Трепетный зов сердца
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Урок литературы по рассказу М.И. Жигжитова «Преступление в тайге»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_rasskazu_m._zhigzhitova_s_tehn.kartoy.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по рассказу М.И. Жигжитова «Преступление в тайге»
Тема: Трепетный зов сердца.
Цели:
- Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли; оценивать поступки героев, делать выводы; обогащать словарный запас.
- Развивающие: развивать устную речь учащихся, навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведений; развивать умение обобщать изученное.
- Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к природе, животным.
Методы: репродуктивный, проблемное изложение (побуждающий, подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом.
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный блиц-опрос, художественный пересказ, синквейн.
Средства обучения: компьютер, презентация, текст произведения, иллюстрации к произведению, наглядный материал ( книги, детские рисунки)
Ход урока:
- Слово учителя.
Однажды участковый милиционер пожаловался Жигжитову:
- Замучили, Михаил, браконьеры. Бьют лося по настам и только. Помог бы хоть узнать, кто браконьерит.
- Это вроде как шпионить за охотниками? Нет, брат, лучше я напишу рассказ,- ответил Михаил Ильич.
Его давно возмущало, что иные охотники гоняют сохатого по насту, когда тот беспомощен на твердой снежной корке, а главное, бьют лосей когда они готовятся принести потомство.
И вот Жигжитов написал рассказ. Написал проникновенно. И назвал «Преступление в тайге»
- Фронтальная беседа по тексту.
- Как можно прокомментировать название рассказа «Преступление в тайге?» Что такое преступление и почему произошедшее в тайге можно назвать преступлением?
- Для чего автор наделил животных человеческим качествами? Как называется такой прием в литературе? (Олицетворение). Вспомним, что такое олицетворение? (Михаил Жигжитов наделяет человеческими чувствами и даже человеческой речью двух лосей и других животных). Делается это так искусно, с таким отличительным пониманием психики не только описываемых животных, но и, главное, психики читателя, напряженно следящего за развитием событий, вначале нежно-лиричных, а потом все более драматичных и заканчивающихся зияющей черной бездной, подлинной трагедией.
- Последите по тексту, какими качествами наделены животные? (Белочка Флюра –насмешливая, веселая, ворон Крум- серьезный, строгий) Какое слово указывает на характер ворона (важно усевшись, неодобрительно качал головой).
- Что больше всего боится старый ворон. (человека с железной палкой, которая выпускает смерть)
- Итак, сравним мир животных и мир людей.
- Какими мы видим Хокаи Эки? (гордые великаны)
- Верят ли оно человеку и каким его представляют? (смелый, сильный, добрый)
- Когда происходит перелом в повествовании, как вы это почувствовали, найдите в тексте предложения, показывающие нарастание трагедии? (Наконец, позади оказалась и студеная зима … страшный враг- время настов)
- Что такое наст, почему он так опасен для животных?
- Для чего писатель ввел сцену боя с медведем? (Показать смелость, силу, мощь Хока.) Найдите в тексте предложения, подтверждающие эту мысль. (Таежный богатырь, несмотря на кровавые раны, был прекрасен)
- Почему вторая, драматическая часть начинается ночью? (Черная бездна)
- Почему идут по задворкам? (Знают, что совершают неправильный поступок, деревенские осудят, потому и прячутся)
- Словарная работа (юксы- охотничьи лыжи, подбитые мехом, не скользят назад)
- Какие детали текста говорят, что браконьеры несут смерть? (Долго еще ворчал Филипп под мертвый скрип охотничьих лыж. Первый намек на смерть)
- Природа живая, наступает новый день, какие слова подчеркивают, что жизнь будет продолжаться. (Торжественный час рождения нового дня)
- Но снег предательский и вот уже «Безжизненное тело лежит на окрававленном снегу». Чья жизнь так трагически закончилась?
- Когда Григорий остро почувствовал, что совершается тяжкое преступление? (Увидев забрызганное кровью лицо, Григорий с омерзением плюнул и поспешно отвернулся)
- Какие детали текста, слова говорят, что Григорий раскаивается? ( Григорий вздрогнул и весь сжался, сердце заныло…)
- Почему Гунявый «не торопясь» перезарядил ружье? (Понимал, что животные беззащитны перед ним. Можно ли это назвать расправой, почему?)
- Обратите внимание на глаза Эки ( С немым укором глядели на него влажные черные глаза) и найдите в тексте какие глаза у Гунявого (мутно-серые) Сделайте вывод, проанализируйте. (Глаза- зеркало души,
Душа мутная, серая). Создается впечатление, что подлый браконьер убил не животных, а мыслящих и чувствующих по-человечески существ.
