материалы к городским педчтениям
статья на тему
Самооценка - это форма самовыражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samootsenka_-_eto_forma_samosoznaniya_pedchteniya.docx | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тезисы к педчтениям-2014.
Л.Выготский писал: «Самооценка – это формирование самосознания». А самосознание – непрерывный процесс, проходящий длительный путь развития, это путь психологических и социальных изменений.
Понятие «оценка» изменено: стала «отношением к тому, что происходит» (это процесс, а не «метка»!). В «Законе об образовании» на первый план выдвигается «социализация» (то есть подготовка обучающихся к выполнению своих функций в обществе), следовательно, сменились взгляды на объект оценки, эталон для оценивания, способы оценки, методы контроля, форма оценки. Важна обучающая роль оценки (развитие умения учащегося соотносить свое обучение с требованиями к нему со стороны общества). Нельзя забывать, что через родительские и педагогические оценки закладываются стереотипы поведения.
Самоконтроль и самооценка относятся к метапредметным результатам. Что оценивается и как оценивается? Критериальность оценивания. Вся система оценивания должна носить системный характер. Монтируем сознание – это нужно стране! Свободная личность в свободном государстве! Должны уметь жить в постоянно меняющихся ситуациях.
Формирование внутренней оценки носит индивидуальный характер. Среди учеников 40% кинестетиков, 10% визуалов, 30% аудиалов, 20% смешанного типа. Отслеживаются здоровье, безопасность (социальная в том числе), национальная стабильность (в каждом коллективе есть мигранты).
ФГОС ООО. Цитирую: «Система оценки достижения планируемых результатов должна обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования; обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной образовательной программы основного общего образования; ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся…»
Регулятивные универсальные учебные действия:
Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта);
Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Значимыми ориентирами в формировании действия оценивания являются:
- акцент на достижениях ученика;
- выделение УУД как объекта оценки;
- сопровождение формирования самооценки обучающегося как основы постановки целей;
- формирование рефлексивной оценки и самооценки.
Оценка имеет мотивационное значение. На каждом этапе обучения необходимо ставить задачу оценивания своей деятельности, четко понимать функции оценивания: развивать самооценку, мотивацию саморазвития. Предметом оценивания становятся учебные действия обучающегося и их результаты, способы действия, способы учебного сотрудничества (ретроспективная оценка) и собственные возможности осуществления деятельности (прогностическая оценка).
Содержательная оценка очень важна: ребенок слышит, что ему удается и над чем ему дальше работать. (Вариант содержательной оценки: «Ответ успешный. Тебе удалось передать свое отношение к проблеме, поднятой автором текста, привести примеры из своего жизненного опыта и подтвердить литературным примером, что очень важно при написании части С по русскому языку. Обрати внимание на формулировки проблемы, используй существительное в форме родительного падежа или вопросительную конструкцию. Давай попробуем сформулировать…») Помните у Ф.Тютчева: «Нам не дано предугадать, как наше сердце отзовется»?
Кроме этого, в своей практике применяю диагностическую карту:
Диагностическая карта
Выполнение требований к учебному заданию:
ФИ ученика | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | Оценка |
Иванов | + | + | - | + | + | 4 |
Петров | + | + | - | - | + | 3 |
Сидоров | + | + | + | + | - | 4 |
Задания по выбору
Выбор ученика | Иванов | Петров | Сидоров |
Необходимый уровень | + | ||
Программный уровень | + | ||
Расширенный уровень | + | ||
Оценка | 3 | 4 или 3 | 5 или 4 |
Можно назвать и такой вид:
Самооценка
Считаю, что меня можно оценить «5», так как __________________________
__________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(«прочитал все книги из списка на лето», « написал отзыв по плану на самостоятельно прочитанную книгу», « выполнил домашнее упражнение без ошибок», «выполнил данное упражнение с дополнительным заданием» и т.д.)
Очень нравится «пошаговая самооценка» (так ее сама называю): объявлена задача – набрать 5 баллов, например, за синтаксический разбор предложения (нашел грамматическую основу – 1 балл, не ошибся в определении частей речи – 1 балл, узнал причастный оборот и правильно его обособил – 1 балл и т.д.).
