«Интеллект-карты на уроках татарского языка и литературы»
проект по теме

Галимзянова Лилия Фаритовна

В последние годы в жизни современной школы происходят большие перемены: пересматриваются ставшие традиционными и привычными формы и содержание обучения, изменяются учебные планы, разрабатываются и успешно вводятся в обучение альтернативные программы и учебники, активно внедряются в учебный процесс новые технологии обучения,  которые становятся  необходимым условием для реализации ФГОС нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota.docx50.16 КБ

Предварительный просмотр:

 

Проектная работа

«Интеллект-карта как средство формирования познавательных УУД

обучающихся  на уроках татарского языка и литературы”

                   

                     Работу выполнила: Галимзянова Лилия Фаритовна

                                                        учитель татарского языка

     

                                           


СОДЕРЖАНИЕ

 ВВЕДЕНИЕ

Глава I. К вопросу о познавательных универсальных учебных действиях обучающихся.

Глава II. Метод интеллект-карт как способ личностного развития учащегося.  

Глава III.        Реализация метода интеллект-карт на уроках татарского языка и литературы .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:        

                                                      ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в жизни современной школы происходят большие перемены: пересматриваются ставшие традиционными и привычными формы и содержание обучения, изменяются учебные планы, разрабатываются и успешно вводятся в обучение альтернативные программы и учебники, активно внедряются в учебный процесс новые технологии обучения,  которые становятся  необходимым условием введения ФГОС нового поколения.

Современные ответы на вопросы, чему учить и как учить, методика обучения татарскому языку ищет, опираясь на исследованиях, которые анализируют соотношение языка, речи и мышления, мышления и коммуникации. Статус татарского языка как государственного в условиях школьного образования предусматривает практическое овладение им и как средством общения, и как способом духовно-нравственного развития и воспитания школьников. 

Поэтому мы, учителя, должны заинтересовать детей своим предметом, его значимостью на современном  развитии общества, научить их логически мыслить, обогатить их познания, словарный запас, занимать их творческими, проблемными заданиями, дать толчок творчеству и пробудить воображение, предпринимать все возможное для развития их одаренности.

Разрешением этого вопроса может стать использование активных средств формирования универсальных учебных действий (УУД) на уроке. Одним из универсальных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является метод интеллект-карт.  Это практический и действенный метод всестороннего развития ученика, воспитания его самостоятельности и успешности обучения. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Цель данной работы: показать эффективность использования метода интеллект-карт для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках татарского языка и литературы.

В своей работе мы определили следующие задачи:

  1. изучить теоретические основы метода интеллект-карт;
  2. рассмотреть влияние интеллект-карт на формирование познавательных универсальных учебных действий;
  3. описать собственный педагогический опыт по формированию познавательных УУД обучающихся на уроках татарского  языка и литературы посредством интеллект-карт.

Объект работы -  процесс формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках татарского языка и литературы  с помощью метода интеллект-карт .

Предмет работы – метод построения  интеллект-карт.

Практическая новизна данной работы состоит в том, что она поможет  повысить эффективность процесса обучения. Предложенные в данной работе методические материалы могут быть использованы учителями-словесниками на уроках татарского  языка и литературы в школе.

Все вышеперечисленное, а также поиск необходимых путей использования в преподавании татарского языка  и литературы инновационных методов обучения, в условиях, когда постоянно меняются реалии современного общества и активно развивается, это показывает актуальность работы.

 

Глава I. К вопросу о познавательных универсальных учебных действиях обучающихся.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяются четыре блока: личностный (умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор),  регулятивный (умения организовывать свою деятельность,  познавательный (умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире) и коммуникативный (умения общаться, взаимодействовать с людьми).  

Остановимся более подробно на формировании познавательных универсальных учебных действиях.

В  Программе ФГОС НОО и ООО обозначено, что в сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется

  • развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
  • практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

        Также формирование познавательных УУД согласно требованиям ФГОС должно учитывать уровень когнитивного развития каждого ученика. В каждом классе занимаются учащиеся с разными способностями, с различным темпом усвоения изучаемого материала. Задача учителя усложняется: как научить учиться всех обучающихся?

        

 II. Метод интеллект-карт как способ личностного развития учащегося.

Интеллект- карта — это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать.

