об инстинктах языка («Дубинушка» в исполнении Ф.Шаляпина) | |
73 | Использование архаизмов в ораторской речи и в поэзии (сочинение стихов в прозе) | |
74 | О некоторых «парадных словах» | |
75 | Пословицы, поговорки, фразеологизмы и их употребление в разговорной речи (составление диалогов) | |
76 | Об употреблении синонимов и синонимических оборотов русского языка | |
77 | Как одно и то же понятие передать по разному (коллоквиум) | |
78 | Стилистические возможности общеупотребительных и диалектных слов | |
79 | Стилистические возможности лексики и фразеологии | |
80 | Стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска слова. | |
81 | Исправление стилистических ошибок (определи стиль высказывания) | |
82 | Что такое «театральный штамп»? | |
83 | Словесные и речевые штампы оратора (театральные этюды) | |
84 | «Коварство» личных местоимений (о стилистической небрежности и двусмысленности) | |
85 | Уровни речевой культуры (миниатюра «Кошмарный сон») | |
86 | Владение инверсией | |
87 | Риторические вопросы (миниатюра «Неожиданный вопрос») | |
88 | Жеманные эстеты и жантильные читатели (миниатюра) | |
89 | Обсуждение литературных произведений различных жанров | |
90 | Тропы и фигуры речи (лингвистическая игра) | |
91 | Метафоры, аллегории и символы (словарь символов) | |
92 | Ирония | |
93 | Градация | |
94 | Анафора и эпифора | |
95 | Сравнение. Эпитет | |
96 | Синекдоха. Гипербола. Литота | |
97 | Повтор (рефрен, припев) | |
98 | Построение монологической речи | |
99 | Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения | |
100 | Язык лирических произведений | |
101 | Особенности интонации в стихотворной речи | |
102 | Ритм и рифма в стихах | |
103 | Строфа как единица композиции стихотворной речи | |
104 | Обучение стихосложению | |
105 | Лирическое «Я» автора | |
106 | Выразительное чтение стихотворений и художественной прозы | |
107 | Юмор в произведениях словесности (миниатюра «Увечья от наречия») | |
108 | Языковые средства создания комического (неожиданность, остроумие, каламбур) | |
109 | Средства создания юмора (миниатюра «Внимание – предлоги») | |
110 | Устная народная словесность, её виды и жанры: загадки, пословицы, поговорки, сказки, небылицы, легенды, предания, былины, анекдоты | |
111 | Язык былин, преданий и легенд | |
112 | Лирические виды и жанры народной словесности: песни, частушки | |
113 | Драматические виды и жанры народной словесности: кукольный театр, народная драма, раёк | |
114 | Язык драматических произведений | |
115 | Авторские ремарки (миниатюра «Трагедия с падежами») | |
116 | Стилизация и пародия | |
117 | Духовная литература, её виды и жанры | |
118 | Библия и особенности её стиля | |
119 | Жанры Библии: повесть, притча, проповедь, молитва, послания, псалмы. | |
120 | Жанровое и стилистическое своеобразие Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна | |
121 | Библейские темы в произведениях русской художественной литературы | |
122 | Инструментарий писателя: реминисценции, аллюзии, мотивы | |
123 | О культурной памяти (Д.С.Лихачев «Память искусства и искусство памяти») | |
124 | Художественная правда | |
125 | Эстетический идеал | |
126 | Познание мира средствами искусства слова | |
127 | Эмоции и творчество | |
128 | Внутренняя речь или думанье | |
129 | На каком языке мыслить | |
130 | Общение как восприятие людьми друг друга и их культура речи | |
131 | Культурные представления людей о себе | |
132 | Тайны языка – тайны общения | |
133 | Самораскрытие в общении | |
134 | Культурные различия в восприятии поведения | |
135 | Визуализация – воссоздание зрительных образов | |
136 | О коммуникативной компетентности |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
(для учителя)
- Альбеткова, Р.И. Русская словесность [Текст] : / Р. И .Альбеткова. - М. : Дрофа, 2007.
