Рабочая программа учебного предмета «Литература» в 8 классе.
рабочая программа (7 класс) на тему

Савельева Мария Вячеславовна

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта(2004г.),

- примерной программы по литературе 5-11 класс среднего (полного) образования и разработанной на её основе образовательной программы;

- учебного плана образовательного учреждения МБОУ Рассказовской ООШ на 2015-2016 уч. год, составленного на основе базисного плана (приказ №1213 от 09.03.2004),

- на основе авторской программы «Литература»  под редакцией авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной  (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных  учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва, «Просвещение», 2009 г.)

Цели обучения:

-    осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

-    формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

-    формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной ре­чью;

-    формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного вос­приятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Задачи обу­чения:

•  приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением ба­зовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

•  овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

•  устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диа­логической речью в объеме изучаемых произведений;

•  научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике ге­роя;

•  отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения пись­менной речью;

•  освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

На изучение курса отводится 105 часов (3 часа в неделю)

Используемые учебные пособия: Коровина В.Я. и другие  Литература 7 класс «Просвещение».

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_7_klass_literatura.docx71.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Рассказовская основная общеобразовательная школа

Карасукского района  Новосибирской области

Рассмотрено

на методическом совете

__________/Трошина В.А., руководитель МС/

Протокол №_1 от  « » _________2015 г.

Утверждено

Директор школы

_______/Доме Е.А./

Приказ №_ от «  »_____________2015 г.

                                                                                           Рабочая программа учебного предмета

«Литература»

в 8 классе

на 2015-2016 учебный год

Составитель: М.В. Савельева,

учитель  русского языка и литературы

Рассказово, 2015

Пояснительная записка

      Рабочая   учебная  программа  по   литературе  составлена  на  основе:

- Федерального  компонента  Государственного  образовательного  стандарта  общего  образования  (утверждён  приказом  Минобразования  РФ  № 1089  от  5  марта  2004  года),  

- учебного плана МБОУ Рассказовской ООШ (2015-2016 уч. год),

- программы  по  литературе  для  общеобразовательных  учреждений  5 - 11  классы  под  редакцией  В. Я. Коровиной  (М.: Просвещение,  2008 )  

- учебника  для  общеобразовательных  учреждений   под  редакцией  В.Я. Коровиной ( Литература.  В 2ч.  М.: Просвещение,  2013)

Программа рассчитана на 105 часов  (из них 35 часов из школьного компонента).

Преподавание осуществляется по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина   «Литература.  7 класс» в 2-х частях. Москва: «Просвещение», 2013 год.    

           Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

       Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смысл творчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

  • осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  • формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
  • устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
  • научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы;

- итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.

                               

Учебно-тематический план.

СОДЕРЖАНИЕ

Количество  часов

1.

Введение.

1

2.

Устное народное творчество

8

3.

Древнерусская литература.

3

4.

Литература  18  века.

3

5.

Литература  первой  половины  19  века.  Творчество А.С.Пушкина ,М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя

40

6.

Литература  второй   половины  19  века.  

40

7.

Литература  20  века.

26

8.

Зарубежная литература.

8

Итог

105 часов

                                                                               

Содержание курса

Введение(1)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (8)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Гроз¬ного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославле¬ние мирного труда. Микула — носитель лучших человечес¬ких качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, му¬жество, справедливость, чувство собственного достоин¬ства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изуча¬ется одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятель¬ного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Темати¬ческое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собирате¬ли. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представле¬ний). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористи¬ческие жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ (3)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и вер¬ности.

