Рабочая программа учебного предмета «Литература» в 8 классе.
рабочая программа (7 класс) на тему
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта(2004г.),
- примерной программы по литературе 5-11 класс среднего (полного) образования и разработанной на её основе образовательной программы;
- учебного плана образовательного учреждения МБОУ Рассказовской ООШ на 2015-2016 уч. год, составленного на основе базисного плана (приказ №1213 от 09.03.2004),
- на основе авторской программы «Литература» под редакцией авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва, «Просвещение», 2009 г.)
Цели обучения:
- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Задачи обучения:
• приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
• овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
• устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
• научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
• отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
• освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.
На изучение курса отводится 105 часов (3 часа в неделю)
Используемые учебные пособия: Коровина В.Я. и другие Литература 7 класс «Просвещение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_klass_literatura.docx | 71.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рассказовская основная общеобразовательная школа
Карасукского района Новосибирской области
Рассмотрено на методическом совете __________/Трошина В.А., руководитель МС/ Протокол №_1 от « » _________2015 г. | Утверждено Директор школы _______/Доме Е.А./ Приказ №_ от « »_____________2015 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Литература»
в 8 классе
на 2015-2016 учебный год
Составитель: М.В. Савельева,
учитель русского языка и литературы
Рассказово, 2015
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе:
- Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года),
- учебного плана МБОУ Рассказовской ООШ (2015-2016 уч. год),
- программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2008 )
- учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной ( Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2013)
Программа рассчитана на 105 часов (из них 35 часов из школьного компонента).
Преподавание осуществляется по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина «Литература. 7 класс» в 2-х частях. Москва: «Просвещение», 2013 год.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смысл творчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы;
- итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.
Учебно-тематический план.
СОДЕРЖАНИЕ | Количество часов | |
1. | Введение. | 1 |
2. | Устное народное творчество | 8 |
3. | Древнерусская литература. | 3 |
4. | Литература 18 века. | 3 |
5. | Литература первой половины 19 века. Творчество А.С.Пушкина ,М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя | 40 |
6. | Литература второй половины 19 века. | 40 |
7. | Литература 20 века. | 26 |
8. | Зарубежная литература. | 8 |
Итог | 105 часов |
Содержание курса
Введение(1)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (8)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Гроз¬ного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославле¬ние мирного труда. Микула — носитель лучших человечес¬ких качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, му¬жество, справедливость, чувство собственного достоин¬ства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изуча¬ется одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятель¬ного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Темати¬ческое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собирате¬ли. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Теория литературы. Предание (развитие представле¬ний). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористи¬ческие жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и вер¬ности.
Теория литературы. Поучение (начальные представ¬ления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представ¬лений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им¬ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (80)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас¬терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози¬ции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение чело¬веческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представ¬лений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опрични¬ка и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирую¬щим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (раз¬витие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писа¬теле.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобож¬дение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отно¬шение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изоб¬ражении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нрав¬ственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о пи¬сателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историче¬ская основа поэмы. Величие духа русских женщин, отпра¬вившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Ху¬дожественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трех¬сложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаила Репин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представ¬ления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman” и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фами¬лии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность коми¬ческого в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж¬дения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной при¬роде.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изобра¬жение родной природы и выражение авторского настрое¬ния, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА(26)
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изоб¬ражение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яр¬кое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произ¬ведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Ма¬яковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим мень¬шим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произве¬дения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости со¬страдания и уважения к человеку. Неповторимость и цен¬ность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравствен¬ное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, вза¬имопонимания, жизни для других. Своеобразие языка про¬зы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преобра¬женные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отече¬ственной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Си¬монов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о пи¬сателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нрав¬ственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь при¬роды и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго по¬ступка.
«Тихая моя Родина»
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есе¬нин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выра¬жение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о нераздели¬мости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие по¬нятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие пред¬ставлений). Мемуары как публицистический жанр (началь¬ные представления).
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоц¬кий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (8)
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие ); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.
