Трепетный зов сердца
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Федотова Ирина Анатольевна

Урок литературы по рассказу М.И. Жигжитова «Преступление в тайге»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_rasskazu_m._zhigzhitova_s_tehn.kartoy.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по рассказу М.И. Жигжитова «Преступление в тайге»

Тема: Трепетный зов сердца.

Цели:

  1. Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли; оценивать поступки героев, делать выводы;  обогащать словарный запас.
  2. Развивающие: развивать устную речь учащихся, навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения  героев произведений; развивать умение обобщать изученное.
  3. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к природе, животным.

Методы: репродуктивный, проблемное изложение (побуждающий, подводящий к  диалогу), метод самостоятельной работы с текстом.

 Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный блиц-опрос, художественный пересказ, синквейн.

Средства обучения: компьютер, презентация, текст произведения, иллюстрации к произведению,  наглядный материал ( книги, детские рисунки)

Ход урока:

 

  1.  Слово учителя.

Однажды  участковый милиционер пожаловался Жигжитову:

- Замучили, Михаил, браконьеры. Бьют лося по настам и только. Помог бы хоть узнать, кто браконьерит.

- Это вроде как шпионить  за охотниками? Нет, брат, лучше я напишу рассказ,- ответил Михаил Ильич.

Его  давно  возмущало, что иные охотники гоняют сохатого по насту, когда тот беспомощен на твердой снежной корке, а главное, бьют лосей когда они готовятся принести потомство.

И вот Жигжитов написал рассказ. Написал проникновенно. И назвал «Преступление в тайге»

         

  1. Фронтальная беседа по тексту.
  1. Как можно прокомментировать название рассказа «Преступление в тайге?» Что такое преступление и почему произошедшее в тайге можно назвать преступлением?
  2. Для чего автор наделил животных человеческим качествами? Как называется такой прием в литературе? (Олицетворение). Вспомним, что такое олицетворение? (Михаил Жигжитов наделяет человеческими чувствами и даже человеческой речью двух лосей и других животных). Делается это так  искусно, с таким отличительным пониманием психики не только описываемых  животных, но и, главное, психики читателя, напряженно следящего за  развитием событий, вначале нежно-лиричных, а потом все более драматичных и заканчивающихся зияющей черной бездной, подлинной трагедией.
  3. Последите по тексту, какими качествами наделены животные? (Белочка Флюра –насмешливая, веселая, ворон Крум- серьезный, строгий) Какое слово указывает на характер ворона (важно усевшись, неодобрительно качал головой).
  4. Что больше всего боится старый  ворон. (человека с железной палкой, которая выпускает смерть)
  5. Итак, сравним мир животных и мир людей.
  6. Какими мы видим Хокаи Эки? (гордые великаны)
  7. Верят ли оно человеку и каким его представляют? (смелый, сильный, добрый)
  8.  Когда  происходит перелом в повествовании, как вы это почувствовали, найдите в тексте  предложения, показывающие нарастание трагедии? (Наконец, позади оказалась и студеная зима … страшный враг- время настов)
  9. Что такое наст, почему он так опасен для животных?
  10. Для чего писатель ввел сцену  боя с медведем? (Показать смелость, силу, мощь Хока.) Найдите в тексте  предложения, подтверждающие эту мысль. (Таежный богатырь, несмотря на кровавые раны, был  прекрасен)
  11. Почему вторая, драматическая часть начинается ночью? (Черная бездна)
  12. Почему идут по задворкам? (Знают, что совершают неправильный поступок, деревенские осудят, потому и прячутся)
  13. Словарная работа (юксы- охотничьи лыжи, подбитые мехом, не скользят назад)
  14. Какие детали текста говорят, что браконьеры несут смерть? (Долго еще ворчал  Филипп  под мертвый скрип  охотничьих лыж. Первый намек на смерть)
  15. Природа живая, наступает новый день, какие слова подчеркивают, что жизнь будет продолжаться. (Торжественный час рождения нового дня)
  16. Но  снег предательский  и вот уже «Безжизненное тело лежит на окрававленном снегу». Чья жизнь так  трагически закончилась?
  17. Когда Григорий остро почувствовал, что совершается тяжкое преступление? (Увидев забрызганное кровью лицо, Григорий с омерзением плюнул и поспешно отвернулся)
  18. Какие детали текста, слова говорят, что Григорий раскаивается? ( Григорий вздрогнул и весь сжался, сердце заныло…)
  19.  Почему Гунявый  «не торопясь» перезарядил ружье?  (Понимал, что животные беззащитны перед ним. Можно ли это назвать расправой, почему?)
  20. Обратите внимание на глаза Эки ( С немым укором глядели на него влажные черные глаза) и найдите в тексте какие глаза  у Гунявого (мутно-серые) Сделайте вывод, проанализируйте. (Глаза- зеркало души,

Душа мутная, серая). Создается впечатление, что подлый браконьер убил  не животных, а мыслящих и чувствующих по-человечески существ.