Теория литературы. Поучение (начальные представ¬ления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представ¬лений).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА (3)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им¬ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория  литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ  РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА (80)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава»   («Полтавский   бой»),    «Медный   всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас¬терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози¬ции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл   сопоставления   Олега   и   волхва.   Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория    литературы.   Баллада   (развитие   представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение чело¬веческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представ¬лений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опрични¬ка и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирую¬щим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (раз¬витие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писа¬теле.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобож¬дение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности   изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

 Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.  «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отно¬шение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изоб¬ражении   пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения   в   прозе.   «Русский  язык».   Тургенев   о богатстве   и   красоте   русского   языка.   Родной   язык   как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нрав¬ственность и человеческие взаимоотношения.

Теория   литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о пи¬сателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историче¬ская основа поэмы. Величие духа русских женщин, отпра¬вившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Ху¬дожественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трех¬сложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаила Репин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть   о   том,   как   один   мужик   двух   генералов прокормил».  Нравственные  пороки общества.  Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение  покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория   литературы.  Гротеск (начальные представ¬ления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman” и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.      «Цифры».  Воспитание детей в семье.  Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фами¬лии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность коми¬ческого в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж¬дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой,  родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной при¬роде.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изобра¬жение родной природы и выражение авторского настрое¬ния, миросозерцания.

ИЗ  РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА(26)

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изоб¬ражение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яр¬кое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произ¬ведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Ма¬яковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления).   Обогащение  знаний  о  ритме  и  рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим мень¬шим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произве¬дения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости со¬страдания и уважения к человеку. Неповторимость и цен¬ность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравствен¬ное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, вза¬имопонимания, жизни для других. Своеобразие языка про¬зы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преобра¬женные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отече¬ственной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Си¬монов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о пи¬сателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нрав¬ственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория  литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь при¬роды и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго по¬ступка.

«Тихая  моя  Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есе¬нин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выра¬жение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о нераздели¬мости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие по¬нятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие пред¬ставлений). Мемуары как публицистический жанр (началь¬ные представления).

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова  русских поэтов XX века

С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоц¬кий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни.  Осмысление зрелости собственного возраста,  зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ (8)

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон.   «Ты кончил жизни путь,  герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

       Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Учащиеся должны знать:

-  авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие ); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:

- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

- оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода

- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;

- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

Для учащихся:

  1. Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В М.: Просвещение, 2014.
  2. Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2001.

Для учителя:

  1. Аникина СМ., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: I 2002.
  2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007
  3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: Вако, 2006
  4. Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2003.
  5. Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2001.

Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе

 (105 часов)

п/п

Тема

кол-во

часов

Планируемые  результаты освоения материала

Элементы содержания урока

Дата

план

Дата

Факт.

Введение (1)

1

Литература и история

1

З н а т ь: образную природу словесного

искусства, цели и задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях.

У м е т ь: пользоваться справочным разделом, составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами  пересказа.

Самостоятельное чтением учебной статьи, составлением плана и тезисов.

Устное народное творчество (8)

2

Предания как поэтическая автобиография народа.

1

З н а т ь: определение понятия «предание»

У м е т ь: пересказывать текст предания, объяснять особенности жанра

Пересказ преданий.

3

Былины как  произведение устной народной  поэзии.  

1

З н а т ь: определение понятия «былина». своеобразие былин как героических песен эпического характера.

У м е т ь: составлять характеристику героев, определять художественные особенности былинного жанра

Сравнительная характеристика героев.

4

Вн. чт. Былины «Вольга и Микула Селянинович».

1

З н а т ь: приемы раскрытия величия, доблести подвигов русского богатыря.

У м е т ь: воспринимать и анализировать

 поэтику былин, определять отношение авторов-рассказчиков к героям.

Беседа.

Сравнительная характеристика героев, анализ поэтики былины.

5

Былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник».

1

У м е т ь: самостоятельно

проводить  исследование

художественного

своеобразия былин

Домашнее сочинение «Художественное

своеобразие былины …»

6.

Былина «Садко»

1

У м е т ь: самостоятельно

проводить  исследование

художественного

своеобразия былин

7.

Р/р. Сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри»

8.

Карело-финский эпос «Калевала»

9.

Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка.

