Использование мобильного класса на уроках русского языка и литературы как средство достижения высоких предметных результатов
опыты и эксперименты на тему

Осипенко Оксана Юрьевна

Использование мобильного класса на уроках русского языка и литературы как средство достижения высоких предметных результатов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mobilnyy_klass.docx37.36 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мобильного класса на уроках русского языка и литературы в Краевом центре образования как средство достижения высоких предметных результатов.

1 Вступление

Компьютер проник во все сферы человеческой деятельности, в том числе в школьную жизнь.

Информатизация школы сегодня – это инновационный процесс, связанный с изменением содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся на этапе перехода школы к жизни в информационном обществе.

Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся школы, а для учителей стали нормой работы – это является одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе. Этому способствует техническое оснащение школы.

Информационные технологии стали  необходимостью,  учителя ясно видят, что они не только облегчают процесс обучения, но и делают его интереснее, разнообразнее, быстрее.

 Навык осознанного грамотного письма всегда формировался в процессе многократного выполнения тренировочных упражнений, когда учащийся развивал и зрительную, и мышечную память. Но в современных условиях, даже слабому ученику, интереснее получать знания, используя информационные технологии. Интерес, пробуждающийся при выполнении заданий на компьютере, является сильным элементом мотивации в учёбе.

2 МК

Особенности мобильного компьютерного класса

Комплект мобильного компьютерного класса сохраняется в мобильной тележке-сейфе, мобильные компьютеры учащихся расставляются на столах и объединяются в беспроводную сеть с возможностью выхода в Интернет.

Работу мобильного компьютерного класса поддерживает специальное программное обеспечение для коллективной работы, позволяющее преподавателю руководить действиями учеников со своего компьютера.

После завершения занятия компьютеры возвращают в тележку, в которой предусмотрено централизованное подключение к электросети и внутренняя разводка для подзарядки аккумуляторов мобильных компьютеров во время хранения

        Возможности мобильного компьютерного класса

  • Благодаря тому, что МКК не привязан к конкретному помещению, тележку с ноутбуками можно спокойно перевозить из одной классной комнаты в другую,  произвольно располагать компьютеры в классе во время занятий.
  • МКК можно использовать на всех предметах, что соответствует образовательным стандартам нового поколения.
  • Использование компьютера позволяет индивидуализировать проверку знаний. Ребёнок, выполняя работу на компьютере, может сразу видеть результат своей работы. В случае ошибки он имеет возможность исправить её, о промахе знает только учитель и ученик, что делает процесс обучения более комфортным. И, конечно же, работа на компьютере позволяет учащимся проявить больше ответственности, самостоятельности.

Индивидуальная работа

МКК является идеальной средой для организации индивидуальной работы учащихся. Наличие на каждом рабочем месте персонального компьютера позволяет преподавателю готовить и выдавать персональные задания учащимся; а учащимся - выполнять работы самостоятельно в удобном для них темпе.

В процессе индивидуальной работы учащийся может получить консультацию учителя; а учитель  отследить процесс выполнения задания.

Групповая работа

Групповая работа на уроке – это форма организации учебно-познавательной деятельности, которая предусматривает функционирование малых групп, работающих как над общим, так и над специфическим заданием. Учитель следит за выполнением задания группой со своего компьютера. После завершения выполнения задания учитель может транслировать его результаты всей аудитории так как компьютер легко подключается к интерактивной доске..

2 Формы работы

-административные (Задания загружаются на сервер, тестирование проводится тестологами, по окончании выдаются результаты с указанием ошибок, баллов и т.д.)

-обучающие (Задания загружаются  в сетевую папку)

Использование возможностей мобильного компьютерного класса помогает готовить учащихся и к сдаче зкзамена по русскому языку в формате ГИА и ЕГЭ.

Виды работ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ/ЕГЭ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

  1. ТЕМАТИКА ПО СПЕЦИФИКАЦИИ: «ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК»

Задание: Опознать слово с указанной в формулировке орфограммой в приставке.

Из предложения выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением.

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

Неизменяемые приставки

На –З, -С

ПРЕ- и ПРИ-

РАЗ(РАС)–РОЗ (РОС)

Пишутся всегда одинаково вне зависимости от звучания

Перед звонкими

согласными – З,

перед глухими – С

Правописание  зависит от лексического значения.

ПРИ-:

Написание зависит от ударения

О-  

У-  

ПО-  

ПРО-  

ПРА-  

НА- :  

ЗА- :  

ОТ- (ОТО-):  

ОБ-(ОБО-):  

В- (ВО-):  

ВЫ -  

ПРЕД-:  

ПЕРЕ-:  

С- (СО-):  

НАД-(НАДО-)

ПОД- (ПОДО-):     

ДО-

Оглушаются перед глухими:

В-, НАД-, ПОД-, ОБ-, ПРЕД-

Озвончаются  перед звонкими: С-, ОТ-

Сдавать

Надпилить

обтянуть

БЕЗ- (БЕС-)

ВОЗ- (ВОС-)

ВЗ- (ВС-)

ИЗ- (ИС-)

НИЗ- (НИС-)

РАЗ- (РАС-)

РОЗ- (РОС-)

ЧЕРЕЗ- (ЧЕРЕС-)

ЧРЕЗ- (ЧРЕС-)

Беззаботный – бессовестный;

разгромить- расщедриться;

розыгрыш- роспись

 

1) Пространственная близость, смежность: приморский, Приамурье;

2) прибавления, приближения, присоединения: приклонить,   привести, привязать,   пристегнуть;

3) неполноты действия:   приоткрыть, прилечь,   приутихнуть;

4) доведения действия до конца, до определенного результата: приискать, прикончить, приглушить (заглушить совсем),   придумать, прирезать;

5) совершения действия в собственных интересах, усиленного проявления действия: приглядеться, прислушаться;

6) сопутствующего действия: припевать, присвистывать. 

