презентация "Слово о словах"
презентация к уроку (7, 8, 9 класс) на тему

Третьякова И.М.

Презентация для демонстрации учащимся в качестве дополнительного материала по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovo_o_slovah.pptx832.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Устный журнал «Слово о словах.» Цель: 1. Повторить и систематизировать Пройденный материал по теме «Лексика И фразеология» 2. Развитие смекалки, Языкового чутья. 3.Воспитание интереса К урокам русского языка.

Слайд 2

Содержание: 1.Ты и твоё имя. 2.Секрет названия. 3.Антонимы. 4.Синонимы. 5.В стране фразео - Логизмов .

Слайд 3

« Человек, который не любит языка родной матери, Которому ничего не говорит родное слово –это Человек без рода и племени.» В.Сухомлинский . Слово сопровождает нас в течение всей жизни. Слово понадобилось человеку , чтобы дать имя всему, что нас окружает. Эти слова как этикетки: Это кошка, это ель. У каждого есть имя, которое Не просто называет, но и что-то обозначает. Имена, имена, имена В нашей речи звучат Не случайно: Как загадочна эта Страна, Так и имя- загадка и Тайна.

Слайд 4

История имён. Имя человеку дается один раз. Оно становится своеобразным удостове­рением личности человека, его личным именем. Все личные имена некогда были именами нарицательными. У русского народа и других народов в древности существовал обычай: при рождении ребенка присваивать ему в качестве имени названия различных предметов, явлений, признаков. Отсюда такие древнерусские имена, как Добрыня, Дружина, Калина. До принятия христианства у русских были имена, которые называли че­ловека по внутреннему или внешнему признаку (Большой, Рябой, Косой, Буян, Мал, Ждан , Молчан , Кудряш, Нелюб), отражали порядок появления новых членов семьи

Слайд 5

(Первой, Первуша , Второй, Третьяк, Малюта . Меньшик , Поздей ). Имена отражали социальное и экономическое поло­жение (Холоп, Бобыль, Селянин, Гольтепа), место происхождения ( Не-свой , Инозем , Ненаш , Казанец , Серпуховитин ), церковные отношения (Богомаз, Грех, Богомол, Игумен, Келарь). Иногда и клички (Олух, Бол­ван , Беспортошнкк ). Наши предки пользовались и иносказательными именами (Баран, Волк, Лнса , Блоха, Ворона, Гнида, Оладья, Бандук , Дуб). В летописи XV века сохранились имена; Баран Филиппов, Овца Вла - Были и имена другого рода - княжеские, возникшие на общеславянской или русской почве; Ярослав, Всеволод, Владимир, Будимир и др. Некоторые славянские имена возникли позже: Важен г- желаемый, Та­рас - беспокойный, Руфина - рыжая. Иногда в качестве имен брались не реальные, а желаемые признаки: Светозар (светлый, как заря)? Владислав (владеющий миром), Добро-слава (имеющая добрую славу), Всемила (всеми милая). Детям давались и древнегреческие, и римские имена: Каллистрат (хо­роший воин), Севастиан (достойный поклонения), Наум (радость, уте­ха), Домна (хозяйка). Красивых древних женских имен сохранилось очень мало: Голуба , Не­ смеяна , Забава, Лебедь, Ждана , Досада, Любава , Борислава, Святосла ­ ва . Смысловые значения некоторых имен забывались. А нарицательное имя превращалось в собственное. Имя Прасковья осознается как имя только потому, что в быту уже едва ли кто вспоминает о его первоначальном зна­чении - "пятница". Некоторое обрусевшие имена подвергались сокращению: Борислав -Борис ( борющкйея за славу), Вадимир - Вадим (наставляющий мир).

Слайд 6

Почему на Руси было распространено имя Иван? Потому, что это имя в полных святцах встречается 170 раз. (Святцы или месяцесловы в русской православной церкви - особые книги. В святцах на каждый день были записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник ро­дителям перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имен, которые значились в святцах.) Иногда священник шел на уступки и давал другое имя, которое в святцах не значилось. Этим и объясняется, что иногда имя, редко встречающееся в святцах, в жизни встречалось довольно часто. Таковы славянские имена Вера, Надежда, Любовь.

