Технологическая карта по учебной дисциплине «Литература» на тему "Образы героев в пьесе М. Горького «На дне»"
план-конспект на тему
Цель: дать портретные характеристики героев пьесы их действий, психологических особенностей.
Задачи:
- образовательная: формировать представление о действующих лицах пьесы; отработать навык работы с драматическим текстом, аргументирование и доказательность, развитие монологической речи.
- развивающая: развивать самостоятельность, ответственность, рефлексивность, способность к самооценке.
- воспитательная: формировать ОК
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn.karta_geroi_gorkogo_na_dne.docx | 31.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по учебной дисциплине «Литература» №
ФИО преподавателя: Солоненчук Ирина Олеговна
Группа: № 11 по профессии «Автомеханик»
Дата:
Тема: Образы героев в пьесе М.Горького «На дне»
Цель: дать портретные характеристики героев пьесы их действий, психологических особенностей.
Задачи:
- образовательная: формировать представление о действующих лицах пьесы; отработать навык работы с драматическим текстом, аргументирование и доказательность, развитие монологической речи.
- развивающая: развивать самостоятельность, ответственность, рефлексивность, способность к самооценке.
3. Выяснить цель горьковских номинаций;
4. Развивать умение анализировать драматическое произведение;
5. Развивать речь.
- воспитательная: формировать ОК
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Оснащение: раздаточный материал (приложение 1), карточки-символы по профессии для осуществления жеребьевки, листки самооценки, рефлексии;
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы, время | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Технология, методы, формы обучения |
Организационно-мотивационный 5-7 минут | Приветствует обучающихся. Называет тему учебного занятия Из истории создания пьесы М. Горького «На дне». Пьесу «На дне» Горький писал в течение годов. 18 декабря 1902 года она была поставлена в Художественном театре в Москве и сразу же вызвала яростные споры. Для одних она была «буревестником», и они встретили ее с восторгом. Другие тоже расслышали в ней «приговор обществу», тоже были свидетелями ее успеха на сцене, но выводы делали совершенно противоположные: «Какой вредный писатель! Какие жалкие, слепые поклонники, читатели и зрители!» Причины столь обостренной реакции – в историческом и социальном контексте, в котором создавалась и в который вмешивалась пьеса «На дне». Во – первых, экономический и промышленный кризис начала века, голодный 1900-й год. Потоки обездоленных людей, шедших из города в город в поисках заработка и хлеба. Во – вторых, резкий всплеск философских и религиозных исканий, вызванный тотальным кризисом всей системы ценностей минувшего века. Первым постановку пьесы «На дне» осуществил Московский художественный общедоступный театр, который возглавляли К. С.Станиславский и В. И.Немирович – Данченко. Премьера состоялась 18 декабря 1902 года. Этот спектакль вошел в число тех постановок, которые вывели МХТ в лидеры русского театра. Сразу же после первых постановок Леонид Андреев писал Горькому: «Ни одна статья, ни один разговор не мог охватить драмы во всей ширине и глубине; всякий раз остается что – то неуловленное, какой – то остаток, в котором и заключена самая суть». Для начала давайте вспомним что такое драма? С одной стороны, - это род литературы, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе. С другой стороны, - это произведение, которое изображает частную жизнь человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или собой. Анализ названия пьесы. Задание 1. Прежде чем Горький остановился на окончательном варианте названия пьесы, он одно за другим отклонил такие названия, как «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «Дно жизни» ( последнее стояло на афише премьерного спектакля). Как бы вы объяснили, почему драматург остановил свой выбор на нынешнем названии? - «Ночлежка» - слишком конкретное заглавие, «Без солнца» - слишком абстрактное. Название же «На дне» - предельно обобщенное ( более обобщенное, чем «На дне жизни»), ёмкое, философски заостренное ( существование вне нормы, дно души), и в отличие от варианта «Дно» показывает процесс скатывания «на дно», а не констатирует факт. | Приветствуют преподавателя. Записывают тему в тетрадь. Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос | Технология проблемно-диалогического обучения |
