Рабочая программа учебного предмета "Литература" 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы по литературе для 5-11 классов; примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5ylitprog.docx | 34.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Рассмотрено На заседании МО Протокол №_________ _________________20___г | Согласовано Заместитель директора школы по УВР ГБОУ СОШ №422 ___________С. Н. Пятанова _________________20___г | Утверждаю Директор ГБОУ СОШ №422 __________О. Н. Богданова Приказ №_______________ _________________20___г |
Рабочая программа учебного предмета
"Литература"
5 класс
Разработана
Шубуновой В. И.
Учителем литературы высшей
квалификационной категории
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка 5 класс
Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы по литературе для 5-11 классов; примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
- соответствует стандарту образования;
- построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности,
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Ц е л и обучения:
Изучение литературы в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Internet
* овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений, грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи литературного образования в 5 классе :
- Обеспечения соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС
- Обеспечение доступности получения качественного образования
- Обеспечение преемственности начального общего, основного общего. среднего общего образования
- Обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса
- Формирование представлений о литературе как о литературном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека
- Осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции
- Формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико – эстетический компонент искусства
- Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности
- Формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству
- Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью
- Формирование основных эстетических и теоретико – литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа, оценки литературно – художественных произведений.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- отличать стихотворение от прозы;
- словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
- создавать сочинения-миниатюры по картине;
- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра - сказки, загадки, басни.
Виды деятельности учащихся 5 класса на уроках литературы
Чтение:
- Чтение литературных произведений, включенных в программу.
- Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений, отрывков из художественной прозы, монологов.
- Внеклассное чтение произведений изучаемого автора.
- Анализ:
- Анализ литературного произведения в контексте творчества писателя, в связи с литературным направлением.
- Соотнесение содержания литературного произведения с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи.
- Анализ традиционного и новаторского в художественном содержании и художественной форме произведения.
- Определение особенностей индивидуального стиля в произведениях писателя.
- Целостный анализ эпического, лирического, лироэпического произведения.
- Анализ эпического, драматического, лирического, лироэпического произведения в заданном аспекте.
- Анализ тематики и проблематики ( исторической, нравственной, социальной) произведения.
- Развитие устной и письменной речи:
- Письменный ответ на вопрос о связи содержания произведении, особенностей его художественного мира с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи.
- Письменная и устная характеристика разных образов.
- Письменный ответ на вопрос.
- Устное рассуждение о соотношении традиционного и новаторского в художественном содержании и художественной форме произведения.
- Сочинение с аргументами.
5 класс (102 часа)
№ | Название темы 1 четверть | Часы |
1 | Введение Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. | 1 |
2 | Устное народное творчество. Фольклор. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Теория литературы (фольклор) - 1ч. Русские народные сказки. Вид и характер сказок. Изучение сказок "Царевна-лягушка", "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо", "Журавль и цапля", "Солдатская шинель". Теория литературы (сказка, эпитеты, гипербола, сравнение) - 5ч. | 6 |
3 | Развитие речи. Обучающее сочинение. | 2 |
4 | Древнерусская литература. Начало письменности у славян и возникновение древнерусской литературы. Изучение "Повести временных лет", "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича". Т.л.(летопись). | 2 |
5 | Русская литература ХVIII века. М.В.Ломоносов "Случились вместе два астронома в пиру..." | 2 |
6 | Внеклассное чтение. Басня как литературный жанр. Мораль басен Эзопа. Понятие об эзоповом языке и подтексте. Т.л. (юмор, сатира, сарказм, олицетворение, гротеск, аллегория). | 1 |
7 | Русские басни И.А.Крылова. Аналитическое чтение басен "Волк и ягнёнок", "Ворона и лисица", "Свинья под дубом", "Волк на псарне". Т.л. (аллегория, мораль, диалог). Выразительное чтение наизусть басен. Конкурс иллюстраций к басне. | 3 1 |
