Технологическая карта по учебной дисциплине Русский язык на тему "Сложное предложение"
план-конспект на тему
Задачи:
- образовательная: актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме «Синтаксис сложного предложения»
- отработать навыки разбора предложений ССП и СПП, постановки знаков препинания, умение в работе на компьютере в текстовом процессоре Word , развивать умение работать с заданиями ЕГЭ (Отработать навык выполнения заданий А21, А22, А23.).
- развивающая: развивать самостоятельность, ответственность, навык логического мышления.
- воспитательная: формирование ОК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 33.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по учебной дисциплине «Русский язык» №
Группа А-14 по профессии « Автомеханик»
Тема: Практическая работа по теме «Сложное предложение»
Задачи:
- образовательная: актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме «Синтаксис сложного предложения»
отработать навыки разбора предложений ССП и СПП, постановки знаков препинания, умение в работе на компьютере в текстовом процессоре Word , развивать умение работать с заданиями ЕГЭ (Отработать навык выполнения заданий А21, А22, А23.).
- развивающая: развивать самостоятельность, ответственность, навык логического мышления.
- воспитательная: формирование ОК
Универсальные учебные действия:
Познавательные УУД:
Обобщение и систематизация теоретических знаний о сложных предложениях и знаках препинания в них.
Коммуникативные УУД:
Сотрудничество учеников в паре, умение донести свою позицию и понять других
Регулятивные УУД:
Контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения заданий
Личностные УУД:
Умение оценивать свои и чужие действия, стремление к активной деятельности.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Оснащение: учебники, программнеое обеспечение, презентация, листы для самоконтроля – рефлексии.
Технологии, методы и формы обучения: проблемно-диалогическая технология. Методы: исследовательский, самостоятельная работа, беседа.
Тип занятия: повторительно – обобщающий.
Методические цели:
Осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;
Осуществление индивидуализации и дифференциации процесса обучения;
Осуществление самоконтроля и самокоррекции;
Осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки студентов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы и время | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | ОК | Результат |
Организационно-мотивационный | Приветствует обучающихся. 1.конкурс дикторов (орфоэпический диктант на 3 минуты). Приложение 1 В карточке каждый расставляет ударение, проверяют. Один читает каждый проверяет у себя и выставляет отметку. 2. Лингвистическая разминка. Приложение 2 Педагог раздает задания на 4 варианта. Среди предложений надо найти предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) Ответы: 1) 3; 2) 1; 3) 2; 4) 4 3.Задает вопросы (2 минуты): С какими предложениями вы работали, выполняя лингвистическую разминку? (Ответы: с простыми предложениями, СПП) Тема урока: «Практическая работа по теме сложное предложение» Исходя из темы урока, скажите, какими должны быть цели нашего урока? (Ответы: Закрепить знания о ССП, СПП и БСС предложениях, уметь определять их и ставить знаки препинания, уметь определять значения в БСП, готовиться к ЕГЭ) 4. Актуализация знаний. Вопрос студентам: На какие группы делятся сложные предложения по типу связи? В чём основное отличие ССП, СПП и БСП? Свой ответ аргументируйте. Что такое грамматическая основа предложения Как мы обозначаем схемами написание СП. | Приветствуют педагога. 1.Выполняют задание и проверяют. 2. выполняют задание, меняются листками проверяют, выставляют отметки Отвечают на вопросы | 0К2 | |
Деятельностный | Показывает презентацию 1 этап на 25 минут. Работа с учебником: раздает задания для заполнения шаблона теста Приложение 3 Поясняет 3 задания на отметку 3, 4 вопроса на отметку 4, 5 вопросов на отметку 5. 2 этап -7 минут. Педагоги проверяют у тех, кто сделал. Предлагают выполнить тест, который подготовили товарищи. | Смотрят презентацию и задают вопросы. Заполняют тест на ПК. Выполняют тесты, которые подготовили товарищи | ОК 2,4 | |
Оценочно-рефлексивный | Озвучивает отметки. Предлагает заполнить рефлексивные листки- обвести свою руку на каждом пальце подписать Большой палец- я повторил и указать что именно Указательный палец- я закрепил …. Средний- совсем непонятно, Безымянный- мне нужно поработать Мизинчик- у меня получилось Благодарят за работу. Сегодня на уроке вы показали свое умение в работе на компьютере в текстовом процессоре Word и закрепили знания по русскому языку на тему «Сложное предложение». Отметки за выполненные задания ставятся по двум предметам: по информатике и русскому языку. | Рисуют свою руку и заполняют . | ОК2 |
Приложение 1
бытие арахис газопровод дефис донельзя искра дремота христианин щавель еретик закупорить сливовый жалюзи запломбировать ивовый иконопись иначе столяр каталог квартал коклюш кухонный обеспечение сироты свёкла эксперт похороны | бытие арахис газопровод дефис донельзя искра дремота христианин щавель еретик закупорить сливовый жалюзи запломбировать ивовый иконопись иначе столяр каталог квартал коклюш кухонный обеспечение сироты свёкла эксперт похороны | бытие арахис газопровод дефис донельзя искра дремота христианин щавель еретик закупорить сливовый жалюзи запломбировать ивовый иконопись иначе столяр каталог квартал коклюш кухонный обеспечение сироты свёкла эксперт похороны |
Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.
Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).
Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.
Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).
Приложение 1
Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.
Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).
Приложение 1
Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.
Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).
Приложение 2
1 вариант
1) Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту.
2) Мать явно была обижена бестактностью сына.
3) Вышивка получилась не так красива, чем у подруг.
4) В «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкин передал многое из того, что слышал от Арины Родионовны.
2 вариант:
1) На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты.
2) Я знаю, что придет время, когда по морям будут плавать пароходы из стекла.
3) В прошлом веке немало спорили о «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского.
4) Описанные в книге подвиги и приключения волновали меня необычайно.
3 вариант:
1) Мы прилетели в Сингапур согласно расписанию.
2) На фабрике «Трёхгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.
3) В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф.
4) Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел сверкающие шлемы и мечи.
4 вариант:
1) Альпинизм не только закаляет физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки.
2) Жители города проводят свой досуг в театрах и концертных залах, на стадионах и спортплощадках.
3) Достойны уважения те, кто сам уважает окружающих
4) И.С.Тургенев в своих романах исследовал проблемы, волнующих многих его современников.
Приложение 3
А21. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
По берегам реки по-прежнему лежал () и тихо курился густой туман.
1) Сложносочинённое предложение, пред союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, пред союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, пред союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, пред союзом И нужна запятая.
А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами разъярённого ветра (2) трещат (3) иногда царапая (4) иглами по коре дерева.
1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 1, 2, 3, 4
А23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
К Сожалению (1) погода испортилась. За окном опять идёт дождь (2) и (3) видимо не скоро закончится.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 4 3) 1, 3, 4 4) 3, 4
Знаки препинания в сложном предложении
Задание. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.
1. Светило дня краснея сквозь туман садится горделиво за курган и отделив ряды дождливых туч вдоль по земле скользит прощальный луч. 2. Он (барс) завыл рванулся из последних сил и мы сплетаясь как пара змей обнявшись крепче двух друзей упали разом и во мгле бой продолжался на земле.
3. Долго я устанавливал свечку в фонаре а когда установил и зажег стекла на минуту затуманились и слабое пятнышко света мигало мигало
пока наконец свеча не разгорелась.
4. И голосов нестройный гул теряется и караваны идут звеня издалека и низвергаясь сквозь туманы блестит и пенится река.
5. Здесь молодость бродит крылата и старость не клонит голов.
6. Ни о чем не хочется думать или бродят мысли и воспоминания мутные неясные как сон.
7. Ты сегодня же должен поговорить с отцом а то он будет беспокоиться о твоем отъезде.
8. Глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму.
9. И выпал снег и не прогнать мне зимних чар.
10. По утрам кумысный домик привлекал людей со слабыми легкими и пятна солнца прорвавшиеся сквозь листву на столики освещали
около недопитых стаканов неподвижно лежащие бледные длиннопалые руки.
11. Как славно что снег и что приехала она и мы одни и с нами музыка наше прошлое и будущее которое может быть будет лучше
прошлого и что завтра я поведу ее на свои любимые места покажу Оку поля холмы лес и овраги.
