Тема: Человек-язык-культура.
план-конспект урока на тему
Цели:1. Вместе с учащимися выработать подходы к пониманию духовного смысла русского языка, отражающего философию человеческого бытия.
2.Способствовать формированию представлений о возможностях языка на основе синтаксиса сложноподчиненного предложения.
3.Способствовать воспитанию культуры девятиклассников как необходимого условия при становлении человека высокой культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek-yazyk-kultura.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Человек-язык-культура.
Цели:1. Вместе с учащимися выработать подходы к пониманию духовного смысла русского языка, отражающего философию человеческого бытия.
2.Способствовать формированию представлений о возможностях языка на основе синтаксиса сложноподчиненного предложения.
3.Способствовать воспитанию культуры девятиклассников как необходимого условия при становлении человека высокой культуры.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Слово учителя.
Ребята, вы уже девятиклассники, и в этом году завершаете изучение основного курса русского языка. В основном изучена орфография, морфология, изучаете синтаксис, но ведь язык – это не набор орфографических правил, не части речи. Только тогда вы сможете по-настоящему оценить роль русского языка, когда поймёте его значение в нашей жизни. А этому будут способствовать обобщающие уроки миропонимания, один из которых мы проведём сегодня. Его тема: «Человек – язык – культура». (Запись темы урока)
Конечно, не определив лексическое значение этих слов очень трудно говорить об их взаимосвязи. Я попросила ребят подготовить сообщения о лексическом значении данных слов. Когда ребята будут читать словарную статью, попробуйте выделить ключевое слово в определениях.
Человек-живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
Язык- система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
Культура- совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.
На доске появляется запись:
Человек – язык - культура
Созидатель орудие достижения
3.Работа с высказыванием К.Ушинского.
По мнению К.Д.Ушинского, понятия человек – язык – культура неразрывно связаны. Сейчас я прочту фрагмент из статьи «Родное слово», написанной в 1861 году, а вы попробуйте выделить функцию языка, о которой идёт речь в статье.
« В языке одухотворяется весь народ и вся его родина… В сокровищницу родного языка складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости,- словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в слове…»
- Давайте попробуем определить основную мысль этого высказывания. Что говорится о языке? Что он отражает? (Отражает духовную жизнь)
Запись в схеме.
4.Ребята, сегодня место ответственного действия я представляю ученице… Она выступит с сообщением на тему «Русское слово и русский мир». Сообщение будет результатом исследования ученицы. Я попрошу вас послушать внимательно и подумать о том, какую функцию языка отмечает автор сообщения.
После прослушивания сообщения учащиеся приходят к выводу: является формой хранения знаний и средством их передачи.
Запись в таблицу.
5. Ребята, вы услышали историю слова «изба» в предыдущем выступлении, но ведь в русском языке практически все слова связаны с жизнью, являются отражением человеческого бытия.
Знаете ли вы что? (Выступления учащихся с сообщениями о происхождении слов: беседа, желудок, бездна и др.)
6. Слово учителя.
Русский мир, русская жизнь находит своё отражение в русском художественном слове, в русском синтаксисе. Если мы обратимся к истории синтаксиса, то узнаем, что он усложнялся постепенно. Сначала предложения были простыми, но жизнь двигалась вперёд, развивалась. Расширялись и усложнялись связи в жизни и в языке. Так постепенно появились сложные предложения, сложносочиненные, сложноподчиненные.
На уроках вы уже многое узнали. А сейчас я попрошу понаблюдать за ролью СПП в текстах.
7. Запись в тетрадях «Работа с текстом».
Работа в группах. Каждой группе предложен текст. Я прошу вас определить стиль текста, указать признаки, найти в тексте СПП, составить схемы, определить вид придаточных сделать вывод о роли СПП в текстах данного стиля.
1 группа- научный
2 группа- публицистический
3группа- художественный
4 группа- разговорный
5 группа – творческое задание: составить обращение к учащимся школы на тему «За чистоту русского, используя СПП)
8.Подведение итогов.
Сообщения групп. Кроме 5-ой группы. Результат их работы – сюрприз в конце урока.
Вывод в тетрадях.
Сложноподчиненные предложения используются в текстах различных стилей. Они помогают глубже раскрыть стиль явлений, обнаружить его связь с другими явлениями, ярко и эмоционально раскрыть образы, картины, изображаемые художником слова.
- А теперь давайте попробуем определить функции языка как орудия в текстах различных стилей.
(Помогает выразить мысли различными языковыми средствами)
Запись в схему.
9. Слово учителя
Итак, мы с вами определили основные функции языка в нашей жизни.
Созидатель с помощью языка как орудия, используя различные функции языка, стремиться к чему?
(Стать человеком высокой культуры)
Запись в схему.
Итоговая схема
Человек - язык – культура
Созидатель орудие достижения ----человек высокой культуры
Отражает является формой хранения помогает
духовную знаний и средством их передачи выразить
жизнь мысли
различными
средствами
10. Слово учителя.
