Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время
материал по теме
Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным направлением российской педагогики. Данная проблема стала актуальной в связи с изменением приоритетов в системе образования. Произошла модернизация российского образования, в основу которого положена концепция личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования, предполагающая обеспечение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
Я, как педагог, стремясь реализовать современные образовательные задачи, перед собой поставила следующую цель:
Разработать механизм выявления и развития индивидуальной одаренности учащихся в процессе личностно-ориентированного подхода в обучении школьников родному (татарскому) языку и организовать индивидуальную работу с одаренными учащимися, стимулируя их познавательные интересы и потребности.
Чтобы реализовать данную цель, поставила следующие задачи:
- изучить современные научные подходы к работе с одаренными детьми;
- разработать диагностические критерии оценки уровня одаренности ребенка;
- на основе диагностической и аналитической деятельности сформировать группу наиболее способных детей;
- разработать механизм работы с одаренными детьми с учетом специфики преподаваемого предмета и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- осуществление системной педагогической деятельности и совершенствование системы работы с данной группой через урочную и внеурочную деятельность;
- оказание необходимой консультативной педагогической помощи одаренным учащимся с целью обеспечения жизненного и профессионального самоопределения к определенному виду деятельности.
В целях реализации вышеизложенных задач, мною определены этапы деятельности:
1. Диагностика выявления одаренных детей;
2. Осуществление деятельности с конкретным учеником;
3. Выход на результат.
Урок как основная форма работы с учениками является для меня самым важным элементом в моей деятельности. Учитывая желания учащихся, я разделяю их на 3 условные группы: сильные, средние и слабые. Индивидуальные способности сильных учеников позволяют быстрее и лучше усваивать материал по сравнению с их сверстниками. Построение уроков на основе внутриклассной дифференциации позволяют решать следующие задачи:
максимально использовать творческие возможности способных, неординарных ребят, подтягивание средних и слабых.
На разном этапе урока я стараюсь использовать потенциальные возможности ученика.
Ниже привожу некоторые виды работ, в которых участвуют способные учащиеся на уроках татарского языка и литературы:
- более полное всестороннее изучение ключевых вопросов учебной программы;
- подготовка информации о писателе и т. д.
- упражнения трудные, большие по объему;
- разноуровневые задания и т.д.
- система проблемных вопросов и вопросов исследовательского характера и т.д.
- задания сложные, требующие творчества;
- разные темы сочинений;
- разные тесты и т.д.
Подготовка учащихся к олимпиаде по татарскому языку и литературе - одна из форм проявления одаренности.
При подготовке к предметной олимпиаде я выделяю следующее:
Желание самого ученика. Если оно есть, ученик может достичь многого.
Индивидуальная работа с учеником в урочное и во внеурочное время.
Самостоятельная работа самого ученика со справочной и научной литературой.
Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация научно-исследовательской работы учащихся, предоставляющая учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.
Целью работы в этом направлении является развитие творческих способностей, привитие исследовательских умений, интересов к науке. В организации исследовательской деятельности школьников я вижу следующий системный подход:
Ученик Учитель
Индивидуально выбирает тему Мотивирую запрос
Выполняет исследования Обучаю способам исследовательской деятельности, консультирую
Устраняет недостатки в Анализирую проект, даю рекомендации
исследовательском проекте,
представляет работу.
В этом направлении мои ученики добились неплохих результатов:
- Васильева Ирина и Багаутдинова Лейсан ученицы 8 класса в 2010 году заняли 3 место в ХIIIнаучно-практической конференции школьников « Мир науки» с работой « Габдулла Тукай в творчестве Бакый Урманче»;
- Габдрахманова Алия в 2011 году приняла участие в IРегиональной научно-исследовательской конференции школьников, посвященной памяти татарского ученого-просветителя «Ибрагима Хальфина»;
- В этом году ученица 6 класса Залалиева Альбина отправила свою работу на Всероссийский конкурс сочинений на татарском языке «Мои земляки в истории России», итоги конкурса будут подводиться в конце апреля.
Участие в этих конкурсах способствует:
- развитию творческих способностей учащихся;
- расширению кругозора и круга общения;
- развитию процесса эффективного вхождения школьника в историю, развитию интереса учащихся к истории Отечества, воспитанию у школьников патриотических чувств, уважения к старшему поколению;
- формированию умения использовать Интернет-ресурсы в образовательных целях.
Выявление, обучение и развитие одаренных детей - дело хлопотное и кропотливое. Только имея системный подход к данной проблеме можно добиваться хороших результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время
Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным ...
Создание системы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах
Это разработка методического проекта учителя "Создание системы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы"...
"Система работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы"
quot;Система работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы"...
Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время
Я, как учитель, убедилась в том, что в разные годы к преподаванию предметов предъявляются разные требования, планка из года в год повышается. Если раньше...
Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время
Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время...
Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...
Результаты работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время . ( 2015-2021гг)
Одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, мозг одаренных детей находится в постоянной работе, у них хорошо ра...