Самостоятельные и служебные части речи. Междометия
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnye_i_sluzhebnye_chasti_rechi._mezhdometiya.docx43.6 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок №  108

Дата урока

Тема урока: Самостоятельные и служебные части речи. Междометия. Стр.208

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений

Цель  урока: углубить знания учащихся о самостоятельных и служебных частях речи; определить границы знания и незнания у пятиклассников; совершенствовать умение определять части речи, их морфологичексие признаки.

Планируемые результаты

Предметные

Знать предмет изучения морфологии. Знать названия самостоятельных и служебных частей речи. тренироваться в умении распознавать слово как часть речи и определять морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов. Понимать важность и необходимость грамматического анализа слова, в частности для правописания. Иметь представление о междометиях

метапредметные

Уметь сопоставлять, применять различные приемы сопоставления

личностные

Уметь строить логическую цепь рассуждений; аргументировать свое мнение; формировать внутреннюю позицию школьника

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

- Однажды знакомая вам девочка пришла туда, где было сумрачно и прохладно…

- По крайней мере, - подумала Алиса, ступив под деревья, - приятно немножко освежиться в этом… как его? Как же он называется? – Она с удивлением заметила, что никак не может вспомнить нужного слова. – Когда спрячешься под… ну, как же их?.. под этими… - она погладила дерево по стволу. – Интересно, как они называются? А может никак? Да, конечно, они никак не называются!

 С минуту она стояла в глубокой задумчивости, а потом вдруг сказала:

- Я должна вспомнить! Во что бы то ни стало должна!

- Как вы поняли, с Алисой случилась беда: она перезабыла все существующие слова и даже свое имя. Так случается со всеми сказочными героями. А с нами? Эта неприятность с Алисой обнаруживает важность каждого слова в нашей речи…

- А помните ли вы, как называются группы слов нашей речи? (части речи)

- А как называется наука о языке, которая изучает части речи?

Демонстрируют готовность к уроку. Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

  1. Целеполагание и постановка учебной задачи

- Что нам предстоит сегодня вспомнить, что нового узнать? (вспомнить части речи, узнать, как называется наука, которая изучает части речи).

- Откройте учебник на стр. 208, прочитайте название  раздела, к которому мы приступаем. Запишите красиво слово «морфология» и запомните его.

- я предлагаю вам поучаствовать в составлении монолога. Я начну, а когда сделаю паузу и положу руку на плечо кого-то из вас, вы должны продолжить мою мысль.

Посмотрите вокруг себя. Всюду вас окружают различные предметы, например…(карта, доска, окно и др). И слова называющие эти явления называются… (существительными). Предметы обладают признаками по цвету, форме, величине, назначению, принадлежности, и признаки эти передаются с помощью… (прилагательных). Дерево может быть… (высоким, низким, красивым, стройны и т.д.) Но деревья в лесу можно сосчитать, а для этого употребляются особые слова со значением числа… (числительные). Предметы, люди, животные могут производить действия, которые обозначаются …(глаголами). Но каждое действие может иметь при себе признак: идти куда? (…), петь, смеяться как? (…) – и называются эти слова …(наречиями). Но есть слова, которые не называют предметов, признаки, количество, а указывают на них: вместо человек можно сказать он, вместо высокий – такой. и называются эту часть речи … (местоимением).

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями

  1. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

- Просмотрите на доску, объясните, почему слова записаны в разных колонках?

в, на, за, из-за, и, не, через, под, а

мальчик, книга, читать, идти, веселый, поход, синий небо

  - Справа мы видим слова, которые могут употребляться самостоятельно, без тех, что в левой колонке, из них можно составить словосочетания и предложения. В левой колонке слова, которые одни не могут употребляться, из них нельзя составить СС и П.

- На какие две группы делятся все части речи? ответ найдите на стр. 208 учебника.

Формулируют собственные мысли, отвечают на вопросы учителя., обосновывают свою точку зрения.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Первичное закрепление во внешней речи

- Ученые до сих пор спорят о том, сколько частей речи в русском языке. Вы знакомы лишь с некоторыми из них.

- какие части речи вам знакомы?

Давайте составим вместе схему:

                       части речи

самостоятельные служебные междометия

существ.                предлог

прилагат.               союз

глагол                    частица

числит.

местоим.

наречие

Игра «Снежки». Учитель называет слова, дети определяют часть речи (на мой выбор).

- Ребята, а как вам кажется,  зачем нам нужно знать части речи? (чтобы называть предметы, считать их, определять признаки и движение, правильно ставить знаки препинания и дружить с орфографией)

- О каких словах мы еще не поговорили? (о междометиях)

стр. 209, познакомьтесь с теоретическим  материалом, расскажите, что это за слова?

Послушайте стихотворение, назовите междометия и звукоподражательные  слова:

Тетя Трот и кошка

Сели у окошка.

Трот спросила:

«Кис-кис-кис,

Ты ловить умеешь крыс?»

«Мур-р-р», -

Сказала кошка,

Помолчав немножко.

Составляют обобщающую таблицу, отвечают на вопросы.

Называют части речи, отвечают на проблемный вопрос.

Знакомятся с новым материалом в учебнике

Выполняют задание учителя

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Включение в систему знаний и повторение

упр. 585, объяснить

Выполняют упражнение

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Информация о домашнем задании

упр. 588, слова переписать в тетрадь и выучить для словарного диктанта.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Что нового вы сегодня узнали?

- какие трудности испытали при выполнении заданий учителя.

- Оцените свое эмоциональное состояние.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

в, на, за, из-за, и, не, через, под, а

мальчик, книга, читать,

идти, веселый, поход,

синий, небо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 7 классе по теме: "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"

Конспект урока русского языка в 7 классе.Учебник «Русский язык», Баранов М. Т., Ладыженская Т. А....

"Самостоятельные и служебные части речи".

Представленный урок - презентация может быть использован как для работы учителя с классом, так и для самостоятельной работы учащихся по данной теме. Особенностью урока являются задания, по...

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока: «Служебные части речи. Междометия»

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе                                        ...

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных  служебных частей речи" (10 класс)...

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе Тема урока «Служебные части речи. Междометия»

На уроке ребята знакомятся с междометиями, читая хокку, с которыми они познакомились на уроке литературы....

Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Предлог как служебная часть речи. Понятие о производных и непроизводных предлогах.

Цели:обобщить знания учащихся о само­стоятельных частях речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи и отличии самостоятельных частей речи от служебных;ознакомить с производ­ными и н...