Учащиеся должны уметь:
- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;
- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
- оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода
- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:
- Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В М.: Просвещение, 2014.
- Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2001.
Для учителя:
- Аникина СМ., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: I 2002.
- Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: Вако, 2006
- Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2003.
- Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2001.
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе
(105 часов)
№ п/п | Тема | кол-во часов | Планируемые результаты освоения материала | Элементы содержания урока | Дата план | Дата Факт. | |
Введение (1) | |||||||
1 | Литература и история | 1 | З н а т ь: образную природу словесного искусства, цели и задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях. У м е т ь: пользоваться справочным разделом, составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа. | Самостоятельное чтением учебной статьи, составлением плана и тезисов. | |||
Устное народное творчество (8) | |||||||
2 | Предания как поэтическая автобиография народа. | 1 | З н а т ь: определение понятия «предание» У м е т ь: пересказывать текст предания, объяснять особенности жанра | Пересказ преданий. | |||
3 | Былины как произведение устной народной поэзии. | 1 | З н а т ь: определение понятия «былина». своеобразие былин как героических песен эпического характера. У м е т ь: составлять характеристику героев, определять художественные особенности былинного жанра | Сравнительная характеристика героев. | |||
4 | Вн. чт. Былины «Вольга и Микула Селянинович». | 1 | З н а т ь: приемы раскрытия величия, доблести подвигов русского богатыря. У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтику былин, определять отношение авторов-рассказчиков к героям. | Беседа. Сравнительная характеристика героев, анализ поэтики былины. | |||
5 | Былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник». | 1 | У м е т ь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин | Домашнее сочинение «Художественное своеобразие былины …» | |||
6. | Былина «Садко» | 1 | У м е т ь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин | ||||
7. | Р/р. Сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри» | ||||||
8. | Карело-финский эпос «Калевала» | ||||||
9. | Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка. | 1 | З н а т ь: определение понятий «пословица» и «поговорка», своеобразие пословиц и поговорок как малого жанра устного народного творчества народов мира. У м е т ь: анализировать поэтику пословицы и поговорки. | Тематический подбор и толкование пословиц и поговорок | |||
Древнерусская литература (3 часа) | |||||||
| Нравственные заветы Древней Руси из «Повести временных лет». Из похвалы князю Ярославу и книгам. | 1 | З н а т ь: особенности «поучения» как жанра, основы христианской морали, понятие жанра летописи. П о н и м а т ь: смысл поучения Владимира Мономаха. У м е т ь: воспринимать и анализировать древнерусский текст. | Сочинении-миниатюра «Поучение…», стилизация | |||
11 | Нравственные идеалы и заветы Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских» | 2 | З н а т ь: содержание повести, нравственные законы, по которым живут герои. У м е т ь: понимать и выразительно читать древнерусский текст в соответствии с его стилистикой. | Выразительное чтение древнерусского текста, развернутые ответы на вопросы | |||
13 | Р.Р .Подготовка к домашнему сочинению по устному народному творчеству и древнерусской литературе. | 1 | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | сочинение «Нравственные заветы Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских» | |||
Из русской литературы XVIII века (3) | |||||||
14 | М.В.Ломоносов. Мысли автора о родине, русской науке, творцах. («К статуе Петра Великого» | 1 | З н а т ь: основные сведения о М. Ломоносове как поэте и ученом, новаторство Ломоносова в стихотворчестве У м е т ь: воспринимать и анализировать текст в жанре оды, выразительно читать его. | Ответы на вопросы, выразительное чтение отрывка их оды, работа с языком оды | |||
15. | М.В.Ломоносов. Мысли автора о родине, русской науке, творцах. («Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года») | 1 | З н а т ь: основные сведения о М. Ломоносове как поэте и ученом, новаторство Ломоносова в стихотворчестве У м е т ь: воспринимать и анализировать текст в жанре оды, выразительно читать его. | Ответы на вопросы, выразительное чтение отрывка их оды, работа с языком оды | |||