8 | Литература XIX века. В.А.Жуковский "Спящая царевна", "Кубок". Т.л. (баллада, проблема). Составление сюжетной цепочки. Самост.работа. | 3 |
9 | А.С.Пушкин (8 часов). Жизнь (детские годы) и творчество. (Обзор.) Стихотворение "Няне". Пролог к поэме "Руслан и Людмила". Т.л. (пролог, поэма). | 2 |
10 | Контроль знаний. Тест. 2 четверть | 1 |
11 | Литература XIX века. А.С.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Система образов, сюжет, борьба добра и зла. Т.л. (стихотворная и прозаическая речь, рифма, ритм, строфа). | 2 |
12 | Развитие речи. Общность и различие сказок В.Жуковского и А.Пушкина. | 2 |
13 | Внекл.чт. Проиллюстрировать отрывок из любимой сказки А.Пушкина. | 1 |
14 | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. Нравоучительное содержание сказки "Чёрная курица, или Подземные жители". Т.л. (фантастика, реальность). Составление сюжетной цепочки | 2 |
15 | Андрей В.М.Гаршин "Attalea Princeps". Т.л. (пафос). | 1 |
16 | М.Ю.Лермонтов "Бородино" (аналитическое чтение). Наизусть отрывок. | 3 |
17 | Н.В.Гоголь. Реальность и фантастика в повести "Заколдованное место". Составление сюжетной цепочки. Обзор сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки". Сам.работа по любой повести из сборника. Т.л. (гипербола, гротеск, юмор, литота). | 3 |
18 | Н.А.Некрасов. Стихотворение "Крестьянские дети" (отрывок наизусть). Поэма "Мороз, Красный нос" (выразительное чт. отрывка "Есть женщины в русских селеньях...") | 3 |
19 | И.С.Тургенев "Муму"(анализ эпизодов). Т.л. (эпизод и его анализ). | 2 |
20 | Развитие речи. Классное сочинение по рассказу "Муму". | 2 |
21 | Контроль знаний. Тест. 3 четверть | 1 |
22 | А.А.Фет. Аналитическое чт. стихотворения "Весенний дождь". Выявление средств выразительности. | 1 |
22 | Л.Н.Толстой "Кавказский пленник"(анализ эпизодов). Сам.работа. | 3 |
23 | А.П.Чехов. Юмористические рассказы. Умение пересказывать и понимать суть художественных деталей ("Хирургия"). Т.л. (юмор, художественная деталь, сатира). | 2 |
24 | Лирика Ф.И.Тютчева. Стихи о родной природе. Т.л. (стихотворный ритм). Чтение наизусть стихотворения. | 2 |
25 | Лирика А.Н.Плещеева, И.С.Никитина, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова. Выявление средств выразительности. | 1 |
26 | Развитие речи. Обучение анализу стихотворения. | 1 |
27 | Внекл.чт. И.А.Бунин "Косцы" (умение выявить проблематику рассказа и сжато пересказать по плану). | 1 |
28 | В.Г.Короленко "В дурном обществе" (умение дать характеристику героям). Т.л. (характеристика литературного героя, композиция произведения, художественная деталь). Сам.работа. | 4 |
29 | С.А.Есенин Своеобразие языка стихотворений о Родине. Сам.работа. Анализ стихотворения. | 2 |
30 | П.П.Бажов "Медной горы хозяйка". Т.л. (понятие о сказе). Умение дать характеристику героям. Составление сюжетной цепочки. | 2 |
31 | К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб". Выявление проблемы. Т.л. (авторская позиция). | 2 |
32 | Внекл.чт. К.Паустовский "Заячьи лапы". Сжатый пересказ по плану (умение работать с планом). | 1 |
33 | С.Я.Маршак "Двенадцать месяцев". Положительные и отрицательные герои. Отношение автора к героям при помощи средств выразительности. | 2 |
34 | А.П.Платонов "Никита". Т.л. (быль и фантастика). | 2 |
35 | Контроль знаний. Тест. 4 четверть | 1 |
36 | В.П.Астафьев "Васюткино озеро. Анализ эпизодов. | 2 |
37 | Р.Р. Контрольное сочинение по рассказу. | 1 |
38 | Русские поэты ХХ века. Стихи о родной природе Н.М.Рубцова, Д.Б.Кедрина, А.А.Прокофьева. Аналитич.чтение (создать иллюстрацию понравившегося стихотворения). | 1 |
39 | Р.Р. Чтение наизусть стихотворений. | 1 |
40 | Саша Чёрный "Игорь-Робинзон". Составление сюжетной цепочки. Сравнительная характеристика детей в произведениях "Кавказский пленник" и "Игорь-Робинзон". | 2 |
41 | К.М.Симонов "Майор привёз мальчишку..." Война и дети. | 1 |
42 | А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста". Подвиг детей в годы войны. | 1 |
43 | Р.Р. Обучение сочинению по анализу лирического произведения ( на материале стихотворений К.Симонова и А.Твардовского) | 1 |
44 | Р.Р. Написание сочинения по анализу стихотворения. | 1 |
45 | Ю.Ч.Ким "Рыба-кит". | 1 |
46 | Зарубежная литература. Р.Стивенсон "Вересковый мёд". Т.л.(баллада) | 1 |
47 | Внекл.чт. Д.Дефо "Робинзон Крузо". Сжатый пересказ по плану. | 1 |
48 | Х.К.Андерсен " Снежная королева". Анализ основных эпизодов. Оценить поступки героев и аргументировать своё отношение к ним. Т.л. (аргумент). | 3 |
49 | Р.Р. Обучающее сочинение-рассуждение на проблемную тему. | 1 |
50 | Р.Р. Написание сочинения-рассуждения по сказке "Снежная королева". | 2 |
51 | Ж.Санд О чём говорят цветы". Т.Л. (спор) | 1 |
52 | М.Твен "Приключения Тома Сойера". Понимание внутреннего мира героев. Выборочный пересказ с элементами комментария. | 2 |
53 | Дж.Лондон "Сказание о Кише". Проследить взросление героя. Выявление средств выразительности и авторского отношения с их помощью. Т.л. (эпитет, метафора, гипербола, сравнение, антитеза). | 2 |
54 | Контроль знаний по зарубежной литературе. Вопросы. | 1 |
55 | Контроль знаний по теории литературы. | 1 |
56 | Итоговый урок "Путешествие по стране Литературы 5 класса". Задания для летнего чтения. | 2 |
Итого часов | 102 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...