Комплексный анализ текста как средство обучения и контроля на уроках русского языка (на материале рег. компонента)
статья по теме

Майкова Татьяна Петровна

Комплексный анализ текста как вид исследовательской работы помогает учащимся  сформировать знания о системе языка, развивать орфографические и пунктуационные навыки, коммуникативные умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminare.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста как средство обучения и контроля на уроках русского языка (основе регионального компонента).

 Комплексный языковой  анализ текста создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный   анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности. Комплексный   анализ текста состоит из следующих основных групп заданий и видов обязательных заданий к каждой группе:

Речеведческий (текстоведческий) анализ включает задания:

А) Определить тему текста.

Б) Определить идею текста.

В) Доказать, что это текст.

2) Аспектно - лингвистический ( фонетический, орфоэпический, лексический, синтаксический, словообразовательный, морфологический)

А) Произвести фонетический разбор

Б) Произвести морфемный и словообразовательный разбор

В) Произвести синтаксический разбор предложения.

3) Проверка  грамотности (орфографической и пунктуационной)

А) Объяснить орфограммы

Б)Объяснить пунктограммы

  Именно подготовка к этим обязательным видам заданий в каждой из трёх групп и представляет собой основу всех подготовительных занятий в течение учебного года, а связь между этими заданиями позволяет повторить и систематизировать пройденный материал.

  В школьной практике, как известно, самая большая проблема словесников- это дефицит учебного времени, поэтому не менее важен вопрос о том, как можно реально использовать с комплексным анализом текста на уроках русского языка.

   Комплексный анализ текста предоставляет возможность для использования его на всех видах уроков русского языка: При повторении и обобщении материала, при сообщении и закреплений новых знаний, при отработке определенных языковых и речевых навыков и умений, при текущем и итоговом контроле.

  В своей работе я включаю элементы работы в состав обычных уроков русского языка. Такое включение позволяет разнообразить ход занятий, способствует развитию речи, а также позволяет постепенно обучать учеников методам анализа текста, тем самым готовя их к специально отведенным для этого занятиям.

Главной задачей школы в 21веке стало воспитание гуманной, всесторонне развитой личности за счёт введения в систему образования регионального компонента. Сегодня нельзя обучать, не обращаясь к прошлому, не извлекая из него уроков, не формируя бережного отношения к культурным ценностям. Учитель - словесник тщательно отбирает интересные тексты для изложений, диктантов, тексты для комплексного анализа, тексты с биографическими данными творчества поэта или писателя, отражающими региональный компонент. Текст, являясь формальной единицей  обучения языку, становится важнейшим средством воспитания. В своей работе я использую дидактический материал из художественных и документальных произведений местных писателей и поэтов. В качестве материала использую связные тексты, которые расширяют знания учащихся о нашей области, её истории, природе и т. д. Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного вида примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край. Особую роль приобретают тексты, направленные на духовно – нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии. В процессе работы с текстом происходит не только совершенствование особенностей языка, но и приобщение школьников  к национальной культуре. Я хотела бы представить некоторые задания с использованием регионального компонента.

Задание.

Руководствуясь данными ниже вопросами и заданиями, соберите и

систематизируйте материал для устного выступления или домашнего

сочинения о родном крае (городе, селе, посёлке). Учитывайте формулировку  вашей темы!

  1. Что тебе известно из истории возникновения родного села?
    Как возникло его название? Менялось ли оно?
  2. Какие события из прошлого родного края вызывают у тебя чувство
    гордости и почему?
  3. Какие памятники старины могут рассказать о прошлом родного края?
    Когда они появились? Что ты знаешь об их создателях?
  4. Как в географических названиях отражена история вашего края? О чём
    могут рассказать названия улиц родного края? Что ты знаешь о
    событиях и людях, в честь которых они названы?
  5. Чем прекрасна природа родного края? Что тебе особенно близко и дорого в ней? Что делается в нашем посёлке для охраны окружающей среды?
  6. Что волнует и беспокоит тебя в современной жизни родного края?
  7. Как тебе представляется будущее родного края? Что ты сделаешь для
    него? Чем ты поможешь ему?

Задание.

Прочитайте примерные темы сочинений. Проанализируйте их. Выберите одну тему и составьте к ней план. Напишите сочинение по выбранной теме.

  • Героические страницы из истории нашего края.
  • Мои замечательные земляки.
  • Их именами названы улицы нашего посёлка.
  • О чём рассказал памятник?
  • Известные меценаты края.
  • Губернаторы Челябинской области.
  • О чём рассказывают географические названия?

