Урок литературы в 11 классе по теме "Сатира Маяковского"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Конспект урока поможет учителю раскрыть богатство сатиры Маяковского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_etapy_biografii_mayakovskogo._satira_mayakovskogo.rar | 505.65 КБ |
osnovnye_etapy_biografii_mayakovskogo._satira_mayakovskogo.rar | 505.65 КБ |
Предварительный просмотр:
САТИРА МАЯКОВСКОГО
ЦЕЛИ: познакомить учащихся с сатирой Маяковского, дать образ Маяковского-сатирика,
сражающегося с пошлостью, мещанством, бюрократизмом, продолжить сближение поэта и читателя;
воспитывать эмоциональность детей, разбудить в учащихся лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности;
развивать монологическую речь учащихся, умение строить высказывания на заданную тему, артистизм.
ОФОРМЛЕНИЕ: портрет Маяковского, иллюстрации к стихотворениям «Нате!», «О дряни», «Прозаседавшиеся», рисунки Окон РОСТА и фотографии из сцен спектакля «Клоп».
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ (опорный конспект):
ОБЪЕТ САТИРЫ | ПРОИЗВЕДЕНИЯ | ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА | |
1. ДООКТЯБРЬСКАЯ САТИРА МАЯКОВСКОГО | |||
«БУРЖУИ» «ЖИРНЫЕ» | «НАТЕ!», «ГИМН УЧЕНОМУ», «ГИМН СУДЬЕ», «ГИМН ОБЕДУ» И ДР. | МЕТАФОРА ГИПЕРБОЛА СНИЖЕННАЯ ЛЕКСИКА | |
2. РАБОТА В ОКНАХ РОСТА | |||
ВРАГИ РЕВОЛЮЦИИ | САТИРА НА ВНЕШНИХ ВРАГОВ: ДЕНИКИН, ЮДЕНИЧ, АНТАНТА | АЛЛИТЕРАЦИЯ СРАВНЕНИЯ | |
3.»БОВ» (БОЕВОЙ ОРГАН ВЕСЕЛЬЧАКОВ) | |||
МЕЩАНСТВО, БЮРОКРАТИЗМ | САТИРА НА ВНУТРЕННИХ ВРАГОВ: «МАРУСЯ ОТРАВИЛАСЬ», «СТОЛП», «СПЛЕТНИК», «О ДРЯНИ», «ПРОЗАСЕДАВШИЕСЯ» | ГРОТЕСК ГИПЕРБОЛА | |
4. НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ | ФАНТАСТИКА | ||
. ОБЫВАТЕЛИ И НОВЫЕ МЕЩАНЕ | ПЬЕСА «КЛОП» |
ЭПИГРАФ: Я убежден – в будущих школах сатиру
будут преподавать наряду с
арифметикой и с не меньшим успехом.
В.В.Маяковский
ХОД УРОКА
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
19 октября 1913 года в тихом Мамоновском переулке Москвы состоялось открытие кабаре «Розовый фонарь». Событие привлекло внимание буржуазной публики и печати. Празднично наряженная публика заполняла зал. Дамы в дорогих нарядах и украшениях, господа, занятые разговорами друг с другом, развлекались, ели, пили и уже не слушали, кто и что говорил или пел на эстраде.
И вот тогда на эстраду вышел высокий молодой человек с нахмуренным, серьезным лицом, он выглядел эффектно в своей желтой блузе. Расставив ноги, как бы утвердившись на подмостках, он посмотрел в зал долгим взглядом, выдержал паузу, и в пространстве зала зазвучал слегка дрожащий от напряжения, густой, необыкновенного тембра бас.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ УЧЕНИКОМ СТИХОТВОРЕНИЯ «НАТЕ!»
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
За столиками воцарилась тишина, а затем зал взорвался, послышались свистки, истерические крики: «Долой!» Женщины падали в обморок.
Так не вошел, а ворвался в русскую поэзию в самый тяжелый для нее период поэт Владимир Маяковский.