Вот формы «пошаговой самооценки»:
Самооценка
1)Какова была цель задания?
2)Удалось ли получить результат?
3)Правильно или с ошибкой?
4)Самостоятельно или с чьей-то помощью?
5) Отметка:_______
При синтаксическом разборе предложения «пошагово» оцениваю баллами (задача – набрать, например, 4 балла): найдена грамматическая основа – 1 балл, определены все части речи безошибочно – 1 балл, графически подчеркнуто правильно – 1 балл, дана логически выверенная характеристика предложения - 1 балл, подвести итог, обнаружив «слабое звено»).
В моей практике также есть и такие формы оценивания:
Оценивание сочинения-рассуждения
ФИ ученика | Умение формулировать тезис | Умение приводить аргументы | Умение делать вывод | Оценка |
Иванов | + | + | + | 5 |
Петров | + | - | + | 4 |
Сидоров | + | - | - | 3 |
Оценивание устных ответов за урок (5, 6 класс)
Ученики | «превосходно» (необыкновенный ответ) | «отлично» (правильный, подготовленный) | «хорошо» (увы, с ошибкой) | «нормально» (цель достигнута, но не хватает подготовки) |
Иванов | + | |||
Петров | + | |||
Сидоров | + | |||
«Умница!» | «Молодец!» | «Хорошист» |
Рефлексия.
В тетради для контрольных работ каждого ребенка.
Что ожидал (-а) | Что получил (-а) | Что не получилось? Почему? |
№1 | ||
№2 | ||
№3 | ||
«Оценочное окно»
Сразу могу применить | Никогда не смогу применять |
Совсем непонятно | Хорошо понятно |
Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Совершенствую приемы обучения продуктивному чтению, использую дескрипторы для самооценки компетентности в области чтения и интегративных умений (Н.Н.Сметанникова «Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС»), а также таблицу самооценки плана текста:
Таблица самооценки плана текста.
Алгоритм оценки плана текста. | Да Нет |
1.Раскрывает ли заголовок тему или основную мысль текста? | |
2. Все ли главные смысловые части текста нашли отражение в плане? | |
3.Раскрывают ли пункты плана тему или основную мысль всех частей текста? | |
4.Действительно ли разработан требуемый вид плана (простой, сложный)? | |
5. Соответствует ли графическое оформление плана принятой норме? | |
6.Можно ли, руководствуясь твоим планом, пересказать текст? |
Как классный руководитель, применяю ещё одну форму:
Показатели для оценки достижения общекультурных компетенций.
Умения | Показатели |
Информационно-коммуникационная компетенция
Работать: -с письменными текстами | -скорость письма, -написание эссе |
-с устными текстами | -пересказ, -описание, рассуждение, -ответы на вопросы, -выделение главного, -рецензирование |
-с различными источниками информации | -работа с книгой, -аудиоисточником, -видеоисточником, -владение приемами работы с использованием компьютера, -медиапособиями |
Компетенция образования
Общеинтеллектуальные умения | Осуществление: -анализа, -сравнения, -обобщения, -классификации |
Социальная компетенция
Умение:
- работать в группе, команде,
-вести диалог, общаться, находить компромиссы,
- ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений,
-терпимо относиться к чужому мнению,
-ответственно подходить к делу.