          Тема края в творчестве наших земляков.

  • О чём могут рассказать старые дома?
  • Прошлое и настоящее моего села.
  • Я - экскурсовод.
  • Удивительное рядом.
  • О край родной, как ты чудесен!  

Задание.

Согласен ли ты с пословицей? Вырази свои мысли в небольшом тексте—рассуждении.

Своя земля и в горсти мила.

Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.

Где кто родится, там и пригодится.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Задание.

Продолжи сочинение по его началу

  1. С чего начинается Родина? Не сразу ответит на это человек. Один
    представит безмятежное небо юга и ласковое море, другой вспомнит
    бескрайнюю степь, третий - таежный лес Сибири. А что представляется мне
    при слове «Родина»?...
  2. Никогда, наверное, не перечислить всего, о чем думают люди, говоря «моя родина». В одном этом емком слове хочется соединить все, что очень дорого мне...
  3. Мой посёлок... Какой он? Что он для меня? За что я люблю его? Пожалуй,
    просто за то, что я здесь родилась и живу, здесь мои родители, мой дом, мои друзья...

Задание.

Запишите словосочетания, распределяя их по способам подчинительной

связи

Природа края, легенды Урала, родная земля, сила земли, уральский перекрёсток, ровесники пирамид, египетских пирамид, детально обследовать, дно водоёма, объект показа, открытие века, туристского показа, Аркаимская долина (из книги «Южноуральская панорама»)

Задание .

Прочитайте стихотворение Н.И.Годины «Окликаю по имени рощу», найдите вводные слова, определите их значение

(из хрестоматии« Литература России. Южный Урал»)

Задание.

Прочитайте. Какая общая тема объединяет данные предложения?      
Подчеркните грамматическую основу предложений. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

У каждого любителя пр..роды есть наверное где (нибудь) в л..су на б..регу озера или речки своё заветное место. Бывает так: вдруг наткнёш(?)ся во время скитаний на изумительный по красоте уголок – и сразу забываеш(?) об усталости и разного рода огорчениях. Хочется поскорее снять нарезавший плечи рюкзак и полежать на мя..кой траве отдохнуть в т..шине. А потом при каждом удобном случае будешь приходить сюда и ревниво сл..дить а не нарушила ли чья- нибудь злая рука этой мирной красоты.

( из произведения А.И.Дементьева «Летающие цветы»)

Тексты для комплексного анализа текста в старших классах

Текст №1

Семь весен пролетят быстро, и человечество вступит в третье тысячелетие. Тут есть над чем призадуматься.

 Уходящее тысячелетие… Всего лишь миг под мудрыми звёздами. Да, это так! Если вспомнить, что этап эволюции неорганической природы занимал миллиарды лет, время, прошедшее от появления живой клетки до первого человека, – почти три миллиарда лет.  А тут всего семнадцать человеческих поколений, из которых мы кое – что знаем о двух – трёх последних.

Неоспоримо – это было особое тысячелетие: вслушайтесь в название веков – век Америки, машинный век, век пара, век электричества, золотой век литературы. Это время взлётов и падений человечества, величайших заблуждений и озарений. Это время зодчих мысли и дела, мудрецов и пророков – Шекспир и Толстой, Леонардо да Винчи и Низами, Марко Поло и  Колумб, Маркс и Ленин, Галилей и Гагарин, Эдисон и Эйнштейн. Их жизни – путеводители идущим на смену поколениям. Но разве назовёшь всех, кто носил гордое звание Человек в веках минувших!

( из неопубликованных размышлений В. Поляничко)

1. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
2. С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) в тексте выражается основная мысль текста?
3. Объясните трудные орфограммы.
4. Составьте текст диктанта, включающий орфограммы суффиксов и приставок.
5. Произведите пунктуационный анализ текста.
6. Составьте схемы сложных предложений.
7. Выберите из текста материал для разных видов разбора.
8. Подберите синонимы к словам
мудрыми, гордое.
9. Какие слова употребляются в переносном значении? Какова роль этих слов в данном тексте?
10. Озаглавьте текст.

