"Комплексный анализ текста (по материалам ОГЭ)"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Занятие направлено на актуализацию изученного по синтаксису и пунктуации, а также на повторение некоторых орфограмм в приставке и корне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_analiz_teksta.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата:________________
Класс: IV , 8 класс
Тема: «Комплексный анализ текста (по материалам ОГЭ)»
Цель: обобщить и систематизировать материал по блоку: «Главные члены предложения».
Задачи: 1. Познавательные: совершенствовать речь учащихся, их способность рассуждать по заданной теме, умение конструировать текст и анализировать его, определяя тему, главную мысль, тип и стиль речи, способы связи в тексте; учить выделять микротемы.
2. Практические: совершенствовать пунктуационные навыки
3. Развивающие: развивать активность, самостоятельность.
4. Воспитательные: воспитывать культуру ученического труда
Оборудование: распечатка текстов.
Ход урока.
- Орг. Момент
- Сообщение темы урока.
- Актуализация ранее изученного.
- Орф. работа.
Скачок, перескочить, ускакать, сочетать, прочитать, прожигать, расстелить, отпереть, отдирать, отмереть, выложить, положить, приложение, полагать, слагать, коснуться, касательная, неукоснительно, блистательный,
- Пунктуационная работа.
Найти хорошего друга – трудная задача.
Защищать Родину – долг офицера.
«Три товарища» - интересная книга.
Солнце как раскалённый шар.
Я кадет.
- Комплексное повторение.
- Содержательно-смысловой анализ текста.
- К какому стилю относится текст? Типу?
- Какова идея текста, т.е. зачем он написан?
- Что помогает автору нарисовать картину, передать настроение главного героя? Какие средства языка он использует?
- Что чувствует герой в начале текста? Как автор это передал? Каким образом меняется настроение? Какое выразительное средство синтаксиса позволяет читателю увидеть эти перемены?
- В последнем абзаце использует риторический вопрос, не требующий ответа.
- Какое утверждение соответствует основной мысли текста?
- Добрым словом и бездомный богат.
- От доброго слова язык не отсохнет.
- Кроткое слово гнев побеждает.
- На добрый привет добрый и ответ.
Данный текст является ярким примером того, как эстетическая речевая система текста способствует передаче идейно-эстетического содержания, жизненной философии автора.
ПРИВЕТНОЕ СЛОВО.
Холодно. Ветр_но. Конец весны, а приход_тся на прогулку прятат_ся в лес.
Иду. Кашл_ю. Скриплю. (Надо) мной пусты(н,нн)о шумят березы никак (н_) разрождающиеся листом, сережками лиш(?) обвеш_нные и щепотками зеленых почек осененные. Настроение мрачное. Думает_ся в основном о конце света.
Но вот (на)встречу по вытоптанной тропинке чешет на (трех)колесном в_лос_педе девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малыш_м.
-Длястуй дядя! – сияя чернущими глазами кричит девочка и шурует дальше.
«Здра_ствуй маленькая! Здра_ствуй дитятко мое!»- хочется крикнуть и мне да я (не)успеваю.
Мать в син_м плащ_ке, наглухо застегнутом – боит_ся застудить грудь, пор_внявшись (со) мной устало улыбнулась:
- Ей пока еще все люди – братья!
Оглянулся – мчит_ся девочка в ра(з,с)пахнутой красной куртке по весе(н,нн)ему березняку пр_ветствует всех всему радует_ся.
Много (ль) человеку надо? Вот и мне (с,з)делалось легче на душе.
(В.П. Астафьев)
- Языковой анализ текста.
1. Прочитайте текст, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Найдите и запишите предл. с ПГС, СГС, СИС.
3. Составьте схему предложения с прямой речью.
4. Выпишите из текста по одному примеру следующих видов предложений: повествовательное, побудительное, вопросительное.
5. Обозначьте графически причастные и деепричастные обороты.
6. Найдите предложения с однородными членами.
5. Итог урока. Д\з. Рефлексия.
- Продолжите предложения, говоря о роли различных средств языка в создании художественного образа, в передаче смыслового содержания текста.
Я узнал(а), что…
Я думаю, что…
Я знаю, что…
Д\з Выписать 6 предл. с д.о. и п.о. из «Капитанской дочки», графически обозначить их.
Прочитайте текст, выполните задания после него.
ПРИВЕТНОЕ СЛОВО.