Для оценки уровня овладения нормами русского литературного языка использую показатели и критерии, разработанные для выявления лингвистической и языковой компетенций:
Лингвистическая компетенция
показатели | критерии | |
орфографические знания | умение находить «ошибкоопасное» место в слове с определением морфемы | |
умение объяснять орфографическую ситуацию | ||
умение объяснять орфограмму графически | ||
орфоэпические знания | владение орфоэпическими нормами языка (нормы ударения, произношения гласных и согласных звуков в слабой позиции, произношение сочетаний согласных и удвоенных согласных в начале и середине слова) | |
знания о составе слова | умение определять способ образования различных частей речи | |
умение использовать навыки словообразовательного анализа с целью различения паронимов | ||
умение определять словообразовательное значение различных морфем | ||
лексические знания | владение лексическими единицами языка с учётом требований лексической сочетаемости (понимание: - лексического значения/значений слова; - смысловых оттенков значений отдельных морфем в слове) | |
умение использовать синонимы / антонимы для объяснения лексического значения слова | ||
грамматические знания | владение грамматическими нормами языка (морфологическими (правила словоизменения) и синтаксическими (правила соединения слов в составе словосочетания и предложения) | |
умение определять грамматические признаки различных частей речи, а также понимание смысловых различий их грамматических форм | ||
пунктуационные знания | умение выполнять пунктуационный анализ текста / отдельного предложения | |
владение пунктуационными нормами языка | ||
преобразование языковых знаний | владение правилами конструирования осмысленных фраз в соответствии с коммуникативной ситуацией | |
способность понимать смысловые отрезки речи в контексте | умение задавать вопросы по теме в контексте конкретной коммуникативной ситуации | |
понимание стилистической функции различных частей речи и умение использовать при создании конкретного текста их стилистическую окраску |
Языковая компетенция
показатели | критерии |
логико-речевые основы (структуры) текста | тема «поддерживается» на протяжении всего текста |
основная мысль (тезис) соответствует теме текста | |
основная мысль (тезис) соответствует поднимаемой в тексте проблеме | |
система аргументации (доводов и иллюстраций) соответствует заявленному тезису | |
заключение (вывод) соответствует заявленному тезису и системе аргументации | |
восприятие, понимание и интерпретация текста | тема текста ситуативно-уместна |
основная мысль (тезис) донесена до адресата | |
основная мысль (тезис), проблема, идея подкреплены системой аргументации | |
текст служит средством успешного коммуникативного общения | |
выстраивание композиционных структур текста | композиция текста соответствует авторскому замыслу |
композиция текста выражает авторскую точку зрения | |
композиция текста способствует пониманию авторской мысли и авторской позиции со стороны адресата | |
восприятие и понимание композиционных структур адресатом | микро-темы текста выступают средством речевого воздействия на адресата |
этические нормы по отношению к адресату соблюдены | |
выбор речевого оформления текста | речевое оформление текста учитывает сферу общения |
речевое оформление текста соответствует требованиям функционального стиля | |
речевое оформление текста соответствует содержанию и композиции текста | |
выразительность текста с позиции адресата | выразительность текста учитывает сферу общения |
выразительность текста соответствует требованиям функционального стиля | |
выразительность текста соответствует требованиям типа речи | |
выразительность текста соответствует содержанию и композиции текста | |
выразительность текста способствует адекватной оценке содержания с позиции адресата |
Оценка результатов деятельности обучающихся по выше обозначенным показателям и критериям позволяет выявить уровень овладения учащимися языковыми знаниями в зависимости от условий коммуникации.
Напомню слова Л.Выготского: «Самооценка – это формирование самосознания». А самосознание – непрерывный процесс, проходящий длительный путь развития, это путь психологических и социальных изменений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для городской олимпиады. 11 класс
Материлы для олимпиады по русскому языку. 11 класс...
Материалы IV городской педагогической конференции города Когалыма
Публикация выступления на конференции по теме: "Дополнительное образование - перспективы развития"...
Тезисы доклада на городских педчтениях 2014 года
Формирование базовой культуры личности обучающихся на уроках английского языка с использованием опорных конспектов....
материалы к городским педчтениям
сначала воспитать читателя!...
Выступление "Развитие алгоритмического мышления в урочной и внеурочной деятельности" Городские Педчтения май 2017 Маслова О.Г.
Материал содержит основные положения и принципы, которые положены в основу развития алгоритмического мышления школьников, вопрос рассматривается с учетом опыта...
Материалы к городской конференции НОУ учащихся 2021
Выполнила:ученица 5"В" класса МБОУ" СОШ 1 "Попова Диана,руководитель:учитель русского языка и литературы Злобина Е.В.Тема работы:"Ошибки в рекламе"...
Сборник материалов открытой городской студенческой научно-практической конференции "Здоровое долголетие" посвященное международному дню пожилого человека
Авторы рассмотрелипозитивное влияние технологии актовного долголетия на качество и продолжительность здоровой жизни пожилых. Активное долголетие достигается путем осуществления мер, направленных на по...