Технологическая карта урока Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г. |
Урок № 108 | Дата урока |
Тема урока: Самостоятельные и служебные части речи. Междометия. Стр.208 | Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений |
Цель урока: углубить знания учащихся о самостоятельных и служебных частях речи; определить границы знания и незнания у пятиклассников; совершенствовать умение определять части речи, их морфологичексие признаки. |
Планируемые результаты |
Предметные Знать предмет изучения морфологии. Знать названия самостоятельных и служебных частей речи. тренироваться в умении распознавать слово как часть речи и определять морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов. Понимать важность и необходимость грамматического анализа слова, в частности для правописания. Иметь представление о междометиях | метапредметные Уметь сопоставлять, применять различные приемы сопоставления | личностные Уметь строить логическую цепь рассуждений; аргументировать свое мнение; формировать внутреннюю позицию школьника |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Формируемые УУД |
- Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
|
- Однажды знакомая вам девочка пришла туда, где было сумрачно и прохладно… - По крайней мере, - подумала Алиса, ступив под деревья, - приятно немножко освежиться в этом… как его? Как же он называется? – Она с удивлением заметила, что никак не может вспомнить нужного слова. – Когда спрячешься под… ну, как же их?.. под этими… - она погладила дерево по стволу. – Интересно, как они называются? А может никак? Да, конечно, они никак не называются! С минуту она стояла в глубокой задумчивости, а потом вдруг сказала: - Я должна вспомнить! Во что бы то ни стало должна! - Как вы поняли, с Алисой случилась беда: она перезабыла все существующие слова и даже свое имя. Так случается со всеми сказочными героями. А с нами? Эта неприятность с Алисой обнаруживает важность каждого слова в нашей речи… - А помните ли вы, как называются группы слов нашей речи? (части речи) - А как называется наука о языке, которая изучает части речи? | Демонстрируют готовность к уроку. Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей. |
- Целеполагание и постановка учебной задачи
|
- Что нам предстоит сегодня вспомнить, что нового узнать? (вспомнить части речи, узнать, как называется наука, которая изучает части речи). - Откройте учебник на стр. 208, прочитайте название раздела, к которому мы приступаем. Запишите красиво слово «морфология» и запомните его. - я предлагаю вам поучаствовать в составлении монолога. Я начну, а когда сделаю паузу и положу руку на плечо кого-то из вас, вы должны продолжить мою мысль. Посмотрите вокруг себя. Всюду вас окружают различные предметы, например…(карта, доска, окно и др). И слова называющие эти явления называются… (существительными). Предметы обладают признаками по цвету, форме, величине, назначению, принадлежности, и признаки эти передаются с помощью… (прилагательных). Дерево может быть… (высоким, низким, красивым, стройны и т.д.) Но деревья в лесу можно сосчитать, а для этого употребляются особые слова со значением числа… (числительные). Предметы, люди, животные могут производить действия, которые обозначаются …(глаголами). Но каждое действие может иметь при себе признак: идти куда? (…), петь, смеяться как? (…) – и называются эти слова …(наречиями). Но есть слова, которые не называют предметов, признаки, количество, а указывают на них: вместо человек можно сказать он, вместо высокий – такой. и называются эту часть речи … (местоимением). | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями |
- Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
|
- Просмотрите на доску, объясните, почему слова записаны в разных колонках? в, на, за, из-за, и, не, через, под, а | мальчик, книга, читать, идти, веселый, поход, синий небо |
- Справа мы видим слова, которые могут употребляться самостоятельно, без тех, что в левой колонке, из них можно составить словосочетания и предложения. В левой колонке слова, которые одни не могут употребляться, из них нельзя составить СС и П. - На какие две группы делятся все части речи? ответ найдите на стр. 208 учебника. | Формулируют собственные мысли, отвечают на вопросы учителя., обосновывают свою точку зрения. | Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач. |
- Первичное закрепление во внешней речи
|
- Ученые до сих пор спорят о том, сколько частей речи в русском языке. Вы знакомы лишь с некоторыми из них. - какие части речи вам знакомы? Давайте составим вместе схему: части речи
самостоятельные служебные междометия
существ. предлог прилагат. союз глагол частица числит. местоим. наречие Игра «Снежки». Учитель называет слова, дети определяют часть речи (на мой выбор). - Ребята, а как вам кажется, зачем нам нужно знать части речи? (чтобы называть предметы, считать их, определять признаки и движение, правильно ставить знаки препинания и дружить с орфографией) - О каких словах мы еще не поговорили? (о междометиях) стр. 209, познакомьтесь с теоретическим материалом, расскажите, что это за слова? Послушайте стихотворение, назовите междометия и звукоподражательные слова: Тетя Трот и кошка Сели у окошка. Трот спросила: «Кис-кис-кис, Ты ловить умеешь крыс?» «Мур-р-р», - Сказала кошка, Помолчав немножко. | Составляют обобщающую таблицу, отвечают на вопросы.
Называют части речи, отвечают на проблемный вопрос.
Знакомятся с новым материалом в учебнике Выполняют задание учителя
| Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
- Включение в систему знаний и повторение
|
упр. 585, объяснить | Выполняют упражнение | Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
- Информация о домашнем задании
|
упр. 588, слова переписать в тетрадь и выучить для словарного диктанта. |
|
|
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
|
- Что нового вы сегодня узнали? - какие трудности испытали при выполнении заданий учителя. - Оцените свое эмоциональное состояние. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |