Методическая разработка по русскому языку "Слово в лексической системе языка"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по русскому языку с обучающимися I курса по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика.
Тема методической работы относится к разделу "Лексика и фразеология".
В рабочей программе на нее отведено два часа. В данной методической разработке повторяются теоретические сведения о лексике; совершенствуются навыки правописания; закрепляются навыки аналитической работы со словом как частью речи. В разработке составлены контрольные вопросы, система упражнений и практических заданий, приведены обобщающие таблицы, включены творческие задания.
Данная система упражнений и заданий направлена на то, чтобы добиться от обучающихся полного понимания теоретических данных и умения использовать эти данные как в устной, так и в письменной речи.
Особое место занимает рассмотрение возможных речевых ошибок (в ударении, произношении, словоупотреблении), разработаны специальные упражнения, нацеленные на их предупреждение.
Выполнение заданий, предлагаемых в данной методичке, поможет обучающимся повысить речевую культуру и улучшить грамотность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 111.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 1»
(ГБПОУ ДЗМ «МК №1»)
Филиал №1
Методическая разработка
по русскому языку и литературе
для студентов 1 курса по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика
МОСКВА
2017
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности:
31.02.03 «Лабораторная диагностика»
РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДЕНО |
Протокол заседания предметной цикловой комиссии №1 | Протокол заседания Методического совета |
от № | от № |
Разработчики:
ГБПОУ ДЗМ МК № 1 преподаватель И.А. Каргинова___
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Рецензент:
________________ ____________________ _______________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Пояснительная записка |
Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по русскому языку с обучающимися I курса по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика.
Тема методической работы относится к разделу "Лексика и фразеология".
В рабочей программе на нее отведено два часа. В данной методической разработке повторяются теоретические сведения о лексике; совершенствуются навыки правописания; закрепляются навыки аналитической работы со словом как частью речи. В разработке составлены контрольные вопросы, система упражнений и практических заданий, приведены обобщающие таблицы, включены творческие задания.
Данная система упражнений и заданий направлена на то, чтобы добиться от обучающихся полного понимания теоретических данных и умения использовать эти данные как в устной, так и в письменной речи.
Особое место занимает рассмотрение возможных речевых ошибок (в ударении, произношении, словоупотреблении), разработаны специальные упражнения, нацеленные на их предупреждение.
Выполнение заданий, предлагаемых в данной методичке, поможет обучающимся повысить речевую культуру и улучшить грамотность.
Содержание методической разработки |
№ | раздел | стр |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Методический блок | 5 |
3 | Информационный блок | 12 |
4 | Литература | 29 |
5 | Приложения | 31 |
Методические рекомендации по проведению занятия |
- Придите в кабинет, где будет проходить занятие, за 2-3 минуты до его начала.
- Осмотрите кабинет, убедитесь, что все готово к занятию: каково санитарное состояние кабинета, красиво ли расставлена мебель, чиста ли доска, на месте ли наглядные пособия? Не превращайте этот элемент занятия в пустую формальность.
- Старайтесь показать студентам красоту и привлекательность организационного начала занятия.
- Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале. Это можно сделать до занятия.
- Начинайте занятие энергично. Не задавайте обучающимся вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?». Это приучит студентов к мысли, что невыполнение домашнего задания – дело неизбежное. Сделайте так, чтобы каждый студент с начала занятия и до его конца был занят делом, не остался без работы.
- Увлекайте студентов интересным содержанием материала, следите, все ли обучающиеся способны работать в заданном темпе, помогите слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю группу. Особенно следите за теми, у кого неустойчивое внимание, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
- Обращайтесь немного чаще с вопросами к тем студентам, которые могут заняться посторонним делом.
- Не допускайте вопросов студентам, требующих хоровых ответов.
- Мотивируя оценки, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер, дайте указания студенту, над чем ему надо работать на занятии или после занятия. Проверьте, понял ли он ваши указания; проверьте, как они будут выполнены. Это приучит к дисциплинированному труду. Студент будет привыкать к тому, что указания преподавателя надо выполнять обязательно.
- Объективно оценивайте знания студента. Прекращайте занятие со звонком. Продолжение занятия на перемене недопустимо. Это приводит к неоправданному утомлению детей и нарушению дисциплины.
- Держите на занятии себя с достоинством, серьезно, не допускайте ненужных шуток и острот.
- Ведите себя спокойно, не нервничайте, не возбуждайте группу резкими замечаниями или окриками. Для поддержания дисциплины отдельных обучающихся достаточно пристального взгляда преподавателя или спокойного замечания без раздражения и без повышения голоса. Помните, лучшее замечание студенту – это замечание без слов: недоуменный или удивленный взгляд, пауза в рассказе.
- Во время занятия стойте лицом к группе, чтобы студенты видели и осознавали, что они всегда находятся под наблюдением преподавателя. Это обеспечивает необходимый деловой контакт между преподавателем и группой.
- Не делайте общих замечаний, на них никто, как правило, не реагирует. Замечания должны быть адресованы конкретным нарушителям дисциплины. Не делайте частых замечаний, к ним обучающиеся адаптируются. Лучше смените вид деятельности на занятии, например, дайте какое-нибудь самостоятельное задание, а в это время скорректируйте свою дальнейшую работу на занятии.
- Не допускайте неловких и смешных поз, не расхаживайте непрерывно перед группой, не поворачивайтесь спиной к группе, когда пользуетесь доской или наглядным пособием.
- Излагая содержание материала, не отводите своего взгляда в сторону, а внимательно смотрите на студентов, наблюдая за их работой и поведением.
- Ведите преподавание культурно – всегда пользуйтесь указкой, не стирайте с доски мел рукой и следите за тем, чтобы студенты тоже не вытирали доску руками. Своим поведением и внешним видом преподаватель должен служить примером для студентов. Будьте всегда опрятны, скромно и строго одеты.
