ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: "САТИРА МАЯКОВСКОГО"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

В помощь учителю литературы!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_satire_mayakovskogo.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: "САТИРА МАЯКОВСКОГО"

                         

Цель:

  1. Познакомить учащихся с сатирическими произведениями поэта; выявить особенности сатиры поэта; вызвать у учащихся желание больше узнать о личности Маяковского, его жизни, прочитать его произведения.

  1. Формировать самостоятельное мышление учащихся, работать над навыком научно-исследовательской, поисковой деятельности учащихся; развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения.

 

  1. Воспитывать способность к коллективному рассуждению, культуру общения, культуру речи; пробуждать желание творить, ориентировать учащихся на положительные нравственные ценности, воспитывать их людьми заинтересованными, приобщенными к духовной культуре человечества, формировать чувства коллективизма и взаимовыручки при сохранении индивидуальности.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Оборудование урока:

  1. Образец афиши, несколько плакатов “Окон РОСТа»
  2. Сборники стихотворений поэта

Оформление доски:

Сатира Маяковского.

Эпиграф:

Мы все зовём, чтоб в лоб,

а не пятясь,

критика

дрянь

косила.

И это лучшее из доказательств

нашей

чистоты и силы.

Ход урока

1. Организационный этап.

 2. Этап подготовки учащихся к активизации, сознательному усвоению знаний.

 Учитель: На прошлом уроке мы начали знакомство с жизнью и творчеством замечательного поэта В.В.Маяковского. многие из вас говорили, что не понимают, о чем пишет поэт, что стихи его ни о чем, корявые. Но в конце урока я видела, что его творчество все же нашло отклик в ваших душах, что, познакомившись с его жизнью, вы поняли, почему Маяковский «наступил на горло собственной песне» и писал так, как того требовало время. Скажите, можно ли спутать авторство Маяковского? Многие из вас даже вспомнили стихотворения великого поэта.

Творчество Маяковского всегда было предметом споров. Вы уже знаете, что он прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал. Умея идти напролом, обладая ясными, осознанными целями, Маяковский был человеком легкоранимым, подчеркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищенность. О Маяковском написано очень много. Блок, Брюсов, Ахматова, Цветаева, Пастернак, Мандельштам…

Очень разные, очень далекие по творчеству, по мировоззрению поэты. И тем не менее, именно эти поэты смогли почувствовать и понять величие Маяковского. Давайте послушаем, что говорили о поэте великие люди.

Сообщение учащихся.

1. Читаем у Бориса Пастернака: “Ничего подобного я раньше никогда не слышал”. У Марины Цветаевой: “Враждуют низы, а горы – сходятся”. Так она сводила Пушкина с Маяковским. И еще у Цветаевой: “…Этот юноша ощущал в себе силу, какую - не знал, он раскрыл рот и сказал: “Я!”...

Анна Ахматова использует поразительную метафору “душный зал”, говоря о юном Маяковском: “И еще не слышанное имя молнией влетело в душный зал”… “Душный зал” русской поэзии, нуждавшейся в грозовой струе свежего воздуха, освеженный и ослепленный Маяковским.

2. Маяковский, по мнению писателя, критика и литературоведа Юрия Прокушева, такая личность, в которой как бы конденсируется само время, эпоха, душа народа, в которой отражается весь мир. Его книги – это “океан поэзии, океан жизни”.

И еще одна интересная мысль у Ю. Прокушева о том, что истинный художник всегда принадлежит своему времени и потомкам; он всегда пророк, а его слово звучит в веках. Сила, ярость, вечность этого звучания во многом зависят от того, насколько этот художник сумеет осмыслить и закрепить в слове социальную, нравственную, этическую, историческую и духовную суть, увидеть будущее в настоящем.