1

З н а т ь: определение понятий «пословица» и «поговорка», своеобразие пословиц и поговорок как малого жанра устного народного творчества народов мира.

У м е т ь: анализировать поэтику

 пословицы и поговорки.

Тематический подбор и толкование пословиц и поговорок

Древнерусская литература (3 часа)




10

Нравственные заветы Древней Руси из «Повести временных лет». Из похвалы князю Ярославу и книгам.

Из «Поучения»  Владимира Мономаха» (отрывок).адимира Мономаха» (отрывок).

1

З н а т ь: особенности «поучения» как жанра, основы христианской морали,

понятие жанра летописи.

П о н и м а т ь: смысл поучения Владимира Мономаха.

У м е т ь: воспринимать и анализировать

древнерусский текст.

Сочинении-миниатюра «Поучение…», стилизация

11

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

2

З н а т ь:  содержание повести, нравственные законы, по которым живут герои.

У м е т ь: понимать и выразительно читать древнерусский текст в соответствии с его стилистикой.

Выразительное чтение древнерусского текста, развернутые ответы на вопросы

13

Р.Р .Подготовка к домашнему сочинению по устному народному творчеству

и древнерусской литературе.

1

У м е т ь: самостоятельно делать

выводы, строить рассуждения

на  нравственно-этические

темы.

сочинение «Нравственные   заветы Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Из русской литературы XVIII века (3)

14

М.В.Ломоносов. Мысли автора о родине, русской науке, творцах. («К статуе Петра Великого»

1

З н а т ь: основные сведения о

 М. Ломоносове как поэте и ученом,

новаторство Ломоносова в

стихотворчестве

У м е т ь: воспринимать и анализировать

текст в жанре оды, выразительно читать его.

Ответы на вопросы, выразительное чтение отрывка их оды, работа с языком оды

15.

М.В.Ломоносов. Мысли автора о родине, русской науке, творцах. («Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»)

1

З н а т ь: основные сведения о

 М. Ломоносове как поэте и ученом,

новаторство Ломоносова в

стихотворчестве

У м е т ь: воспринимать и анализировать

текст в жанре оды, выразительно читать его.

Ответы на вопросы, выразительное чтение отрывка их оды, работа с языком оды

16.

Г.Р.Державин. «Река времен в своем стремленьи…» («На птичку…», «Признание»). Философские размышления о жизни и творчестве.

1

З н а т ь: основные сведения о

жизни и творчестве Г.Р. Державина, новаторство Державина в стихотворчестве

У м е т ь: воспринимать и анализировать

державинские стихотворения, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на  темы  общественной жизни

XVIII века.

Рассказ о поэте. Работа с понятием «философский».

Заучивание и выразительное чтение стихо-творения «На птичку».

Из русской литературы XIX века (71)

17-

18

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории Росси.

2

З н а т ь: историческую основу

изучаемых произведений А.С. Пушкина,

понятие жанров: поэмы, баллады, драмы

У м е т ь: воспринимать и анализировать

 поэтический текст, выразительно

читать стихотворный отрывок

Чтение отрывка из поэмы подготовлен-ным учеником

19.

Интерес Пушкина к истории Росси в поэме  «Полтава» (отрывок).

1

20.

Петр 1 и Карл 12. Сравнительная характеристика.

1

21.

Подготовка к домашнему сочинению «Сравнительна  характеристика Петра 1и Карл 12»

1

22

А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине.

1

Выразительное чтение отрывка из поэмы. Устное словесное рисование, работа с изобразительными средствами языка.

23.

Образ автора в отрывке из поэмы. Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина.

1

24.

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник.

1

Сравнение стихотворения с летописным источником

25.

Смысл сопоставления Олега и волхва.

1

26.

1

27

А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Значение труда летописца Пимена.

1

Комментированное чтение

28.

