Рабочая программа по литературе (6 класс)
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Калимуллина Галия Зинуровна

         Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kopiya.docx102.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 62 Выборгского района Санкт – Петербурга

«Рассмотрено»

      Руководитель МО _______________________

 

________/______________/

                            ФИО

Протокол №_______

от «___» __________2016 г

«Принято»

  На педагогическом совете

Протокол № _____

от «___» __________2016 г

«Утверждаю»

Директор школы

  

__________/_____________/

                            ФИО

 «___» ___________2016 г

  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По литературе

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)

Для  6

«

Б

»

класса

НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель программы

Калимуллина Г.З.

(Ф.И.О. учителя-составителя программы)

 

2016 г.

Пояснительная записка

         Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

          Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

          Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

         Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

          Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

         Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В 6 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы  и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:

  • словарная работа,
  • различные виды пересказа,
  • устные и письменные сочинения,
  • отзывы, доклады, диалоги, творческие работы,
  • произведения для заучивания наизусть,
  • списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 34 рабочие недели, итого 102 часов (из них 12 уроков развития речи, 21 урок внеклассного чтения).

Таблица тематического распределения часов:

Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

4

Из древнерусской литературы.

2

Из русской литературы ХVIII века

1                  

Из русской литературы XIX века.

54

Из русской литературы XX века.

28

Зарубежная литература.

11

Повторение пройденного.

1

Всего часов

102

Требования к уровню подготовки учащихся за курс

литературы  6 класса

В результате изучения литературы ученик

должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Произведения для заучивания наизусть:

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

Произведения для самостоятельного чтения:

Мифы,  сказания, легенды народов мира.

Гомер. «Илиада». «Одиссея».

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. «Лебедь».

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов. «Партизан».

Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.

А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».

К. Ф. Рылеев. «Державин».

Е. А. Баратынский. «Родина».

Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

Н. А. Некрасов. «Влас».

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».

Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода».

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».

В.   П.   Крапивин.  «Брат,  которому семь».   «Звезды  под дождем».

Из зарубежной литературы

Э. По. «Овальный портрет».

М. Твен. «История с привидением».

О. Генри. «Вождь краснокожих».

А. Конан Дойл. «Горбун».

Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».

Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М: Просвещение, 2010.

Для учителя:

1. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

2. Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс (Мультимедийные пособия)

3. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия (Мультимедийные пособия).

Дополнительная литература:

1. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова.- М:ВАКО, 2006.

2. В.П.Полухина Литература.  6 класс. Методические советы. 5-е издание – М: Просвещение, 2003

3. Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

4. Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.- М: Просвещение, 2012

5. В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим…  Дидактические материалы по литературе. 5 класс.-М: Просвещение, 2002

6.  Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко-литературные очерки. – М: Классик Стиль,  2005

7. Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко. Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы. - М «Издательство НЦ ЭНАС», 2002

Содержание тем учебного курса

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

 Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.  И.  Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.https://docs.google.com/drawings/image?id=scIshj3AbJk5l2o9IwDxMLg&rev=1&h=1&w=1&ac=1

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория   литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория   литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная  природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»;А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 102 часа

п/п

дата

Кол-во часов

Тема урока

Формирование УУД

Система домашних заданий

Вид, форма опроса и контроля

Практические работы, виды наглядности

Примечание

Введение (1ч.)=1ч.

1

1

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Составить памятку

Ответы на вопросы к статье В. Б. Шкловского.

Выставка книг из списка чтения на лето

Устное народное творчество (2ч.)=2ч.

2

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора.

Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать аргументы.

Ответить на вопрос: приходилось ли вам участвовать в обрядовых праздниках? Рассказать о своих впечатлениях

Знать основные определения.

Прослушивание муз фрагментов

3

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества..

Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Составить сборник пословиц и поговорок.

Рассказ с использованием пословиц и поговорок

Исследовательская работа по пословицам и поговоркам

Из древнерусской литературы (1ч. +1ч.Вн.чт.)=2ч.

4

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись.

Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат.

Пересказ древнерусского текста.

Конспект.

интернет-урок

5

Вн. чт.  «Из повести временных лет» «Сказание о Кожемяке». Отражение народных идеалов.

Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации

Сочинение- миниатюра «Каким я себе представляю летописца?»

Выразительное чтение древнерусского текста.

Из русской литературы XVIII века (1ч.)=1ч.

6

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья.

Работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Записать определения в тетрадь

Знать  понятие басня, структуру басни; художественные приёмы, используемые в баснях

Иллюстрации басен

Из русской литературы XIX века (26ч. +4ч. РР +Вн. чт. 7ч. +1 РГ )=37ч.

7

Иван Андреевич Крылов..

Басня «Листы и Корни».О равном участии власти и народа.

Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Выучить басню наизусть (на выбор).

Инсценировка басни.

Чтение наизусть, иллюстрации к басням

8

Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи..

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

Подготовиться  к сочинению.

Анализ басни.

9

РР  Сочинение по творчеству И. А. Крылова

Преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст,

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи.

А. С. Пушкин. Биография А. С. Пушкина на пересказ.

Сочинение

10

Александр Сергеевич Пушкин. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта.

Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы.

Записать средства художественной выразительности в тетрадь, привести примеры.

Устное высказывание

Выразительное чтение

11

А. С. Пушкин.  Народно-поэтический колорит стихотворения «Зимнее утро».

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Ответы на вопросы.

Выразительное чтение.

Пейзажи  в картинах русской художников

12

А. С. Пушкин. «И.  И.  Пущину». Светлое чувство дружбы. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога».

Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат

создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Индивидуальные сообщения. А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»

Стихотворное послание.

13

Вн. чт. А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

А. С. Пушкин «Выстрел»

Иллюстрация

Просмотр фрагментов фильма «барышня-крестьянка»

14

Вн. чт. А. Пушкин «Выстрел». Тема мести.

Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст.

А. С. Пушкин. Дубровский.

Развернутый ответ на вопрос.

15

А. С. Пушкин. «Дубровский». Изображение русского барства.

Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.)

Художественный пересказ эпизода.

Анализ текста

интернет-урок

16

А. С. Пушкин.. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.

Создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств

Составить 10 вопросов к произведению.

Анализ текста

Анализ текста по вопросам

17

А. С. Пушкин. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.

Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации

Проекты (группа)

Проверочная работа

18

А. С. Пушкин. Романтическая история любви Владимира и Маши.

Строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм

План

Защита проектов

19

А. С. Пушкин. Авторское отношение к героям.

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации.

Подготовиться к сочинению

Таблица

20

РР Сочинение по творчеству А. С. Пушкина

Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Биография.

Сочинение

21

Михаил Юрьевич Лермонтов «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  

Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Выучить наизусть стихотворение

Анализ стихотворения.

Чтение наизусть

22

М. Ю. Лермонтов. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром.

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели

И. С. Тургенев «Бежин луг»

Чтение стихотворения наизусть.

Иллюстрации к стих-ям Лермонтова.

23

Иван Сергеевич Тургенев. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям.

Работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

Ответ на вопрос: «Роль картин природы в произведении»

Работа с карточками индивидуальной работы

Анализ пейзажа

24

Иван Сергеевич Тургенев. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир..

Выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство

Федор Иванович Тютчев. Записать ключевые слова

Работа в группах

25

Федор Иванович Тютчев.  Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...».

Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности)

Выучить стихотворение наизусть

Анализ стихотворения

26

Федор Иванович Тютчев. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...».

Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации

Создать фотоальбом

Чтение стихотворения наизусть

Анализ лирического стих-я

27

Афанасий Афанасьевич Фет.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...».Жизнеутверждающее начало в лирике Фета..

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение

Проект

Выразительное чтение стихотворений и  анализ

28

Афанасий Афанасьевич Фет. «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Природа как естественный мир истинной красоты.

Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат

Записать эпитеты, метафоры, сравнения

Выразительное чтение стихотворений и  анализ

29

РР Обучение анализу лирического стихотворения.

Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки

Презентация

Анализ стихотворения

30

Николай Алексеевич Некрасов.  «Железная дорога». Картины подневольного труда.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

Цитатный план

Тест

31

Николай Алексеевич Некрасов. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа

Работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

Н. А. Некрасов «Дедушка»

Ответы на вопросы

32

Вн. чт. Историческая поэма Н. А. Некрасова «Дедушка»

Преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст

Прочитать сказ Николая Семеновича Лескова. «Левша».

Отзыв

Декабристы в полотнах русских художников

33

Николай Семенович Лесков. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Характеристика Левши

Групповые задания: выписать из текста сказа приемы сказочного повествования; пословицы и поговорки; примеры новых слов. Ответить на вопрос: кто и когда их произносит?

34

Николай Семенович Лесков. «Левша». Особенности языка произведения.

Описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса

Пересказ эпизода

Индивидуальная работа

35

Николай Семенович Лесков. «Левша». Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией.

Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст

Иллюстрация

Чтение по ролям  сцен «Платов у туляков», «Левша у англичан»

Выразительное чтение сказа

36

Николай Семенович Лесков. «Левша». Сказовая форма повествования.

Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей

Н. С. Лесков «Человек на часах».

Проверочная работа

37

Вн. чт. Н. С. Лесков «Человек на часах». В борьбе между служебным долгом и состраданием.

Определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме

Подготовиться к сочинению. Цитаты подготовить

Небольшое сочинение-рассуждение

38

РР Сочинение по творчеству Н. С. Лескова.

Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными

Антон Павлович Чехов. «Толстый и тонкий»

Сочинение

39

Антон Павлович Чехов. «Толстый и тонкий».. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Антон Павлович Чехов. «Лошадиная фамилия»

Ответы на вопросы (участие в диалоге)

интернет-урок

40

Вн. чт. Антон Павлович Чехов. «Лошадиная фамилия». Речь героев как источник юмора.

Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации

Проект

Литературная викторина «Чехов смеётся».

Инсценировка рассказов А. П. Чехова

41

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов XIX века Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Выучить стихотворение наизусть

Защита проектов

Анализ лирического произведения

42

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов XIX века Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности)

Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».

Чтение стихотворения наизусть

Из русской литературы XX века (26+7ч.Вн. чт. + 5ч. РР + 8РК)= 38ч.

43

Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».  Тема служения людям.

Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.).

Рассказы М. Зощенко

Игра-вопрос (по рядам)

44

Вн. чт. Мир сатиры.  По рассказам М. Зощенко

Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов

Андрей Платонович Платонов. Неизвестный цветок».

Придумать свой небольшой по объему рассказ

45

Андрей Платонович Платонов. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат

Прочитать произведение А. П. Платонова (на выбор) В.Михайлов. Рассказ о животных

Ответы на вопросы одноклассников

46

«Ни на кого не похожие» герои А. Платонова. 

Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей

Александр Степанович Грин. «Алые паруса»

Составление таблицы

47

Александр Степанович Грин. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести.

Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели

Устное описание иллюстраций В.Высоцкого и В.Власова к «Алым парусам».

Пересказ эпизода от 3-го лица

Иллюстрации к произведению

48

Александр Степанович Грин. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца».

Тест

49

Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, хозяина природы.

Выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи

Выделить эпизоды, связанные с образом Насти. Подготовить рассказ о Насте

Краткий пересказ истории Антипыча, эпизоде «Митраша в беде», «Приключения Насти в лесу» от лица героев. Сопоставление героев.

Кроссворд

50

Михаил Михайлович Пришвин. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение

Подготовить цитатный материал к сравнительной характеристике Насти и Митраши

Развернутый ответ на вопросы

Сравнительная таблица

51

Михаил Михайлович Пришвин. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев.

Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации

Сочинение- миниатюра «Человек и природа в сказке-были» «Кладовая Солнца» М. Пришвина».

Развернутый ответ на вопросы

52

Михаил Михайлович Пришвин. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

Подготовиться к сочинению.

Проверочная работа.

Пересказ эпизода

53

РР Сочинение по творчеству М. М. Пришвина.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Читательский дневник (произведение крапивина)

Сочинение

54

Вн. чт. РГ Любимые герои произведений В.П.Крапивина.

Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его

Историческая справка о войне

Ответы на вопросы

55

Произведения о Великой  Отечественной  войне К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;

Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности)

Выучить стихотворение наизусть

Осознанное чтение

Чтение наизусть

56

Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

Подготовить и принести стихотворения. Иллюстрация

Чтение стихотворения наизусть

57

Виктор Петрович Астафьев.«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы.

Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей

Сообщение о детстве героев рассказа.

Анализ текста

Просмотр презентации по теме

58

Виктор Петрович Астафьев. «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Письменное сообщение о главном герое рассказчика

Письменная работа

59

Виктор Петрович Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе.

Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст

Составить словарик «сибирских» диалектизмов, местных слов. Подумать над вопросом: почему писатель использовал их в своем произведении?

Пересказ от третьего лица по рассказу В.Астафьева (фрагмент от слов:  «День был ясный…»)

Словарь сибирских слов

60

Виктор Петрович Астафьев. «Конь с розовой гривой». Яркость и самобытность героев

Работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

Подготовиться к сочинению

Развернутые ответы на проблемные вопросы

61

РР сочинение по творчеству В. П. Астафьева.

Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными

Валентин Григорьевич Распутин. «Уроки французского».

Сочинение

62

Валентин Григорьевич Распутин. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени.

Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат

Развернутый ответ на вопросы.

Выразительное чтение, пересказ, анализ текста

Просмотре презентации по теме

63

Валентин Григорьевич Распутин. «Уроки французского.  Душевная щедрость учительницы.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Краткий пересказ эпизодов Цитатный план

Характеристика героя. Цитатный план к рассказу о герое.

Пересказ от лица героя

64

Валентин Григорьевич Распутин. «Уроки французского».  Нравственная проблематика произведения. 

Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.)

Подготовиться к сочинению

Карта групповой работы

65

РР Сочинение по творчеству В. Г. Распутина.

Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности)

Читательский дневник

Сочинение

66

Николай Михайлович Рубцов.. «Звезда полей».

Определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи

Записать ключевые слова, понятия в тетрадь

Анализ стихотворения

Выразит чтение стих-я

67

Николай Михайлович Рубцов. «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Составить кроссворд

Анализ стихотворения

68

РР Обучение анализу лирического стихотворения.

Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки

Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

Анализ стихотворения

69

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла».

Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст

Сообщение «Влияние учителя на формирование детского характера»

Чтение, анализ текста по вопросам

Собственные презентации по теме

70

Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».  Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение

А.С.Козлов «Мальчик без шпаги»

Тест

71

Вн. чт. Ф. Искандер «Запретный плод» Проблематика рассказа.

Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки

Развернутый ответ на вопросы.

Выразительное чтение узловых эпизодов.

72

РР Подготовка к домашнему сочинению «Отзыв о прочитанной книге» (по произведению Искандера)

Умение составлять текст.

Отзыв

Отзыв

Выставка книг

73

Родная  природа в русской поэзии XX века А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»

Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.)

Выучить стихотворение наизусть

Анализ стихотворения

74

Родная  природа в русской поэзии XX века С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...»..

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Василий Макарович  Шукшин. Рассказ «Чудик».

Чтение стихотворения наизусть

75

Василий Макарович  Шукшин.

Рассказ «Чудик». Особенности шукшинских героев-«чудиков».

Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации

«Критики». Презентация писателей Тюменского края (групповая работа

Характерис-тикагероя-«чудика»,

Интернет- урок

76

ВасилийМакарович  Шукшин. «Критики». Образ «странного» героя в литературе. 

Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат

В. М. Шукшин «Срезал?»

Викторина

77

Вн. чт. Кто прав, кто виноват в рассказе В. М. Шукшина «Срезал?»

Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки

Из литературы народов России

Ответы на вопросы

Из литературы народов России (3ч.+1РГ)=4ч.

78

ГабдуллаТукай.Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине.

Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Выразительное чтение

Элементы анализа поэтического текста. Выразительное чтение

79

Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда..», «Каким бы малым ни был мой народ» Тема бессмертия народа.

Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей

Мифы Древней Греции.  

Элементы анализа поэтического текста. Выразительное чтение

Из зарубежной литературы(13ч. +1ч. РР+3ч. Вн. чт)= 17ч.

80

Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его

Пересказ мифа (по выбору)

Чтение, вопросы, тест

81

РР Древнегреческая мифология в живописи и скульптуре.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Презентации учащихся по живописи и скульптуре.

Беседа по вопросам

Презентации по теме

82

Геродот. «Легенда об Арионе».

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Выразительное чтение. Рассказ о герое

Устное сообщение «Сопоставление «Легенды об Арионе» со стихотворением А.Пушкина».

83

Гомер. «Одиссея», Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного.

Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.)

Выразительное чтение.

Сообщение «Почему Одиссея называли хитроумным?».

84

«Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде»..

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение

Пересказывать текст

Выразительное чтение.

85

Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов..

Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей

Ответ на вопросы

Творческое задание (работа в группах)

86

Мигель де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот».  Пародия на рыцарские романы..

Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ

Письменно ответить на вопрос: Чем близок и дорог роман  «Дон Кихот» людям нашего времени?

Вопросы, анализ текста

87

Вн. чт. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы.

Определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме

Фридрих Шиллер. «Перчатка».

Творческое задание

88

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах..

Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата

Характеристика второстепенного персонажа

Синквейн

89

Фридрих Шиллер. «Перчатка». Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации

Проспер Мериме. «Маттео Фальконе».

Характерис-тика персонажа

90

Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы.

Определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме

Черты новеллы в произведении

Пересказ эпизода с описанием природы.

Пересказ эпизода близко к тексту

91

Проспер Мериме. «Маттео Фальконе».  Превосходство естественной, «простой» жизни.

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат

Заполнить таблицу «Реальное и фантастичес-кое»

Рассуждение «Кто же он, Маттео Фальконе, герой или убийца?», «Кто виноват в смерти Фортунато?»

92

Проспер Мериме. «Маттео Фальконе».   Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

Таблица

93

Вн. чт. Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча.

Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности)

Придумать притчу

Анализ текста

Иллюстрации к произведению, работа с афоризмами

94

Вн. чт. Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Утверждение всечеловеческих истин.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Анализ текста

95

23.05-27.05

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, Классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение

Сравнительная характеристика Тома и Гека

Тестирование

Просмотр фрагмента фильма

96

23.05-27.05

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Юмор в произведении.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Подготовиться к  читательской конференции

97

23.05-27.05

Заключительная читательская конференция «Мир моего чтения». Рекомендации на лето.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

98-102

Резервные уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...