Применение интеллект-карт в учебном процесе для формирования универсальных учебных действий обучающихся очень разнообразно. Это:

• Организация индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся;

• Конструирование  учебного содержания в соответствии с возрастными особенностями учащихся;

• Осуществление дифференцированного подхода к учащимся;

• Организация самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся;

Научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений;

• Развитие творческих, интеллектуальных и интуитивных способностей, мышление, память учащихся.

Новизна  метода  интеллект-карт  состоит  в  том,  что  учитель:

·     управляет  познавательной  деятельностью  ученика,  т.е.  переходит с  позиции  носителя  знаний  (дающего  знания)  в  позицию  организатора  собственно  познавательной  деятельности  обучающихся;

·     мотивирует  познавательную  деятельность  ученика  на  уроке  за  счет  коммуникации,  взаимопонимания ;

·     создает  ситуацию  успеха,  т.е.  предлагает  посильные  задания  каждому  ученику;

·     создает  положительную  эмоциональную  атмосферу  учебного  сотрудничества,  которое  реализуется  в  системе  гуманных  учебных  взаимоотношений.

   Идея данной техники заключается в том, что предмет изучения в форме рисунка или надписи располагается в центре листа. Основные идеи изображаются в форме ветвей, выходящих из центрального рисунка. Мысли над ответвлениями обозначаются ключевым рисунком или словом, написанным печатными буквами. Менее важные ассоциации занимают место на линиями присоединяются к основным ответвлений.

Использование интеллект-карт в образовательном процессе  имеют отличительные свойства:

  • Обучение. Избавляет от огромного количества лишней работы. Хорошая помощь при подготовке к экзаменам. На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольший эффект получается при последующем воспроизведении;

- Концентрация. Внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения. Не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания;

- Запоминание. На запоминание ученик затратит значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке. У учеников возникает как бы «видение» информации внутренним мысленным взором;

- Мышление. Мышление становится более чѐтким и гибким. Творческие способности также активизируются.

Возможности применения метода интеллект-карт  при овладении аспектами языка, формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности велики. Мы используем их:  

  - при формировании навыков чтения: Дети учатся прогнозировать содержание текста, выстраивать логическую последовательность, выделять основную мысль и главные факты.

   - при формировании навыков монологической и диалогической речи: Школьники учатся планировать свое речевое поведение, общаться и сотрудничать в парах и группах, осуществлять самоконтроль и оценку других участников коммуникации.

- при работе над проектами: Учащиеся учатся генерировать свои идеи, находить наиболее рациональное решение, прогнозировать последствия своего решения, видеть новую проблему, планировать работу, находить причинно-следственные связи, делать выводы.

-при формировании грамматических навыков:  Учащиеся учатся составлять конспекты при прохождении новой темы, выделять и анализировать информацию.

-при формировании лексических навыков: Интеллект-карты помогают фиксировать материал, осуществлять самонаблюдение и самооценку освоения новых лексических единиц.

-при формировании навыков письменной речи: Дети  используют интеллект-карты в качестве плана будущего речевого произведения, учатся логически рассуждать и делать выводы.

- при формировании навыков аудирования: Карты памяти – это отличный способ фиксации услышанной информации.

 Смыслом и позитивным результатом   данного метода является:

  • Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
  •  Развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников;
  •  Повышению уровня комфортности обучения;
  •  Повышению активности и инициативности школьников на уроке;
  •  Развитию информационного мышления школьников, формированию информационно - коммуникационной компетентности;
  • Становлению новых отношений между учителем и учениками.

II. Реализация метода интеллект-карт на уроках татарского языка и литературы.

Сфера применения интеллект-карт огромна. Метод удачно адаптирован к использованию в учебной деятельности, в т.ч. в уроках татарского языка и литературы. Хотим представить наш  опыт работы по внедрению метода интеллек-карт в образовательный процесс.

Работа по составлению интеллект-карт с целью формирования познавательных УУД,  начиная с 3 класса русских и татарских группах, шла поэтапно:

1 этап - знакомство учащихся с понятием «интеллект-карты» и алгоритмом  их построения.

2 этап - анализ готового образца.

