сочинение
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс) на тему

Диденко Диля Ралифовна

Пошаговая инструкция к написанию сочинения 15.2,15.3

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прочтите текст и выполните задания 2-14

(1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. (2) Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. (3) Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.

(4) Деду не спалось. (5) Он поставил самовар – от него окна в избе сразу запотели.

(6) В сенях мирно спал заяц, дедов любимец, и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.

(7) Мы пили чай ночью, дожидаясь нерешительного рассвета, и за чаем дед поведал мне историю о зайце.

(8) В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. (9) Леса стояли сухие, как порох. (10) Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. (11) Дед выстрелил в него, но промахнулся, и заяц удрал.

(12) Дед огорчился и пошёл дальше. (13) Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. (14) Поднялся ветер. (15) Дым густел – стало трудно дышать.

(16) Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. (17) Ветер перешёл в ураган. (18) Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.

(19) Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

(20) Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. (21) Он бежал медленно и волочил задние лапы. (22) Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

(23) Ларион обрадовался зайцу, будто родному. (24) Дед, старый лесной житель, знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. (25) Гибнут они только тогда, когда огонь их окружает.

(26) Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «(27) Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

(28) Заяц вывел деда из огня. (29) Когда они выбежали из леса к озеру, то оба упали от усталости. (30) Дед подобрал зайца и понёс домой. (31) У зайца были опалены задние ноги и живот. (32) Дед вылечил его и оставил у себя.

(33) – Этот заяц, – сказал дед, – спаситель мой: я ему жизнью обязанный. (34) Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить.

(35) Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

(По К.Г.Паустовскому)

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старый дед Ларион, его внук Ванька и заяц с рваным ухом «так и живут вместе»

  1. Деду и его внуку жаль было выгонять больного зайца, который из-за рваного уха плохо слышал.
  2. Дед и его внук полюбили зайца, который в трудную минуту спас деду жизнь, и заяц тоже привязался к вылечившим его людям.
  3. Дед и его внук приняли зайца в свою семью, так как заяц был ещё совсем маленький и остался один.
  4. Дед и его внук оставили у себя зайца вместо собаки: ночью он спал в сенях и сторожил дом.

Ответ: ___________________________

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью.
  2. Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц.
  3. Ларион обрадовался зайцу, будто родному.
  4. Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

Ответ: ___________________________

4.Из предложений 7-11 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от рядом стоящего согласного.

Ответ: ___________________________

5.Из предложений 3-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса зависит от приставки.

Ответ: ___________________________

6.Замените разговорное слово удрал в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________

7. Замените словосочетание дедов любимец (предложение 6), построенное на основесогласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________

8.Выпишите грамматическую основу предложения 18.

Ответ: ___________________________

9.Среди предложений 9-13 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите его номер.

Ответ: ___________________________

10.В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

Я, 1 можно сказать,2 благодарность оказывать должен,3 а ты говоришь – бросить. Так и живут вместе – старый дед Ларион,4 его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

Ответ: ___________________________

11.Укажите количество грамматических основ в предложении 19.

Ответ: ___________________________

12.В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённогопредложения.

Леса стояли сухие,1 как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него,2 но промахнулся,3 и заяц удрал.

Ответ: ___________________________

13.Среди предложений 16-19 найдите сложноподчиненное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

14.Среди предложений 1-5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер.

Ответ: ___________________________

СОЧИНЕНИЕ –РАССУЖДЕНИЕ, СВЯЗАННОЕ С ОБЪЯСНЕНИЕМ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛА КЛЮЧЕВОГО ФРАГМЕНТА ИСХОДНОГО ТЕКСТА.(15.2)

Формулировка задания15.2:

Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: « Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить…»

  1. Вступление (1-й абзац), в котором мы цитируем обозначенное в задании предложение и тезисно объясняем его смысл, указывая, кто из героев произносит эту фразу и о чем хочет сказать.
  2. Основная часть (2-й, 3-й абзацы), в которой следует обосновать высказанное в первом абзаце сочинения суждение о смысле анализируемого фрагмента и привести два примера-аргумента из исходного текста с указанием на соответствующие номера предложений.
  3. Итоговый вывод (4-й абзац), в котором важно сказать о том, как анализируемое предложение помогает понять идею текста; отношение рассказчика к тому или иному персонажу; причины поступков героя и т т.д.

Опираясь на приведенную выше схему, напишем сочинение 15.2 по тексту К.Г.Паустовского и объясним смысл предложение № 34: « Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь- бросить…».