Деятельностный этап | Задание 2. Перечитайте афишу пьесы. Обратите внимание на то, как поименованы персонажи, какие характеристики дает автор действующим лицам? Какие еще сведения посчитал нужным сообщить до начала действия? Читаем и анализируем афишу. Что вы узнали о персонажах, об их взаимоотношениях, о жанровых особенностях пьесы? М. Горький, представляя действующих лиц, у одних указывает имена, отчества, фамилии, у других – имена и фамилии, у третьих – лишь фамилии. Однако большинство героев имеют лишь имена или прозвища. Такая система наименований во многом объясняется тем, что М. Горький изображает особый мир, мир людей «без пачпортов», силой различных обстоятельств оказавшихся на «обочине» жизни. | Выполняют задание. | Сотрудничество |
Рассказывает о главных героях-перечисляет их, опираясь на материал презентации. Дает задание заполнить таблицу по действующим лицам, используя раздаточный материал | Слушают, смотрят презентацию Заполняют таблицу | Сотрудничество | |
Оценочно-рефлексивный этап | Подводит итоги. Кому из героев принадлежат слова? По вертикали: 1. «Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…»(Актер) 2. «И чего…зачем я живу здесь…с вами? Уйду…пойду куда-нибудь…на край света!»(Настя) 3. «Что было – было, а остались одни пустяки… Все слиняло, один голый человек остался».(Бубнов) 4. «А…ведь зачем – нибудь я родился…а?» (Барон) 5. «Вон что-о! Ого-го! Это - ты ловко придумала… мужа, значит в гроб, любовника – на каторгу, а сама…»(Пепел) 6. «Не обижай человека!.. А если меня однажды обидели и – на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому»(Сатин) 7. «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…»(Квашня) 8. 10. «Ну…еще немножко…пожить бы…немножко! Коли там муки не будет…здесь можно потерпеть…можно!»(Анна) По горизонтали: 1. « А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…»(Лука) 2. «Вот и я…когда-нибудь так же…в подвале…забитая…» (Наташа) 3. «на том свете…всякое деяние наше усчитывают»(Костылев) 4. «Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена»(Клещ) 3. Вопросы: 1. Что считает нужным сообщить автор о своих героях в начале пьесы? 2. Как имена действующих лиц помогают охарактеризовать их? 3. Почему, по мнению М. Горького, без имени нет человека? 4. Какова же цель номинации действующих лиц? Слово преподавателя Итак, ночлежка Костылева – это, прежде всего, символ бездомности, бесприютности, символ ненормальной жизни. В образах ночлежников автор нарисовал особый тип людей, выброшенных на «дно» жизни, но сохранивших начала человечности. Не сумевшие реализовать себя в настоящем, они погружены либо в воспоминания о прошлом, либо в мечты о будущем. Однако их всех объединяют раздумья о правде и совести, о жизни и смерти, о Боге и Человеке. Записать!!! Чтобы ярче представить характеры действующих лиц, Горький и обратился к сложной системе наименований. Имена изображаемых им ночлежников и их хозяев не только называют, но и раскрывают в них нечто важное, существенное, они позволяют создать многогранные характеры, отражают различные взгляды на одного и того же обитателя ночлежки, выявляют их отношение друг к другу. Домашнее задание. Сочинение – миниатюра на тему «Без имени – нет человека?» Благодарит за учебное занятие. | Отвечают. |
Приложение 1
Раздаточный материал
1. Бубнов
Особое место среди ночлежников занимает Бубнов . В свое время горьковеды называли его философом безнадежности, равнодушным циником. С самого начала действия Бубнов проявляет беспощадную трезвость в оценке положения ночлежников.
Для него обитатели подвала – это вор, шулер, алкоголик и не более. Правда Бубнова – это правда внешних обстоятельств, правда полной зависимости человека от окружающего мира, ярко выраженная в формуле: «Что было – было, а остались одни пустяки… Все слиняло, один голый человек остался». Таков и сам Бубнов. Поэтому не случайно его фамилия образована от существительного «бубен» - промотавшийся человек, напоминает выражения «гол, как бубен», «тяжбу завел – стал как бубен гол» и др.
С одной стороны, Бубнов – промотавшийся человек, а с другой – он еще и забубенный, бесшабашный босяк, для которого нет в жизни ничего святого. По словам сапожника Алешки, Бубнов «только пьяный и похож на человека» (VII). Понятия чести и совести для него значения не имеют.
Кроме того, «бубном» называется человек, проигравший в карты. В данном случае произошел перенос на основе названия карточной масти. Игра в карты – любимое занятие ночлежников, и порой они называют Бубнова просто Бубен. Также слово «бубен» имеет значение «лентяй», «тунеядец». Сам о себе Бубнов заявляет: «Ленив я. Страсть как работать не люблю!» (VII)
Этот персонаж в пьесе является вестником зла и олицетворяет низший мир. Авторское отношение к нему явно негативно. М. Горький раскрывает холод и тьму души бесстрастного регистратора реальности. Бубнов был убежден, что человек – существо на земле лишнее. «Ты везде лишняя…да и все люди на земле – лишние», (VII) – говорит он насте. А если человек никому не нужен и является существом лишним, то он ничем не должен связывать себя и волен жить так, как хочет.