- Не допускайте фамильярности во взаимоотношениях со студентами, стремитесь к установлению взаимоотношений, основанных на доверии и уважении.
- Следите за своими действиями и старайтесь не допускать ошибок, а если сделали ошибку, то не стыдитесь сознаться в этом и немедленно исправьте ее.
- Не оставляйте без реагирования ни одного нарушения дисциплины. Продуманно подходите к выбору и принятию мер по каждому проступку студента с учетом характера нарушения, обстоятельств, его породивших, и индивидуальных особенностей. Нельзя делать замечания безразличным тоном или небрежно.
- Умейте придавать голосу нужные интонации.
- Занятие длится 90 минут и требует от преподавателя большого нервного напряжения в течение всего времени. В связи с этим, необходимо предусмотреть на занятии небольшие паузы, позволяющие преподавателю сосредоточиться на дальнейших этапах занятия. Но на занятие пауза для преподавателя может быть только в период самостоятельной работы обучающихся. Поэтому желательно такие задания предусматривать.
- Для укрепления дисциплины желательно продумывать задания студентам, заставляющие их «браться за ручку» и делать записи в тетрадях. В эти моменты обучающийся сосредотачивает внимание на содержании занятия.
Мотивация занятия |
Главная цель проведения данного занятия – подготовка обучающихся к успешной сдаче экзамена по русскому языку и литературе.
Формы работы на занятии: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в группе, индивидуальная работа.
Методы: наглядный, словесный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.
На занятии реализуются принципы: доступности, наглядности, научности.
Данный материал имеет не только орфографическое значение, но и обладает стилистической значимостью. Обучающиеся часто допускают ошибки в употреблении того или иного окончания в разных частях речи. Причина этого заключается в незнании правил, в речевой небрежности. Поэтому требуется сделать особый акцент именно на этой стороне учебного материала.
Межпредметные связи: литература, история.
Предлагаемые на занятии задания направлены на обогащение словарного запаса и развитие речи обучающихся.
Творческое задание для работы в группах предполагает дальнейшее развитие навыков выразительной, образной речи и грамотного письма.
Для развития познавательного интереса обучающимся предложены творческие задания. Для развития навыков контроля и самоконтроля обучающим предлагаются задания последующей проверкой и самопроверкой и задания по редактированию текстов предложений.
В течение занятия используется компьютерная презентация.
Средства активизации: живое слово преподавателя, практическая работа, творческие задания, самостоятельная работа, дифференцированные задания, ТСО
Занятие рассчитано на обучающихся со средним темпом работы.
После изучения темы «Слово в лексической системе языка» обучающие должны знать:
1. лексическое значение слов, а также определение таких языковых понятий, как омонимы, омографы, орфоэпия, лексика;
2. орфоэпические нормы;
3. определение таких понятий, как синимы, паронимы, антонимы;
4. понятия: «синквейн», антонимы, синонимы, паронимы;
5. особенности выполнения письменного домашнего задания согласно предлагаемой целеустановке.
Должны уметь:
1. применять навыки постановки ударения в словах, опираясь на орфоэпические правила;
делать морфологический разбор имен существительных;
2. правильно определять ударение;
3. ясно и четко излагать свою позицию;
4. составлять «синквейн», определять верное лексическое значение слов, распознавать сферу употребления слов, уметь составлять устойчивые сочетания;
5. анализировать собственную деятельность.
Будут иметь опыт:
1. в изложении своих мыслей;
2. в развитии способностей отвечать на проблемные вопросы, аргументировать ответы.
Оборудование |
1. Мультимедийный проектор
2. Компьютер
3. Карточки для индивидуальной работы с обучающимися
4.Записи на доске
Структура занятия |
Этапы занятия | Обучающие задачи | Развивающие задачи | Воспитательные задачи | |
1 | Организационный момент | |||
2 | Постановка цели | + | + | |
3 | Актуализация знаний | + | + | |
4 | Виды работы: | |||
1)проверка знаний теории | + | + | ||
2) практическая работа | + | + | ||
3) работа в группах | + | + | + | |
4) индивидуальная работа | + | + | + | |
5) работа с карточками | + | + | + | |
5 | Подведение итогов | + | + | |
6 | Задание на дом | + | ||
7 | Оценка эмоционального состояния обучающихся на занятии | + |
Хронокарта |
№ | Содержание | Время (мин) |
1. | Оргмомент | 3 |
2. | Фронтальный опрос | 5 |
3. | Сообщение | 10 |
4. | Словарный диктант | 5 |
5. | Выполнение упражнения | 15 |
5. | Творческое задание | 5 |
6. | Работа по карточкам | 7 |
7. | Работа с текстом | 20 |
8. | Тест | 7 |
9. | Закрепление материала | 10 |
10. | Задание на дом. Итоги занятия | 3 |
ИТОГО | 90 |
Цель методическая: создание условий для формирования умений переноса теоретических знаний и умений в новые ситуации
Цели занятия:
- Систематизировать знания студентов о лексике русского языка;
- развивать познавательные интересы и навыки аналитико-синтетической работы студентов путем формирования умений работать в коллективе и команде, взаимодействовать с партнерами.
- Воспитывать интерес и любовь к русскому языку
Методы: репродуктивный, продуктивный, эвристический.
Внутрипредметные связи: темы разделов «Орфоэпия», «Грамматика», «Фонетика».
Задачи:
Обучающая:
- формирование умения отличать лексику в системе языка, задавать вопрос, определять средства связи;
- формирование орфографических и пунктуационных навыков.
Развивающая: - развитие навыков монологической речи;
- развитие умения формулировать и аргументировано отвечать на вопросы.
Воспитательная: - содействие формированию интереса к русскому языку.