  1. Вступление (1-й абзац)

Вначале выпишем, заключив в кавычки, само предложение № 34. Затем, используя клишированную фразу « Мне кажется, что приведенная фраза из текста К.Г.Паустовского (предложение №…) означает следующее», укажем, кто из героев текста произносит эту фразу и о чем хочет при этом сказать: « произнося эту фразу, дед Ларион хочет объяснить гостю, почему он оставил зайца у себя, в своем доме, и не прогнал его». Сформулируем тезис, который будем доказывать: « Оказывается, зверек спас жизнь охотнику в о время лесного пожара, поэтому забота о нем – это проявление благодарности». Чтобы логически связать первый абзац сочинения с последующими частями, завершим его следующей фразой: « Докажу свои рассуждения примерами из прочитанного текста». Итак, вступительная часть сочинения будет выглядеть так (жирным шрифтом выделены клишированные фразы):

   « Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить…». Мне кажется, что приведенная фраза из текста К.Г.Паустовского (предложение 34) означает следующее: произнося эту фразу, дед Ларион хочет объяснить гостю, почему он оставил зайца у себя, в своем доме, всячески заботится о нем и никогда не посмеет прогнать. Оказывается, зверек спас жизнь охотнику во время лесного пожара, поэтому забота о нем – это проявление благодарности. Докажу свои рассуждения примерами из прочитанного текста.

  1. Основная часть (2-й, 3-й абзацы)

Помним о том, что основная часть сочинения состоит из двух абзацев: каждый из аргументов пишется с красной строки и начинается при помощи вводных слов «во-первых» и «во-вторых», которые мы используем, когда рассуждаем о чем-либо.

Прочитаем текст еще раз и отметим предложения, подтверждающие тезис: « Оказывается , зверек спас жизнь охотнику во время лесного пожара, поэтому забота о нем – это проявление благодарности». Ими могут быть предложения 19-20 (Огонь гнал по земле с неслыханной скоростью. Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал глаза ему, а сзади был слышен уже  широкий гул и треск пламени. Смерть настигала деда, хватала его за плечи…») и 25-27 (« Дед бежал за зайцем, плакал  от страха и кричал: « Погоди, малый, не беги так-то шибко! Заяц вывел деда из огня»).

 Кратко напишем, о чем говорится в выделенных нами предложениях. Не забудем указать номера этих предложений. Используя клишированные фразы, завершим ими второй и третий абзацы сочинения: « Предложения №№ свидетельствуют об этом, « Об этом говорится в предложениях №№»

 Так мы написали основную часть сочинения (Жирным шрифтом выделены клишированные фразы):

    Во-первых, если бы не заяц, то деду Лариону вряд ли удалось спастись во время пожара, потому что сильный ветер быстро распространял огонь по всему лесу, а едкий дым мешал ориентироваться в пространстве. Предложения 18-20 свидетельствуют об этом.

     Во-вторых, дед Ларион отчаялся и считал, что ему уже вряд ли удастся выжить. Поэтому выскочивший у него из-под ног заяц воспринимается героем как подарок судьбы. Бывалый охотник хорошо знал повадки животных. Ему было известно, что лучше чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются во время лесного пожара. Охотник доверился интуиции зайца и был спасен. Об этом говорится в предложениях 25-27.

Итоговый вывод (4-й абзац)

    В последнем абзаце сочинения, который можно начать с одного из вводных слов (« таким образом», «итак»), следует подвести итог своим рассуждениям и сказать о том, что предложение № 34 помогает понять идею текста:

     Таким образом, финальная фраза текста (« Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен , а ты говоришь – бросить…») помогает понять его идею: За добро следует платить ответным добром. В благодарность за спасание дед Ларион вылечил зайца, оставил жить у себя и стал всячески заботиться о нем.

  Соберем воедино получившийся текст и получим следующее сочинение по заданию. 15.2:

     « Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить…» Мне кажется, что приведенная фраза из текста К.Г.Паустовского (предложение № 34) означает следующее: произнося эту фразу, дед Ларион хочет объяснить гостю, почему он  оставил зайца у себя, в своем доме, всячески заботится о нем и никогда не посмеет прогнать. Оказывается, зверек спас жизнь охотнику во время лесного пожара, поэтому забота о нем – это проявление благодарности. Докажу свои рассуждения примерами из прочитанного текста.