  1. Зачем автор, описывая новорожденных лосят, использует уменьшительно-ласкательные суффиксы (крохотные желтенькие копытца) Маленькие, нежные, беззащитные.
  2.  Чувствуется ли в этих словах отношение автора к животным. (Преступление в тайге -трепетный зов сердца, сердца человека, влюбленного в свой край, человека гуманного, чистого, который призывает: не только любуйтесь природой, но берегите ее, наше сокровище, наше богатство! Как вы считаете, почему тема нашего урока –Трепетный зов сердца?)
  3. Как вы думаете, Раскаялся ли Григорий? Почему вы это поняли? (Пусть судят обоих…)
  4. А Гунявый  раскаялся? ( в рассказе – нет, на самом деле-да!)

Когда напечатали рассказ, к Жигжитову  пришел разобиженный старик Касьяныч:

- Ты пошто зе то, Михаил, меня на вшю Бурятию ошлавил? Лучше бы так, паря, шкажал. А  то в рашшказ.

- Да ведь там Филиппом Гунявым браконьера зовут, а не Касьянычем.

- Гунявым-то, Гунявым, а говорит у тебя он, как я «зырная», «укушила»,

«жмея» - не унимался Касьяныч.

- Да ведь то баргузинское наречие. Все вместо «з» - «ж» говорят, вместо «с» - «ш», доказывал  Михаил Ильич.

- Уз што там наречья, - вздохнул Касьяныч. Не охотник больше я, штарым штал. Жря ходил вешной, когда узе наст. Верно ты напишал: жверя надо заалеть. Не пойду больше!  Бердану дазе продал.  И браконьерство в Максимихе с тех пор прекратилось.

             25. Давайте сделаем вывод: в чем заключается великая сила слова?

  1.    Рефлексия, подведение итогов.

Заполнение карт самоанализа и самооценки.

Я узнал…

Я научился…

Я понял…

  1.    Составление синквейна.

Хок и Эки

Благородные, смелые

Любят, помогают, защищают

Наделены человеческими качествами, вызывают восхищение, любовь.

  1. Домашнее сочинение «Певец Байкальского Подлеморья».

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

Организационный.

Приветствие,  вступительное слово учителя о беседе писателя и милиционера Актуализация знаний.

Подготовка  к уроку, учащиеся вступают в диалог с учителем,   запись в тетрадь  в тетрадь.

Готовность к уроку,

Самодисциплина,

Создание атмосферы урока, открытие темы.

Личностные: развивать бережное отношение к природе,  животным.

художественный вкус учащихся.

Фронтальная работа

 Вопросы по рассказу «Преступление в тайге»

 Теория литературы: повторяют изобразительно-выразительные средства языка. Наблюдают за  словом автора, анализируют речь, характер, поступки главных  героев рассказа и животных, делают выводы.

 Познавательные:

самостоятельно   извлекать текстовую информацию.

Предметные: 

- развивать умение определять тему и идею произведения; анализировать   текст

- находить и интерпретировать средства художественной изобразительности в    произведении.

  коммуникативные:

 выступать перед аудиторией сверстников,  формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

 

Рефлексия и самооценива

ние.

   Учитель  организует работу по анализу композиции рассказа., выявлению изобразительных средств, сравнению и обобщению

Ученики высказывают свое мнение. Вместе приходим к выводу, что великая сила слова сильнее любого наказания.  Высказывают свое мнение об отношении людей  к природе,  животным.

Личностные: самоопределяться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними, развивать бережное отношение к природе, животным,  уважение  к своему народу, его традициям.

Заполнение карт самоанализа и самооценки

Учитель предлагает заполнить карты, составить синквейн. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Оценивает работу на уроке.

Заполнение карт:

Я узнал…

Я научился…

Я понял…

Умение анализировать, делать выводы, заключения. Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Презентация литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

Вечер русского романса на тему: «Романса трепетные звуки»

«Романса трепетные звуки» – настоящий праздник романса.Романс... Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.Рома́нс в музыке (romance, от romanice, буквально — «...

УРОКА ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКА»5 класс, 2 трим.,2 урок Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Тема: «Романса трепетные звуки».

Цель:Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста Задача:1. Воспитательная   - формирование  любви  к  музыке русского романса.2. Образовате...

открытый урок "Романса трепетные звуки"

Урок  музыки в 6 классе, по программе  Критской....

Урок музыки в 5 классе по программе Алеева "Романса трепетные звуки"

Использованна технология критического мышления....