Итоговый урок по теме "Наречие". 7класс
методическая разработка (7 класс) на тему

Найда Александра Владимировна

урок- путешествие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговый урок по теме «НАРЕЧИЕ»

7 класс

Цели:

- обучающая: обобщить и систематизировать знания по теме «Наречие»; совершенствовать навыки грамотного письма

- развивающая: проверить умения применять теоретические знания на практике, решая нестандартные задания;

- воспитывающая: формировать чувство ответственности за результат своего труда, воспитывать чувство взаимопонимания, взаимопомощи, ответственного отношения к дружбе и товариществу.

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала

Вид урока: урок-игра

Оборудование: таблицы-орфограммы, компьютер, мультимедиапроектор, дидактический материал по теме, маршрутные листы, «умы» .

Ход урока

  1. Оргмомент. (1 мин.)
  2. Объяснение правил игры.(3 мин.)
  3. Прохождение маршрута (повторение) – 22 мин.
  4. Интеллектуальное казино. (15 мин.)
  5. Подведение итогов урока.(2 мин.)
  6. Выставление оценок. (1 мин.)
  7. Задание на дом. ( 1мин.)

Учитель: Сегодня мы с вами побываем в интеллектуальном казино, которое находится в городе Наречие. Для того чтобы попасть в этот клуб, мы должны пройти определенный путь, вспомнить весь материал, изученный по теме «Наречие», а затем попытаться заработать некоторый капитал в Интеллектуальном казино. В классе развешаны таблички с названием орфограмм, объясняющих правописание наречий. Выполняя задания,  мы повторим эти правила и заработаем первоначальный капитал для игры в казино. Как же мы разделимся на команды? Я предлагаю следующие правила игры: все участники экспедиции получают одинаковые задания. Двое учащихся, выполнивших первыми задание, становятся капитанами команд. Остальные участники, по мере выполнения заданий, оказываются (по очереди) то в одной, то в другой команде. Вам необходимо пройти пять препятствий на пути к казино. Задания индивидуальные, если участник не справляется, члены команды имеют право оказать помощь. Только после выполнения задания полностью команда двигается дальше по маршруту. В интеллектуальном казино совещается вся команда, отвечает капитан, поднимая карточку.

Итак, начнём. Записываем сегодняшнюю дату. Получаем первые задания. Но для начала скажите, как должна действовать команда? (ответы: дружно, уверенно, слажено, вместе и т.д.) Слова какой части речи вы мне назвали? (Наречие).

Учитель раздаёт задание всем учащимся. После деления на команды ребятам выдаются маршрутные листы.

1 задание для всех учащихся (деление на команды):

  1. В каком наречии на месте пропуска пишется буква О?
  1. Ещ…
  2. Горяч…
  3. Зловещ…
  4. Волнующ…
  1. В каком наречии на месте пропуска пишется буква А?
  1. Изредк…
  2. Достаточн…
  3. Слев…
  4. Своевременн…
  1. В каком примере дефис не ставится?
  1. (по)прежнему доверяю
  2. (по)дружески
  3. (во)первых
  4. (по)другому пути
  1. В каком наречии не пишется на конце мягкий знак?
  1. Проч…
  2. Невтерпёж…
  3. Наотмаш…
  4. Настеж…
  1. Какое наречие пишется с НЕ слитно?
  1. Нисколько (не)весело
  2. (не)тихо, а громко
  3. (не)завтра
  4. (не)глупо

Задание создавшимся командам

1 задание. ПАРОЛЬ. Что обозначает наречие? _____________

КЛЮЧ. На какие вопросы отвечает наречие?________________

! Если вы справились с этим препятствием, то получаете 5 баллов. Если нет, то получаете штрафное задание 1 (5 баллов): Назовите смысловые группы наречий.

2 задание. «Много – больше». Образуйте простую сравнительную степень от наречий: чутко, гладко, сладко, сухо, редко, глухо, грубо, мелко, жидко, густо. За правильно выполненное задание – 10 баллов.

(Ответы: чутче, глаже, слаще, суше, реже, глуше, грубее, мельче, жиже, гуще).

! Штрафное задание 2 (5 баллов). Ответьте на вопрос: как изменяются наречия?___________________

3 задание. «Точка, точка, запятая». Расставь пропущенные знаки препинания, сделай синтаксический разбор предложения, морфологический разбор наречия.(10 баллов)

Соперники несколько раз встречались и победоносно поглядывая друг на друга следовали дальше3. (                                                                                                                       )

Дальше  -

I.

II.

III.

Штрафное задание 3 (5 баллов). В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?