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
- Почему поэт в такой грубой, вызывающей форме противопоставил себя буржуазному обществу? Что давало ему право так себя вести? Что вы помните о футуризме?
- Какой прием сатиры использует автор? (Метафора: «вытечет по человеку ваш обрюзгший жир»; «смотрите устрицей из раковин вещей», «бабочка поэтиного сердца»; сравнение и метафора: «толпа озвереет, будет теряться, ощетинит ножки стоглавая вошь»).
- Против кого направлена сатира Маяковского? (Вызов мещанам, буржуазии, для которых материальные ценности превыше духовных).
Лирический герой Маяковского похож на подростка. Неустроенный, он ненавидит быт, всегда для него мещанский («Желудок в панаме»), бедность прикрывает экстравагантной «кофтой фата», душевную слабость и ранимость – резкостью жестов и нагловатостью. Он нигилист, он безмерно любит себя. Он живет на переходе, в центре столкновения нового и вечного. Он напоминает нам «юношу, обдумывающего житье».
Наступил Октябрь 1917 года.
- Как отнесся Маяковский к революции? («Моя революция»)
- Какой вклад внес Маяковский в дело революции?
- Расскажите о работе над плакатами в «Окнах РОСТА» .
РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ:
1.Лезет барон, 2.Юденич взял Воронеж!
Лезет шайка баронова. Дяденька, держи, а то уронишь!
Врангеля – вон 3. Ешь ананасы, рябчиков жуй!
И шайку воронову. День твой последний приходит, буржуй!
- Какой художественный прием использует В.Маяковский? (аллитерация)
- Против кого направлена сатира Маяковского? (против внешних врагов).
Но вот война окончена. Покончено с внешними врагами, но появились внутренние враги, которые оказались опаснее внешних. Эпоху военного коммунизма сменяет эпоха НЭПа. С НЭПом оживает новое советское мещанство.
В 1921 году выходит первый советский сатирический журнал «БОВ». Первое стихотворение, с которого начинался журнал, называлось «Последняя страничка гражданской войны». Это стихотворение о героях гражданской войны, героях, которые ценой своей жизни завоевали великое право для грядущих поколений – право свободно трудиться. Поэт заканчивает это стихотворение словами:
Во веки веков, товарищи,
Вам – Слава! Слава! Слава!
А рядом с этим стихотворением было помещено «О дряни». И начиналось оно теми же словами:
Слава! Слава! Слава героям!
Впрочем,
Им довольно воздали дани.
Теперь поговорим о дряни.
ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ СТИХОТВОРЕНИЯ «О ДРЯНИ»
- Почему заорал Карл Маркс? Что вывело его из себя? От какой опасности предостерегает Маркс?
Мещанин, замаскированный под советского работника, - враг. Он приспособился к новым условиям, свил себе уютные кабинеты и спаленки. Маркс издевается над мразью. Такой мещанин опасен тем, что ловко втирается в государственный аппарат, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений.
- Какую роль играют детали, рисующие быт мещан?
Непременная алая рамочка для портрета Маркса, газета «Известия», как подстилка для котенка. Вот он – советский чиновник, озабоченный собственным благополучием, и его супруга «товарищ Надя», для которой эмблемы революции серп и молот – лишь непременный узор на платье. Такие люди опошляют революцию.
- Какие приемы сатирического изображения есть в стихотворении?
Слова сниженной лексики: «мурло мещанина», «зады», «мразь», «тихоокеанские голенища». Гипербола: «Намозолив от пятилетнего сидения зады». Эксцентричный вывод: «головы канарейкам сверните».
- Почему канарейкам?
Потому что канарейка – символ мещанства, она страшнее Врангеля. Создается абсурдная картина. Она настолько возмутительна, что портрет Карла Маркса не выдерживает и «орет» караул.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ПРОЗАСЕДАВШИЕСЯ»
- Традиции каких писателей продолжает Маяковский?
Стихотворение имеет сатирическую направленность, значит традиции Гоголя, Салтыкова-Щедрина.