16. | Г.Р.Державин. «Река времен в своем стремленьи…» («На птичку…», «Признание»). Философские размышления о жизни и творчестве. | 1 | З н а т ь: основные сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина, новаторство Державина в стихотворчестве У м е т ь: воспринимать и анализировать державинские стихотворения, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на темы общественной жизни XVIII века. | Рассказ о поэте. Работа с понятием «философский». Заучивание и выразительное чтение стихо-творения «На птичку». | |||
Из русской литературы XIX века (71) | |||||||
17- 18 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории Росси. | 2 | З н а т ь: историческую основу изучаемых произведений А.С. Пушкина, понятие жанров: поэмы, баллады, драмы У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворный отрывок | Чтение отрывка из поэмы подготовлен-ным учеником | |||
19. | Интерес Пушкина к истории Росси в поэме «Полтава» (отрывок). | 1 | |||||
20. | Петр 1 и Карл 12. Сравнительная характеристика. | 1 | |||||
21. | Подготовка к домашнему сочинению «Сравнительна характеристика Петра 1и Карл 12» | 1 | |||||
22 | А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. | 1 | Выразительное чтение отрывка из поэмы. Устное словесное рисование, работа с изобразительными средствами языка. | ||||
23. | Образ автора в отрывке из поэмы. Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина. | 1 | |||||
24. | А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. | 1 | Сравнение стихотворения с летописным источником | ||||
25. | Смысл сопоставления Олега и волхва. | 1 | |||||
26. | 1 | ||||||
27 | А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Значение труда летописца Пимена. | 1 | Комментированное чтение | ||||
28. | А.С.Пушкин «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека» | 1 | З н а т ь: содержание повести А.С. Пушкина, понятие «образ маленького человека» в русской литературе У м е т ь: воспринимать и анализировать текст, объяснять способы выражения авторской позиции (эпиграф, имя главного героя, роль детали в описании жилища станционного смотрителя), роль автора и рассказчика в повести | Первичное восприятие, анализ текста, определение авторской позиции | |||
| Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырину Минского». | 1 | П о н и м а т ь: идейный замысел повести (социальное неравенство). У м е т ь: анализировать эпизод художественного текста и определять его роль в произведении. | Анализ эпизода повести, нахождение основных проблем и обсуждение, цитирование. | |||
30. | Р/р. Сочинение по повести «Станционный смотритель» | 1 | |||||
31. | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня …про купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. | 1 | З н а т ь: содержание поэмы, особенности сюжета, исторической основы поэмы, ее нравственную проблематику. У м е т ь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Первичное восприятие поэмы. Развернутый ответ на вопрос. Презентации проектов «Картины быта XVI века» | |||
32. | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. | 1 | Устное словесное рисование с элементами рассуждения, выводами, цитированием. | ||||
33 | Фольклорные начала в «Песне про купца Калашникова». Образ гусляров и автора. | 1 | З н а т ь: понятие «лирический герой» У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворение | Работа со словарем: «гармония». Выразительное чтение стихотворений | |||
34 | Особенности сюжета и художественной формы. поэмы. | 1 | Знать: из скольких частей состоит песня. Почему автор назвал поэму песней. | Как развиваются события в поэме. Форма исторической песни. | |||
35. | Р/р Подготовка к сочинению по поэме «Песня про купца Калашникова» | 1 | Уметь: сравнивать двух героев в поэме. | Устное сообщение, сравнительная характеристика Калашникова. | . | ||
36. | Внеклассное чтение. А. Толстой «Князь Серебряный» | 1 | Знать: сюжет романа; Уметь: давать характеристику героям. | Чтение и пересказ отрывков из романа | |||
37. | М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива» | 1 | Знать: с помощью каких художественных средств создаются образы. | Выразительное чтение, анализ стихотворения. | |||
38. | М.Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел». | 1 | Уметь: выразительно читать стихотворение. Знать когда они написаны. Уметь анализировать стихотворения. | Выразительное чтение, анализ стихотворения. | |||