Использовали свои интеллект-карты в качестве наглядного пособия с целью изучения или закрепления новой темы, лексического, грамматического материала, для  работы с текстовым материалом, для проведения “мозгового штурма”. Некоторые создаем на глазах учащихся, тем самым стараясь включить их в процесс создания.

3 этап -  совместное составление интеллект-карты на уроке, работа в паре, группе.

Наиболее эффективные результаты даёт использование мыслительных карт при работе с лексическим материалом.        В своей работе мы  используем  интеллект- карты при изучении следующих тем:

• Моя будущая профессия.

• Здоровый образ жизни.

•  Спорт

• Одежда

•  Фрукты и овощи

• Животные

• Литература, писатели

•  Города и страны

• Семья

 Приводим пример интеллект-карты по теме «Җиләк-җимешләр» (“Фрукты”) русскоязычной группе, которую мы составляли с детьми вместе .

  1. В центре располагаем основную тему, то есть пишем слово җиләк-җимешләр (фрукты), можно нарисовать корзину с фруктами или другой образ, ассоциирующийся с фруктами.

2. Далее рисуются толстые ветви, оптимальным является 5,6, но не меньше 3, каждая своим цветом. Над каждой ветвью пишется название фрукта, например алма (яблоко), әфлисун (апельсин),  чия (вишня), банан . Можно добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.

3. Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово алма (яблоко) ассоциируется у нас с зелёным цветом (яшел), следующая ветвь – поговорка Алмагачның җимешен ашыйсың килсә, чәчәген өзмә.  Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со словами сәламәтлек  (здоровье), витаминнар  (витамины) и т.д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания слов, особенно при введении новой лексики, так как они являются переводом слов на татарский язык.

4. Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.

5. Поскольку время урока ограничено, мы  рекомендуем ограничиться ветвями 3 или 4 порядка. Однако специфической особенностью интеллект- карт является, то, что никогда нельзя сказать, что карта завершена полностью, их необходимо постоянно дополнять и расширять по мере возникновения новых идей, расширения лексического запаса учащихся. Однако возможно ограничиться существующей картой, особенно при контроле лексики.

         4 этап -индивидуальная работа в классе и дома.

Учащиеся самостоятельно создавали карты ума в ходе изучения теоретического материала (самостоятельно прочитывает информацию, выделяет центральное понятие,  устанавливает связь между центральным понятием и его ветвями, отсекает излишнюю информацию, и, наконец, представляет информацию в виде разветвлённой граф-схемы.  А затем участвует в  публичной защите (обсуждении) своей карты, вносит коррективы и составляет окончательный вариант карты).

Когда ученик составляет такую интеллект-карту, она дает наглядность при изучении грамматических явлений. Например,  изучая тему «Звуки и букв», не забываем внести информацию  по теме «Правописание мягкого и твердого знака в татарских словах». Таким образом, обучающиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи. Интеллект-карты помогают  собрать все материалы по определенной теме на одной информационной панели, окинуть их одним взглядом, увидеть общее, дают возможность сфокусироваться на деталях.

Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально- ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно при составлении интеллект - карты специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание.

Первые интеллект-карты по татарской литературе были по биографиям поэтов и писателей, которые включали в себя  биографические факты, их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения и т.д.  

 Например, интеллект-карты, посвященные жизни и творчеству Г.Тукая (6 класс, татарская группа). Учащиеся прочитали статью в учебнике о поэте, затем посмотрели видеофильм «По Тукаевским местам» и приступили к составлению интеллект - карты. На уроке ребята только наметили структуру будущей интеллект -  карты, поэтому завершение работы по оформлению  карты  и подготовка пересказа по ней стало домашним заданием.Также можно предложить учащимся составить ментальную карту прочитанного произведения. При этом интересно послушать их концепции нарисованного и написанного.

Посредством  интеллект-карты  также можно легко научить учащихся запоминать стихотворение.

1. Определить центральный образ стихотворения.

2. Нарисовать веточки карты, соответствующие строчкам стихотворения

3. Записать ключевые слова на каждой веточке.

4. Нарисовать символы, рисунки, знаки.
5. Прочитать строчку стихотворения и найти "веточку", на которой зарисована эта строчка и ее ключевые слова.
6. По рисункам и ключевым словам расшифровать каждую веточку.

7. Восстановить весь текст стихотворения по памяти.