- Какую абсурдную картину рисует Маяковский?
Он показывает государственную бюрократическую машину, имитирующую деятельность. Абсурдность в том, что чиновники заседают и перезаседают, разрываясь между очередным заседанием. Все это приводит к созданию фантастической картины: верхняя половина здесь, нижняя на другом заседании.
- Какие основные приемы сатиры использует Маяковский?
Метафоры, гротеск, фантастика.
СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ
Ленин, прохладно относившийся к поэзии Маяковского, высоко оценил именно это стихотворение, сказав: «Не знаю, как насчет поэзии, а насчет политики ручаюсь, что оно совершенно правильно».
Да, поэзия Маяковского трудна для понимания, и поэту, часто выступавшему перед публикой, присылали записки с колкими вопросами. К своим недоброжелателям он был беспощаден, как была беспощадна его сатира.
Записка: Ваши стихи мне непонятны.
Ответ: Ничего, ваши дети поймут.
Крик из зала: И дети мои не поймут!
Ответ: А почему вы так убеждены, что ваши дети пойдут в вас? Может быть, у них мама умнее, они будут похожи на нее.
Записка: Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают.
Ответ: Мои стихи не море, не печка и не чума.
СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ
В последние годы своей жизни Маяковский увлекся театром. Он сблизился с замечательным режиссером Мейерхольдом и для его театра написал две пьесы «Клоп» (1928) и «Баня» (1929).
- О чем пьеса «Клоп»?
Пьеса «Клоп» состоит из двух сюжетов.
Первый сюжет – действие разворачивается в конце 20х годов. Бывший рабочий Присыпкин порывает со своей девушкой и с друзьями, хочет измениться, войти в круг новых людей, стать нэпманом и жениться на богатой маникюрше. Брошенная девушка пытается покончить с собой. Кульминация первого сюжета – свадьба и пожар, гибель всех гостей.
Второй сюжет – действие разворачивается в 1979 году – оживление замороженного Присыпкина. Кульминация: Присыпкина сравнивают с клопом. «Клопус нормалис», разжиревши, упившись на теле одного человека, падает под кровать. «Обывателиус вульгарис», разжирев и упившись на теле всего человечества, падает на кровать. Вся разница! «Обывателиус вульгарис» страшнее, он заражает обывательщиной всех вокруг. Поэтому он должен быть изолирован от людей.
БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ
- Какое светлое будущее изобразил автор?
Люди будущего не понимают, что такое поэзия, не читают книг, не разбираются в музыке, не умеют танцевать, не ведомы им чувства радости жизни, любовь воспринимают как «древнюю болезнь». Они не пьют, не курят, не здороваются за руку. Личность как таковая исчезла, их жизнь принадлежит коллективу.
- Как связано будущее с прошлым?
Никак. Они ничего не знают и не помнят об этом прошлом. Эпохи разорваны. Присыпкина, как представителя из прошлого воспринимают как «животное» и «насекомое». Присыпкин так и остается «клопом», мелким кровопийцей, из-за которого когда-то пролилась кровь.
- Будущее общество лучше Присыпкина?
Нет. Оно стерильно, заорганизовано. Здесь нет чувства и нормальных человеческих отношений. Оно так же бездуховно, как и Присыпкин., и подвергается эпидемии мещанства.
Будущее в пьесе «Клоп» вымышленное. Показывая его, Маяковский указывает на недостатки настоящего. Представители РАППа (пролетарских писателей) считали, что сатире нет места в советском обществе. Советское общество – это общество правильных и идеологически выверенных людей. С этим никак не мог согласиться Маяковский, поэтому и эпиграф урока звучит так (чтение эпиграфа).
- А вы согласны с мнением Маяковского? Действительно сатира нужна, сатира жива, пока живы пороки людские (дискуссия)?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Запись в тетради опорного конспекта.
- Беседа по вопросам:
- Против кого и чего направлена сатира Маяковского?
- Какие художественные приемы использовал автор?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовить письменное выступление на тему: «Что может являться объектом сатиры в нашей жизни?»