Учитель: В 1930 году, за три недели до смерти, Маяковский говорил: “Как-то так получилось, что всю жизнь я работал не над тем, чтобы делать красивые вещички и ласкать человеческое ухо; всё у меня устраивалось так, что я неприятности людям доставлял. И 20 лет моей литературной работы - это, главным образом, выражаясь просто, литературный мордобой, т.е каждую минуту мне приходилось отстаивать свои позиции”. И действительно, тогда, в 20-е годы, Маяковский был фигурой очень спорной. Вокруг его имени и творчества бушевала ожесточённая борьба. Он вёл неустанные споры, непримиримые бои с противниками нового в жизни и искусстве. А таких противников было немало. И они не сдавались без борьбы

Вы, конечно, обратили внимание, что Маяковский одарён талантом красноречия, он обладал и редким даром- умением разговаривать с массой. Когда он оглашал записки или отвечал на них - разгорались страсти. Некоторые не сразу понимали его остроты. Про таких он говорил: “Его смешишь во вторник, а он смеётся в пятницу”. Не раз ему задавали вопрос: “Почему вы всё время острите?” Он отвечал: “Когда все будут чутко воспринимать юмор, это будет означать, что мы приблизились к идеалу жизни человеческой. Вообще, жить и работать надо весело.” А на выпад: “Маяковский, почему вы всё время хвалите себя?”, поэт отвечал: “Никогда не говори о себе дурного, это всегда за тебя сделают товарищи” - и широким жестом обводил зал.

Бешеная травля Маяковского отравляла ему жизнь, надорвала нервы поэта. Но эта травля не в силах умалить заслуги Маяковского.

 3.Этап усвоения новых знаний.

 Сегодня на уроке речь пойдёт о юморе и сатире как отдельной области литературы.  СМЕХ – лучшее лекарство, необходимое для нашего духовного здоровья, а по утверждению древних греков, –  “Здоровый дух в здоровом теле”. Смех - признак крепкого здоровья. Даже бег трусцой не сравним с целительным эффектом смеха. Ученые доказали, что безудержный хохот в течение 5 минут не только снижает состояние депрессии, но и оказывает благотворное влияние на деятельность сердца и легких. Швейцарские ученые разработали систему эквивалентности смеха и физических нагрузок. Одна минута смеха равна отдыху в течение полутора часов. А если человек посмеется 50 раз в день, это равносильно сорокаминутной пробежке. Так что смейтесь на здоровье!

 Я просила вас подобрать к сегодняшнему уроку высказывания великих людей о том, что такое сатира и юмор:

О муза пламенной сатиры!
Приди на мой призывный клич!
Не нужно мне гремящей лиры,
Вручи мне Ювеналов бич!
    А.С. Пушкин

Смех – силе брат. (Пословица)

«В смехе не только выражается отношение к объекту осмеяния, дается его оценка, но вместе с тем просвечивается и сам смеющийся человек, уровень его культуры, характер его вкусов и т.д.»
    А. Зись

«Смех есть признак силы… Смех…необходим как самое настоящее оружие».
    А.В. Луначарский

Шутка – любимица общества (пословица).

«Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникните не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет… а высмотрите лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется человек – значит хороший человек».
    Ф.М. Достоевский

Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой…
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
    А.Т. Твардовский

«Я спешу посмеяться над всем, иначе мне пришлось бы заплакать».
    Пьер Огюстен Бомарше

Юмор – прекрасное здоровое качество.
М. Горький

Смеяться, право, не грешно
Над всем, что кажется смешно.
Н. Карамзин

Смех часто бывает великим посредником в деле отличения истины от лжи.
В. Белинский сатирика сегодня?

Смех есть признак силы…
Смех … необходим как настоящее оружие»
А.В. Луначарский

Можно спросить, каких поэтов и писателей – сатириков они знают: Д.И. Фонвизин «Недоросль», басни И.А. Крылова, А.С. Грибоедов «Горе от ума», Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков – Щедрин, А.П. Чехов.

Учитель: Что такое “смех”?