2. Сатин
Особый интерес М. Горький проявлял к богомильству. В этом древнем славянском вероучении писателя привлек апокриф о Сатане, точнее о Сатанаиле. И именно с Сатанаилом связано имя Сатина. Его звериным рычанием – рычанием своеобразного антихриста – открывается действие пьесы. Согласно богомильскому учению о мире, именно Сатанаил создал видимый материальный мир. Создал он и человеческую плоть, но не мог вдохнуть в человека душу. И тогда верховный Бог сжалился и послал в человека свой божественный дух. Таким образом, материальный мир, человеческая плоть – творение Сатанаила, а душа человека и солнце – творение Бога. Исходя из этого, понятен смысл первоначального названия пьесы «Без солнца». Оно напрямую связано и спесней ночлежников «Солнце всходит и заходит…», и с предполагаемым оптимистическим финалом: «…они пели песни и под солнцем забывали о ненависти друг к другу» Становится ясным и то, почему Сатин в конце второго действия называет ночлежников «мертвецами», ибо в них нет духа: «Мертвецы – не слышат! Мертвецы не чувствуют!»
Среди «бывших людей» Сатин выделяется твердостью, решительностью. Он стремится к правде, что хорошо видно в его отношениях с ночлежниками. Лука недоумевает, почему неглупый, бравый Сатин оказался среди босяков: «Эдакий ты бравый…Константин…неглупый…и вдруг» (VII). Видимо, непреклонность натуры Сатина, его нежелание идти на компромиссы и позволило М. Горькому называть этого босяка Константином, что значит «твердый, постоянный». Ведя заочный спор с Лукой, сам о себе Сатин заявляет: «Не обижай человека!.. А если меня однажды обидели и – на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому» (VII).
ИЗВЕСТНО, ЧТО МНОГИЕ МЫСЛИ М. ГОРЬКОГО В ДРАМЕ ВЫСКАЗЫВАЕТ ИМЕННО САТИН.
3. Лука
Согласно учению богомилов, Бог, чтобы спасти мир от Сатаны, послал на землю Христа. В пьесе М. Горького учение Христа представляет Лука, имя которого явно восходит к имени апостола Луки. Перед нами человек бывалый, готовый к долгим дорогам, к превратностям судьбы. От внешнего облика странника веет добротой, приветливостью.
Для Луки все люди одинаковы: « А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…»Для Луки ценна любая человеческая жизнь: «Человек – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»
Во втором действии Лука еще активнее проповедует определенную философию жизни. Всех утешает.
Во всем этом он близок своему евангельскому тезке, его можно назвать достойным учеником Христа. «Вера твоя спасла тебя, иди с миром,»- важнейшая сентенция Христа.
Но есть и другое толкование его имени. По В. И.Далю, «лукавый» значит хитрый, скрытный, противоречивый, двуличный. «Лукавый» – это бес, нечистый дух. В четвертом действии обитатели ночлежки, обсуждая Луку, прямо связывают его с лукавым: «Исчез от полиции… яко дым от лица огня!»
Однако так или иначе, но «добрый старикашка» изменил ночлежников.
4. Актер
Назван по своей прошлой профессии, так как действительно потерял имя: «Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…»
Даже здесь в ночлежке, населенной самыми пестрыми, колоритными обитателями, он выглядит не от мира сего.
Актер воспринимает жизнь как мираж: он поверил в существование бесплатных лечебниц, поверил в «праведный город».
Персонаж драмы М. Горького – это бывший актер, но он служитель Мельпомены. Он пришел в ночлежку из какого-то особого, иного мира и в определенном смысле стоит выше других босяков. Он одарен и, несомненно, самый образованный, культурный среди всех ночлежников, включая и Сатина. К тому же он добр, отзывчив, обладает хорошим вкусом.
Этот образ высоко оценил А. П.Чехов.
5. Барон
По своему прошлому социальному положению назван и Барон, который «нет-нет, да и покажет из себя барина». Самый безвольный из ночлежников, он всю жизнь занимался переодеванием. Он даже не помнит, как оказался среди босяков.
Все ночлежники отзываются о Бароне отрицательно. Но он единственный знает генеалогию своего рода.
Лука называет его «испорченным бароном», а Настя – «ничтожеством». За полбутылки водки, предложенной Пеплом, Барон готов встать на четвереньки и лаять собакой.
Вместе с тем нельзя не заметить, что именно Барону пришла в голову мысль о бесцельно промотанной жизни. Именно он задается вопросом: «А…ведь зачем – нибудь я родился…а?» Хочется и ему, пусть на мгновение, узнать свое предназначение.