А.С.Пушкин «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека»

1

З н а т ь:  содержание повести А.С. Пушкина, понятие  «образ маленького человека» в русской литературе

У м е т ь: воспринимать и анализировать

текст,  объяснять способы выражения авторской позиции (эпиграф, имя главного героя, роль детали в описании жилища станционного смотрителя), роль автора и рассказчика в повести

Первичное восприятие, анализ текста, определение авторской позиции



29

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырину Минского».

1

П о н и м а т ь: идейный замысел повести (социальное неравенство).

У м е т ь: анализировать эпизод художественного текста и определять его роль в произведении.

Анализ эпизода повести, нахождение основных проблем и обсуждение, цитирование.

30.

Р/р. Сочинение по повести «Станционный смотритель»

1

31.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня …про купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

1

З н а т ь: содержание поэмы, особенности сюжета, исторической основы поэмы, ее нравственную проблематику.

У м е т ь: владеть различными

 видами пересказа, участвовать в диалоге по

 прочитанному произведению.

Первичное восприятие поэмы.

Развернутый ответ на вопрос.

Презентации проектов «Картины быта XVI века»

32.

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

1

Устное словесное рисование с элементами рассуждения, выводами, цитированием.

33

Фольклорные начала в «Песне про купца Калашникова». Образ гусляров и автора.

1

З н а т ь: понятие «лирический герой»

У м е т ь: воспринимать и анализировать

 поэтический  текст, выразительно

читать стихотворение

Работа со словарем: «гармония».

Выразительное чтение стихотворений

34

Особенности сюжета и художественной формы. поэмы.

1

Знать: из скольких частей состоит песня. Почему автор назвал поэму песней.

Как развиваются события в поэме. Форма исторической песни.

35.

Р/р Подготовка к сочинению по поэме «Песня про купца Калашникова»

1

Уметь: сравнивать двух героев в поэме.

Устное сообщение, сравнительная характеристика Калашникова.

.

36.

Внеклассное чтение. А. Толстой «Князь Серебряный»

1

Знать: сюжет романа;

Уметь: давать характеристику героям.

Чтение  и пересказ отрывков из романа

37.

М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»

1

Знать: с помощью каких художественных средств создаются образы.

Выразительное чтение, анализ стихотворения.

38.

М.Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел».

1

Уметь: выразительно читать стихотворение. Знать когда они написаны. Уметь анализировать стихотворения.

Выразительное чтение, анализ стихотворения.

39.

Н.В.Гоголь. Страницы жизни.

1

З н а т ь: содержание повести;

содержание понятия “деталь” произведения,

нравственную проблематику повести;

владеть различными видами пересказа,

участвовать в диалоге по

прочитанному произведению; знать понятие «литературный герой», «патриотический пафос».

У м е т ь: выделять смысловые части

 художественного текста, сопоставлять

 эпизоды и сравнивать героев.

Рассказ на основе прочитанной статьи о писателе.

Инд.: историческая и фольклорная основа повести.

развернутые ответы на вопросы.

40.

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». История создания повести. Исторические комментарии.

1

Знакомство с повестью, историей создания. Уметь  объяснить о каком времени рассказывает Гоголь.

41

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

Сравнительная характеристика героев

по самостоятельному составленному плану

1

Сравнительная характеристика героев по самостоятельно составленному плану.

42

Р.Р. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» («Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба».

«Роль картин природы в понимании человеческих характеров» и др.)

1

З н а т ь:  содержание повести.

У м е т ь: выбирать жанр сочинения, тему, составлять план, формулировать идею, подбирать цитаты.

Выбор жанра сочинения, темы, составление плана, формулировка идеи, подбор цитат.

43-44

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

2

З н а т ь: факты жизни и творчества И.С.Тургенева, историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк», понятие «пейзаж».

У м е т ь: составлять тезисы и план

 прочитанного; владеть различными

 видами пересказа.

Рассказ учителя.

Беседа.

Тезисный план ответа на вопрос «Как автор относится к изображенному в рассказе?»

45

Р.Р.И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе.