Говорят, что 1 минута смеха по своей “калорийности” заменяет стакан сметаны. Смейтесь – и будьте здоровы!

Давно замечен парадокс, что в кризисные, тяжёлые периоды истории, когда, казалось бы, опускаются руки, в литературе вдруг начинает громко о себе заявлять юмористическое направление.

Юмор – жизнеутверждающая сила. Настоящий юмористический дар – редчайшая способность комически оценивать и тем самым разоблачать то или иное явление.

“Тайну смеющихся слов” знают очень немногие, поэтому юмор не стоит путать с пошлым зубоскальством, глумливым хохотом над всем подряд, доходящим до кощунства, что сегодня в избытке можно наблюдать на телеэкранах и в печати.

Юмор бывает разным: добродушным, печальным (“смех сквозь слёзы”), забавным (“смех до слёз”), интеллектуальным, грубым, жестоким, чёрным.

Когда-то давно, когда вас ещё не было на свете, в популярном спектакле “Любовь к трём апельсинам” Ленинградского театра миниатюр было дано такое определение смеха: “Смех бывает: идейный – безыдейный, оптимистический – пессимистический, нужный – ненужный, наш – не наш, иронический, саркастический, злопыхательский, заушательный, утробный, злобный и ... от щекотки.”

 Сегодня мы будем говорить о сатире Маяковского. 

Познакомимся с сатирическими произведениями поэта, в которых, вливая “свой труд в труд своей республики”, Маяковский беспощадно высмеивает явления, тормозящие развитие молодого государства., попробуем понять творчество этого великого человека.

 (Идёт запись в тетради, учитель проводит словарную работу).

Сатира - (от лат. Satira, от более раннего satura) - смесь, всякая всячина. Вид комического, наиболее беспощадно высмеивающего несовершенство мира, человеческие пороки.

Юмор – наиболее жизнеутверждающая и сложная форма комического; серьезное высказывается с усмешкой, в незначительном и даже ничтожном всегда просматривается важное и глубокое.

Учитель: Смысл сатиры можно определить словами Маркса: “…чтобы человечество весело расставалось со своими недостатками”. А сам Маяковский так говорил: “Сатира - это взгляд на мир через увеличительное стекло”. Один из сборников своих стихов поэт назвал так: “Маяковский улыбается, Маяковский смеётся, Маяковский издевается”. В своей работе поэт активно опирался на сатирический опыт русской классической литературы.

Сообщение учащейся.

Некоторым сатирическим стихотворениям Маяковский давал названия, непосредственно связанные с творчеством великих сатириков. У великого Гоголя есть в поэме «Мертвые души» герой Плюшкин, « прореха на человечестве», как назвал его Гоголь. “Плюшкин” - так называется стихотворение Маяковского, разоблачающего обывателя-скопидома. “Помпадур”, “Головотяпам” - образами великого сатирика Салтыкова – Щедрина навеяны названия этих стихотворений. Следуя лучшим достижениям сатирической литературы 19 в., Маяковский создаёт сатирические портреты и типы мещан, бюрократов и других носителей чуждых обществу нравов и пережитков.

Учитель: Сатирические произведения Маяковский начал писать ещё до революции. Большую популярность имели «гимны» - «Гимн судье», «Гимн обеду», «Гимн взятке» и. т. д.  Несмотря на слово «гимн» в заглавиях, это отнюдь не хвалебные стихи. Со злой иронией поэт бичует равнодушие к жизни, оторванность от окружающего мира, бездуховность, низменность интересов.

Огромную силу воздействия имели в годы гражданской войны “Окна РОСТа”.

Сообщение учащейся.

