Уроки
план-конспект урока (6 класс) на тему
Урок литературы в 6 классе по произведению А.П.Чехова "Толстый и тонкий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6kl.tolstyy_i_tonkiy.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова "Толстый и тонкий»
Цель: познакомить с учащихся с юмористическим рассказом,выяснить особенности стиля А.П.Чехова, мастера слова,детали,учить видеть красоту,меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию.
Задачи:
- Обучающие: приобщение обучающихся к богатствам отечественной литературы на примере чеховских рассказов, освоение их в единстве формы и содержания, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры,
- Развивающие: развитие интереса к чтению чеховских рассказов, навыков выразительного чтения, анализа текста, монологической речи, творческого воображения учеников;
- Воспитательные: воспитание высоких нравственных качеств личности, культуры речи обучающихся, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
- Оборудование: медиапроектор, экран, презентация. Рассказы. А.П. Чехов.
Ход урока:
- Слово учителя.
На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с творчеством А.П.Чехова. Мы узнали, что чехов родился в Таганроге,после окончания гимназии поступил МУ на медицинский факультет.Сотрудничает в юмористических журналахи часто подписывает произведения не своей фамилией, а псевдонимами, например, Антоша Чехонте. Отметили,что Чехов – мастер юмористического рассказа. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ "Толстый и тонкий", мы постараемся понять емкость чеховской детали, будем учиться вчитываться в текст.
Создание проблемной ситуации.
Сегодня на уроке мы познакомимся с юмористическим рассказом А.П.Чехова»Толстый и тонкий». Подумайте, над чем смеётся автор? Почему рассказ относится к юмористическим?
Актуализация знаний.
1.Учитель: Обратите внимание на тему урока. .
- Что такое юмор? Юмор – это беззлобно – насмешливое отношение к чему-либо.
Презентация ( слайд № 1, определение юмора).
- Изучение рассказа "Толстый и тонкий".
1. Работа со словарем:
флердоранж - "цветок апельсина", здесь: настой цветов, применяемый в качестве одеколона.
херес – марка дорогого сухого вина.
вьюк – упаковочная поклажа, перевозимая на животных; сумка для такой поклажи.
№ 2).
- Смешным или грустным назвали бы вы этот рассказ? Почему?
- Работа над выявлением стилевых особенностей рассказа А.П. Чехова.
-Давайте обратимся к заглавию. Что особенного в названии рассказа?Мы видим антонимы, противопоставление.
Вот мы подошли с вами к первой стилевой особенности рассказов А.П. Чехова, давайте ее сейчас сформулируем и запишем в свою тетрадь.
Слайд № 2 (Стилевые особенности рассказов А.П. Чехова: 1. Простое, предельно краткое заглавие.)
- Какие события происходят в рассказе "Толстый и тонкий"? С чего начинается произведение? Или мы говорим завязка рассказа ("На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый, другой тонкий"). Предельно краткая завязка: место, время действия, действующие лица. Что вызывает смех в этой ситуации? Факт встречи старых друзей или изменение характера поведения персонажей?Как они выглядят?Портрет.Где служили?
Какие чувства испытывают герои при встрече? Приведите примеры из текста.
Что преобладает в этом рассказе:повествование,описание, диалог? В юмористических рассказах Чехова преобладает диалоги. Два человека противопоставлены друг другу.
В чем особенность чеховских диалогов?(В центре внимания поведение геря, а не характер.Писатель создает речевой образ героя,как он говорит, как меняется его речь.)
Когда происходит изменение в характере отношений героев? В чем это выражается?Прочитайте.Почему герои замолкают? Как меняется интонация участников дилога? Мы еще в начале отметили, что в названии есть противопоставление, в литературе этот прием называется антитеза. Т.е в основе этого рассказа положена антитеза, противопоставление. Приведите,ребята, примеры противопоставления.название,система образов,речевые средства. Этот прием используется для создания комичности.
- Кто уже нашел кульминацию? ("Я уже до тайного дослужился").
- Найдите развязку рассказа. ("На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного стошнило").
В чем особенность композиции данного рассказа? (в нем отсутствует развитие действия).
- Давайте запишем еще одну стилевую особенность в тетрадь
Слайд № 3 (Традиционная композиция: завязка – кульминация – развязка).
- Ребята, а вы обратили внимание на построение рассказа? Что лежит в основе построения рассказа? (Диалог). Это еще одна особенность рассказов Чехова.
Слайд № 4 (Диалоговое построение рассказа).
Поработайте с текстом рассказа. В чем особенность диалогов Чехова? Только ли они двигают сюжет вперед? (Это рассказы-сценки).
Давайте обратимся к речевым характеристикам героев. Что вы можете о них сказать? (Речь неповторима, индивидуальна). Давайте оформим и эту особенность.
Слайд № 5 (Индивидуальная неповторимость речи героев как основа их неповторимости).
Обратите внимание на диалог. В чем своеобразие чеховской фразы?
Слайд № 6 (Краткость и лаконизм: простые предложения, практическое отсутствие эпитетов, обилие глаголов).
- Как еще знакомит нас писатель со своими героями?
- Рисует ли Чехов портреты своих героев? Прочтите.
- Не показались ли вам эти описания странными? Это художественные детали ("говорящие детали").Прочитайте их.Автор пристально вглядывается в вещи, окружающие героев,почему? Какиие черты характера высмеивает автор?Какое настроение вызывает у нас этот рассказ(Смешно, но и гркстно,жалость и сожаление).
Слайд № 7 ("Говорящая деталь" заменяет подробное описание).
- Что же происходит на страницах рассказа? (Встреча двух людей). Сколько встреч вы нашли? (1-я: два школьных товарища, 2-я: начальник и подчиненный). И сразу же невидимая пропасть пролегла между ними.
Проанализировав особенности языка писателя, переходим к идее произведения.
- Что же хотел сказать Чехов своим рассказом? (Высмеять такие человеческие качества как чинопочитание, угодничество, желание унижаться, подхалимство).
III. Обобщение.
Давайте подведем итог нашего урока и сделаем вывод. Над чем смеется А.П.Чехов? (смеется над глупостью, трусостью, неискренностью, сам себя все время унижает, когда для людей важны чины, т.е сейчас мы говорим,где он и кем работает. Как вы думаете это важно при встрече очень близких друзей, одноклассников?Вот и вы, ребята, в будущем не ведите себя так, будьте искренними,правдивыми.)
IV. Домашнее задание: Подумать, что расскажет дома о встрече с бывшим одноклассником толстый. Составить рассказ от лица толстого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...