39. | Н.В.Гоголь. Страницы жизни. | 1 | З н а т ь: содержание повести; содержание понятия “деталь” произведения, нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; знать понятие «литературный герой», «патриотический пафос». У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. | Рассказ на основе прочитанной статьи о писателе. Инд.: историческая и фольклорная основа повести. развернутые ответы на вопросы. | |||
40. | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». История создания повести. Исторические комментарии. | 1 | Знакомство с повестью, историей создания. Уметь объяснить о каком времени рассказывает Гоголь. | ||||
41 | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Сравнительная характеристика героев по самостоятельному составленному плану | 1 | Сравнительная характеристика героев по самостоятельно составленному плану. | ||||
42 | Р.Р. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» («Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба». «Роль картин природы в понимании человеческих характеров» и др.) | 1 | З н а т ь: содержание повести. У м е т ь: выбирать жанр сочинения, тему, составлять план, формулировать идею, подбирать цитаты. | Выбор жанра сочинения, темы, составление плана, формулировка идеи, подбор цитат. | |||
43-44 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. | 2 | З н а т ь: факты жизни и творчества И.С.Тургенева, историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк», понятие «пейзаж». У м е т ь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа. | Рассказ учителя. Беседа. Тезисный план ответа на вопрос «Как автор относится к изображенному в рассказе?» | |||
45 | Р.Р.И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. | 1 | З н а т ь: своеобразие стихотворений в прозе. У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтику стихотворений в прозе, выразительно читать стихотворения в прозе. | Беседа. Сочинение-рассуждение «Почему характер языка –«свидетельство судьбы народа»? | |||
46 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. Анализ эпизода («Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутской области»). | 1 | З н а т ь: особую роль жен декабристов, их высокий нравственный подвиг У м е т ь: выделять черты героев, размышлять об их словах и поступках, убеждениях, давать характеристику героям поэмы | Рассказ учителя. Беседа.Практикум. Выразительное чтение. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» | |||
47 | Вн. чт. Н.А.Некрасов. «Размышление у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины | 1 | З н а т ь: понятия "сатира", "антитеза" У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворный отрывок | Урок внеклассного чтения. Выразительное чтение.Анализ текста стихотворений. | |||
48-50 | Р.р Литературный ринг «Герои произведений И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова | 2 | З н а т ь; изученное по творчеству И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, | литературный ринг | |||
51 | А.К. Толстой «Василий Шибанов», «Князь Михайлов Репнин» | 1 | З н а т ь; Отдельные факторы биографии писателя, содержание произведений. | ||||
52-54 | М. Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Сказки для детей изрядного возраста. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» | 2 | З н а т ь: содержание сказок. У м е т ь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера. | Развернутые ответы с элементами рассуждения и пересказа. | |||
55 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). | 1 | З н а т ь: отдельные факты биографии писателя, содержание повести; нравственную проблематику повести, понятие «автобиографический» У м е т ь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Пересказ полный и сжатый глав повести. Развернутый ответ на вопрос. | |||
57 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». | 4 | . З н а т ь: сюжет и образную систему рассказов. У м е т ь: давать оценку действиям героев У м е т ь: анализировать произведение, видеть «смех и слезы» автора, раскрывать роль художественной детали и особенности речи героев. Выразительно читать фрагменты. У м е т ь: видеть смешное и грустное в произведении. | Слово о писателе на основе прочитанной статьи. Развернутый ответ на вопрос. Викторина по творчеству И.А.Бунина и А.П.Чехова (15 мин.). | |||
61-63 | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | 2 | З н а т ь: содержание понятия “деталь произведения”. У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста. У м е т ь: выбирать тему, определять основную мысль сочинения. | Нахождение и формулировка поднятых проблем в рассказе. | |||
64 | ВН. Чтение. И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства». | 1 | П о н и м а т ь смысл рассказа. У м е т ь: выбирать тему, определять основную мысль сочинения. | Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях И.А.Бунина» | |||