1

З н а т ь: своеобразие стихотворений в прозе.

У м е т ь: воспринимать и анализировать

поэтику стихотворений в прозе,

выразительно читать стихотворения в прозе.

Беседа.

Сочинение-рассуждение «Почему характер языка –«свидетельство судьбы народа»?

46

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. Анализ эпизода («Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутской области»).

1

З н а т ь: особую роль жен декабристов,

их высокий нравственный подвиг

У м е т ь:  выделять черты героев, размышлять об их словах и поступках, убеждениях, давать

характеристику героям поэмы

Рассказ учителя.

Беседа.Практикум.

Выразительное чтение. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»

47

Вн. чт. Н.А.Некрасов. «Размышление у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины

1

З н а т ь: понятия "сатира", "антитеза"

У м е т ь: воспринимать и анализировать

 поэтический  текст, выразительно читать

стихотворный отрывок

Урок внеклассного чтения.

Выразительное чтение.Анализ текста стихотворений.

48-50

Р.р Литературный ринг «Герои произведений И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова

2

З н а т ь; изученное по творчеству И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова,

литературный

ринг

51

А.К. Толстой «Василий Шибанов», «Князь Михайлов Репнин»

1

З н а т ь; Отдельные факторы биографии писателя, содержание произведений.

52-54

М. Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Сказки для детей изрядного возраста. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»

2

З н а т ь: содержание сказок.

У м е т ь: выявлять парадоксы

в народной жизни, отраженные

в сказках, составлять рассуждения

о сильных и слабых сторонах

народного характера.

Развернутые ответы с элементами рассуждения и пересказа.

55

56

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы).

Автобиографический характер повести.

1

1

З н а т ь: отдельные факты биографии писателя, содержание повести;

нравственную проблематику

повести, понятие «автобиографический»

У м е т ь: владеть различными

видами пересказа, участвовать

в диалоге по прочитанному

произведению.

Пересказ полный и сжатый глав повести. Развернутый ответ на вопрос.

57


58

59-60

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».
Два лица в России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».
Вн. чт. Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня».

4

. З н а т ь: сюжет и образную систему

рассказов.

У м е т ь: давать оценку действиям героев
З н а т ь: содержание рассказа, понимать и объяснять особенности композиции рассказа и его смысла.

У м е т ь: анализировать произведение, видеть «смех и слезы» автора, раскрывать роль художественной детали и особенности речи героев. Выразительно читать фрагменты.
З н а т ь/п о н и м а т ь: содержание рассказов, позицию автора.

У м е т ь: видеть смешное и грустное в произведении.

Слово о писателе на основе прочитанной статьи.

Развернутый ответ на вопрос.
анализ рассказа.

Викторина по творчеству И.А.Бунина и А.П.Чехова (15 мин.).
Толкование смысла рассказа, выявление художественной детали как средства создания

61-63

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

2

З н а т ь: содержание понятия

 “деталь произведения”.

У м е т ь: выделять смысловые

 части художественного текста.
П о н и м а т ь смысл рассказа.

У м е т ь: выбирать тему, определять основную мысль сочинения.

Нахождение и формулировка поднятых проблем в рассказе.

64

ВН. Чтение. И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства».


1

П о н и м а т ь смысл рассказа.

У м е т ь: выбирать тему, определять основную мысль сочинения.

Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях И.А.Бунина»

65

Сочинение «Золотая пора детства» (по творчеству И.А.Бунина)

1

Знать содержание произведений, основные мысли. Изобразительные особенности, авторское отношение к героям

Сочинение

66

Стихи русских поэтов XIX века о природе (В.А.Жуковский, А.А.Фет, А.К.Толстой,И.А. Бунин)

1

З н а т ь: стихотворения о родной природе -

состояние души поэта, переданное через

описание природы

У м е т ь: воспринимать и анализировать

 поэтический  текст, выразительно

читать стихотворение

Выразительное чтение наизусть.

