Открытый урок в 6 класс "Цветопись "Зимнего вечера"
план-конспект урока (6 класс) на тему
«Цветопись и Звукопись» - представляют восприятие звука посредствам цвета и больше всего способствуют развитию у учащихся образному мышлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnlogicheskaya_karta.docx | 35.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «ОТКРЫТОГО» УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
Класс | 6 |
Учитель | Руина Екатерина Сергеевна |
Дата | 11.10.2016 г. |
Уровень | Школьный, присутствуют учителя предметники, заместитель директора И.В. Ефремова |
Тема урока | «Цветопись «Зимнего вечера» |
Тип урока | Урок - рефлексия |
Цель урока | отработка умения учащихся анализировать лирическое произведение |
Задачи урока |
Познавательная (обучающая):
Развивающая:
Воспитывающая:
|
УУД | Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению. Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли. |
Межпредметные связи | Русский язык, история, МХК, музыка |
Ресурсы урока | Мультимедийный проектор, экран, текст стихотворения «Зимний вечер», учебник, раздаточный материал (схема анализа стихотворения по Журавлеву), аудиозапись романса О. Погудина, композитор М. Яковлев на стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер»), репродукции картин. |
Формы урока | фронтальная, групповая, индивидуальная |
Методические приемы | Рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам, анализ стихотворения. Урок строится как практическая деятельность с использованием групповой формы работы. Учащиеся делятся на 4 группы, получают задания к стихотворениям, с которыми работали дома, и представляют коллективный ответ. |
Технологии | здоровьесбережения, ИКТ, обучение в сотрудничестве. |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Стратегии смыслового чтения текста | Формируемые УУД | ||
1. | Самоопределение к деятельности | Проводит энергезирующую разминку,мотивирует на урок, побуждает к активной деятельности. | Вступают в диалог с учителем, настраиваются на урок: Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Много предстоит узнать. Постарайтесь все понять. | Коммуникативные, Регулятивные (волевая саморегуляция) | |||
2. | Актуализация знаний | Викторина по произведениям А.С. Пушкина (работа в парах)
А теперь! Закройте глаза, представьте себе, что сегодня выходной день, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу. | Учащиеся на парту получают таблицу со строчками разных поэтов. Задание: найти строчки из стихов и сказок А.С. Пушкина, указать названия произведений. Запишите слова, передающие ваши впечатления при виде морозного зимнего утра. (Беседа, диалог) | Мозговой штурм! Рассечение вопроса
| Регулятивные (целеполагание), Познавательные (логические УУД,) Коммуникативные (взаимопонимание при работе в паре) | ||
3. | Выход на тему, постановка учебных задач в сотворчестве с детьми | Учитель побуждает учащихся к определению темы урока, принятию учебных задач. | Формулируют тему урока, учебные задачи. А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Поэтический анализ стихотворения | Личностные (самоопределение к учебной познавательной деятельности), Регулятивные (целеполагание, планирование, оценка), Коммуникативные(умение слушать и слышать) | |||
4. | Подготовка к первичному восприятию текста стихотворения «Зимнее утро». (Предтекстовая работа) | Слайд 1, 2,3 Вступительное слово учителя. Из истории создания стихотворения Поэзия Пушкина удивительно верна русской Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы. Она крепла, и нашла своё отражение в стихотворении «Зимнее утро», которое было написано третьего декабря 1829 года в селе Павловском. Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора. В произведении два героя: лирический герой, главный, автор, и красавица, которой, посвящено стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно к ней он обращается словами: «Открой, сомкнуты негой взоры». Слайд 4 Словарная работа | Работа в тетради: подобрать синонимы к словам лучистый, живописный, печальный, красочный, мрачный, чудесный. (работа в парах) 3. Словарная работа. В тетрадях записывают Нега – наслаждение (устар.) Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.) Вечор – вчера (диал.) Нынче – сейчас (устар.) Озарена – освещена (устар.) Велеть – приказать (устар.) Запречь – запрячь, запрягать (диал.) Предадимся – отдадимся (устар.) | Глоссарий Стратегия развития словаря | Познавательные (работа с информацией, моделирование, логические УУД), Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнёра, диалог в паре, группе) | ||