Маяковский принимал активное участие в агитационно-пропагандистской деятельности. Российское телеграфное агентство вывешивало в витринах пустующих магазинов красочные плакаты (отсюда название «Окна РОСТА») с последними политическими новостями. Маяковский намечал темы, давал задания художникам, сочинял подписи к рисункам и сам рисовал плакаты..“Окна РОСТа” - та же передовая батарея, обстреливавшая врага. За 28 месяцев Маяковский сделал 3 тысячи плакатов и 6 тысяч подписей. Поэт, обладавший не только литературным, но и политическим авторитетом, стал фактически руководителем коллектива энтузиастов. По “Окнам РОСТа” можно проследить смену событий, происходивших в один из труднейших периодов жизни страны. Незадолго до смерти, вспоминая о тех днях, Маяковский писал: “Через годы над этими “окнами” будут корпеть учёные, охраняя от времени скверненькую бумагу. Охранять эти “окна” надо и надо. Так как это красочная история трёх “боевейших” годов Союза, так как это предки всех советских сатирических журналов”.

Учитель:  Если раньше сатира Маяковского была почти исключительно обращена на врагов внешних, то теперь, после революции в 20-е годы, он переносит “огонь на себя”, на собственные наши недостатки. Объяснял это так: “Белое окружение не позволяло нам чистить себя чересчур рьяно. Метла сатиры, щётка юмора были отложены. Сатира “внутренняя” требовала отчётливого знания объекта, чтобы обеспечить точность попадания”. Итак, как мы уже слышали из сообщения, Маяковский создаёт сатирические портреты и типы мещан, бюрократов и других носителей чуждых обществу нравов и пережитков. (обращаемся к словарю) 

Бюрократ – человек, который привержен к бюрократизму.

Бюрократизм - система управления чиновнической администрации, оторванной от народа. Канцелярщина, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей.

Мещанин - 1. В царской России лицо городского сословия, состоящего из мелких торговцев, ремесленников, низших служащих; 2.Человек с мелкими интересами, узким кругозором.

В это время поэт пишет целую серию сатирических фельетонов. И сегодня мы познакомимся с о стихотворениями «Прозаседавшиеся» и «О дряни».

Учащиеся из 1 группы анализируют стихотворение «Прозаседавшиеся». (обращаемся к словарю)

Аудиенция - официальный приём у высокопоставленного лица.

ТЕО - театральный отдел главполитпросвета при Наркомпросе РСФСР.

ГУКОН - главное управление коннозаводства при Накомземе.

- Какую мишень выбрал Маяковский в этом стихотворении для нанесения сатирического удара? Что он разоблачает?

(Ударил по советской бюрократии, способной в ворохе бумаг, в сутолоке заседаний утопить любое, даже самое важное дело разоблачает процветающее обывательское, мещанское приспособленчество к изменившимся условиям жизни.поэт изображает ловко втершихся в государственный аппарат мещан и видим их за исполнением»важных» - «бумажных» дел ( уже в рифмовке этих слов заключается ирония). Затем перед нами разворачиваются фантастические картины: совещание, посвященное покупке «склянке чернил Губкооперативом»; обсуждение объединения Тео и Гукона; заседание «А-бе-ве-где-е-же-зе-кома» , на которое отправился неуловимый «Иван Ваныч». Но читатель не воспринимает картину «раздвоения» людей как нечто нереальное, наоборот, поэт создает впечатление, что бюрократизм – явление повсеместное и будничное 

- Как достигается комический эффект?

(Нелепое заседание ТЕО и ГУКОНа о покупке склянки чернил Гупкооперативом; фантастическое предприятие “АБВЖЗЕКОМ”. Заседательская тина всё надёжнее скрывает чиновников от живых людей; половинки людей поражают посетителя, но не секретаря. В нем живая разговорная речь..) 

- Остаётся ли у читателей впечатление, что происходит что-то странное, не встречающееся в жизни?

- Оцените название стихотворения.