67-69

А.М.Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

2

З н а т ь:  автобиографический характер повести, ее содержание, причины поступков героев.

У м е т ь: воспринимать текст, делать художественный пересказ частей сюжета, выделять наиболее важные для героя и читателя события.

Рассуждение на основе цитаты «свинцовые мерзости жизни2.

70

Р.Р.М.Горький «Детство». «Яркое, здоровое в русской жизни». Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство».

1

З н а т ь:   специфические черты характеров. Приущие отдельным героям повести6 бабушке, Алеше, Цыганку, деду, Хорошему Делу.

У м е т ь:  видеть авторскую позицию по отношению к героям сопоставлять поступки героев,, давать характеристику литературному герою по плану.

.Сочинение.

Анализ эпизода «Бабушка на пожаре»

71

Вн. чт. «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».

1

З н а т ь: содержание рассказа;

приемы сопоставительного анализа

У м е т ь: характеризовать особенности

 сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в

рассказе; выявлять авторскую позицию;

использовать сравнительные

характеристики; участвовать в дискуссии

Характеристика героя.

72

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека.

1

З н а т ь: факты из жизни поэта, своеобразие художественной формы, содержание понятия «сатира».

У м е т ь: выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части

художественного текста, определять его своеобразие.

Ответы на вопросы,

выразительное чтение стихотворения.

73-75

Вн. чт.В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

2

З н а т ь: понятие о лирическом герое.

У м е т ь: видеть идейную позицию автора, способного сопереживать героям.

76

Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности.

1

З н а т ь: сведения о жизни и творчестве писателя, сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание.

У м е т ь: выражать собственное отношение к героям. сопереживать им. владеть различными видами пересказа..

Развернутые ответы на вопросы

77-79

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека. (Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»)

2

З н а т ь: основные сведения о жизни

Платонова А.П., сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание.  

У м е т ь: читать платоновские

рассказы, видеть их красоту, воспринимать чувства, передаваемые автором

Пересказ, близкий к тексту «Юшка наедине с природой».

ответы на вопросы.

Домашнее сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

80-82

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…» Своеобразие природы в лирике поэта.

2

З н а т ь: своеобразие поэтического мастерства поэта, тематики стихотворений.

У м е т ь: анализировать поэтичекое произведение, видеть красоту природы, передаваемую изобразительно-выразительными средствами.

Анализ стихотворений.

83

Вн. чт. Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны с Юрием Георгиевичем Разумовским о поэзии.

1

З н а т ь: особенность поэтических текстов о Великой Отечественной войне, своеобразие жанра интервью.

У м е т ь: выразительно читать стихотворения патриотическойнапрвленности.

Выразительное чтение стихотворений.

84

Р.р. Анализ эпизода или одного стихотворения.

1

У м е т ь: анализировать эпизод или стихотворение (на выбор)

Сочинение.

85-86

Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственные проблемы рассказа. (Понятие о литературной традиции.)

2

З н а т ь: основные сведения о жизни

Абрамова Ф.А., познакомиться в

произведениях художественной

литературы с проблемой экологической

защиты человека.

У м е т ь: составлять план

 рассказа, готовить краткий,

 выборочный, художественный

 пересказы

Развернутый ответ на вопрос «Какие раздумья вызвал у вас этот рассказ?»

87-88

Е.Н.Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». (Обучение целостному анализу произведения. )

2

З н а т ь: основные сведения о жизни

Носова Е.И.

У м е т ь: составлять план

 рассказа, готовить краткий,

 выборочный, художественный

 пересказ.

Практикум.

Ответы на вопросы на основе компьютерной презентации как элементы анализа произведения.

89-91

Вн. чт. Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

2

З н а т ь: основные сведения о жизни

Казакова Ю.П.

У м е т ь: составление плана,

художественный и краткий пересказы

Работа со статьей о писателе и его труде (вопр. к тексту)

92-93

Вн. чт. Д.С.Лихачев. Слово о писателе. «Земля родная».