Обобщая первые шаги  работы по использованию метода интеллект-карт на уроках татарского языка и литературы,  можем отметить следующие наиболее положительные результаты:

- легче запоминается материал обучающимися (в том числе и слабоуспевающими);

- быстрее и качественнее проходит подготовка ко всем видам проверочных работ;

- отсутствуют затруднения при пересказе сложных и проблемных тем.

Очень важное условие в работе с интеллект-картами: они должны постоянно использоваться в работе на уроке. Только тогда они помогут детям легче учиться, а учителю лучше учить. 

Оценивание мыслительных карт происходит с учётом

·  соблюдения правил составления мыслительных карт;

.  правильности написания татарских слов и выражений;

·  соответствия используемых слов, рисунков заданной теме, проблеме;

·  наличия оригинальных идей, оформительских решений;

·  проявления творческой деятельности учащихся, их индивидуальности.

В старшей школе, где у детей уже практически сформированы информационно-коммуникативные умения можно применять электронный способ построения интеллект-карт. Сегодня существует огромный выбор компьютерных программ для построения карт наших мыслей. Самая простые программы – FreeMind, ConceptDraw ,MINDMAP ,Professional v 4.5. Бесплатный веб-сервис для создания ментальных карт, организации мозгового штурма – SpiderScribe.net и др Однако не стоит забывать, что цель этой технологии - включение обоих полушарий мозга, а это в большей степени достигается работой вручную с карандашом и бумагой.

Таким образом, интеллект-карта -  удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Она проста и может быть использована любым учителем-предметником для формирования у учащихся познавательных УУД.

                                     

                                             


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С каждым годом число людей, использующих  метода интеллект-карт, колоссально растет. По нынешним оценкам, число их пользователей во всем мире превышает 250 миллионов человек, и есть свидетельства, что последователей нового учения можно встретить практически в любой стране мира. Россия не должна остаться в стороне от таких важных инновационных технологий.

В данной работе был рассмотрен опыт использования метода интеллект-карт.

Опыт работы показал, что использование теоретически обоснованного универсального метода интеллект-карт в процессе преподавания татарского языка и литературы даёт возможность учителям учитывать уровень когнитивного развития обучающихся и формировать у них познавательные УУД, такие как:

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

-  представление  информации в виде графических схем, таблиц.

Учащиеся добиваются хороших результатов при работе с текстом, сворачивая и разворачивая информацию; лучше запоминают информацию благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.

И тогда несколько в ином ключе будут звучать слова Э. Тоффлера, который  определил стратегическую цель образования: «Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно -  создавать интеллект-карты».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бьюзен Т. и Б. Супермышление\Пер. с англ. Е. А. Самсонов. - 2-е изд. - Мн.: ООО «Попури», 2003. - (Серия «Живите с умом»).

2. Кондаков А.М. Стандарты второго поколения. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова - М., «Просвещение», 2008.

3. О методе интеллект-карт http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32. - сайт Михаила Евгеньевича Бершадского.

4.  http://ru.wikipedia.org – Свободная энциклопедия.

      http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm

      http://standart.edu.ru/

      http://www.mind-map.ru/

Интеллект-карты и фото предоставлены учащимися МБОУ «Бишевкая СОШ».




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационных технологий для развития коммуникативных способностей у русскоязычных учащихся на уроках татарского языка и литературы

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в средней школе. Это не  только технические средства, но и методы преподавания, новый подход к процессу обучения...

Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным ...

Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным ...

«Технологии личностно ориентированного обучения и воспитания на уроках татарского языка и литературы»

Современная  школа требует от учителя повышения его профессионализма, в частности, в выборе организации деятельности учащихся на уроке. Татарский  язык  объективно является одним ...

Использование современных информационных технологий на уроках татарского языка и литературы

Я считаю, что презентация - это самый оптимальный вариант изложения учебного материала на каждом этапе урока. В про...

Применение компьютерных технологий на уроках татарского языка и литературы.

Текст выступления на педагогическом педсовете по применению компьютерных технологий на уроках татарского языка и литературы....

«Интеллект-карты на уроках татарского языка и литературы»

В последние годы в жизни современной школы происходят большие перемены: пересматриваются ставшие традиционными и привычными формы и содержание обучения, изменяются учебные планы, разрабатываются и усп...