Слайд 7

РЕВОЛЮЦИЯ И ИМЕНА Регистрацию новорожденных стали вести отделы записи актов граж­данского состояния (загсы). Родители могли выбрать любое понравившееся имя или даже придумать свое. Родители иногда давали своим детям нелепые, странные имена. Известно около трех тысяч новых и заимствованных имен, которые не имели распространение в последующие годы. Например, Береза, Сирень. Представлены чуть ли не все элементы химической таблицы Менделеева: Радий, Иридий, Рутений, Вольфрам, Рубин. В качестве личных имен и математические термины и технические на­звания: Медиана, Радиана, Алгебрина , Гипотенуза, Турбина. После революции были модны имена из других языков: Изольда, Ар­тур, Элиза , Роберт, Эдуард, Эвелина . Пошли в ход имена древнегреческих и древнеримских богов: Венера, Диана. Очень много имен было образовано от революционных лозунгов: Ноябрииа , Свобода, Нинель (если прочитать справа налево - получится Ле -, нин ), Вилена (Владимир Ильич Ленин - сокращенно Видена), Нера (новая эра), Роблен (родился быть ленинцем). Уродливые имена: Цас (Центральный аптечный склад), Райтия (район­ная типография)- Н. А. Петровский рассказывает в "Словаре русских личных имен" о странных именах, нередко звучащих диссонансом с русским отчеством и фамилией. Например, Гарри Семенович Попов, Диана Крйвоногова . Роберт Овечкик , Рэд Алексеевич. Бывшего директора Сталинградского драмтеатра (50-е годы) звали Пал­ладий Меринов. Трактор Иванович Конев был назван в честь выпуска в Сталинграде первого трактора.

Слайд 9

Что означают некоторые имена? Александр (от греч. alexo ) - защищать, защитник. Алевтина (от греч. аЗеиб ) - отражать. Анастасия (от греч. arastas ) - воскресшая. Андрей (от греч. andreios ) - храбрый, мужественный. Анатолий (от греч. anatole ) - восток, восточный. Афанасий (от греч. athanasia ) - бессмертный. Анна (от др.-евр. hanna , hen ) - грациозная, миловидная. Валентин, Валентина (от латин . vaiens ) - сильный ( ая ), здоровый ( ая ). Валерий, Валерия ( римс . имя Valerius ) - крепкий ( ая ), бодрый ( ая ). Варвара (от греч, barbaros ) - иноземка. Василий, Василиса (от греч. basileus ) - царский, царственная. Виктор, Виктория (от греч. victor , victoria ) - победитель, победа. Виталий (от латин . vitalis ) - жизне »»*^ витаминный. Владимир ( др.-рус . форма имени Воло&.мьръ ) - владеющий миром. Галина (от греч. galene ") - спокойная, безмятежная. Геннадий (от греч. gennadas ) - благородный. Георгий (от греч. georgos ) - земледелец. Герасим (от греч. gerasmios ) - почтенный. Герман (от лат. germanus ) - родной, единокровный. Григорий (от греч. gregoreo ) - бодрствующий. Дарья (персидское Dareios ) - сильная, побеждающая. Дмитрий (от греч. Demetrios ) - принадлежащий Деметре, богине зем­леделия и плодородия. Евгений, Евгенн я (от греч. eugenes ) - благородный, благородная. Екатервня (от греч. Katharios ) - чистая. Елена (от греч. helenos ) - светлая, солнечная, факел. Елизавета (др.-евр.) -почитающая бога. ) (евр.) - благодать Божия.

