Рабочая программа учебного предмета "Литература" 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Данная программа по литературе составлена на основе федерального  государственного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы по литературе для 5-11 классов; примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений  под редакцией В.Я.Коровиной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5ylitprog.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Рассмотрено

На заседании МО

Протокол  №_________

_________________20___г

Согласовано

Заместитель директора школы по УВР

ГБОУ СОШ №422

___________С. Н. Пятанова

_________________20___г

Утверждаю

Директор

ГБОУ СОШ №422

__________О. Н. Богданова

Приказ №_______________

_________________20___г

                                   

Рабочая программа учебного предмета

"Литература"

5 класс

Разработана

Шубуновой В. И.

Учителем литературы высшей

квалификационной категории

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка 5 класс

   Данная программа по литературе составлена на основе федерального  государственного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы по литературе для 5-11 классов; примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений  под редакцией В.Я.Коровиной.

              Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

  • рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
  • соответствует стандарту образования;
  • построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности,
  • обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

  Ц е л и  обучения:

Изучение литературы в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

          • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Internet

           *  овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений, грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи литературного образования в 5 классе  :

  • Обеспечения соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС
  • Обеспечение доступности получения качественного образования
  • Обеспечение преемственности начального общего, основного общего. среднего общего образования
  • Обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса
  •  Формирование представлений о литературе как о литературном феномене, занимающем            специфическое место в жизни нации и человека
  • Осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции
  • Формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико – эстетический компонент искусства
  • Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности
  • Формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству
  • Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью
  • Формирование основных эстетических и теоретико – литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа, оценки литературно – художественных произведений.

 Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • отличать стихотворение от прозы;
  • словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
  • создавать сочинения-миниатюры по картине;
  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра - сказки, загадки, басни.

Виды  деятельности учащихся 5 класса на уроках литературы

Чтение:

  • Чтение литературных произведений, включенных в программу.
  • Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений, отрывков из художественной прозы, монологов.
  • Внеклассное чтение произведений изучаемого автора.
  1. Анализ:
  • Анализ литературного произведения в контексте творчества писателя, в связи с литературным направлением.
  • Соотнесение содержания литературного произведения с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи.
  • Анализ традиционного и новаторского в художественном  содержании и художественной форме произведения.
  • Определение особенностей индивидуального стиля в произведениях писателя.
  • Целостный анализ эпического, лирического, лироэпического произведения.
  • Анализ эпического, драматического, лирического, лироэпического произведения в заданном аспекте.
  • Анализ тематики и проблематики  ( исторической, нравственной, социальной) произведения.

  1. Развитие устной и письменной речи:
  • Письменный ответ на вопрос о связи содержания произведении, особенностей его художественного мира с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи.
  • Письменная и устная характеристика разных образов.
  • Письменный ответ на вопрос.
  • Устное рассуждение о соотношении традиционного и новаторского в художественном  содержании и художественной форме произведения.
  • Сочинение с аргументами.

5  класс (102 часа)

Название темы

1 четверть

Часы

1

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому.

1

2

Устное народное творчество.

Фольклор. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Теория литературы (фольклор) - 1ч.

Русские народные сказки. Вид и характер сказок. Изучение сказок "Царевна-лягушка", "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо", "Журавль и цапля", "Солдатская шинель". Теория литературы (сказка, эпитеты, гипербола, сравнение) - 5ч.

6

3

Развитие речи. Обучающее сочинение.

2

4

Древнерусская литература.

Начало письменности у славян и возникновение древнерусской литературы. Изучение "Повести временных лет", "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича". Т.л.(летопись).

2

5

Русская литература ХVIII века.

М.В.Ломоносов "Случились вместе два астронома в пиру..."

2

6

Внеклассное чтение. Басня как литературный жанр. Мораль басен Эзопа.

Понятие об эзоповом языке и подтексте. Т.л. (юмор, сатира, сарказм, олицетворение, гротеск, аллегория).

1

7

Русские басни И.А.Крылова.

Аналитическое чтение басен "Волк и ягнёнок", "Ворона и лисица", "Свинья под дубом", "Волк на псарне". Т.л. (аллегория, мораль, диалог).

Выразительное чтение наизусть басен. Конкурс иллюстраций к басне.

3

1

8

Литература XIX века.

В.А.Жуковский "Спящая царевна", "Кубок". Т.л. (баллада, проблема). Составление сюжетной цепочки. Самост.работа.

3

9

А.С.Пушкин (8 часов). Жизнь (детские годы) и творчество. (Обзор.)

Стихотворение "Няне". Пролог к поэме "Руслан и Людмила". Т.л. (пролог, поэма).

2

10

Контроль знаний. Тест.

2 четверть

1

11

Литература XIX века. А.С.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Система образов, сюжет, борьба добра и зла. Т.л. (стихотворная и прозаическая речь, рифма, ритм, строфа). 

2

12

Развитие речи. Общность и различие сказок В.Жуковского и А.Пушкина.

2

13

Внекл.чт. Проиллюстрировать отрывок из любимой сказки А.Пушкина.

1

14

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский.