- Волина, В. В. Веселая грамматика [Текст] : / В. В. Волина. - М. : Знание, 1995.
- Волина, В. В. Занимательное азбуковедение [Текст] : / В. В. Волина. - М. : Просвещение, 1991.
- Волина, В. В. Русский язык. Учимся играя [Текст] : / В. В. Волина. - Екатеринбург ТОО. : АРГО, 1996.
- Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах [Текст] : / В. В. Волина. - М.: АСТ, 1996.
- Граник, Г. Г., Бондаренко, С. М., Концевая, Л. А. Секреты орфографии [Текст] : / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991.
- Занимательная грамматика [Текст] /Е. Г. Бурлака,И. Н. Прокопенко. - Донецк: ПКФ “БАО”, 1997.
- Маршак, С. Веселая азбука. Веселый счет [Текст] : / С. Маршак. - Ростов-на-Дону, 1991 г.
- Одинцов, В. В.Школьный словарь иностранных слов [Текст] / В. В. Одинцов ;под ред. В. В. Иванова. – М.: Просвещение, 1984.
- Превращения слов [Текст] : учебное пособие / А. В. Полякова . - М.: Просвещение, 1991.
- Рик, Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! [Текст]: / Т. Г. Рик. - М.: РИО “Самовар”, 1996.
- Рик, Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
- Рик, Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
- Сборник загадок [Текст]: / сост. М. Т. Карпенко. - М. : Просвещение, 1988.
- Литературный кружок в школе, 5-6 классы: / О. А. Ерёмина - М. : Просвещение, 2012.
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. Методический конструктор - М,: Просвещение, 2014.
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
- Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
- Российский общеобразовательный портал. Заочная работа со школьниками http://edu.of.ru/zaoch/
- Российский общеобразовательный портал. Дистанционная поддержка профильного обучения http://edu.of.ru/profil/default.asp
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Александрович, Н.Ф. Занимательная грамматика [Текст] : / Н. Ф. Александрович. — М. , 1974.
2. Асирий, А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.1. [Текст] : / А. Г. Арсирий. — М.:Учпедгиз, 1967.
3. Асирий, А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.2. [Текст] : / А. Г. Арсирий. — М. :Учпедгиз, 1967.
4. Баев, П.М. Играем на уроках русского языка [Текст] : / П. М. Баев. — М. : Русский язык, 1996.
5. Бетенькова, Н.М. Грамматика в рифмовках[Текст] : / Н. М. Бетенькова. — М. : Новая школа, 1996.
6. Бетенькова, Н.М. Орфография в рифмовках[Текст] : / Н. М. Бетенькова . — М. : Новая школа, 1996.
7. Бурмако, В. М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся 5-7 классов [Текст] : / В. М. Бурмако. —М. : Просвещение, 1991.
8. Волина, В.В. Веселая грамматика[Текст] : / В. В. Волина. — М.: Знание, 1995.
9. Граник, Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации[Текст] : / Г. Г. Граник и др. — М.:Просвещение, 1996.
10. . Граник, Г. Г. и др. Секреты орфографии [Текст] : / Г. Г. Граник и др. — М. : Просвещение, 1991.
11. Григорян, Л.Т. Язык мой — друг мой[Текст] : / Л. Т. Григорян. — М. : Просвещение,1974.
12. Занимательная фонетика на уроке и после[Текст] : / Сост. Окулова Г. Е. — М. : Оса: Росстани- на- Каме, 1994.
13. Занимательный материал по русскому языку[Текст] : / Сост.М.П.Лукашек. — Минск, 1980.
14. Зарецкий, А. И. Материалы по занимательной грамматике русского языка[Текст] : / А. И. Зарецкий. —М. :Учпедгиз, 1961.