6. Клещ
Он всего лишь полгода прожил в ночлежке и еще не свыкся со своим положением, надеется выбраться отсюда и откровенно презирает своих товарищей по несчастью: «Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена». Эгоистичный, озлобленный Клещ с нетерпением ожидает смерти жены, которую, по словам Квашни, «заездил до полусмерти».Он лишен к умирающей спутнице жизни малейшего сочувствия. А она, несмотря на муки, мечтает еще пожить:«Ну … еще немножко … пожить бы … немножко! Коли там муки не будет … здесь можно потерпеть … можно!»
Об этом, обращаясь к Клещу, говорит Костылев: «Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя зачахла от твоего злодейства…никто тебя не любит, не уважает».
Отсюда и фамилия персонажа: клещ – насекомое, впивающееся в кожу, кровосос.
7. Квашня
Квашня дает действию первый эмоциональный толчок, вызывает в подвале эмоциональное брожение. Ее имя образовано от глагола «квасить», что значит подвергать брожению.
Квашня добра, отзывчива, не лишена чувства сострадания. Но самое главное, она практична. Именно она становится новой хозяйкой ночлежки.
Но слово «квашня» имеет еще одно значение: забродившее тесто, опара. Забродившее тесто быстро всходит, его не удержишь: «Квашни крышкой не удержать» (В. Даль).
Оказавшись в ночлежке, Квашня почувствовала себя не «на дне», а на «вершине». Она быстро приспосабливается к обстоятельствам, «растет» С вершины своего нового положения Квашня начинает уже тиранить окружающих: «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…»
8. Настя
Еще одна героиня восклицает: «И чего…зачем я живу здесь…с вами? Уйду…пойду куда-нибудь…на край света!»
В этом отношении особенно показательно поведение Насти в финале драмы. Услышав известие о смерти Актера, она «медленно, широко раскрыв глаза, идет к столу». На столе стоит единственная лампа, освещающая ночлежку. Настя идет к свету. Она поражена новыми, открывшимися ей чувствами, мыслями, окончательно осознает необходимость иной жизни.
Не случайно своей героине автор дал имя Анастасия, которое в переводе с греческого означает «воскресшая», «возрожденная».
9. Костылев
Содержатель ночлежки Костылев – существо никчемное. Это явный ханжа, не столько утешает, сколько духовно усыпляет своих постояльцев, говоря, что «на том свете…всякое деяние наше усчитывают».
Все обитатели подвала относятся к Костылеву с нескрываемой, откровенной брезгливостью. Стоит хозяину появиться в ночлежке, как вокруг него создается своеобразная пустота, некий моральный вакуум.
Костылев как бы представляет иной, низший мир. Его религиозность есть прикрытие пустой, холодной души, поэтому так нелеп и жалок его конец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по учебной дисциплине Иностранный язык (английский) по теме "Английский язык повсюду"
Цель: знакомство со студентами, ознакомление с ролью английского языка в профессии, ознакомление со структурой учебникаЗадачи: - образовательная: развитие навыков аудирования, произношения, навыков во...
Технологическая карта по учебной дисциплине Русский язык на тему "Сложное предложение"
Задачи:- образовательная: актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме «Синтаксис сложного предложения»- отработать навыки разбора предложений ССП и СПП, по...
Технологическая карта по учебной дисциплине Литература на тему "Образ Флягина"
Цель: дать характеристику героя, , разобраться в особенностях русского национального характера.Задачи:- образовательная: отработать навык работы с текстом, аргументирование и доказательность, ра...
Технологическая карта по учебной дисциплине Литература на тему "Образы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»"
Цель: дать портретные характеристики героев Е. Гирина, Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, их действий, психологических особенностей.Задачи:- образовательная: отработать навык работы с текстом,...
Технологическая карта по учебной дисциплине Русский язык на тему "Правописание частиц «НЕ - НИ» с различными частями речи"
Цель: повторить правописание «НЕ - НИ» с разными частями речи и в составе предложения.Задачи:- образовательная: закрепить орфографические умения и навыки (правописание слов с непроизносимыми согласным...
Технологическая карта по учебной дисциплине «Литература» на тему "Авторская песня. Защита проектов"
Цель: показать значение творчества А.Галича, В.Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы в развитии жанра авторской песни.Задачи:- образовательная: изучить место авторской песни в историко-культурном процесс...
Пример технологической карты урока по дисциплине "Литература"
В данной работе рассмотрены этапы современного урока по дисциплине "Литература"...