2

З н а т ь: биографию автора, определение понятий «публицистика», «мемуары»

У м е т ь: выстраивать ответы-рассуждения по поднятой проблеме, оценивать отношение автора к прочитанному.

Ответ-рассуждение.

94

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Братья», «Спасибо, моя родная…» и др

1

З н а т ь: сведения о жизни и творчестве поэта, план анализа стихотворения.

 У м е т ь: выразительно читать стихотворения, анализировать лирическое стихотворение.

Написать короткий рассказ с включением в него стихотворения.

95








96

Вн.чт. Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Рубцов).






Вн.чт.
Песни на слова русских поэтов XX века.

1

У м е т ь: видеть смешное и грустное в произведении

З н а т ь: основные средства

художественной выразительности

У м е т ь:выразительно читать наизусть

стихотворение о природе, сопоставить стихотворения,

посвященные различным явлениям

природы, определенному времени года

З н а т ь: что такое «лирическое размышление». У м е т ь: анализировать содержание песен, лирические размышления о жизни, времени и вечности.

. Выразительное чтение стихотворений наизусть.





Анализ прослушанных и прочитанных песен

97

М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах.

1

З н а т ь/п о н и м а т ь: сведения об авторе и его произведения, авторскую позицию в оценке героев.

Отзыв на рассказ.

Из зарубежной литературы (8)

98

Лирика Расула Гамзатова. «Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришел сюда и сам не верю», «О моей Родине».

1

З н а т ь: факты жизни и творческой биографии поэта. План анализа поэтического произведения.

У м е т ь: выразительно читать стихотворения, анализировать лирический текст.

Развернутый ответ на вопрос.

99

Р.Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность». Дж. Гордон Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь герой,,,» как прославление подвига во имя Родины.

1

З н а т ь: факты жизненного и творческого пути авторов, темы творчества.

У м е т ь: выразительно читать стихотворные тексты в соответствии с содержанием, настроением текста.

Пересказ статьи о поэте.

Выразительное чтение текстов, ответы на вопросы.

100-101

Японские хокку (хайку).Особенности жанра.

2

З н а т ь: историю возникновения жанра, представителей жанра и их творчество.

У м е т ь: виделирические переживания через предметный мир.

сочинение- хокку

102-103

О.Генри. «Дары волхвов».

2

З н а т ь: автора, этапы жизненного пути, нравственные проблемы в зарубежной литературе, содержание рассказа.

 У м е т ь: видеть гуманизм и легкий юмор в рассказах.

Развернутый ответ на вопрос: как вы понимаете слова Р.Бернса : «Душа человека – это королевство»

104-105

Вн. чт. Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Зеленое утро». «Каникулы»

2

З н а т ь: факты жизненного и творческого пути автора, темы творчества, понятие «фантастический рассказ».

У м е т ь: видеть лирические переживания через предметный мир.

урок внеклассного чтения.

Письменный ответ на проблемный вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 6 класс

Рабочая программа по литературе для обучающихся 6-х классов создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ от 05.03.2004 года, №1089),  При...

Рабочая программа учебного предмета "Литература" 5 класс

Данная программа по литературе составлена на основе федерального  государственного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы по литературе для 5-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования     на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...

Рабочая программа учебного предмета "Литература 6 класс"

Рабочая программа выстроена в логике программ общеобразовательных учреждений "Литература для 5-11 классов" под редакцией В.Я.Коровиной и учебного пособия "Учебник для общеобразовательных учреждений" в...

Рабочая программа учебного предмета "Литература" 9 класс

                                   Пояснительная записка. Назначение рабочей программы: настоящая прогр...

Рабочая программа учебного предмета «Литература», 6 класс

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для основного общего образования (начального общего образования) разработана на основе нормативных документов и информационно-методических материалов:Ф...

Рабочая программа учебного предмета "Литература" 7 класс

Рабочая программа учебного предмета "Литература" к УМК Коровиной В.Я....