  1. Ране…ый в руку
  2. Испуга…о посмотрел
  3. Беше…о скачет
  4. Утро тума…о

4 задание. «Фразеологизмы». Замени фразеологизмы наречиями. (10 баллов)

Как с Луны свалился – (внезапно)

Жить душа в душу – (хорошо, ладно)

Комар носа не подточит – (правильно, точно)

Как по маслу – (гладко)

        Во всю ивановскую – (громко)

 Штрафное задание 4 (5 баллов). В каком примере дефис не ставится?

  1.  (по)турецки говорил
  2. (по)весеннему небу
  3.  (в)пятых
  4.  (по)зимнему холодно

        5 задание. «Как это по-русски сказать». Определите, в каких предложениях неправильно употребляется наречие «обратно». (10 баллов)

а) Но силой ветров от залива перегражденная Нева обратно шла, гневна, бурлива.

б) Мой товарищ обратно выполнил задание хорошо.

в) Мы вчера были в лесу, завтра обратно пойдём.

г) Командир сильно волновался и быстро ходил по комнате: два шага туда, два обратно.

д) Обратно дует ветер.

Ответы: б, в, д.

Штрафное задание 5 (5 баллов). В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НИ?

(1)когда (2)следует одеваться слишком пёстро, если (3)хотите выглядеть (4)лепо.

1)   1, 4

2)   1

3)   1, 2

4)   1, 3, 4

Ответ: 2

Учитель: Вот мы и добрались до Интеллектуального казино. Первое задание будет одинаковое для обеих команд. Работа с текстом (текст можно спроецировать на доске или раздать распечатанный материал).

ТЕКСТ (М.Е.Салтыков-Щедрин миниатюра «Где живёт Совесть?»)

Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, попустому наушничать, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.

Настрадалась Совесть досыта. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав её суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.

«Сделай по-моему, Господи, - невольно в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нём – и исчезнут навсегда все неправды и насилия».

Автор этой миниатюры дал своё название, но как бы вы её назвали? Авторское название «Где живёт Совесть?» - это и есть основная мысль: по мнению автора, Совесть есть только у маленьких детей, взрослые её утрачивают. Вы можете согласиться или нет. Почему с большой буквы? Это нравственное понятие, такое же, как Истина, Правда, Милосердие.

Обратите внимание на обилие наречий. Мы поработаем только с выделенными наречиями.

Задание. Запишите омонимичные словоформы подчеркнутых слов (например, по-весеннему тепло и омонимичная форма – по весеннему лесу). (учащиеся выполняют задание)

Примерные ответы: по пустому дому, во время отпуска, на показ мод, с начала урока, по новому шоссе, по моему мнению.

Итак, начинаем игру в Интеллектуальном казино (на экране толкование слова «казино»). За правильный ответ получаете 2 ума, за неверный ответ – 1 ум отнимаем от общей суммы набранных «умов».

Вопросы:

  1. Какое отрицательное наречие употребляется в поговорке «Яблоку упасть …»? (негде)
  2. На какой слог падает ударение в следующем предложении у слова запросто? Василиса Егоровна приняла нас  запросто и радушно. (1-й)
  3. С помощью какого разряда числительного образовалось наречие по трое? (собирательного)
  4. Восемь самолетов полка взлетали по двое. Замените наречие по двое другим наречием-синонимом. (попарно)
  5. Какое из наречий пишется раздельно: (в)круговую, (в)открытую, (в)ручную, (в)рукопашную? (в открытую)
  6. (вопрос произносится, но на экране не высвечивается) Сколько слов в наречном выражении с глазу на глаз (4)
  7. «Она озорно, по-девичьи, взглянула на него сверху вниз» Сколько наречий в этом предложении? Назовите их. (4: озорно, по-девичьи, сверху, вниз)
  8. В предложении: «Не верится что-то (в)разлад между вами» какой частью речи является слово (в)разлад – наречием или существительным с предлогом. (существительным с предлогом)
  9. Что обозначает наречие в обрез?  (мало, нехватка).
  10. В каком предложении есть наречие:
  1. Никиту повели (в)глубь квартиры.
  2. Рыба шла (в)глубь.
  3. Лесник всё вёл и вёл (в)глубь леса.
  4. Иду (в)глубь двора?  