(Обращается внимание на удачное, смелое, эмоциональное, точное название стихотворения. Приставка ПРО и частица СЯ придают всему слову иронический оттенок, подчёркивают распространённость и одновременно полную бессмысленность бюрократической волокиты и суетни. (Проворовавшиеся. Прозевавшие весьма удачно поэт использовал неологизм «прозаседавшиеся» в названии стихотворения о бездушных, бессмысленно суетящихся бюрократах. Это меткое, эмоциональное, точное название стало нарицательным для определения отвратительного мира бюрократии)

Учитель: Маяковский видел опасность бюрократизма, который оборачивается бездушием. Но бюрократизм не кажется поэту столь грозным явлением, как мещанство. Обратимся к стихотворению  «О дряни». ( обращение к словарю) Этим стихотворением начинается одна из важнейших тем в послеоктябрьском творчестве поэта – тема борьбы с мещанством, с обывательщиной. Стихотворение «О дряни» написано в 1920 – 1921 годах, когда оказалось,
что не всё так гладко после революции как ожидалось.

Учащиеся из 2 группы анализируют стихотворение «О дряни»

 (Ученица выразительно читает стихотворение).

- Итак, о чем это стихотворение?

( поэт показал всю отвратительность мещанского быта и обрисовал его в этом стихотворении со свойственной ему критичностью и иронией. Стремление «той или иной мрази» спрятать, прикрыть, замаскировать свою сущность звонкой революционной фразой, скрыть истинное лицо пошлости показано в стихотворении с издевкой. Рассуждающие о «тихоокеанских галифищах» и о «платьях с эмблемами», спрятавшиеся от жизни в «Уютные кабинеты и спаленки» представляются поэту не только омерзительными, но и опасными «Страшнее Врангеля обывательский быт», - предупреждает поэт и зовет на борьбу против всяческой «дряни».).

- Как достигается комический эффект?

 ( Стихотворение насыщено сниженной,а порой и грубой лексикой (мешанина, мурло, мещанина, зады, штаны, мразь, за пианинном), обнажающей суть этих людей .Усиливает это звучание
автор многочисленными изобразительно-художественными средствами.
Поэт употребляет слова с уменьшительно-ласкательными
суффиксами («спаленки», «потолочек»)
 

- Есть ли в этом стихотворении фантастика? 

(Для усиления этой мысли В. Маяковский в конце стихотворения рисует почти фантастическую картину: Карл Маркс оживает и призывает свернуть шеи «канареицам», то есть мещанам. Мещанину автор подобрал выразительный и точный образ «оголтелой канареицы», которая
серьёзно может «побить» коммунизм. Отчасти этим образом Маяковский определяет сатирическое звучание стихотворения.)

- А на ваш взгляд, что опаснее в жизни, бюрократизм или мещанство?

(Предполагается небольшая дискуссия, где учитель может и сам высказать своё мнение. Я считаю, что опаснее бюрократизм. При строе, который создан для счастья бумажки, счастливы только бумажка и те, кто существует при ней, служат ей, трудятся ради неё, ради “бумажкиного” благополучия).

Учитель: В бюрократизме и мещанстве увидел Маяковский 2-х злейших врагов. Как живучи оказались эти пороки! Десятилетия отделяют нас от времени создания поэтических строчек Маяковского. Срок достаточно большой для проверки временем силы читательского внимания к поэту и силы его влияния на поэзию своего поколения. И, согласитесь, он близок сегодняшнему дню, как никогда.

- Скажите, а какую музыку вы подобрали бы к этим стихотворениям?

- А если бы вас попросили  выразить эти стихотворения цветами? Какими?

- Я хочу предложить вам создать рисунки или, лучше сказать, ассоциации, которые рождаются у вас при чтении стихотворении ( по группам). Затем из получившихся рисунков группы склеивают коллаж.

4.  Этап закрепления новых знаний.

Учитель: Итак, сегодня мы с вами познакомились с сатирой Маяковского, его стихотворениями «О дряни» и «Прозаседавшиеся».

- О каких непростых проблемах заставили задуматься эти простые стихотворения? Что хотел сказать Маяковский?

- Есть ли будущее у сатирической литературы? Нужен ли нам сегодня Маяковский? (Предполагается небольшая дискуссия).