Тип занятия: занятие обобщения и систематизации знаний.
Ход занятия
Оргмомент
Объявление цели занятия
I. Словарный диктант
Варьировать, лосьон, въявь, объявление, обязанность, трехэтажный, четырёхъярусный, сэкономить, сверхизысканный, сверхъестественный, безыдейный, объесть, обед, двуязычный, двухэтажный, предъюбилейный, объехал полгорода, ровесники, сверстники, съел пол-лимона, отточенный сине-красный карандаш, отрежьте пол-огурчика, девятибалльный шторм.
II. Слово в лексической системе языка
Беседа с обучающимися:
- Какую единицу языка изучает раздел «Лексика?» (слово).
-Что такое слово? (звук или сочетание звуков, имеющее определенное ЛЗ и ГЗ)
- Сколько значений имеет слово? (Два – ЛЗ и ГЗ)
- Что такое лексическое значение слова и как его определить?
Слово многогранно: его можно рассматривать с разных сторон. Слово звучит – его звуковой состав изучает фонетика, морфемика изучает морфемный состав языка, в морфологии слово представлено как часть речи, в синтаксисе выясняется роль слова в построении синтаксических единиц- СС и предложений. Лексическое значение слова на самом деле не так-то легко определить. Над этой проблемой думают еще с античных времен. Мы понимаем ЛЗ как главный смысл, его содержание, понятное всем носителям языка.
- Каковы функции слов в языке? (назывная функция – слово что-либо обозначает: предмет, действие, признак, состояние, явление, число или указания на них). Служебная функция – слова связаны в сс и предложении. Эмоциональная – слова выражают не только понятия, но и чувства.
- Какие способы объяснения, толкования ЛЗ слов вы знаете?
Комментарии:
Подбор близких по лексическому значению слов (синонимов): барханы- материковые дюны, холмы; пунктуальный – точный;
краткое описание: веер - небольшое ручное, обычно складное, опахало, в развернутом виде имеющее форму полукруга;
подбор однокоренных слов, поясняющих значение: вкось- в косом направлении, наискось;
подбор слов с противоположным значением (антонимов): живой – мертвый;
визуальный образ (рисунок или фотография).
- В каких словарях можно найти объяснение лексического значения слов? (толковых).
- Чем отличаются однозначные и многозначные слова? (ответ в терминах).
- Что такое прямое и переносное значение слова? (главное, основное значение слова это прямое значение. переносное значение вторичное, связанное с прямым по смыслу и возникшее на его основе)..
ЗАПОМНИТЕ:
Переносы наименований происходят:
1) по сходству формы, цвета, внутренних свойств, качеств: кисть руки - кисть художника, твердая земля – твердое слово.
2) по функции: горит костер – горит лампочка, крыло птицы – крыло самолета.
3) по смежности временной, пространственной, логической: вкусное блюдо - фарфоровое блюдо, читать книгу – читать Пушкина.
4) по соотношению части и целого: несколько голов скота, засыпает Астана;
5) по сближению эмоционального характера: куча песка – куча дел.
- Какую роль в языке играют переносные значения? (переносные значения обогащают язык, делают его ярким, образным, служат для создания средств художественной выразительности. на основе переносного значения создаются метафоры, олицетворения, эпитеты, метонимия, синекдоха.
Устная работа.
А)
Определите средства художественной выразительности, основанные на переносных значениях слов.
- звезда экрана (метафора, по сходству качеств);
- бархатная шерстка (эпитет, по сходству с материалом);
- метель поет (олицетворение, по функции);
- съешь еще ложечку (метонимия, по смежности содержимого и предмета);
- море слез (гипербола);
- слушать Шопена (метонимия, по смежности автора и произведения);
- вернусь к родному очагу (синекдоха, по соотношению части и целого).
Б)
Отметьте правильный ответ словосочетания.
1. а) обратный билет
б) обратимый билет
2. а) слова осуждения
б) слова обсуждения
3. а) человечное достоинство
б) человеческое достоинство
4. а) абонент не отвечает
б) абонемент не отвечает
Проверка. Ответы. 1. а; 2. а; 3. б; 4. а.
- Как называются данные слова?
Смешение паронимов.
Паронимами называются слова, близкие по звучанию, но разные по значению, например: ароматный - ароматический, банковый - банковский, встать - стать, значение - значимость, надеть - одеть, оплатить - уплатить, освоить - усвоить; эскалатор - экскаватор. Ошибочным является употребление одного слова вместо другого: одеть пальто (надо: надеть пальто), существо проблемы (надо: сущность проблемы), оплатить штраф (надо: уплатить штраф).
Работа с теоретическим материалом
Актуализация знаний. Мы будем говорить о красоте и богатстве русского языка, который способен передать мельчайшие оттенки наших мыслей и чувств, все многообразие меняющегося на глазах мира. Однако начну разговор с горького, но правдивого стихотворения Вадима Сергеевича Шефнера «Устная речь».
Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
- Согласны ли вы с мнением автора?
- Для чего нужны слова?
- В чем причина того, что гаснет... разговорная краса?
- Нужно ли возрождать речи русской чудеса?
- Какой из разделов лингвистики изучает слова? Слово – это сочетание звуков, выражающее определенное понятие и выполняющее несколько функций.
Тренировочные упражнения:
Объясните, за счёт чего создаётся комический эффект в предложениях приведённых ниже.
1. Сегодня зоопарк проводит день открытых дверей.
2. Каждый стреляющий, попавший в цель, получает пулю.
3. Где здесь натуральная контора? Мне надо с ребёнка копию снять!
4. Капитанша рассказала, что Швабрин был переведён сюда за самоубийство.
5. Старинные часы она заложила в амбар.
6. - Дорогая невеста! Заботьтесь о муже! Думайте прежде всего о нем о его благе, а потом уже - о другом.