| |||||||
5. | Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению содержанием темы урока (Текстовая работа) Интерпретация текста | 1.Первичное знакомство с произведением (читает учитель или прослушивается аудиозапись) Внимательно прослушайте аудиозапись. Прислушайтесь, как звучит начало и конец стихотворения. Проследите интонацию строф. Меняется ли настроение? 2. Учитель организует работу с текстом (Анализ стихотворения)» -Стихотворение начинается восторженно. Мысленному взору открывается чудесная картина: блестящий снег переливается всеми цветами радуги, ярко– голубое небо, морозный воздух. Кажется, весь мир наполнен радостью. – Сохраняется ли такое настроение в финале стихотворения Слайд 5 - 10 Назовите контрастные образы? Мороз и солнце Северная Аврора (богиня утренней зари) – северная звезда Дремлешь– проснись – В чем смысл этих противопоставлений? Солнце и мороз – столкновение скованности, сурового величия зимы и безудержного света, энергии человеческого чувства. Северная пылающая заря противопоставлена холодной далекой звезде. Чувствуется восторг поэта дремоте “друга прелестного”. – К кому обращается лирический герой? (красавица) . Какие знаки препинания помогают нам это увидеть? Присмотримся к строчке Открой сомкнуты негой взоры. – Как вы понимаете? Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Составьте ассоциативный ряд к слову звезда. Звезда – яркая, холодная, далекая, недостижимая, загадочная, прекрасная… Почему поэт называет красавицу “звездою севера”? Такова красавица. Она по-другому воспринимает окружающий мир, дремота, нега– ее состояние, даже теперь, когда жизнь наполнена красками и радостью. Холодность красавицы печалит поэта, возвращает к воспоминаниям о ненастном вечере. Прочитайте выразительно вторую строфу, найдите контрастные образы. Вьюга злилась, мгла носилась, луна желтела – ты сидела. Внутри строфы возникает контраст между кружением вьюги и печальным оцепенением героини. Еще контрастные образы Вчера вьюга злилась, мгла носила, луна желтела, а нынче… – Как вам кажется, для чего нужен такой контраст? Последней строкой автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера. – Прочитайте выразительно третью строфу. Назовите контрастные образы? В чем смысл противопоставлений? Великолепными коврами снег лежит, лес чернеет, речка подо льдом блестит. – Мы видим великолепие зимнего пейзажа. А рядом скованность зимней жизни. (лес чернеет, потому что нет листочков, речка блестит, но подо льдом). Лес “чернеет”, ель “зеленеет”, и “речка подо льдом блестит”. Жизнь природы не остановилась, она лишь затаилась на время, чтобы с первым теплом обнаружить себя с новой силой.. Зима и холодная красавица, которая не может пробудиться к жизни сродни. А поэт стремится к теплу огня, к радости жизни. Прочитаем выразительно 4 строфу. Назовите слова, противоположные по эмоциональному звучанию? Веселому треску печки противопоставлена неподвижность лежанки. Энергия огня противопоставлена инертности быта. Каким словом связаны 3 и 4 строфы? Найдите однокоренные слова? (блеск) Блестя, блестит. “Вся комната янтарным блеском озарена”. Только блеск уже не зимний, а теплый, янтарный. Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится. Прочитаем выразительно пятую строфу. Назовите контрастные образы. Они обозначены в действиях лирического героя. Давайте разберемся, в чем смысл этих противопоставлений? Чувство радости поэта растет и требует движения, ему хочется навестить "поля пустые”, “леса, недавно столь густые”. Но самое главное…. “берег, милый для меня”. – Как вы понимаете эпитет? Этот эпитет, скорее всего, надо понимать как родные, дорогие сердцу места. По-моему, в последней строке лежит главный смысл произведения. Ведь все стихотворение это монолог человека, уговаривающего "друга милого” проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта. Стремительность желаний противопоставлена грусти воспоминаний о прошлом. – А теперь все сказанное мы обобщим виде таблицы “ – В чем смысл подобных композиционных противопоставлений? С какой целью используется контраст? Поэт хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей. В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение "Зимнее утро”. День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера. |