Слайд 10

Игорь ( др.-рус .) - хранитель. Ирина (от греч. eirsne ") - мир, мирная. Кирилл (от греч. Kyrios ) - повелитель, владыка. Константин (от лат. constans ) - стойкий, постоянный. Максим (от лат. maximus ) - величайший. Марина (от лат. mare ) - море, морская. Наталия (от лат. natalis ) - родная, природная. Олег, Ольга ( др.-рус . Ольгь , Ольга) - святой, святая. Петр (от греч. petra ) - каменный. Раиса (от греч. radia ) - легкая. Роман (от лат. Pomanus ) - римский, крепкий. Светлана (славянское имя) - светлая. София, Софья (от греч. sophia ) - мудрая. Татьяна (от лат. tatius и греч. tatto ) - учредительница, устроительница. Филипп (греч. личное имя Philippos ) - любящий лошадей. Полная информация о значении имен в книге: Н. А. Петровский.Словарь русских личных имен. М.: Сов. энциклопедия, 1980. . Вопросы для викторины 1. Кто больше назовет женских имен с удвоенной согласной в корне? (Анна, Алла и др.) ,2. Какие имена можно получить, заменив одну букву? (Например, Таня -Ваня.) '3. Какое женское имя состоит из тридцати букв я? (ЗОЯ.) Назовите города, состоящие из двух мужских имен. ( Борисоглебск, Петропавловск.) Образуйте имена из следующих сочетаний слов: владеть миром (Владимир); владеть всем (Всеволод); любить мир ( Любомиру , свято славить (Святослав); милая людям (Людмила). 6. Вспомните названия растений (цветов, трав, деревьев), которые со­ звучны с женскими, а также мужскими именами. (Например, Анисья - анис (травянистое растение), Василий, Василиса - василек, Лилиана , Лилия - лилия , Роза, Розалия - роза, Маргарита - маргаритка, Агата - агатис , Снежана - подснежник и др.)

Слайд 11

. 2 стр. Имена есть и у предметов, которые нас окружают. Поговорим сегодня о словах, сделаем их своими верными друзьями. Сила слова- беспредельна. Вспомним пословицы о Словах: Сердечное слово до сердца доходит. Слова- жемчуг, но когда их много, они теряют цену. Слов много, а толку нет . «Хромое слово- кривая речь»,- гласит ещё одна Пословица. Чем больше слов знает человек, Тем точнее, ярче выражает свою мысль.

Слайд 12

Слово о словах. Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай, не спеши, Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьётся, То медью траурной поёт, Покуда слова сам не взвесишь, Не выпускай его в полёт. Им можно радости прибавить И радость людям отравить, Им можно лёд зимой расправить И камень в крошку раздолбить. Оно одарит иль ограбит, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя. В. Солоухин.

Слайд 13

3 стр. А теперь поговорим о некоторых словах, так или иначе Связанных со школой Сообщения учащихся : Урок. Тетрадь Красная строка Портфель Школа.

Слайд 14

4стр. А сейчас ,ребята, подумайте, почему некоторые слова Между собой ссорятся? Отгадаем загадки. С каким явлением в русском языке мы встретились ? Задание: отгадать загадки, найти антонимы. Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада, и зовут меня… Я антоним слова лето, в шубу снежную одето, Хоть мороз люблю сама, потому что я… Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, называюсь…

Слайд 15

Какое языковое явление демонстрируется далее? Простое слово промежуток: в театре несколько минуток, Пока начнётся новый акт, мы назовём его… В борьбе, в труде устали слишком – дают уставшим… На время что-то прекратив, мы объявляем… Я то же, что и ураган, но только гость восточных стран, На море я гроза для шхун, а называюсь я ….

Слайд 16

5стр. В Стране фразеологии. Задание. 1.Объяснить значение: человек с головой, В голове ветер гуляет, ломать голову. 2.Что это значит? Авгиевы конюшни, Ахиллесова пята, яблоко раздора, Сизифов труд 3.Эти забавные животные. Белая ворона, где раки зимуют, лебединая песня, свинью подложить. 4.Сообщения учащихся по книге Н. М.Шанского

Слайд 17

Подведение итогов ,выводы учащихся. И. А. Бунин « Слово « Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный- речь! Прислушаемся , ребята, к этому мудрому Совету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"

Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект  был разработан с учетом индивидуальных особ...

Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...

С данным эссе я стала победителем интернет-тура I Всероссийского фестиваля «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» в номинации «Знаток русского языка», который проходи...

Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом

Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и  чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...

Конспект урока по теме "Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую"

Конспект урока для учащихся 2 классов с НВОНР, нарушением чтения и письма....