                                     (2)

  1. Наречие нараспашку употребляется не только в прямом смысле. Что может быть ещё нараспашку, кроме одежды, дверей, окон?    (душа)
  2. Какое наречие уместно употребить в пословице: «Хорош гость, коли …. ходит»?   (редко)
  3. Подберите к наречию вмиг синоним с тем же корнем.    (мигом)
  4. Какое из наречий употребляется в разговорном стиле: непосредственно, подобру-поздорову, искусственно, чистосердечно?   (подобру-поздорову)
  5. Какие приставки требуют суффикса  -а- на конце наречий?    (приставки из-, до-, с-)
  6. На какую букву заканчиваются наречия уж, замуж, невтерпеж?    (на букву Ж)
  7. Какое наречие с суффиксом  -ком обозначает «идти один вслед за другим вереницей»? (дополнительная информация: в корне этого наречия – название водоплавающей птицы) (гуськом)
  8. Какое из наречий не употребляется без НЕ? Нескромно, неинтересно, непременно, недоброжелательно.    (непременно)
  9. «Четвёртый лишний»: (во)первых, (во)вторых, (в)пятером, (в)пятых.
  10. Как образовались наречия: полным-полно, тихо-тихо, еле-еле?  (повторением одного слова)
  11. От какого слова невозможно образовать наречие: трудный, всесторонний, чтение? (чтение)
  12. Какие отрицательные наречия можно убрать из предложения, оставив одно наречие, чтобы смысл оставался неизменным? Объясните. Никто нигде никогда не сможет победить меня.   (нигде и никогда) (Если никто не сможет победить, значит, нигде и никогда)
  13. Сколько букв И в наречии «с непривычки»?      (2)
  14. Подберите антонимы к наречию грубо.   (вежливо, деликатно, тактично, ласково)

Маршрутный лист

г.Наречие

№ п/п

Название пункта

баллы

Отметка о выполнении

1

ПАРОЛЬ

5

2

«Много-больше»

10

3

«Точка, точка, запятая»

10

4

«Фразеологизмы»

10

5

«Как это по-русски сказать»

10

Маршрутный лист  

г.Наречие

№ п/п

Название пункта

баллы

Отметка о выполнении

1

ПАРОЛЬ

5

2

«Много-больше»

10

3

«Точка, точка, запятая»

10

4

«Фразеологизмы»

10

5

«Как это по-русски сказать»

10

Маршрутный лист

г.Наречие

№ п/п

Название пункта

баллы

Отметка о выполнении

1

ПАРОЛЬ

5

2

«Много-больше»

10

3

«Точка, точка, запятая»

10

4

«Фразеологизмы»

10

5

«Как это по-русски сказать»

10



Предварительный просмотр:

О, Ё после шипящих на конце наречий

свежо̒, певу̒че

Ь после шипящих на конце наречий

Вскачь, наотмашь

Уж, замуж, невтерпеж,

Но   настежь

Н, НН в наречиях

на -о, -е

интересный → интересно

обдуманный → обдуманно

Суффиксы О, А на конце наречий

приставки

Из, до, с →на конце -А

В-, на-, за-→на конце -О

По- →на конце -У

Издавна, досуха, слева

Влево, насухо, задолго

Подолгу, посуху, попросту

Не с наречиями

на –О, -Е

нелепо; неверно;

не хорошо, а плохо;

далеко не весело

Дефисное написание наречий

По-доброму, по-немецки,

во-первых, куда-нибудь, кое-как, еле-еле, худо-бедно

Раздельное написание наречий

в открытую, в обнимку, за границей, на ура, на ходу, бок о бок, по трое, нога в ногу, с глазу на глаз, с налета, на измор

Слитное написание наречий

Вблизи, вбок, вдвойне, взаперти, вкрутую, впросак, впрочем, добела, издавна, извне, набекрень, налегке, неспроста, смолоду, сперва, тотчас, чересчур

Е, И в приставках отрицательных наречий

Никогда̒, не̒когда,

 нигде̒, не̒где


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок-презентация в 7классе по теме "Степень с натуральным показателем"

Презентация соответствует публикации урока с аналогичным названием....

Открытый урок физики в 7классе "Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда."

Урок рассматривает теоретическое обоснование возникновения выталкивающей силы и различные способы её олределения. Убеждает в равносильности всех способов на примере одного и того же тела. Исследует не...

Открытый урок физики в 7классе "Момент силы"

На уроке разрешается проблема: как сформулировать условие равновесия рычага, если на него действует больше двух сил. Закрепляется урок практическими заданиями - 8 разных заданий, каждое выполняется дв...

Итоговое тестирование по географии 7класс

Тест для обучающихся 7 класса по основным темам....

Итоговая контрольная работа для 7класса

Итоговая контрольная работа по математике...

Итоговый урок по русскому языку в 7классе «Причастие»

Урок-экскурсия  в 7 классе «Обобщение и систематизация знаний по теме «Причастие». Цели урока:Обобщить и систематизировать знания о причастии как о части речи, о действительных ...

Итоговое тестирование по обществознанию 7класс

Определение уровня подготовки 7 класса по учебному предмету....