15. Иванова,В.А.,Пошиха, З.А., Розенталь, Д.Е. Занимательно о русском языке[Текст]: / В. А. Иванова, З. А. Пошиха, Д. Е. Розенталь. — СПб.: Отделение изд-ва "Просвещение", 1995.
16. Канакина, В. П. Радость познания в слове[Текст] : / В. П. Канакина. — М. : Просвещение, 1996.
17. Мережинская, Е.Х. Занимательная грамматика[Текст] : / Е. Х. Мережинская. — Киев, 1969.
18. На берегах Лингвинии[Текст] : / Под ред. Л.Д.Чесноковой. — М. : Просвещение, 1996.
19. Нуртазина, Р.Б. Занимательная грамматика[Текст] : / Р. Б. Нуртазина. — Алма-Ата, 1973.
20. Орг, А. О. Олимпиады по русскому языку[Текст] : / А. О. Орг. — М. : Просвещение, 1994.
21. Постникова, И. И., Подгаецкая, И. М. Фонетика - это интересно[Текст] : / И. И. Постникова, И. М. Подгаецкая.— М.,1992.
22. Рик, Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
23. Рик, Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
24. Рик, Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
25. Синицын, В.А. Путь к слову[Текст] : / В. А. Синицын. — М. : АО "Столетие", 1996.
26. Соболева, О.Л., Агафонов, В. В. Тайны страны Акитаммарг или Удивительные путешествия с Запятайкиным[Текст] : / О. Л. Соболева, В. В. Агафонов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
27. Соболева, О.Л. Когда правила смеются[Текст] : / О. Л. Соболева. — М.: Новая школа, 1996.
Перечень оборудования кабинета
для проведения занятий по внеурочной деятельности:
- Печатные пособия по русскому языку и литературе;
- Мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор, компьютер с набором обучающих программ и тренажёров);
- Научно-популярная литература для организации самостоятельной работы обучающихся;
- Книги для внеклассного чтения;
- Научно-методическая литература;
- Художественная литература;
- Электронная библиотека художественной литературы;
- Словари школьного типа и справочная литература;
- Сборник дидактических материалов по русскому языку и литературе;
- Изобразительный и иллюстративный материал (портреты писателей, репродукции картин, иллюстрации для развития речи);
- Видеофильмы по русскому языку и литературе;
- Мультимедийные обучающие программы (серии «Кирилл и Мефодий»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Любители русской словесности"
Значимость кружка состоит в том, что обучающиеся могут ожидать частичного исцеления от орфографических ошибок, могут в дальнейшем отправляться в самостоятельные поиски секретов орфографии....
Заседание элитарного клуба любителей русского языка.
Сценарий одного из заседаний клуба. Цель работы клуба: воспитывать любовь и уважение к русскому языку, расширять кругозор учащихся, способствовать углублению знаний о русском языке, формировать навык ...
Выпуск журнала "Любители русской словесности"
Данный материал содержит деятельность ученического клуба "Любители словесности"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Клуб любителей русской словесности» ДЛЯ 6 КЛАССА
Содержание программы “Клуба любителей русская словесности” содействует приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литерату...
План работы клуба любителей русской словесности (клуба семейного чтения) "Книгочей"
Цель – приобщение к ценностям современной отечественной литературы, развитие литературного и художественного вкуса.Задачи:Создание пространства для диалога ребенка и взрослого;Формирование навык...
Заседание клуба любителей русской словесности «Творчество И.Д.Василенко»
laquo;Именно в школе закладываются основы для будущих социальных достижений обучающихся, формируются их личность, отношение к себе и окружающим, культурная компетентность. От состояния школы сегодня ...
Заседание Клуба любителей русской словесности «Последний классик – первый классик»
На мероприятии обучающиеся познакомятся с жизнью Бунина И. А.;- рассмотрят особенности лирики Бунина, проводя исследовательскую работу по художественному анализу стихотворений о природе....