Предварительный просмотр:
САТИРА МАЯКОВСКОГО
ЦЕЛИ: познакомить учащихся с сатирой Маяковского, дать образ Маяковского-сатирика,
сражающегося с пошлостью, мещанством, бюрократизмом, продолжить сближение поэта и читателя;
воспитывать эмоциональность детей, разбудить в учащихся лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности;
развивать монологическую речь учащихся, умение строить высказывания на заданную тему, артистизм.
ОФОРМЛЕНИЕ: портрет Маяковского, иллюстрации к стихотворениям «Нате!», «О дряни», «Прозаседавшиеся», рисунки Окон РОСТА и фотографии из сцен спектакля «Клоп».
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ (опорный конспект):
ОБЪЕТ САТИРЫ | ПРОИЗВЕДЕНИЯ | ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА | |
1. ДООКТЯБРЬСКАЯ САТИРА МАЯКОВСКОГО | |||
«БУРЖУИ» «ЖИРНЫЕ» | «НАТЕ!», «ГИМН УЧЕНОМУ», «ГИМН СУДЬЕ», «ГИМН ОБЕДУ» И ДР. | МЕТАФОРА ГИПЕРБОЛА СНИЖЕННАЯ ЛЕКСИКА | |
2. РАБОТА В ОКНАХ РОСТА | |||
ВРАГИ РЕВОЛЮЦИИ | САТИРА НА ВНЕШНИХ ВРАГОВ: ДЕНИКИН, ЮДЕНИЧ, АНТАНТА | АЛЛИТЕРАЦИЯ СРАВНЕНИЯ | |
3.»БОВ» (БОЕВОЙ ОРГАН ВЕСЕЛЬЧАКОВ) | |||
МЕЩАНСТВО, БЮРОКРАТИЗМ | САТИРА НА ВНУТРЕННИХ ВРАГОВ: «МАРУСЯ ОТРАВИЛАСЬ», «СТОЛП», «СПЛЕТНИК», «О ДРЯНИ», «ПРОЗАСЕДАВШИЕСЯ» | ГРОТЕСК ГИПЕРБОЛА | |
4. НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ | ФАНТАСТИКА | ||
. ОБЫВАТЕЛИ И НОВЫЕ МЕЩАНЕ | ПЬЕСА «КЛОП» |
ЭПИГРАФ: Я убежден – в будущих школах сатиру
будут преподавать наряду с
арифметикой и с не меньшим успехом.
В.В.Маяковский
ХОД УРОКА
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
19 октября 1913 года в тихом Мамоновском переулке Москвы состоялось открытие кабаре «Розовый фонарь». Событие привлекло внимание буржуазной публики и печати. Празднично наряженная публика заполняла зал. Дамы в дорогих нарядах и украшениях, господа, занятые разговорами друг с другом, развлекались, ели, пили и уже не слушали, кто и что говорил или пел на эстраде.
И вот тогда на эстраду вышел высокий молодой человек с нахмуренным, серьезным лицом, он выглядел эффектно в своей желтой блузе. Расставив ноги, как бы утвердившись на подмостках, он посмотрел в зал долгим взглядом, выдержал паузу, и в пространстве зала зазвучал слегка дрожащий от напряжения, густой, необыкновенного тембра бас.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ УЧЕНИКОМ СТИХОТВОРЕНИЯ «НАТЕ!»
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
За столиками воцарилась тишина, а затем зал взорвался, послышались свистки, истерические крики: «Долой!» Женщины падали в обморок.
Так не вошел, а ворвался в русскую поэзию в самый тяжелый для нее период поэт Владимир Маяковский.
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
- Почему поэт в такой грубой, вызывающей форме противопоставил себя буржуазному обществу? Что давало ему право так себя вести? Что вы помните о футуризме?
- Какой прием сатиры использует автор? (Метафора: «вытечет по человеку ваш обрюзгший жир»; «смотрите устрицей из раковин вещей», «бабочка поэтиного сердца»; сравнение и метафора: «толпа озвереет, будет теряться, ощетинит ножки стоглавая вошь»).