65 | Сочинение «Золотая пора детства» (по творчеству И.А.Бунина) | 1 | Знать содержание произведений, основные мысли. Изобразительные особенности, авторское отношение к героям | Сочинение | |||
66 | Стихи русских поэтов XIX века о природе (В.А.Жуковский, А.А.Фет, А.К.Толстой,И.А. Бунин) | 1 | З н а т ь: стихотворения о родной природе - состояние души поэта, переданное через описание природы У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворение | Выразительное чтение наизусть. | |||
67-69 | А.М.Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | 2 | З н а т ь: автобиографический характер повести, ее содержание, причины поступков героев. У м е т ь: воспринимать текст, делать художественный пересказ частей сюжета, выделять наиболее важные для героя и читателя события. | Рассуждение на основе цитаты «свинцовые мерзости жизни2. | |||
70 | Р.Р.М.Горький «Детство». «Яркое, здоровое в русской жизни». Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство». | 1 | З н а т ь: специфические черты характеров. Приущие отдельным героям повести6 бабушке, Алеше, Цыганку, деду, Хорошему Делу. У м е т ь: видеть авторскую позицию по отношению к героям сопоставлять поступки героев,, давать характеристику литературному герою по плану. | .Сочинение. Анализ эпизода «Бабушка на пожаре» | |||
71 | Вн. чт. «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». | 1 | З н а т ь: содержание рассказа; приемы сопоставительного анализа У м е т ь: характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в рассказе; выявлять авторскую позицию; использовать сравнительные характеристики; участвовать в дискуссии | Характеристика героя. | |||
72 | В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека. | 1 | З н а т ь: факты из жизни поэта, своеобразие художественной формы, содержание понятия «сатира». У м е т ь: выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного текста, определять его своеобразие. | Ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворения. | |||
73-75 | Вн. чт.В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | 2 | З н а т ь: понятие о лирическом герое. У м е т ь: видеть идейную позицию автора, способного сопереживать героям. | ||||
76 | Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности. | 1 | З н а т ь: сведения о жизни и творчестве писателя, сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание. У м е т ь: выражать собственное отношение к героям. сопереживать им. владеть различными видами пересказа.. | Развернутые ответы на вопросы | |||
77-79 | А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека. (Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?») | 2 | З н а т ь: основные сведения о жизни Платонова А.П., сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание. У м е т ь: читать платоновские рассказы, видеть их красоту, воспринимать чувства, передаваемые автором | Пересказ, близкий к тексту «Юшка наедине с природой». ответы на вопросы. Домашнее сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | |||
80-82 | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…» Своеобразие природы в лирике поэта. | 2 | З н а т ь: своеобразие поэтического мастерства поэта, тематики стихотворений. У м е т ь: анализировать поэтичекое произведение, видеть красоту природы, передаваемую изобразительно-выразительными средствами. | Анализ стихотворений. | |||
83 | Вн. чт. Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны с Юрием Георгиевичем Разумовским о поэзии. | 1 | З н а т ь: особенность поэтических текстов о Великой Отечественной войне, своеобразие жанра интервью. У м е т ь: выразительно читать стихотворения патриотическойнапрвленности. | Выразительное чтение стихотворений. | |||
84 | Р.р. Анализ эпизода или одного стихотворения. | 1 | У м е т ь: анализировать эпизод или стихотворение (на выбор) | Сочинение. | |||
85-86 | Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственные проблемы рассказа. (Понятие о литературной традиции.) | 2 | З н а т ь: основные сведения о жизни Абрамова Ф.А., познакомиться в произведениях художественной литературы с проблемой экологической защиты человека. У м е т ь: составлять план рассказа, готовить краткий, выборочный, художественный пересказы | Развернутый ответ на вопрос «Какие раздумья вызвал у вас этот рассказ?» | |||
87-88 | Е.Н.Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». (Обучение целостному анализу произведения. ) | 2 | З н а т ь: основные сведения о жизни Носова Е.И. У м е т ь: составлять план рассказа, готовить краткий, выборочный, художественный пересказ. | Практикум. Ответы на вопросы на основе компьютерной презентации как элементы анализа произведения. | |||