Холодно. Ветр_но. Конец весны, а приход_тся на прогулку прятат_ся в лес.
Иду. Кашл_ю. Скриплю. (Надо) мной пусты(н,нн)о шумят березы никак (н_) разрождающиеся листом, сережками лиш(?) обвеш_нные и щепотками зеленых почек осененные. Настроение мрачное. Думает_ся в основном о конце света.
Но вот (на)встречу по вытоптанной тропинке чешет на (трех)колесном в_лос_педе девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малыш_м.
-Длястуй дядя! – сияя чернущими глазами кричит девочка и шурует дальше.
«Здра_ствуй маленькая! Здра_ствуй дитятко мое!»- хочется крикнуть и мне да я (не)успеваю.
Мать в син_м плащ_ке, наглухо застегнутом – боит_ся застудить грудь, пор_внявшись (со) мной устало улыбнулась:
- Ей пока еще все люди – братья!
Оглянулся – мчит_ся девочка в ра(з,с)пахнутой красной куртке по весе(н,нн)ему березняку пр_ветствует всех всему радует_ся.
Много (ль) человеку надо? Вот и мне (с,з)делалось легче на душе.
(В.П. Астафьев)
ЗАДАНИЯ.
1. Прочитайте текст, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Найдите и запишите предл. с ПГС, СГС, СИС.
3. Составьте схему предложения с прямой речью.
4. Выпишите из текста по одному примеру следующих видов предложений: повествовательное, побудительное, вопросительное.
5. Обозначьте графически причастные и деепричастные обороты.
6. Найдите предложения с однородными членами.
Прочитайте текст, выполните задания после него.
ПРИВЕТНОЕ СЛОВО.
Холодно. Ветр_но. Конец весны, а приход_тся на прогулку прятат_ся в лес.
Иду. Кашл_ю. Скриплю. (Надо) мной пусты(н,нн)о шумят березы никак (н_) разрождающиеся листом, сережками лиш(?) обвеш_нные и щепотками зеленых почек осененные. Настроение мрачное. Думает_ся в основном о конце света.
Но вот (на)встречу по вытоптанной тропинке чешет на (трех)колесном в_лос_педе девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малыш_м.
-Длястуй дядя! – сияя чернущими глазами кричит девочка и шурует дальше.
«Здра_ствуй маленькая! Здра_ствуй дитятко мое!»- хочется крикнуть и мне да я (не)успеваю.
Мать в син_м плащ_ке, наглухо застегнутом – боит_ся застудить грудь, пор_внявшись (со) мной устало улыбнулась:
- Ей пока еще все люди – братья!
Оглянулся – мчит_ся девочка в ра(з,с)пахнутой красной куртке по весе(н,нн)ему березняку пр_ветствует всех всему радует_ся.
Много (ль) человеку надо? Вот и мне (с,з)делалось легче на душе.
(В.П. Астафьев)
ЗАДАНИЯ.
1. Прочитайте текст, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Найдите и запишите предл. с ПГС, СГС, СИС.
3. Составьте схему предложения с прямой речью.
4. Выпишите из текста по одному примеру следующих видов предложений: повествовательное, побудительное, вопросительное.
5. Обозначьте графически причастные и деепричастные обороты.
6. Найдите предложения с однородными членами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причастный оборот. Материалы к уроку. Комплексный анализ текста.
Материал для 6 класса по программе Разумовской и 7 класса по программе Баранова. Предлагаю текст, в котором ученикам нужно будет расставить знаки препинания, найти причастные обороты, также учен...
Комплексный анализ текста как средство обучения и контроля на уроках русского языка (на материале рег. компонента)
Комплексный анализ текста как вид исследовательской работы помогает учащимся сформировать знания о системе языка, развивать орфографические и пунктуационные навыки, коммуникативные умения....
материалы к уроку русского языка в 5 классе "Комплексный анализ текста"
Цель: повторить и систематизировать основные орфограммы, изучаемые в 5 класса; отрабатывать навык самостоятельной работы над текстом....
Урок русского языка в 10 классе в разделе «Комплексный анализ текста» Тема: «Способность осознать мир через образы, которые создаёт сам че¬ловек. Работа над материалами из базы заданий ЕГЭ»
Цель:• закрепление навыков работы с языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, предложений; с языковыми явлениями, предъявленными в текс...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
- Мне нравится (1)