5. Ребята составляют ассоциативный ряд к слову звезда (яркая, холодная, далекая, недостижимая, загадочная, прекрасная)
-А теперь все сказанное об изобразительно- выразительных средствах мы обобщим виде таблицы “ Ребята в паре составляют таблицу, приводят примеры из текста (эпитеты, метафоры, сравнения, контрастные образы)
| Чтение вслух. Чтение про себя с вопросами. Чтение с остановками. Чтение про себя с пометками | Познавательные (работа с информацией, моделирование, логические УУД), Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнёра, диалог в паре, группе) Регулятивные (оценка) | ||
7. | Послетекстовая работа Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует работу по подведению итогов урока Подводит итоги работы Возвращает учащихся к теме, учебным задачам. | Выразительное чтение стихотворения. Вспоминают тему, учебные задачи. (работа в паре, задают друг другу вопросы) Делают выводы. Зимнее утро» Пушкин Жанр: пейзажная лирика. Основная тема: Ведущей темой является непосредственно тема зимнего утра, тема красоты русской природы зимой. Идея: А.С. Пушкин стремился в своем стихотворении «Зимнее утро» показать красоту русской зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя. В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение «Зимнее утро». День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера. | Тайм- аут. Проверочный лист. | Регулятивные (самооценка), Познавательные (обобщение) | ||
8. | Домашнее задание | Предоставляет право выбора (по уровню сложности) 1.Выучить стихотворение. ( Все ученики) 2.Нарисовать иллюстрации к стихотворению (выбор) 3.Написать синквейн (Зима или Утро) (выбор) | Выбирают, объясняют свой выбор | Регулятивные (самооценка) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок английского языка в 7 классе Тема: «Праздники и вечеринки»
Цели урока:Проверить усвоение лексического материала по теме «Праздники и вечеринки»;Проверить усвоение грамматического материала «Неправильные глаголы»;Развивать умение составлять диалоги на изученны...
Открытый урок английского языка в 7 классе Тема: «Праздники и вечеринки»
Цели урока:Проверить усвоение лексического материала по теме «Праздники и вечеринки»;Проверить усвоение грамматического материала «Неправильные глаголы»;Развивать умение составлять диалоги на изученны...
План-конспект открытого урока в 10 классе по учебнику Starlight 10 Практика диалога-обсуждения в форме ЕГЭ по теме «Выбор способа организации питания на школьной вечеринке в честь завершения учебного года»
Учитель: Кириллина З.В.Тема: Практика диалога-обсуждения в форме ЕГЭ по теме «Выбор способа организации питания на школьной вечеринке в честь завершения учебного года»Учебник: Starlight 10Модуль: 2 «F...
Открытый урок по теме "Только он не вернулся из боя". Вечер, посвященный военной теме в творчестве В.Высоцкого.
Открытый урок по теме "Только он не вернулся из боя". Вечер, посвященный военной теме в творчестве В.Высоцкого....
Сценарии праздников, досугов, развлечений, открытых музыкальных занятий, тематических вечеров.
Сценарии мероприятий, проводимых в МБДОУ д/с №16 Красногорского района, Московской области....
Методическая разработка к открытому уроку для 7 класса - "Праздники и вечеринки - Кейс метод как современный способ в развитии аудитивных навыков и навыков говорения у обучающихся".
Урок посвящённый отработке навыков говорения и развития аудитивных навыков с помощью методики применения такого современного способа как "Кейс метод". Использование данного метода на уроках ...