                                                 Текст №2

Гору Любви называли несколько лет тому назад Вороньей горой из – за большого количества грачей, прилетающих сюда, как только начинает с полей сходить снег, а улетающих с наступлением зимы. Сколько крику летом у подножия этой горы! В основном люди, не сведущие в принадлежности птицы к виду и роду, почему – то этих орущих, каркающих, кричащих беспрерывно птиц называли воронами.  Крича, сооружают гнёзда, крича, выводят птенцов, ссорятся, улетают в поисках корма обязательно с криками и сытые, но опять- таки кричащие, возвращаются с кормом для своих птенцов. И вся их птичья жизнь проходит в сплошном гвалте, суете, криках у подножия горы, несущей такое высокое название. И так год за годом! Как птичья суета напоминает суету человеков, которые живут вот в таком режиме всю сознательную жизнь. Суетимся, растим детей, потом помогаем растить внуков, и так день за днём. Жизнь – это мост, и идти по нему надо уверенно, но не строем, чтобы не создавать дисбаланс, и понимая, что каждый метр этого моста – это годы жизни, и нет лет плохих, как нет хороших, все эти годы должны быть прожиты честно, по – доброму,  в любви к себе и ближнему. Это и есть тот дом, построив который, будешь жить вечно, дом, построенный из самых лучших человеческих качеств, из которого возвращается каждый человек на « круги своя».

( Из книги С.П.Мальцева « Три слова об Аркаиме»)

1. Запишите текст. Докажите, что это связный текст.
2. Какова тема, основная мысль текста? Озаглавьте текст.
3. Объясните значение слова
дисбаланс. Придумайте предложение с этим словом.
4. Какие эпитеты встречаются в тексте?
5. Подберите синонимы к словам:
сознательную, суета.
6. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать правописание приставок и суффиксов?
7. Проанализируйте синтаксис и пунктуацию данного текста.
8. Понаблюдайте за использованием в тексте односоставных предложений. Какие из них преобладают и почему?
9. Выберите интересные слова для лексического, морфемного, словообразовательного и морфологического разборов.
10. Перескажите текст. Подготовьтесь писать изложение.

Именно при комплексном анализе сливаются воедино практические и научные задачи русского языка. Систематический и комплексный анализ текста является “мощным стимулом речевого развития ученика, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер его личности, взаимосвязанного развития обоих типов мышления: с одной стороны, ассоциативно-образного, с другой – логического”. [Бабайцева 1997:57].

План анализа текста. (Учебник русского языка V-IX классы под ред. Бабайцевой)

1. Определите тему текста. Отметить средства, позволяющие это сделать:

а) начало текста;

б) ключевые слова, ключевые предложения и др.

2. Определить тип текста (описание, повествование, рассуждение):

а) указать синтаксические особенности текста:

  • количество предложений;
  • преобладающие типы предложений;
  • способ связей предложений (цепной и параллельной) и др;

б) отметить средства связи частей текста (специализированные средства создания смысловой и грамматической ценности):

  • порядок слов (чередование данного и нового и др.);
  • ударение (расставить ударения для чтения);
  • логический повтор;
  • местоимения;
  • союзы и др.

3. Определить стиль текста:

а) отметить влияние речевой ситуации (где? с кем?) на стиль текста;

б) разговорный или книжный (научный, деловой, публицистический, художественный);

в) отметить стилистические средства:

  • фонетические;
  • лексические;
  • словообразовательные (морфемные);
  • морфологические;
  • синтаксические.

4. Орфографический и пунктуационный комментарий. [Бабайцева 1997:58].


        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование как один из инновационных методов организации обучения и контроля на уроке русского языка и литературы

Статья отражает суть тестирования как инновационного способа обучения и контроля знаний учащихся....

Комплексный анализ текста в 5 кл. (Языковой материал к уроку русского языка)

Комплексный анализ текста в 5 кл.  (по программе Л.В. Рыбченковой, 3-я четверть)  в двух вариантах....

Проект "Комплексный анализ текста как важное условие подготовки к ОГЭ по русскому языку

Данный курсовой проект был защищён в Мордовском Республиканском Институте Образования...

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В данном докладе рассматривается проблема развития речи учащихся на примере уроков русского языка и литературы....

Информационно-компьютерные технологии как один из инновационных методов обучения и контроля на уроках русского языка и литературы

В статье перечислены инновационные методики обучения и контроля на уроках русского языка и литературы. Достаточно просты, подходят для использования в малых школах с небольшой наполняемостью....

Статья по теме «Анализ текста как средство развития речи учащихся на уроках русского языка»

Повышение речевой культуры учащихся - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Развитие связной речи - одна из главных задач уроков русского языка. В настоящее время текст явля...

Возможности использования информационно-коммуникационных средств обучения на разных этапах уроков русского языка и литературы

Сегодня, когда стремительно развивается наше общество, к учителю предъявляются высокие профессиональные требования. Современный учитель должен иметь универсальную эрудицию, быть прогрессивным, информи...