      Во-первых, если бы не заяц, то деду Лариону вряд ли удалось спастись во время пожара, потому что сильный ветер быстро распространял огонь  по всему лесу, а едкий дым мешал ориентироваться в пространстве. Предложения 18-20 свидетельствуют об этом.

     Во-вторых, дед Ларион отчаялся и считал, что ему уже вряд ли удастся выжить. Поэтому выскочивший у него из-под ног заяц воспринимается героем как подарок судьбы. Бывалый охотник хорошо знал повадки животных. Ему было известно, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются во время лесного пожара.  Охотник доверился интуиции зайца и был спасен. Об этом говорится в предложениях 25-27.

     Таким образом, финальная фраза текста ( Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить…») помогает понять его идею: за добро следует платить ответным добром. В благодарность за спасение дед Ларион вылечил зайца, оставил жить у себя и стал всячески  заботиться о нем.

Сочинение – рассуждение, связанное с объяснением значения того или ионного слова(15.3)

Как вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ?

Рассуждение строится по следующей схеме:

  1. Вступление (1-й абзац), в котором мы объясняем, как мы понимаем значение того или иного слова, которое указано в формулировке задания.

Для этого сначала даем свое определение морально-этическому понятию, используя один из возможных способов толкования лексического значения слова:

А) перечисляем основные признаки, составляющие понятие (например, дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях);

Б) перечисляем синонимы (например, смелость – это храбрость, отвага, бесстрашие);

В) указываем на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие (например, человечность – это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости).

Затем комментируем данное нами определение, расширяя свой ответ. Можно сказать о том, насколько актуально сегодня это морально- этическое понятие; какую роль оно играет в нашей жизни; что в своих афоризмах говорили об этом понятии известные люди.

  1. Основная часть (2-й, 3-й абзацы), в которой следует обосновать выдвинутый во вступлении тезис ( Этим тезисом является данное нами толкование указанного в задании 15.3 морально – этического понятия) и привести два доказательства справедливости своих суждений ( каждый из них дается в новом абзаце).

Первый аргумент мы приводим из исходного текста: кратко рассказываем о том, какие поступки совершает герой и как они связаны с анализируемым морально- этическим понятием. При этом обязательно указываем номера соответствующих предложений или применяем цитирование.

Второй аргумент мы приводим, опираясь на собственные жизненные впечатления. Ими могут быть:

-случай из собственной жизни;

- случай из жизни других людей ;

- поучительная история из жизни выдающегося, известного, уважаемого человека ( исторического деятеля, ученого, философа, писателя, поэта, художника, актера и т.д.) или ссылка на его мнение;

- жизненная история, освещавшаяся в средствах массовой информации;

- читательский опыт;

- обращение к историческим фактам.

  1. Итоговый вывод (4-й абзац), в котором еще раз подчеркиваем непреходящее значение и важность  морально- этического понятия, указанного в формулировке темы сочинения.

Взяв за основу приведенную схему, напишем сочинение 15.3.

1.Вступление (1-й абзац)

В начале сочинения зададим вопрос: « Что же такое благодарность?» Затем, перечислив основные признаки, составляющие суть этого морально- этического понятия, приведем его толкование: « Это чувство признательности к кому-либо за оказанную помощь, проявленное внимание или вовремя данный ценный совет».

Прокомментируем данное нами определение. Укажем на то, что благодарность – не просто способность ценить то хорошее, доброе, что делают для нас окружающие. Это еще и умение в знак признательности совершать ответные благородные поступки.

Вспомним высказывание древнегреческого мудреца Эзопа о том, что « благодарность – признак  убедительность.

Логически свяжем первый абзац с последующим частями сочинения, используя клишированную фразу: « Попробую доказать справедливость своей точки зрения, опираясь на текст К.Г. Паустовского и собственные опыт».

Итак, вступительная часть сочинения будет выглядеть следующим образом ( жирным шрифтом выделены клишированные фразы):

         Что же такое благодарность? По моему мнению, это чувство признательности к кому-либо за оказанную помощь, проявленное внимание или вовремя данный совет. Однако благодарность – не просто способность ценить то хорошее, доброе, что делает для нас окружающие. Это еще и умение в знак признательности совершать ответные благородные поступки. Не случайно древнегреческий баснописец Эзоп считал благодарность «признаком благородства души человека». Попробую доказать справедливость своей точки зрения, опираясь на текст К.Г.Паустовского и собственный жизненный опыт.