Нравоучительное содержание сказки "Чёрная курица, или Подземные жители". Т.л. (фантастика, реальность). Составление сюжетной цепочки

2

15

Андрей В.М.Гаршин "Attalea Princeps". Т.л. (пафос).

1

16

 М.Ю.Лермонтов "Бородино" (аналитическое чтение). Наизусть отрывок.

3

17

 Н.В.Гоголь. Реальность и фантастика в повести "Заколдованное место". Составление сюжетной цепочки. Обзор сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки". Сам.работа по любой повести из сборника. Т.л. (гипербола, гротеск, юмор, литота).

3

18

 Н.А.Некрасов. Стихотворение "Крестьянские дети" (отрывок наизусть). Поэма "Мороз, Красный нос" (выразительное чт. отрывка "Есть женщины в русских селеньях...")

3

19

 И.С.Тургенев "Муму"(анализ эпизодов). Т.л. (эпизод и его анализ).

2

20

Развитие речи. Классное сочинение по рассказу "Муму".

2

21

 Контроль знаний. Тест.

3 четверть

1

22

А.А.Фет. Аналитическое чт. стихотворения "Весенний дождь". Выявление средств выразительности.

1

22

Л.Н.Толстой "Кавказский пленник"(анализ эпизодов). Сам.работа.

3

23

А.П.Чехов. Юмористические рассказы. Умение пересказывать и понимать суть художественных деталей ("Хирургия"). Т.л. (юмор, художественная деталь, сатира).

2

24

 Лирика Ф.И.Тютчева. Стихи о родной природе. Т.л. (стихотворный ритм). Чтение наизусть стихотворения.

2

25

Лирика А.Н.Плещеева, И.С.Никитина, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова. Выявление средств выразительности.

1

26

 Развитие речи. Обучение анализу стихотворения.

1

27

 Внекл.чт. И.А.Бунин "Косцы" (умение выявить проблематику рассказа и сжато пересказать по плану).

1

28

 В.Г.Короленко "В дурном обществе" (умение дать характеристику героям). Т.л. (характеристика литературного героя, композиция произведения, художественная деталь). Сам.работа.

4

29

С.А.Есенин Своеобразие языка стихотворений о Родине. Сам.работа. Анализ стихотворения.

2

30

 П.П.Бажов "Медной горы хозяйка". Т.л. (понятие о сказе). Умение дать характеристику героям. Составление сюжетной цепочки.

2

31

 К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб". Выявление проблемы. Т.л. (авторская позиция).

2

32

Внекл.чт. К.Паустовский "Заячьи лапы". Сжатый пересказ по плану (умение работать с планом).

1

33

 С.Я.Маршак "Двенадцать месяцев". Положительные и отрицательные герои. Отношение автора к героям при помощи средств выразительности.

2

34

А.П.Платонов "Никита". Т.л. (быль и фантастика).

2

35

Контроль знаний. Тест.

4 четверть

1

36

В.П.Астафьев "Васюткино озеро. Анализ эпизодов.

2

37

Р.Р. Контрольное сочинение по рассказу.

1

38

Русские поэты ХХ века. Стихи о родной природе Н.М.Рубцова, Д.Б.Кедрина, А.А.Прокофьева. Аналитич.чтение (создать иллюстрацию понравившегося стихотворения).

1

39

Р.Р. Чтение наизусть стихотворений.

1

40

Саша Чёрный "Игорь-Робинзон". Составление сюжетной цепочки. Сравнительная характеристика детей в произведениях "Кавказский пленник" и "Игорь-Робинзон".

2

41

К.М.Симонов "Майор привёз мальчишку..." Война и дети.

1

42

А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста". Подвиг детей в годы войны.

1

43

Р.Р. Обучение сочинению по анализу лирического произведения ( на материале стихотворений К.Симонова и А.Твардовского)

1

44

Р.Р. Написание сочинения по анализу стихотворения.

1

45

Ю.Ч.Ким "Рыба-кит".

1

46

Зарубежная литература. Р.Стивенсон "Вересковый мёд". Т.л.(баллада)

1

47

Внекл.чт. Д.Дефо "Робинзон Крузо". Сжатый пересказ по плану.

1

48

Х.К.Андерсен " Снежная королева". Анализ основных эпизодов. Оценить поступки героев и аргументировать своё отношение к ним. Т.л. (аргумент).

3

49

Р.Р. Обучающее сочинение-рассуждение на проблемную тему.

1

50

Р.Р. Написание сочинения-рассуждения по сказке "Снежная королева".

2

51

Ж.Санд О чём говорят цветы". Т.Л. (спор)

1

52

М.Твен "Приключения Тома Сойера". Понимание внутреннего мира героев. Выборочный пересказ с элементами комментария.

2

53

Дж.Лондон "Сказание о Кише". Проследить взросление героя. Выявление средств выразительности и авторского отношения с их помощью. Т.л. (эпитет, метафора, гипербола, сравнение, антитеза).

2

54

Контроль знаний по зарубежной литературе. Вопросы.

1

55

Контроль знаний по теории литературы.

1

56

Итоговый урок "Путешествие по стране Литературы 5 класса". Задания для летнего чтения.

2

Итого часов

102


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...