материалы к городским педчтениям
статья на тему

Мельникова Наталья Игоревна

сначала воспитать читателя!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snachala_vospitat_chitatelya_pedchteniya.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

                             «Сначала воспитать читателя!»

                                               Мельникова Наталья Игоревна

                                                                    МАОУ ПГО «СОШ№8»

                                                                    учитель русского языка и литературы

                                                                    высшая квалификационная категория.

                                    Текст доклада.

    На съезде Российского книжного союза В.В. Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей , наблюдается кризис российской культуры и литературы, растет число граждан , не читающих книг совсем!

    Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, так как мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и ее преобразование становятся важнейшими умениями. Руководствуясь Законом об образовании, где сделаны акценты на социализации, интеграции, духовно-нравственных ценностях, применяю технологию продуктивного чтения, разработанную профессором Н.Светловской, которая приобретает ведущее значение и способствует достижению высоких  результатов.

Цель и задачи технологии продуктивного чтения

Цель технологии : формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению и умение  выбирать книгу.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1.     Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;

Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2.     Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;

3.     Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4.      Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.    

 

Чем же традиционный урок отличается от продуктивного чтения

Традиционный урок:

До чтения: учитель готовит к восприятию текста. Например: «Сейчас       узнаем      о писателе и прочитаем…»

Во время чтения: текст читает учитель или хорошо читающие дети, остальные слушают.

После чтения: ученики отвечают на вопросы учителя, работа с текстом сводится к бесконечной беседе и вызывает скуку на уроке и не любовь к чтению.

Продуктивное чтение:

До чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предполагают, о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.

Во время чтения: читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.

После чтения: беседуем и уточняем позицию автора.

Технология направлена  на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных. В методическом аппарате учебников, соответствующих ФГОС, такие задания маркированы точками разного цвета в зависимости от того,  на какие результаты они нацелены (личностные – красным, регулятивные – оранжевым, познавательные – синим, коммуникативные – зелёным). Задания на предметный результат обозначены точкой серого цвета. Диалог с автором имеет условное обозначение – ребёнок с книгой.

Формирование УУД

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 Коммуникативные УУД:

1)формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4)формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3)формируем умение оценивать поступки в соответствии определённой ситуацией.

Виды и приемы чтения.

Просмотровое чтение

Ознакомительное чтение

Изучающее чтение

                                                    ЦЕЛЬ

                                                   

Самое общее представление о содержании и смысле текста

Извлечение основной информации

Проникновение в смысл при помощи анализа текста

КОНЕЧНЫЙ    РЕЗУЛЬТАТ

Решение: читать или не читать текст.

Решение: достаточно информации или текст нужно перечитывать или анализировать

Понимание всех уровней текста.

         ПРИЕМЫ

-анализ заголовка, прогнозирование темы;

-анализ подзаголовков, просмотр рисунков, схем, подписей к ним, шрифтов и графических выделений;

-просмотр первого и последнего абзацев текста;

-знакомство с оглавлением;

-чтение аннотации.

-чтение текста по абзацам, фиксирование внимания на существительных, первом и последнем предложении каждого абзаца;

-выделение по ходу чтения значимой информации;

-расстановка по ходу чтения условных графических знаков, принятых самим читающим ( ?-непонятно, ! – важно и др.)

-выделение смысловых частей текста;

-прогнозирование содержания или смысла последующих частей текста при опоре на прочитанное;

-выделение ключевых слов;

-замена смысловых частей эквивалентами;

выявление деталей текста, подтекстовой информации;

-определение принадлежности текста к тому или иному стилю;

-составление вопросов проблемного характера;

-выписки основных суждений;

-составление плана и граф схемы;

-переработка : создание вторичных текстов на основе данного;

-читательский комментарий к тексту.

Результативность достигается за счет овладения приемами на этапах до чтения, вовремя чтения и после чтения.

(См. ПРИЛОЖЕНИЕ «Структура урока с применением технологии продуктивного чтения», «Формирование УУД средствами литературного чтения»)

Технологию формирования правильной читательской деятельности применяю не только на уроках литературы, но и на встречах в детской библиотеке. Оценивая роль образовательного сообщества, продумана и претворена в жизнь система сотрудничества с детской библиотекой им. П.П.Бажова. Новые технологии читательского развития и инновационные методы на занятиях дали свой результат (и прежде всего на ЕГЭ- 2014, средний балл моих учеников 73!).

 Система сотрудничества с детской библиотекой.

1.Знакомство с библиотекой начинается с обзорной экскурсии, продолжением которой становится занятие по произведению Д.Пеннака «Как роман» (дети узнают о правах читателя).

2. Занятия планируются с опорой на программу по литературе, на них применяются новые технологии и инновационные методы («Шесть шляп мышления», составление синквейнов, громкое чтение, чтение с остановками, уроки тихого чтения, стратегия «Идеал» и др.)

 Отбор произведений производится по определенным критериям: небольшой объем, непредсказуемость (с точки зрения сюжета), способность на эмоциональный отклик; должно способствовать выработке творческих идей, нового взгляда на прочтение или понимание).  Среди авторов А.Вампилов, В.Набоков, Приставкин, И.Бунин, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов и т.д.

3.Обязательными являются встречи с писателями (живое общение, постижение процесса чтения, образцы правильной речи).

Среди наших знакомых Вадим Осипов, Олег Райн, Елена Ленковская, Александр Кердан, Арсен Титов, Ольга Колпакова, Аркадий Застырец, Светлана Лаврова.

4.Участие в российских, областных, городских конкурсах ( «Лидер чтения», интернет-игра «Живая классика», видео-интернет-мост Санкт-Петербург – Екатеринбург, областной фестиваль «Книжная сила»).

5.Сотрудничество с родителями (воплощение идеи семейного чтения). Формы разнообразны: родительские собрания, индивидуальные встречи, «Библиосумерки», конкурсы «Самая старая книга домашней библиотеки», «В моем возрасте мама читала», создание видеороликов и буктрейлеров, обзор книги И.И.Тихомировой «Как воспитать талантливого читателя» (обсуждение статьи «Как Россия в свое время вышла из кризиса чтения»).

   2015 год – Год Русской литературы. Новая технология поможет России выйти из кризиса чтения. Я уверена! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для городской олимпиады. 11 класс

Материлы для олимпиады по русскому языку. 11 класс...

Материалы IV городской педагогической конференции города Когалыма

Публикация выступления на конференции по теме: "Дополнительное образование - перспективы развития"...

Тезисы доклада на городских педчтениях 2014 года

Формирование базовой культуры личности обучающихся на уроках английского языка с использованием опорных конспектов....

материалы к городским педчтениям

Самооценка - это форма самовыражения....

Выступление "Развитие алгоритмического мышления в урочной и внеурочной деятельности" Городские Педчтения май 2017 Маслова О.Г.

Материал содержит    основные положения  и принципы, которые положены в основу развития алгоритмического мышления  школьников, вопрос рассматривается с учетом  опыта...

Материалы к городской конференции НОУ учащихся 2021

Выполнила:ученица 5"В" класса МБОУ" СОШ 1 "Попова Диана,руководитель:учитель русского языка и литературы Злобина Е.В.Тема работы:"Ошибки в рекламе"...

Сборник материалов открытой городской студенческой научно-практической конференции "Здоровое долголетие" посвященное международному дню пожилого человека

Авторы рассмотрелипозитивное влияние технологии актовного долголетия на качество и продолжительность здоровой жизни пожилых. Активное долголетие достигается путем осуществления мер, направленных на по...