- Зачем автор, описывая новорожденных лосят, использует уменьшительно-ласкательные суффиксы (крохотные желтенькие копытца) Маленькие, нежные, беззащитные.
- Чувствуется ли в этих словах отношение автора к животным. (Преступление в тайге -трепетный зов сердца, сердца человека, влюбленного в свой край, человека гуманного, чистого, который призывает: не только любуйтесь природой, но берегите ее, наше сокровище, наше богатство! Как вы считаете, почему тема нашего урока –Трепетный зов сердца?)
- Как вы думаете, Раскаялся ли Григорий? Почему вы это поняли? (Пусть судят обоих…)
- А Гунявый раскаялся? ( в рассказе – нет, на самом деле-да!)
Когда напечатали рассказ, к Жигжитову пришел разобиженный старик Касьяныч:
- Ты пошто зе то, Михаил, меня на вшю Бурятию ошлавил? Лучше бы так, паря, шкажал. А то в рашшказ.
- Да ведь там Филиппом Гунявым браконьера зовут, а не Касьянычем.
- Гунявым-то, Гунявым, а говорит у тебя он, как я «зырная», «укушила»,
«жмея» - не унимался Касьяныч.
- Да ведь то баргузинское наречие. Все вместо «з» - «ж» говорят, вместо «с» - «ш», доказывал Михаил Ильич.
- Уз што там наречья, - вздохнул Касьяныч. Не охотник больше я, штарым штал. Жря ходил вешной, когда узе наст. Верно ты напишал: жверя надо заалеть. Не пойду больше! Бердану дазе продал. И браконьерство в Максимихе с тех пор прекратилось.
25. Давайте сделаем вывод: в чем заключается великая сила слова?
- Рефлексия, подведение итогов.
Заполнение карт самоанализа и самооценки.
Я узнал…
Я научился…
Я понял…
- Составление синквейна.
Хок и Эки
Благородные, смелые
Любят, помогают, защищают
Наделены человеческими качествами, вызывают восхищение, любовь.
- Домашнее сочинение «Певец Байкальского Подлеморья».
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты |
Организационный. | Приветствие, вступительное слово учителя о беседе писателя и милиционера Актуализация знаний. | Подготовка к уроку, учащиеся вступают в диалог с учителем, запись в тетрадь в тетрадь. | Готовность к уроку, Самодисциплина, Создание атмосферы урока, открытие темы. Личностные: развивать бережное отношение к природе, животным. художественный вкус учащихся. |
Фронтальная работа | Вопросы по рассказу «Преступление в тайге» | Теория литературы: повторяют изобразительно-выразительные средства языка. Наблюдают за словом автора, анализируют речь, характер, поступки главных героев рассказа и животных, делают выводы. | Познавательные: самостоятельно извлекать текстовую информацию. Предметные: - развивать умение определять тему и идею произведения; анализировать текст - находить и интерпретировать средства художественной изобразительности в произведении. коммуникативные: выступать перед аудиторией сверстников, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
|
Рефлексия и самооценива ние. | Учитель организует работу по анализу композиции рассказа., выявлению изобразительных средств, сравнению и обобщению | Ученики высказывают свое мнение. Вместе приходим к выводу, что великая сила слова сильнее любого наказания. Высказывают свое мнение об отношении людей к природе, животным. | Личностные: самоопределяться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними, развивать бережное отношение к природе, животным, уважение к своему народу, его традициям. |
Заполнение карт самоанализа и самооценки | Учитель предлагает заполнить карты, составить синквейн. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Оценивает работу на уроке. | Заполнение карт: Я узнал… Я научился… Я понял… | Умение анализировать, делать выводы, заключения. Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)
Презентация литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)
Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...
Вечер русского романса на тему: «Романса трепетные звуки»
«Романса трепетные звуки» – настоящий праздник романса.Романс... Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.Рома́нс в музыке (romance, от romanice, буквально — «...
Презентация к Вечеру русского романса на тему: "Романса трепетные звуки"
Презентация к Вечеру русского романса...
УРОКА ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКА»5 класс, 2 трим.,2 урок Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Тема: «Романса трепетные звуки».
Цель:Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста Задача:1. Воспитательная - формирование любви к музыке русского романса.2. Образовате...
открытый урок "Романса трепетные звуки"
Урок музыки в 6 классе, по программе Критской....
Урок музыки в 5 классе по программе Алеева "Романса трепетные звуки"
Использованна технология критического мышления....