12. Дело в том что только теперь при мысли что севши в тележку он не вылезая из нее будет в Севастополе и что никакая случайность уже не может задержать его ему ясно представилась опасность которой он искал.
13. А там у входа в зал концертный шагал вперед народ бессмертный и слышалось звучанье хора где счету нету голосам и кажется за дирижера там каждый был отчасти сам.
14. Синцов много раз думал о том что если смерть будет неизбежна надо успеть разорвать или спрятать документы.
15. Он заключил что если она так легко может после вчерашнего бывать у сестры и встречаться с ним то значит она не замечает его или считает полнейшим ничтожеством.
IX. Работа с текстом. Кто выполнил все .
Запишите текст. Вставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки.
(1) Я считаю что нашему языку (ни, не )чего (не) угрожает. (2) Но есть серьёзная угроза речевой культуре когда человек даже не предст..вляет себе б..гатейших ресурсов и возможностей родного языка в его позн..вательной и ко(м мм)уникативной функции. (3) Противостоять этой опасности можно только признав что чувствовать язык так(же) естественно, как жару и холод, вкус горького и сладкого, печаль и радость и чувство языка надо ценить и развивать. (4) Ведь есть ещё и эстетическая функция которая совсем не ограничивается сферой художественной литературы: она в значительной степени формирует наше сознание.
Беседа с учащимися:
На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от наличия или отсутствия союза между его частями?
На какие группы и по каким признакам делятся сложные союзные предложения?
В каких сложных предложениях части равноправны по смыслу?
Г) Работа со схемой на слайде. Объясните схему
Закрепление изученного материала.
Распределите сложные предложения на 2 группы: союзные и бессоюзные (знаки препинания не поставлены)
Только к концу сентября перелески обнажились и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.
Из туч то летит холодный дождь то вдруг повалит водянистый снег.
Было очень хорошо светило солнце мороз щипал уши и нос.
Когда наступило некоторое затишье раздался треск кузнечика.
Куст заденешь плечом на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая
Соотнесите предложения и их схемы (слайд)
Звёзды уже сверкали остро и холодно но небо на востоке уже стало светлеть.
Было ясно и тихо и дымились трубы.
После грозы всё благоухало и сверкало.
Было уже совсем тепло хотя кругом лежал рыхлый, тяжёлый снег.
Настали холода птицы улетают на юг.
[ - = и = ].
[ = ] , ( хотя = - ).
[ = и = ] , и [ = -].
[ = - ] - [- = ].
[ = - ] , но [ - = ].
Составьте из 2 простых предложений сложное, используя союзную или бессоюзную связь
Солнце едва показалось из-за туч. Поднялся холодный ветер.
Тревожно зашелестели листья. Начался проливной дождь.
Но, если, потому что, когда, и, едва, оттого что, однако
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты по темам, изучаемым на 1 курсе учреждений НПО. Учебная дисциплина - русский язык и литература
Один из современных подходов к оцениванию образовательных результатов - рейтинговая накопительная критериально - ориентированная технология оценивания достижений субъектов образовательного процесса. ...
Технологическая карта урока. 5 класс русский язык "Распространенные и нераспространенные предложения"
Староверова Наталия Александровна . Технологическая карта урока Русский язык 5 класс...
Технологическая карта по учебной дисциплине Иностранный язык (английский) по теме "Английский язык повсюду"
Цель: знакомство со студентами, ознакомление с ролью английского языка в профессии, ознакомление со структурой учебникаЗадачи: - образовательная: развитие навыков аудирования, произношения, навыков во...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 15.01.16 «Наладчик технологического оборудования в производстве строительных материалов»
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...
Технологическая карта по учебной дисциплине Русский язык на тему "Правописание частиц «НЕ - НИ» с различными частями речи"
Цель: повторить правописание «НЕ - НИ» с разными частями речи и в составе предложения.Задачи:- образовательная: закрепить орфографические умения и навыки (правописание слов с непроизносимыми согласным...
Технологическая карта урока Учебная дисциплина: Английский язык Группа: 101 Преподаватель: Кудряшова С.В. Тип урока: урок совершенствования лексико-грамматических навыков
Тема урока «Виды спорта»Цель урока создать условия для совершенствования лексико-грамматических навыков, способствовать осознанному выбору жизненной позиции учащихся в контексте изучения т...
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...