Ребята, в настоящее время в связи со значительными изменениями условий функционирования языка актуальной становится проблема культуры речи. А ведь без этого нельзя быть человеком высокой культуры.
Расширился состав участников коммуникации, почти исчезла цензура, люди свободно выражают свои мысли, их речь непринужденна, изменился характер общения.
В этом много положительного, но есть и отрицательный момент: наблюдается резкое снижение культуры речи, нарушаются орфографические, грамматические нормы языка.
Свою обеспокоенность состоянием русского языка в настоящее время не без юмора выразил Е.Вестник в «Оде русскому языку».
Чтение учителем стихотворения.
После прочтения вопрос учащимся:
-Какова основная мысль стихотворения?
11.Слово учителя.
Мы, россияне, в первую очередь сами должны познать и почувствовать русский язык, ибо мы плохо им владеем, небрежно к нему относимся, а ведь мы и только мы несём ответственность за состояние родного языка, его дальнейшее развитие, обогащение, за его место в мире. И сегодня как никогда нам близки и понятны слова А.А.Ахматовой:
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
А сейчас сюрприз. Слово предоставляется 5 группе.
(Выступление 5 творческой группы с обращением к учащимся школы)
А теперь рефлексия.
- Чтобы стать человеком высокой культуры, я…
(Учащиеся пишут 2-3 минуты и зачитывают)
12.Подведение итогов урока.
Ребята, а сейчас я попрошу вас оценить свою работу на уроке. Самооценка.
(Ребята выставляют себе оценки)
13.Домашнее задание.
Создать проект по одной из тем:
- Если мы не изменим отношение к языку, к чему придёт общество?
- Каким я вижу язык будущего.
- За чистоту родного языка.
Карточка №1
Обычное слово, входящее в словосочетание, является отдельным членом предложения. Однако есть и такие словосочетания, которые сохраняют свою цельность и выступают как один член предложения. Такие словосочетания называют цельными. В них главное слово не имеет достаточной для члена предложения смысловой полноты, так как основную смысловую нагрузку несёт зависимое слово.
Карточка №2
Любовь, уважение, знание
Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.
Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск, не может и дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благородными потомками.
И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину. А как расценить тех, кто примерно тогда же намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя – Тучкова: «Довольно хранить остатки райского прошлого!»
Д.С.Лихачёв
Карточка №3
Когда в солнечное утро, летом, пойдёшь в лес, то на полях в траве видны алмазы… Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Когда неосторожно сорвёшь листок с травинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка.
Л.Толстой
Карточка 4
8 августа 1968 .Карачарово
Дорогой Владимир Яковлевич!
Посылаю Вам привет, поклон и несколько маленьких рассказов под общим названием «Звуки земли». Боюсь, что эти скромные рассказики не подойдут для серьёзного толстого журнала. Но кто знает? Писал же Аксаков записки об ужении рыбы, о птицах. Ежели рассказчики не подойдут, в обиде не буду. Верните их Мише, которому я поручил побывать у Вас. Он расскажет Вам о моем житье-бытье.
Что делается у Вас в «Новом мире»? Где Александр Трифонович? Очень хотелось бы повидать вас обоих в карачаровской барсучьей норе. Удастся ли?
Крепко жму руку.
И. Соколов-Микитов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: Дифференциация о-а. Грамматическая тема: Правописание чк, чн. Лексическая тема: Зима.
Конспект занятия по коррекции дисграфии...
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: выделение первого согласного звука . Грамматическая тема: согласование прилагательных с существительными м.р. и ж.р. Лексическая тема: Птицы.
Конспект по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: слоговой анализ и синтез. Грамматическая тема: образование существительных множественного числа. Лексическая тема: фрукты.
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: Слоговой анализ и синтез. Грамматическая тема: согласование прилагательных с существительными м.р. и ж.р. Лексическая тема: Насекомые.
Конспект занятия по коррекции дисграфии...
Тема: Обобщение, систематизация и проверка знаний по теме "Имя прилагательное" (На материале декоративно-прикладного искусства. Русская матрёшка). 6 класс. (тема рассчитана на 2 часа)
Тема: Обобщение, систематизация и проверка знаний по теме "Имя прилагательное" (На материале декоративно-прикладного искусства. Русская матрёшка). 6 класс. ...
Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: Тема № 4: « Понятие мониторинга окружающей среды». Тема № 5: Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах. Тема урока № 6: Организация рационального природопо
Конспекты по экологии по темам:4.Понятие мониторинга окружающей среды,5. Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах, 6.Организация рационального природопользования...
Контрольный диктант по теме "Глагол"-5кл,К.Р.для 5кл. по теме "Прилагательное".К.Р.для 5кл. по теме"Существительное"К.Р.для 5кл. по теме"Фонетика"К.Р. для 7 кл. за 1 и 2 полугодие.
Контрольный диктант по русскому языку 7 класс по теме "Глагол" помогает проверить качество усвоения основных орфограмм по теме, разработан в соответствии стандарта ФГОСДанная конторльная работа по рус...