материалы к городским педчтениям
статья на тему
сначала воспитать читателя!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
snachala_vospitat_chitatelya_pedchteniya.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сначала воспитать читателя!»
Мельникова Наталья Игоревна
МАОУ ПГО «СОШ№8»
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория.
Текст доклада.
На съезде Российского книжного союза В.В. Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей , наблюдается кризис российской культуры и литературы, растет число граждан , не читающих книг совсем!
Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, так как мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и ее преобразование становятся важнейшими умениями. Руководствуясь Законом об образовании, где сделаны акценты на социализации, интеграции, духовно-нравственных ценностях, применяю технологию продуктивного чтения, разработанную профессором Н.Светловской, которая приобретает ведущее значение и способствует достижению высоких результатов.
Цель и задачи технологии продуктивного чтения
Цель технологии : формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению и умение выбирать книгу.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
Чем же традиционный урок отличается от продуктивного чтения
Традиционный урок:
До чтения: учитель готовит к восприятию текста. Например: «Сейчас узнаем о писателе и прочитаем…»
Во время чтения: текст читает учитель или хорошо читающие дети, остальные слушают.
После чтения: ученики отвечают на вопросы учителя, работа с текстом сводится к бесконечной беседе и вызывает скуку на уроке и не любовь к чтению.
Продуктивное чтение:
До чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предполагают, о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.
Во время чтения: читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.
После чтения: беседуем и уточняем позицию автора.
Технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных. В методическом аппарате учебников, соответствующих ФГОС, такие задания маркированы точками разного цвета в зависимости от того, на какие результаты они нацелены (личностные – красным, регулятивные – оранжевым, познавательные – синим, коммуникативные – зелёным). Задания на предметный результат обозначены точкой серого цвета. Диалог с автором имеет условное обозначение – ребёнок с книгой.
Формирование УУД
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1)формируем умение слушать и понимать других;
2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4)формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3)формируем умение оценивать поступки в соответствии определённой ситуацией.
Виды и приемы чтения.
Просмотровое чтение | Ознакомительное чтение | Изучающее чтение |
ЦЕЛЬ
| ||
Самое общее представление о содержании и смысле текста | Извлечение основной информации | Проникновение в смысл при помощи анализа текста |
КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ | ||
Решение: читать или не читать текст. | Решение: достаточно информации или текст нужно перечитывать или анализировать | Понимание всех уровней текста. |
ПРИЕМЫ | ||
-анализ заголовка, прогнозирование темы; -анализ подзаголовков, просмотр рисунков, схем, подписей к ним, шрифтов и графических выделений; -просмотр первого и последнего абзацев текста; -знакомство с оглавлением; -чтение аннотации. | -чтение текста по абзацам, фиксирование внимания на существительных, первом и последнем предложении каждого абзаца; -выделение по ходу чтения значимой информации; -расстановка по ходу чтения условных графических знаков, принятых самим читающим ( ?-непонятно, ! – важно и др.) | -выделение смысловых частей текста; -прогнозирование содержания или смысла последующих частей текста при опоре на прочитанное; -выделение ключевых слов; -замена смысловых частей эквивалентами; выявление деталей текста, подтекстовой информации; -определение принадлежности текста к тому или иному стилю; -составление вопросов проблемного характера; -выписки основных суждений; -составление плана и граф схемы; -переработка : создание вторичных текстов на основе данного; -читательский комментарий к тексту. |
Результативность достигается за счет овладения приемами на этапах до чтения, вовремя чтения и после чтения.
(См. ПРИЛОЖЕНИЕ «Структура урока с применением технологии продуктивного чтения», «Формирование УУД средствами литературного чтения»)
Технологию формирования правильной читательской деятельности применяю не только на уроках литературы, но и на встречах в детской библиотеке. Оценивая роль образовательного сообщества, продумана и претворена в жизнь система сотрудничества с детской библиотекой им. П.П.Бажова. Новые технологии читательского развития и инновационные методы на занятиях дали свой результат (и прежде всего на ЕГЭ- 2014, средний балл моих учеников 73!).
Система сотрудничества с детской библиотекой.
1.Знакомство с библиотекой начинается с обзорной экскурсии, продолжением которой становится занятие по произведению Д.Пеннака «Как роман» (дети узнают о правах читателя).
2. Занятия планируются с опорой на программу по литературе, на них применяются новые технологии и инновационные методы («Шесть шляп мышления», составление синквейнов, громкое чтение, чтение с остановками, уроки тихого чтения, стратегия «Идеал» и др.)
Отбор произведений производится по определенным критериям: небольшой объем, непредсказуемость (с точки зрения сюжета), способность на эмоциональный отклик; должно способствовать выработке творческих идей, нового взгляда на прочтение или понимание). Среди авторов А.Вампилов, В.Набоков, Приставкин, И.Бунин, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов и т.д.
3.Обязательными являются встречи с писателями (живое общение, постижение процесса чтения, образцы правильной речи).
Среди наших знакомых Вадим Осипов, Олег Райн, Елена Ленковская, Александр Кердан, Арсен Титов, Ольга Колпакова, Аркадий Застырец, Светлана Лаврова.
4.Участие в российских, областных, городских конкурсах ( «Лидер чтения», интернет-игра «Живая классика», видео-интернет-мост Санкт-Петербург – Екатеринбург, областной фестиваль «Книжная сила»).
5.Сотрудничество с родителями (воплощение идеи семейного чтения). Формы разнообразны: родительские собрания, индивидуальные встречи, «Библиосумерки», конкурсы «Самая старая книга домашней библиотеки», «В моем возрасте мама читала», создание видеороликов и буктрейлеров, обзор книги И.И.Тихомировой «Как воспитать талантливого читателя» (обсуждение статьи «Как Россия в свое время вышла из кризиса чтения»).
2015 год – Год Русской литературы. Новая технология поможет России выйти из кризиса чтения. Я уверена! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для городской олимпиады. 11 класс
Материлы для олимпиады по русскому языку. 11 класс...
Материалы IV городской педагогической конференции города Когалыма
Публикация выступления на конференции по теме: "Дополнительное образование - перспективы развития"...
Тезисы доклада на городских педчтениях 2014 года
Формирование базовой культуры личности обучающихся на уроках английского языка с использованием опорных конспектов....
материалы к городским педчтениям
Самооценка - это форма самовыражения....
Выступление "Развитие алгоритмического мышления в урочной и внеурочной деятельности" Городские Педчтения май 2017 Маслова О.Г.
Материал содержит основные положения и принципы, которые положены в основу развития алгоритмического мышления школьников, вопрос рассматривается с учетом опыта...
Материалы к городской конференции НОУ учащихся 2021
Выполнила:ученица 5"В" класса МБОУ" СОШ 1 "Попова Диана,руководитель:учитель русского языка и литературы Злобина Е.В.Тема работы:"Ошибки в рекламе"...
Сборник материалов открытой городской студенческой научно-практической конференции "Здоровое долголетие" посвященное международному дню пожилого человека
Авторы рассмотрелипозитивное влияние технологии актовного долголетия на качество и продолжительность здоровой жизни пожилых. Активное долголетие достигается путем осуществления мер, направленных на по...