7. Тренер получил от команды прекрасный подарок пять голов!
8. Одно из самых сильных впечатлений детства экскаватор в московском метро.
Тавтология и плеоназм.
Тавтология - повторение в предложении однокоренных слов, например: рабочие объединились воедино; следует отметить следующие недостатки. Плеоназм - многословие, речевая избыточность, повторение одних и тех же понятий, например: дорога каждая минута времени (слово времени является лишним, так как минута связана с понятием времени); народный фольклор (лишнее слово - народный, так как фольклор и есть народное творчество); сервисное обслуживание (сервис переводится как обслуживание).
Укажите в предложениях плеоназм и тавтологию.
1. Лиственные леса занимают меньшую площадь, покрытую лесом.
2. Лес - это чистый воздух, собиратель влаги, животворный источник всего живого.
3. Чтобы закрепить изученный материал, необходимо при изучении последующих тем выполнять упражнения на повторение.
4. Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе.
5. Гостям города были вручены памятные сувениры.
6. На предприятии нет свободных вакансий.
7. В мае месяце прошлого года прошла научная конференция.
8. Архитекторы и проектировщики долго работали над проектом этого здания.
9. С искренней любовью изображает автор образ своей любимой героини.
10. Через неделю состоится первая премьера оперы.
11. Выпускники училища трудоустроены на работу.
Словарный состав современного русского языка прошел длительный путь становления. Наша лексика состоит не только из исконно русских слов, но и из слов, заимствованных из других языков. Иноязычные источники пополняли и обогащали русский язык на протяжении всего процесса его исторического развития. Одни заимствования были сделаны еще в древности, другие - сравнительно недавно. Новые слова вливались в русский язык из других языков в результате экономический, политических и культурных связен русского народа с другими народами.
Состав русской лексики с точки зрения ее происхождения можно схематично представить в таблице.
Лексика современного русского языка
Исконно русские слова:
| Заимствованные:
скандинавские, тюркские, латинские, греческие, немецкие, французские, английские и др. | Индоевропеизмы- слова, сохранившиеся от эпохи индоевропейского языкового единства. Обозначают растения, животных, минералы, орудия труда, виды родства: дуб, лосось, волк, медь, мать, сын, луна, вода и др. | Общеславянская лексика Унаследованная нашим языком из общеславянского языка. Это конкретные существительные: голова, горло, сердце, ладонь, поле, сосед, лес, клен, свинья, нож, гость,вина, воля, корова и др. Глаголы: винить, слышать, расти, врать. Прилагательные: добрый, молодой, старый, мудрый. Местоимения: я, ты, мы,вы Восточнославянская лексика (древнерусская), которая развивалась на базе языка восточных славян. Названия животных: собака, белка, снегирь. Наименование орудий труда: топор, клинок. Предметы домашнего обихода: сапог, ковш, ларец, рубль. Профессии: плотник, повар, сапожник, мельник. Поселения: деревня, слобода. | Собственно русская лексика сформировалась после 14 века. Слова имеют производную основу: каменщик, листовка, раздевалка. Относятся слова с иноязычными суффиксами, прошедшие путь русского словообразования и обросшие русскими суффиксами, приставками: линейка, чайник, партийность; Слова со сложной основой: радиоузел, паровоз. Множество сложносокращенных слов: МХАТ, леспромхоз, стенгазета, РК |
III. Групповая работа по карточкам (группа делится на 5 подгрупп)
Карточка 1
Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.
1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию. 2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма. 3. Вокруг была кромешная темнота. 4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом. 5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. 6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего. 7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура. 8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности. 10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.
Карточка 2
Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.
1. Он учился в музыкальной консерватории. 2. Состоялся обмен имеющимся опытом. 3. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее. 4. Эрмитаж – ценнейшая сокровищница культуры. 5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 6. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго. 7. Пожар способствует ожогам. 8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак. 9. Вы можете задать интересующие вас вопросы. 10. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу.
Карточка 3
Найдите избыточные словосочетания.
Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.
Карточка 4
Замените одним словом.
Зарубить на носу, себе на уме, куры не клюют, вилять хвостом, наложить вето, намылить шею, пальчики оближешь, развесить уши, обвести вокруг пальца, прикусить язык.
Карточка 5
Найдите в предложенных текстах ошибки и исправьте их.
- Ткнул пальцами в небо.
- Сосед из него все жилы сосет
- Анатомия имеет важную роль в подготовке медицинского работника.
- Ну и пусть едет, скатерть ему на дорогу.
- Эта проблема гроша выеденного не стоит.
- Наши родители работали не покладая сил.
- На уроке он изложил главную суть книги.
- Маршрут движения автоколонны определяется заранее.
- Через час он выглядел ошпаренной курицей перед начальством.
- Картина вызывает жалкое настроение.
- Пациент отвечает на вопросы с виновным видом.
- Слово представляется декану.
- Больные гуляли в больничном саду по теневой стороне аллеи.
IY. Тест
Вариант I
- Продолжите определение, выбрав правильный ответ.
Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий …
А) строение слов и способы их образования. |
Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав. |
В) слово как часть речи. |
Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению. |
2. Установите соответствие. Каждой цифре может соответствовать несколько букв.
1. прямое значение слова | А) весёлый ребёнок |
2. переносное значение слова | Б) ветер воет |
В) быстрый олень | |
Г) горит костёр | |
Д) горит закат | |
Е) золотые руки | |
Ж) высокие горы |
3. Какими словами можно продолжить следующий синонимический ряд: безжалостный, бессердечный…
А) безжизненный, мёртвый | В) бесцеремонный, прямолинейный |
Б) безалаберный, безответственный | Г) беспощадный, жестокий |
4. В каком ряду слова являются диалектизмами?
А) глагол, грядущее, десница, зеница, изречь, лик, око, отрок, перст |
Б) перестройщики, силовики, планетолог, космохимик, ракетодром, микропроцессор |
В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хата |
Г) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин |
5. Замените выделенные словосочетания фразеологизмами. Поставьте рядом с фразеологизмами номер заменяемого словосочетания.
Встали очень рано (1) и отправились в путь.
Ученик дважды прочитал книгу от начала до конца (2).
«Запомни крепко-накрепко (3): каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.
Сын очень часто баловался, а мама на это не обращала внимания (4)
Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то некогда было (5).
От корки до корки - ____, руки не доходят - ____, ни свет ни заря - ____, зарубить себе на носу - ____, закрывать глаза на что-то - _____.
6. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их, записав под таблицей правильные варианты.
А) сбросить концы в воду | В) хоть глаз вырви |
Б) обвести вокруг носа | Г) не в своей кастрюле |
А: | В: |
Б: | Г: |
7. Выпишите из словаря три устаревших слова, три диалектных слова, три заимствованных слова (запишите).
8. Спишите предложения, заменив выделенные слова синонимами так, чтобы получился текст.
Поднялся сильный ветер и, и началась метель. С каждым новым порывом ветра метель (__________) усиливалась, и вот поднялась настоящая метель (___________). Проходило время, ветер не стихал, а только усиливался. Вместе с ветром усиливалась и метель (__________), превращаясь в настоящую метель (____________).
9. Подберите антонимы к прилагательным:
1) свежий хлеб _________________
2) свежий журнал ___________________
3) свежий ветер __________________
10. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:
1. Метко 2. Неожиданно 3. Тесно 4. Темно 5. Опытный | А. Как снег на голову Б. Держать язык за зубами В. Намять бока Г. Хоть глаз выколи Д. Не в бровь, а в глаз Е. Яблоку негде упасть Ж. Возносить до небес З. Стреляный воробей И. Водить вокруг пальца К. Рассеиваться как дым |
11. В каком примере выделенное слово имеет прямое значение?
1) мягкий свет
2) мягкий знак
3) мягкий мох
4) мягкий климат
12. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову «смелость».
1) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость
2) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный
3) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие
4) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость
13. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?
1) кот наплакал – вредно, глупо
2) с горем пополам – еле-еле, кое-как
3) поставить крест – креститься, унижать
4) водить за нос – заглушить, мешать
14. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.
1) стреляный воробей – опытный
2) обводить вокруг пальца – обманывать
3) с гулькин нос – много
4) яблоку негде упасть – тесно
15. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела: глаза, нос (минимум по 3 примера)
Вариант II
- Продолжите определение, выбрав правильный ответ.
Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий …
А) строение слов и способы их образования. |
Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав. |
В) слово как часть речи. |
Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению. |
2. Установите соответствие. Подберите к словам из левой колонки антонимы из правой колонки. Каждой цифре может соответствовать только одна буква.
1) аккуратный | А) безобразный |
2) трудиться | Б) неволя |
3) жизнерадостный | В) ослабить |
4) говорун | Г) небрежный |
5) свобода | Д) молчун |
6) усилить | Е) бездельничать |
7) красивый | Ж) угрюмый |
3. В каком ряду слова являются профессионализмами?
А) скальпель, мольберт, аккорд, гамма, зубило, акварель, шприц, наждак, стамеска |
Б) клёвый, крутой, наехать, телек, слинять, беспредел, балдеть, водила, колбаситься |
В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хата |
Г) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин |
4. Укажите слова с отрицательной эмоциональной окраской.
А) старичок | Г) хамство |
Б) сыночек | Д) обожать |
В) пустомеля | Е) физиономия |
5. Замените выделенные словосочетания фразеологизмами. Поставьте рядом с фразеологизмами номер заменяемого словосочетания.
Я понимаю, кого вы имеете в виду (1), когда говорите, что эта книга плохая.
Станция железной дороги находится совсем близко (2) отсюда.
У каждого человека есть слабое место (3).
Он тяжело дышал, потому что бежал очень быстро (4), чтобы сообщить сестре новость.
Серёжа и Толя всегда вместе всё делают, их невозможно разлучить (5).
Ахиллесова пята - _____, со всех ног - _____, водой не разлить - _____, бросить камешек в чей-либо огород - _____, подать рукой - _____.
6. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их, записав под таблицей правильные варианты.
А) душа в ноги ушла | В) вставлять спицы в колёса |
Б) мурашки по спине прыгают | Г) опустить нос |
А: | В: |
Б: | Г: |
7. Выпишите из словаря три неологизма, три жаргонизма (разговорных слова), три профессионализма.
8. Спишите предложения, заменив выделенные слова синонимами так, чтобы получился текст.
У нас большой двор. В детстве он казался большим (__________), но сейчас я вырос – то, что казалось большим ( __________), стало просто большим (____________), а то, что казалось большим (____________), стало обыкновенным.
9. Подберите антонимы к прилагательным:
1) лёгкий вопрос ______________
2) лёгкий рюкзак________________
3) лёгкий характер_______________
10. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:
1. Молчать 2. Хвалить 3. Обманывать 4. Бить 5. Исчезать | А. Как снег на голову Б. Держать язык за зубами В. Намять бока Г. Хоть глаз выколи Д. Не в бровь, а в глаз Е. Яблоку негде упасть Ж. Возносить до небес З. Стреляный воробей И. Водить вокруг пальца К. Рассеиваться как дым |
11. Какие пары слов не являются антонимами?
1) угрюмый – весёлый
2) гигант – карлик
3) робкий – смелый
4) скромный – хитрый
12. В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?
1) рукой подать – быстро, хорошо
2) язык проглотить – вредно, тихо
3) под шумок – громко, открыто
4) вавилонское столпотворение – суета, беспорядок
13. Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».
1) между двух огней
2) ни два ни полтора
3) как звёзд на небе
4) лежать мёртвым грузом
14. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?
1) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.
2) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
3) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.
4) Подруги перемывали косточки знакомым. За это я намылил голову кому следует.
15. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела: голова, ноги (минимум по 3 примера).
Y. Повторение пройденного
Минутки занимательности. «Перевертыши».
Узнай пословицу, подбирая контекстуальные антонимы (устная работа)
- Что такое антонимы? Приведите примеры.
1. Лысина – мужское безобразие. (Коса – девичья краса.)
2. Уйти от новой стиральной машины (Остаться у разбитого корыта)
3. Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь.)
4. Бык иногда пылинку потеряет. (Свинья всегда грязь найдет.)
5. Курица - кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ.)
6. У смелости затылок мал. (У страха глаза велики.)
Творческий диктант.
Закончить пословицу, используя явление – антонимия.
Подчеркнуть пары антонимов, объяснить пунктуацию, орфограммы.
1. Недруг поддакивает,…(а друг спорит).
2. Маленькое дело…(лучше большого безделья).
3. Умел ошибиться -…(умей и поправиться).
4. Добрая слава лежит, …(а худая – бежит)
5. Ученье – свет, (а неученье – тьма).
6. Язык длинный - …(ум короткий).
Тренировочное упражнение. «Узнай омоним»
1. Первые все мы в игре набираем.
Если их больше – в игре побеждаем.
Зренье вторые нам всем улучшают,
Летом от солнца глаза защищают. (очки)
2. Первое шумно из пушки стреляют,
Ну, а второе спортсмены метают.
Третье в скорлупке ореха найдете,
Если зубами его разгрызете. (ядро)
3. Первую находим, вычисляем,
Много формул для нее мы знаем.
На второй же митинги, парады.
Погулять по ней всегда мы рады. (площадь)
4. Первая в норке иль в щелке живет.
Кот ее выхода радостно ждет.
Дружит вторая с компьютером нашим,
Держат в руке ее Саши и Маши.
Ну, а под третью, коль что-то болит,
Градусник ставит всегда Айболит. (мышка)
5. Первая ярко на небе сверкает,
Дождь и грозу нам она предвещает.
А вот вторую в одежде найдете,
Быстро со скрипом ее застегнете. (молния).
- Как отличить омоним от многозначного слова? Приведите примеры.
(Хвост, крыло, стол, кнопка, ручка)
Орфографическая пятиминутка.
Подобрать проверочные слова к омофонам. Вставить пропущенные буквы.
Ст..рожил нашего города – ст..рожил склад
Вышк..лить ребенка – вышк..лить сосуд
Ум..лять о пощаде – ум..лять значение
Флаг разв..вается – ребенок разв..вается
Удариться оз..мь – взошла оз..мь
Осв..тить комнату – осв..тить храм
Скр..пя сердце – скр..пя зубами во сне
Терминологический диктант.
Преподаватель зачитывает определения, а обучающиеся записывают ответы.
- Содержание слова, его соотнесённость с предметом или явлением.
- Слова, связанные только с одним предметом, явлением, понятием.
- Служит для создания образных, выразительных средств языка.
- Слова, имеющие одинаковое звучание, написание и словоизменение, но не связанные по значению.
- Совпадение только одной формы слов.
- Слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению.
- Слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения.
- Приём нагнетения синонимов для достижения эффекта большей выразительности.
- В основе каких стилистических приёмов лежат антонимы?
Ответы: лексическое значение, однозначные слова, переносное значение, омонимы, омоформы, омофоны, синонимы, градация, антитеза и оксюморон
YI. Подведение итогов
- Мы провели кропотливую работу по разным направлениям. Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем.
Наша речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Я думаю, что цели урока достигнуты и очень хочу, чтобы слова поэта Ф. Васильева послужили вам добрым советом:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком в выси,
То медью траурной поет,
Покуда слово сам не взвесил,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И ядом радость отравить.
Им можно лед зимой расплавить,
И камень в крошку превратить.
Оно ограбит иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить.
Того, кто слушает тебя. (Ф. Васильев, перевод с удмуртского В. Соложина).
Домашнее задание: составить тестовые вопросы (15 по теме «Лексика», повторить фразеологизмы, фразеологические обороты).
- Греков В.Ф., Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2012.
- Гольцова Н.Г., Мищерина М. А. Русский язык. 10-11 класс. Книга для учителя. – М., 2013.
- Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2010.
- Комплексный словарь русского языка / Под ред. А. Н. Тихонова. – М., 2011.
- Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. – М., 2013.
- Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2012
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2010.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карточка 1
Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.
1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию. 2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма. 3. Вокруг была кромешная темнота. 4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом. 5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. 6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего. 7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура. 8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности. 10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.
Карточка 2
Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.
1. Он учился в музыкальной консерватории. 2. Состоялся обмен имеющимся опытом. 3. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее. 4. Эрмитаж – ценнейшая сокровищница культуры. 5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 6. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго. 7. Пожар способствует ожогам. 8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак. 9. Вы можете задать интересующие вас вопросы. 10. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу.
Карточка 3
Найдите избыточные словосочетания.
Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.
Карточка 4
Замените одним словом.
Зарубить на носу, себе на уме, куры не клюют, вилять хвостом, наложить вето, намылить шею, пальчики оближешь, развесить уши, обвести вокруг пальца, прикусить язык.
Карточка 5
Найдите в предложенных текстах ошибки и исправьте их.
Ткнул пальцами в небо.
Сосед из него все жилы сосет
Анатомия имеет важную роль в подготовке медицинского работника.
Ну и пусть едет, скатерть ему на дорогу.
Эта проблема гроша выеденного не стоит.
Наши родители работали не покладая сил.
На уроке он изложил главную суть книги.
Маршрут движения автоколонны определяется заранее.
Через час он выглядел ошпаренной курицей перед начальством.
Картина вызывает жалкое настроение.
Пациент отвечает на вопросы с виновным видом.
Слово представляется декану.
Больные гуляли в больничном саду по теневой стороне аллеи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Лексика современного русского языка
Исконно русские слова:
| Заимствованные:
скандинавские, тюркские, латинские, греческие, немецкие, французские, английские и др. | Индоевропеизмы- слова, сохранившиеся от эпохи индоевропейского языкового единства. Обозначают растения, животных, минералы, орудия труда, виды родства: дуб, лосось, волк, медь, мать, сын, луна, вода и др. | Общеславянская лексика Унаследованная нашим языком из общеславянского языка. Это конкретные существительные: голова, горло, сердце, ладонь, поле, сосед, лес, клен, свинья, нож, гость,вина, воля, корова и др. Глаголы: винить, слышать, расти, врать. Прилагательные: добрый, молодой, старый, мудрый. Местоимения: я, ты, мы,вы Восточнославянская лексика (древнерусская), которая развивалась на базе языка восточных славян. Названия животных: собака, белка, снегирь. Наименование орудий труда: топор, клинок. Предметы домашнего обихода: сапог, ковш, ларец, рубль. Профессии: плотник, повар, сапожник, мельник. Поселения: деревня, слобода. | Собственно русская лексика сформировалась после 14 века. Слова имеют производную основу: каменщик, листовка, раздевалка. Относятся слова с иноязычными суффиксами, прошедшие путь русского словообразования и обросшие русскими суффиксами, приставками: линейка, чайник, партийность; Слова со сложной основой: радиоузел, паровоз. Множество сложносокращенных слов: МХАТ, леспромхоз, стенгазета, РК |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Вариант I
- Продолжите определение, выбрав правильный ответ.
Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий …
А) строение слов и способы их образования. |
Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав. |
В) слово как часть речи. |
Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению. |
2. Установите соответствие. Каждой цифре может соответствовать несколько букв.
1. прямое значение слова | А) весёлый ребёнок |
2. переносное значение слова | Б) ветер воет |
В) быстрый олень | |
Г) горит костёр | |
Д) горит закат | |
Е) золотые руки | |
Ж) высокие горы |
3. Какими словами можно продолжить следующий синонимический ряд: безжалостный, бессердечный…
А) безжизненный, мёртвый | В) бесцеремонный, прямолинейный |
Б) безалаберный, безответственный | Г) беспощадный, жестокий |
4. В каком ряду слова являются диалектизмами?
А) глагол, грядущее, десница, зеница, изречь, лик, око, отрок, перст |
Б) перестройщики, силовики, планетолог, космохимик, ракетодром, микропроцессор |
В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хата |
Г) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин |
5. Замените выделенные словосочетания фразеологизмами. Поставьте рядом с фразеологизмами номер заменяемого словосочетания.
Встали очень рано (1) и отправились в путь.
Ученик дважды прочитал книгу от начала до конца (2).
«Запомни крепко-накрепко (3): каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.
Сын очень часто баловался, а мама на это не обращала внимания (4)
Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то некогда было (5).
От корки до корки - ____, руки не доходят - ____, ни свет ни заря - ____, зарубить себе на носу - ____, закрывать глаза на что-то - _____.
6. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их, записав под таблицей правильные варианты.
А) сбросить концы в воду | В) хоть глаз вырви |
Б) обвести вокруг носа | Г) не в своей кастрюле |
А: | В: |
Б: | Г: |
7. Выпишите из словаря три устаревших слова, три диалектных слова, три заимствованных слова (запишите).
8. Спишите предложения, заменив выделенные слова синонимами так, чтобы получился текст.
Поднялся сильный ветер и, и началась метель. С каждым новым порывом ветра метель (__________) усиливалась, и вот поднялась настоящая метель (___________). Проходило время, ветер не стихал, а только усиливался. Вместе с ветром усиливалась и метель (__________), превращаясь в настоящую метель (____________).
9. Подберите антонимы к прилагательным:
1) свежий хлеб _________________
2) свежий журнал ___________________
3) свежий ветер __________________
10. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:
1. Метко 2. Неожиданно 3. Тесно 4. Темно 5. Опытный | А. Как снег на голову Б. Держать язык за зубами В. Намять бока Г. Хоть глаз выколи Д. Не в бровь, а в глаз Е. Яблоку негде упасть Ж. Возносить до небес З. Стреляный воробей И. Водить вокруг пальца К. Рассеиваться как дым |
11. В каком примере выделенное слово имеет прямое значение?
1) мягкий свет
2) мягкий знак
3) мягкий мох
4) мягкий климат
12. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову «смелость».
1) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость
2) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный
3) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие
4) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость
13. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?
1) кот наплакал – вредно, глупо
2) с горем пополам – еле-еле, кое-как
3) поставить крест – креститься, унижать
4) водить за нос – заглушить, мешать
14. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.
1) стреляный воробей – опытный
2) обводить вокруг пальца – обманывать
3) с гулькин нос – много
4) яблоку негде упасть – тесно
15. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела: глаза, нос (минимум по 3 примера)
Вариант II
- Продолжите определение, выбрав правильный ответ.
Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий …
А) строение слов и способы их образования. |
Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав. |
В) слово как часть речи. |
Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению. |
2. Установите соответствие. Подберите к словам из левой колонки антонимы из правой колонки. Каждой цифре может соответствовать только одна буква.
1) аккуратный | А) безобразный |
2) трудиться | Б) неволя |
3) жизнерадостный | В) ослабить |
4) говорун | Г) небрежный |
5) свобода | Д) молчун |
6) усилить | Е) бездельничать |
7) красивый | Ж) угрюмый |
3. В каком ряду слова являются профессионализмами?
А) скальпель, мольберт, аккорд, гамма, зубило, акварель, шприц, наждак, стамеска |
Б) клёвый, крутой, наехать, телек, слинять, беспредел, балдеть, водила, колбаситься |
В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хата |
Г) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин |
4. Укажите слова с отрицательной эмоциональной окраской.
А) старичок | Г) хамство |
Б) сыночек | Д) обожать |
В) пустомеля | Е) физиономия |
5. Замените выделенные словосочетания фразеологизмами. Поставьте рядом с фразеологизмами номер заменяемого словосочетания.
Я понимаю, кого вы имеете в виду (1), когда говорите, что эта книга плохая.
Станция железной дороги находится совсем близко (2) отсюда.
У каждого человека есть слабое место (3).
Он тяжело дышал, потому что бежал очень быстро (4), чтобы сообщить сестре новость.
Серёжа и Толя всегда вместе всё делают, их невозможно разлучить (5).
Ахиллесова пята - _____, со всех ног - _____, водой не разлить - _____, бросить камешек в чей-либо огород - _____, подать рукой - _____.
6. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их, записав под таблицей правильные варианты.
А) душа в ноги ушла | В) вставлять спицы в колёса |
Б) мурашки по спине прыгают | Г) опустить нос |
А: | В: |
Б: | Г: |
7. Выпишите из словаря три неологизма, три жаргонизма (разговорных слова), три профессионализма.
8. Спишите предложения, заменив выделенные слова синонимами так, чтобы получился текст.
У нас большой двор. В детстве он казался большим (__________), но сейчас я вырос – то, что казалось большим ( __________), стало просто большим (____________), а то, что казалось большим (____________), стало обыкновенным.
9. Подберите антонимы к прилагательным:
1) лёгкий вопрос ______________
2) лёгкий рюкзак________________
3) лёгкий характер_______________
10. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:
1. Молчать 2. Хвалить 3. Обманывать 4. Бить 5. Исчезать | А. Как снег на голову Б. Держать язык за зубами В. Намять бока Г. Хоть глаз выколи Д. Не в бровь, а в глаз Е. Яблоку негде упасть Ж. Возносить до небес З. Стреляный воробей И. Водить вокруг пальца К. Рассеиваться как дым |
11. Какие пары слов не являются антонимами?
1) угрюмый – весёлый
2) гигант – карлик
3) робкий – смелый
4) скромный – хитрый
12. В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?
1) рукой подать – быстро, хорошо
2) язык проглотить – вредно, тихо
3) под шумок – громко, открыто
4) вавилонское столпотворение – суета, беспорядок
13. Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».
1) между двух огней
2) ни два ни полтора
3) как звёзд на небе
4) лежать мёртвым грузом
14. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?
1) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.
2) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
3) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.
4) Подруги перемывали косточки знакомым. За это я намылил голову кому следует.
15. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела: голова, ноги (минимум по 3 примера).
Ключ к тесту
Вариант I
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Б | 1) А, В, Г, Ж; 2) Б, Д, Е | Г | В | 1) ни свет ни заря; 2) от корки до корки; 3) зарубить себе на носу; 4) закрывать глаза на что-то; 5) руки не доходят. | А) спрятать концы в воду; Б) обвести вокруг пальца; В) хоть глаз коли; Г) не в своей тарелке. |
Вариант II
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Г | 1) Г; 2) Е; | А | В, Г, Е | 1) бросить камешек в чей-либо огород; 2) подать рукой; 3) ахиллесова пята; 4) со всех ног; 5) водой не разлить. | А) душа в пятки ушла; Б) мурашки по спине бегают; В) вставлять палки в колёса; Г) повесить нос. |
Критерии оценки
Вариант I
Максимальное количество баллов: 19+доп. баллы
Количество баллов | Оценка |
17-19 | «5» |
14-16 | «4» |
10-13 | «3» |
0-9 | «2» |
Вариант II
Максимальное количество баллов: 21+доп. баллы
Количество баллов | Оценка |
19-21 | «5» |
16-18 | «4» |
12-15 | «3» |
0-10 | «2» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Методическая разработка урока русского языка "Роль местоимений в предложении" 5 класс (образовательная система "Школа 2100")
Разработка урока русского языка...
Методическая разработка по русскому языку "Сокращение речевых ошибок обучающихся в процессе специально организованной лексической работы"
Раздел «Лексика» - один из самых интересных разделов русского языка, тем не менее, педагогическое сообщество беспокоит количество речевых ошибок, допускаемых выпускниками 9-х и 11-х классов при сдаче ...
Методическая разработка по русскому языку "Сокращение речевых ошибок обучающихся в процессе специально организованной лексической работы"
Раздел «Лексика» - один из самых интересных разделов русского языка, тем не менее, педагогическое сообщество беспокоит количество речевых ошибок, допускаемых выпускниками 9-х и 11-х классов при сдаче ...
Технологическая карта теоретического занятия по русскому языку"Слово в лексической системе языка"
Данное занятие по ОУД,01 Русский язык для студентов первого курса отделения "Сестринское дело". Раздел 2 "Лексика", первое теоретическое занятие ....
Конспект занятия по русскому языку "Слово в лексической системе языка"
Конспект урока к технологической карте, размещенной ранее....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по русскому языку для 7-го класса СИСТЕМА УРОКОВ ПО ТЕМЕ “ПРИЧАСТИЕ” (в условиях организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)
Система уроков “Причастие” разработана с учётом требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями, утвержденными приказом Министерства обра...
- Мне нравится (1)