Под ударением пишется А, без ударения - О

ПРЕ-:

1) предельная  степень  действия, превосходящего какую-либо меру: преинтересный (ПРЕ-=очень)

2) ПРЕ-=ПЕРЕ

 ПОМНИ! Буква И после приставки на согласный заменяется на букву Ы, например, искать – разыскать

Замена не происходит после приставок МЕЖ-, СВЕРХ-, заимствованных приставок.

После приставок на согласный перед буквами Е, Ё, Ю, Я пишется разделительный Ъ.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

  1. Выделите в слове приставку
  2. Проанализируйте, какому правилу подчиняется правописание приставки в этом слове.

ЗАДАНИЯ

1. Найдите в тексте глагол с неизменяемой приставкой.

Опять раздалось озеро. Заплескалось в прежних берегах. Раскинуло голубую прохладу во все стороны. (Свинцов В.)

2. Найдите слово с приставкой, правописание которой зависит от звонкости/ глухости следующего за ней согласного.

1) покривившейся   2) проанализируйте   3) догадаться   4) испуганно

3. Найдите слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.

1) завернув   2) вплотную   3) прислушался   4) подсказать

4. Найдите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости /глухости следующего за ней согласного.

1) обход   2) разливалось   3) спала   4) вперёд

5. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки зависит от лексического значения. 

Сергей Федорович долго подкрадывался коленям, а они не чуяли и не слышали его приближения. Подкрался он к ним из-под горы совсем близко, и, наблюдая в бинокль одну оленуху, заметил, что она отбилась от стада и скрылась в кустах, где бежит горный ручей. (Пришвин М.)

  1. ТЕМАТИКА ПО СПЕЦИФИКАЦИИ: «ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ»

Задание: опознать указанное в формулировке средство выразительности.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.

2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.

4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1.Метафора – употребление слова в переносном значении, перенос на основе сходства.

Гнездо (прямое значение) орла                                                Дворянское гнездо (переносное значение)

2.Олицетворение - наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками.

Девочка плакала (прямое значение)                           Ива плакала (переносное значение)

3.Сравнение - образное выражение, в котором один предмет сравнивается с другим.

(наличие союзов как, словно, точно, как будто, будто НЕТ ОСНОВЫ!), (отличать от сложноподчинённого предложения с придаточным сравнительным ЕСТЬ ОСНОВА!)

4.Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.(Бить баклуши, сесть в лужу, работать засучив рукава)

5.Эпитет - художественное, образное определение.

Хрустальный (прямое значение) бокал                              Хрустальные (переносное значение) слёзы.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

1. Вспомнить, что означает указанный в задании лингвистический термин.

2. Внимательно прочитать каждое предложение, содержащееся в выборке ответов

3. Определить, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности.

4. Выбрать правильный ответ.

ЗАДАНИЕ

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег. (Савин В.)

2) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх. (Автократов Н.)

3) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом. (Автократов Н.)

4) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. (Пришвин М.)
2. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Круглый шатер из оленьих шкур натянут на шесты. (Болдырев В.)

2) Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой. (Автократов Н.)

3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое. (Савин В.)

4) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головешек. (Автократов Н.)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА

Задание: выполните тестовую работу.

1. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

2) А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.

3) Здоро во, юный жених!

4) Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.

2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:

– Жучка, Жучка!

3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.

4) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.

3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.

2) Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...

3) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?

4) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать.

4. В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление?

1) Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

2) Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина.

3) – Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

4) Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают…

«ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА в художественных текстах

А.С. Пушкин

Няне

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе . . . . . . . .

Тропы:

ЭПИТЕТ

МЕТАФОРА  

СРАВНЕНИЕ

ПОВТОР

МЕТОНИМИЯ

Лексика:

Электронные читательские дневники

3  «+» и «-« в работе

  • свободно перемещать оборудование из одного помещения в другое и быстро разворачивать компьютерный класс;
  • управлять индивидуальной и групповой работой учащихся во время урока
  • проводить опросы.
  • Недостаточная отработка орфографической зоркости. Следовательно, на уроках можно использовать МК 20-30% до 8 класса
  • «пассивное» и «активное» участие в работе
  • •        если до этого поиск информации сводился только к использованию книжных ресурсов, словарей, то теперь появилась возможность прямо на уроке воспроизвести любой художественный текст, картину художника, определить значение «трудного» слова, создать продукт своей работы и коллективно его обсудить – что дает потрясающий эффект, вызывает значительный интерес к изучаемым предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мобильный класс на уроках русского языка и литературы

Данная статья рассказывает об опыте работы по данной теме. Подробно рассматривается использование ИКТ-технологий в работе учителя-предметника. Подровно рассмотрено использование учебно-лабораторного о...

Использование мобильного класса на уроках русского языка и литературы

В статье предложено использование мобильного класса на уроках русского языка и литературы с целью повышения удовлетворенности человеческого индивида, который не просто получает готовые знания, а осуще...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

Технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы как средство достижения новых образовательных результатов

Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра пробле...

Статья Использование метода кроссенс на уроках русского языка и литературы как средство развития логического и творческого мышления

В статье кратко рассказывается история появления кроссенса как головоломки и приводится алгоритм его создания. Возможность использования кроссенса в процессе обучения с целью развития логического и тв...

Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»

Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»...