- Против кого направлена сатира Маяковского? (Вызов мещанам, буржуазии, для которых материальные ценности превыше духовных).
Лирический герой Маяковского похож на подростка. Неустроенный, он ненавидит быт, всегда для него мещанский («Желудок в панаме»), бедность прикрывает экстравагантной «кофтой фата», душевную слабость и ранимость – резкостью жестов и нагловатостью. Он нигилист, он безмерно любит себя. Он живет на переходе, в центре столкновения нового и вечного. Он напоминает нам «юношу, обдумывающего житье».
Наступил Октябрь 1917 года.
- Как отнесся Маяковский к революции? («Моя революция»)
- Какой вклад внес Маяковский в дело революции?
- Расскажите о работе над плакатами в «Окнах РОСТА» .
РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ:
1.Лезет барон, 2.Юденич взял Воронеж!
Лезет шайка баронова. Дяденька, держи, а то уронишь!
Врангеля – вон 3. Ешь ананасы, рябчиков жуй!
И шайку воронову. День твой последний приходит, буржуй!
- Какой художественный прием использует В.Маяковский? (аллитерация)
- Против кого направлена сатира Маяковского? (против внешних врагов).
Но вот война окончена. Покончено с внешними врагами, но появились внутренние враги, которые оказались опаснее внешних. Эпоху военного коммунизма сменяет эпоха НЭПа. С НЭПом оживает новое советское мещанство.
В 1921 году выходит первый советский сатирический журнал «БОВ». Первое стихотворение, с которого начинался журнал, называлось «Последняя страничка гражданской войны». Это стихотворение о героях гражданской войны, героях, которые ценой своей жизни завоевали великое право для грядущих поколений – право свободно трудиться. Поэт заканчивает это стихотворение словами:
Во веки веков, товарищи,
Вам – Слава! Слава! Слава!
А рядом с этим стихотворением было помещено «О дряни». И начиналось оно теми же словами:
Слава! Слава! Слава героям!
Впрочем,
Им довольно воздали дани.
Теперь поговорим о дряни.
ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ СТИХОТВОРЕНИЯ «О ДРЯНИ»
- Почему заорал Карл Маркс? Что вывело его из себя? От какой опасности предостерегает Маркс?
Мещанин, замаскированный под советского работника, - враг. Он приспособился к новым условиям, свил себе уютные кабинеты и спаленки. Маркс издевается над мразью. Такой мещанин опасен тем, что ловко втирается в государственный аппарат, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений.
- Какую роль играют детали, рисующие быт мещан?
Непременная алая рамочка для портрета Маркса, газета «Известия», как подстилка для котенка. Вот он – советский чиновник, озабоченный собственным благополучием, и его супруга «товарищ Надя», для которой эмблемы революции серп и молот – лишь непременный узор на платье. Такие люди опошляют революцию.
- Какие приемы сатирического изображения есть в стихотворении?
Слова сниженной лексики: «мурло мещанина», «зады», «мразь», «тихоокеанские голенища». Гипербола: «Намозолив от пятилетнего сидения зады». Эксцентричный вывод: «головы канарейкам сверните».
- Почему канарейкам?
Потому что канарейка – символ мещанства, она страшнее Врангеля. Создается абсурдная картина. Она настолько возмутительна, что портрет Карла Маркса не выдерживает и «орет» караул.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ПРОЗАСЕДАВШИЕСЯ»
- Традиции каких писателей продолжает Маяковский?
Стихотворение имеет сатирическую направленность, значит традиции Гоголя, Салтыкова-Щедрина.
- Какую абсурдную картину рисует Маяковский?
Он показывает государственную бюрократическую машину, имитирующую деятельность. Абсурдность в том, что чиновники заседают и перезаседают, разрываясь между очередным заседанием. Все это приводит к созданию фантастической картины: верхняя половина здесь, нижняя на другом заседании.
- Какие основные приемы сатиры использует Маяковский?
Метафоры, гротеск, фантастика.
СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ
Ленин, прохладно относившийся к поэзии Маяковского, высоко оценил именно это стихотворение, сказав: «Не знаю, как насчет поэзии, а насчет политики ручаюсь, что оно совершенно правильно».
Да, поэзия Маяковского трудна для понимания, и поэту, часто выступавшему перед публикой, присылали записки с колкими вопросами. К своим недоброжелателям он был беспощаден, как была беспощадна его сатира.
Записка: Ваши стихи мне непонятны.
Ответ: Ничего, ваши дети поймут.
Крик из зала: И дети мои не поймут!
Ответ: А почему вы так убеждены, что ваши дети пойдут в вас? Может быть, у них мама умнее, они будут похожи на нее.
Записка: Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают.
Ответ: Мои стихи не море, не печка и не чума.
СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ
В последние годы своей жизни Маяковский увлекся театром. Он сблизился с замечательным режиссером Мейерхольдом и для его театра написал две пьесы «Клоп» (1928) и «Баня» (1929).
- О чем пьеса «Клоп»?
Пьеса «Клоп» состоит из двух сюжетов.
Первый сюжет – действие разворачивается в конце 20х годов. Бывший рабочий Присыпкин порывает со своей девушкой и с друзьями, хочет измениться, войти в круг новых людей, стать нэпманом и жениться на богатой маникюрше. Брошенная девушка пытается покончить с собой. Кульминация первого сюжета – свадьба и пожар, гибель всех гостей.
Второй сюжет – действие разворачивается в 1979 году – оживление замороженного Присыпкина. Кульминация: Присыпкина сравнивают с клопом. «Клопус нормалис», разжиревши, упившись на теле одного человека, падает под кровать. «Обывателиус вульгарис», разжирев и упившись на теле всего человечества, падает на кровать. Вся разница! «Обывателиус вульгарис» страшнее, он заражает обывательщиной всех вокруг. Поэтому он должен быть изолирован от людей.
БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ
- Какое светлое будущее изобразил автор?
Люди будущего не понимают, что такое поэзия, не читают книг, не разбираются в музыке, не умеют танцевать, не ведомы им чувства радости жизни, любовь воспринимают как «древнюю болезнь». Они не пьют, не курят, не здороваются за руку. Личность как таковая исчезла, их жизнь принадлежит коллективу.
- Как связано будущее с прошлым?
Никак. Они ничего не знают и не помнят об этом прошлом. Эпохи разорваны. Присыпкина, как представителя из прошлого воспринимают как «животное» и «насекомое». Присыпкин так и остается «клопом», мелким кровопийцей, из-за которого когда-то пролилась кровь.
- Будущее общество лучше Присыпкина?
Нет. Оно стерильно, заорганизовано. Здесь нет чувства и нормальных человеческих отношений. Оно так же бездуховно, как и Присыпкин., и подвергается эпидемии мещанства.
Будущее в пьесе «Клоп» вымышленное. Показывая его, Маяковский указывает на недостатки настоящего. Представители РАППа (пролетарских писателей) считали, что сатире нет места в советском обществе. Советское общество – это общество правильных и идеологически выверенных людей. С этим никак не мог согласиться Маяковский, поэтому и эпиграф урока звучит так (чтение эпиграфа).
- А вы согласны с мнением Маяковского? Действительно сатира нужна, сатира жива, пока живы пороки людские (дискуссия)?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Запись в тетради опорного конспекта.
- Беседа по вопросам:
- Против кого и чего направлена сатира Маяковского?
- Какие художественные приемы использовал автор?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовить письменное выступление на тему: «Что может являться объектом сатиры в нашей жизни?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Материал к уроку литературы, 11 класс, "Лирика В. Маяковского"
Материал для анализа стихотворения В. Маяковского "Послушайте!"...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
презентация к уроку литературы по теме "В.В. Маяковский и футуризм"
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме "В.В. Маяковский и футуризм"...