89-91 | Вн. чт. Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. | 2 | З н а т ь: основные сведения о жизни Казакова Ю.П. У м е т ь: составление плана, художественный и краткий пересказы | Работа со статьей о писателе и его труде (вопр. к тексту) | |||
92-93 | Вн. чт. Д.С.Лихачев. Слово о писателе. «Земля родная». | 2 | З н а т ь: биографию автора, определение понятий «публицистика», «мемуары» У м е т ь: выстраивать ответы-рассуждения по поднятой проблеме, оценивать отношение автора к прочитанному. | Ответ-рассуждение. | |||
94 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Братья», «Спасибо, моя родная…» и др | 1 | З н а т ь: сведения о жизни и творчестве поэта, план анализа стихотворения. У м е т ь: выразительно читать стихотворения, анализировать лирическое стихотворение. | Написать короткий рассказ с включением в него стихотворения. | |||
95 | Вн.чт. Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Рубцов). | 1 | У м е т ь: видеть смешное и грустное в произведении З н а т ь: основные средства художественной выразительности У м е т ь:выразительно читать наизусть стихотворение о природе, сопоставить стихотворения, посвященные различным явлениям природы, определенному времени года З н а т ь: что такое «лирическое размышление». У м е т ь: анализировать содержание песен, лирические размышления о жизни, времени и вечности. | . Выразительное чтение стихотворений наизусть. | |||
97 | М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах. | 1 | З н а т ь/п о н и м а т ь: сведения об авторе и его произведения, авторскую позицию в оценке героев. | Отзыв на рассказ. | |||
Из зарубежной литературы (8) | |||||||
98 | Лирика Расула Гамзатова. «Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришел сюда и сам не верю», «О моей Родине». | 1 | З н а т ь: факты жизни и творческой биографии поэта. План анализа поэтического произведения. У м е т ь: выразительно читать стихотворения, анализировать лирический текст. | Развернутый ответ на вопрос. | |||
99 | Р.Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность». Дж. Гордон Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь герой,,,» как прославление подвига во имя Родины. | 1 | З н а т ь: факты жизненного и творческого пути авторов, темы творчества. У м е т ь: выразительно читать стихотворные тексты в соответствии с содержанием, настроением текста. | Пересказ статьи о поэте. Выразительное чтение текстов, ответы на вопросы. | |||
100-101 | Японские хокку (хайку).Особенности жанра. | 2 | З н а т ь: историю возникновения жанра, представителей жанра и их творчество. У м е т ь: виделирические переживания через предметный мир. | сочинение- хокку | |||
102-103 | О.Генри. «Дары волхвов». | 2 | З н а т ь: автора, этапы жизненного пути, нравственные проблемы в зарубежной литературе, содержание рассказа. У м е т ь: видеть гуманизм и легкий юмор в рассказах. | Развернутый ответ на вопрос: как вы понимаете слова Р.Бернса : «Душа человека – это королевство» | |||
104-105 | Вн. чт. Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Зеленое утро». «Каникулы» | 2 | З н а т ь: факты жизненного и творческого пути автора, темы творчества, понятие «фантастический рассказ». У м е т ь: видеть лирические переживания через предметный мир. | урок внеклассного чтения. Письменный ответ на проблемный вопрос. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 6 класс
Рабочая программа по литературе для обучающихся 6-х классов создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ от 05.03.2004 года, №1089), При...
Рабочая программа учебного предмета "Литература" 5 класс
Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы по литературе для 5-11 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...
Рабочая программа учебного предмета "Литература 6 класс"
Рабочая программа выстроена в логике программ общеобразовательных учреждений "Литература для 5-11 классов" под редакцией В.Я.Коровиной и учебного пособия "Учебник для общеобразовательных учреждений" в...
Рабочая программа учебного предмета "Литература" 9 класс
Пояснительная записка. Назначение рабочей программы: настоящая прогр...
Рабочая программа учебного предмета «Литература», 6 класс
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для основного общего образования (начального общего образования) разработана на основе нормативных документов и информационно-методических материалов:Ф...
Рабочая программа учебного предмета "Литература" 7 класс
Рабочая программа учебного предмета "Литература" к УМК Коровиной В.Я....