  1. Основная  часть (2-й, 3-й абзацы).

Чтобы привести первый аргумент, внимательно прочитаем текст К.Г.Паустовского. Выделим в нем ключевые предложения, которые помогут найти ответы на следующие вопросы:

- кто из героев текста испытывает чувство благодарности?

- кому и за что этот герой благодарен?

-  каким образом выражает признательность?

Кратко ответим на эти вопросы, процитируем в доказательство справедливости своих слов небольшой фрагмент текста и запишем первый  аргумент:

   В тексте К.Г.Паустовского дед Ларион благодарен зайцу, который спас ему жизнь во время сильного лесного пожара: « - Этот заяц, - сказал дед, - спаситель мой: я ему жизнью обязанный. Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить…» Охотник понимал, что он тоже должен помочь бедному животному, пострадавшему от огня. Поэтому в благодарность за спасение дед Ларион вылечил зайца, оставил жить у себя и стал всячески заботиться о нем.

    Чтобы привести второй аргумент, обратимся к читательскому опыту и вспомним русскую народную сказку « Лягушка  царевна», которая учит тому, что благодарность необходима в нашей жизни, так как добро порождает ответное добро.

      Размышляя над вопросом, что же такое благодарность, не могу  не вспомнить  русскую народную сказку « Лягушка- царевна». Иван- царевич сначала хотел убить медведя, зайца и щуку, а потом пожалел их. В благодарность за это животные помогли ему одолеть Кощея Бессмертного.

  1. Вывод (4-абзац)

Последний абзац сочинения можно начать, используя следующую клишированную фразу: « Подводя итог сказанному выше, сделаю следующий вывод…»

Делая итоговый вывод, отметим, как важно в знак благодарности сделать что-то хорошее и полезное тому, кто оказал нам помощь.

Соберем воедино получившийся текст и получим следующее сочинение:

      Что же такое благодарность? По моему мнению, это чувство признательности к кому-либо за оказанную помощь, проявленное внимание или вовремя данный ценный совет. Однако благодарность – не просто способность ценить то хорошее, доброе, что делает для нас окружающие. Это еще и умение в знак признательности совершать ответные благородные поступки. Не случайно древнегреческий баснописец Эзоп считал благодарность «признаком благородства души человека». Попробую доказать справедливость своей точки зрения, опираясь на текст К.Г.Паустовского и собственный жизненный опыт.

   В тексте К.Г.Паустовского дед Ларион благодарен зайцу, который спас ему жизнь во время сильного лесного пожара: « - Этот заяц, - сказал дед, - спаситель мой: я ему жизнью обязанный. Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить…» Охотник понимал, что он тоже должен помочь бедному животному, пострадавшему от огня. Поэтому в благодарность за спасение дед Ларион вылечил зайца, оставил жить у себя и стал всячески заботиться о нем.

    Чтобы привести второй аргумент, обратимся к читательскому опыту и вспомним русскую народную сказку « Лягушка  царевна», которая учит тому, что благодарность необходима в нашей жизни, так как добро порождает ответное добро.

      Размышляя над вопросом, что же такое благодарность, не могу  не вспомнить  русскую народную сказку « Лягушка- царевна». Иван- царевич сначала хотел убить медведя, зайца и щуку, а потом пожалел их. В благодарность за это животные помогли ему одолеть Кощея Бессмертного

Подводя итог сказанному выше, сделаю следующий вывод: на добро следует отвечать добром. Поэтому так важно в знак благодарности сделать что-то хорошее и полезное тому, кто оказал нам помощь.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение на Всероссийский конкурс школьных сочинений "Моя семья" в номинации "Моя семья в истории страны" на тему: "Династия хлеборобов"

Сочинение победило на муниципальном и региональном этапах Всероссийского конкурса школьных сочинений....

Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ

подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненн...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Сочинение – описание натюрморта по картине Н.М.Баранова «Рябиновые грозди» как подготовительный этап к сочинению по воображению.

Урок подготовки к сочинению-описанию натюрморта по картине владимирского художника Н. М. Барановасодержит работу  спонятием "натюрморт", художественным текстом(отрывком из книги В. А. Солоухина "...

Сочинение об абзацном отступе, сочинение о задаче автора рассуждения, сочинение о существительном - дирижере.

Данные сочинения  предназначены для подготовки к работе над лингвистической темой....