Статья "Методика использования на уроках словесности и во внеурочное время информационных технологий".
статья

Статья содержит информацию для  учителей - предметников о пользе использования информационных технологий на уроках и во  внеурочной деятельности. Создана в помощь учителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ovosva_t_v.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Методика использования на уроках и во внеурочное время информационных технологий .

     Целью каждого современного педагога является повышение качества образования путем внедрения в учебный процесс новых образовательных технологий,

Каким должен быть современный урок? -Интересным, познавательным, должен учитывать интересы учащихся, побуждать к творчеству, раскрывать новые тайны вашего предмета. Но как этого достичь? А что интересно нашим детям?

«Стоит помнить, что в нашу жизнь независимо от нашего желания, сознания и воли вторглись новые информационные технологии, компьютеры.  Вот с чем необходимо считаться, и строить учебный процесс так, чтобы персональный компьютер и проекционная техника стали незаменимыми "помощниками" на уроке.

Современное поколение учащихся гораздо лучше воспринимает новое из электронных средств информации и используя неподдельный интерес детей к этой технике в нашей школе на уроках используются как различные готовые прикладные программ, цифровые образовательные ресурсы, виртуальный химический эксперимент, так и презентаций, ресурсы web-сайта.

Поскольку компьютер имеет широкий спектр дидактических возможностей, он может использоваться на всех типах уроков и его этапах.

Можно выделить основные направления (возможность) использования этой техники на уроках и во внеурочное время:

 Для демонстрации процессов, недоступных наблюдению и их моделированию; Например, с помощью презентации можно «заглянуть внутрь» слова, предложения,  структуры текста.

Для демонстрации нового материала и при организации виртуальных практических работ компьютер становится эффективным помощником.

При объяснении теоретического или нового материала;

При составлении обобщающих схем, моделей и таблиц на семинарских занятиях, уроках-обобщениях;

Составление простейших алгоритмов, что существенно экономит время урока.

Проведение самостоятельных работ, опросов, тренировочных упражнений как использование готовых тестовых материалов и образовательных программ, так и создание своих собственных. Возможность провести анимированную проверку, повышает интерес школьников к выполняемой работе.

Для демонстрации творческих работ учащихся – презентаций, проектов.

Во внеурочной работе по предмету (виртуальные олимпиады, телекоммуникационные проекты)

- Накопленный учителями - словесниками учебно-методический материал и положительный опыт использования ИКТ может представлять интерес для коллег – предметников.

И здесь помогают  современные информационные технологии. Одним из основных направлений МО развитие и внедрение в образовательный процесс сайта Виртуального кабинета Словесности – электронного портфолио учителей -как средство для рефлексивного анализа учителями своей педагогической деятельности (рефлексивная модель подготовки) и повышения квалификации.

Сегодня, сайт - пожалуй, наиболее удобный инструмент для представления любых продуктов деятельности.  По сравнению с бумажным носителем, который может представить лишь текст и изображение, сайт имеет возможность также донести информацию (аудио-, видеофайл, работы, выполненные при помощи компьютера (презентации, анимированные ролики), в мультимедийных формах .

Многие согласятся, интегрированные виртуальные кабинеты могут выступить как инструмент решения различных  образовательных задач и при правильном его использовании он должен приносить свои результаты.

Нужно сказать, что специфика Интернет предоставляет  учителю массу дополнительных возможностей по привлечению  внимания не только к себе (профессиональная деятельность, портфолио), своим достижениям, но и к своему предмету, особенно это актуально для предметов естественнонаучного цикла.

Электронный портфолио учителей МО, созданный средствами различных компьютерных программ и размещенный на сервере, представляет собой особый образовательный ресурс, который позволяет:

 наглядно отразить динамику профессионального развития учителя- предметника (что представлено на сайте - портфолио учителей ,в котором зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования).

          -реализация индивидуальной траектории профессионального развития учителя;

-совершенствование и рост профессионального мастерства учителя; непрерывное повышение квалификации учителя; развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учителя.

собрать электронные наработки– различные интегрированные мероприятия учителей

- возможность демонстрации и распространение инновационного педагогического опыта учителей естественнонаучного цикла; расширение и совершенствование программного и методического обеспечения образовательной деятельности учителя- предметника;

отразить успехи, достижения учащихся в предметной области на различных уровнях и показать их работы, проекты (страница Портфолио учащегося);

Это  место, где ученики могут разместить свои творческие работы.

а также пополняет школьный банк данных об эффективности профессиональной деятельности педагогов

помогает решить проблему, связанную с объективным оцениванием профессионального роста учителя - аттестация учителя и  повышение квалификации.

Безусловно, грамотно разработанный персональный сайт с актуальной информацией, будет интересен многим посетителям Сети. Потенциальным  пользователем  базы сайта может быть  педагог-коллега, будущий учитель – студент. Самым важным адресатом учительского сайта может выступать ученик - перед нами – новая, параллельная очной - форма взаимодействия «учитель-ученик», которая может дать интересные результаты.

При организации учебного процесса в классно-урочной системе учителя могут использовать образовательный сайт при: организация консультационных занятий для детей ослабленным здоровьем; организация дополнительных занятий с неуспевающими; организация проектной деятельности учащихся; организация web-занятий (индивидуализация содержание обучения, электронных версий материалов -виртуальный конспект урока.

Таким образом, «Виртуальный кабинет Словесности» можно рассматривать не только как постоянно действующую площадку для апробации авторских разработок учителей-предметников, активно работающих в области ИКТ; но и возможность введения интерактивного обучения в учебный процесс и поэтапный переход к новому уровню образования на основе информационных технологий; Реализация дистанционного обучения учащихся; Интернет-навигатора для учеников И хочется напомнить, что ИКТ – это не мода, а полезное дополнение к урокам, и способ решения ряда проблем современного урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время с использованием информационно-коммуникационных технологий

 Развитие внутренних сил человека- это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира практикой и желающего реализовать с...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики и во внеурочное время.

Обобщение опыта работы учителя математики МБОУ Авдеевской СОШ Зарайского района Московской области Курносовой Татьяны Анатольевны...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время с использованием информационно-коммуникативных технологий

                 Условия возникновения опыта       Развитие внутренних сил человека - это не только социальный заказ о...