Казалось бы, сейчас мы живём в другой стране. Советский Союз остался только в документах, фотографиях, на старых картах, в воспоминаниях тех, кому довелось жить в советские времена. Но разве у нас нет объектов для сатиры и поводов для смеха? Разве исчезло то, что клеймил Маяковский в своих стихах-агитках, и мы являем миру порядочность и высокую нравственность? И за мещанским благополучием современных нуворишей не видно слёз обездоленных? Может быть, рано снимать с полок его томики, а самого поэта отправлять в архив?

Как ты нужен стране сейчас,
Клубу, площади и газетам,
России-матушки трубный бас,
Голос истинного поэта.

                       Я. Смелякова «Маяковский»

- Для чего нужны юмористические и сатирические произведения?

( Да, юмор и сатира бессмертны. Чем труднее времена, тем труднее сатире. Времена ведь, как люди: они любят посмеяться над другими временами, но не терпят смеха над собой. Когда у великого философа Демокрита спросили, как он понимает истину, он ответил коротко: “Я смеюсь”. «Здоровый, жизнеспособный народ всегда видит свои недостатки и знает, что меткое, своевременно сказанное острое слово – действенное орудие борьбы против них».)

 Заключительное слово учителя.

Конечно, произведения, с которыми мы сегодня познакомились, -  это только маленькая толика из огромного наследия, оставленного нам великим поэтом Маяковским.

- Изменилось ли ваше сначала негативное впечатление о творчестве этого поэта?

В этом году исполняется 115 лет со дня рождения Маяковского, а мы читаем его, спорим о его поэзии, литературоведы и критики все пытаются дойти до самого главного в его поэзии. Что же в нем главное? Почему он так вторгается и сейчас в наш день, в нашу сегодняшнюю противоречивую жизнь? Может, потому, что в поэзии Маяковского поразительно близко чувство кровной причастности ко времени, судьбам страны, личное восприятие мира, чувство личной ответственности за него? 

В курганах книг

не похоронен стих! —
Твой каждый том

до дыр у нас зачитан.
И голос твой,

поэт-главарь, не стих —
над всей землей

уверенно звучит он.
Оружия любимейшего род,
твой грозный смех

разит неумолимо
всех,

кто мешает нам идти

вперед —
лентяев,

бюрократов,

подхалимов.
Гордись, поэт, —

сбылись твои мечты:
твой стих пришел
весомо,

грубо,

зримо...
И можешь быть

теперь спокоен ты,
что не прошли

твоих стихов мы мимо!

Мне бы очень хотелось, чтобы вы полюбили творчество этого великого поэта. Читайте Маяковского.

5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. 

1. Письменно высказать свое мнение о том, что достойно пера писателя-сатирика сегодня?

2. Попробуйте создать свое литературное произведение. Помните: ваш стихотворный порыв должен отобразить то, что обсуждалось сегодня на уроке. Можно заменить прозой.

Начальные строки

1. В нашем непонятном мире…

2. Я многое бы в жизни изменила…

6. Рефлексия:

  1. Сумели ли вы высказать свое мнение на уроке?
  2. Чье выступление вам больше всех понравилось?
  3. Какие задания на сегодняшнем уроке вызвали интерес? Какие – удивление? Какие – нежелание выполнять?
  4. Какой вопрос остался непонятным?

  Давайте подведем итоги нашего урока. Поставьте на индивидуальном листе оценку за урок и объясните, почему вы поставили себе такую оценку. Красный – 5, Синий – 4, Зеленый – 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "

Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....

План- конспект по татарской литературе 6 класс

План- конспект по татарской литературе 6 класс...

План-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему: Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Сценарий литературно-музыкальной композиции предназначен для обучающихся 8 класса.  Может помочь при подготовке не только к урокам литературы, но и к урокам истории. Возможно проведение интегриро...

Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Искусство – это красота и   богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...